Контакты

Основы композиции зеленых насаждений. Особенности и правила составления дендроплана для вашего участка

Условные обозначения элементов сада в плане.

Рис.1 - Стандартные символы растений в программе ArchiCAD

Рис. 2 - Примеры изображений растений в плане, используемых в программе Realtime Landscaping Architect:


Жестких, раз и навсегда установленных правил, не существует – экспериментируйте, пока не найдете то, что подходит именно вам.

Как у большинства дизайнеров, ваш специфический графический стиль разовьется с практикой. Комбинируйте различные методы, изучайте работы других ландшафтных дизайнеров, обращая свое внимание на то, как они представляют свои планы.

Требования к условным обозначениям в ландшафтном дизайне

Простота и читаемость.

Для того, чтобы заказчик сумел разобраться в вашем плане, он должен понимать все его условные обозначения. Эти обозначения должны быть простыми как в исполнении, так и в трактовке их смысла.

Символы растений можно использовать для того, чтобы различать их по характеру, но при этом нужно стремиться к простым, стилизованным изображениям и помнить, что дендроплан должен, прежде всего, точно указывать функции и местоположение растений. Но помните также, что дендроплан – это чертеж, в котором не нужно подробно показывать каждый лист и цветок.

Есть негласное правило – отмечать центральные точки всех деревьев. Их важно отмечать, поскольку они указывают на месторасположение, а также на различие между деревом кустом – наличие ствола.

Контуры каждого символа обозначают разрастание того или иного растения. Например, у дерева это ширина кроны.

Рис. 3 - Примеры условных обозначений лиственных деревьев


Увеличение визуального эффекта планов.

Четкие линии, использованные для обозначения деревьев, расширяют план, придавая ему трехмерность. Обычно деревья доминируют в саду, а для того, чтобы это подчеркнуть, их следует рисовать толстыми линиями.


Рис. 4 - Примеры условных обозначений хвойных деревьев

Используйте линии различной толщины в соответствии с размерами и значимостью того или иного растения. Если при разработке области посадок был сделан упор на специфический колер или определенный цвет в конкретное время года, на плане это можно обозначить таким же цветом, что придаст живость изображению и поможет заказчику уяснить ваши намерения. Однако помните, что не все растения цветут в одно и то же время, поэтому утверждать обратное будет не корректно.

Прозрачность больших деревьев . Большие деревья обозначайте с прозрачной кроной, чтобы показать все, что спроектировано под ними.

Подчеркивание различий между вечнозелеными и листопадными растениями . Выделите все вечнозеленые растения, задавая им большую тональность, густоту штриховки – при работе на компьютере (нанести еще один слой сверху, либо с обратной стороны бумаги).


Рис. 5 - Примеры условных обозначений кустов

Тени. Для придания плану глубины, помимо перьев различного размера, можно использовать эффект светотени. Сначала определите направление севера: тени должны падать против солнца. В данном случае направление тени условно (например, тень будет падать с северной стороны каждого объекта на плане, а ее длина – равняться высоте объекта), поскольку ее наносят лишь для повышения графической ценности плана, что делает его реалистичнее, и следовательно, доступнее пониманию заказчика. Чем выше объект, тем длиннее тень.

Однако, нанося тени для придания плану выразительности, не следует рисовать их повсюду.

Цвет. Старайтесь выбирать реалистичную цветовую гамму. Решите, чтобы вы хотели показать – лучше быть избирательным и выделить цветом только некоторые заметные зоны, такие как мощение, газон, вода или растения. Используйте земляные оттенки коричневого, серого или зеленого либо представьте цветущие растения в холодных ли теплых тонах. Помните, особенно работая карандашом, что поверхностей одинакового цвета очень мало, даже мощение и газон имеют массу оттенков и тонов.


Рис. 6 - Примеры обозначения: живые изгороди и вьющиеся растения (верхний правый угол);

элементы сада (слева); камней (нижний левый угол)

В статье предложены условные обозначения для графического изображения на чертежах отдельных растений, характеризующих форму кроны и окраску листьев. Эти обозначения рекомендуется применять не во всех случаях, а только для отдельных отведенных мест, для обозначения декоративных групп, одинаров (солитеров), или участков, выделяемых в проекте особыми требованиями планировки и застройки участка. Особенно большие площади чертежа следует выполнять упрощенными обозначениями для отдельных растений, групп или массивов.

Основная цель любого плана, создаваемого ландшафтным дизайнером, - донесение идей до клиента. Специфика планировки может быть самой разнообразной, поэтому дизайнер, как правило, разрабатывает свой собственный стиль, который адаптирует к конкретному заданию. Приведенные здесь цветные иллюстрации отражают широкий спектр работ. Экспериментируйте с графикой, пока не найдете метод, соответствующий вашим способностям и вызывающий доверие клиента.

Надеемся, что с помощью этого материала вы создадите свой специфический и неповторимый графический стиль. Успехов вам!

Использованная литература:

1. Р. Александер, К. Бэтстоун. Дизайн сада. Профессиональный подход. – Кладезь-Букс, 2006. – 135 с.

2. Д.Г. Скакова. Ландшафтное проектирование сада.- М.: ЗАО «Фитон+», 2010. -144 с.

3. М. И. Черкасов. Композиция зеленых насаждений. - 1960, 344 с.

Будущий образ земельного участка невозможно представить без тщательной планировки задуманных посадок деревьев, кустарников и цветов. Именно для этого в ландшафтном дизайне разрабатывают дендроплан территории. Он помогает увидеть образец создаваемого участка.

Дендрологический план – это чертёж, на который наносят все зелёные насаждения, помещения и дорожки, находящиеся на участке. Это требуется для того, чтобы привязать растения к границам и постройкам участка. Каждое растение на дендрологическом плане имеет условное обозначение и собственный номер в соответствии с перечётной ведомостью.

Тщательное планирование территории помогает её эффектному ландшафтному озеленению. Кроме того, важно, чтобы зелёные насаждения не мешали друг другу в росте и развитии. Необходимо знать правильное расположение деревьев, ведь от этого полностью зависит конечный эффект озеленения. Именно поэтому составление дендроплана можно доверить только грамотному специалисту.

Дендроплан и перечётная ведомость показывают расположение всех зелёных насаждений, находящихся на участке. Каждое условное обозначение деревьев и кустарников обозначается порядковым числом и заносится в посадочную ведомость.

В перечётной ведомости содержится список всех растений. В данном документе можно найти такие сведения, как свойства и качественные характеристики зелёных насаждений. В соответствии с этими сведениями, растению даётся оценка, которая потом пересчитывается в компенсационную стоимость.


Когда нужен дендрологический план

Составление дендропроекта требуется в следующих случаях:

Качественное составление посадочного плана поможет избежать дополнительных затрат при озеленении и благоустройстве территории.

Правила составления

Для составления правильного дендрологического плана необходимо придерживаться определённых правил. Рассмотрим основные критерии, необходимые для качественного дендроплана.

Ассортиментная ведомость растений

Обязательным приложением к дендрологическому плану выступает ассортиментная ведомость. В данном сопроводительном документе содержится информация о тех растениях, которые планируется высадить на участке. С её помощью можно сориентироваться в стоимости посадочного материала и необходимых озеленительных работ.

Растения, указанные в ассортиментной ведомости, делятся на следующие группы:

  • Хвойные деревья и кустарники;
  • Лиственные деревья и кустарники;
  • Плодовые деревья и кустарники;
  • Лианы

В свою очередь, каждая из указанных групп делится на определённый вид и сорт. Все зелёные насаждения указываются в ассортиментной ведомости. При этом каждое растение имеет свой порядковый номер. Кроме того, в документе прописывается название посадки и её качественные характеристики, а зелёные насаждения имеют принятые условные обозначения в ландшафтном дизайне.

Перечётная ведомость зелёных насаждений

При осуществлении нового строительства к посадочному плану необходимо дополнительно приложить перечётную ведомость. Она представляет собой таблицу, в которой описаны деревья и кустарники, находящиеся на территории.

Как правило, в перечётной ведомости деревьев можно найти следующую информацию:

  1. Номер насаждения;
  2. Наименование растения;
  3. Количество;
  4. Размеры зелёного насаждения;
  5. Текущее состояние растения;
  6. Дальнейшие действия касаемо растения;
  7. В случае вырубки указывается компенсационная стоимость, выплачиваемая застройщиком.

При создании дендроплана ландшафтный дизайнер показывает то, как будет выглядеть участок через несколько лет, в тот момент, когда все растения полностью приживутся и проявят свои декоративные свойства.

Качественно выполненный дендрологический план учитывает характеристики каждого растения. С его помощью можно организовать эффектный внешний вид вашему садовому участку.

Поговорим о секретах...

Испытывали ли Вы когда-нибудь боли в суставах? И Вы не понаслышке знаете, что такое:

  • невозможность передвигаться комфортно и легко;
  • боль во время или после физических упражнений;
  • дискомфорт при подъемах и спусках по лестнице;
  • воспаление в области суставов, припухлости;
  • неприятный хруст, щелканье не по собственному желанию;
  • беспричинные и невыносимые ноющие боли в суставах...

Просим ответить на вопрос: вас это устраивает? Разве такую боль можно терпеть? Сколько денег Вы уже "слили" на неэффективное лечение? Пора заканчивать с этим! Согласны? Сегодня мы публикуем эксклюзивное интервью с профессором Дикулем , в котором доктор раскрыл секреты избавления от болей в суставах, лечения артритов и артрозов.

Внимание, только СЕГОДНЯ!

Эстетические свойства зеленых насаждений. Декоративные качества деревьев и кустарников. Ассортимент декоративных растений, с которыми приходится иметь дело зеленому строительству, исчисляется десятками тысяч видов, разновидностей, форм и сортов. Он предоставляет возможность широкого выбора средств для создания произведений садово-паркового искусства, но и предполагает глубокие знания растительных форм и их «физиономических» качеств, т. е. внешне зрительно воспринимаемого облика деревьев, кустарников, цветов и лиан. Общее впечатление от посещения сада, парка, бульвара, загородной зоны отдыха складывается из восприятия формы, величины, цвета, характера устройства отдельных частей растения, от его вида в целом, а также взаимосвязи растений между собой, состава тех или иных групп и сообществ.

Оценка декоративности деревьев и кустарников во многом определяется тем, как они выглядят в конкретном окружении в композиции парка, сада, лесопарка и т. п. Краски городского пейзажа и природный фон слагаются в серию зрительных картин. В процессе многолетнего развития, в течение вегетационного периода и под воздействием внешних условий растения изменяют свои габариты почти до неузнаваемости. Все это придает огромное многообразие зеленым насаждениям, делает их незаменимым элементом эстетического облика города.


Согласно классификации декоративных качеств деревьев, разработанной Л. И. Рубцовым, по физиономическим признакам различаются: пять групп хвойных (еловые, сосновые,

лиственничные, туевые, тисовые типы); восемь групп лиственных теневых (дубовые, платановые, ореховые, ясеневые, гледичиевые, березовые, тополевые, ивовые типы); три группы лиственных красивоцветущих (в том числе деревья с ярко выделяющимися крупными оригинальными цветками или соцветиями, деревья с крупными, но редкими соцветиями, деревья со сравнительно мелкими цветками и соцветиями). Все эти группы деревьев имеют специфические, присущие только им внешние черты. Чтобы правильно, научно обоснованно формировать полноценные садово-парковые пейзажи, необходимо иметь хотя бы общее представление об их эстетическом облике.

При создании объемно-пространственной композиции парка или сада габитусы насаждений, долговечность, динамика развития их по отношению друг к другу приобретают главенствующее значение. Каждый вид растения характеризуется присущей ему высотой, формой и силуэтом кроны. Условно можно разделить деревья на три типа по высоте: высокие (20-30 м и более) - ель и сосна обыкновенные, платан, липа и т. д.; средние (12-20 м) и низкие (8-12 м), к ним относятся полудеревья - полукустарники: черемуха, лох, рябина и др. Высокие деревья с кряжистым толстым стволом и ветвями воспринимаются как олицетворение силы, мощи, прочности. Тонкие стволики и ветки, свисающие ажурные кроны ассоциируются с грустью, нежностью, хрупкостью. Сообразно этому определяется их местоположение в пейзаже парков. Например, высокие могучие деревья, расположенные одиночно и группами на больших открытых полянах, позволяют осматривать их с разных расстояний. Плакучие формы лучше смотрятся на малых пространствах, у водоемов, в виде групповых посадок.

Форма кроны, ее очертания, силуэт зависят в основном от протяженности и направления роста ветвей. Если концы ветвей выходят на поверхность кроны равномерно, то силуэт дерева приближается к той или иной геометрической форме (например, строгий и узкий конус пихты, шарообразная крона карагача). При неравномерном выходе ветвей на поверхность кроны она приобретает прерывистые неправильные очертания (клен, ильм, ива и т. д.). Крона дуба благодаря редким, толстым, далеко распростертым основным ветвям как бы разорвана на части, образует просветы, составляющие световой контраст с плотными массами листвы на более тонких ветвях.

Направление боковых ветвей относительно ствола может быть восходящим, горизонтальным или повислым. Если сучья и ветви восходящие и плотно прилегают к основному стволу дерева, то образуется крона, по форме имеющая сходство с колонной или цилиндром. Ввиду своего «архитектурного» облика эти деревья часто используются в регулярных композициях, в том числе пирамидальные кипарис, тополь, разновидности можжевельника, тиса. Когда восходящие ветви несколько отступают от ствола, особенно нижние, то крона приобретает форму конуса или пирамиды (пирамидальные дуб, бук, вяз, тополь Болле). Большинство таких деревьев выведено искусственным путем. В случае если боковые ветви первого и второго порядков направлены под углом вверх, а ветви последующих порядков ниспадают, то образуются различные плакучие формы кроны. На таких деревьях основная масса листьев собрана на свешивающихся ветвях, иногда ниспадает каскадами к земле (плакучая ива, береза). Даже зимой в обезлиственном состоянии они благодаря тонкому рисунку ветвей, покрытых инеем, могут представлять значительную декоративную ценность. Такие деревья незаменимы при оформлении монументов мемориального характера, небольших искусственных водоемов. Своеобразную форму приобретают деревья с зонтичной кроной (сосна итальянская, некоторые виды акаций, боярышника). Их ветви, начинающиеся в нижней части ствола, стремятся выйти своими окончаниями на один уровень с верхними, образуя как бы простертую плоскую крышу над растением.


Если при дальних дистанциях осмотра основную роль играют высота и силуэт насаждений, то вблизи (ориентировочно на расстояниях, равных высоте дерева) особое значение приобретают декоративные детали: листва, цветки и плоды, текстура коры. Например, листва характеризуется размером листовой пластинки, ее формой, оттенком, фактурой, подвижностью, цветовой динамикой в различные времена года.

Основной цвет листьев древесных растений - от светло-зеленого до темно-зеленого. Однако имеются и исключения. Так, у остролистного клена Шведлера молодая листва имеет вишнево-красный цвет, позже она приобретает темно-оливковую окраску, а осенью в ней преобладают желто-оранжевые тона.

Значительный интерес для садово-паркового строительства представляет пурпурная листва клена-явора, ясеня и др. Из кустарников в течение всего года особенно декоративен барбарис Тунберга - его мелкие, изящные по форме пурпурные темные листья осенью приобретают яркий красно-пурпурный цвет. Декоративность этого кустарника осенью дополняется также обильными блестяще-красными плодами, сохраняющимися на ветвях до весны. Выделяются окраской листвы также такие кустарники, как бересклет европейский краснолистный, бирючина обыкновенная золотистая, дерен белый пестролистный, лох серебристый и др.

Декоративные качества многих деревьев и кустарников дополняются в период их цветения. Большое значение имеют прежде всего общий колорит массы цветков и соцветий, плотность и скульптурность их размещения на кроне. Замечательны форма и окраска цветков яблонь, груш и ряда других деревьев, их эмоциональное воздействие определяется большой массой цветения, его общим колоритом. Эти деревья особенно хороши в крупных однопородных группах, в рощах.

Для кустарников цветки являются еще более важным декоративным элементом, чем для деревьев. Преимущество кустарников заключается в том, что большого художественного эффекта можно добиться в сжатые сроки, раньше чем при посадке деревьев. Существенное значение имеет время начала и конца цветения отдельных видов растений, без знаний которых трудно создавать полноценные композиции.

Декоративностью отличаются также цветочные травянистые растения. Они разнообразны по окраске, форме и размерам цветков и соцветий, по форме и расцветке листьев, структуре кустов. Многие из них зацветают ранней весной, другие буйно цветут летом и осенью. Цветы-многолетники хорошо сочетаются с кустарниками, одиночными деревьями, образуют на фоне газонов высокохудожественные композиции.

Декоративные качества растений не могут рассматриваться вне возрастных и сезонных изменений. В процессе роста деревья и кустарники кардинально изменяют свои высоту, диаметр кроны, толщину и текстуру поверхности ствола, рисунок и толщину скелетных ветвей, силуэт, т. е. все основные показатели, влияющие на эстетическое качество зеленых насаждений. Закономерности развития декоративно-художественных форм следует учитывать при формировании пейзажа садов и парков.

Рост и развитие древесных насаждений происходят неравномерно. В первые годы рост растений, как правило, замедлен. Наибольший прирост у большинства видов наблюдается в 10-30 лет. В средней и южной зоне европейской части СССР период наиболее быстрого роста у дуба 20-30 лет, у сосны обыкновенной 20-40 лет, у березы 10-15 лет, у лиственницы 20-30 лет. Рост старых деревьев почти прекращается, появляется суховершинность, отсыхает часть боковых ветвей, крона изреживается. Характерная форма кроны у некоторых пород сохраняется в течение всей жизни (колонновидная у кипариса, пирамидальная у ели серебристой). У других они меняются. Сосна обыкновенная до 15 лет имеет конусовидную крону, начинающуюся у самой поверхности земли. Затем нижняя часть ствола очищается от веток, и к 50-70 годам у отдельно стоящих деревьев формируется раскидистая крона. В лесных посадках сосна быстрее вытягивается, очистка ствола от ветвей идет более интенсивно и крона сохраняется только в самой верхней части дерева. Поэтому знание пределов роста каждого вида растений имеет большое значение как для формирования многоярусных насаждений на значительных территориях, так и для компоновки отдельных древесно-кустарниковых групп, для выбора деревьев-солитеров.

При этом необходимо учитывать условия среды, в которой происходит развитие растений. В крупных городах, где понижен уровень грунтовых вод, нарушены почвообразовательные процессы, значительна загазованность воздуха, растения недолговечны. Так, липа мелколистная в нормальных условиях в пределах естественного ареала распространения растет до 300-400 лет и является деревом первой величины. В уличных посадках она редко доживает до 80-100 лет. Наиболее болезненно воспринимают городские условия одиночные деревья, в «жестких» условиях находятся растения на краях зеленого массива, вдоль магистралей, вблизи входных зон парка, пляжей и других мест, где повышенная плотность отдыхающих ведет к вытаптыванию почвы. Во всех этих ситуациях для достижения эстетических результатов следует учитывать факторы, характеризующие устойчивость растений в городской среде.

Природные особенности деревьев и кустарников по-разному проявляются при различных приемах посадок. В аллейных посадках деревья развиваются совсем иначе, чем в одиночных, здесь сказывается их взаимное влияние, которое зависит от интервала между стволами. Плотные рядовые посадки, в особенности из нескольких ярусов, образуют сплошные зеленые стены. В группах растения развиваются в зависимости от место нахождения - в центре или на ее периферии, кроны деревьев стремятся заполнить свободное пространство, получают асимметричное развитие. В регулярных посадках деревья и кустарники полностью меняют свой естественный вид, их форма определяется приемом стрижки.

Условия зрительного восприятия зеленых насаждений. Эстетические, архитектурно-декоративные достоинства насаждений неодинаково выявляются при различных условиях солнечного освещения. Скользящие лучи на рассвете, яркое солнце днем, величественные закаты, вечерние сумерки, пасмурные дни, туманы меняют колорит и художественно -образное выражение паркового ландшафта. Характер освещения непосредственно влияет на настроение человека, выбор им места для отдыха, маршрута движений -вспомним, как притягивают нас залитые солнцем поляны при выходе из темной чащи, ярко освещенная скульптура в конце затененной аллеи. Светотень выявляет форму, пластику и фактуру предметов, во многом определяет цветовое восприятие окружения и потому является важным фактором пейзажной композиции.

Из всего многообразия естественного освещения можно выделить наиболее типичные. В ясную погоду насаждения освещены направленным солнечным светом, а также рассеянным, исходящим от небосвода и облаков, который смягчает контуры, подсвечивает затемненные поверхности и создает тончайшие переходы на границах света и тени. При низком стоянии солнца над горизонтом больше освещены вертикальные поверхности, зато более выразительно выявляется фактура горизонтальных. Падающие на землю тени удлинены. Если лучи падают под углом 45° и близким к нему, то создаются наиболее благоприятные условия для выявления общего объема растения и пластики его форм. Этому способствуют как собственные, так и падающие тени от всех элементов объекта, находящихся в освещенной зоне.

При падении лучей под углом 60° и выше большая часть листвы дуба, черешчатого вяза, сосны обыкновенной и других деревьев с раскидистой кроной находится в тени. Выразительна при этом освещении фактура деревьев колонновидной формы, таких, как вечнозеленый кипарис, тополь пирамидальный, ель.

Во время заката превалируют желтые и красные цвета, заметно окрашивающие наземные предметы.

Фронтальное освещение делает крону более плоской, но создает контрастные границы теней от ее выступающих частей. Деревья с глянцеватыми листьями отражают голубизну неба. Растения с теплым оттенком листвы в тени выглядят свежими, ярко-зелеными, чему способствует смешение желтого и голубого цвета.

Выразительность растений, воспринимаемых против света, зависит от формы и сквозистости крон. Наиболее эффектно это освещение, когда ажурные части сочетаются с плотными массами листьев, отличающимися хорошим силуэтом. При плотных, компактных кронах высвеченные листья располагаются только по контуру; напротив, у деревьев с раскидистой кроной в «контровом» освещении высвечивается большая часть листвы. Все эти особенности освещения имеют важное значение при кулисных и других посадках, когда одно растение зрительно накладывается на другое.

При освещении рассеянным светом пейзажи воспринимаются главным образом своими силуэтами, пропорциями. Рассеянный свет не способствует образованию четких и глубоких теней. В связи с этим насаждения, как и архитектурные, скульптурные произведения, смотрятся более обобщенно, чем на солнце, и требуют повышенной пластичности композиции. В условиях диффузного освещения хорошо различается цвет предметов, особенно на блестящих, глянцевых фактурах. Смоченные дождем, росой, туманом, они приобретают повышенную отражательную способность. В тумане предметы теряют объемность и воспринимаются плоскими кулисами, происходит выбеливание цвета с резким снижением видимости. Это явление усугубляется при просвечивании тумана солнечными лучами. Темные деревья, сооружения, стоящие на переднем плане, хорошо выделяются на общем фоне.

Впечатление от отдельных элементов пейзажа во многом зависит от угла зрения который определяется расстоянием осмотра. При угле зрения около 45° (отношение высоты предмета к расстоянию до него 1:1) ясно воспринимаются детали формы, но ее общий контур - лишь частично. При угле 27° (отношение 1:2) достаточно ясно «считываются» как основные детали, так и общая форма. Ясность восприятия деталей начинает исчезать при углах, меньших 18°, но хорошо выявляются силуэт, общий контур объекта.

Воздушная перспектива сказывается на восприятии пейзажа таким образом, что при удалении предметов от человека их контуры теряют четкость, тени смягчаются, меняется соотношение цветов, которые становятся более блеклыми. Растения, имеющие зеленую окраску, кажутся голубыми, затем темно-синими, желтые контуры слегка зеленоватыми, серые темнеют и переходят в синеву, белые приобретают тепловатый оттенок и т. д. В горах, где воздух особенно чист и несколько разрежен, эффект воздушной перспективы ослаблен, в промышленных же районах с сильным запылением воздуха он проявляет себя наиболее очевидно.

Виды архитектурно-ландшафтной организации растительного материала. К основным формам организации насаждений относятся следующие: древесные (лесопарковые) массивы; рощи, древесно-кустарниковые группы; деревья-солитеры; аллеи; боскеты и живые изгороди; вертикальное озеленение; уличные посадки, газоны; цветочные композиции.

Древесные массивы воссоздают в парках и лесопарках естественный лесной ландшафт. Для их устройства требуются значительные площади: от 2-4 га в парках до десятков га в лесопарках. В зависимости от господствующей древесной породы массивы подразделяются на хвойные (темно- и светлохвойные) и лиственные (широко- и мелколиственные), а по составу - на чистые (деревья одной породы) и смешанные (из нескольких пород). Важной характеристикой массива является его структура: одноярусные массивы, когда полог крон расположен примерно в одной плоскости, и многоярусные - с расположением крон на разной высоте.



- деревья и крупные кустарники с высоким штабом и высоко расположенной кроной;
- деревья и крупные кустарники с кроной, достающей до земли

Господствующие породы, характер их кроны, ствола и ветвей листвы определяют собой внешний облик массива. Так, чистые массивы из сосны, березы, лиственницы, ясеня, акации производят радостное, светлое впечатление. Напротив, такие породы, как ель, пихта, граб, придают массиву некоторую сумрачность, замкнутость. Декоративные качества доминирующей породы деревьев подчеркиваются сопутствующими: например, плотные и темные кроны елей оттеняют белые стволы берез, их легкую, наполненную солнечными бликами листву; пейзаж соснового бора с его ажурными высокими кронами, медно-красными стволами обогащается растениями второго, третьего ярусов, такими, как липа, лещина, клен остролистный, бересклет и т. д.

Если древесные массивы, как правило, имеют весьма сложный породный состав, то рощи состоят обычно из одной породы и занимают значительно меньшую площадь (0,25-1 га, или 50-200 стволов). Своеобразный эффект рощи определяется декоративными качествами той или иной породы - дуба, сосны, березы, липы, ели, клена и т. д.

Группы деревьев и кустарников подбираются из пород, наиболее привлекательных по форме, рисунку ветвей, облиствению, совместимых друг с другом в экологическом и декоративном отношениях. Группы могут быть чистыми (из одной породы), смешанными и окруженными кустарниковой опушкой. При посадке их размещают на таких расстояниях, которые требуются при их полном развитии (не менее чем через 3-5 лет).

Одиночные деревья-солитеры высаживаются обычно однородными группами. Путем постепенного отбора оставляется наиболее жизнеспособный и красивый экземпляр. На фоне газона предпочтительны деревья с правильными конусовидными и шаровидными формами, на фоне естественного лесного массива уместнее раскидистая крона, у воды - плакучая и т. д.

Аллейные посадки формируются в зависимости от местного климата. Густые посадки быстро смыкаются и образуют тенистый свод, что обеспечивает хорошие условия для прогулок в местностях с жарким летом. Там, где климат прохладный и влажный, аллеи делают разомкнутыми. Это способствует лучшему развитию деревьев и создает эффектное сочетание света и теней. Чем шире и длиннее аллея, тем более ширококронная и мощнорастущая порода применяется для ее обсадки, тем больше расстояние между деревьями. Саженцы должны иметь прямые стволы и примерно одинаковой формы кроны - шаровидные или пирамидальные. Аллеи кажутся длиннее, если ряды деревьев расположены по слегка сходящимся линиям. Усиление эффекта перспективы достигается также, если деревья по мере удаления располагаются гуще, а их высота уменьшается.

Живые изгороди, боскеты и фигурная стрижка деревьев и кустарников используются для декоративного оформления улиц, плотного обрамления участков сада, создания фона для монументов, зеленых кулис летних театров и эстрад, четкой перспективы на какой-либо объект, для разграничения участков, спортивных площадок, маскировки отдельных сооружений. При создании живых изгородей и бордюров используют густые и строго регулярные одно-, двух- и трехрядные посадки из хорошо стригущихся деревьев (ель, туя, можжевельник, липа, вяз, граб, бук, клен полевой) и кустарников (бирючина, боярышник, ирга, кизильник, разновидности сирени и др.).

Вертикальное озеленение вьющимися растениями применяется для создания теневых и ветровых экранов, оформления фасадов зданий, декорирования глухих торцовых стен, озеленения балконов, лоджий, пергол, беседок, теннисных кортов и т. п. Некоторые виды вьющихся растений (виноград девичий, трехконечный, пятилисточковый, настоящий, амурский, актинидия крупная, глициния китайская, древогубец, карказон маньчжурский и др.) достигают по высоте 15-20 м.

Декоративный газон - дерновой покров, создаваемый путем посева и выращивания определенных видов, трав, преимущественно многолетних злаков. Газоны занимают значительную часть озеленяемой территории и подразделяются на партерные, обыкновенные садово-парковые и луговые. Партерные газоны из густых низкорослых трав одноцветной окраски располагают у общественных зданий, памятников, декоративных водоемов, фонтанов, скульптурных групп. Для устройства обыкновенных газонов используются смеси из нескольких злаковых многолетних трав с различными типами кущения, что обеспечивает их декоративность, способность сопротивляться вытаптыванию, теневыносливость, долголетие. Луговые газоны создаются обычно в крупных парках путем улучшения естественных травостоев.

Цветочное оформление - одно из основных наряду с газонами средств украшения площадей, бульваров, садов и парков. У общественных зданий, памятников, спортивных сооружений, на улицах и площадях обычно используют регулярные приемы оформления цветников - партеры, клумбы, рабатки, вазы, вертикальные композиции. Формируются они преимущественно из летних цветов, двухлетних, коврово-лиственных и лиственно-цветущих культур. В садах и парках, при озеленении жилых территорий все большее применение находят ландшафтные типы цветников: массивы, группы, миксбордеры*, цветущие лужайки и одиночные посадки из многолетников. Крупномасштабные композиции в виде цветочных массивов размером 100- 1000 м2 и более формируют в парках на полянах преимущественно из одноцветных растений - многолетников ярких расцветок. Групповые посадки свободных очертаний размером от 3-5 до 40-50 м2 - - наиболее распространенный вид цветников.

Бордюры из многолетников в виде полосы шириной 1-3 м, а иногда и до 5 м обычно применяются для окаймления дорог и площадок, устраиваются из невысоких растений компактной формы с обильным цветением и размещаются в солнечных, защищенных от ветра местах. Одиночные посадки кустов многолетников подчеркивают композиционно наиболее важные места на газоне: у входов в здание, на поворотах дорожек, на скрещении дорог и т. д. и рассчитываются на обзор с расстояния 2-3 м. Цветочные группировки регулярного типа компонуются в сочетании с декоративными вазами и другими малыми архитектурными формами в виде квадратов, кругов, прямоугольников, трапеций и неправильных фигур. Их размещают на городских площадях, скверах, бульварах, входных зонах парков.

*Миксбордер - вид цветочного оформления, характерный многократной сменой цветения в течение вегетационного периода, создаваемый путем подбора красивоцветуших травянистых, преимущественно многолетних растений.

Архитектурно-художественные принципы композиции . Лучшие произведения садово-паркового искусства наделены многими совершенными художественными качествами - каждая часть ансамбля по-своему выразительна и в чем-то связана с другими, все они расположены в определенном последовательном порядке, хорошо соотносятся между собой и с человеком по абсолютным и относительным размерам, согласованы колористически и т. д. Зеленое строительство включает в себя понятие садово-паркового, пейзажного искусства, поэтому при формировании растительных композиций необходимо иметь в виду ряд эстетических требований. Среди них к важнейшим относятся следующие.

Единство, пропорциональность частей . Соразмерность, правильное отношение составных частей к целому, деталей - к основному, побочных объектов - к главному являются основой формирования садово-паркового ансамбля. Предметы и формы должны находиться в стройной взаимосвязи, подчиняться общей идее, быть в определенных пропорциональных соотношениях. Это единство проявляется как внутри каждой пейзажной картины, так и в согласованности отдельных пейзажных частей с ландшафтом в целом. Отдельная группа растений должна восприниматься со всей композицией как единое целое, в пределах самой группы каждое растение также должно согласовываться в размерах, форме и структуре с другими, находящимися рядом. Однако единство форм не следует понимать просто как собрание схожих, однотипных элементов, которые часто приводят к монотонности в композиции. Недостаток разнообразия вызывает ощущение бедности пейзажа, чрезмерное нагромождение цветовых и других эффектов утяжеляет композицию или «разваливает» ее.

Один из приемов, позволяющих подчеркнуть единство композиции, заключается в уравновешенности пейзажной картины. В регулярной планировке равновесие достигается часто путем повторения одинаковых предметов и расстояний между ними по обе стороны от планировочной оси (аллеи, эспланады, партера и т. д.). При свободной, живописной планировке объекта озеленения равновесие выражается иначе. По ту и другую стороны находятся детали, хотя и несхожие, неодинаково расположенные, но так подобранные, скомпонованные, что внимание, уделяемое тем и другим, уравновешивается. Например, мощный дуб, расположенный по одну сторону оси пейзажа, может потребовать для равновесия пейзажной картины целой молодой рощи по другую сторону оси.

Масштаб . Цельность, гармоничность композиции зависит от правильно выбранного масштаба, т. е. соотношения размеров всех входящих в нее элементов. Масштабность - это прежде всего соответствие размеров объекта физическим размерам человека и скорости его передвижения. При этом отдельные пространства, имеющие чрезмерно уменьшенные или слишком увеличенные размеры, воспринимаются как немасштабные. Критерием масштабности является также соответствие размеров функциональному назначению пространства. Оптимальный масштаб обусловливается социальными и биологическими потребностями людей различного возраста, психофизическими, технико-экономическими и другими требованиями. Например, по критерию оптимальной строительной и эксплуатационной эффективности необходимо укрупнять участки газона, проектируя их на площади не менее 100-200 м. С точки зрения комфортности тихого отдыха взрослых и детей до четырех-шести лет газоны должны быть ограничены 100-150 м. Спортивные комплексы для молодежи требуют совсем иного размера - около 4000-6000 м и более, для массового отдыха на траве нужны поляны до 6000-7000 м. Таким образом, правильный выбор масштаба элементов садово-парковых комбинаций требует дифференцированного подхода к проектированию с учетом как функциональных, так и эстетических требований.

Впечатление человека о масштабе озелененных пространств меняется в зависимости от характера окружения. Одни и те же поляна, массив зелени, дерево, сооружение, аллеи приобретают различную масштабную характеристику в зависимости от того, расположен ли сад или парк вблизи многоэтажной застройки или в условиях природного окружения.

Контраст . При сопоставлении достаточно резко различающихся предметов их противоположные свойства становятся более заметными, очевидными. На этом свойстве основано большинство растительных композиций. Плакучая крона березы выгодно оттеняется плотной пирамидальной формой пихты или ели. Высокое пирамидальное дерево на фоне плоской крыши или дерево с округлой кроной рядом с постройками, увенчанными остроконечными кровлями, составляют приятный художественный контраст. Крупнолистные деревья хорошо контрастируют с деревьями, имеющими мелкую листву. Темная зелень выделяется на фоне светлой листвы. Эстетическая ценность контраста повышается, если одна из пород занимает доминирующее положение, например подлесок из плотных зарослей можжевельника удачно дополняет прозрачный верхний полог березы.

Контрасты воспринимаются не только в пространстве, но и во времени. После выхода из темного елового леса березовая роща кажется особенно светлой, радостной, глубокая тень старой дубравы рядом с просторной залитой солнцем поляной - освежающе прохладной. Таким образом предшествующие впечатления как бы усиливают последующие. Подчеркивая контрасты в композиции, необходимо соблюдать определенную сдержанность, ибо слишком резкие различия могут привести к разрушению общего впечатления, распаду единства. Лучших результатов можно добиться путем противопоставления не всех свойств предметов, а только их части Например, если растения имеют схожие формы, но различаются размерами и цветом, или наоборот).

В садово-парковых композициях приемы контраста дополняются приемами нюанса, при котором создаются постепенные переходы цвета, пластики, освещенности, массы, пропорции, природных и архитектурных элементов. Если при контрастных отношениях преобладает противоположность однородных свойств, то при нюансе эти отличия мало заметны и построены на тонкостях и оттенках, преобладает сходство между предметами.

Стиль. Большое влияние на современные типы устройства садов и парков, на характер расположения растений, их внешний облик, стилевую организацию оказывает богатая и сложная история садово-паркового искусства. Основными видами пространственного построения садов и парков признаны регулярное и пейзажное*. С первым из них связано понятие о геометрическом, формальном стиле планировки, со вторым - о живописном, свободном. Композиция регулярного типа характеризуется геометризированными построениями дорожной сети, прямыми аллеями, четкими контурами водоемов, газонов, рядовой посадкой деревьев и кустарников, искусственным формованием их крон, симметричным размещением скульптур, фонтанов, беседок (парки Версаля, Петродворца). Напротив, в садах и парках пейзажного типа (например в Павловске, Царицыне и др.) дороги и аллеи, группы деревьев и кустарников, поляны, лужайки приобретают свободные, живописные очертания, строятся как бы в подражание естественной природе.

* Регулярное направление делится: французское - на плоском рельефе, итальянское - на остро выраженном рельефе и английское - пейзажное направление. Кроме того, существует еще партер из цветов -он голландского происхождения.


Ритм . Выразить композиционное единство сада или парка, обеспечить его упорядоченное разнообразие поможет также использование ритмических закономерностей. Ритм служит «регулятором» пространственно-временных изменений форм. Наличие каких-то повторяющихся или чередующихся элементов в пейзажной картине есть проявление пространственного ритма: например, чередование в определенной последовательности деревьев, кустарников, скамей, скульптур вдоль аллеи, которое улавливается пешеходом в процессе движения. Повторные впечатления, как правило, ослабевают. Новизна, неожиданность всегда обостряют ощущения, поэтому длительные повторы одного и того же ритма нежелательны. Это допускается лишь в особых случаях, например на торжественных эспланадах или в парках-мемориалах. Приемы обогащения ритмического рисунка многообразны - путем увеличения числа повторяющихся элементов (включая как природные, так и архитектурные составляющие, различия в материале, цвете, фактуре и т. д.) введения усложненного «синкопированного» ритма, использования фактора композиционной внезапности, который можно рассматривать как преднамеренный «сбой» устоявшегося ритма.


В современном садово-парковом строительстве преобладают приемы пейзажной композиции как более естественные и эффективные в технологическом отношении. Регулярный стиль используется там, где необходимо достигнуть парадности, монументальности, вблизи крупных архитектурных сооружений, в зонах скопления больших масс людей (у входа в парк, на стадионах и т. д.). Независимо от стиля планировки сады и парки должны соответствовать духу времени, местным ландшафтным условиям, функциональным и эстетическим требованиям. В этом случае их стилевое решение будет содействовать четкому выявлению архитектурно-художественного облика, композиционного замысла.

Приемы пейзажной организации зеленых насаждений . Характер пейзажа садов и парков определяется прежде всего соотношением объемных элементов (растений) и плоскостных, образуемых поверхностью земли и водоемами. В закрытых пейзажах превалирует древесная растительность, что ограничивает обозрение пространства. В общей композиции сада или парка эти пространства образуют ареалы тени. В открытых пейзажах доминирующую роль играют горизонтальные поверхности - луга, водоемы, что обусловливает значительную видимость вдаль и вширь. Они образуют в общей композиции парка самые яркие части - ареалы света.



а - образование пространственной многоплановости пейзажной картины посредством визуальных раскрытий на акцентные узлы композиций, удаленные на разную глубину;
б - дифференциация пейзажных картин на пространственные планы посредством кулисообразного расположения объемных растительных элементов, образующих разную глубину пределов видимости;
в - приемы образования рамы пейзажных картин: стволами деревьев, каскадом тонких нитей ветвей ивы вавилонской, тенью, падающей от дерева на освещенную дорожку

Соотношение между открытыми пространствами и массами зелени и способы их разделения обусловливают особенности структуры насаждений в каждой из традиционных школ ландшафтной планировки. Во французской - это строгие и симметричные серии пространств в виде зеленых «зон» и «кабинетов», заключенных внутри стриженых стен. Итальянские сады характерны плотными массивами зелени, которые расчленены с помощью узких и высоких прогалин. Этот прием оправдан в теплом климате стремлением защититься от палящего солнца. В нерегулярных парках в соответствии с английской ландшафтной школой используется метод разделения пространства свободно расположенными деревьями, рощами, плотными древесными группами.


Доминирование одного пространственного качества в каждом пейзаже необходимо для его художественной цельности. Живописное разнообразие достигается еще и соотношением цветовых пятен. Большие массы или плоскости со светлыми тонами листьев и травы должны быть противопоставлены массам темных оттенков. В распределении света, тени, цвета следует добиваться пространственного равновесия, поскольку растворение масс света и тени, а также смешение цветов оттенков нарушает эффект всей картины.

Следует различать такие разновидности пейзажной картины, как панорама и виста. Панорама - широкий и многоплановый вид местности, открывающийся обычно с высоты. Она рассчитывается либо на восприятие сразу в полном объеме, либо на последовательное рассмотрение фрагментов по мере продвижения, смены точки зрения. Виста, напротив, довольно узкий, ограниченный определенными рамками вид местности, перспектива, направленная обрамляющими плоскостями в сторону самого выдающегося объекта - великолепного дерева, пруда, холма и т. д.

Различные приемы построения пейзажных картин были разработаны теоретиками садово-паркового искусства в прошлом (например, в трудах X. Реп-тона, Э. Андре, А. Регеля и др.).

Общий принцип построения пейзажных картин сводится к дифференциации их на несколько основных пространственных планов. Практически для достижения глубинности перспективы рекомендуется выявлять границы первого, второго и заднего планов. При этом каждый из основных планов может представлять собой ряд нюансных планов, которые различаются при более пристальном рассмотрении.

В построении пространственных планов пейзажных картин используются следующие образующие элементы:

1) обрамление, назначение которого - ограничить боковые и верхние части первого плана с целью вычленить из общего пространства парка участок, на котором желательно остановить внимание зрителя;

2) кулисы - боковые «ширмы», которые представляют собой элемент построения второго пространственного плана пейзажных картин;

3) доминанты картины или композиционный фокус - самая вырази тельная часть пейзажной картины, концентрирующая на себе основное внимание зрителя.

В формировании пейзажа может быть создано бесконечное разнообразие композиций с различными пространственными планами и доминантными объектами, выбор которых обусловливается как природной ситуацией, так и художественным замыслом. Иногда средний план отсутствует из-за понижения рельефа местности или скрыт высокой живой изгородью, а широкие и спокойные дали заканчивают перспективу. Иногда же средний план в виде лесистого склона может перекрывать дальний план. В неглубоких замкнутых композициях особое значение приобретают оригинальные формы, фактура, цвет главных элементов, которые детально рассматриваются с близкого расстояния. Но всегда в садово-парковом пейзаже должны быть некие акценты, запоминающиеся и привлекающие внимание.

Для лучших парков, таких, как Павловский под Ленинградом или Гайд-парк в Лондоне, характерны многоплановость построения пейзажа и периодическая смена картин, раскрывающаяся перед посетителем при прогулке. Движение позволяет рассматривать постепенно разворачивающиеся парковые пейзажи с различных точек обзора. Решению этой задачи отвечает, в частности, сценарный метод построения пейзажей, предусматривающий периодическую смену композиционных акцентов эмоциональными паузами, т.е. сравнительно маловыразительными участками протяженностью примерно 100-150 м.

Замечательные примеры умелой увязки растений с трассировкой дорог на ровной местности и на выраженном рельефе имеются в Тростянецком парке на Украине. Чередование открытых полян и массивов насаждений, затененных и освещенных пространств, применение дендрологических акцентов и другие приемы позволили на плавно изгибающихся парковых дорогах создать серии живописных картин, постепенно или внезапно сменяющих одна другую и не дающих ослабнуть активности восприятия.

Существенное воздействие на восприятие зеленых насаждений и парковые пейзажи оказывает линейная перспектива: с удалением деревьев, кустарников от зрителя их кажущаяся величина уменьшается пропорционально квадрату расстояния, а параллельные линии (например, вдоль аллеи) кажутся сходящимися на горизонте. Эти зрительные эффекты широко используются в садово-парковом искусстве, главным образом для создания оптических иллюзий, создающих ощущение простора в случае территориально ограниченных участков и для подчеркивания композиционных акцентов. Если на передних планах пейзажной картины высажены более крупные растения, чем на дальних, это усиливает эффект глубины пространства. Аналогичным образом могут быть подчеркнуты небольшие возвышенности и понижения рельефа, многоплановые кулисные построения и т. д. Скрытие промежуточных планов помогает зрительному включению в пейзаж сада и парка внешних объектов, интересных видов не отдельных ландшафтах.

Формирование садово-парковых насаждений. Вопросы композиции зеленых насаждений тесно связаны с методами их формирования. Этот процесс, продолжающийся в течение всего периода существования сада, парка, любого объекта озеленения, объясняется тем, что растения постоянно находятся в состоянии развития. Соответственно меняется и внешний облик объекта озеленения.


Постоянная стрижка деревьев и кустарников, тщательный уход за цветочными партерами способствуют сохранению регулярных насаждений в течение длительного времени. В противном случае растения принимают присущие им естественные формы.

В садово-парковых ландшафтах, сконструированных по мотивам природных ландшафтов - лесных, луговых и т. п., процесс формирования протекает иначе. При их создании основной целью садово-паркового строительства является достижение возможно более полного и гармоничного развития растений или определенного типа насаждений. В данном случае стремление паркостроителя не противоречит естественному развитию растений и слагаемых ими фитоценозов, а, наоборот, благодаря проведению различных агротехнических мероприятий способствует более быстрому их росту. При этом изменение форм растений должно все больше приближать парк к задуманному образу.


Художественные качества насаждений на каждой фазе их развития в огромной степени зависят от мастерства паркостроителя, непосредственно формирующего ландшафт. До того, как будут достигнуты требуемые качества, объект озеленения должен пройти целый ряд фаз или стадии, значительно отличающихся друг от друга в хозяйственном, санитарно-гигиеническом, эстетическом отношениях. Продолжительность каждой фазы зависит от главной породы, составляющей древостой, и условий произрастания. В лесоводстве считается, что для всех пород Первая фаза «подрост или разреженный молодняк» обычно длится 10 лет, вторую фазу - «чащи» - растения проходят в возрасте от 10 до 20 лет, третью фазу - «жердняка» - от 20 до 30 лет, четвертую - «приспевающих насаждений» - от 30 до 40 лет. В садах и парках при хорошем уходе за насаждениями эти фазы могут протекать быстрее, и все же для полного развития насаждений, особенно из медленно растущих пород, необходимы десятилетия. Чтобы достичь фаз «средневозрастных» или «спелых» насаждений, для березы требуется 20-25 лет, для сосны - 30-40 лет, для дуба - около 50 - 60 лет. Для паркостроителя первоначальный период формирования насаждений особенно важен. Хотя парки строятся в расчете на развитие в течение столетий, само их строительство вызывается запросами и нуждами сегодняшнего дня. Именно поэтому парковый строитель стремится имеющимися в его распоряжении средствами обогатить чаще всего маловыразительные молодые насаждения, сократить продолжительность первоначального периода. Основными из этих средств являются: создание насаждений посадкой крупных деревьев и кустарников; образование временных насаждений из древесных пород, обладающих быстрым ростом в первый период развития; применение загущенных посадок, быстро декорирующих территорию и стимулирующих прирост деревьев в высоту; широкое использование кустарников и травянистых растений, дающих быстрый декоративный эффект.


А - первый этап. Возраст деревьев 10 лет. Создание загущенных посадок (1500 деревьев на 1 га) в целях ускоренного развития древесных пород в группе;

Б - второй этап. Вид группы через 20 лет после посадки. В результате постепенного удаления угнетенных экземпляров (прореживание) для 50-60 % оставшихся декоративных растений созданы благоприятные условия произрастания;

В - третий этап. Вид группы через 50 лет. Проявление индивидуальных свойств древесных пород. Количество растений в группе соответствует задуманному (1 - береза, 2 - ель, 3 - клен, 4 - ива);

Г - четвертый этап. Вид группы через 90 лет. Основные лиственные породы, составляющие группу, достигают предельной высоты. Рост ели продолжается;

Д - пятый этап. Вид группы через 120 лет. Периметральное оформление группы светолюбивыми растениями после удаления лиственных древесных пород, потерявших декоративный облик. Ель занимает доминирующее положение;

Е - шестой этап. Вид группы через 150 лет. Декоративные свойства сформировавшейся группе придают березы, приобретшие к этому времени плакучую форму кроны

Традиционные способы пейзажной организации растительности могут широко использоваться при создании современных садов и парков. Однако развитие строительной и садово-парковой техники, большие масштабы и ускоренные темпы работы по озеленению, изменившиеся условия эксплуатации мест массового отдыха влияют на выбор композиционных приемов. Например, свободная пейзажная планировка парка с крупными массивами и полянами облегчает механизацию работ. Это предопределяет применение приемов, построенных на контрастах плотных загущенных древесных массивов (они лучше сопротивляются повышенным рекреационным нагрузкам, быстрее набирают высоту) и обширных пространств чистого газона с включением компактных групп крупномерных деревьев и деревьев-солитеров. Регулярные посадки в виде групп простой геометрической формы также отвечают требованиям механизации при строительстве и уходе в отличие от дробной мелкомасштабной планировки с мелкими группами сложной конфигурации в плане. Если живые изгороди обрамляют крупные или криволинейные площадки, желательно проектировать их с учетом габаритов садово-парковых машин и радиусов их поворота, например с радиусом закругления не меньше 5-8 м. Живые изгороди целесообразно размещать вдоль проездов и параллельно им, не включать в изгороди деревья, опоры освещения. Это позволяет резко сократить дорогостоящий ручной труд.

В практике градостроительства нередко возникает необходимость создания парков и садов в безлесной местности, с тяжелыми почвенно-климатическими условиями (в Нижнем Поволжье, Казахстане, Среднеазиатских республиках, полупустынных районах Азербайджана и т. д.). На композиционные решения здесь влияет комплекс дополнительных по сравнению с условиями средней полосы факторов, таких, как выбор приемов искусственного орошения, специальные агротехнические приемы посадок в грунтах, лишенных естественного плодородия, меры защиты от избыточной радиации. Для массовых посадок подбирают наиболее устойчивые породы деревьев, кустарников, лиан, способные мириться с недостатком влаги, переносить избыточную минерализацию грунтовых вод и т. д. При необходимости посадок в особо неблагоприятных условиях используется траншейно-дренажный способ с заменой местного грунта на привозной плодородный. Подобные приемы, естественно, предопределяют особенности композиции будущих парков, бульваров, насаждений во дворах, на набережных: более регулярная планировка, рядовые посадки тенистых деревьев вдоль дорог, парков, арыков, по периметру площадок для отдыха. В Баку, чтобы скрыть голую землю, разбитую на поливные гряды, устраивают специальные зеленые бордюры, высаживают кустарники под пологом деревьев. Деревья группируются в сомкнутые куртины, которые хорошо противостоят сильным ветрам, обеспечивают затенение дорожек. В Ашхабаде, где создать большие газоны невозможно, применяют почвопокровные растения (люцерну), используют вьющиеся растения типа винограда пятилистного. Для быстрейшего затенения дорожек в первые годы после закладки парков № пешеходных аллей используются искусственные солнцезащитные устройства (тенты, навесы, трельяжи, перголы) с применением лиан.

Топиарное искусство. Первые сведения о фигурной стрижке растений относятся к Древнему Риму. А. Регель в книге «Изящное садоводство и художественные сады» (1898) пишет: «Плиний Старший гордился не одним только пейзажем и не одной архитектурой своего угодья, а чуть ли не всего более - партерами, расположенными в виде геометрических фигур, буксусами, подстриженными в виде шара, различными деревьями и кустами, подрезанными так, что появлялось либо имя владельца, либо подпись «топиария» (садовника), либо фигура корабля, пирамиды, шара, какого-нибудь зверя и т. п. Искусство подрезки, еще при Августе введенное неким Мастием, входило в курс обязательных знаний садовника и ценилось выше всего».

Искусству стрижки деревьев и кустарников придавалось важное значение в древнеримских садах, которые нередко превращались в выставки произведений топиарного искусства.

Наивысшего расцвета искусство формовки деревьев и кустарников достигло в регулярных садах. Дворцовые ансамбли - французский Версаль и австрийский Шенбрун - во многом прославились благодаря своим безукоризненно правильным зеленым стенкам, аркам, коридорам, образующим замысловатые геометрические рисунки.

В Россию топиарное искусство проникло во времена Петра I и было впервые применено в Летнем саду и Петергофе.

В XVIII в. своим умением стрижки лип, тиссов, буксусов прославились голландские садоводы, которые кропотливо, не считаясь со временем, создавали высокохудожественные, к сожалению неповторимые и несохранившиеся произведения.

Когда регулярные парки уступили место ландшафтным, искусство стрижки растений стало применяться значительно реже, но и в наше время в парках Европы, особенно в Англии и Голландии, как правило на небольших участках парков и садов или традиционно в исторических дворцово-парковых комплексах, стрижка деревьев находит применение.

Декоративные геометрические формы, фигуры животных, птиц из стриженых растений можно увидеть в парках Индии и США. В городе обувщиков Партизанске (ЧСФР) в центре клумбы на одной из площадей высится из вьющейся зелени и цветов необычной башмачок. Зоопарки с животными из вечнозеленых деревьев и кустарников созданы в Мехико и вьетнамском городе Нончхай.

Деревья и кустарники обрезают, стригут, подвязывают, переплетают ветви, начиная с момента посадки растений и добиваясь придания им задуманной формы.

Основные формы стрижки деревьев и кустарников: высокие зеленые стенки, живые изгороди, бордюры, фигуры, сложные композиции, отдельно стоящие на партерах растения-солитеры. Степень стрижки определяется композицией и меняется от легкого подравнивания, небольшой корректировки направления роста веток до серьезной обрезки, прививки черенками с целью придания растениям необходимых сложных фигур.

Простая формовка геометрической фигуры (пирамиды, конуса, параллелепипеда, куба) начинается с земли или штамба, при сложной создающей композиции из нескольких элементов возможны различные варианты их сочетания.

Результат зависит от декоративных качеств выбранных растений, художественного вкуса и мастерства садовника, его терпения в выполнении скрупулезной, трудоемкой работы. Регулярность и умелое использование приемов фигурной стрижки могут значительно повысить декоративные достоинства парка или сада.

Самое широкое распространение получили высокие стриженые стены, которые применяются для защиты от ветра, сокрытия некрасивых видов и сооружений с целью создания перспектив, при устройстве зеленых театров 1 эстрад. В зависимости от задуманной высоты подбирают растения с необходимыми биологическими характеристиками. Деревьям и кустарникам, хорошо поддающимся стрижке, в плотных (обычно в двух-трехрядных) посадках придают нужные формы - параллелепипедов, уступов, сводов, ниш.

В некоторых случаях для получения стен используют многорядные посадки растений, сочетающих естественные и стриженые кроны. Для образования высоких и плотных стен применяют ель, тую западную, восточную, можжевельник виргинский, кипарис горизонтальный, пирамидальный, лиственницу, а из лиственных - липу, вяз, берест, граб, клен полевой, бук.

В садах и парках вместо заборов, решеток и сеток используют живые изгороди, что, безусловно, создает не только декоративный, но и гигиенический эффект. Наиболее устойчивыми являются изгороди, имеющие в разрезе вид трапеции.

В средней полосе для живых изгородей используют вечнозеленые ель обыкновенную, тую западную, можжевельник обыкновенный, тис ягодный или европейский, а из лиственных пород - клен татарский, липу, боярышник, кизильник блестящий, чубушник, шиповник, бирючину, лох узколистный, смородину альпийскую и золотистую, спирею. Для изгородей-ограждений используют быстрорастущие растения с шипами и колючками, а для обсадки площадок отдыха - растения с высокими декоративными качествами (цвет листвы, ветвей, окраска и форма плодов, фактура стволов, запах цветов и т. д.).

Бордюры - невысокие живые изгороди - служат для обрамления дорожек и площадок. В европейской части чаще всего используют буксус, а к северу - кизильник, чубушник. Перечень растений, пригодных для фигурной стрижки, в северных районах значительно меньше, чем в южных, к тому же и период облиствения растений намного короче.

Древнюю историю имеет декоративная стрижка растений на Кавказе. И сегодня она является одним из основных приемов садовников, работающих в традиционной манере. В Грузии (Тбилиси) для этих целей применяют тис, кипарис, тую, можжевельник, самшит, лавр, бирючину, барбарис, питтоспорум, кизильник, пираканту, вечнозеленые лох, бересклет, жимолость.




Для создания геометрических форм больше всего подходит тис ягодный или европейский. Он имеет крепкий ствол и ветви, очень компактную крону, из которой можно создавать точные фигуры, а кроме того, он легко и безболезненно поддается стрижке. Темная хвоя тиса хорошо контрастирует со светлым зеленым газоном, покрытиями площадок, он может быть прекрасным фоном для цветов, скульптуры.

В некоторых случаях для создания сложных композиций используют разные виды деревьев, кустарников, а при необходимости - и вьющиеся растения на каркасах.

Как известно, человек — это неотъемлемая часть природы. И куда бы не вёл нас технический прогресс, мы так или иначе возвращаемся к своим истокам. Познав все блага современной цивилизации, человек всё равно подсознательно стремится к общению с живой природой. Сегодня довольно много людей желают уехать из города чтобы жить на природе. Но у большинства современных горожан не хватает знаний о том, как обустраивать свою жизнь за пределами города, как взаимодействовать с природой, как обустраивать своё Родовое Поместье, с чего начинать. У большинства, приехавших на землю встаёт вопрос: как обустроить своё пространство так, чтобы в нём жилось хорошо и комфортно.

Практически каждый понимает, что нужно сначала сделать план своего поместья. Много времени и сил уходит на его создание и кажется, что вот он уже готов и можно приступать к его реализации. Но выйдя на участок вдруг оказывается, что здесь мы запланировали посадить 200 деревьев, а у нас получается только 140. В этом месте мы запланировали пруд, а рельеф местности не позволяет его сделать именно здесь. И так далее и тому подобное. Земли, казалось бы, много, а что куда сажать и где что делать непонятно. Со временем приходит понимание того, что не хватает знаний и умения в обустройстве своего Родового Поместья. Поэтому, необходимо учиться планированию, учиться перенесению своего поместья с бумаги на землю. Итак, начинаем разбираться и изучать что и как делать, как создать ландшафтный дизайн своими руками.

Для начала давайте определимся что такое Родовое Поместье.

Поместье — это некий живой организм который будет постоянно расти и развиваться со временем, это основное отличие от проекта здания. И Вашей задачей является, не просто сделать план, а суметь создать программу, согласно которой Ваше Поместье будет развиваться. Поэтому постараемся разобраться что и как делать, как обустроить своё Родовое Поместье. Для этого разложим все действия по проектированию нашего поместья поэтапно.

Для того, чтобы распланировать своё Родовое Поместье более рационально, необходимы определённые знания и опыт в ландшафтном проектировании. Хорошей подсказкой для ландшафтного проектирования являются современные ботанические сады. Походите по ним, посмотрите, как они обустроены.

Для создания своего проекта Вам необходимо приобрести:

1. Ватман, миллиметровка, калька.

На ватмане рисуется изометрия. На миллиметровку накладывается калька. Миллиметровка – масштабный план. А калька – позиционный план, на котором Вы нарисуете что хотелось бы. Позиционный план необходим, чтобы знать, что Вы хотите видеть на своём участке. Масштабный строй необходим, чтобы не ошибиться в масштабах. Потому что можно сделать на одном гектаре как на 10 и наоборот.

Для чертежей хорошо брать наши классические ватманы формата А1 (594х840 мм), подойдут А2 (420х594 мм) и А3 (297х420 мм).

2. Папка.

Для хранения чертежей хорошо бы обзавестись большой папкой, в которой они будут храниться. Хорошо бы эти листы за ламинировать. Отнеситесь к этому с уважением, ведь это Ваши мечты, это Ваши мысли, которые будут цениться и через 100 лет. И они будут взаимодействовать с пространством, несмотря на то, что они нарисованы. Вы будете постоянно к ним возвращаться. Поскольку это творение, которому нет конца. Оно будет продолжаться и продолжаться.

3. Набор карандашей: от самых мягких до самых твёрдых.

4. Лекала, угольники.

Вы можете использовать различные виды лекал и угольников, но хорошо бы среди них иметь вот такое гнущееся лекало. Такое лекало позволит Вам легко очерчивать различные изгибы.

5. Маркеры.

6. Краски или цветные карандаши.

7. Пластилин.

Используемые способы изображения.

1. Позиционный план – это перечень всех желаемых объектов на участке (дом, огород, сад, поляны, пруд, мастерские, хоз. постройки и т.д.).

2. Масштабный план — это чертеж, который является пропорционально уменьшенным графическим изображением участка. Он включает в себя все объекты, которые вы планируете разместить на своём участке соблюдая их пропорции.

На чертежах обычно используют масштаб изображений в следующих соотношениях:



3. Изометрия
– графическое отображение в пространстве, прорисовка в объёме, сохраняя все расстояния, все масштабы без изменения.

Масштабный план.

Ваш участок должен планироваться как квартира, то есть это комнаты на открытом воздухе. Вы должны определить, как в квартире, которая строится – какие комнаты Вы хотите, сколько у Вас будет спален. Вы должны определиться сколько у Вас будет детских площадок, где будет мужская, женская поляна, водоём, кухня, пищеблок, огород, где у Вас будет двор для животных, сколько у Вас будет мастерских. Всё что Вы хотите нужно записать. Далее вырезаем кружочки, которые соразмерны объёму Ваших объектов, то есть определяем: пруд — 10 соток, огород – 10 соток, сад – 15 соток. Значит и кружочки будут соразмерны этим соткам. Эти кружочки раскладываем на Вашем участке, тем самым определяя где что будет находиться согласно рельефу. Передвигаем их по участку пока не получим тот вид, который мы хотим. Пока Вы определяетесь с местоположением каждого объекта у Вас что-то будет сокращаться, что-то добавляться в объёме.

Создание функционального образа поместья.

Подробно продумайте где будет располагаться каждый объект, где его местоположение будет наиболее удобным. Эффективность использования каждого объекта во многом зависит от его местоположения. Необходимо организовать взаимодействие одного объекта с другим таким образом, чтобы потребности одного объекта были удовлетворены тем, что производит другой объект. Для этого нужно знать свойства каждого объекта, его потребности, а также всё то, что он производит и все его отходы.

Например, огород нужно разместить между домом и скотным двором так, чтобы по дороге на скотный двор можно было собрать отходы с огорода, а навоз со двора легко переместить в огород.

Прорисовывайте все связи между объектами на плане, чтобы было наглядно видно что с чем связано и чтобы ни одна связь не пересекала то место, где её не должно быть. «Прогуливайтесь» по этому плану, переставляйте объекты, ищите то местоположение объекта, которое будет для Вас наиболее удобным, которое будет Вам наиболее приятным и более близким Вашей душе.


Особое внимание уделите водному вопросу. Определите где и в каком виде будет пруд, ручей или родник. После определения местоположения водных объектов Вам будет проще определиться с рельефом участка. Далее постарайтесь представить где у Вас будут полянки, где рощи, где Вы расположите сад, а где лес и т.д.

Возможно, в процессе этой работы, у Вас возникла идея отметить какое-либо дерево в том или ином месте. Более чётко прорисовался образ того или иного места: как бы Вы хотели видеть вход в поместье, что бы Вы хотели видеть, выглядывая из окна утром, а какой бы пейзаж Вас окружал, когда Вы сидите у пруда провожая солнышко на закате… Постарайтесь почувствовать растения, Ваше отношение к ним. Представьте эти растения в определённом месте, постарайтесь вспомнить в каких местах они встречаются и с какими растениями они обычно растут.

Мысленно «прогуливайтесь» по своему проекту. Если у Вас вызывает затруднение в создании образа какого-либо уголка поместья, то попробуйте мысленно совершить прогулку к этому месту через уже определённые Вами участки поместья, попробуйте заходить к этому месту с разных сторон. Сменяющиеся картинки одна за другой, возможно, помогут Вам определиться с недостающей.

Модульная решётка

Перевод плана в модульную решётку позволяет точно рассчитать количество саженцев и выбрать из огромного многообразия деревьев именно те, которые Вы бы хотели видеть рядом.

Модульная решётка – решётка, удовлетворяющая определённым свойствам. Примером модульной решётки может служить решётка с ячейками в виде соты. Размер соты может быть разнообразным. Это может быть 5х5 или 10х10 метров. Вы можете взять в качестве размера ячейки свой рост с вытянутой рукой. За основу решётки может быть взята какая-то форма ландшафта.

Существует множество способов планёрки, но лучше всего считается применение пропорций человеческого тела. Вся пропорциональность кругов, квадратов или сот заключается в том, что это соразмерно и созвучно человеческой фигуре, дереву, дому – всё это пропорционально золотому сечению. Можно мерить шагами, можно лечь между деревьями с вытянутой рукой и посмотреть получившееся расстояние.

Макетирование или прорисовка участка


Прорисовка рельефа позволит Вам определить, как перемещаются воздушные массы по Вашему участку, где и как образуются тени и полутени. Что, где и как лучше или хуже прогревается. Исходя из этого Вы определяете, где и какие растения сажать. Посаженные Вами растения могут существенно изменить рельеф участка, сделать более комфортабельными зоны для произрастания тех или иных растений.

Делаем рельеф нашими растениями. Можно прорисовывать каждый элемент участка. Но если у Вас не хватает способностей в рисовании, то можно лепить макет из пластилина.

Всю посадочную массу разбиваем на 5 категорий: скелетная, уплотнители, наполнители, декоративные и особые. Все элементы участка прорисовываем или вылепливаем согласно этим категориям.

Ассортиментная ведомость

Ассортиментной ведомостью является приложение к уже существующему плану. Здесь описываются все растения, которые планируется высаживать.

Существуют некие правила для создания ассортиментной ведомости. В ассортиментной ведомости должны быть освещены следующие нюансы:

1. Засаженные и не засаженные пространства.

В ассортиментной ведомости свой участок определяем на территории – засаженные и не засаженные. Должна быть такая пропорция: 50% открытого (не засаженного пространства) и 50% засаженного пространства.

Здесь есть иерархия. Мы начинаем с костяка, со скелетных пород, уплотнителей, пластификаторов, далее мы садим сад – 4 категория которая называется декоративно-плодово-медоносная.

Деревья и кустарники разбиваются на группы: хвойные, плодовые, лиственные породы. В последнюю очередь записываются лианы и цветы. Если у Вас предусмотрены альпийские горки, то для них составляется отдельная ассортиментная ведомость. Отдельная ведомость составляется также и для однолетних растений.

3. Сотовые посадки согласно модульной решётки (или иные – те, что Вы выбираете).

Ассортиментная ведомость чаще всего оформляется в виде таблицы. Таблица состоит из 5 граф: порядковый номер, название растения (указывается название на двух языках: русский и латинский), высота растения, количество растений, примечание (здесь указываются характеристики растений: окрас листвы, время цветения и плодоношения, режим полива, световой режим, информация о стрижке и обрезке). Иногда присутствует 6 графа, где указывается стоимость растения.

Ну вот и всё. Мы рассмотрели основные направления для планирования и создания своего Родового Поместья. Теперь настала пора воплощать в жизнь Ваши мечты.

Удачи Вам в этом нелёгком, но увлекательном деле.



Понравилась статья? Поделитесь ей