Контакты

Опровержение лжи суфиев-нововведенцев. Зайд ибн Сабит: биография Личная жизнь Шейха Зайда

زيد بن حارثة الكلبي‎; 588, Саудовская Аравия - 629, Мута) - сподвижник пророка Мухаммеда , его приёмный сын и вольноотпущенник . В Коране упоминается как Зайд .

Биография

Его полное имя: Зайд ибн Хариса ибн Шурахиль ибн Абд аль-Узза. Попав в раннем детстве в плен Зайд ибн Хариса был выкуплен Хакимом ибн Хазамом и подарен Хадидже бинт Хувайлид , а выйдя замуж за пророка Мухаммеда, Хадиджа отдала Зайда своему мужу. Зайд был вторым человеком принявших ислам , а после него это сделала его жена Умм Аймун . Зайд ибн Хариса был одним из самых любимых сподвижников пророка Мухаммада .

Усыновление

До начала пророческой миссии, пророк Мухаммад объявил Зайда своим сыном и наследником. После усыновления его звали Зайд ибн Мухаммад, пока не был ниспослан аят Корана запрещающий давать приёмным детям имена их опекунов .

Переселение в Таиф

Зайд ибн Хариса был хорошим стрелком и участвовал в сражениях при Бадре, Ухуде, Хандаке, Худайбияте, Хайбаре, Муте и других битвах. Он также был предводителем мусульманских войск в походах «Фардат», «Джамум», «Аийс», «Тараф», «Хашими», «Фазафиз» и других.

В 629 году (8 г. хиджры) пророк Мухаммед назначил Зайд ибн Хариса предводителем трёхтысячного войска которому предстояло встретиться с византийцами в битве при Муте . Зайд погиб во время этой битвы, неся знамя мусульман. Смерть Зайда ибн Хариса стала тяжёлой утратой для пророка Мухаммеда, который очень любил его.

один из сподвижников и наиболее преданных последователей Мухаммада, его вольноотпущенник и приёмный сын, умер в первой половине VII века

Биография

Зайд ибн Сабит родился в Медине. Его отец происходил из племени Хазрадж и погиб в результате междоусобной войны с другим мединским племенем Аус в битве при Буасе. Из-за своего маленького возраста он не смог принять участие в битве при Бадре и первым его сражением была битва у рва, где он участвовал в рытье защитного окопа вокруг Медины.

Зайд был грамотен и отличался хорошей памятью. Он умел писать по-сирийски и арамейски и часто находился возле пророка Мухаммеда для того, чтобы записывать ниспосылавшиеся Мухаммеду откровения. Будучи секретарем пророка Мухаммада Зайд вёл переписку и переводил письма, которые поступали к нему на других языках. Считалось, что он был хафизом, т.е. знал наизусть весь Коран и муфассиром (толкователем Корана).

Зайд был одним из участников собрания в сакифе Бану Саида, где он поддержал кандидатуру Абу Бакра на пост первого халифа. Он хорошо разбирался в правилах раздела имущества, был одним из составителей дивана племен при праведном халифе Умаре и руководил разделом добычи после битвы при Ярмуке. Во время правления халифа Усмана ибн Аффана Зайд был судьёй (кади) Медины и хранителем государственной казны.

Коран

Во времена пророка Мухаммеда передача Корана осуществлялась главным образом в устной форме. После смерти Мухаммада в местечке Ямама произошла битва против лжепророка Мусайлимы, во время которой погибли около 70 хафизов (знатоков Корана). Обеспокоенные возможностью утраты Корана халифы Абу Бакр и Умар обязали Зайда ибн Сабита начать работу по собранию аятов Корана в единую книгу и составить полный письменный текст Корана.

Во время работы над собранием Корана, Абу Бакр поручил Зайду полагаться на письменные свидетельства, которые были собраны у жителей Мекки и Медины. Контроль за сбором фрагментов Корана был поручен Умару ибн аль-Хаттабу. Усилиями Зайда и других сподвижников был написан первый полный письменный экземпляр Корана (мусхаф), который хранился у жены пророка Мухаммада Хафсы. Зайд использовал свои собственные знания, существовавшие в Мекке и Медине записи отдельных частей и айатов и то, что читали ему наизусть сподвижники пророка Мухаммеда.

В 650 г. во времена правления халифа Усмана среди мусульман стали часто возникать споры относительно правильного чтения Корана, тогда по приказу халифа Зайд вместе с тремя мекканцами (Абдаллахом ибн аз-Зубайром, Са"дом ибн аль-Асом и Абдуррахманом ибн аль-Харисом) составили официальный письменный текст Корана, который был объявлен единственно верным и обязательным для всех мусульман. Главным исполнителем работы был Зайд и в основу текста лег текст хранившийся у Хафсы бинт Умар. Официальный экземпляр был размножен и разослал во все основные центры Халифата.

На просторах равнины возле поселения, известной как Му’та, произошло первое столкновение между византийцами и мусульманами. Византийский император Ираклий собрал около ста тысяч воинов из византийцев и арабов, населявших те области, для решительного сражения и уничтожения крепнущего и расширяющегося исламского призыва.

Армия мусульман в то время насчитывала примерно 3 тысячи воинов, которых вел приближенный сподвижник Посланника Аллаха (мир ему и благословение) – Зайд ибн Харис (да будет доволен им Аллах).

В районе Мазари Джануби, расположенного вблизи от места сражения Му’та, к югу от Керка, похоронены великие сподвижники, полководцы этой битвы: Зайд ибн Харис, Джафар ибн Абу Талиб и Абдуллах ибн Раваха (да будет доволен ими Аллах).

Пророк (мир ему и благословение), провожая их, наставлял, чтобы в случае гибели Зайда командование принял Джафар ибн Абу Талиб, а если и его убьют, то – Абдула ибн Раваха (да будет доволен ими Аллах).

На этой широко раскинувшейся равнине в 8 году Хиджры произошла известная битва Му’та. В ее ходе погибли трое сподвижников, на которых указал Пророк мир ему и благословение): Джафар ибн Абу Талиб, Зайд ибн Харис и Абдула ибн Раваха (да будет доволен ими Аллах). После их гибели стяг поднял один из мечей Аллаха, Халид ибн аль-Валид (да будет доволен им Аллах). Он сменил тактику боя, приказав небольшой группе мусульман отойти ночью к югу, а утром прискакать обратно с громким кличем, поднимая клубы пыли, чтобы византийцы подумали, будто к мусульманам пришла подмога. Кроме того, он поменял местами отряды правого и левого флангов, арьергарда и авангарда, чтобы римляне увидели перед собой новые лица и тоже решили, что против них выставили свежие силы. В сердца римлян прокрался страх, и сражающиеся отошли друг от друга, а Халид (да будет доволен им Аллах) смог без ощутимых потерь совершить тактический обход и вернуться в Медину.

Несмотря на разницу в численности и снаряжении между мусульманами и врагами в сражении Му’та, все трое военачальников до своей гибели демонстрировали чудеса храбрости и героизма и умение командовать армией.

Рассказывает доктор истории Мухаммад Гимара

«Сражение при Му’те явилось символическим жестом Пророка (мир ему и благословение), который будто говорил: «Византии нет места в странах арабов, на Востоке». Своим походом в Му’ту сподвижники подтвердили, что Восток должен быть очищен от византийцев, представлявших собой огромную силу, в течение 10 веков унижавшую всех жителей подвластных стран. Мусульман было всего три тысячи, а вражеская армия достигала 100 тысяч. Конечно, мусульмане не добились однозначной военной победы, но это сражение явилось неким индикатором, показавшим Пророку (мир ему и благословение), что пришло время очистить Восток от этих захватчиков.

Избрание Пророком (мир ему и благословение) Зайда ибн Хариса для командования армией мусульман в битве Му’та имело важное значение».

Рассказывает Али Факир

«Эта битва имела большие последствия, став отправной точкой для дальнейшего завоевания Шама и других стран, в том числе Северной Африки, Испании и т.д.

Это сражение стало началом целой серии сражений, походов и войн. В числе тех, кто стоял у истоков этих завоеваний, был и Зайд. Он не просто командовал исламской армией, но впервые повел ее в те земли, куда до этого не ступала нога мусульманских воинов».

Шейх Махмуд Далалани : «Командующий был назначен Пророком (мир ему и благословение), сказавшим: «Амир – Заид ибн Харис, если он погибнет, то – Джафар ибн Абу Талиб, если и он погибнет, то – Абдула ибн Раваха, а если и он погибнет, то пусть мусульмане выберут себе командира». И в самом деле, он командовал с невиданной храбростью и стойкостью, пока не погиб и стяг не поднял Джафар ибн АбуТалиб (да будет доволен им Аллах).

Зайд ибн Харис вырос в доме Посланника Аллаха (мир ему и благословение) в Мекке еще за много лет до получения пророчества и был одним из первых, вступивших в религию Аллаха. По происхождению он не был мекканцем».

Доктор Абдула Бадр : «Зайд ибн Харис ибн Шарахиль ибн Кааб ибн Абд аль-Узза ибн Имрауль Кайс – это его родословная. Его мать звали Саада, она была из племени Тай, не имеющего отношения к Мекке. Случилось так, что он с матерью отправился посетить родных; в это время на них напало другое племя – они взяли его в плен и продали на ярмарке Укказ в Мекке.

Он переходил из рук в руки, пока не попал в Мекку и не оказался у Хадиджи (да будет доволен ею Аллах). Она подарила его своему мужу Пророку (мир ему и благословение) и с тех пор всегда он был рядом с ним».

Шейх Абдельазиз Увейд : «Это было еще до Ислама. К нему явились отец и дядя и Пророк (мир ему и благословение) предложил ему: «Выбирай». Родные звали его: «Идем с нами», но он ответил: «Нет, я не вернусь, увидев от Мухаммада (мир ему и благословение) то, что увидел». Они спросили: «Ты предпочитаешь рабство свободе?» Услышав это, Пророк (мир ему и благословение) сказал: «О курайшиты! Я беру Зайда в сыновья», т.е. усыновил его.

Пророк (мир ему и благословение) любил его, объявил своим сыном, т.е. усыновил и обозначил наследником: они оба наследовали друг другу. Зайда знали как Зайда ибн Мухаммада до тех пор, пока не пришло откровение с запретом на усыновление. Тогда Пророк (мир ему и благословение) отменил усыновление».

Доктор Гаиз Карни : «Пророк (мир ему и благословение) любил его и его сына Усаму, которого называли «любимцем любимца Пророка (мир ему и благословение)».

Зайд ибн Харис был одним из самых приближенных к Пророку (мир ему и благословение) людей, он не расставался с ним и следовал его нраву.

Зайд ибн Харис- обычный раб Аллаха, но которого развивал и воспитал Пророк Мухаммад (мир ему и благословение).

В детстве он был взят в плен и попал к Хадидже бинт Хувайлид (да будет доволен ею Аллах), которая подарила его Пророку (мир ему и благословение). Через некоторое время его нашёл родной отец и когда Пророк (мир ему и благословение) предложил ему выбрать между ним и отцом, Зайд предпочёл остаться с Пророком (мир ему и благословение). Посланник Аллаха (мир ему и благословение) очень обрадовался этому и сказал перед всеми: «Воистину, Зайд – мой сын, и мы наследуем друг другу». Это было до получения откровения о запрете усыновления.

Пророк (мир ему и благословение) женил его на Зайнаб бинт Джахш, а затем, когда Зайд развёлся с ней, женился на ней сам, чтобы это явилось практическим подтверждением отмены усыновления. Затем он женил Зайда на своей кормилице Умму Айман (да будет доволен ею Аллах). После гибели Хариса ибн Умайра Аздий Пророк (мир ему и благословение) послал его во главе войска в Му‘ту, где он геройски сражался, пока не погиб. Его могила находится в районе Мазар Джануби, в провинции Керк.

В какой-то степени суть личности Зайда ибн Хариса помогают понять его же слова, сказанные о Посланнике Аллаха (мир ему и благословение), смысл которых может постигнуть лишь тот, кто безмерно любит Пророка (мир ему и благословение) и которые мы все, в том числе и я, часто повторяем. Он сказал: «Я нашел в этом человеке нечто, и я никогда не оставлю его».

Гаиз Карни : «Зайд ибн Харис был любимцем Пророка (мир ему и благословение), его называли Зайд ибн Мухаммад. Он всегда находился при Пророке (мир ему и благословение), даже сопровождал его в торговых поездках в Сирию.

Пророк (мир ему и благословение) женил его на своей воспитательнице Умму Айман, и та родила ему Усаму. Когда Пророк (мир ему и благословение) отправился в Таиф, его сопровождал Зайд ибн Харис, и они оба подверглись там нападению и оскорблению.

Когда Пророк (мир ему и благословение) отправился в Таиф, чтобы призвать к Исламу его жителей, его попутчиком и спутником был Зайд ибн Харис. Он защищал Посланника Аллаха (мир ему и благословение), когда в него бросали камни и палки, кружил вокруг, прикрывая своим телом – всё это делал он, великий сподвижник Зайд ибн Харис, который занимает столь важное место в Исламе.

Достаточным поводом для гордости служит и то, что его сын Усама ибн Зайд также занимает в Исламе большое место».

Али Факир : «Достоверно известно, что Зайд был полководцем, избранным Пророком (мир ему и благословение). Благодаря этому он обрел величие и получил большую степень в Раю.

Печаль Пророка (мир ему и благословение) по поводу потери Зайда и его товарищей была велика. Он начал готовить его сына Усаму для командования другой армией, для войны с Византией. Это подготовка продолжалась до 11-го года Хиджры, когда Усама достиг возраста 18 лет.

В последние дни своей жизни Пророк (мир ему и благословение) велел Усаме идти с войском в Шам.

Пророк (мир ему и благословение), когда уже близилась его кончина, вручил знамя войску, отправлявшемуся в Шам под командованием юного сподвижника, любимца и сына любимца Пророка (мир ему и благословение) Усамы ибн Зайда ибн Хариса. Войско стояло в Медине наготове, и Пророк (мир ему и благословение) сам, своей рукой, повязал знамя Усаме ибн Зайду. И после этого они выступили отсюда в сторону Шама. Вот направление на Шам, на север, туда.

Войско отправилось из Лучезарной Медины, от дома Пророка (мир ему и благословение), вот с этого места. Таким образом, это место, где происходили события, связанные с жизнью сподвижников (мир ему и благословение).

Но Всевышним было суждено другое. Когда до Усамы дошла весть, что Пророк (мир ему и благословение) покинул этот мир, он вместе с войском вернулся в Медину, чтобы вместе с другими попрощаться с Посланником Аллаха (мир ему и благословение). Затем войско заново снарядилось для отправки в Шам, но уже под руководством Абу Бакра Сиддыка. Это было его первым делом на посту халифа».

Первое, что сделал Абу Бакр Сиддык – отправил войско Усамы, но попросил его оставить с ним Умара (да будет доволен им Аллах) для помощи в делах государства».

Шейх Зайд ибн Султан Аль Нахайян (араб. زايد بن سلطان آل نهيان‎). Родился 1 декабря 1918 (1916) года в Аль-Айн - умер 2 ноября 2004 года в Абу-Даби. 14-й правитель из рода Аль Нахайян, эмир Абу-Даби и президент Объединённых Арабских Эмиратов.

Большинство историков сходятся во мнении, что он родился 1 декабря 1918 года, но некоторые называют и 1916 год (в то время бедуины не фиксировали даты рождения детей).

Зайд был самым младшим из сыновей шейха Султана, который правил в княжестве Абу-Даби в 1922-1926 годах.

Когда шейх Султан погиб, Зайду было всего восемь лет, и ему пришлось много скитаться по Аравийскому полуострову.

Когда Зайд появился на свет, Абу Даби был одной из семи областей вдоль нижнего побережья Персидского залива, находившихся под властью шейхов. Территории находились в договорных отношениях с Великобританией, подписав с ней ряд соглашений еще в конце 19-го века.

Пока он рос, на побережье не было ни одной школы в современном понимании смысла этого слова, и Зайд получил начальное образование, основанное на исламских принципах, жил в пустыне с бедуинскими племенами, познакомившись с жизнью этих людей, их традициями и удивительной способностью выживать в суровых условиях.

В 1930-е годы правивший в княжестве шейх Шахбат II, брат Зайда, поручил ему сопровождать западных геологов, искавших углеводороды в пустыне.

В 1946 году Зайд был назначен правителем родного города Аль-Айн. Под его руководством в оазисе началось активное строительство, оживилась торговля, стало развиваться земледелие.

Еще в 1958 году была найдена нефть, а в 1962-м началась ее добыча, и некоторые члены правящей семьи испытывали разочарование по поводу отсутствия прогресса под управлением шейха Шахбата.

В августе 1966 года шейх Зайд стал эмиром княжества Абу-Даби, отстранив от власти шейха Шахбата.

В декабре 1971 года эмиры 6 княжеств (в феврале 1972 года к ним присоединился эмир Рас-Аль-Хаймы) объявили о создании федерации ОАЭ, избрав её Президентом правителя Абу-Даби. Это подчеркнуло как роль и место в федерации Абу-Даби (самого большого, самого населенного и богатого эмирата), так и вклад шейха Зайда в становление и развитие уникального государства.

Шейх Зайд занимал пост Президента ОАЭ в течение почти 38 лет.

Шейх Зайд считался относительно либеральным правителем. Так, с его позволения в стране появились частная пресса, которая, однако, все равно вынуждена была прибегать к самостоятельной цензуре, избегая критики Зайда и членов правящей семьи. В стране даже была объявлена свобода вероисповедания, что несколько контрастировало в глазах всего остального арабского мира с ролью шейха Зайда как мусульманского главы государства. Другие арабские страны, гораздо более консервативные, нередко высказывали в адрес ОАЭ резкую критику из-за религиозной терпимости к христианам и свободы, которой пользовались в ОАЭ служащие западных компаний.

2 декабря 2001 года он был переизбран Президентом ОАЭ на седьмой пятилетний срок. Журнал «Forbes» оценивал его личное состояние, которое теперь унаследовал его старший сын шейх Халифа, в 20 млрд долларов.

В 1992 году Зайд основал «Фонд Зайда» с уставным капиталом в 3 млрд 671 млн дирхемов, который стал известным благодаря финансированию множества таких проектов, как строительство мечетей, культурных и научно-исследовательских центров, оказание помощи пострадавшим от стихийных бедствий районам.

О нем вспоминают как о человеке, который "заставил пустыню зазеленеть". Зайд считал, что нефтяные богатства являются божьим даром и должны быть общими с другими странами и нуждающимися людьми.

По инициативе шейха Зайда строились больницы, школы и университеты, бесплатные для граждан ОАЭ, а также благотворительные больницы в Европе, Азии и Африке. Бесплатно распространялись земельные участки, что принесло огромную пользу многим безземельным семьям, строились немусульманские храмы, что с энтузиазмом восприняли иностранные рабочие, которые составляют примерно три четверти населения ОАЭ, получили определенные права и женщины, правда, в рамках традиций – на труд и образование.

В последние годы его здоровье ухудшилось, и в 2000 году Зайд перенес пересадку почки в одной из американских клиник. Пока он проходил обследование, его подданные написали шейху благодарственное письмо, сопроводив его полутора миллионами подписей.

По официальной версии, умер 2 ноября 2004 года в любимом прибрежном дворце «аль-Бахер» на восточной окраине города Абу Даби, успев в день своей смерти осуществить самую грандиозную перетасовку Правительства страны за предшествующие 27 лет. В частности, впервые в странах Персидского залива на пост министра была назначена женщина.

Официальной причины смерти объявлено не было.

Похоронен по правую сторону Мечети шейха Зайда, со дня похорон непрерывно 24 часа в сутки над его могилой читают Коран.

Его преемником стал его старший сын Халифа ибн Зайд аль-Нахайян (Khalifa bin Zayed Al Nahyan).

"Человек - самая дорогая ценность. Богатства ничего не стоят, если они не служат людям, и государство среди всех своих дел должно отдавать предпочтение заботе о человеке и воспитанию гражданина" , - говорил Шейх Зайд.

В Абу-Даби в честь шейха назван спортивный комплекс Зайд Спорт Сити, а также расположенные на его территории футбольный и крикетный стадионы.

В честь шейха был учреждён высший орден государства.

Шоссе Шейха Зайда - название шоссе Е11 в Дубае.

В городе Гудермес Чеченской Республики построена школа хафизов имени шейха.

Белая Мечеть Шейха Зайда в Абу Даби

Личная жизнь Шейха Зайда:

Супруги: Хасса бинт Мохаммед бин Халифа Аль Нахаян (Mouza bint Suhail Al Khaili) и Фатима бинт Мубарак аль-Кетби.

За свою долгую жизнь шейх Зайд воспитал 19 сыновей, которые сейчас занимают высокие государственные посты или ведут бизнес. Также известно, что у него было 14 дочерей.

По западным источникам, шейх Зайд был женат 9 либо 7 раз, но в соответствии с предписаниями ислама одновременно у него было не больше 3-4 жён.

Дети: Ахмед бен Зайд аль-Нахайян; Халифа ибн Зайд аль-Нахайян; Мухаммад бен Зайд аль-Нахайян.

Любил соколиную охоту, верховую езду, совершал путешествия по пустыне.


Клянусь Аллахом, Зайд Ибн Хариса был достоин порученного ему дела и был моим любимцем среди людей”. (Мухаммад, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует)
Суада, дочь Саалаба, собралась навестить своё племя бану Маан. В дороге её сопровождал её сын Зайд Ибн Хариса аль-Кааби, которому было восемь лет. Едва она расположилась у своих родственников, как на их племя совершила набег конница племени бану аль-Кайн. Они разграбили всё имущество, захватили верблюдов и взяли пленных. В числе пленных, уведённых налётчиками, был и сын Суады Зайд Ибн Хариса. Похитители выставили мальчика на продажу на ярмарке Указ, где его за четыреста дирхемов купил один из богатых курайшитских вождей Хаким Ибн Хазам Ибн Хувайлид. Кроме Зайда он приобрёл ещё группу мальчиков и вернулся с ними в Мекку.

Когда его тётка Хадиджа Бинт Хувайлида узнала о прибытии племянника, то зашла к нему поздороваться и поговорить. Хаким сказал ей:
— Послушай, тётушка, на ярмарке Указ я купил группу мальчиков. Выбирай себе любого, который приглянется тебе. Это будет мой подарок тебе. Госпожа Хадиджа внимательно всмотрелась в лица мальчиков и выбрала Зайда Ибн Хариса, отметив про себя его умный взгляд. Затем, забрав с собой мальчика, она удалилась. В скором времени Хадиджа вышла замуж за Мухаммада Ибн Абдуллу. Захотев одарить мужа хорошим подарком, Хадиджа выбрала Зайда Ибн Хариса и подарила его мужу.

Счастливый мальчик попал под попечение Мухаммада Ибн Абдуллы, постоянно находясь в его благородном обществе и приобщаясь к его возвышенной морали. А в это время его безутешная мать, опечаленная потерей сына, непрерывно плакала, не находя себе места и будучи не в состоянии успокоиться. Её огромное горе усугублялось ещё и тем, что она не знала, жив ли её мальчик, если жив, то сохранялась надежда вернуть его, либо он ужё мёртв и все усилия бесполезны. Отец Зайда — Хариса — тем временем непрерывно разыскивал его в разных местах, расспрашивал всех путников и, будучи в большом горе, складывал душераздирающие печальные стихи:
“Я оплакивал своего Зайда, не зная, что с ним. Жив ли он, и жива ли надежда, а быть может мне уже суждено закончить свой жизненный путь, не увидев его? Клянусь Аллахом, ничто мне не известно, и я горестно вопрошаю: Похитили тебя равнины или горы? На восходе солнце напоминает мне о нём, и на закате я помню о нём. Неустанно я буду погонять своего верблюда, проведя в поисках всю жизнь, Пока не постигнет меня кончина. Любой человек смертен, даже если надежда и вводит его в заблуждение” .

В один из сезонов паломничества группа людей из племени Зайда прибыла на священную Землю. Обходя старое святилище, они лицом к лицу столкнулись с Зайдом. Люди узнали Зайда, а он узнал их. Между ними завязалась оживлённая беседа, и с обеих сторон посыпались вопросы. Закончив обряды паломничества, люди вернулись домой и рассказали Харисе о том, что видели, и о том, что слышали.
Хариса немедленно собрался в дорогу, захватив с собой достаточно средств, чтобы выкупить своего любимого сына. В поездке Харису решил сопровождать его брат Кааб. Оба всадника во весь опор помчались в сторону Мекки. Прибыв туда, они пришли к Мухаммаду Ибн Абдулле и сказали ему:
— О сын Абдель Мутталиба, вы — соседи Аллаха. Вы помогаете каждому, кто просит помощи, кормите голодных и спасаете попавших в беду. Мы пришли к тебе за нашим сыном, который находится у тебя. Мы привезли тебе достаточно средств, чтобы заплатить тебе выкуп. Снизойди же к нашей просьбе и проси взамен, чего тебе хочется.
Мухаммад спросил:
— А кто этот ваш сын, о котором вы говорите?
Братья ответили:
— Это мальчик, который находится у тебя. Его зовут Зайд Ибн Хариса.
— А есть ли у вас то, что лучше выкупа? — спросил их Мухаммад.
— А что именно?! — воскликнули братья.
Мухаммад сказал:
— Позовите его к себе. Пусть он сам выберет между мной и вами. Если он выберет вас, то он ваш без всяких денег. Если же он выберет меня, то, клянусь Аллахом, я соглашусь с этим.
Братья сказали:
— Ты поступаешь более чем справедливо.
Мухаммад вызвал Зайда и спросил его:
— Кто эти люди?
Зайд ответил:
— Это мой отец Хариса Ибн Шурахил, а это мой дядя Кааб.
Мухаммад сказал:
— Я даю тебе право выбора: если желаешь, то можешь отправляться с ними, или же оставайся у меня.
Зайд сразу же без малейшего колебания сказал:
— Конечно же, я остаюсь с тобой.
Отец Зайда воскликнул:
— Горе тебе, о Зайд! Ты предпочёл рабство своему отцу и своей матери?!
Зайд ответил:
— Этот человек дал мне нечто, и я никогда не расстанусь с ним.
Увидев такое поведение Зайда, Мухаммад взял его за руку и привёл на священную территорию. Встав рядом с ним у Камня на глазах у курайшитов, Мухаммад обратился к ним:
— О племя курайшитов! Свидетельствую, что это мой сын и мой наследник.
Услышав эту торжественную клятву, успокоились души отца Зайда и его дяди. Оставив ребёнка у Мухаммада Ибн Абдуллы они, успокоенные и удовлетворённые, вернулись к своему племени. С этого дня Зайд Ибн Хариса получил имя Зайд Ибн Мухаммад. Это имя он носил до тех пор, пока не появился посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и Ислам отменил усыновление. Всевышний Аллах ниспослал по этому поводу следующее высказывание: “Называйте их по отцам их”. После этого Зайда стали называть по-старому: Зайд Ибн Хариса.

Когда Зайд предпочёл Мухаммада своим матери и отцу, то даже не догадывался о том, какое огромное приобретение он сделал. Он не знал, что его господин, которого он предпочёл своим родным и близким, является властителем всех людей и посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ко всем Его творениям. Ему и в голову не приходило, что на просторах Земли от Востока и до Запада возникнет Небесное государство, которое станет источником праведности и справедливости, а сам Зайд заложит первый камень в фундамент этого великого государства. Ни о чём подобном Зайд даже и не думал. Аллах ниспосылает Свою милость тому, кому угодно Ему. И огромна милость Его.
Прошло всего лишь несколько лет с того дня, когда Зайд сделал свой выбор, как Аллах послал Своего пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, с религией истинного пути. Зайд Ибн Хариса был первым из людей, кто уверовал в неё. Разве может кто-нибудь соперничать с ним в этом первенстве? Зайд Ибн Хариса стал секретарём посланника Аллаха, его доверенным лицом, командиром частей в военных походах, а также одним из наместников Медины во время отсутствия Пророка.
Точно так же, как Зайд возлюбил Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, отдав ему предпочтение перед своими родителями, точно так же благородный посланник Аллаха возлюбил его, считая Зайда родным человеком. Когда Зайда долго не было, Пророк очень скучал по нему и очень радовался, когда он появлялся вновь, встречая его, как никого другого. Вот как Аиша описывает радость посланника Аллаха при одной из встреч с Зайдом:
— Когда Зайд Ибн Хариса прибыл в Медину, посланник Аллаха находился в моём доме. Когда Зайд постучался в дверь, посланник Аллаха, едва прикрыв наготу, бросился к входу, обнял и расцеловал Зайда. Клянусь Аллахом, ни до этого, ни после этого я больше не видела посланника Аллаха в полуобнажённом виде.
Об этой большой любви Пророка к Зайду стало известно мусульманам, которые прозвали его “любимым Зайдом” и дали прозвище “любимчик посланника Аллаха”. Впоследствии сына Зайда Усаму также прозвали “любимцем посланника Аллаха” и “сыном любимчика”.

В восьмом году по Хиджре Аллаху, да будет благословенна Его мудрость, стало угодным проверить крепость чувств любимого при разлуке со своим любимым. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, направил аль-Хариса Ибн Умайра аль-Азди со своим посланием к правителю Бусры, в котором призывал его принять исламскую веру. Когда аль-Харис достиг Муаты на востоке Иордании, на него напал один из гассанидских эмиров Шурахбил Ибн Амру. На аль-Хариса надели кандалы, а затем казнили.
Этот инцидент очень разгневал Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, так как его посланцев никогда не убивали. Собрав армию из трёх тысяч бойцов для похода против Муаты, посланник Аллаха назначил командующим своего любимца Зайда Ибн Харису, сказав при этом: “Если Зайд падёт на поле боя, то командование переходит к Джаафару Ибн Талибу. Если Джаафар будет убит, то командование перейдёт к Абдулле Ибн Равахе. Если же и Абдулла будет сражён, то пусть тогда сами мусульмане выберут своего командующего”.
Армия двигалась вперёд, пока не достигла Маана на востоке Иордании. Византийский император Ираклий во главе стотысячной армии выступил на защиту гассанидов. К его армии присоединилось ещё сто тысяч язычников из арабов. Это огромное войско расположилось недалеко от позиций мусульман.
Две ночи мусульмане провели в Маане, совещаясь по поводу своих дальнейших действий. Кто-то предложил:
— Давайте напишем посланнику Аллаха и сообщим ему о численности противника, а затем будем ждать его указаний.
Другой человек сказал:
— Клянусь Аллахом, о люди, мы сражаемся вовсе не числом и не силой, а мы сражаемся нашей верой. Идите же вперёд к тому, ради чего вы выступили в поход. Аллах обеспечил вам успех в любом из двух возможных исходов: либо победа, либо смерть на поле боя за веру.

Две армии сошлись на земле Муаты. Мусульмане сражались с такой отвагой, которая поразила византийцев, а их сердца преисполнились уважением к этим трём тысячам бойцов, выступивших против двухсоттысячной армии. С невиданным в истории войн героизмом, Зайд Ибн Хариса сражался под стягом посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, пока сотни копий не пронзили его тело, и он, обливаясь кровью, бездыханным рухнул на поле боя. После него к мусульманскому знамени встал Джаафар Ибн Абу Талиб и блестяще отстаивал его, пока не был сражён насмерть. К знамени встал Абдулла Ибн Раваха и геройски разил неприятеля, пока не был убит, как и его предшественники. После геройской гибели Равахи мусульмане выбрали командующим Халида Ибн аль-Валида, который незадолго перешёл в исламскую веру. Встав в ряды воинов, он спас армию от казавшегося неизбежным поражения.

До посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, дошли вести о сражении при Муате и гибели троих назначенных им командующих. Эти трагические известия повергли Пророка в небывалую печаль и сильнейшие переживания. Он лично выразил соболезнования семьям павших героев. Когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, пришёл в дом Зайда Ибн Харисы, его маленькая дочь с рыданиями бросилась к нему. Посланник Аллаха разрыдался. Саад Ибн Убада спросил его:
— Что такое, о посланник Аллаха?!
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ответил:
— Это любящий оплакивает любимого.



Понравилась статья? Поделитесь ей