Контакты

Из чего сделан храм артемиды. Храм артемиды в эфесе - одно из семи чудес античного мира

Недалеко от берега Эгейского моря располагаются руины Сарды – античного города, бывшего в свое время столицей Лидии. На сегодняшний день в этом районе ученые-археологи активно проводят раскопки. Пока что точную дату основания города Сард они назвать не могут – никаких сведений об этом еще не было обнаружено.

Известно только, что столицей Лидии город Сард был примерно в 680-547 годах до нашей эры. Среди наиболее известных правителей Лидии вспоминается в первую очередь царь Крез, правивший в ней в 563-546 годах до нашей эры. Он оставил свой заметный след в истории не только благодаря своему несметному богатству, но еще так же и тем, что именно он дал приказ о чеканке первых монет в Лидии. Старинная легенда гласит о том, наличие в реке Пактоле (на ней стоял город Сард в те времена) золотой пыли, можно объяснить тем, что когда-то очень-очень давно мифический царь Мидас омывал в ней свои ладони.

Даже несметное богатство не смогло спасти царя Креза. Его участь была весьма печальна – во время покорения Сарда войсками Кира IIцаря Лидии Креза заживо сожгли на костре. В 334 году до нашей эры город Сард был завоеван войсками Александра Македонского, затем его покорили римляне. Именно во время их правления Сарды обрели наконец-то статус метрополии. На протяжении долгих веков город Сард всегда оставался очень важным торговым и культурным центром.

Как правило в Сарды едут, чтобы посмотреть руины храма Артемиды (Temple of Artemis in Sardis) - крупнейшего античного святилища в Малой Азии. Он был похож на знаменитое «чудо света» - который больше известен широкой публике. Его подобие в редко посещаемых Сардах можно узреть и сейчас, пусть не целиком, но хотя бы в виде очень внушительных руин.

На самом деле, оба храма, что в Эфесе, что в Сардах, первоначально предназначались для анатолийской богини Кибелы, и только под влиянием греков эти святилища посвятили греческой Артемиде, а в Сардах пошли еще дальше и переформатировали храм в место поклонения римскому императору Антонинину Пию (138-161 гг.) и его жене.

Кибела была главным фригийским божеством, поэтому популярность ее культа в Лидии и Ионии (в Эфесе) свидетельствовала о распространении фригийской культуры по всей Малой Азии. Или, можно предположить, что изначально общеанатолийский культ Великой Матери проявлял себя схоже во всей западной Малой Азии.

Фото 3.

Служение Великой Матери требовало от ее жрецов больших жертв - они все были скопцами-евнухами. Часто жрецы Кибелы лишали себя мужских принадлежностей даже самостоятельно, но большинство становилось евнухами еще в молодости. Евнухи на Востоке почти повсеместно занимали важное положение в обществе и число их было велико, они ведали не только религией, но зачастую, и администрированием.

Культ Кибелы требовал оргиастических обрядов, в которых участвовали не только скопцы, но и женщины - храмовые проститутки, количество которых тоже было весьма значительно, «священная проституция» приносила храмам существенные доходы. О числе проституток в Сардах и их финансовых возможностях, косвенным образом, свидетельствует размер погребального кургана лидийского царя Алиатта (рассказ о нем будет позже) - это самый большой курган на земном шаре, его высота 70 м., а диаметр 355 м. По свидетельству Геродота этот курган был создан стараниями проституток города Сарды, греки называли его - курганом разврата. Хотя, известно, что они могли и привирать, так всегда недолюбливали лидийцев.

Фото 4.

После завоевания Малой Азии Александром Македонским в 4 в. до н.э. на месте храма фригийской богини был возведен более крупный храм в греческом стиле. Это был классический античный периптер. Анатолийская Кибела превратилась в Артемиду, правда, есть все основания полагать, что суть богослужений в храме мало изменилась, так как культ Артемиды - богини охоты и плодородия, был схож с культом Матери Богов, поэтому можно предположить, что в новом храме проводились те же «таинства», что и в храме времен лидийских царей.

Храм Артемиды в Сардах стал одним их самых больших античных храмов, его длина - 100 м., он в 1,5 раза больше афинского Парфенона. Строили его очень долго, начало храма положил кто-то из Селевкидов, а потом столетиями стройка продолжалась. В 17 г. н.э. храм, как и весь город, сильно пострадал от землетрясения, возможно римлянам, тогдашним властителям Сард, пришлось его полностью перестраивать. Тем более храм предназначался для возвеличивания уже культа римских императоров, археологи нашли здесь две колоссальные статуи - императора Антонина Пия и его жены Фаустины (2 в. н.э.).

Фото 5.

Интересно то, что все подобные святилища Артемиды в Малой Азии строились вне крепостных стен города и своих собственных оборонительных стен тоже не имели. При этом эти заведения были фантастически богаты и просто ломились от золота и ценных даров - и никакой защиты.

Этот невероятный факт может свидетельствовать сразу о нескольких вещах, во-первых, что древние, действительно, свято верили, что Великая Богиня в состоянии сама защитить свои храмы, и кстати, не только само помещение с его богатствами, например, известно, что подобный храм Артемиды в Эфесе служил убежищем для всякого рода гонимых людей: должников, беглых рабов - любой безоружный человек получал на территории храма неприкосновенность.

А во-вторых, из подобного положения вещей вытекал еще один важный факт - так как сейчас мы все рационалисты и во всесильную богиню не очень верим, но и считать древних простаками весьма неправильно, можно предположить, что, действительно, существовали некие факторы, защищавшие богатства подобных храмов и не только их. Скорее всего, условия жизни древних греков и лидийцев были таковы, что защищаться им было банально не от кого…Все были свои - и лидийцы, и греки имели схожие верования, и в чем-то схожую культуру, и эта ситуация длилась весьма продолжительное время, кстати, подобные храмы были известны и в самой Греции, например, знаменитое святилище в Олимпии первоначально тоже не имело крепостных стен.

Фото 6.

Здесь можно прийти к выводу, что великая античная, преимущественно греческая, цивилизация рождалась в сравнительно безопасных условиях, и это возможно был важнейший фактор ее существования - без безопасности не было бы и античных полисов, демократии, и всей Европы, такой какой мы ее знаем.

Хотя случались и исключения, которые только подтверждают базовый вывод. В 7 в. до н.э. запад Малой Азии подвергся массированным набегам киммерийцев - гостей из мрачных восточных глубин, которые уничтожили и храм Артемиды в Эфесе, и взяли приступом Сарды, скорее всего здешний храм Кибелы тоже пострадал, и натворили еще много неприятных дел - так что греки запомнили их, как выходцев из адских пучин, и впоследствии, изображали киммерийцев как жутких стражей ада, живущих на далеком севере. Этот пример хорошо демонстрирует, как всего несколько военных походов «варваров» могут разрушить хрупкое местное культурное равновесие…

Фото 7.

В 4-5 вв. рядом с храмом была построена византийская церковь, это говорит о том, что само античное здание не использовалось христианами, и было заброшено. Во всяком случае потребности в таком огромном сооружении уже не было, в византийское время Сарды потеряли свое былое великолепие.

При этом, для ранних христиан Сарды имели важное значение, не зря этот город упоминается в Откровении Иоанна Богослова:
«Я есмь Альфа и Омега, Первый и Последний то, что видишь, напиши в книгу и пошли церквам, находящимся в Асии: в Ефес, и в Смирну, и в Пергам, и в Фиатиру, и в Сардис, и в Филадельфию, и в Лаодикию»
И далее:
«И Ангелу Сардийской церкви напиши: так говорит Имеющий семь духов Божиих и семь звезд: знаю твои дела; ты носишь имя, будто жив, но ты мертв. Бодрствуй и утверждай прочее близкое к смерти; ибо Я не нахожу, чтобы дела твои были совершенны пред Богом Моим. Вспомни, что ты принял и слышал, и храни и покайся. Если же не будешь бодрствовать, то Я найду на тебя, как тать, и ты не узнаешь, в который час найду на тебя. Впрочем у тебя в Сардисе есть несколько человек, которые не осквернили одежд своих, и будут ходить со Мною в белых [одеждах], ибо они достойны.»

Библейское определение Сардиса - «ты носишь имя, будто жив, но ты мертв», действительно, очень точно характеризовало состояние города в начале н.э.

Когда храм был обнаружен европейскими путешественниками, над поверхностью земли возвышались только эти две колоны, все его руины были занесены землей, сошедшей с горы акрополя.

Фото 8.

Храм Артемиды в Сардах, древней столице Лидии, одна из крупнейших построек ионического ордера (рис. 243; табл. 101). Его размеры по стилобату составляют 48,5 x 104,0 м. При перестройке храма около 325 года до н. э., после пожара, была использована часть фундаментов и некоторые колонны святилища V века до н. э. В римскую эпоху он также претерпел небольшие изменения. Храм имел 8 x 20 колонн. Он был псевдодиптеральным; подобная схема применялась в ионическом храме впервые и, быть может, поэтому была довольно своеобразно разработана по восточному и западному фасаду. Шестиколонные простильные портики целлы имели значительную глубину и отстояли от колонн птерона всего лишь на один интерколумний (рис. 243).

Пространства спереди и сзади наоса, вероятно, не имели перекрытия (рис. 244). Колонны простильного портика стояли на квадратных цоколях, между которыми находились ступени. Средний пролет был значительно шире прочих, и все они постепенно сужались к углам. Базы колонн имели прекрасную порезку (табл. 104, фиг. 3). Сохранились также обломы, позволившие реконструировать обрамление громадного дверного проема целлы (рис. 245).

Храм в Сардах, строившийся в течение продолжительного времени, позволяет проследить некоторое изменение ордера. Так, показательно сравнение баз колонн этого храма, относящихся к V и IV векам до н.э., а также сопоставление их с базами других ионических храмов (рис. 246-247 а, б, в).

Фото 9.

Первые раскопки в Сардах были начаты в 1910 профессором Г.Батлером – главой экспедиции, организованной по инициативе Д.Робинсона. Работы проводились в течение нескольких раскопочных сезонов, в том числе пятого в 1914 и шестого в 1922. Основным объектом исследования явился большой ионический псевдопериптерный храм Артемиды, две ионические колонны которого возвышались над землей на 9 м. Строительство храма было начато в 4 в. на месте более ранних сооружений, разрушенных в 546. Храм имел по восемь колонн с торцов и по двадцать по боковым сторонам и глубокие портики. Две колонны восточного портика высотой в 18 м сохранились целиком, а еще тринадцать – на половину первоначальной высоты. Две колонны имеют базы, скорее всего в подражание эфесским. Одна капитель и одна база находятся сейчас в музее Метрополитен, где хранятся также несколько лидийских ваз, терракотовые маски и скульптуры, расписные терракотовые архитектурные плиты с отлитыми в форме рельефами, черепицы перекрытия и несколько лидийских надписей. Лидийцы первыми изобрели рифму. Двуязычная надпись – по-лидийски и по-гречески – свидетельствует, что имя «Бахус» – лидийского происхождения. Удалось выявить много лидийских слов, но полностью лидийские тексты до сих пор не прочитаны.

Фото 10.

Фото 11.

Фото 12.

Фото 13.

Фото 14.

Фото 15.

Фото 16.

Фото 17.

Фото 18.

Фото 19.

Фото 20.

С храмом Артемиды Эфесской давно возникла путаница, и поэтому не совсем ясно, о каком из этих храмов говорить: о последнем или предпоследнем? Издавна авторы, пишущие об этом чуде света, неточно представляют себе что же сжёг Герострат и что построил Херсифрон. Храм Артемиды строился многократно. Но ранние деревянные здания приходили в ветхость, сгорали или гибли от нередких здесь землетрясений, и поэтому в середине VI века до нашей эры было решено построить новый Лучшим был признан проект знаменитого Херсифрона. Тот предложил строить храм из мрамора, причём по редкому тогда принципу ионического диптера, то есть окружить его двумя рядами мраморных колонн.

Печальный опыт прежнего строительства в Эфесе заставил задуматься архитектора над тем, как обеспечить храму долгую жизнь. Решение было смелым и нестандартным: ставить храм на болоте у реки. Херсифрон рассудил, что мягкая болотистая почва послужит амортизатором при будущих землетрясениях. А чтобы под своей тяжестью мраморный колосс не погрузился в землю, был вырыт глубокий котлован, который заполнили смесью древесного угля и шерсти - подушкой толщиной в несколько метров. Эта подушка и в самом деле оправдала надежды архитектора и обеспечила долговечность храму. Правда, не этому, а другому...

Очевидно, строительство храма было сплошной инженерной головоломкой, о чём есть сведения в античных источниках. Не говоря уже о расчётах, которые приходилось вести для того, чтобы быть уверенным в столь неортодоксальном фундаменте, приходилось решать, например, проблему доставки по болоту многотонных колонн. Какие повозки не конструировали строители, под тяжестью груза они неумолимо увязали. Херсифрон нашёл гениально простое решение. В торцы стволов колонн вбили металлические стержни, а на них надели деревянные втулки, от которых шли к быкам оглобли. Колонны превратились в валики, колёса, послушно покатившиеся за упряжками из десятков пар быков. Как он был украшен, какие стояли в нём статуи и какие там были фрески и картины, как выглядела сама статуя Артемиды, мы не знаем. И лучше не верить тем авторам, которые подробно описывают убранство храма, его резные колонны, созданные замечательным скульптором Скопасом, статую Артемиды и так далее. Это к описанному храму отношения не имеет. Всё, что сделал Херсифрон и его преемники, исчезло из-за Герострата.

История Герострата, пожалуй, одна из наиболее поучительных притч в истории нашей планеты. Человек, ничем не примечательный, решает добиться бессмертия, совершив преступление, равному которому не совершал ещё никто (по крайней мере если учесть, что Герострат обошёлся без помощи армии, жрецов, аппарата принуждения и палачей). Именно ради славы, ради бессмертия он сжигает храм Артемиды, простоявший менее ста лет. Это случилось в 356 году до нашей эры. Кстати, именно в день, когда родился Александр Македонский.

Деревянные части храма, просушенные солнцем, запасы зерна, сваленные в его подвалах, приношения, картины и одежда жрецов - всё это оказалось отличной пищей для огня. С треском лопались балки перекрытий, падали, раскалываясь, колонны - храм перестал существовать.

И вот перед соотечественниками Герострата встает проблема: какую страшную казнь придумать негодяю, дабы ни у кого более не возникало подобной идеи?

Возможно, если бы эфесцы не были одарены богатой фантазией, если бы не оказалось там философов и поэтов, ломавших себе голову над этой проблемой и ощущавших ответственность перед будущими поколениями, казнили бы Герострата, и дело с концом. Ещё несколько лет обыватели говорили бы: "Был один безумец, сжёг наш прекрасный храм... только как его звали, дай бог памяти..." И мы бы забыли Герострата.

Но эфесцы решили покончить с притязаниями Герострата одним ударом и совершили трагическую ошибку. Они постановили забыть Герострата. Не упоминать его имени нигде и никогда - наказать забвением человека, мечтавшего о бессмертной славе.

Боги посмеялись над мудрыми эфесцами. По всей Ионии, в Элладе, в Египте, в Персии - всюду люди рассказывали: "А знаете какую удивительную казнь придумали в Эфесе этому поджигателю? Его теперь навсегда забудут. Никто не будет знать его имени. А кстати, как его звали? Герострат? Да, этого Герострата мы обязательно забудем".

И, разумеется, не забыли. А храм эфесцы решили построить вновь.Этот храм и был признан чудом света, хотя, может быть, больше оснований к этому званию имел первый, построенный Херсифоном Внутри храм был украшен замечательными статуями работы Праксителя и Скопаса, но ещё более великолепными были картины этого храма.

В нашем воображении греческое античное искусство - это в первую очередь скульптура, затем архитектура. А вот греческой живописи, за исключением нескольких фресок, мы почти не знаем. Но живопись существовала, была широко распространена, высоко ценилась современниками и, если верить отзывам ценителей, которых никак нельзя заподозрить в невежестве, зачастую превосходила скульптуру. Можно предположить, что живопись Эллады и Ионии, не дошедшая до наших дней, - одна из самых больших и горьких потерь, которые пришлось понести мировому искусству. Расчёты архитекторов, построивших храм на болоте, оказались точными. Храм простоял ещё половину тысячелетия. Римляне высоко ценили его и богатыми дарами способствовали его славе и богатству. Известно, что Вибий Салютарий подарил храму, более известному в Римской империи под названием храма Дианы, много золотых и серебряных статуй, которые в дни больших праздников выносили в театр для всеобщего обозрения.

Слава храма во многом послужила причиной его гибели во времена раннего христианства. Эфес долго оставался оплотом язычников: Артемида не желала уступать славу и богатство новому богу. Говорят, что эфесцы изгнали из своего города апостола Павла и его сторонников. Такие прегрешения не могли остаться безнаказанными. Новый бог наслал на Эфес готов, разграбивших святилище Артемиды в 263 году. Крепнувшее христианство продолжало ненавидеть и опустевший храм. Проповедники поднимали толпы фанатиков против этого олицетворения прошлого, но храм всё ещё стоял.

Когда Эфес попал под власть христианской Византии, наступил следующий этап его гибели. Мраморную облицовку с него стали растаскивать на разные постройки, была разобрана и крыша, нарушено единство конструкции. И когда начали падать колонны, то их обломки засасывало тем же болотом, что спасало храм от гибели ранее. А ещё через несколько десятилетий под жижей и наносами реки скрылись последние следы лучшего храма Ионии. Даже место, где он стоял, постепенно забылось.

Долгие месяцы потребовались английскому археологу Вуду, чтобы отыскать следы храма. 31 октября 1869 года ему повезло. Полностью фундамент храма был вскрыт только в нашем веке. А под ним - следы храма, сожжённого Геростратом.

Греческое поселение Эфес было основано в XI веке на побережье Эгейского моря, как колония, и названо по преданию в честь амазонки Эфесии, в которую влюбился сын афинского правителя Андрокл. Артемида, дочь Зевса и сестра Аполлона, считалась покровительницей амазонок, поэтому она являлась для поселенцев главным почитаемым божеством, для которого был возведен первый небольшой храм.

В греческой мифологии она была защитницей всего живого на земле, олицетворением плодородия, охраняла брак и жен во время родов — не удивительно, что ее культ был очень популярен в античности.

Чаще всего ее изображали юной красавицей в короткой тунике с луком и колчаном, в окружении нимф и ланей. Как и амазонки, богиня была девственницей, с обетом безбрачия и жестоко наказывала представительниц из своей свиты за его нарушение.

В V в. до н.э. Эфес был завоеван лидийским царем Крезом. Вера эфесян в свою патронессу была так велика, что они не возвели оборонительные укрепления. Умиленный такой наивностью завоеватель не решился разрушать город, наоборот, при нем он достиг наивысшего расцвета.

Горожане были убеждены, что своим благоденствием они обязаны дочери Громовержца, и решили построить в ее честь храм.

В скором времени произошло событие, которое было признано знамением. Стадо овец паслось на холмах недалеко от поселка. Один из баранов, не желая уступить тропу другому такому же строптивцу, нацелился в противника, но промахнулся и ударился о скалу. Кусок камня, отлетевший от удара рогов, оказался белейшим мрамором.

Трудный вопрос о доставке мрамора для строительства решился сам собой. В 12 километрах были разбиты каменоломни.

Начался сбор средств. Львиную долю от необходимого пожертвовал Крез, в благодарность за что, его имя было увековечено в основании комплекса.

Возведение грандиозного сооружения продолжалось более ста лет. Три поколения строителей трудились над его созданием.

Такая трудоемкость была определена поставленной сверхзадачей: сотворить храм Артемиды в Эфесе сейсмоустойчивым. Это решение было принято первым зодчим Херисфроном, потому что на побережье Эгейского моря часто случались землетрясения.

Для достижения этой цели было выбрано ближайшее болото.

По мнению конструктора, рыхлая заболоченная почва должна уменьшить воздействие землетрясений и сохранить его творение. Во избежание его провала в топь, под фундамент храма Артемиды в Эфесе был выкопан глубокий котлован и заполнен специальной забутовкой из дерева и шерсти.

Следующая проблема, возникшая перед создателями, — как по бездорожью доставить тяжелые каменные столбы? Херисфрон превратил колонны в гигантские оси, на которые были насажены колеса и благополучно доставлены упряжками быков к месту стройки.

Святилище было построено в 450 году до нашей эры.

Недолго услаждал взоры обывателей и гостей полиса красавец-дворец. В 356 году до н.э. один человек возмечтал прославиться на все времена, совершив поджог, уничтоживший этот шедевр зодчества. Под пыткой он сознался в содеянном. Имя казненного было проклято и предано забвению, но осталось в истории. С тех пор «слава Герострата» имеет значение «позорная слава».



Возрождение храма Артемиды в Эфесе

Пепелище храма Артемиды было как нож в сердце почитателям, очень его любившим. Они задумали реконструировать его и начали собирать пожертвования.

Щедрейшим дарителем захотел быть Александр Македонский, под чьей властью теперь находился Эфес.

По преданию дочь Громовержца не смогла защитить свое капище, потому что в эту ночь была в Македонии, присутствуя при рождении будущего величайшего полководца.

Памятуя об этой легенде, Александр Великий сделал крупный взнос на новый дворец бессмертной воительницы.

Архитектор А. Дейнократ за несколько лет отстроил здание заново по прежнему плану и на старом фундаменте, подняв еще выше ступенчатую основу. Возродившийся как птица Феникс из пепла, мемориал был великолепнее прежнего и был отнесен к Чудесам света.

Огромный белоснежный комплекс, казалось, парил в воздухе. Такое впечатление создавалось из-за высокого основания и колонн, восемью рядами опоясывавших его. 127 восемнадцатиметровых мраморных столбов покоились на прямоугольном возвышении со сторонами 52 на 105 метров.

В центре находилась15-метровая статуя божественной девы из слоновой кости, золота и драгоценных камней, изображенная в необычном виде: женщины со множеством грудей.
Скульптуры, полотна лучших мастеров Греции украшали помещения изнутри.

Одна из картин, изображавшая Александра Македонского с молнией в руке, подобно Зевсу, была настолько реалистичной, что пораженные мастерством художника Аппелеса эфесцы заплатили ему неслыханную по тем временам сумму: 25 талантов (более 400 кг) золота.

Слава о красоте храма Артемиды в Эфесе распространилась далеко за его пределами. Сотни, тысячи людей приезжали туда, чтобы полюбоваться архитектурным шедевром и статуей «многогрудой» богини.

Жрецы не подчинялись никому. Там было не только место поклонения, но и центр деловых встреч. На его территории обвиняемый в преступлении мог укрыться от наказания.

Образ Артемиды (в древнегреческом пантеоне – богини охоты, также олицетворявшей Луну), здесь, в Малой Азии слился с представлениями доэллинского населения о еще более древней карийской богине плодородия и плодовитости, которая, кстати, была и покровительницей амазонок.

Культовое сооружение, посвященное Артемиде, существовало в Эфесе еще с незапамятных времен. Во всяком случае, самые древние реликвии, принадлежавшие святилищу, датированы VIII веком до н. э. Сегодня они находятся сегодня в Британском музее. Предположительно, первый храм Артемиды был разрушен киммерийцами.

В период между 550 и 460 годами до н. э., во времена, когда Эфес достиг небывалого расцвета, был построен новый храм, представляющий собой на то время самое грандиозное сооружение, когда-либо возведенное из мрамора. Эфесцы, решившие почтить Артемиду святилищем, превосходящим по своей красоте все прочие культовые сооружения, известные в те времена, поручили строительство храма прославленному зодчему Хейрсифрону из Кносса.

Местом для строительства Артемисиона (так здесь называли храм) зодчий избрал болотистую низменность на окраине Эфеса, подле устья реки Каистр. Такой выбор был обусловлен тем, что в этой местности нередко происходили землетрясения, а на пружинистом болотистом грунте колебания земли были бы менее разрушительными. Чтобы свести на нет даже наименьший риск повреждений храма землетрясением, Херсифрон приказал выкопать глубокий котлован и засыпать в него смесь древесного угля и хлопка, а уже на эту основу, призванную гасить подземные толчки, установить фундамент грандиозного святилища.

Строительство храма Артемиды продолжалось 120 лет. В нем принимали участие все города и государства Малой Азии. Скажем, Лидийский царь Крез, тот самый, богатства которого вошли в пословицу, прислал мраморные колонны, украшенные рельефными изображениями богов, о чем свидетельствуют две надписи на сохранившихся основаниях колонн. Когда же, наконец, строительство храма завершилось, он вызвал удивление и восторг у всех, кому довелось любоваться величественным и одновременно изящным мраморным сооружением. Фасады украшали скульптуры и барельефы, созданные прославленными мастерами тех времен.

Но простоял тот Артемисион не более ста лет. Летом 356 года до н. э. городской безумец по имени Герострат, жаждущий прославить свое имя, поджег храм. Нет достоверных данных, как ему удалось это сделать, но известно, что огонь стремительно охватил потолок, изготовленный из драгоценного ливанского кедра, и вскоре святилище превратилось в гору раскаленного камня.

Согласно преданию, именно в ночь сожжения храма македонская царица Олимпиада родила мальчика, которому суждено было стать властелином античного мира. Счастливый отец, царь Филипп, нарек сына Александром.

Когда через 23 года Александр Македонский, уже освященный славой великого завоевателя, подошел к стенам Эфеса, работы по восстановлению святилища Артемиды шли полным ходом. Эллины-эфесцы дружественно встретили Александра, и царь решил отблагодарить новых союзников значительными денежными пожертвованиями на восстановление Артемисиона. При этом полководец пожелал, чтобы в храме установили мраморную стелу, на которой были бы записаны его великие деяния. Однако, в глазах эфесцев македонец Александр оставался варваром, то есть человеком, родной язык которого был не греческий. А прославлять варвара в греческом храме было недопустимо.

Чтобы не разгневать могущественного царя прямым отказом, эфесцы прибегли к дипломатической хитрости: они провозгласили Александра равным богу. Это дало возможность жрецам Артемиды указать царю, что богу не приемлемо возводить храмы другим богам, так что Артемисион достроили без участия царя Македонии.

Работы возглавлял архитектор Хейрократ. За основу он принял проект своих предшественников, но сделал храм более высоким.

Артемисион, возведенный по замыслу Хейрократа, занимал огромную площадь – 110 на 55 метров. Как сообщает римский ученый Плиний Старший, храм окружали 127 мраморных колонн. Их высота достигала 18 метров. Это приблизительно уровень крыши современного шестиэтажного дома.

В храме, сложенном из белоснежных мраморных плит, стояла 15-метровая статуя богини, созданная из драгоценного дерева, слоновой кости и золота. Долгое время было неизвестно, какой вид она имела на самом деле, пока в 50-х годах прошлого века не была найдена золотая античная монета с изображением храмовой статуи Артемиды Эфесской, а со временем археологами была обнаружена и небольшая копия статуи.

Немало выдающихся греческих художников и скульпторов украшали Артемисион своими творениями. Прославленный афинский скульптор Пракситель создал барельефы на фризах. Другой знаменитый мастер, Скопас, выполнил чудесную резьбу колонн. Особое место занимали картины, принадлежащие кисти Апеллеса, выдающегося художника, который был родом из Эфеса. Таким образом, Артемисион был одним из крупнейших и наиболее прославленных музеев античности. Его картинная галерея была не менее известна, чем собрание живописи в пропилеях Афинского Акрополя.

Однако, не только картины и скульптуры хранились в эфесском храме. Святилище издавна было еще и сокровищницей, и банком. Свои деньги, золото, драгоценные украшения доверяли храму Артемиды на сохранение не только частные особы, но и государства.

Греческий полководец Ксенофонт, который более прославился своими историческими произведениями, упоминает, что, отправляясь в поход, он оставил здесь крупную сумму денег. Пока он отсутствовал, жрецы имели право свободно распоряжаться деньгами, а в случае гибели вкладчика – все оставалось храму. Военная удача не отвернулась от Ксенофонта, он вернулся с победой, и в знак благодарности построил в Греции на сохраненные деньги небольшой храм Артемиды, который был точной копией эфесского.

Уже гораздо позже, во ІІ столетии нашей эры, когда Эфес стал столицей римской провинции Азия, храм Артемиды не утратил ни своего значения, ни богатств. Римляне признали его «сокровищницей Азии». Вот что сообщает об этом римский писатель Дион Хризостом: «В сокровищницу храма Артемиды в Эфесе вложены большие деньги не только эфесцев, но и иностранцев, а также деньги, которые принадлежат другим городам и царям. Они хранят здесь деньги для безопасности, – продолжает писатель, – потому что никто и никогда не осмелится осквернить или разорить это священное место, хотя и были многочисленные войны, во время которых Эфес неоднократно был взят».

К этому добавим, что и при греках, и при римлянах святилище Артемиды владело священным правом убежища и защиты. На территории храма никто не смел задержать ни государственного преступника, ни раба, сбежавшего от жестокого хозяина, ведь они находились под защитой Артемиды.

Слава о красоте и сокровищах Артемисиона облетела весь античный мир. И эта известность в 263 году н. э. привлекла сюда орды готских племен. К тому времени Римская империя утратила былое могущество, и уже не имела возможности оборонять свои границы и провинции. Готы захватили Эфес, и разграбили знаменитое святилище.

Вскоре в Малую Азию пришло христианство. Культ Артемиды сменился поклонением Деве Марии, а разоренное святилище богини воспринималось христианами лишь как капище языческого идола. Наместники византийских императоров позволяли горожанам брать в развалинах Артемисиона мраморные плиты для возведения своих домов, словно из каменоломни. Из обломков эллинского храма была построена и церковь. Небольшая византийская часовня стоить здесь и сегодня. Кстати, когда в Константинополе возводили собор святой Софии (VI в.), его украсили колоннами античных храмов, которые собирали по всей империи. Есть в соборе и несколько колонн, которые когда-то украшали Артемисион.

Не меньший вред храму Артемиды нанес и болотистый грунт, который, по замыслу зодчего Хейрократа, должен был защитить сооружение от землетрясений. Все, что осталось от святилища, поглотило вязкое болото. Река Каистр занесла илом не только Артемисион, но и эфесский порт (сегодня от побережья Средиземного моря Эфес отделяет 6 км суши).

Лишившись выхода к морю некогда, цветущий город быстро пришел в упадок, и когда турки захватили Эфес в 1426 году, перед ними предстали лишь развалины. Завоеватели не стали восстанавливать Эфес, а построили в долине городок Сельчук, используя мрамор древних руин как строительный материал. Теперь болото, которое поглотило остатки храма Артемиды, находится на окраине этого провинциального турецкого города.

Единственное напоминание о когда-то великолепном храме Артемиды – одинокая ионическая колонна, сложенная в XIX веке из обломков посреди камышей. До этого времени никто не мог указать, где именно находилось легендарное чудо света. Подтверждением точного местонахождения храма Артемиды история обязана английскому архитектору и инженеру Джону Тертлу Вуду, сотруднику Британского музея. Свои изыскательские работы он начал в 1863 году, а продолжались они несколько лет.

Ключом к разгадке местонахождения храма стала надпись, обнаруженная при раскопках античного театра в Эфесе. В ней указывалось, что храм Артемиды Эфесской лежит в направлении Священной дороги, прямо на север. Джону Вуду удалось откачать болотные воды, и на глубине более шести метров были найдены фундаменты храма, а под ними – следы святилища, сожженного Геростратом.

Экскурсии к храму Артемиды

Историческая местность, где когда-то поражал людей своим величием храм Артемиды, находится в пределах городка Сельчук, в 700 м от автовокзала и в 20 км от популярного курорта Кушадасы.

Из Кушадасы в Сельчук лучше добираться на долмуше (турецкой маршрутке). Это удобнее, чем на автобусе, и дешевле, чем на такси (около 5 турецких лир).

Посещение самой достопримечательности бесплатное.

Кроме того, это место можно осмотреть, отправившись на автобусную экскурсию в Эфес из любого курортного города Турции. Сам античный город, благодаря реставрационным работам, хорошеет год от года, а объект под названием «храм Артемиды» входит в традиционный список исторических достопримечательностей популярного туристического маршрута. Для его осмотра достаточно четверти часа, но, безусловно, эта историческая местность достойна посещения.

Если повезет, вы увидите здесь трогательное и символическое действо: время от времени сюда приходит какой-нибудь из живущих по соседству мальчишек, и, сидя на берегу болота, поглотившего руины одного из Семи чудес древнего мира, старательно выводит на простой дудочке ноты национальных турецких мелодий. Эта парадоксальная сцена – своеобразная эпитафия античной эпохе, и она, действительно, производит впечатление. Музыкант же, в свою очередь, совершенно справедливо рассчитывает на щедрое поощрение.

Храм Артемиды Эфесской — одно из древних чудес света, располагавшееся в Малой Азии. Судьба сооружения печальна — его сжег Герострат, чтобы вписать свое имя в историю. Это ему удалось и теперь в ходу фраза «слава Герострата».

Храм Артемиды Эфесской: интересные факты

Необычные и малоизвестные факты про древнее чудо света.!

Говорят, Герострат сжег храм Артемиды в ночь, когда родился Александр Македонский. Это было явное предзнаменование того, что судьба Малой Азии решена: великому полководцу судилось полностью подчинить её – не зря Артемида, присутствуя при его рождении, отвлеклась и не смогла защитить свой дом.

Храм Артемиды в Эфесе находится в , недалеко от города Сельчук на юге провинции Измир. Города Эфес, в котором он был построен сейчас не существует. Но несколько тысячелетий назад здесь проживало более 200 тысяч человек. Эфес тогда считался самым настоящим мегаполисом.

Первые поселения появились здесь ещё задолго до появления города (около 1500 лет до н.э.) – местность возле реки Каистр идеально подходила для этого. Эфес появился позднее, в XI в. до н.э., когда сюда пришли ионийцы и, захватив территорию, обнаружили, что культ древней богини «Великая Мать» чрезвычайно здесь почитаем.

Идея им понравилась, и они лишь слегка видоизменили её согласно своей мифологии: поклоняться стали Артемиде, богине плодородия и охоты (древние греки считали её покровительницей всего живого на земле, женского целомудрия, счастливого брака и хранительницей рожениц). А несколько веков спустя построили для неё шикарный храм, который современники практически сразу внесли в список «Семи чудес света».

Храм Артемиды Эфесской: кто архитектор, история строительства

Святилище строили 2 раза – на постройку первого храма ушло около ста двадцати лет (сооружён он был в середине VI в. до н.э), а сожжён – три столетия спустя, в 356 г. до н.э. На восстановительные работы времени понадобилось меньше, но, как и предыдущее здание, он также простоял недолго, в III в. его разграбили готы, а в IV ст. христиане его сначала закрыли, а затем – разобрали, и на сегодняшний день от него осталась лишь одна колонна высотой в четырнадцать метров.

Строительство первого святилища богини, учитывая, что им занимались три поколения архитекторов, можно поделить на три этапа.

Деньги на возведение одного из самых великолепных святилищ древнего мира дал Крез, последний царь Лидии, прославившийся своим легендарным богатством. Над проектом здания работал архитектор Херсифрон из Кносса, столкнувшийся при постройке святилища с рядом неожиданно возникших проблем, а потому применил несколько нестандартных, нетипичных и оригинальных решений.

Храм было решено построить из мрамора, правда, никто не знал, где именно его можно раздобыть в необходимом количестве. Говорят, что здесь помог случай: недалеко от города паслись бараны. Однажды звери устроили между собой драку, один из самцов «промазал», по сопернику не попал, но со всей силы стукнулся о скалу, от которой из-за сильного удара отвалился огромнейший кусок мрамора, и проблема была решена.

Второй уникальной особенностью храма Артемиды было то, что его построили на болоте. К такому нестандартному решению архитектор Херсифрон пришёл по одной простой причине: землетрясения здесь случались часто – и дома, в том числе храмы, по этой причине нередко разрушались.

Разрабатывая проект, Херсифрон пришёл к выводу, что болотистая почва будет смягчать подземные толчки, защищая, таким образом, храм. Чтобы сооружение не осело, строители вырыли огромных размеров котлован, наполнили его углём и шерстью – и только после этого сверху начали строить фундамент.

Ещё одной проблемой, с которой столкнулись, строя храм Артемиды Эфесской, оказалась доставка огромных и тяжёлых колонн: загруженные телеги попросту вязли в болотистой почве.

Поэтому Херсифрон принял решение применить нетрадиционный способ: в верхнюю и нижнюю часть колонны строители забивали металлические штыри, после чего обшивали её деревом и запрягали волов, которые тащили её к месту строительства. Поскольку колонна была достаточно большой, она без проблем катилась по вязкому грунту и не проваливалась при этом.

Установить вертикально массивные и тяжёлые колонны долго не получалось. Как Херсифрон решил эту проблему, неизвестно. Но до наших дней дошла легенда о том, что когда архитектор в отчаянии захотел покончить с собой, на помощь пришла сама Артемида и помогла строителям установить конструкцию.

Увы, архитектору не удалось увидеть целиком — он умер задолго до окончания строительных работ Всего на сооружение грандиозной постройки было потрачено более 120 лет. Достраивал здание сначала его сын Метаген, а завершили строительные работы – Пеонит и Деметрий.


Архитектор Метаген

Следующий нестандартный ход пришлось применять уже Метагену: на колонны нужно было осторожно положить балку (архитрав), не повредив капители. Для этого строители положили на них сверху наполненные песком несвязанные мешки. При установке архитрава, он начинал давить на мешки, песок высыпался, и перекладина аккуратно занимала предназначенное для неё место.

Как выглядел храм Артемиды Эфесской

Строительные работы приблизительно в 550 г. до н.э. закончили архитекторы Пеонит и Деметрий. В итоге шикарное сооружение из белого мрамора, украшенное скульптурами лучших мастеров древней Эллады, не могло не вызвать восхищение горожан. Несмотря на то что детальное описание здания до нас не дошло, некоторые данные все же имеются.

Храм богини Артемиды в Эфесе считался самым крупным святилищем древнего мира: длина его составляла 110 м, а ширина – 55 м. Вдоль стен с внешней стороны храма крышу подпирали 127 колонн высотой в 18 м. Стены и крыша святилища были декорированы мраморными плитами. Стены храма изнутри украшали скульптуры, изготовленные Праксителем, и рельефы, выбитые Скопасом.

В середине храма находилась пятнадцати метровая скульптура богини, которая была изготовлена из черного дерева и слоновой кости, а украшена драгоценными камнями и металлами. Поскольку Артемиду почитали как покровительницу всего живого, на её одежде были изображены животные.

На найденной во время раскопок статуе учёные обнаружили огромное количество выпуклых образований, предназначение которых учёные толком не определили. Во время раскопок были найдены бусины в форме сосудов. Поэтому археологи склоняются к мысли, что эти «выпуклости» также являются бусами, которые жрецы вешали на скульптуру во время ритуалов (или же они там висели постоянно).

Храм Артемиды в Эфесе, в отличие от других подобных сооружений, был не только культурным и духовным центром города, но и являлся также финансовым и деловым центром. Здесь находился местный банк, проходили переговоры, совершали сделки. Он имел полную независимость от местных властей, а управляла им коллегия жрецов.

Как Герострат сжег храм Артемиды в Эфесе

Храм Артемиды в Эфесе простоял недолго – около двухсот лет. В 356 г. до н. э один из жителей города, Герострат, желая прославиться, поджег святилище. Это было нетрудно: несмотря на то, что само здание было возведено из мрамора, многие работы в середине были выполнены из дерева.

Следует учитывать, что потушить огонь было чрезвычайно трудно из-за его огромных размеров: необходимого оборудования для ликвидации пожаров такого масштаба они попросту не имели. После пожара от святилища остались лишь колонны и стены из белого мрамора. Но он почернел настолько, что жители города приняли решение полностью разобрать храм.

Преступника вычислили быстро – он абсолютно не прятался и заявил, что поджег здание ради того, чтобы потомки о нём не забыли. Чтобы этого не допустить, городской совет принял решение о том, что имя преступника должно быть полностью изъято из документов и кануть в небытие. Несмотря на то что в документах о нём писали, как об «одном безумце», людская память оказалась живучей. Имя Герострата вошло в историю античного мира навсегда.

Также были давно разрушены и — другие чудеса древнего мира.

Храм был довольно быстро восстановлен – уже к началу III ст. до н.э. – при этом возведение нового святилища профинансировал уже упоминавшийся Александр Македонский. Строительные работы были доверены архитектору Александру Дейнократу (по другой версии, фамилия его звучала как Хейрократ). При реконструкции он полностью придерживался предыдущего плана здания и лишь слегка усовершенствовал его, подняв храм несколько выше, на более высокое ступенчатое основание.

Второй храм Артемиды ничуть не уступал первому и выглядел не менее великолепно. Поэтому эфесцы, чтобы отблагодарить Александра Македонского за меценатство, решили установить в храме портрет полководца и заказали работу у Апеллеса, который изобразил полководца с молнией в руке.

Картина из-под рук живописца вышла настолько совершенна и достоверна, что жителям города, когда они пришли за заказом, показалось, будто вооружённая молнией рука действительно высовывается из полотна. За такую работу эфесцы щедро отблагодарили Апеллеса, заплатив ему 25 золотых талантов (интересно, что в последующие несколько столетий ни одному художнику не удалось столько выручить за одну картину).

Отреставрированный храм Артемиды Эфесской простоял несколько дольше, чем первый. Разрушение его началось в 263 г., когда его полностью разграбили готы. А ещё столетие спустя, в IV в. н.э. после того как было принято христианство, язычество было запрещено – и святилище богини плодородия было разрушено: мрамор разобрали для других построек, после чего снесли крышу, нарушив целостность здания, из-за чего начали падать колонны – и их постепенно засосало болото.

На сегодняшний день удалось восстановить разве что одну четырнадцати метровую колонну, которая оказалась на 4 метра ниже, чем была изначально. Впоследствии на фундаменте разрушенного храма Артемиды возвели церковь Девы Марии, но она также до наших дней не сохранилась – из-за чего месторасположение древнего храма оказалось полностью забытым.

Учёные на протяжении долгого времени не могли отыскать точного месторасположения храма Артемиды. Сделать это удалось лишь в 1869 г. английскому археологу Вуду, а уже через год британский музей организовал экспедицию, которая сумела отыскать лишь несколько фрагментов и мелкие детали древнего святилища. Полностью раскопать фундамент удалось лишь в прошлом столетии, а под ним обнаружились следы первого, сожженного Геростратом храма.



Понравилась статья? Поделитесь ей