Контакты

Презентация на тему искусство в годы войны. Презентация "великая отечественная война в произведениях художников"

Великая Отечественная война

в произведениях художников


"Большое искусство рождается в результате большого естественного чувства, и это может быть не только радостью,

но и гневом".

художник А. Дейнека.


Я буду мстить за русскую культуру,

За каждый на земле кровавый след,

За каждую разбитую скульптуру,

За Пушкина простреленный портрет.


22 июня 1941г. началась война. А уже 24 июня на стенах домов Москвы был расклеен первый плакат – лист художников Кукрыниксов (Куприянова, Крылова, Соколова) «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!»

На нем – вероломно напавший на нашу страну Гитлер и красноармеец, вонзивший штык в его голову.

Кукрыниксы.

«Беспощадно разгромим и уничтожим врага!» (1941).


«Родина-мать зовёт!» - знаменитый плакат времён Великой Отечественной войны. Работу над ним художник начал в момент сообщения Совинформбюро

А в середине июля- плакат был известен уже всей стране...

«Родина-мать зовет»

Ираклий Моисеевич Тоид зе.


Военный плакат - словно стрелок: он безошибочно бьет своим видом и своим словом прямо в цель.

Плакат сам по себе звучит громко. Когда речь о военном плакате - громко вдвойне, потому что он кричит (иногда почти буквально). Он обращается к чувствам.

Прильнувшие друг другу, сжавшиеся в одно целое мать и сын перед окровавленным фашистским оружием. В глазах ребенка ужас, во взгляде матери - ненависть.

В.Г.Корецкий. «Воин Красной Армии, спаси!»



"Мать партизана"


В 1943 году

картина Пластова "Фашист пролетел" по указанию Сталина экспонировалась на Тегеранской конференции.

По воспоминаниям очевидцев, Рузвельт и Черчилль были настолько поражены этим холстом,

что это повлияло

на их решение

об открытии

второго фронта.

Пластов Аркадий Александрович

«Фашист пролетел.»


А. А. Дейнека «Оборона Севастополя»

Картина создавалась по горячим следам событий. Художник написал ее в 1942 году, в самый тяжелый момент войны, когда Севастополь был еще в руках врага. Теперь, спустя много лет, мы воспринимаем это полотно как историческую эпопею о беспримерном героизме народа, вставшего на защиту Родины.


В.Е.Памфилов. «Подвиг А.Матросова»

Нам было все отпущено сверх меры -

Любовь, и гнев, и мужество в бою.

Теряли мы друзей, родных, но веры

Не потеряли в Родину свою.


Картина «Письмо с фронта» Александра Лактионова пронизана солнечным светом Художник сумел передать переполняющее людей счастье: семья фронтовика получила от него долгожданную весточку.

А.И. Лактионов «Письмо с фронта»


7 ноября 1942 года на первой большой выставке военных лет Павел Корин впервые выставил свой

Триптих « Александр Невский» .



У Бабьего Яра

«За колючей проволокой»


Перед нами солдат в преклонные годы жизни, в гимнастерке, увенчанной орденами и медалями.

19-летним юношей вернулся с фронта без обеих ног этот человек.

Ему потребовалось мужество жить, не поддаться жалости к себе, огромная духовная сила преодоления себя, ради достойной человека жизни. Мужество и сила духа, боль и горечь прожитой жизни передана художником во взгляде этого человека.

Весь образ полон подлинного величия, перед которым все мы должны низко склонять наши головы.

А.Шилов

«В день Победы. Пулеметчик П.П. Шорин»


Помните! Через века, через года - Помните! О тех, Кто уже не придет никогда, - Помните! Покуда сердца стучатся, - Помните. Какою ценой Завоевано счастье, - Пожалуйста, помните! Встречайте трепетную весну. Люди земли, Убейте войну, Прокляните войну, Люди земли!



Вам, ребята, принадлежит будущее.

Но без памяти о прошлом,

без чуткого отношения к героической истории нашего народа не занять в нем достойного места.

Вот почему нас, взрослых, радуют искренне исполняемые вами песни о войне, сочинения, рисунки.



Слайд 1

Искусство в годы Великой Отечественной войны

Презентацию подготовила Ульева Ольга Валерьевна учитель истории и обществознания ГБОУ СОШ № 1353

Слайд 2

1. НАКАНУНЕ ВОЙНЫ

Целенаправленная идеологическая и моральная подготовка СССР к грядущей войне с фашизмом стала явной уже с середины 1930-х гг. Подтвердите известными вам фактами этот тезис.

1934 год – история восстановлена в качестве обязательной учебной дисциплины 1938 год – «Краткий курс истории ВКП(б)» обосновывал преемственность Российской империи и СССР в противостоянии внешним врагам создание патриотических фильмов и фильмов о революции

«Александр Невский». Реж. С. Эйзенштейн. Муз. С Прокофьев. 1938 год.

«Петр I». Реж. В.Петров. 1940 год. В роли ПетраI Н.Симонов.

«Человек с ружьем». Реж. С.Юткевич. 1937 год.

«Ленин в Октябре». Реж. М.Ромм. 1937 год.

Слайд 3

военно-патриотическое воспитание молодежи (ГТО, ОСОВИАХИМ, ДОСААФ, ворошиловский стрелок) престиж военных профессий чрезвычайно высок до 1939 года в СССР не было всеобщей воинской обязанности, отбор в армию, авиацию и флот очень жесткий (учитывалось образование, общее состояние здоровья, начальная военная подготовка)

И на вражьей земле мы врага разобьем малой кровью, могучим ударом!

Слайд 4

2. СОВЕТСКАЯ КУЛЬТУРА - ФРОНТУ

Лучшие достижения культуры связаны с теми видами творчества, которые в кратчайшие сроки могли стать достоянием массовой аудитории (плакат, кино, песня, военная публицистика)

«Родина-мать зовет!» Худ. И.Тоидзе. 1941 год.

СВЯЩЕННАЯ ВОЙНА Композитор: А. Александров Слова: В. Лебедев-Кумач Вставай, страна огромная, Вставай на смертный бой С фашистской силой тёмною, С проклятою ордой. Припев: Пусть ярость благородная Вскипает, как волна, - Идёт война народная, Священная война!

Слайд 5

ЛИТЕРАТУРА, ПУБЛИЦИСТИКА, ВОЕННЫЕ КОРРЕСПОНДЕНТЫ

Александр Твардовский

Слайд 6

Слайд 7

ФРОНТОВЫЕ БРИГАДЫ, МУЗЫКА, ТЕАТР, КИНО.

Выступление Клавдии Шульженко перед бойцами Н-ской части. Ленинградский фронт. 1941 год.

Выступление Лидии Руслановой у стен поверженного Рейхстага. Берлин. 1945 год. В 1948 году Л.Русланова была арестована и пробыла в заключении до 1953 года.

Слайд 8

К/ф «Два бойца». Реж. Л.Луков. 1943 год. В роли Аркадия Дзюбина Марк Бернес.

ПЕСНИ ВОЕННЫХ ЛЕТ: «В лесу прифронтовом» «Соловьи» «Дороги» «В землянке» «Темная ночь» «Катюша»

Слайд 9

К/ф «Парень из нашего города». Реж. А.Столпер. 1942 год. В ролях Н.Крючков, Л.Смирнова.

К/ф «Иван Грозный». Реж. С.Эйзенштейн. 1944 год. В главной роли Н.Черкасов.

Слайд 10

СОВЕТСКАЯ КУЛЬТУРА - ФРОНТУ

Дмитрий Шостакович. Символом непобедимого духа ленинградцев стала Седьмая симфония, которую Д.Д.Шостакович написал в блокадном городе в 1941 году. Симфония была исполнена в осажденном и голодающем Ленинграде 9 августа 1942 года.

Слайд 11

22 июня 1941 года. Советские люди слушают правительственное сообщение о начале Великой Отечественной войны.

Слайд 12

Ольга Берггольц. В годы Великой Отечественной войны, оставаясь в осажденном Ленинграде, работала на радио, почти ежедневно обращаясь к мужеству жителей города.

Слайд 13

4. УНИЧТОЖЕНИЕ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ФАШИСТАМИ

Петергоф. Большой дворец и Большой каскад, разрушенные фашистами.

В государственный реестр утраченных в годы Великой Отечественной войны на территории СССР культурных ценностей занесены 1670 уничтоженных православных церквей и монастырей, 427 музеев, 180 млн. томов книг, многочисленные архивы. Всего пропало около 565 тыс. художественных произведений.

Слайд 14

5. ВЛАСТЬ И РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ

с 1925 года (после кончины патриарха Тихона) избрание главы русской православной церкви не производилось) в 1930-е гг. власть вела активную и агрессивную антирелигиозную пропаганду (разрушались храмы, уничтожались священники и верующие) к 1941 году число репрессированных за веру достигло 350 тыс. человек по данным переписи населения 1937 года более 50% населения СССР оставались верующими

Двенадцатый Патриарх Московский и всея Руси Сергий (1943-1944). В 1943 году было восстановлено патриаршество, церкви частично возвращались храмы и монастыри.

Уступки власти носили ограниченный и вынужденный характер, но церковная жизнь в 1940-е гг. заметно оживилась.

Слайд 17

7. «НАВЕКИ ДЕВЯТНАДЦАТИЛЕТНИЕ»

Среди фронтовиков 1922, 1923 и 1924 года рождения вернулись с войны три процента (только три человека из ста).

Павел Коган

Михаил Кульчицкий

Cлайд 2

Великая отечественная война явилась суровым испытанием для народа нашей страны. С первых дней его героической борьбы против фашистских захватчиков наши художники полностью отдали себя и своё творчество во делу борьбы против врага. Многие из них вместе с армией прошли от Бреста до Москвы и берегов Волги и обратно от Москвы до Берлина, Праги, Белграда. Активной была деятельность советских художников, вместе со всем народом вставших на защиту Отечества: выезды на фронт, сотрудничество во фронтовых газетах, редакциях, участие в выставках антивоенной направленности.

Cлайд 3

Агитационно-массовое искусство. Плакат На первое место в годы Отечественной войны выходит агитационно-массовое искусство, плакат, карикатура и графика, имевшие огромное распространение на фронтах и в тылу. Кукрыниксы Плакат, посвященный нападению Германии на СССР. 24 июня 1941г.

Cлайд 4

Cлайд 5

Cлайд 6

Cлайд 7

Фронтовые зарисовки. На самых трудных участках Отечественной войны находились советские художники, выпускавшие плакаты, оформлявшие листовки и фронтовые газеты, делавшие большое количество зарисовок. Всё это и сегодня представляет большую художественную, культурную, историческую ценность. Художники внимательно всматривались в тяжелые будни жизни на фронте, в тылу, в партизанских лесах, подмечая скромный, не бросающийся в глаза подвиг выносливости, жизнестойкости, человечности Пахомов А. «На Неву за водой»

Cлайд 8

Cлайд 9

Герой боев за Берлин Трайдуков. Климашин. В. С. 1945 «Ласковые руки» Климашин. В. С.

Cлайд 10

Cлайд 11

Cлайд 12

Щербаков Б. Портрет лейтенанта С. Н. Танюшина. 1943 Лукомский А. Гвардии майор Морозов. 1943

Cлайд 13

Пименов Ю. «У решетки» 1942 Пименов Ю. «Сбитый фашистский самолет. Северо-Западный фронт.» 1943

Cлайд 14

Cлайд 15

Монументальные произведения Несмотря на тяжелые условия войны, продолжала активно развиваться в это время выставочная деятельность. За годы войны было проведено много художественных выставок, на которых художники представляли свои картины, этюды, рисунки. Работы свидетельствовали о стремления мастеров искусства поставить своё творчество на службу защиты Родины. Многие произведения, сделанные в годы ВОВ заняли почётное место в истории советского искусства. Впечатляет суровый городской пейзаж А.Дейнеки «Окраина Москвы. Ноябрь 1941 года»: в домах с пустыми глазницами окон, словно застывших в тревожном ожидании, в жестоком колючем ритме противотанковых надолб, в мчащемся по опустевшим улицам грузовике удивительно точно передана атмосфера прифронтового города, подготовившегося к защите и смертельной схватке. Полотно Дейнеки «Оборона Севастополя»(1942) воспринимается и ныне как воплощение героизма Советской Армии в Отечественной войне: в сюжетном эпизоде одного города передан масштаб сражений и дух советского народа, проявленный в борьбе с фашистами.

Cлайд 16

Cлайд 17

Cлайд 18

«Мать партизана»(1943) Герасимова С. Можно отнести к самым лучшим произведениям советской живописи. Художник патетическими средствами показал в нём величие и душевную красоту русской женщины-матери, выразившей всем своим существом превосходство над фашистским офицером, пытающимся вырвать у неё признание и обнаруживающим своё бессилие и бешенную злобу перед простой крестьянкой, олицетворяющей весь советский народ. Герасимов в этой картине добился чрезвычайно высокого уровня художественного мастерства. Суровый колорит и весь композиционный строй картины замечательно выражают героизм советского народа. В картине А. Пластова «Фашист пролетел»(1942) с большой силой отразилось обострённоё чувство преданности Родине, беспредельная любовь к её природе и людям, ненависть к врагу и войне. Резким диссонансом к мирной мягкой природе звучит тема войны и смерти.

ИСКУССТВО В НАЧАЛЕ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО Во время Великой Отечественной Войны, руководству СССР было как никогда важно взыскать в сердцах народа патриотические чувства. Инструментом взыскания, был СОВЕТСКИЙ АГИТАЦИОННЫЙ ПЛАКАТ. Со своей задачей, плакаты и его создатели справились на отлично. Плакаты не оставляли равнодушными ни простого рабочего, ни солдата, ни остальные слои населения страны. Каждый старался на благо общей победы.


Н. ВАТОЛИНА И Н. ДЕНИСОВ « НЕ БОЛТАЙ!» С первых дней войны в плакат прочно вошла тема бдительности. В июне 1941 года Н. Ватолиной и Н. Денисовым был исполнен плакат « Не болтай!», который, благодаря лаконизму изображения и лозунга, стал вершиной пропаганды актуальной темы и на многие десятилетия пережил время своего создания. Ленинградский художник А. Пахомов сделал героями плаката пионеров, зорко охраняющих родную землю от врагов (Ребята, защищайте Родину! Выслеживайте врагов, сообщайте взрослым!»)


Д. ШМАРИНОВ « ОТОМСТИ » С плаката художника Д. Шмаринова « Отомсти » смотрит на зрителя женщина. На фоне дымного пожарища стоит она, неподвижная и страшная в своем горе. На ее опущенных руках тело зверски убитой девочки. В широко раскрытых, наполненных слезами глазах матери не только страдание, но и требование отомсти!


В. КОРЕЦКИЙ « ВОИН КРАСНОЙ АРМИИ, СПАСИ!» Необычайно широкое распространение в годы войны получил плакат художника В. Корецкого « Воин Красной Армии, спаси!» Этот плакат стал символом и клятвой, будил в сердцах бойцов горячее стремление разгромить врага, спасти жен и детей от мук и страданий. Корецкому в своей работе удалось избежать натурализма, излишней детализации, свойственной многим фотомонтажам. Лаконичность, строгость в отборе выразительных средств, суровое черно - красное цветовое решение, огромная сила эмоционального воздействия сделали этот плакат значительным произведением советского изобразительного искусства, не имеющим себе равных среди плакатов военного времени.


РОДИНА - МАТЬ ЗОВЁТ Родина - мать зовёт Немолодая женщина с суровым лицом держит в протянутой вперед правой руке текст военной присяги, левая рука призывно поднята вверх. Незабываемо ее лицо с крепко сжатыми губами, с горящими, в упор обращенными к зрителю глазами. Слегка разметавшиеся с проседью волосы, сдвинутые к переносице нахмуренные брови, развеваемый ветром платок создают настроение тревоги и очень четко определяют главную мысль плаката Родина - мать зовет своих сыновей исполнить долг защитить Отечество.





ЗАСЛУГА ХУДОЖНИКОВ- ПЛАКАТИСТОВ Плакаты Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов стали вкладом нашей страны в сокровищницу мирового художественного наследия XX века. Уже в годы войны советский плакат был признан во всем мире вершиной агитационно-пропагандистского искусства. Несмотря на материальные трудности, сокращение печатных изданий и дефицит качественной бумаги, художники смогли «выковать мощное оружие», способное без промаха разить врага и объединить силы фронта и тыла – армию и народ – для Победы над фашизмом.


ЛИТЕРАТУРА Русская литература периода ВОВ стала литературой одной темы – темы войны, темы Родины. Писатели чувствовали себя "окопными поэтами" (А. Сурков), а вся литература в целом, по меткому выражению А. Толстова, была "голосом героической души народа". Стихи публиковались центральной и фронтовой печатью, транслировались по радио наряду с информацией о важнейших военных и политических событиях, звучали с многочисленных импровизированных сцен на фронте и в тылу. Многие стихи переписывались в фронтовые блокноты, заучивались наизусть. Стихи "Жди меня" Константина Симонова, "Землянка" Александра Суркова, "Огонек" Исаковского породили многочисленные стихотворные ответы. Родина, война, смерть и бессмертие, ненависть к врагу, боевое братство и товарищество, любовь и верность, мечта о победе, раздумье о судьбе народа – вот основные мотивы военной поэзии. В стихах Тихонова, Суркова, Исаковского, Твардовского слышится тревога за отечество и беспощадная ненависть к врагу и сознание жестокой необходимости войны. Наиболее известными поэтами того времени были: Николай Тихонов, Александр Твардовский, Алексей Сурков, Ольга Берггольц, Михаил Исаковский, Константин Симонов


ДВА БОЙЦА «Обыкновенный шедевр военной поры» смотрят и пересматривают до сих пор. Те же, кто еще не смотрел его, будут удивлены тому, сколько фраз из этого фильма мы употребляем практически каждый день, даже не зная откуда они. «Помирать так с музыкой!», например. А музыка! Великая «Тёмная ночь» и «Шаланды полные кефали» оттуда. премьера 6 октября 1943 года




ЖДИ МЕНЯ Говорят, что многие пережили войну и не свихнулись, потому что все время повторяли про себя Симоновскую строчку « Жди меня и я вернусь …». Она же стала лейтмотивом сценария, который написал Константин Симонов. Это не фильм - агитка, это фильм - надежда. Про пропавшего без вести летчика и ждущую его жену. Про людей, оказавшихся в ситуации полнейшей неизвестности. премьера 1 ноября 1943 года


В 6 ЧАСОВ ВЕЧЕРА ПОСЛЕ ВОЙНЫ Люди расставались и обещали друг другу продолжить жизнь после войны. Например, что они встретятся на мосту в шесть часов вечера и все будет как раньше. И жить этим долгие пять лет. Фильм вышел на экраны до победы, но во многом её предсказал. Весеннюю Москву и салют над Кремлем, как минимум. премьера 16 ноября 1944 года


СОВРЕМЕННЫЕ ФИЛЬМЫ СНЯТЫЕ ПО СОБЫТИЯМ 2 МИРОВОЙ ВОЙНЫ Фильм основан на реальных событиях, происходивших в самый разгар Великой Отечественной войны, в годах. Действие происходит в небольшом городе под названием Краснодон. Здесь отважные юноши и девушки, создают подпольную антифашистскую организацию, чтобы противостоять оккупантам. Во главе «Молодой гвардии» – восемнадцатилетний Виктор Третьякевич. Под его руководством подростки создают ряд диверсий: грабят оружейный склад, срывают поставку продуктов для фашистского тыла, топят шахты. Немцы не знают, с кем имеют дело и не могут предположить, что все это – дело рук подростков. Немецкий полковник Ренатус должен вычислить диверсантов… Сумеют ли подпольщики противостоять фашистам?



Искусство в годы
Великой Отечественной
войны
В годы Великой Отечественной войны не ослабевал
интерес и к настоящему искусству. Артисты
драматических и музыкальных театров, филармоний
и концертных групп вносили свой вклад в общее дело
борьбы с врагом. Огромной популярностью
пользовались фронтовые театры и концертные
бригады. Рискуя жизнью, эти люди своими
выступлениями доказывали, что красота искусства
жива, что убить ее невозможно. Среди фронтовых
артистов выступала и мама одного из наших
преподавателей. Мы приводим её воспоминания о тех
незабываемых концертах.

Из письма Константина Михайловича Симонова читателю (1969 год): «У
стихотворения „Жди меня“ нет никакой особой истории. Просто я уехал на
войну, а женщина, которую я любил, была в тылу. И я написал ей письмо в
стихах…»
Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.

Фронтовые Концертные бригады
За годы войны артисты
провели для советских
воинов 1 миллион 350
тысяч спектаклей,
концертов, творческих
встреч - не было ни
одной части, где бы ни
побывали фронтовые
театры и бригады.
Вместе с Красной
Армией артисты прошли
весь путь войны.

Лидия Русланова - артистка фронтового
театра
Вместе со своими товарищами по
концертной бригаде почти весь этот год
я провела на передовых линиях.
Недавно мы вернулись с Юго-Западного
фронта, а в ближайшие дни мне снова
предстоит поездка на фронт – седьмая.
Как много было пережито за это время.
Как много было различных встреч,
впечатлений. Столько друзей теперь у
меня на всех фронтах. Столько довелось
перевидать и услышать!

Музыка и песни в годы войны

Седьмая симфония Д. Шостаковича

СЛУШАТЬ
7-я симфония, законченная уже в эвакуации, в Куйбышеве, и там же впервые
исполненная, сразу стала символом сопротивления советского народа
фашистским агрессорам и веры в грядущую победу над врагом. Так
воспринимали ее не только на Родине, но и во многих странах мира.
Гениальный “эпизод нашествия”, мужественные и волевые темы
сопротивления, скорбный монолог фагота (“реквием жертвам войны”) при всей
своей публицистичности и плакатной простоте музыкального языка и в самом
деле обладают огромной силой художественного воздействия.

"Священная война"
(интересная информация)
СЛУШАТЬ
Интересна история создания одной из самых знаменитых песен Великой Отечественной войны.
24 июня 1941 года газеты «Известия» и «Красная звезда» опубликовали стихотворение В. И. ЛебедеваКумача, начинавшееся словами: «Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой...»
Стихотворение в газете прочитал руководитель Краснознаменного ансамбля песни и пляски Красной
Армии А. В. Александров. Оно произвело на него такое сильное впечатление, что он сразу же сел за
рояль. На другой день, придя на репетицию, композитор объявил:
– Будем разучивать новую песню – «Священная война».
Сразу после напряженной репетиции группа ансамбля выехала на Белорусский вокзал для выступления
перед бойцами, уезжающими на передовую. Вид вокзала был необычен: все помещения до отказа
заполнены военными.
В зале ожидания был сколочен из свежевыструганных досок помост – своеобразная эстрада для
выступления. Артисты ансамбля поднялись на это возвышение, и у них невольно зародилось сомнение:
можно ли выступать в такой обстановке? В зале - шум, резкие команды, звуки радио. Слова ведущего,
который объявляет, что сейчас впервые будет исполнена песня «Священная война», тонут в общем гуле.
Но вот поднимается рука Александра Васильевича Александрова, и зал постепенно затихает...
Волнения оказались напрасными. С первых же тактов песня захватила бойцов. А когда зазвучал второй
куплет, в зале наступила абсолютная тишина. Все встали, как во время исполнения гимна. На суровых
лицах видны слезы, и это волнение передается исполнителям. У них у всех тоже слезы на глазах... Песня
утихла, но бойцы потребовали повторения. Вновь и вновь – пять раз подряд! – пел ансамбль
«Священную войну».
Так начался путь песни, славный и долгий путь. С этого дня «Священная война» была взята на
вооружение нашей армией, всем народом, стала музыкальной эмблемой Великой Отечественной войны.

Понравилась статья? Поделитесь ей