Контакты

Акустическая энциклопедия. Музыкальная акустика "Акустика музыкальная" в книгах

Ощущение, которое складывается от любого медиа-пространства - от масштабного кинотеатра до домашней «сцены» - во многом зависит от того, насколько качественно в нем выстроен звук. Это оборудование, без которого нельзя создать по-настоящему уютное кафе или клуб, где выступают музыканты. Без звукового сопровождения не обходятся стадионы, конференц-холлы, торгово-развлекательные комплексы и всевозможные шоу-центры.

Высококачественная акустическая система дает возможность поразить, привлечь и удержать аудиторию, быстро создать правильное впечатление. Информация, передаваемая по аудиоканалам, воздействует на эмоциональную сферу и психику человека напрямую, и ошибки, недостатки звука обходятся дорого. Это не значит, что на оборудование придется потратить чрезмерно много и цена окажется «неподъемной» - в нашем интернет-магазине вы всегда сможете купить акустическую систему недорого. Консультанты помогут правильно подобрать все составляющие, рассчитать мощность, количество элементов в системе, чтобы обеспечить нужный заказчику эффект с наибольшим «КПД» от вложений.

Профессиональные акустические системы и оборудование - широкие возможности и демократичные цены

«Свет и Музыка» - магазин, который поможет покупателям увеличить средний размер чека в коммерческом заведении и создать особую атмосферу дома. Приобретая у нас профессиональные акустические системы, заказчики смогут оснастить медиа-комплекс всем необходимым оборудованием, от сложных заэкранных устройств для кинотеатров до динамиков и комплектующих. Мы работаем на рынке около 20 лет и за это время создали надежную, разветвленную сеть агентских связей и наладили собственное производство. Это дает нам возможность оптимизировать стоимость оборудования - в магазине вы найдете доступную, но стопроцентно качественную продукцию, уровень которой вас приятно поразит. Сотрудничая с нами, заказчики получают:

  • профессиональный подход - мы индивидуально консультируем покупателей, помогая им сориентироваться в нашем ассортименте и выбрать наиболее подходящие им системы;
  • удобное и надежное партнерство с официальным представителем магазина - у нас есть отделения в тринадцати городах и развитая дилерская сеть;
  • широкий выбор - у нас нужные товары найдут музыканты и организаторы зрелищных мероприятий. владельцы концертных, спортивных залов и медиа-комплексов, образовательных учреждений и так далее.

Мы поможем вам организовать звук на сцене рок-клуба или в караоке-зале, предложим оптимально подходящий комплект для репетиционной «точки». С нашими акустическими системами, музыкальными инструментами и техникой вы сможете реализовать потенциал пространства, воплотить творческий замысел, удивить и впечатлить посетителей и получить нужный вам результат - в том числе, и финансовый.

Акустические системы

Сегодня невозможно найти человека, затрудняющегося ответить на вопрос ‒ какова функция ящиков и ящичков на авансценах концертных залов, ресторанов, молодежных клубов, кинотеатров или в комнатах меломанов? Это акустические системы , превращающие электрический сигнал в звук необходимой громкости.

В нашем интернет-магазине имеется огромный выбор специализированных акустических систем. Одни из них предназначены для домашнего прослушивания музыки, другие - для индивидуального и ансамблевого музицирования, третьи - для зрелищно-концертных мероприятий. Часть этой аппаратуры снабжена дополнительными устройствами (например, микшеры , эквалайзеры , микрофоны ) и аксессуарами (стойки , подставки , крепеж ). Здесь каждый найдет то, что ему нужно.

Любая акустическая система - это плод сложных расчетов и творческого озарения инженеров-звукотехников. Не станем вдаваться в детали конструкций и электрических схем. Но что же нужно знать, чтобы выбор в океане ассортимента был осмысленным?

Вначале обратим внимание на корпус (или, как говорят специалисты, - на акустическое оформление ). Это не банальная подставка для закрепления излучателей, а полноценная резонирующая дека. Поэтому имеет значение материал, из которого корпус изготовлен:

фанера (как у EUROSOUND FOCUS-1100A-USB ) или спрессованные древесные волокна (как у JBL JRX225 ) насыщают звук благородством обертонов нижнего и среднего спектра;

металл (как у изделий типа мегафон PROAUDIO PMD-25 ) или пластик (у AudioVoice AP212D ) высвечивают высокочастотный спектр.

Во-вторых, все многообразие акустических систем может быть сведено к двум основным типам:

а) пассивные акустические системы трансформируют в звук электрический сигнал, полученный от внешнего усилителя. Они могут составить кабинет из нескольких акустических систем, когда в условиях больших залов или открытых пространств нужно достичь мощного усиления звука (например, MARTIN AUDIO F15+ , EUROSOUND PORT-8 или JBL JRX225 ). Используя их, Вы избегаете забот с подключением к электропитанию, с заземлением каждой отдельной системы и, соответственно, ‒ с мешающими всем жгутами проводов. Но полезно знать, что согласование усилителя и акустической системы - непростая инженерная задача. Поэтому купить усилитель и акустические системы различных фирм ‒ значит вступить в зону риска: результат может Вас разочаровать;

б) активные акустические системы снабжены встроенной в общий корпус и согласованной с излучателями электроникой. В случаях, когда акустические системы устанавливаются компактно и не возникает особых проблем с их подключением к электросети и заземлением, эти устройства имеют явные преимущества (EUROSOUND ESM-8Bi , TOPP PRO X 10A , BEHRINGER B215D и др.).

В-третьих, даже далекому от акустики человеку понятно, что спектр звуковых частот не может быть качественно воспроизведен одним источником звука. Акустические системы обычно снабжены несколькими излучателями, каждый из которых отвечает за свою полосу (диапазон) звуковых частот. В продаже имеются двухполосные (например, American DJ ELS GO 8BT ) и трехполосные акустические системы (Biema FP153AII ).

Однако низкочастотный спектр часто поручается отдельным устройствам, называемым субвуферы , которые также могут быть пассивного (JBL STX828S ) и активного (Behringer VQ1800D ) типов.

Как Вы, конечно, поняли, с выбором акустических систем важно «не промахнуться». Обратитесь к нашим консультантам, они помогут Вам подобрать такие устройства, которые будут соответствовать Вашим требованиям, особенностям помещения и условиям эксплуатации.

Акустика - это наука о звуке, название которой происходит от греческого слова (акуо) - «слышу». Задачей акустики является изучение физической природы звука и проблем, связанных с его возникновением, распространением и восприятием.

Звук имеет двойственную природу:

С одной стороны, это объективный процесс передачи энергии механических колебаний частиц в упругой среде (воздухе, жидкости, твердом теле);

С другой стороны, это только те виды механических колебаний среды, которые воспринимаются слуховой системой.

Звук - это особый вид механических колебаний упругой среды, способный вызывать

слуховые ощущения.

- возникновение звука , что требует изучения физической природы звука, а также методов и средств его создания. Этими вопросами занимается акустика музыкальных инструментов, аку-

стика речи, электроакустика и др; определяется колебаниями струн, пластин, мембран, столбов воздуха и других элементов музыкальных инструментов, а также диафрагм громкоговорителей и прочих упругих тел;

- передача звука от источника к слушателю - это задачи архитектурной акустики, электроакустики и др.; - зависит от механических колебаний частиц среды (воздуха, воды, дерева, металла и др.);

- восприятие звука слуховой системой и связь слуховых ощущений с объективными параметрами звука - это задачи психоакустики. Начинается с механических колебаний барабанной перепонки в слуховом аппарате, и только после этого происходит сложный процесс обработки информации в различных отделах слуховой системы.

Примерно 25% информации об окружающем мире человек получает от слуховых анализаторов, 60% - от зрительных и 15% - от остальных.

Слуховая система человека воспринимает только ограниченный класс механических колебаний среды, находящихся в определенных пределах по уровню громкости (звуковое давление от 2 x 10 -5 Па до 20 Па болевой порог, изменение уровня звукового давления от 0 дБ до 120 дБ) и по высоте (изменение частоты от 20 Гц до 20000 Гц). Больше 20 000 Гц – ультразвук. Ниже 20 Гц – инфразвук.

Все окружающие звуки можно условно разделить по различным признакам, например:

- по способу создания - на натуральные и искусственные (природный шум, речь, музыка, биосигналы, электронные звуки);

- по информационному признаку - на звуки для передачи семантической (смысловой) и эмоциональной информации (речь, пение и музыка); для передачи информации об окружающей среде (шум, сигнальные звуки и др.);

- по физическим параметрам , таким как: частотный диапазон (инфразвук, ультразвук, гиперзвук и др.); степень предсказуемости (случайные сигналы, например белый шум; детерминированные сигналы; квазислучайные сигналы, в т. ч. музыка и речь); временная структура (периодические, непериодические, импульсные и др.) и т. д.

Общая (физическая) акустика - теория излучения и распространения звука в различных средах, теория дифракции, интерференции и рассеяния звуковых волн. Линейные и нелинейные процессы распространения звука.

Архитектурная акустика - законы распространения звука в закрытых (полузакрытых, открытых) помещениях, методы управления структурой поля в помещении и т. д.

Строительная акустика - защита от шума зданий, промышленных предприятий и др. (расчет конструкций и сооружений, выбор материалов и т. д.).

Психоакустика - основные законы слухового восприятия, определение связи объективных и субъективных параметров звука, определение законов расшифровки «звукового образа».

Музыкальная акустика - проблемы создания, распространения и восприятия музыкальных звуков, точнее - звуков, используемых в музыке.

Биоакустика - теория восприятия и излучения звука биологическими объектами, изучение слуховой системы различных видов животных и др.

Электроакустика - теория и практика конструирования излучателей и приемников, преобразующих электрическую энергию в акустическую и наоборот, а также всех элементов современных звуковых трактов записи, передачи и воспроизведения звука.

Аэроакустика (авиационная акустика) - излучение и распространение шумов в авиационных конструкциях; методы звукоизоляции и звукопоглощения, теория распространения ударных звуковых волн и т. д.

Гидроакустика - распространение, поглощение, затухание звука в воде, теория гидроакустических преобразователей, теория антенн и гидроакустических эхолокаторов, распознавание движущихся объектов и др.

Акустика транспорта - анализ шумов, разработка методов и средств звукопоглощения и звукоизоляции в различных видах транспорта (самолеты, поезда, автомобили и др.).

Медицинская акустика - разработка медицинской аппаратуры, основанной на обработке и передаче звуковых сигналов (слуховые аппараты, диагностические приборы-анализаторы шумов сердца, легких и др.).

Ультразвуковая акустика - теория ультразвука, создание ультразвуковой аппаратуры, в т. ч. ультразвуковых преобразователей для промышленного применения в гидроакустике, измерительной технике и др.

Квантовая акустика (акустоэлектроника) - теория гиперзвука, создание фильтров на поверхностных акустических волнах и т. д.

Акустика речи - теория и синтез речи, выделение речи на фоне шумов, автоматическое распознавание речи и т. д.

Цифровая акустика - активно развивается в последние годы, постепенно выделяется в самостоятельное направление в связи с созданием нового поколения микропроцессорной (аудиопроцессорной) и компьютерной техники.

Акустика музыкальная (от греч. ἀκούω - слышу) - одно из направлений общей акустики, наука, изучающая объективные физические закономерности музыкального звука: его возникновение и создание (акустика музыкальных инструментов, акустика речи и пения, электроакустика); распространение (архитектурная акустика, звукозапись, трансляция); восприятие (психоакустика - акустика человеческого слуха). Музыкальная акустика является также областью музыковедения . Она исследует такие явления, как высота, громкость, длительность и тембр музыкальных звуков, консонанс и диссонанс, музыкальные системы и строи, музыкальный слух, особенности музыкальных инструментов и человеческого голоса. В музыкальной акустике используются данные и применяются методы общей физической акустики, занимающейся изучением процессов возникновения и распространения звука. Музыкальная акустика связана с другими отраслями музыковедения , такими как гармония , теория музыки, оркестровка, инструментоведение, музыкальная психология и др. Термин «музыкальная акустика» был введен в науку в 1898 швейцарским ученым-акустиком А.Жанкьером («Основы музыкальной акустики»).

На протяжении долгого времени основным объектом изучения музыкальной акустики были численные соотношения между частотами звуков, образующих интервалы, лады, музыкальные системы и т.д. Позже в музыкальную акустику были включены разделы, связанные с изучением объективными способами особенностей музыкального инструментария и человеческого голоса, закономерностей исполнительского творчества и музыкального восприятия.

История музыкальной акустики как научного направления берет начало в учениях древнегреческих (Пифагор и его школа, Аристотель), китайских (Люй Бу-вэй) и др. философов и музыкантов, давших математическое обоснование музыкальных систем, интервалов и ладов, установивших связь высоты звука с частотой колебаний струн, а также законы отражения и поглощения звуковых волн в помещении.

Дальнейшее развитие музыкальной акустики связано с деятельностью ученых и музыкантов XVI-XVII веков Л.да Винчи, Дж.Царлино, Г.Галилея, М.Мерсена, Ж.Совёра, Р.Бойля и др., накопивших значительный объем экспериментальных знаний. XVIII век - период развития теоретической музыкальной акустики в трудах Д. Бернулли, Л.Эйлера, Е.Хладни. Открытия этих ученых позволили приступить к акустическому анализу механизмов звукообразования в музыкальных инструментах, что дало возможность развивать и совершенствовать последние.

В XIX в. значительный вклад в развитие музыкальной акустики внес выдающийся немецкий физик, математик, физиолог и психолог Г. Гельмгольц , разработавший резонансную теорию слуха. Ее основные положения изложены ученым в труде «Учение о слуховых ощущениях как физиологическая основа теории музыки» («Die Lehre von den Tonempfindungen als physiologische Grundlage für die Theorie der Musik», 1863). Согласно резонансной теории слуха восприятие высоты звука есть результат резонансного возбуждения настроенного на различные частоты волокон кортиева органа. Труды Гельмгольца стали фундаментом для развития в конце XIX в. самостоятельного направления науки - психоакустики. Развитие музыкальной акустики в конце XIX - нач. XX вв. продолжили немецкие ученые К.Штумпф и В.Кёлер, изучавшие объективными способами механизмы ощущения и восприятия звуковых колебаний. В 1891 был опубликован труд Г. «Акустика с точки зрения музыкальной науки. Таким образом, к концу XIX в. сформировались основные направления музыкальной акустики, занимающиеся проблемами создания, распространения и восприятия музыкальных звуков.

В XX в. область исследований музыкальной акустики продолжает расширяться: в нее включаются разделы, связанные с изучением объективных характеристик различных музыкальных инструментов, а также акустики студий звукозаписи, радио и телестудий, воспроизведения записанной музыки, реставрации записей, стереофонической записи и др. В конце XX в. в акустике сформировалось новое направление «аурализация» (термин М. Клейнера), основанная на компьютерных технологиях. Цель аурализации - создание трехмерных виртуальных моделей любых помещений, дающее возможность воспроизвести звучание музыки и речи в любых залах, в том числе и только проектируемых. Проблемами музыкальной акустики занимаются крупные центры: IRCAM (Франция), Стэнфордский университет (США), Кэмбриджский университет (Великобритания), Институт музыкальной акустики (Австрия), Шведская академия музыки и др.

Существенный вклад в развитие современной музыкальной акустики внесли русские ученые Н.А. Гарбузов (зонная концепция музыкального слуха), А.А. Володин (теория звуковысотного восприятия), Л.С.Термен (электроакустические измерения), А.В. Римский-Корсаков, Е.В. Назайкинский , Ю.Н.Рагс, В.П. Морозов, И.А. Алдошина . Развитие их теорий привело к разработке новых методов исследования. Зонная концепция музыкального слуха Гарбузова сделала возможной расшифровку и анализ исполнительских оттенков в интонировании, динамике, темпе и ритме, опирающиеся на объективные данные, характеризующие музыкальное звучание, художественное исполнение. Теория звуковысотного восприятия Володина дала метод анализа музыкальных звуков, основанный на выделении частичных тонов из сложного звукового спектра и измерении их относительной интенсивности. Эксперименты в области электроакустических измерений привели к новым методам исследования в акустике музыкальных инструментов. Значительный вклад в развитие музыкальной акустики внесли труды и деятельность И.А.Алдошиной .

Новые современные направления музыкальной акустики связаны с созданием спектральной, акустической, микротоновой и др. музыки при помощи компьютерных технологий (Студия электронной музыки и Термен-центр при МГК имени П.И.Чайковского, компьютерная лаборатория NTONYX при Новосибиоской государственной консерватории и др.)

Литература: Курышева Т.А. Музыкальная журналистика и музыкальная критика : учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Музыковедение». - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2007.

Акустика музыкальная – наука, изучающая природу музыкальных звуков и созвучий, а также музыкальные системы и строи. Своей основой она имеет физическую акустику (законы колебания упругих тел, законы резонанса, интерференции звуков и т.д.) и психофизиологию слуха (свойства органа слуха, слуховых ощущений, восприятий и представлений). В свою очередь, музыкальная акустика служит основой для понимания ряда явлений, рассматриваемых в учении о гармонии (консонанс и диссонанс, построение и соединение созвучий, зависимость их звучания от регистра, образование ладов и т.д.), в инструментоведении (звуковые качества музыкальных инструментов, а также певческих голосов, музыкальный строй и настройка музыкальных инструментов), в оркестровке (сочетания тембров музыкальных инструментов, искажения созвучий тонами совпадения и комбинационными тонами, маскировка звуков звуками).

Основной объект изучения музыкальной акустики – музыкальный звук. В музыке употребляются главным образом звуки, обладающие определенной высотой, тембром и громкостью (собственно музыкальные звуки). Звуки, обладающие двумя свойствами – тембром и громкостью (музыкальные шумы), могут также найти место в музыкальном произведении, но лишь при определенных условиях и в ограниченных масштабах. Наш слух воспринимает звуки приблизительно в пределах от 16 до 20 000 колебаний в секунду, частотный же диапазон звуков, применяемых в музыке, находится в пределах от 16 до 4 500 герц (приблизительно). Звуки с частотой свыше 4 500 герц бедны обертонами и поэтому маловыразительны. Громкостный диапазон звуков, применяемых в музыке, также значительно уже диапазона звуков, воспринимаемых нашим слухом. Звуки, близкие к слуховому порогу (очень тихие) и звуки, близкие к болевому порогу (очень громкие), как правило, не применяются в музыке, т.к. первые требуют от нас напряженного внимания, вторые вызывают в нашем органе слуха неприятное давление и болевые ощущения.

Злоупотребление шумами и звуками, находящимися за пределами обычных норм художественного восприятия, является одной из характерных черт современной рок-музыки.

Музыкальная практика чаще всего пользуется созвучиями, в основе которых лежит терцовое соотношение звуков. Этот факт объясняется тем, что терции обладают сравнительно с другими интервалами особой характерностью: большая терция звучит мажорно, малая – минорно. Связь между звуками, образующими созвучие, обусловленная общими обертонами, может быть сильной и слабой. В зависимости от характера связей между звуками созвучие может звучать мягко (консонанс) и жестко (диссонанс). Связями между звуками объясняется также последовательность созвучий, наиболее часто встречающаяся в музыкальной практике. Организация звуков по высоте образует звуковую (музыкальную) систему. Звуковые системы возникли путем слухового отбора звуков, зависящего от различных социально обусловленных эстетических принципов.

Всякая звуковая система характеризуется: диапазоном (расстоянием между ее крайними по высоте звуками) и звуковым заполнением (количеством звуков в пределах диапазона и их интервальными соотношениями). Расположение звуков в последовательном порядке по возрастающей или убывающей высоте дает звукоряд. Для определения диапазона системы пользуются звукорядом, сведенным в гамму, т.е. сжатым до границ, не превышающих одну октаву. Например, звукоряд можно изложить в виде гаммы. Различают трехзвуковые системы (например, в диапазоне кварты), пятизвуковые (в диапазоне сексты или септимы), семизвуковые (в пределах септимы) и т.п. Звуковые системы возникают в практике музыкального искусства – народного и профессионального. Стремление определить и зафиксировать при помощи математических формул частотные (высотные) отношения между звуками музыкальных систем приводит к созданию математических строев. Эти строи служат основой для настройки музыкальных инструментов с фиксированной высотой звуков (например, 12-звуковой равномерно темперированный строй, принятый в музыке) и носят чисто теоретический (математический) характер. В пении, вообще не опирающемся на фиксированный звукоряд, а также при исполнении на инструментах с частично фиксированной высотой звуков (например, скрипка с ее четырьмя настроенными струнами) и на духовых инструментах реальное звучание лишь приблизительно соответствует математическим расчетам, характеризующим тот или иной строй. Но даже у инструментов с полностью фиксированным звукорядом (фортепиано) настройка в каждом отдельном случае производится с большим или меньшим приближением к математически точной высоте («приближённый строй») и с течением времени (в частности, в связи с употреблением инструмента) подвергается изменениям, не улавливаемым в определенной звуковой зоне нашим слухом.

Гарбузов Николай Александрович (1880 – 1955) – советский музыковед, исследователь в области музыкальной акустики и психологии, доктор искусствоведческих наук. Окончил в 1906 г. Горный институт в Петербурге и в 1916 – Музыкально-драматическое училище Московского филармонического общества по классам А.Н.Корещенко (композиция) и А.Д.Кастальского (полифония). Научная и музыкально-педагогическая деятельность Гарбузова началась в советские годы. В 1921-31 гг. он был директором Государственного института музыкальной науки (ГИМН). С 1923 – профессор музыкальной акустики и руководитель (с 1937) акустической лаборатории Московской консерватории. Гарбузов – автор научных трудов по музыкальной акустике, теории музыки, русскому народному многоголосию, музыкальной психологии. Его работы посвящены изучению акустических явлений в их применении к практике композиции и исполнительства. Разработанная Гарбузовым в 20-30 гг. теория многоосновности ладов и созвучий ставила задачей вывести из законов акустики ладово-гармоническое строение музыкальной речи, но при этом переоценивала роль акустических отношений в установлении музыкальных закономерностей. Наибольшее значение имеют исследования Гарбузова в области зонной природы слуховых восприятий. Гарбузов устанавливает, что нашим представлениям о высоте звуков соответствуют не частоты колебаний, но полосы частот, или зоны, и дает новое объяснение многим явлениям музыкальной психологии, теории музыки и музыкально-исполнительской практики.

Зона (в музыке) – область, в пределах которой данный звук или интервал может иметь различные количественные выражения, сохраняя при этом свое качество и название. Например, качество и название интервала остаются постоянными в определенных границах при различных частотных отношениях между звуками этого интервала (зона большой секунды, малой терции и т.п.); звук ля 1-й октавы воспринимается как неизменный при частотах 435, 437, 440, 443 и т.д., отклоняясь до ¼ тона (+- 1/8). На зонной природе слуха основано так называемое свободное интонирование музыки исполнителями на инструментах с частично фиксированным строем (скрипке и др.) и певцами. Зоны наблюдаются также в области темпа и ритма (временные зоны).

Литература:

  1. Музыкальная акустика. Ред. Н.А. Гарбузова. – М.-Л., 1940.
  2. Гарбузов Н.А. Зонная природа звуковысотного слуха. – М.-Л., 1948.
  3. Гарбузов Н.А. Сочинения: Теория многоосновности ладов и созвучий, ч. 1-2. – М., 1928-1932.
  4. Гарбузов Н.А. О многоголосии русской народной песни. – М.-Л., 1939.
  5. Гарбузов Н.А. Древнерусское народное многоголосие. – М.-Л., 1948.
  6. Гарбузов Н.А. Внутризонный интонационный слух и методы его развития. – М.-Л., 1951.


Понравилась статья? Поделитесь ей