Контакты

Мифология мордвы. Мифология и вера мордвы


МОЛИТВА ХУДОЖНИКА

Я бреду по следам былой культуры. Как охотник прислушиваюсь к легендам своих предков. В магии знаков, дошедших от них, пытаюсь понять то ли их, то ли себя.
В большой, лохматой голове доброго и сильного Медведя, опустившего голову на лапы, узнаю своего предка.
Медленно идет Медведь по тропе Мудрой Змеи - это шаги в Вечность - так надеялись мои предки.
В финском названии созвездия Большой Медведицы -«OTAVA»- слышится родное «ОВТОАВА» - Мать Медведица.
В орнаменте на платье моей Бабушки, в сюлгамах мордвы, мари, эстонцев, вепсов, в поясах ливов, от Урала до Балтики живут следы Водной птицы, напоминая о некогда древней общности понятий.
Сложнее сегодняшнего был мир предков.
Духовней.
Таинственен и страшен.
И притягательно огромен.
Смерти не было.
Большая Водная Птица, с женским лицом на груди переносила души умерших и шаманов в Верхний мир.
Принадлежность к касте Всадников откладывала свой отпечаток.
Женщина была слаба и удивительно сильна.
Она была - Чудом.
Солнце-Лось бежал по небосклону.
Ночь высвечивала звёздами Журавлиную Дорогу - Каргонь Ки.
Куда она и откуда?
А мы?
К вашей интуиции и чувству обращены мои работы. Прислушайтесь к голосу предков в себе. Прикоснитесь к миру понятий наших праотцев.



Предисловие

Миф вторгается в нашу жизнь с самого раннего детства. Он эмоционально окрашивает, одухотворяет открывающийся перед ребенком Мир. Став старше, мы вновь сталкиваемся с героями греческой мифологии. Хаос, Космос, Марс, Венера, Даная, Гея, которая продолжает свою жизнь в таких словах как география, геофизика, геология, имена титанов Океана и Атласа и многие-многие другие герои мифов стали для нас близкими и понятными.

Миф - это не атавизм! Это особый способ кодировки обширной информации, окружающей человека с раннего детства. Большинством людей миф воспринимается как сказка, фантазия древних авторов, небылица, «то, чего не было»! Но в глубокой древности Миф царил как священное повествование о Сотворении Мира, рассказывал об его устройстве, о зарождении Космоса из Хаоса, о взаимоотношениях стихий, первоэлементов, о столкновении Страстей. В Мифе моделировались Правила Жизни, Особенности поведения человека.

Исследованию мифов посвящены тысячи томов в разных странах. Его препарировали, разлагали на составные, систематизировали, но, всё равно, он остается до конца непостижим. К Мифу в своем творчестве обращались Р.Вагнер и Ф.Кафка, Г.Маркес, Т.Манн, Д.Толкиен и многие другие авторы. Он остается неисчерпаемым источником для творчества. Рационалистическое мышление не в состоянии понять Миф. Мифотворчество живет и не собирается умирать.

Для большинства людей знакомство с Мифом происходит через книгу. Это замечательно, но, несомненно, лишает Миф жизни, трепетности, эмоциональности. Это всё равно, что изучать кошку по её скелету, вместо того что бы погладить пушистую красавицу.

Мир мордовского Мифа, когда то был естественной и органичной духовной средой для сотен поколений мокшан и эрзян. Сохранял нашу ментальность, объединял народ едиными правилами понимания повседневной жизни, Сотворения Мира, определения Добра и Зла, по-своему осознавая дуалистичность мира, видя проявление духовного начала в материальном мире и его событиях.

Мне повезло познакомиться с мордовским Мифом еще до того как я научился читать. В нашей маленькой деревушке на Урале, где не было электричества, и долгими вечерами, при «карасиновой» лампе так захватывающе звучали «страшилки» про Баняву, Виряву, Кудатю…

Даже днем миф продолжал жить с нами. И тогда, когда мой Дедушка Сыре Вергиз - Старый Волк, показывал мне на белую гусыню, забредшую на пасеку, говорил, что это Нешкепирь-Ава (Мать-покровительница пасеки) зашла проведать пчел и ульи. И тогда когда Бабушка объясняла мне, что в печи живет Каштом-Ава (Мать покровительница Печи). Это она помогает сделать хлеб и щи, топленое молоко вкусными, а простуженных ребятишек или Дедушкину спину обязательно вылечит своим теплом! Поэтому никогда нельзя сжигать мусор в печи! Она должна быть всегда чиста и побелена!

Герои мордовской мифологии жили рядом с нами, наполняя смыслом происходящее, окрашивая эмоциями и одухотворяя нашу жизнь. Говорят, что Художники родом из Детства. Вот и в этой книжечке я постарался вспомнить живых и дорогих мне «участников» счастливой мордовской деревенской жизни. Из огромного числа героев мордовской мифологии пока не все еще нашли свое воплощении в зримых образах. Некоторые из них, даже более важные для жизни древней мордвы, терпеливо ждут своего воплощения на страницах будущих книжек, посвященных им, таким красивым, обаятельным и мудрым покровителям Духа мордовского народа.

Андрей Алёшкин


1. ТОЛ-АТЯ

С ослаблением матриархата наряду с Тол-Авой, Матерью покровительницей Огня, появился и Тол-Атя - Старик-Огонь. Он больше связан с “мужским” огнем, кострами на молянах, в лесу, с пожарами, обрядами инициации, весенними игрищами. Священный огонь добывался особенным способом, с помощью трения или старинных кремня и кресала. Такой же огонь был необходим при зажжении родовой свечи-Штатола при домашних молениях. При ожогах, просили прощения за неосторожное обращение с огнем, просили об излечении ожога. В жертву Тол-Ате приносили красного петуха.



2. СВАДЕБНЫЙ ПЛАЧ

Мордовская свадьба в прошлом представляла собой огромное явление в жизни человека.Рождение свое никто не помнит, смерть - свою не видит. А к свадьбе девочки готовились с раннего возраста, в начале разыгрывая весь свадебный обряд на самодельных куклах, меняясь ролями, пробуя то обрядовый плач невесты, то материнское оплакивание дочери, отдаваемой в чужой дом. И всегда внимательно приглядывались к героям настоящей свадьбы. Готовясь к своей свадьбе, девочки должны были научиться очень многому. И ткань изготовить, и вышить рубахи для всей своей будущей родни.



3. ПАКСЯ-АВА

Покровительница Поля, Пакся-Ава старательного землепашца, всегда опекала. Пшеница или рожь под её покровительством были тучными, а поля, словно, причесанными. Её любили и почитали. В праздник Тундонь ильтема (Проводы весны) на краю ржаного поля устраивали моление и радовали её песнями и веселыми плясками. При богатом урожае было принято оставлять несжатую полоску или сноп, в знак уважения и благодарности к Пакся-Аве.



4. НЕШКЕПИРЬ-АВА

Добрый дух-покровитель пасеки Нешкепирь-Ава являлась в виде ослепительно белой гусыни. Старики рассказывают, что Нешкепирь-Ава приходит на пасеку осматривать ульи, нет ли щелей в них, хорошо ли чувствуют себя пчелы. Для неё при первой качке меда, ставили в отдельной чашечке немного меда и с молитвой благодарности просили о защите от колдуна, от дурного глаза, о приумножении пчелиных семей и увеличении сбора меда.



5. КНЯЗЬ ТЮШТЯ

«Тюштянонь пинге» - «Век Тюшти», «Золотой век правления Тюштяна - Пахаря, Воина, Справедливого и Мудрого защитника и Князя всей мордвы». В образе Тюшти воплощалось представление мордовского народа о том, каким должен быть вождь народа. Имя его в песнях и сказаниях до сих пор звучит как символ народного героя, с любовью и уважением. Памяти Тюшти проводились моления, зажигалась огромная свеча-штатол, которую отливали из пожертвованного воска, принесенного от каждого из мордовских родов.



6. ЛЕГЕНДА О ЖЕНЩИНЕ, ВЫШЕДШЕЙ ЗАМУЖ ЗА МЕДВЕДЯ

Это традиционный сюжет для всех финно-угорских народов. У мордвы Медведь был почитаем. Он олицетворял Первопредка, Силу, Здоровье, Могущество. Сын, родившийся от такого брака, обязательно становился героем сказаний и славных подвигов. На деревенских свадьбах и ныне молодоженов ставят на медвежью шкуру, посыпают хмелем, пшеном и просят предка-Медведя в специальном свадебном заговоре дать молодым силу и здоровье Медведя, его могущество и связь с Первопредками!



7. КУЙГОРОЖ (мокш.), ТРЯМКА (эрз.)

Мордовский гном Трямка (эрз.) или Куйгорож (мокш.) был покровителем наживы и обогащения. Ему нужно было на каждый день давать задание. Иначе все богатство, которое хитрый Куйгорож мог и украсть у соседей, тут же исчезнет! Избавиться от Трямки тоже было непросто! Старики рассказывали, что в таком случае ему нужно было дать приказ натаскать решетом воду из колодца или выстирать до бела черные портянки! И только тогда, устыженный Куйгорож, уходил к новому хозяину!



8. КУДАТЯ

В каждом доме жил Кудатя. По ночам можно было услышать его легкие шаги, словно детские босые ножки шлепают по полу, а то и вздохи:
- Ох! Опять посуду немытую оставили на ночь!
Порой нежеланного гостя, заночевавшего в избе, душит и изгоняет из дома! А если что-то потерялось в доме, то привязывали бантик к ножке стола и просили:
- «Кудатя, Батюшка, поиграл-заиграл лапоток, верни нам его! А мы тебе подарочек приготовили!»
И, правда, пропавшая вещь тут же находилась!



9. КОВ-АТЯ

Для знающих людей Старик-Луна был добрым советчиком. И погоду предскажет, и время посева. Знание особенностей фаз луны гарантировало богатый урожай. При убывающей луне сажать можно было только то, что вызревает под землей, при нарастающей - то, что над землей. Запоздалому в зимней ночи путнику Старик-Луна, Ков-Атя, укажет дорогу, чтобы не заплутал и не погиб в пути.



10. КЕНКШ-АТЯ и КЕНКШ-АВА

Мордовские духи-покровители Входа и Выхода - Кенш-Атя и Кенкш-Ава весьма архаичны. Это через них входили в дом и выходили из него и Радость, и Беда. Они были условной границей, порогом, стражами ПЕРЕХОДА в иной мир. Перед первым входом молодых в свадебный дом дружка делал большим ритуальным ножом крестообразные зарубки на косяке двери. Нельзя было здороваться или принимать что-либо через порог. Считалось, что это ведет к разладу, ссоре. Споткнуться о порог считалось дурной приметой. Легкость преодоления порога сулило Удачу.



11. КЕЛЬМЕ-АТЯ

В долгие морозные дни, когда ребятишкам не хочется и носу высунуть из теплой избы, родители не забывали порадовать детей. Ставили на подоконник большую чашку овсяного киселя, сметанку или крынку топленого молока, с толстой вкусной пенкой. И приговаривали: «Вот тебе, Кельме-Атя, угощеньице! Не морозь деткам, носики и пальчики!» А сами уходили, давая детям возможность полакомиться нехитрыми деревенскими лакомствами!



12. КАШТОМ-АВА

У Покровительницы Печи Каштом-Авы (эрз.), Пенякуд-Авы (мокш.) всегда много было хлопот. Мягкий хлеб, топленое молоко, чугун с наваристыми щами под её присмотром были вкусны и полезны для здоровья. Бабушки учили деток с уважением относиться к Каштом-Аве, не сжигать в печи мусор, держать её в чистоте. Молодую Невестку, сразу после свадьбы, обязательно представляли Ей. В праздники первый кусочек свежеиспеченного хлеба бросали на угли, а на шесток ставили ковшик священного пива!



13. ИНЕНАРМУНЬ

Великая Водная птица Иненармунь - образ из древнемордовской мифологии, который говорит о некогда общем понимании финно-угорских народов о создании Вселенной из яйца Великой Водной Птицы, когда желток стал Землёй, белок - Водой и верхняя часть яйца стала Воздухом. Позднее Иненармунь стала в мифологии служить Демиургу, ныряя под Воду, доставая кусочки Земли. А еще позднее, эту роль стал исполнять, Шайтян, пришедший из культуры иранских племен, с которыми мордва в древности имела довольно тесные связи.



14. ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ

Жертвоприношение - это всегда был священный обряд. Черного быка с белой отметиной на лбу посвящали Мастораве, Матери-покровительнице Земли, а рыжего быка - Чи Пазу, Богу Солнца. Перед жертвоприношением быка украшали, рога его перевязывали лентами, венками, Принеся его в жертву, мясо освящали, варили и съедали сообща, вознося молитвы верховному божеству, с просьбами о богатом урожае, приплоде скота и о даровании счастья и справедливости.



15. ВОЛК-ОБОРОТЕНЬ

Клан колдунов-оборотней был у мордвы почитаем. Их побаивались и приписывали им беды, наносимые лесными разбойниками-волками. Многие знали, что бы стать Волком-оборотнем нужно в полнолуние воткнуть в землю за амбаром 12 ножей и перепрыгнуть через них, но мало кто решался на это. Ведь, пока Оборотень рыскал по полям, кто-нибудь мог забрать ножи и тогда он был обречен остаться в волчьем обличье на долгие годы. Говорят, бывало так не раз!



16. ВЕДЬ-АТЯ

Ведь-Атя, в отличие от своей жены Ведь-Авы, покровительницы Воды, больше общался с мужчинами. Мог помогать при рыбалке, оборачивался в Сома, но мог и утащить под воду не осторожного рыбака, не уважающего его порядков. Детей учили бережно относиться к Воде, не загрязнять её - “А не то глаза заболят!” - предупреждали малышей старшие. Обернувшись Сомом, Ведь-Атя иногда подплывал к купающимся девушкам и пытался утянуть красавиц под воду.



17. ВАРДА

Глядя на пьяных мужиков, деревенские женщины горестно говорили: “Вот ведь! Злая колдунья Варда превратила наших мужиков в свиней и катается на них верхом!” А что бы дети верили, что она реальна, показывали чертов камень, который по-мордовски называется Вардонь сур. Когда она творит мелкие гадости, старики говорят, что она обернулась маленькой злой девчонкой, капризной грязнулей.



18. БОБО

Когда дети капризничали или шалили, то Бабушка или Мама могли сказать: “Вот, ужо, Бобо из лесу то придет! Тех, кто балуется, посадит в мешок и унесет с собой!”
И детки представляли. Бобо как кого-то страшненького, пушистого, на птичьей ноге, со старым мешком. Но, конечно, не очень страшного. Ведь они знают, что Бабушка или Мама все равно любят малышню!

Коренное население Мордовии раньше других поволжских народов столкнулось с русской экспансией. Еще в домонгольскую эпоху начинается ассимиляция и христианизация мордовских племен.

Коренное население Мордовии раньше других поволжских народов столкнулось с русской экспансией. Еще в домонгольскую эпоху начинается ассимиляция и христианизация мордовских племен. Планомерно и последовательно московское правительство проводило эту политику с XVII в. Наиболее непокорные приверженцы веры предков убегали на Урал. Там в мордовских поселениях до сих пор язычество сохранилось лучше. В сознании мордовского народа по сей день живет память о религиозном движении, созданном в начале XIX в. мордовским крестьянином Кузьмой Алексеевым, объявившим, что "Иисус Христос - не Бог, а чин, и чин этот низложен". Кузьма пророчествовал гибель христианства и воцарение во всем мире мордовской веры, когда "народы оденутся в мордовские платья и станут такими же, как мордва"; что молиться надо на запад, а не на восток, потому что "с запада придут спасение и свобода". Движение сторонников Кузьмы Алексеева распространялось по мордовским селениям, к нему примыкали и русские. В 1810 г. движение "мордовского бога Кузьки", было подавлено правительством, но память о нем осталась в сознании народа.

Только в конце XIX – начале ХХ вв. Святейшим Синодом предпринимаются первые е попытки миссионерства: появляются инициативы по просвещению мордвы. И. Барсов приступает к переводу Библии и богослужебных книг, однако революция прерывает эту работу в самом ее начале.

Большевики впервые создают мордовскую государственность - Мордовскую АССР. При этом в самой Мордовии мордва составляет лишь треть населения республики, в то время как 2/3 мордвы оказываются на территории соседних российских областей.

К 80-м годам само существование национальных языков стало проблематичным. Положение усугубляется тем, что мордовского народа в строгом смысле этого слова не существует. Под этим понятием в действительности объединены два народа - мокша и эрзя, имеющие свои собственные языки и культурные отличия. В Мордовии постоянно тлел конфликт не только между "мордвой" и русскими, но также между эрзей и мокшей. Религиозная политика коммунистического режима в Мордовии также была весьма жестокой, даже по советским стандартам. До 90-х гг. на всю республику насчитывалось всего 10 (в основном сельских) православных приходов, не имевших своего архиерея и входивших в Пензенскую епархию. Политика местной власти была настолько жестокой, что не допускались никакие проявления самостоятельной национальной религиозной жизни или сколько-нибудь заметной активности баптистов и иных протестантов или представителей сект. Программа "преодоления религии" была осуществлена в Мордовии с редким успехом. Не удивительно, что религиозное и национальное возрождение протекает в Мордовии медленнее и болезненнее, чем в других автономных республиках.

Первыми пробудились православные. В 1990 г. была создана Мордовская епархия. Ее возглавляет епископ Варсонофий (Судаков), человек рассудительный, энергичный, настроенный к мокшанам и эрзянам благожелательно. Сам он русский, направлен Синодом. За первые три года его архиерейства число приходов выросло в 10 раз и достигло 115. Однако число верующих увеличилось незначительно, поскольку русские в большинстве своем потеряли связь с Церковью, а для мордвы православие остается чужой религией - богослужение ведется по-славянски.

Епископ Варсонофий, ссылаясь на благословение патриарха, не препятствует переводу богослужения на местные языки, но результатов пока нет. Формально была создана комиссия по переводу Библии и богослужебных текстов. В нее входили: один священник эрзя, один священник мокша и два лингвиста из местного института языка и литературы. Силы явно недостаточные, поскольку лингвисты не обладают богословской подготовкой, а священники - филологической. Группа располагала лишь незначительным числом переводов, осуществленных в конце XIX в. мордовскими просветителями, и шведскими переводами Библии в детском переложении. Работа осложнялась наличием двух местных языков и отсутствием финансирования.

Епархия бедна. Коммунистические власти Мордовии относятся к религии вообще и к православию, в частности, если не враждебно, то безразлично. В отличие от большинства автономных республик и областей, РПЦ в Мордовии не получает субсидий. Сельское духовенство бедно, вынуждено держать скотину, огород. Большинство священников не имеет высшего образования. Им явно не по плечу дело возрождения православия даже среди русских, забывших, что такое Церковь, не говоря уже о мордве. Среди мордовского духовенства нашелся один подвижник - отец Вадим Захаркин, прославившийся своими громкими эскападами на всю республику то в поддержку мордовского богослужения, то против западных миссионеров, то против язычества, то против коммунистов. Но это глас вопиющего в пустыне.

Получается, что, несмотря на численное превосходство, несмотря на усердие архиерея, который и перевод благословляет, и мордву рукополагает, и регулярный епархиальный журнал издает, и самолично преподает на катехизаторских курсах, православие оказалось не в "лучшей форме" перед лицом начавшегося национального возрождения.

Начало религиозного «возрождения» в Мордовии было очень нелегким. Коренные народы в республике в меньшинстве, не только на их представителей, но на все население давил тяжелейший антирелигиозный коммунистический пресс. На сегодняшний день и демороссы, возглавляемые недолго правившим первым президентом Мордовии В. Гуслянниковым, и коммунисты относятся к "мордовским националистам" негативно. Массовые национальные партии до сих пор не сложились. Но с начала перестройки мордовская национальная интеллигенция развернула бурную и во многом успешную кампанию по возрождению национального языка и культуры. С самого начала это движение было во многом враждебно православию - "религии оккупантов", "русификаторской идейной силе".

Культурное возрождение для мордвы - это, в первую очередь, возрождение фольклора, ремесла, костюма - всего того, что неразрывно связано с язычеством. Православные священники прямо говорят: "Саранское Министерство культуры создает языческую веру". И это высказывание не лишено оснований. Именно из этой среды вышли первые неоязычники во главе с поэтессой Раисой Кемайкиной. Кемайкина возглавила группу саранской интеллигенции, которая поставила своей целью полную реконструкцию языческого мировоззрения и богослужения на основе обработки этнографического, фольклорного и лингвистического материала. Вскоре возникла малочисленная сепаратистская эрзянская партия Эрзян Мастер, все активисты которой принимают язычество и заявляют, что его распространение является одной из их политических целей.

В 1992 г. в интервью чувашской газете "Атланту" на вопрос: "Ваше отношение к христианству?" Кемайкина ответила: "Резко отрицательное. Являясь официальной государственной религией России, христианство задушило национальные религии других народов, превратив их в безвольных духовных рабов. Россию издавна называют "тюрьмой народов". Думаю, что для России это слишком мягкое название. Она хуже тюрьмы. Из тюрьмы человек рано или поздно может выйти и снова стать хозяином свой судьбы. Заключенный - пленник, потерявший свободу на время. Раб не пленник. Он не жаждет свободы, она ему ни к чему. Христианство в течение многих веков кует из наших народов рабов, отучая их от свободомыслия, сводя до уровня терпеливой скотины. В эрзянской религии отношения между Богом и человеком совершенно не такие, как в христианстве. Они глубже, человечнее, красивее. . . Достоинство человека в нашей религии не убивается, не подавляется, а возвеличивается".

В 1992 г. в одном из наиболее патриархальных, традиционных сел Мордовии Кемайкиной (языческое имя Кемаля) на деньги мордовских предпринимателей организуется первое после десятилетий или даже столетий перерыва языческое моление. Все окрестные села с энтузиазмом разучивали подзабытые древние языческие молитвы. Во время моления Кемайкина была провозглашена первой жрицей эрзянского народа. Телерепортажи об этом и последовавших за ним молениях всколыхнули республику. "Языческий вопрос" равно обсуждается и в глухих деревнях, и в университетских аудиториях.

В то же время христианство пустило в сознании народов слишком глубокие корни, чтобы все деятели мордовского национального возрождения могли так легко и бескомпромиссно порвать с ним. "Молясь перед сном, - вспоминает Кемайкина, - моя мама повторяла вперемежку то славянские псалмы, то древние эрзянские молитвы нашему языческому богу Инешкипазу". Синтез мордовской народной духовной культуры и христианства - это реальное состояние мордовского национального сознания. Неудивительно, что в среде деятелей мордовского национального возрождения возникло движение, направленное на идейное и организационное оформление стихийно сложившегося религиозного мировоззрения народа. Также неудивительно, что оно оказалось связанным с финским лютеранством: обоюдный интерес финнов и мордвы, двух родственных народов, в 90-е годы выражается в установлении самых разнообразных связей. При стечении всех этих обстоятельств возникло мордовское лютеранство.

Возникновение Мордовской лютеранской Церкви - одно из самых ярких и типичных явлений религиозной жизни Поволжья. Типичность его определяется в значительной степени тем, что мордовское лютеранство - плод личных духовных исканий представителя гуманитарной и художественной элиты художника Андрея Алешкина.

Талантливый юноша из мордовской деревни поступает в Ленинградскую академию художеств. В своем чрезвычайно интеллектуализированном творчестве он пытается выразить собственные философские и религиозные искания. Серии картин и гравюр, которые Алешкин создает в Ленинграде и позднее в Саранске, - это выраженные в красках и образах размышления о финно-угорской мифологии и глубоко личные христианские искания, в русле русской православной традиции. В Петербурге Алешкин становится своим в кругах элитной гуманитарной интеллигенции: Л. Гумилев, академик Д. Лихачев и другие с большим вниманием и интересом относятся к необычному молодому художнику-мыслителю, пытающемуся соединить родной для них мир православия и русской культуры с неведомой стихией мордовского мифа, эпоса и фольклора. Но среди всех питерских знакомств самым значимым для Алешкина стало общение с местным финном-ингерманландцем Арво Сурво, стоявшим во главе религиозного возрождения своего народа. Полностью уничтоженная при большевиках ингерманландская Церковь была возрождена за несколько лет перестройки с помощью лютеран Финляндии. При этом Арво Сурво никогда не боялся идти на идейные конфликты с теми, кто финансировал те или иные работы, стремясь создать не просто еще одну подчиненную Хельсинки епархию, а действительно ингерманландскую национальную церковь со своими культурными, обрядовыми особенностями.

Возвращение А. Алешкина в Саранск ознаменовалось всеобщим признанием его таланта. Он избирается председателем Союза художников Мордовии, становится одним из лидеров Общества изучения финно-угорской культуры. Но профессиональные достижения не могут отвлечь его от более возвышенной цели – духовного возрождения мордовского народа. Контакты с православной Церковью утверждают его во мнении, что Русская Православная Церковь, во всяком случае, в ближайшее время не собирается отказываться от русификаторской политики, учитывать национально-культурные интересы мордвы, проводить богослужение на мордовских языках.

Алешкин убеждает нескольких представителей саранской интеллигенции, инициаторов национального возрождения: университетских преподавателей, фольклористов, художников, – в том, что будущее христианства в Мордовии связано с принятием лютеранства. В 1991 г. формируется первая община "Мордовской христианской Церкви в изложении доктора Мартина Лютера". Власти передают ей участок земли в центре города для строительства храма. Арво Сурво совершает первые богослужения, а лютеране Финляндии обещают материальную помощь. Первым священнослужителем новой Церкви становится брат Андрея Алешкина Алексей. Однако сразу после регистрации на долю новой Церкви выпадают тяжелые испытания.

Православное духовенство начинает кампанию, направленную на дискредитацию новоявленных лютеран. Православная епархия требует от властей отменить решение о выделении участка земли под строительство кирхи.

Неожиданным для Алешкина оказывается конфликт со спонсорами из Финляндии, недовольными "своеволием" своих подопечных. Желание Алешкиных создать Церковь, учитывающую духовные и культурные особенности мордовского народа, вызывает возражения, финансовая помощь сокращается. Прихожане, готовые беспрекословно слушаться духовных начальников из Финляндии, уходят от Алешкиных и создают послушную Хельсинки общину.

Этот конфликт по-своему закономерен. Миссионеры из Финляндии представляют господствующее ныне в Западной Европе либеральное секуляризованное лютеранство с его формальным отношением к таинствам, богословским либерализмом, женским священством, поддержкой сексуальных меньшинств. В России же вообще и в Мордовии, в частности, существует значительно более сильная, чем на Западе, потенциальная база для традиционного, консервативного лютеранства с сильным идейным влиянием православия. Мордовские лютеране не только не признают женского священства, но вообще ко всем таинствам относятся скорее по-православному, нежели по-лютерански.

Благодаря привитому православным окружением традиционному благочестию, Мокшаэрзянская Церковь отказалась от идеи зафиксировать в своем названии слово "лютеранская". Сохраняя верность доктрине "доктора Мартина Лютера", ее члены стремятся отгородиться от мирских влияний, преобладающих в финском лютеранстве, дистанцироваться от них даже в названии.

Несмотря на все трудности, лютеранское дело успешно развивается. К началу 1994 г. на пастырских курсах Ингерманландской церкви в Петербурге училось 10 семинаристов. Разрабатывается свое мордовское понимание "лютеранского" богослужения – в церковную службу добавляются традиционные духовные песни мордовского народа, в облачение священнослужителей вносятся элементы мордовского национального костюма и некоторые элементы одеяний православного духовенства. Обсуждается вопрос об иконопочитании. Шведский институт перевода Библии, конкурируя с РПЦ, разворачивает работу по созданию высококвалифицированного перевода Библии на мордовские языки с привлечением филологов и писателей Саранска.

Небольшие лютеранские общины, собирающиеся для богослужений на частных квартирах, лишенные значительной поддержки из Финляндии, были вынуждены отказаться от скорого строительства кирхи. Но энтузиасты сумели найти путь эффективной миссии. Случилось так, что в лютеранство всем составом перешел полупрофессиональный фольклорный ансамбль "Тарома". А, надо сказать, фольклорный ансамбль для мордвы - культурное явление неизмеримо более значительное, чем для русских или, скажем, итальянцев. "Тарома" вместе с пастором А. Алешкиным колесят по дорогам республики, совмещая богослужение с исполнением духовных песен. Миссионеры никогда не подчеркивают своего лютеранства. Приезжая в деревни, они говорят: "Мы привезли вам мордовское христианство". И плохо знающие русский язык крестьяне встречают этих миссионеров с радостью и благодарностью, ведь они впервые слышат слово Божье на родном языке. Эта община уже стала явлением духовной жизни мордовского народа. Такие явления, раз возникнув, обретают собственную логику развития, прервать которую очень непросто.

Сейчас уже невозможно выявить точно, что представлял из себя древнемордовский пантеон богов в начале нашей эры, так как он дошел до нас, испытав кроме древнегреческой, влияние основных мировых религий: иудейской, мусульманской, христианской, а также множества языческих религий.

В основе любой религии лежит вера в сверхъестественные силы. Первобытный человек, не умея объяснить внушающие ему страх грозные явления природы, обожествлял их. Он одушествлял также всё, что его окружало: деревья, камни, реки, озера и т. п. По мере осознания себя не только частью природы, но и - разумнейшим существом на земле, творцом орудий труда, жилищ, предметов обихода, человек стал искать и творцов окружающего мира; придумал богов, похожих, разумеется, на людей. Усложнение общественной жизни вело за собой увеличение количества богов и разделение их функций.

Сейчас уже невозможно выявить точно, что представлял из себя древнемордовский пантеон богов в начале нашей эры, так как он дошел до нас, испытав кроме древнегреческой, влияние основных мировых религий: иудейской, мусульманской, христианской, а также множества языческих религий. Но названия некоторых богов всё же сохранились:

небом и временем управлял бог Шкай;

его супругой была Анге - богиня жизни, добра и любви;

Чи-паз был богом солнца;

Мастер-паз - богом земли (земной тверди);

Ков-паз - богом луны;

Пургине-паз - богом грома;

Богиня Шобдава являлась в виде зари;

Толава в виде огня;

землей (почвой) ведала Модава;

водой - Ведява;

лесом - Вирява и т. д.

Богов поменьше рангом имели каждая река, каждая гора или озеро, да и все, что окружало предков мордвы. Эти боги ничем не отличались от людей: так же огорчались и радовались, ссорились и мирились, воевали и пировали. Они могли гневаться на свой народ, наказывать за грехи, но при этом любили его и желали ему добра. И только презренный бог зла, мрака и холода Анамаз делал все, чтобы погубить мордву.

С формированием знати на земле менялась иерархия и на небе. Постепенно повелителем всех богов и людей, творцом всего сущего стал Ине Шкай-паз - великий бог Времени, называемый так же Менель-пазом, то есть небесным богом или Вере-пазом - всевышним богом.

Предки мордвы считали, что боги могут наделать много бед и неприятностей, если вовремя не умилостивить, не задобрить их. Люди, естественно, хотели, чтобы божества были добрыми и всячески содействовали им в хозяйственной деятельности и в целом в жизни. Именно по этой причине в честь божеств на предполагаемых местах их обитания, т. е. в лесах, на полях, у рек, в жилищах, хозяйственных постройках, устраивались моленья (озкст), на которых произносились молитвы (озномат) и совершались жертвоприношения.

Как показывают археологические материалы, в конце I - начале II тысячелетия н. э. мордва переживала процесс распада первобытно-общинного строя и становления классовых отношений. Возникавшие понятия о собственности, неравенстве, господстве и подчинении переносятся людьми в воображаемый мир их богов.

Скорее всего, именно к данному времени следует отнести возникновение представления о божествах не просто как держателях (кирди), покровителях, а как собственниках, хозяевах, владетелях. Вероятно, именно в это время к названиям тех или иных мордовских божеств стало присоединяться слово азор (азоро), что означает, «хозяин, хозяйка, владетель, владетельница». Вирь-ава стала именоваться Вирь-азор-ава, Ведь-ава - Ведь-азор-ава, Мода-ава - Мода-азор-ава, Кудо-ава - Кудо-азор-ава и т. д. Аналогичные изменения были внесены и в терминологию, обозначающую мужские божества.

Как показало сравнительное изучение дохристианских верований мордвы и другого соседнего с ней народа - марийцев, в ранних формах религий этих народов много общего. Это тождество или сходство теонимов многих мордовских и марийских богинь - свидетельство тому, что в тот отдаленный период предки мордвы и марийцев четко еще не обособились в отдельные, самостоятельные этнические общности, составляли единую этническую общность или по меньшей мере были близкородственными.

ТЕОНИМ ВЕРХОВНОГО БОГА МОРДВЫ

Своего дохристианского верховного бога мордва именовала Шкай, Нишке. Думается, этот образ был создан мордвой по типу слов инязор - у эрзи и оця-зор - у мокши. Словами инязор (ине «великий», азор «хозяин», владетель»), оця-зор (оцю «большой, великий», азор «хозяин, владетель») она до присоединения к России называла своих владык, а после - русских царей.

Некоторая разница в словах Шкай и Нишке, несмотря на явную общность их происхождения и обозначаемого понятия, объясняется субэтническими разли-чиями между мордвой-эрзей и мордвой-мокшей. Теоним Нишке образован из двух слов: ине «великий»; шкай «создатель, кормилец, воспитатель». В произведениях мордовского фольклора встречаются выражения шкамс-трямс «создать, вскормить; воспитать»; шкинекай-тринекай «создатель, кормилец, воспитатель».

Кроме теонима Нишке, мордва-эрзя верховного бога называла также Нишке-паз (паз «бог»), Вере-паз (вере «верх, верхний»), а мордва-мокша - Шкай, Вярде Шкай (вярде «верх, верхний»), Оцю Шкай, Оцю Шкай-бас. Последний теоним состоит из трех слов: оцю-шкай+бас/паз «бог». Одним из первых в письменной форме его зафиксировал в своей дорожной записной книжке во время путешествия по следам Пугачевского восстания А. С. Пушкин: «Оцюш кайбас, бог». Неточность его записи лишь в том, что букву ш следовало бы присоединить не к «Оцю», а к «кайбас».

До нашего времени дошло немало произведений устного народного творчества мордвы, из которых видно, что верховный бог Шкай, Нишке находился в обществе, разделенном на богатых и бедных, и мало обращал внимания на жизнь бедняка. Так, в песне «Большое поле» говорится о том, что посреди большого поля, на большом бугре стоит дуб, на котором сидят Нишке-паз, Норов-паз и Микола-угодник. Задумали они людям счастье раздавать: «богатому знатному - плошкой, бедному скудному - чаркой, сироте парню - ложкой, грешному парню - кончиком ложки...». Сироте одному, как повествует далее песня, ничего не досталось, и куда он ни пойдет - повсюду плачет. Увидел его Нишке-паз, спросил: «Почему плачет молодой парень, почему грустен молодой парень?» Сирота поведал ему, что когда боги раздавали счастье, то его обошли. Нишке ответил: «Не плачь, молодой парень, не грусти, молодой парень, я сам положу тебе счастье, я сам уделю тебе счастье. Как наступят осенние дни, начнется снежная пороша, будешь ты идти по долгой дороге и нести тяжелое ружье».

К этому времени относится происхождение различных мифов мордвы о создании верховным богом Нишке земли, людей, обычаев. Они дошли до нас главным образом в песенной форме.

Так, в песне «Земля родилась - обычай родился» говорится: «Земля родилась - обычай родился, на земле родилась зеленая трава, как посмотрел Нишке-паз, земля - матушка разукрасилась, еще паз дал на землю черного леса, темного леса, смотрит Нишке-паз на землю, земля-матушка разукрасилась, затем Ни-шке-паз думал-думал, некому леса рубить, некому луга косить, несобранным лес гниет, некошеной трава валится; смотрит Нишке-паз, сам думает, дам я на землю человеческую душу, человеческий род, сначала выпущу эрзянский народ, сначала выпущу эрзянский язык, эрзянский обычай. Выпустил Нишке-паз эрзянский народ, этот народ сильно вырос, увеличился, на семь сел они размножились, жили-жили семь сел, и начали эрзяне драться, начали эрзяне ругаться. Из-за чего они дерутся-ругаются? Из-за земли они дерутся и ругаются, еще дерутся эрзяне оттого, что не могут разделить между собой лес, не могут скосить луга...».

К Вере-пазу, Нишке, как к верховному богу, мордва обращалась по всякому по-воду, приносила ему жертвы, прося содействия в том или ином деле. Так, летом, после Петрова дня, мордва проводила в прошлом праздник «Бабань каша» - «Бабья каша», - на котором произносили, к примеру, следующую молитву (в переводе с мордовского-эрзя) :

«Вере-Нишке, свет кормилец!

Вот пришли к тебе с моленьем-приготовленьем, с хлебом-солью, с поклоном.

Кланяемся тебе, обращаемся к тебе, кланяемся с чистым сердцем, обращаемся к тебе с мягким сердцем.

Дай на землю-матушку растущий урожай, с толстой соломой, с крупным колосом.

Вот тебе яйца, пусть наполняются зерна, точно желток в яйце!

Дай, Нишке-паз, кормилец, на землю-матушку спокойного хорошего дождя, прохладу корням зерновых, зерно на голову их.

Береги от сильного дождя, от опасной грозы, дай, Нишке-паз, кормилец, пашущим-боронующим, работающим-трудящимся здоровья.

Да посмотри на наши поклоны, услышь моленье.

Со старым молимся, новое дай!

Не оставь нас без присмотра!

Сколько в блюдце соли, столько дай нам добра.

Сверху пусть дождем льется, снизу родником выходит.

Что тратим, на это место дай нового.

Верьде Вере-Нишке, свет кормилец, дай скотине здоровья!

Тяжелое пусть мимо проходит, здоровое пусть в село приходит».

С присоединением мордвы к России началась её христианизация, в ходе которой дохристианские верования и обряды не столько вытеснялись, сколько смешивались, синкретизировались с христианскими. Христианский бог получил теоним Нишке, Шкай, т. е. стал называться именем мордовского дохристианского бога. Теоним этот он носит до сих пор.

Вот как этот процесс взаимовлияния описывает известный историк XIX века В. Ключевский: "Мордовские праздники, большие моляны, приурочивались к русским народным или церковным празднествам, семику, троицыну дню, рождеству, новому году. В молитвы, обращенные к мордовским богам, верховному творцу Чампасу, к матери богов Анге-Патяй и ее детям, по мере усвоения русского языка вставлялись русские слова: рядом с «вынимань монь» (помилуй нас) слышалось «давай нам добра здоровья». Вслед за словами заимствовали и религиозные представления: Чампаса величали «верхним богом», Анге-Патяй «матушкой богородицей», ее сына Нишке-паса (пас-бог) Ильей Великим; в день нового года, обращаясь к богу свиней, молились: «Таунсяй Вельки Васяй (Василий Великий), давай поросят черных и белых, каких сам любишь». Языческая молитва, обращенная к стихии, облекалась в русско-христианскую форму: "Вода матушка! Подай всем крещеным людям добрый здоровья". Вместе с тем языческие символы заменялись христианскими: вместо березового веника, увешанного платками и полотенцами, ставили в переднем углу икону с зажженной перед ней восковой свечой и на коленях произносили молитвы своим Чампасам и Анге-Патяям по-русски, забыв старинные мордовские их тексты. Видя в мордовских публичных молянах столько своего, русского и христианского, русские соседи начинали при них присутствовать, а потом в них участвовать и даже повторять у себя отдельные их обряды и петь сопровождавшие их песни. Всё это приводило к тому, что, наконец, ни та, ни другая сторона не могла отдать себе отчета, чьи обычаи и обряды она соблюдает, русские или мордовские... В 1636 г. один черемис в Казани на вопрос путешественника Адама Олеария, знает ли он, кто сотворил небо и землю, дал ответ, записанный Олеарием так: tzort sneit. Язычник смеялся над «русскими богами», а русского черта боялся. Иезуит Авриль, едучи в 1680-х годах из Саратова, видел, как языческая мордва пьянст-вовала на Николин день, подражая русским".

Но постепенно христианские ценности, понятия и обряды вошли в мировоззрение мордовского народа, которые он сейчас воспринимает как свои исконные. Хотя и в некоторых христианских обрядах, практикуемых, например, в Зубово-Полянском районе, явно прослеживаются заимствования из мордовской культуры, что делает их слегка отличающимися от общепринятых.

По материалам Н. Мокшина, В. Ключевского

Самый большой и самый распыленный по территории России народ из финно-угорской группы – это МОРДВА! Первые следы пребывания человека на территории Мордовии относятся к периоду от 7 до 10 тысяч лет назад. Из века в век она осваивалась человеком. Древние люди занимались охотой и рыболовством. Следы их стоянок обнаружены на берегах Мокши, Вада, Алатыря и др. рек, а у мордовских сел найдено большое количество орудий труда и обломков посуды.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Боги мордвы

Тюштя - глава племен мокши и эрзи. Мифологический персонаж. Он наделен магической силой: может пахать сразу на 12, 24 лошадях, управлять 30 сохами, 40 боронами. На лбу у него солнце, на затылке – светлый месяц, на концах волос – светящиеся звездочки. Рождается с железными пятками, с каменным теменем, с завернутыми проволокой коленями. Он красив, строен, обут и одет нарядно. На земле он самый богатый. Одним взглядом может построить город, другим – создать людей; способен управлять явлениями природы.

Нишкепаз - верховный бог крестьян. Прародитель, создатель всего сущего. Его считали также богом огня и любви, владыкой семейной жизни. Нишкепаз – человек высокого роста с длинными, густыми ниспадающими волосами и белой бородой до земли. Он может превращаться в голубя, лебедя, орла, ласточку, волка, быка, коня, зайца, медведя.

Паксява - божество покровительница поля. Паксява предстает в образе куропатки или женщины с длинными ниспадающими волосами. Во время цветения ржи в глухую полночь божество поля издает звуки, похожие на свист или плач (к неурожаю). Также, по поверьям, она не разрешала приносить с поля домой камешки и хлеб.

Кудатя - божество покровитель дома. В каждом доме было свое божество. Наряду с добром Кудатя мог совершить зло. При переезде в новый дом домового обычно звали домой, в противном случае оно могло прийти и навлечь на семью неприятности.

Персонаж, получивший в народе неоднозначную оценку. По преданиям мордвы, обитает в крестьянском доме, и видеть его может только владелец жилища. Рождается Куйгорож необычным способом: из петушиного или совиного яйца, высиживается хозяевами. Наделён фантастической силой, исполняет любое желание своего владельца. Постоянно требует работы и выполняет её очень быстро. При отсутствии занятия может уничтожить всё сделанное и даже убить хозяина. Чтобы такое не случилось, нужно дать ему невыполнимое задание: свить верёвку из песка, вычерпать воду из реки и т. п. Чаще всего происхождение слова связывают с понятием «куй» («змея»), откуда наличие змеиного хвоста. Куйгорож - гном- покровитель богатства.

Банява - покровительница бани, здоровья, родов. Она живет под полком вместе со своими детьми. Обычно невидима, но иногда появляется в образе маленькой юной голой женщины, сидящей на полке, расчесывающей длинные светлые волосы. Кроме добра Банява способна причинить зло. Она может испугать входящего, запарить его. По традиции, входя в баню, крестились, чтобы защитить себя от гнева божества. По поверью, она моется после всех, поэтому люди оставляли воду, мыло, веник. Также считается, что Банява помогала роженицам. После родов в ее честь готовили ритуальную кашу.

Варда Полумифическое существо, хитрая, злая, завистливая девочка-оборвыш или старое злое существо. Метка на спине Варды указывает на необычность ее происхождения, связь с потусторонними силами. Варда может заставить работать птиц, узнавать новости от месяца. От ее злодеяний матери оберегали детей с помощью плевка под мышки или на вышивку подола рубашки.

Вирява - божество покровительница леса. По представлениям мордвы в каждом лесу есть свое божество Вирява. Людям показывается редко, обычно в полдень или перед заходом солнца. Внешнее описание неодинаково. В лесу – высокая тонкая женщина (как дерево), в поле – ростом со жниво. У нее длинные, ниже пояса, темные волосы. Ее кожа покрыта рыбьей чешуей; один глаз на макушке, рот как у человека, зубы большие. Может превращаться в зайца. Иногда ее видели в белой рубахе или в национальном мордовском костюме. Видеть Виряву не к добру, но божество считается добрым: следит за порядком в лесу.

Каштомава – покровительница печи.

Ковава - богиня покровительница Луны Ковава контролирует время, видит все, что происходит на земле; от нее зависит здоровье людей. Поэтому в ее честь произносились молитвы. У Ковавы есть муж – бог покровитель Луны – Коватя.

Кельме Атя - старик Мороз. Божество покровитель холода. Это божество может быть и жестоким, и добрым. Живет в ледяном доме, любимое место – за трубой. В сказочных сюжетах за содеянное зло Кельме Атя старается отплатить добром. Чтобы расположить божество к себе, ему предлагают мучной кисель, который в каждом доме ставят на край подоконника, просят не дать погибнуть урожаю, не заморозить человека.

Нишкеава - божество покровительница пасеки. Каждая пасека имела собственное божество, обитающее в одном из самых больших ульев. К ней обращались с молянами при болезни, если она, как предполагалось, была связана с пасекой, пчелами, медом. В таких случаях молились непосредственно на пасеке. Считалось, что хорошего человека пчела не укусит (Нишкеава не позволит).

Свои божества были и у природных стихий:

Ведь Ава - божество воды и покровительница деторождения По религиозным воззрения мордвы, в каждой реке, озере, роднике имеется своя Ведява. Ведява – молодая высокая женщина с длинными, до колен, светлыми волосами. Она наделена и положительными, и отрицательными чертами. Ведява предстает перед людьми в обнаженном виде ночью или поздно вечером; реже – с ведром в руке или в мордовской рубахе. Обычно она плещет водой или расчесывает волосы. По поверью, у Ведявы есть муж – Ведь Атя.

Ведь Атя - божество воды, муж Ведь Авы. У него длинная седая борода, живет глубоко в воде вместе с Ведявой. Его функции ограничены (тянет в воду утопленников). Имя Ведяти упоминается в просьбах о помощи вылечить какие-либо болезни (особенно глазные).

Толпаз - божество огня. Представляется в красной рубашке, штанах, танцующим, играющим без ветра. Толпаз сильный, приносит пользу людям, но если рассердится – может навредить. Кроме божества воды – Ведявы, никого не боится. В качестве жертвы божеству огня приносили красного петуха.


Мордва – это коренной народ Поволжья, его численность составляет более миллиона человек. Интересно, что лишь одна треть мордвы проживает в республике Мордовия. Остальные же распространились по Татарстану, Башкирии, Чувашии, Пензенской, Саратовской и других областях нашей необъятной страны. Мордовский народ состоит из двух субэтносов. Это мокша (составляет три четвертых) и эрзя. Говорят они на сходных языках.

До прихода христианства на Русь религией мордовского народа было язычество. Согласно некоторым источникам, мордва приняла православное христианство лишь в восемнадцатом веке. Однако этому народу удалось сохранить самобытные и неповторимые черты язычества.

Особенности мордовского язычества

Бросается в глаза то, что богов у мордвы было очень-очень много, около сотни. Не было, наверное, ни одного объекта природы или жизни, который бы не имел представительства в божественном обличии.

Языческий пантеон у мордвы отличался изобилием женских богов:

У каждой из богинь были мужья, покровители тех же стихий, природных объектов или явлений. Но их роль была гораздо менее важной по сравнению с женскими божествами. Последние чаще фигурируют и в мифах, сказках, легендах. Вообще для культуры мордвы был характерен матриархат. Богини могут даже наслать на людей болезнь, а также исцелить.

Боги и духи в мордовском язычестве могли быть добрыми или злыми, если их не задобрить. Поэтому в честь своих богов мордва проводила так называемые моляны (моления). Это некий обряд с ритуалом жертвоприношения, чтением молитв. В качестве жертв приносят зерно, хлеб, монеты, мед и другое. Причем моляны устраивались на том месте, где «обитает» конкретное божество: в поле, в общинном доме. Кроме молян, организовывали и праздники: семейные, общинные. Все эти мероприятия преследовали схожие цели: благополучие в жизни, хороший урожай, удача в делах.

Был в мордовском язычестве и главный бог – Шкай. Его имя переводится как создатель. А воплощением зла у мордвы был шайтан, или черт.

Представление о мире в мордовском язычестве

Изначально мир представлял собой огромный океан. А бог, который имел облик утки, нырнул в этот океан и достал из него землю. Согласно представлениям мордвы, есть три мира (скорее всего, они эквиваленты Нави, Яви и Прави). А предками человека были полуживотные-полулюди, полуптицы-полулюди, полурыбы-полулюди. Непосредственно сам человек был создан из дерева (у субэтноса мокши) или из глины (у эрзя).

После смерти душа попадает в загробный мир, находящийся под землей. Но в нем нет рая и ада.

Сегодня у мордвы остаются так называемые национальные меньшинства, проповедующие язычество. В основном это пожилые женщины, истинные хранительницы религии предков. Они не испытывают никакой неприязни к христианству. Представители мордовского язычества и сегодня проводят моления своим богам на открытом воздухе.

Языческие верования в Древней Руси. Древнерусское государство в IХ-ХIII вв.



Понравилась статья? Поделитесь ей