Контакты

Где можно подать апелляцию по егэ. Можно ли обжаловать результаты ЕГЭ и в какие сроки - как подать апелляцию по ЕГЭ правильно? Где, кто и сколько времени рассматривает заявление об оспаривании результатов ЕГЭ

20/06/2011

О нарушении процедур сдачи ЕГЭ говорят каждый год, но я ни разу не слышала возмущений по поводу того, как проходят апелляции на результаты ЕГЭ. Я узнала, как эти апелляции проходят – на своем опыте. Осталась недовольна.


«А пелляция - это письменное заявление участника ЕГЭ либо о нарушении установленного порядка проведения ЕГЭ, либо о несогласии с результатами ЕГЭ» - такова официальная формулировка с сайта Рособрнадзора. Апеллируют на итоги ЕГЭ весьма часто. Некоторые выпускники просто хотят узнать свои ошибки, но большинство пытается повысить свой результат.

Баллы, которые оказались в таблице моих оценок после сдачи ЕГЭ даже произносить стыдно - 62. А ведь рассчитывала минимум на 80. Я возмутилась.

Ноту протеста, в которую мне требовалось вписать ФИО, предмет и поставить подпись я, выпускница 2010 года Лицея № 18 города Новочебоксарска, отнесла в конфликтную комиссию Чувашской Республики. Вспомнив ответы, которые вписывала в экзаменационные бланки, и просмотрев критерии оценки, я подготовила железные аргументы в подкрепление решительного: «Повысьте мне баллы!» Помимо этого, я проконсультировалась со своей тетей - школьной учительницей литературы. Тетя настроила меня оптимистически и уверила в том, что возможность получить больше баллов - есть.

Поясню: ЕГЭ по литературе состоит из двух частей. Первая (блок В) включает в себя 12 вопросов с кратким ответом (за каждый экзаменующийся может получить 1 балл), но эта часть проверяется компьютером, поэтому обжалованию не подлежит. Вторая (С) требует написания развернутых ответов, их уже читают проверяющие. Всего предоставляется 5 заданий. За 4 из них можно получить по 3 балла, а за финальное сочинение - 15 баллов (оценивается оно по 5 критериям, каждый «весит» 3 балла). По итогам всей работы можно получить 39 баллов - этот результат называется первичным. Но поскольку все результаты выдаются участникам по стобальной шкале, полученную сумму необходимо перевести. Для этого существует особенная шкала, в которой указано, скольким баллам равен каждый первичный. Для каждого предмета существует своя система перевода. Тетя вполне уверенно говорила о большой вероятности отыграть два первичных балла.

Апелляцию назначали через день после подачи заявления. В коридоре конфликтной комиссии я встретила ее председателя Елену Дмитриевну, которая уже не первый год исполняет эту обязанность. Основное место ее работы - психолог лицея, в котором я училась. От учителей своей школы я практически при каждой встрече слышала: «Елена Дмитриевна все проконтролирует, не переживайте».

В кабинет меня пригласили в 14 часов (хотя назначили визит на 12.00). За столом сидела женщина-эксперт, рассматривавшая мою работу. Почему одна? Г-жа Глебова, глава Рособрнадзора обещала двоих! Ну не разворачиваться же к выходу (сейчас понимаю, что нужно было побежать прямиком к Елене Дмитриевне!).

С экспертом, имя которой осталось неизвестным, во взглядах на жизненный путь Родиона Раскольникова мы не сошлись. Еще экспертисса, как я поняла, считала, что Ленский стрелялся с Грушницким.

В течение разбора работы я три раза услышала: «Девушка, для вас апелляция закончена! До свидания». Уходить я упорно отказывалась, поскольку не считала доводы эксперта убедительными.

Весь анализ моих экзаменационных ответов складывался из фраз: «Проверяющие завысили баллы! Я бы здесь поставила ноль!», «Девушка, чем вы недовольны?!».
- Объясните, пожалуйста, за какую ошибку сняли один балла? - спрашивала я.
- Девушка, давайте дальше смотреть! Иначе аннулирую все!

Я думала, не повезло мне, тетка вредная попалась, но за соседним столом сидел юноша, на которого безымянный эксперт кричал в ответ на робкое: « Я привел в пример цитату из статьи Белинского».
- Молодой человек, Белинский для меня не авторитет!

Мой разбор полетов закончился: «Девушка, скажите спасибо, что я оставила количество баллов прежним».

Я не стала искать председателя комиссии (ошибка №2). Но вечером созвонилась с ней и объяснила ситуацию: « Ты бы сказала мне сразу, я бы подошла, по-хорошему поговорила».

Как выяснилось позже, «по-хорошему» действительно помогло некоторым, и даже более чем. Например, знакомый, сдававший ЕГЭ по информатике, «по-хорошему» получил балл за задание, которое даже не написал. Эксперт просто спросил, сколько баллов он хочет.

Кстати, на сайте Рособрнадзора нет правил проведения апелляции. Не установлен регламент времени на одного участника ЕГЭ, и присутствие двух экспертов, о которых наговорила Глебова, не оговаривается. Должности и статус проверяющих тоже не имеют значения.

Как бы точно создатели экзаменов ни формулировали критерии проверки творческих заданий, спорные ситуации при оценивании неизбежны. Если после объявления результатов ЕГЭ вы решите отстоять свои развернутые ответы на открытые задания и повысить тем самым итоговый балл, вы можете подать на апелляцию.

Но есть одна неприятная деталь: после повторной независимой проверки ваш результат могут как повысить, так и понизить. Например, могут обнаружить ошибки, которые первый проверяющий не заметил. Справедливо это?

Нет, считает Общество защиты прав потребителей образовательных услуг. Его председатель Виктор Панин собирается направить на имя министра образования Ольги Васильевой предложение о запрете апелляционным комиссиям ставить выпускнику оценку ниже, чем поставил первый проверяющий. «Если оценка уже выставлена и вдруг ее хотят снизить, это не только несправедливо, но и вызывает массу вопросов к тем, кто изначально проверял работу, – поясняет Панин в интервью RT. – Выпускников специально пугают историями о снижении баллов, чтобы они не подавали документы на апелляцию».

Апелляция изнутри: негативный опыт

В интервью RT своим мнением поделились и другие люди, которые не понаслышке знают о том, что такое апелляция. Так, репетитор Татьяна из Нижнего Новгорода заявила, что за десять лет работы все ее ученики, кто подавал на апелляцию, не смогли повысить баллы. «Проверяющие пересматривают всю работу и могут снизить баллы за другие задания. В итоге ученик выходит с еще более низким баллом ЕГЭ», – отмечает она. О манере общения членов апелляционных комиссий женщина отзывается так: «Очень грубая, резкая, на грани хамства».

Наталья – мама одного из выпускников 2016 года. «Если ребенок уверен в своих знаниях и готов выдержать бой за свою правоту, то можно только пожелать ему удачи. Потому что в комиссии такие люди сидят, что родителям слово не вставить, – говорит она. – Случаев снижения баллов очень много, но известны и другие, когда умные ребята зарабатывали себе на апелляции до 15 баллов».

Другой маме, Эвелине из Москвы, учителя хором рекомендовали подавать на апелляцию. Они были уверены, что работа ее сына достойна более высокой оценки. Но у комиссии оказалось другое мнение. «Зрелище не для слабонервных: унижения, оскорбления, никому не поднимают баллы, только снижают, – сообщает она. – Обозвали моего сына неучем, сказали, какого черта пришел выпрашивать балл, и еще ехидно так в конце пожелали удачи в поступлении. И это всё в присутствии отца».

Студентка московского вуза Мария пошла на апелляцию из-за сочинения по литературе. Она вспоминает: «Проверяющий не был настроен на то, чтобы разобраться в моей проблеме, начал придираться к почерку, запугивать, что может засчитать неаккуратно написанную букву за ошибку. В итоге баллов мне не подняли, из-за чего я не смогла поступить на бюджет на факультет международных отношений, куда с детства мечтала попасть».

Апелляция изнутри: позитивный опыт

В интервью порталу «Мел» студентка Анастасия Трифонова из ДГТУ города Шахты вспоминает об апелляции так: «Моя мама на апелляции в 2014 году говорила что-то за меня, напрямую участвовала в беседе. Мне тогда очень нужна была поддержка, я жутко переживала. По литературе мне сильно занизили баллы по части «С»: мы долго спорили с комиссией вместе с мамой, заставили их еще раз перечитать всю работу. В итоге мне подняли на два первичных балла. Было 72, а стало 78 баллов. Это очень помогло при поступлении, уже на первой волне я знала, что всё хорошо. Берите с собой родителей и не бойтесь, с ними у вас больше шансов».

Совсем легкой оказалась апелляция у нынешней студентки МГУ Екатерины Казаченко: «На апелляции по литературе мне сказали, что приняли решение поднять результат на два первичных балла. Мы даже ничего особо не обсуждали. Я просто расписалась, сказала «спасибо» и ушла. Если бы не добавленные баллы, я бы не поступила. Было 87 – стало 96, порог для поступления в вуз – 329, а у меня 334 балла».

Примерно такая же ситуация у студентки МГПУ Дарьи Телесницкой: «Я никак не отстаивала свои баллы. Пришла на апелляцию, комиссия проверила работу и добавила мне четыре балла. Я осталась довольна, оспаривать не стала. На мое поступление это не повлияло, но мне было приятно, что всё прошло честно».

Как видите, истории у всех разные. Очевидно одно – подавать на апелляцию просто из соображений «авось повысят балл» не стоит. Это действительно рискованно. Если вы действительно чувствуйте несправедливость и готовы к борьбе, обязательно идите на апелляцию. Не поможет в поступлении, так хотя бы повысит самоуважение.

Наши успехи в школе и университете без преувеличения определяют нашу судьбу. Успешно сданный ЕГЭ позволяет поступить в симпатичный нам вуз. Диплом об образовании открывает двери в самые разные компании.

У выпускников школ и техникумов с ЕГЭ связано множество страхов. В их числе - боязнь не набрать необходимое количество баллов на государственном экзамене.

Как правило, в случае неудачи (недостаточного количества набранных баллов) многие школьники и родители опасаются оспаривать результаты, боясь конфликта с руководством вуза. Такая позиция в корне неверна. Если есть основания для апелляции, нужно отстаивать свою позицию. Ведь на кону - ваше будущее, будущее вашего ребёнка.

Апелляция ЕГЭ - это реальный шанс повысить баллы, не пересдавая экзамен. Оснований для подачи заявления два: нарушение порядка проведения экзамена и несогласие с оценкой экзаменационной работы. Первый пример - слишком шумно, жарко во время проведения экзамена. Второй пример - неверная (по мнению абитуриента) оценка его работы.

Стоит держать в уме, что апелляция ЕГЭ 2018 - это обычная процедура, предусмотренная законом об образовании. Правила апелляции ЕГЭ чётко прописаны на сайте единого государственного экзамена. В них оговорены сроки, условия и порядок рассмотрения жалоб.

Бланк апелляции ЕГЭ имеет установленную форму. На нём должен быть указан регион, где проводится экзамен, образовательная организация участника, пункт проведения экзамена, ФИО абитуриента, основания для подачи заявления и другая информация.

Чтобы подать жалобу, нужно составить заявление в двух экземплярах. Если оспариваются условия проведения экзаменов, заявление направляется члену экзаменационной комиссии. Если оспариваются результаты подсчёта баллов, - руководителю образовательного заявления. Второе заявление (с пометкой о получении) остаётся у абитуриента.

Абитуриент и его родители (законные представители) имеют право участвовать в рассмотрении апелляции. При этом ему под запись выдаются заключения экспертной комиссии, аудиозаписи устных ответов, копии протоколов.

Рассмотрение апелляции ЕГЭ возложено на отдельную организационную структуру. Спорные вопросы, связанные с оценкой работы участника ЕГЭ, а также порядком проведения государственного экзамена, рассматривает специальная конфликтная комиссия. Сроки рассмотрения - четыре и два дня соответственно.

Если конфликтная комиссия удовлетворит апелляцию, абитуриент, недовольный условиями проведения ЕГЭ, получит право пересдать экзамен в другой день. Результаты предыдущего ЕГЭ аннулируют. В случае неверной оценки результатов ЕГЭ их рассмотрят снова на предмет технических ошибок в тексте и некорректной оценки устной части экзамена.

Сроки апелляции ЕГЭ чётко определены федеральным законодательством. Если абитуриент считает, что госэкзамен был проведён с нарушением установленного порядка, он обязан подать апелляцию в тот же день. Заявление о несогласии с результатами ЕГЭ можно подать в течение двух рабочих дней после объявления результатов экзамена.

Единый государственный экзамен был впервые проведен в России в ряде регионов в качестве эксперимента в 2001 году. С тех пор его значительно расширилась, и теперь такая форма государственной аттестации считается единственно верной и принятой Министерство образования РФ. И это, несмотря на то, что введение ЕГЭ вызвало бурные протесты со стороны школьников и их родителей. Сегодня вопросов, связанных с такой формой проверки знаний, не стало меньше. Наоборот, количество их с каждым годом . Так например, один из самых популярных - как можно подать на апелляцию по результатам теста.

Апелляции бывают нескольких видов. Так, если ученика что-то не устраивает в качестве проведения экзамена - он видит явные нарушения со стороны педагогического коллектива или какие-либо другие несоответствия, он должен выразить свое несогласие с тот же день. В случае, если спорная ситуация возникла в связи с полученной оценкой, у выпускника есть три дгня, чтобы подать обращение в конфликтную комиссию. Срок рассмотрения заявления - 2-3 рабочих дня.

Если у ученика есть претензии по первому пункту, он должен, не выходя из экзаменационной комнаты, сразу после окончания аттестации взять бланки с установленной формой заявления. Заполняется обязательно в двух экземплярах. После чего выпускнику нужно отдать ее членам Государственной экзаменационной комиссии, которые сразу же должны заверить их своей подписью. Один экземпляр остается у ученика, другой передается в конфликтную комиссию. В случае, если факт нарушений будет установлен и признан, тестирование может быть пересдано.

В случае, если ученик не согласен с полученными баллами, он должен в максимально короткие сроки взять у секретаря конфликтной комиссии бланки заявления, которые также необходимо заполнить в 2-х экземплярах. Обязательно заверьте ее у ответственного лица, которым является либо секретарь, либо руководитель образовательного учреждения, к которому прикреплен ученик. Одна бумага остается у выпускника, другая в комиссии на рассмотрении. В этом случае нужно постараться и узнать, когда будет проходить заседание комиссии по вашему вопросу. С собой иметь паспорт и пропуск с печатью. Так можно будет отстоять свою правоту и доказать, что ошибка не ваша, а системы. Кстати, ученику можно позвать с собой родителей. Они также должны иметь при себе паспорта.

После рассмотрения выпускник должен расписаться в бумагах, что те бланки с заданиями, которые он видит перед собой, принадлежат ему. В случае, если комиссия увидит технические или человеческие ошибки при проверке теста, баллы пересчитают. Однако следует учитывать, что результат может быть как увеличен, так и уменьшен.

Вопрос 1. Какими документами регулируется процедура апелляции?

Во-первых, Приказ Минобрнауки России от 26.12.2013 № 1400 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования». Смотрите Раздел Х «Прием и рассмотрение апелляций», пункты 76-89.

Во-вторых, Методические рекомендации по работе конфликтной комиссии субъекта Российской Федерации при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования в 2018 году (приложение 6 к письму Рособрнадзора от 27.12.2017 N 10-870).

Вопрос 2. Как выглядит апелляция? Есть ли какая-либо установленная форма?

Да, существует утвержденная форма (1-АП). Найти ее можно в Сборнике форм для проведения ГИА по образовательным программам среднего общего образования в 2018 г. (приложение 8 к письму Рособрнадзора от 27.12.2017 № 10-870).

Вопрос 3. Нужно ли обосновывать в апелляции, почему я не согласен с выставленными баллами?

Нет, в апелляции используется общая формулировка «Прошу пересмотреть выставленные мне результаты ЕГЭ, так как считаю, что данные мною ответы на задания были оценены (обработаны) неверно».

Вы сможете прокомментировать оценивание вашей работы непосредственно при рассмотрении апелляции, в устной форме.

Вопрос 4. Могут ли в результате рассмотрения апелляции понизить балл?

Да, оценка действительно может измениться в худшую сторону. По результатам рассмотрения апелляции принимается решение:

  • об отклонении апелляции и сохранении выставленных баллов (отсутствие технических ошибок и ошибок оценивания экзаменационной работы);
  • об удовлетворении апелляции и изменении баллов (наличие технических ошибок и (или) ошибок оценивания экзаменационной работы).

При этом в случае удовлетворения апелляции количество ранее выставленных баллов может измениться как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения количества баллов.

Вопрос 5. Насколько реально повысить балл?

Увеличение вашего результата по итогам апелляции - это всегда констатация того факта, что ваша работа была оценена неправильно при первой проверке. Конечно, чтобы эксперты ЕГЭ и члены конфликтной комиссии признали наличие ошибки, им нужно представить действительно убедительные и веские аргументы. Для этого необходимо тщательно подготовиться к апелляции, продумать свою позицию, а затем уверенно выступить перед членами конфликтной комиссии. В одном случае это даст свой результат, в другом случае - даже таких усилий окажется недостаточно.

Иногда вообще ничего не требуется делать, чтобы «отбить» лишний балл - вы приходите и вам с порога говорят, что принято решение об удовлетворении апелляции. Это возможно в том случае, если ошибка, допущенная экспертом при проверке, является ну совсем очевидной.

В целом, если есть основания, повышение результата на 1-3 первичных балла вполне реально. При этом не играет большой роли, сколько баллов вам поставили изначально: апелляцию могут удовлетворить, даже если вы высокобалльник. В прошлом году двум моим ученикам подняли баллы с 71 до 77 и с 91 до 93 баллов соответственно. Улучшение результата на 15-20 тестовых баллов - это, конечно, значительно более редкая история.

Вопрос 6. Я считаю, что мой ответ на задание с кратким ответом (часть 1 ЕГЭ по истории) оценили неправильно. Можно ли подать апелляцию в связи с этим?

Единственный вариант, когда в результате апелляции может быть повышен балл за задание части 1 ЕГЭ по истории, - если будет обнаружена техническая ошибка, допущенная при обработке экзаменационной работы апеллянта.

Например, правильный ответ - «НИКОЛАЙВТОРОЙ», вы написали «НИКОЛАЙВТОРОЙ», но компьютер распознал вашу запись как «МИКОЛАЙВТОРОЙ», и поэтому балл оказался не засчитанным. Это техническая ошибка, которая должна быть зафиксирована и исправлена при рассмотрении апелляции.

В случае, если вы смогли правильно решить задание, но некорректно заполнили бланк, повысить балл на апелляции не получится.

Конфликтная комиссия не вправе применять изменения к ответам на задания с кратким ответом в случае, когда при записи ответа апеллянт применял форму записи (в том числе, символы), противоречащую указаниям к заданию КИМ, а также Правилам заполнения бланков ЕГЭ (пункт 14 раздела 8 Методических рекомендаций по работе конфликтной комиссии).

Вопрос 7. Я перепутал и внес в бланк неправильный ответ, но у меня в черновике все было написано верно. Можно ли ссылаться на черновик при рассмотрении апелляции?

По этому поводу есть однозначный ответ: конфликтная комиссия не рассматривает черновики (а также КИМы) участника ЕГЭ в качестве материалов апелляции (пункт 6 раздела 4 Методических рекомендаций по работе конфликтной комиссии).

Вопрос 8. В какой срок необходимо подать апелляцию?

Апелляция подается в течение двух рабочих дней , следующих за официальным днем объявления результатов экзамена.

Официальный день объявления результатов ЕГЭ по истории 2018 г. - 20 июня 2018 г. (не позднее указанной даты). Это следует из Графика обработки апелляций ЕГЭ по истории 2018 г., опубликованного на официальном сайте ЕГЭ. Обратите внимание, что используется формулировка «не позднее указанной даты ». Теоретически, официальный день объявления результатов экзамена может быть и раньше.

В данном вопросе я бы ориентировался на информацию каждого конкретного региона, а точнее - Регионального центра обработки информации (РЦОИ).

Вопрос 9. Можно ли отозвать апелляцию?

Да, участник ЕГЭ вправе отозвать апелляцию о несогласии с выставленными баллами в течение одного рабочего дня , следующего за днем подачи указанной апелляции, но не позднее дня заседания конфликтной комиссии.

Для этого необходимо написать заявление об отзыве апелляции и подать его в свою школу.

Подробнее - пункт 4 раздела 5 Методических рекомендаций по работе конфликтной комиссии

Вопрос 10. Что будет, если я не приеду в назначенный день на рассмотрение апелляции?

Апелляция все равно будет рассмотрена. Очевидно, что шансов на повышение баллов в таком случае будет меньше, т.к. конфликтная комиссия даже не сможет услышать ваши аргументы - почему вы не согласны с оценкой.

Вопрос 11. Кто может приехать со мной на рассмотрение апелляции?

Согласно пункту 80 Приказа Минобрнауки России от 26.12.2013 № 1400, по желанию при рассмотрении апелляции могут присутствовать апеллянт и (или) его родители (законные представители) . Под законными представителями понимаются усыновители, опекуны, попечители и т.д.

В официальных документах я не нашел прямого ответа на вопрос, может ли при рассмотрении апелляции присутствовать учитель или репетитор . В тоже время, я не раз слышал истории, что ученики иногда приезжают на апелляцию со своими учителями, предварительно позаботившись о выдаче нотариально удостоверенной доверенности.

Про доверенность см. статьи 185 - 189 Гражданского кодекса РФ

Вопрос 12. Сколько по времени рассматривается апелляция?

Время, рекомендуемое на рассмотрение одной апелляции (включая разъяснения по оцениванию развернутых ответов), не более 30 минут. В ходе рассмотрения апелляции привлеченный эксперт при необходимости дает разъяснения по оцениванию развернутых ответов, это должно занимать не более 20 минут (пункты 10 и 15 раздела 8 Методических рекомендаций по работе конфликтной комиссии).

На практике же, далеко не всегда на каждую работу выделяют по полчаса. Будьте готовы к тому, что весь процесс займет 10-20 минут.

Подпишитесь и следите за выходом новых публикаций в моем сообществе Вконтакте «История ЕГЭ и кот Степан»



Понравилась статья? Поделитесь ей