Контакты

Нелли Гореславская Михалковы и Кончаловские. Гнездо элиты

Русский дворянский род, происходящий от Михаила Ивановича, потомка в V колене Марка Демидова, по преданию, выехавшего из Литвы в начале XV в. Тимофей Михалков дьяк князя Дмитрия Иоанновича (умер в 1509 г.). Его сын Андрей был наместником в Туле… … Биографический словарь

Михалковы - дворянский род, предок которого, Гридица М., упоминается в 1498 г. ("Собр. гос. грам.", I, 336). Тимофей М. дьяк великого князя Дмитрия Иоанновича († в 1509 г.). Его сын Андрей был наместником в Туле (1580 82) и воеводой в Смоленске… … Большая биографическая энциклопедия

Михалковы дворянский род - Михалковы дворянский род, предок которого, Гридица М., упоминается в 1498 г. (Собр. гос. грам. I, 336). Тимофей М. дьяк велик. князя Дмитрия Иоанновича (умер 1509). Его сын Андрей был наместником в Туле (1580 2) и воеводою в Смоленске (1584).… …

Михалковы, дворянский род - Михалковы дворянский род, предок которого, Гридица М., упоминается в 1498 г. (Собр. гос. грам. I, 336). Тимофей М. дьяк велик. князя Дмитрия Иоанновича († 1509). Его сын Андрей был наместником в Туле (1580 2) и воеводою в Смоленске (1584).… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Михалков, Никита Сергеевич - В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Михалков. Никита Михалков Имя при рождении … Википедия

Михалков, Никита

Михалков Н. - Никита Михалков Имя при рождении: Никита Сергеевич Михалков Дата рождения: 21 октября 1945 (63 года)(19451021) … Википедия

Михалков Н. С. - Никита Михалков Имя при рождении: Никита Сергеевич Михалков Дата рождения: 21 октября 1945 (63 года)(19451021) … Википедия

Михалков Никита - Никита Михалков Имя при рождении: Никита Сергеевич Михалков Дата рождения: 21 октября 1945 (63 года)(19451021) … Википедия

Михалков Никита Сергеевич - Никита Михалков Имя при рождении: Никита Сергеевич Михалков Дата рождения: 21 октября 1945 (63 года)(19451021) … Википедия

Книги

  • 100 великих династий , Е. Г. Жадько. Новая книга популярной серии "100 великих" посвящена самым знаменитым династиям в истории человечества: императорским и королевским, аристократическим и дворянским, промышленным и… Купить за 300 руб
  • Михалковы. Семейный клан , Нелли Гореславская. Трудно найти другую столь известную в нашей стране семью, которая бы могла превзойти этот старинный дворянский род по числу одаренных личностей. И корень его - Сергей Владимирович Михалков -…

Трудно найти другую столь известную в нашей стране семью, которая сравнилась бы с этим старинным многочисленным родом в количестве одаренных личностей. К ним можно относиться по-разному – не любить их самих и их творчество, не разделять их взглядов, не соглашаться с их высказываниями по разным поводам, но нельзя отрицать их талантливость. Причем здесь, опровергая правило, природа на потомках не отдыхает. У Михалковых-Кончаловских талантливы все.

Талантливы по-разному, в разных областях искусства и культуры, но все ярки, даровиты, своеобразны. Для народа они – кумиры, для власти всегда, при разных правителях и даже при разных социальных устройствах, – любимцы, этой властью обласканные, неизменно находящиеся на вершине российского Парнаса. В непростом мире творческих личностей такое их положение вызывает многочисленные пересуды и сплетни, разумеется, недоброжелательные, но… тем не менее, всерьез никем не оспаривается.

Многие коллеги и критики видят в этом их счастливом качестве просто умение приспосабливаться, угождать власть имущим. Однако вряд ли кто из серьезных критиков усомнится, например, в таланте Сергея Владимировича, давно ставшего классиком детской литературы… Или в актерском и режиссерском даре Никиты Михалкова, тоже давно ставшего мэтром отечественного кино… Не столь единодушно оценивается режиссерский талант старшего брата – Андрея Михалкова-Кончаловского. Но количество призов международных кинофестивалей, которых были удостоены его фильмы, и тут говорит само за себя и представляет достойный ответ его недоброжелателям.

Талантливы, а некоторые из них уже отмечены разнообразными призами и наградами за их вклад в развитие российской культуры и искусства, и представители следующего, молодого поколения Михалковых-Кончаловских. Конечно, пока они не сравнятся по известности со своими отцами и дедами-прадедами, поэтому эта книжка не о них. Но все же следует отметить, что, например, Егор Кончаловский – уже достаточно широко известный кинорежиссер. Правда, пока он снимает не серьезное кино, а в основном боевики, и очень этим, по его словам, доволен, но, наверное, всему свое время. Думается, еще дозреет – фамилия заставит. В смысле – гены. Об остальных детях Андрея Сергеевича, к сожалению, или известно слишком мало, или они еще малы, поэтому и сказать о них пока нечего.

Зато на слуху имена детей Никиты Сергеевича. Так, его старший сын от брака с Анастасией Вертинской Степан Михалков не стал продолжать семейный кинобизнес и выбрал карьеру ресторатора. Впрочем, жизнь покажет, чему же он ее в конце концов посвятит. Ведь он еще и генеральный продюсер студии «Art pictures». Так что внимания со стороны прессы, модной тусовки и обычных граждан к нему не меньше, чем к любой кинозвезде. Что касается Анны Михалковой, то она, как пишут на ее сайте, «все время мечется в поисках себя, не удовлетворяясь ни принадлежностью к клану Михалковых, ни ролью хорошей актрисы, ни ролью популярной телеведущей, ни работой в российском Фонде культуры…». И то, и другое, и третье Анна уже испробовала на практике. И все получилось. Младший сын Никиты Сергеевича Артем тоже стал актером и, как повелось в звездном семействе, пробует себя в режиссуре. Наконец, папина любимица Надя учится в МГИМО на факультете международной журналистики и, как и все Михалковы, снимается в кино. Кинокартин за ее плечами пока немного, но ведь и она еще совсем молода. Сейчас Надя снимается в фильме Никиты Сергеевича «Утомленные солнцем-2».

То есть своим молодым поколением Михалковы и Кончаловские могут быть вполне довольны – их род растет, ширится и процветает. Уродов и паршивых овец не видно.

Возможно, разгадка такого чудесного феномена в древних и глубоких родовых корнях?

История древнего рода

Родословная

«Сергей Владимирович свою родословную стал собирать уже давно, к своим корням относится очень бережно. И нас к тому же приваживает», – написал Андрон Кончаловский в своей книге «Низкие истины». Беречь им и в самом деле есть что.

Дворянский род Михалковых известен еще с конца XV века, со времен Ивана Грозного. Пошел же он от некоего Михалки, от имени которого и образовалась фамилия его потомков. По одному из представителей династии получило свое название и подмосковное имение Михалково, ныне входящее в черту города.

Как известно, в те древние времена западные русские земли оказались под властью Великого княжества Литовского. В XV веке многие русские жители этого края, чтобы избежать притеснений со стороны литовских феодалов и не желая переходить в католичество, растворяться в чуждой им этнической среде, терять свою принадлежность к русскому народу, переселялись на Русь – в Москву, Тверь и другие города. Выехал в первой половине XV века из Литвы в Тверь, на службу к великому князю Ивану Михайловичу Тверскому, и некто Марк Демидович. От его потомков Киндыревых и «ответвились» Михалковы.

Наиболее ранний известный представитель рода Михалковых – это некий Гридица Михалков (упоминается под 1498 годом). Далее идет Тимофей (Тиша) Федорович Михалков – дьяк, сперва казенный, позже великокняжеский, а затем дворцовый. Упоминался он в завещании князя Дмитрия Углицкого, составленном в 1521 году, как заведующий его казною. Это, несомненно, свидетельствует о высокой степени доверия, оказанной Т.Ф.Михалкову, и о его близости к князю. В 1532 году Т.Ф. Михалков внес 50 рублей в Троице-Сергиев монастырь, тогда еще не бывший лаврой, на свое «вечное поминование». Впоследствии он был похоронен там на монастырском кладбище. Это подтверждает факт пожертвования в монастырь сыновьями Т.Ф. Михалкова Андреем и Полиевктом 100 рублей на поминание отцовской души.

Троице-Сергиева лавра стала одной из усыпальниц рода Михалковых. В списках погребенных в ней значатся и супруга Богдана Артамоновича Михалкова – Агриппина, скончавшаяся в 1631 году, и некий старец Арсений Михалков (возможно, ее муж), по-видимому, постриженный в монахи перед своей кончиной в 1633 году. Андрей Тимофеевич Михалков, сын упоминавшегося Тимофея Федоровича, при Иване Грозном был назначен наместником в Тулу, где и находился в 1580–1582 годах, впоследствии он стал воеводой в пограничном Смоленске. Его сын Андрей также был наместником в Туле (1582), а потом воеводой в Смоленске (1584).

Константин Иванович Михалков был первым постельничим молодого царя Михаила Федоровича и наместником трети московской (1614).

Так, в сборнике «Старина и новизна» (книга XVII, 1914) записано: «Михалковы в свойстве с Шестовыми, родом Великой Старицы Марфы Ивановны, матери Царя Михаила Федоровича. Первым «постельничим» вновь избранного Царя был человек ему не сторонний, а именно Михалков».

Среди предков Михалковых были и ратники, и служилые дворяне. В период Смутного времени известен был Федор Иванович Михалков, который служил воеводой в нескольких русских городах. Он не поддался соблазну поступить на службу ни к Лжедмитрию I, ни к Тушинскому вору. За верность и участие в боевых действиях против поляков Федор Михалков получил от князей Трубецкого и Пожарского вотчину.

Сын Федора Ивановича, Дмитрий Михалков, сорок лет нес ратную службу. Он участвовал в войнах с Польшей и Швецией, происходивших в XVII столетии. В 1659 году в бою под Конотопом получил тяжелую рану, но, несмотря на это, оставался в строю. Через несколько лет он был вновь ранен в бою с турецкими войсками под Чигирином, но и тогда военной службы не оставил.

Традиции семьи Михалковых

Славные традиции семьи Михалковых продолжили и последующие ее поколения – как в допетровские, так и в послепетровские времена. Так, прапрадед писателя, его полный тезка Сергей Владимирович Михалков (1789–1843), в составе знаменитого Семеновского полка дослужился от унтер-офицера до чина подпоручика, сумев отличиться в сражениях против Наполеона под Аустерлицем (1805 г.) и при Фридланде (1807 г.), был награжден несколькими боевыми орденами России.

1 июля 2013, 20:57

Мэтр советской живописи Пётр Петрович Кончаловский, прошедший огонь, воду и медные трубы, сохранивший независимость в сталинские времена, между тем, дома беспрекословно слушался супругу Ольгу Васильевну, дочь художника Василия Сурикова. Если Лелечка, как он её ласково называл, отзывалась о его работе: "Не то, Дадочка", полотно безжалостно загрунтовывалось...

Вспоминает Екатерина Богданова, внучка П.П. Кончаловского и дочь Натальи Кончаловской от первого брака: "Из маминых рассказов я рано поняла, что в семье Петра Петровича и Ольги Васильевны понятия "люкс" и "комфорт" не существовали, а словечко "уют" терпели, но не особо жаловали. Отношение к быту у них было восхитительно пренебрежительное. В трехкомнатной московской квартире на Конюшковской и в Буграх царила атмосфера если не аскетизма, то крайней умеренности, прекрасно уживавшейся с радостью бытия, неизменно сопутствующей творчеству. На завтрак всегда пили кофе из большого турецкого кофейника и ели поджаренные на сковородке сухарики с маслом и сыром. На обед варили овощные супы и готовили треску с мелко порубленным яйцом, залитым растопленным сливочным маслом. Одежда выбиралась не по принципу "модно", а по принципу "удобно, значит, элегантно". Зимой Дадочка "на выход" надевал темно-зеленую брючную пару с жилетом, летом - светлый костюм. Лелечка носила длинные, чуть расклешенные книзу платья. Единственной слабостью Дадочки было душистое мыло, которое он постоянно покупал и клал в шкаф с бельем. (Его набралось столько, что хватило на все четыре года войны.) Дисциплина в доме Кончаловских была железная, дети не знали слова "не могу" или "не хочу". Ольга Васильевна с младенчества приучала их к одному: "Надо". День моей мамы, Натальи Кончаловской, в детстве был строго расписан - уроки, пианино, французский. Единственным допустимым отдыхом считалось чтение. Лелечка не только занималась домом и детьми, но и подбирала букеты, которые Дадочка писал, снаряжала мужа и сына на этюды, первой заходила в мастерскую посмотреть на новую работу. Ее коронная фраза в момент принятия важных семейных решений: "мы этого делать не будем" (или "мы это делать будем"), которую она произносила, полностью ассоциируя себя с мужем, воспринималась не как вызов сильной половине человечества или проявление воинствующего феминизма, но как право, заслуженное годами мудрости, терпения и верности.

Художник Пётр Петрович Кончаловский, отец Натальи(см.фото выше), а также дед Андрея Кончаловского и Никиты Михалкова.

Но сначала несколько слов о семье в которой вырос Пётр Кончаловский. Его отец, которого также звали Пётр Петрович, был типичным представителем революционной интеллигенции шестидесятых годов прошлого столетия.

Пётр Петрович Кончаловский, дед Натальи Кончаловской и прадед Андрея Кончаловского и Никиты Михалкова.

Он был женат на дочери харьковского помещика польско-украинского происхождения Виктории Тимофеевне Лойко, разделявшей оппозиционные настроения мужа. Идеалист с высокогуманными взглядами, Петр Петрович вступил во владение крестьянами. "Эксплуататора" из него не получилось, и очень скоро хозяйство Лойко пришло в полный упадок. В семье помимо Петра было ещё пятеро детей и жили они все в крайней нужде и скитаниях, но тем не менее, очень дружно и сплочённо. Из книги Натальи Кончаловской "Дар бесценный" :

"Вдвоем они создали в семье ту атмосферу, которая привлекала к ним интереснейших людей того времени. Своим детям они прививали самые глубокие понятия о добре и справедливости. Вечные споры о литературе, искусстве, политике, беспощадная критика всего отсталого, реакционного, горячая защита прекрасного в речах отца очень рано пробудила в детях тяготение к высокому, умение отбирать лучшее, отделять главное от второстепенного, чтобы не засорять душу шелухой пошлости. Чуть не с пеленок знали дети сказки Андерсена, Перро, затем романы Диккенса, Вальтера Скотта, а еще позднее - Жорж Санд, Лермонтова, басни Крылова и целые страницы из гоголевских «Вечеров на хуторе близ Диканьки». Рано познакомились с музыкой, живописью и скульптурой. Рано узнали они имя Чернышевского. Их трогала, заставляла трепетать полная героизма жизнь Желябова, Кибальчича, Перовской. А Веру Фигнер они видели у себя дома..."

Фотография из книги Натальи Кончаловской "Дар бесценный"

Три брата-погодки - Максим, Пётр и Дмитрий были дружны между собой. Кроме них в семье росли ещё две сестры(третья сестра умерла после тяжёлой болезни).

В доме у Кончаловских постоянно бывали писатели, художники, музыканты. Сюда-то и привез случайно своих дочерей Ольгу и Елену Василий Иванович Суриков, который уже был знаком с юным художником Петром Кончаловским.

Пётр и Ольга Сурикова влюбились друг в друга с первого взгляда, затем обвенчались. В 1903 году родилась дочь Наташа, через три года на свет появился сын Михаил.

Ольга Васильевна Сурикова(Кончаловская) с дочерью Наташей. Фотография сделана в Риме.

Наталья Кончаловская в детстве

С раннего детства будущая писательница Наталья Кончаловская росла в атмосфере творчества, дышала воздухом культуры, искусства и вдохновения. Следует отметить, что всю жизнь Наталья Кончаловская весьма гордилась собственным происхождением.

Наташа и Миша Кончаловские с дедом, Василием Суриковым.

Кончаловские были знакомы с Шаляпиными, бывали у них на Капри. Сын Шаляпина, Федор Федорович, позже стал большим другом Натальи Петровны. Маленькая Наташа просто, как домой, заходила в мастерскую скульптора С. Т. Коненкова, который был ее крестным. В студии Сергея Тимофеевича ей довелось слушать стихи Есенина, здесь же "гремел" голос Шаляпина, танцевала Айседора Дункан.

П.П. Кончаловский "Портрет дочери"

О своей юности Кончаловская вспоминала так: "В отличие от сверстниц я не готовилась ни к какой специальности и не подавала никаких надежд, хотя с младенчества обладала отличным слухом, с большой легкостью плела стихи... В домашнем хозяйстве я была расторопна: шить, кроить, вязать, стирать, стряпать я была приучена матерью с детства, и воспитанная с детства в строгой дисциплине, я глубоко вросла в жизнь семьи, для которой духовная культура, искусство, постоянный труд были основой существования".

Петр Петрович Кончаловский, «Семейный портрет», 1912 год. Изображены он сам собственной персоной, его жена Ольга Васильевна и их дети Миша и Наташа.

Всё детство Натальи прошло в путешествиях по Европе, где она знакомилась с великими произведениями искусства, училась иностранным языкам. Наталья Петровна прекрасно владела французским, английским, испанским, итальянским. Родители с детьми ежегодно уезжали во Францию, Италию, Испанию. «В Италии были по много раз и отлично знали все сокровища итальянских музеев, по которым ещё до революции таскали нас маленькими, и мы с младенчества привыкли шаркать по каменным плитам соборов и резным паркетам знаменитых галерей, и многое из того, что мы видели, вживалось в память навсегда», - вспоминала впоследствии Кончаловская в книге «Волшебство и трудолюбие». Неслучайно поэтому шести лет девочку отдали в одну из Парижских школ.

В.И. Суриков. "Царевна". Наташа позировала для этого этюда в 9-летнем возрасте, она надевала на себя наряд, взятый в костюмерной Большого театра, - бармы, оплечье и кокошник. Было тяжело стоять, но дедушка говорил: "Ничего, ничего, бомбочка, постой! Вон царевны всю жизнь такую тяжесть носили, а ты не можешь десять минут постоять..."

Во времена революции 1917 года семья Кончаловских жила в мастерской Петра Петровича на Садовом кольце у Триумфальной площади, в том же подъезде, где жил Булгаков. Было много трудностей - голод, холод, отсутствие света, отопления, выдача продуктов по карточкам. Однако, как вспоминает Наталья Петровна, несмотря на сложные бытовые условия, театры и концертные залы были переполнены, страна жила в радостном творческом подъеме.

Кончаловский П.П. "Автопортрет с женой", 1923 г.

Насыщенная искусством атмосфера дома Кончаловских, где частыми гостями бывали композитор С. Прокофьев, пианист В. Софроницкий, писатели А. Толстой, Вс. Иванов, Илья Эренбург, скульптор С. Коненков, художник Грабарь, кинематографисты Эйзенштейн, Росс, и многие другие выдающиеся современники. В послереволюционный период Петр Петрович стал одним из признанных авторитетов в советской живописи. Он много и плодотворно пишет, находя время и для преподавательской деятельности, и для большой общественной работы, и для участия в многочисленных выставках. Он один из немногих советских живописцев, кому практически беспрепятственно позволяется выезжать за границу, где часто экспонируются его работы. Позднее его внук Андрей Кончаловский напишет о том периоде: «Дед мой, Петр Петрович Кончаловский, был человек глубоко русский, но без Европы не мог жить. В его доме все дышало Европой… Он принадлежал к тому крылу русских художников, для которых кумирами были французы – Сезанн, Дега».

О Михаиле, сыне П.П. Кончаловского известно немного. Вот что удалось найти: Преимущественно писал натюрморты и пейзажи. Первые этюды маслом были созданы в 1924 г. в Венеции во время заграничного путешествия с отцом. Во время этой поездки посещал занятия в Свободной академии «Гранд Шомьер» в Париже. В 1924-1930-х гг. учился во ВХУТЕИНе в мастерских А.А. Осмеркина, И.И. Машкова. Много работал с отцом во время совместных поездок в Новгород (1926-1928), на Кавказ (1927,1931), в Крым (1929), Мурманск (1936), Красноярск (1951). Персональные выставки М.П. Кончаловского проходили в 1947 и 1961 гг.

В 23 года Наталья Кончаловская убежала в Америку – через Владивосток и Японию - с чужим мужем, Алексеем Богдановым, великолепно образованным купцом, обещавшим ей, что начнет артистическую карьеру пианиста.

Наталья Кончаловская с первым мужем Алексеем Богдановым.

Это уникальное фото 1926 года, сделанное неким нью-йоркским фотографом. Наталье Кончаловской 23 года.

По почте Богданов получил развод, женился на Кончаловской, добрался с ней до Америки, неудачно дебютировал как пианист (после чего Наталья Петровна его разлюбила). В Россию они вернулись по отдельности, и вскоре после этого Богданова расстреляли (Кончаловскую же спасло от расстрела лишь то, что она успела развестись). Но от этого брака Кончаловская родила дочь Екатерину Богданову, впоследствии удочерённую Сергеем Михалковым и вышедшую замуж за писателя Юлиана Семёнова.

П.П. Кончаловский "Автопортрет с внучкой Екатериной"

Влюблялись в Кончаловскую часто. Один из ее поклонников, поэт Павел Васильев, написал (и опубликовал) более чем откровенное посвящение Наталье Кончаловской:

В наши окна, щурясь, смотрит лето,
Только жалко - занавесок нету,
Ветреных, весёлых, кружевных.
Как бы они весело летали
В окнах приоткрытых у Натальи,
В окнах незатворенных твоих!

И ещё прошеньем прибалую -
Сшей ты, ради Бога, продувную
Кофту с рукавом по локоток,
Чтобы твоё яростное тело
С ядрами грудей позолотело,
Чтобы наглядеться я не мог.

Я люблю телесный твой избыток,
От бровей широких и сердитых
До ступни, до ноготков люблю,
За ночь обескрылевшие плечи,
Взор и рассудительные речи,
И походку важную твою.

За это получил от Кончаловской публичный нагоняй, спьяну дал ей пощечину, был в буквальном смысле побит камнями всеми присутствовавшими мужчинами и потом всю ночь до утра стоял около ее дверей на коленях, моля о прощении. Роковая женщина!

Художник Петр Кончаловский. Портрет дочери Натальи. 1938 г.

Ещё один портрет дочери, написанный П. П. Кончаловским.

Однажды, подающего надежды молодого поэта, 23-летнего Сергея Михалкова, у которого только что вышел "Дядя Степа", пригласили в дом художника Петра Кончаловского. Михалков сразу отметил одну интересную женщину. Она подавала на стол, много общалась с гостями… Сергей решился заговорить с ней… Оказалось – это дочка хозяина дома – писательница и переводчица Наталья Кончаловская. Тогда ей было 33 года. Молодые люди проговорили весь вечер. Когда пришло время уходить, Михалков понял, что влюбился. Но ничего говорить не стал. Он боялся что Наталью будет останавливать 10-летняя разница в возрасте и дочь, которая была у нее от первого брака. Сергей Михалков старался не думать о Наталье, но ничего не получалось. Он хотел встретиться с девушкой, и объясниться в своих чувствах и терзаниях, но боялся… быть непонятым и отверженным. Через какое-то время молодой поэт уехал с приятелем в Харьков, в командировку. Как-то вечером, сидя в гостинице, Сергей ясно осознал – не может жить без Натальи. Он тут же позвонил ей в Москву из гостиницы и сказал: "Я не могу без тебя. И поэтому спрашиваю – пойдешь ли ты за меня замуж?". Наталья согласилась. Вернувшись, Михалков тут же примчался в дом Петра Кончаловского, и попросил руки его дочери.

Сергей Михалков

Наталья Кончаловская и Сергей Михалков поженились в 1936 году. Вскоре Михалков стал одним из самых популярных поэтов. Его обожали дети и взрослые. Тем временем Наталья стала главным критиком для мужа. Она тщательно вычитывала все его тексты, иногда ругала, но всегда считала своего Сережу – самым талантливым.

Слева П.П.Кончаловский с внучкой Катей, справа Наталья Кончаловская с дочерью Катей и с сыном Андреем, 1939 г.

Наталья Кончаловская с сыном Никитой Михалковым

В браке у Сергея и Натальи родились двое сыновей – Андрей(1937) и Никита(1945). Супружеская жизнь Михалкова и Кончаловской не была безмятежной. Измены, ссоры, непонимание.
Сергей Владимирович любил женщин, и женщины его любили. Как человек публичный он часто не бывал дома. Пишут, что даже в командировки он не ездил без сопровождения молоденьких секретарш.
Но Кончаловская сохранила брак, не смотря ни на что. Видимо сказалось ее воспитание.

Сергей Владимирович с огромной благодарностью и уважением вспоминает о жене: "Наталья Кончаловская уже при взгляде на нее поражала воображение - она была мила и очень обаятельна. Все яркое, талантливое, совершенное моя Наташа принимала близко к сердцу. Что нас всегда сближало, не считая увлечения поэзией, искусством, готовности работать, действовать? Думаю, что чувство юмора. Ни она, ни я не отдавали предпочтения суровости, угрюмости, старались по мере сил видеть в жизни хорошее, а то и забавное. Еще отмечу особо мудрость моей жены и еще поклонюсь ей за это. Чего скрывать, за долгую-долгую нашу совместную жизнь у нас случалось всякое. И ссоры, и размолвки, и пререкания по разным поводам...Все проходило, но для меня одно оставалось неизменным - чувство глубокого уважения к жене, вечное изумление перед ее талантами и энергией".

Писательский талант Кончаловской проявился рано. Особенно ярко она заявила о себе в поэзии для детей. Кончаловская начала с переводов английской детской поэзии. Ее собственные стихи собраны в книжках "Огород наоборот", "Близнецы", "Что случилось?", "Сосчитай-ка!", "Нотная азбука". Кроме того, выходили ее книжки-ширмы, книжки-игрушки. Особое признание пришло к ней, когда вышла в свет книга "Наша древняя столица", над которой писательница трудилась на протяжении пятнадцати лет.

Одно из важнейших творческих устремлений писательницы - работа, связанная с пропагандой творчества В. И. Сурикова. Наталья Петровна, наверное, лучший биограф Василия Ивановича. Главная особенность и уникальность ее работ состоит в том, что она - единственный близкий человек, знавший Василия Ивановича в бытовой, семейной обстановке. Наташа была любимой внучкой деда. Вместе со своими родителями она еще в детстве ездила на родину Василия Ивановича - в Сибирь и навсегда полюбила эти места. Поэтому не случайно, что в создании музея-усадьбы В. И. Сурикова Наталья Петровна принимала самое активное участие. После дочерей Сурикова она вместе с братом взяла ответственность за сохранение родового гнезда деда на себя. И где бы ни находилась Наталья Петровна, она проявляла самое теплое участие в судьбе дома и его коллекции. В книге "Дар бесценный", которая вышла в 1964 году, писательница ярко, образно, с целым рядом бытовых и исторических подробностей рассказывает о творческом пути одного из великих русских живописцев. Книга основана на дневниковых записях отца и матери Натальи Петровны, высказываниях известных людей о художнике. Немаловажную часть книги составляют воспоминания самой Кончаловской о своем деде.

Большая семья. Верхний ряд слева направо: Екатерина Богданова (дочь Натальи Петровны Кончаловской от первого брака), Наталья Петровна Кончаловская (дочь художника), сын Михаила Петровича Кончаловского от первого брака Алексей, Эсперанса (жена Михаила Петровича Кончаловского), Михаил Петрович Кончаловский (сын художника), Андрон Кончаловский. Нижний ряд слева направо: Маргот (дочь Михаила Петровича от второго брака), Ольга Васильевна Кончаловская (жена художника), Петр Петрович Кончаловский, Лаврентий (сын Михаила Петровича от второго брака), Никита Михалков, Сергей Владимирович Михалков.

Сергей Михалков и Наталья Кончаловская прожили вместе 53 года. Последние двадцать лет Наталья Петровна жила на своей даче на Николиной Горе, в Москву приезжала только по необходимости. Как вспоминает о последних годах жизни Натальи Петровны сын писательницы, Никита Михалков, "она старела замечательно легко - в этом не было ни комплексов, ни болезненности. Было достоинство. Даже в преклонном возрасте, когда ей было за восемьдесят, я никогда не видел ее небрежно одетой. Если она плохо себя чувствовала, просто никого не приглашала, сознавая, что неважно выглядит. Умерла Кончаловская 12 октября 1988 года.

Как недавно выяснилось, двоюродный дед режиссёров Никиты Михалкова и Андрея Михалкова-Кончаловского, Дмитрий Петрович Кончаловский (1878-1952) во время советско-нацистской войны работал в составе русской администрации на освобождённых немцами территориях, вёл антикоммунистическую пропагандистскую работу. Весной 1944 г. Дмитрий Кончаловский возглавил Минский Обком (Оластной Комитет) Национальной Социалистической Трудовой Партии России (НСТПР) Бронислава Владиславовича Каминского.

Учитавая такие страницы биографии этого человека как:

Окончил историко-филологический факультет Московского университета, там же преподавал древнюю историю по специальности "История Рима".

Участвовал добровольцем в войне 1914-1917 гг.

В 1918-1922 гг. - преподаватель Московского, Минского и Смоленского университетов.

В 1924-1925 гг. - технический редактор в Госиздате.

В 1929-1941 гг. - преподаватель немецкого и латинского языков в московских вузах.

То есть человек весьма образованный и достойный. Министр национал-социалистической России из него вышел бы хороший.

  • Дмитрий Петрович Кончаловский
Отдельный интерес представляет его рейхсминистру Розенбергу, где Кончаловский, как искренний русский патриот, прямо указывает немцам на все ошибки их "восточной политики" и призывает к взаимовыгодному партнёрству.

А вот крайне любопытный документ - служебная записка от 17 декабря 1942 г. от анонимного штурмбанфюрера СС из базировавшейся в Смоленске айнзацгруппы В (командиром которой был Эрих Науманн) в Берлин начальнику полиции безопасности и СД с жалобой на Кончаловского-Сошальского (здесь он ошибочно именуется Сучальским):

Начальник полиции безопасности и СД
Офицер связи при министерстве оккуп. вост. территорий
Берлин, 17 декабря 1942 г.
СЕКРЕТНО

1. Служебная записка.
Тема: Вызов русского профессора Сучальского , Смоленск, в восточное министерство.

Опираясь на телефонную беседу от 16 декабря 1942-го сообщаю на основании докладов командира айнзацгруппы B, Смоленск, следующее:
Профессор Сучальский ранее трудился в Москве профессором древней истории. В связи с его антибольшевистским настроем его лишили права на преподавание, после чего он проживал в Смоленске, где и состоялся его первый контакт с немецкими военными службами. Сучальский незамедлительно предоставил себя в распоряжение немецких ведомств и был задействован в группе активной пропаганды Отдела Пропаганды W. Благодаря доверию, которое Сучальский завоевал среди немецких военных ведомств, он мог составить точную картину относительно планов восстановления русской гражданской администрации.

По сообщения командира айнзацгруппы B, Смоленск, Сучальский, однако, неприемлем политически. Из различных его высказываний следут, что он мыслит абсолютно великорусски, если не панславистски . В служебной поездке, состоявшейся в середине 1942-го, в которой принимал участие референт айнзацгруппы B, Сучальский помимо прочего высказывался о фюрере и заявил, что не может понять, почему немецкая пропаганда настолько выдвигает фюрера на передний план. В конце концов он всего лишь человек и кроме того он обладает даром гипноза, с помощью которого склоняет немцев к реализации своих планов. «Миф» Розенберга Сучальский не признает, считая его утрированным и к тому же ошибочным в отношении исторических фактов.

Далее командир айнзацгруппы B оценивает Сучальского как типичного представителя дореволюционных интеллигентов, который пытается использовать текущую ситуацию для того, чтобы получить важный пост в русской гражданской администрации. Референту айнзацгруппы B он заявил, что стремится стать русским министром по вопросам религии и культуры.Сучальский - великоросс и будет любыми путями добиваться великорусской автономии. Германия чего-то стоит для него лишь до тех пор, пока с помощью немецких военных ведомств он может чего-то добиваться. Хотя он безусловно за мирное сотрудничество с немецким рейхом, но решительно против военной оккупации великорусской территории после окончания войны . По мнению командира айнзацгруппы B, то что Сучальский при неприемлемом для него развитии событий может выступить предводителем великорусского движения , лежит в рамках возможного.

В связи с этим я указываю, что айнзацгруппа B уже давно предупреждала Отдел Пропаганды W насчет Сучальского. Тем не менее он по-прежнему работает на ответственном посту. Лишь сейчас зондерфюрер Отдела Пропаганды W сообщил референту айнзацгруппы B, что и он считает Сучальского опасной личностью, причиной чему стала деятельность Сучальского в Смоленске в последнее время. С точки зрения зондерфюрера, Сучальский - панславист и стремится в государственно-полицейском отношении к русской автономии. Зондерфюрер будет решительно выступать против возвращения Сучальского в Смоленск.

2. Господину д-ру Кнюпферу с просьбой рассмотреть и изложить свою позицию.
3. Ограничение допуска - I/6.

СС-штурмбанфюрер [подпись]

Т.е. во время своей работы в оккупированном немцами Смоленске Кончаловский в разгар войны открыто заявлял о себе как о русском националисте, видящем в немцах лишь средство для освобождения России от большевиков, ругал сочинения главных идеологов национал-социализма и критиковал самого фюрера. В ответ на это грозные эсэсовцы написали на него жалобу с просьбой снять его с его поста в смоленской администрации, которая, однако, была оставлена без внимания, и Кончаловский как ни в чём не бывало продолжил свою деятельность. При этом в «своей» Совдепии он за одну сотую из этого разом лишился бы головы. И это естественно побуждает задать вопрос: что же лучше - быть «своим» у совков или чужим у немцев?


А буквально на днях появилась ещё и такая информация:

Пока Сергей Михалков пел оды Сталину, его младший брат Михаил (на фото вверху) служил во время Второй мировой войны в СС.
О Михаиле Михалкове заговорили только перед самой его смертью в 2006 году. Он неожиданно, 80-летним стариком, стал раздавать одно интервью за другим. Мизерным тиражом вышла его автобиографическая книжка на русском «В лабиринтах смертельного риска».

- Михаил Владимирович, как в 1941 году вы, восемнадцатилетний парнишка, оказались в фашистском тылу?

С детства я хорошо знал немецкий язык: моя бонна была немкой. В 40-м году окончил спецшколу пограничных войск НКВД, где тоже изучал немецкий.

- А как же вы затесались в немецкие ряды?

Когда шел в направлении Харькова, напоролся на немцев. Оказался в штабной роте танковой дивизии СС "Великая Германия". Рассказал ее командиру - капитану Бершу - придуманную легенду: якобы я ученик 10-го класса, по происхождению немец с Кавказа, меня отправили на лето к бабушке в Брест. Когда город захватила 101-я немецкая дивизия (об этом я узнал еще в госпитале), то я доставал продукты для их обоза. Берш мне поверил и поручил снабжать его часть провиантом. Я ездил по деревням, менял у местных жителей немецкий бензин на продукты.

Танковая дивизия СС "Великая Германия" отступала на Запад. На границе Румынии и Венгрии я сбежал, надеясь найти партизан. Но так и не нашел. Зато, попав в Будапешт, случайно познакомился с миллионером из Женевы (ему я представился сыном директора крупного берлинского концерна), который вознамерился выдать за меня свою дочь. Благодаря ему я побывал в Швейцарии, Франции, Бельгии, Турции, встречался с Отто Скорцени. Но главной целью всех этих поездок была Латвия - все-таки ближе к России. Там связался с местным подпольем, в латышских лесах мы организовали группу сопротивления. Однажды я убил капитана из дивизии СС "Мертвая голова", взял его форму и оружие - это обмундирование помогало мне искать "окно" для перехода фронта. Верхом объезжал вражеские части и выяснял их расположение. Но как-то раз у меня потребовали документы, которых, естественно, не было, я был арестован как дезертир. До выяснения личности посадили в сарай, Снова бежал, пока, наконец, не удалось пересечь линию фронта.

Но при переходе линии фронта попал в полевую жандармерию… Меня как офицера СС сразу даже не обыскали. Вскоре мне удалось бежать. Неудачно спрыгнув с пятиметровой высоты, сломал себе руку, повредил позвоночник… С трудом добрался до ближайшего хутора и там потерял сознание. Хозяин хутора, латыш, отвез меня на телеге в госпиталь, естественно, немецкий. Когда я пришел в себя, меня спросили, где мои документы. Я ответил, что они остались в кителе. В общем, не найдя документов, мне выписали карточку на имя капитана Мюллера из Дюссельдорфа.

В госпитале меня прооперировали, и из города Либавы я был эвакуирован в Кенигсберг с новенькими документами капитана эсэсовской дивизии «Мертвая голова». Меня снабдили карточками на три месяца, выдали 1800 марок и предписали трехмесячный домашний отпуск - долечиваться. Потом я должен был явиться в Лиссу на переформирование высшего комсостава СС. Там я и командовал танковой ротой.

Когда командовал танковой ротой в Лисе… я решил выслужиться и написал строевую песню для роты. На полигоне солдаты эту песню разучили и, возвращаясь в часть, пропели её под окнами штаба. Там были слова, «Где Гитлер, там победа». Меня тут же вызвал к себе генерал: «Что это за песня?». Я ответил, что слова и музыку сочинил сам. Генерал был очень доволен...

Не вдаваясь в анализ воспоминаний Михалкова, явно подкорректированных для советских реалий, отмечу лишь, что вот и ещё одно доказательство, что немцы относились к русским аникоммунистам как к равноправным союзникам, и россказни о всяких мифических планах ост - не более чем ложь красной пропаганды. Уверен, что победи Третий рейх, мемуары Михаила Владимировича открыли бы для нас куда более интересные страницы русско-немецкого боевого братства;) И не пропадал бы зря режиссёрский талант его брата, снимающего сейчас скучные агитки победобесия, ведь каков сценарий - гауптштурмфюрер дивизии СС Тотенкопф Михаил Михалков в боях с большевиками.

В России немало известных и интересных людей. Но далеко не у всех есть дети, которые не менее знамениты, чем их звездные родители. Существует одна семья, в которой талантливы все. Никита Михалков - это человек, известный не только в России, но и далеко за её пределами. Что мы знаем о нем и его семье? Дети Михалковых - чем они знамениты? Повторили ли они творческую судьбу отца или каждый из них пошел своей дорогой? Предлагаем интересные факты о личной жизни кинорежиссера и актера Никиты Сергеевича Михалкова. Начнем с его биографии.

Никита Михалков: штрихи к портрету

Эта фамилия давно уже стала синонимом таких слов, как талант и семья. Родители Никиты Михалкова были творческими людьми. Отец - известный детский поэт, мама тоже писала стихи и занималась переводами. В их роду были и художники. Никите посчастливилось родиться в необычной семье, где большое внимание уделяли развитию индивидуальных особенностей и становлению личности ребенка. Здесь не принято было бездельничать.

Вопроса о выборе жизненного пути перед Михалковым не стояло. Родившись в семье людей, почитающих искусство, трудно было выбрать другую стезю. Никита учился в музыкальной школе и с удовольствием играл в театральных постановках. Актером юноша стал ещё в школьные годы. Но по-настоящему знаменитым его сделала роль в фильме "Я шагаю по Москве". Он снялся в картине, будучи студентом первого курса знаменитого Щукинского училища. Обаятельный, искренний юноша и его песня, которую он исполнил в картине, не смогли оставить зрителей равнодушными. Потом были другие роли, пользовавшиеся неизменной любовью у зрителей.

Проучившись несколько лет в театральном, Михалков решает попробовать себя в роли режиссера и поступает во ВГИК. Как оказалось впоследствии, это был правильный шаг. Он снял большое количество фильмов, многие из которых завоевали самые престижные награды в области киноискусства. А что с личной жизнью? Также ли она успешна, как и творческая?

Анастасия Вертинская и первый сын Степан

Первой женой Никиты Михалкова стала кинозвезда Анастасия Вертинская. Вскоре родился сын Степан. Молодожены души не чаяли друг в друге, но для счастливой, совместной жизни, этого было недостаточно. Никите нужна была хозяйка в доме, а Анастасия была создана для того, чтобы блистать. Прожив несколько лет вместе, они развелись. Но несмотря на это, всегда поддерживали хорошие отношения.

Воспитанию сына Никита Михалков уделял огромное внимание, стараясь не ограничивать его свободу и развивать творческие способности. Насколько ему это удалось, говорит тот факт, что Степан Михалков, пошел по стопам отца и стал кинорежиссером. Это творческая, разносторонняя личность. Он снимался в фильмах, был продюсером, организовал студию, которая записывала видеоклипы. Позднее Степан стал активно заниматься ресторанным бизнесом, у него несколько ресторанов в Москве.

Жена Михалкова

Свою половинку Никита Сергеевич встретил на площадке, но не театральной. Соловьева Татьяна была манекенщицей и демонстрировала модные наряды. Первое свидание могло стать последним ведь Никита Михалков предложил девушке смыть косметику, так как был за естественную красоту. Татьяна не обиделась и сделала как он просил.

Это была любовь, настоящая и взаимная. Они вместе уже больше сорока лет. За это время было всякое: ссоры, обиды, ревность, но желания расстаться никогда не возникало. Никите Сергеевичу повезло: он встретил мудрую и сильную женщину, которая стала для него и другом, и советчиком, и любимой женой. Они воспитали трех замечательных детей, которые пошли по стопам отца. Поговорим о них.

Михалков Никита Сергеевич: дети

Судьба подарила ему двух сыновей и двух дочерей. О старшем, Степане, речь уже шла. Вторым ребенком стала Анна Михалкова. Девочка росла в спартанских условиях так как, быт молодой семьи ещё не был устроен. Анна Михалкова решила стать актрисой и пойти по стопам отца. Никита Михалков помогал и всячески поддерживал дочь. Она снималась не только в фильмах, но и весьма успешно вела детскую передачу.

Через некоторое время после рождения Анны родился сын - Артем Михалков. Чем занимается он? Артем Михалков продолжил традицию. Закончил ВГИК, режиссерский факультет. Снимался в таких картинах, как: "Девятая рота", "Духлесс". Писал сценарии к фильмам, вел различные программы на телевидении.

Надежда Михалкова - стала третьим ребенком в семье. Она родилась, когда Никите Сергеевичу уже было сорок лет. Надежда Михалкова стала папиной любимицей. У них всегда были особые отношения. Ещё ребенком она снялась в картине, которую ставил её отец - "Утомленные солнцем". Девочка была очаровательна и непосредственна. Картина получила "Оскар" в номинации "Лучший фильм на иностранном языке". Есть ли у Надежды актерское образование? Нет, она окончила МГИМО. Есть опыт продюсерской и дизайнерской работы.

Дети Михалковых росли в атмосфере трудолюбия и терпения. Какие бы способности не были даны ребёнку при рождении, их обязательно нужно развивать. Ведь они не дают никакой гарантии, что человек станет успешным и востребованным в жизни. А без этих показателей очень трудно быть счастливым. Своих четверых детей Никита Михалков не только воспитал достойными людьми, но и помог каждому из них состояться, как личности. Он по праву может гордиться ими. Но не только счастливый отец, но теперь и любимый дедушка - Михалков Никита Сергеевич. Дети подарили ему девять внуков. Одна из них - Наталья, уже снялась в фильме "Солнечный удар", постановки ее деда.

Правила жизни от Никиты Михалкова

  • Не спрашивай у Бога за что, спроси зачем.
  • Не всегда стоит брать то, что достается легко.
  • Всегда все дела необходимо доводить до конца.
  • Если что-то делаешь, сделай так, чтобы этим можно было гордиться.
  • Постоянный труд - основа существования и залог успеха творческой личности.

Секреты воспитания

В каждой семье есть свои правила и традиции, которые чтят и стараются соблюдать. На чем основаны отношения у Михалковых? Чем руководствовались родители в воспитании детей? Перечислим основные правила:

  • Дети Михалковых имеют право самостоятельно решать свои проблемы. Но при этом они знают, что за советом и помощью всегда могут прийти к родителям.
  • Каждый имеет возможность высказать свою точку зрения, даже если она не совпадает с мнением других членов семьи.
  • Если сложно о чем-то сказать, то можно об этом написать.
  • Любви никогда не бывает много.
  • Отношения строятся на доверии. Нельзя лгать близким людям.

Вместо заключения

Есть такая фраза: "на детях гениев, природа отдыхает". Замечательно, что в данном случае она абсолютна беспочвенна. Дети Михалковых - яркие, выдающиеся личности, каждый из которых занят любимым делом. Пожелаем успехов и покорения новых творческих вершин этой звездной семье.



Понравилась статья? Поделитесь ей