Контакты

Презентация по теме единицы речевой культуры. Культура речи

Культура речи

Слайдов: 8 Слов: 204 Звуков: 0 Эффектов: 2

Что понимать под культурой речи? Основные направления курса. Овладение культурой письменной и устной речи. Повышение уровня культуры речи. Умение редактировать текст. Подготовка к успешной сдаче ЕГЭ по русскому языку. Языковая норма. Лексическая сочетаемость. Тавтология. Плеоназмы. Этика. Речевой этикет. Основные понятия курса. Формы работы. Сочинения разных жанров. Тестирование. Проектная деятельность. Интервью. Репортажи. Желаю успеха на ЕГЭ!!! - Культура речи.ppt

Культура русской речи

Слайдов: 8 Слов: 487 Звуков: 0 Эффектов: 21

О русском языке как языке народа писалось много. Культура речи. Именно на произведениях классиков понимаешь всю красоту и силу слов. Речь постоянно обогащалась новыми словами, фразами, афоризмами. Вклад русских писателей в родную речь просто невозможно оценить! С течением времени культура речи изменялась, но, к сожалению, не всегда в лучшую сторону. Культура речи – сложнейшее искусство, которому нужно учиться на протяжении всей жизни. Надо постоянно самосовершенствоваться, пополнять словарный запас, узнавать все новые и новые слова. - Культура русской речи.ppt

Культура языка и речи

Слайдов: 12 Слов: 487 Звуков: 0 Эффектов: 92

Культура речи. Обращаться с языком кое-как – значит и мыслить кое-как. Что же такое культура речи. Культура речи – это раздел лингвистики. Орфоэпические нормы. Орфографические нормы. Пунктуационные нормы. Грамматические нормы. Лексические нормы. Нормы построения текста. Продолжите текст. Прочитайте стихотворения и объясните, какой темой они объединены. - Культура языка и речи.ppt

Проблемы культуры речи

Слайдов: 16 Слов: 792 Звуков: 1 Эффектов: 13

Русская речь. Конференция. Великое русское слово. Гимн о русском языке. Словом можно убить. Толстой. Викторина. Анкета. Русские пословицы и поговорки. Эзоп. Русский язык. Заповеди речевого поведения. Мужество. Тургенев. Елена Потехина. Давайте говорить на русском языке. - Проблемы культуры речи.pptx

Речь и культура общения

Слайдов: 9 Слов: 209 Звуков: 0 Эффектов: 17

Предмет и задачи культуры речи. Что такое культура речи? Презентация темы учебного предмета «Русский язык и культура речи». Помни и стремись! Я знаю. Общение. Культура речи. Наука. Общество. Грамотность. Язык. Человек. Речь. Правила общения. Я умею. Хочу узнать. Хочу поразмышлять. Как я понимаю смысл эпиграфа: Саади. Сенквейн. - Речь и культура общения.ppt

Русский язык и культура речи

Слайдов: 12 Слов: 561 Звуков: 0 Эффектов: 36

Экология русской речи, или поговорим о культуре речи. К.Паустовский. Русский язык в опасности. Основополагающий вопрос. Вопросы учебной темы. Культура речи, мышления, чувств. Как повысить культуру речи. Сформулируйте причины снижения роли русского языка. Что такое жаргонизмы. Почему сегодня повсюду слышна неграмотная речь. Умение анализировать жизненные ситуации. - Русский язык и культура речи.ppt

Грамотная речь

Слайдов: 15 Слов: 1697 Звуков: 3 Эффектов: 206

Охранная грамота. Жаргонизмы. Образовательный уровень. Словесный мусор. Неправильное словоупотребление. Ошибки в ударении. Варваризмы. Языковые ошибки. Источники общения. Интернет. Остановите журналиста. Богатые возможности образовательной среды. Тайны родного языка. Приложение. Акция «Охранная грамота». - Грамотная речь.pptx

Правильная речь

Слайдов: 30 Слов: 1893 Звуков: 0 Эффектов: 0

Языковая норма и ее признаки. А.П.Чехов. Важнейшие качества хорошей речи. Правильная речь. Норма литературного языка. Языковые нормы речи. Морфология и культура речи. Морфологические нормы языка. Эпиграфы урока. Определите род имен существительных. Определение. Слова, обозначающие неодушевленные предметы. Слова. Названия животных. Денди. Слова, обозначающие людей. Гоби. Род несклоняемых имен. ГЭС. Луна-парк. Род сложносокращенных слов. Сильнейший борец. Образование степеней сравнения прилагательных. Вариантные формы. Нулевое окончание. Существительные среднего рода без ударения. - Правильная речь.pptx

Волшебные слова

Слайдов: 13 Слов: 443 Звуков: 0 Эффектов: 70

А.С. Макаренко. Волшебные слова. Хотелось бы узнать! Задачи урока. Почему волшебные? А в вашем классе нет такого ученика? Не может быть?!!! "Приходит утром Костя в школу. В чем ошибка Кости? Предлагаю вопрос - задачу. Вдруг в автобус вошла женщина с ребенком. Автобус неожиданно остановился. Вова чуть не упал и толкнул мужчину. Мужчина хотел рассердиться, но Вова сказал: ______ _______ . Вставь волшебное слово. Ответьте, какие? Интересная задачка. В поезд входят три юнната: - Ух, народу сколько тут! Занимай места, ребята, А то бабушки займут! Все любят частушки. Ежели вы вежливы И к совести не глухи, Вы место без протеста Уступите старухе. - Волшебные слова.ppt

Секреты хорошей речи

Слайдов: 21 Слов: 875 Звуков: 0 Эффектов: 0

Секреты хорошей речи. Правильность речи есть понятие изменчивое. Знания по теории культуры речи. Соотнесённость тем курса и материалов ЕГЭ по русскому языку. Темы курса. Правильность речи. Современная языковая ситуация в России. Степень употребительности варианта. Речь хорошая. Звуковой уровень речи. Где звукоподражание, где аллитерация. Лимерики. Речь на уровне грамматики правильная. Какую ошибку допустил человек. Слово с точки зрения смысла. Допишите лимерик. Слово с точки зрения его формы. Придумай ошибку. Синтаксические нормы. Задайте риторические вопросы на заданную тему. - Секреты хорошей речи.ppt

Нормы русского языка

Слайдов: 25 Слов: 546 Звуков: 3 Эффектов: 111

Мастер-класс. Л.Гинзбург. Л.Н. Толстой «Война и мир». В окно увидела Татьяна поутру побелевший двор, куртины, кровли и забор. А. Пушкин «Зима». Таня ВЫЛУПИЛАСЬ в окно. Нам хорошо вот так, вдвоем. А. Барто «Про бабушку». Нам так КЛЕВО вместе. Белая береза под моим окном принакрылась снегом, точно серебром. С. Есенин «Береза». Как тихо, спокойно и торжественно. Л. Толстой «Война и мир». Ништяк! Т. Цветкова. Не гони! Я встретил вас и все былое в отжившем сердце ожило. Ф. Тютчев «Я встретил вас». Я СПАЛИЛ тебя. Унылая пора! А. Пушкин «Осень». Погода стрёмная. Со страхом очи отвратила и скрылась в темноте ночной. - Нормы русского языка.ppt

Нормы русского литературного языка

Слайдов: 19 Слов: 658 Звуков: 0 Эффектов: 34

Русский язык и культура речи. Дисциплина «Русский язык и культура речи». Негативные явления. Языковая норма. Корректировочный курс. Ударение. Орфоэпия. Лексика. Ошибки. Грамматика. Как склоняются имена и фамилии. Какие ошибки допущены в данных предложениях. Составлять деловые документы. Как вести себя на собеседовании при приёме на работу. Как правильно подготовиться к деловой встрече. Как научиться выступать публично. Разделы. Речевые ошибки в выступлениях политиков. Искусство комплимента. - Нормы русского литературного языка.pps

Экология слова

Слайдов: 24 Слов: 914 Звуков: 0 Эффектов: 8

Экология слова. ДНК реагирует на нашу речь. Каждая мелодия, мотив или симфония настраивают на свою волну. О ритме речи никто не думает, а ведь в этом ритме скрыта сила влияния. Люди, сознательно скупые на слова, знают ценность каждого звука. “Сквернословие есть яд, умерщвляющий душу”. От слов, символов и мифов зависит не только судьбы. Особый язык, обладающий преимуществом над другими языками планеты. Сквернословие не только российская проблема. Новая технология, созданная в Канаде, блокирует сквернословие. Икона Божьей Матери “Семистрельная”. Фрагменты из книги «Письма о добром и прекрасном». - Экология слова.ppt

Экология языка

Слайдов: 14 Слов: 192 Звуков: 0 Эффектов: 0

«Язык мой – друг мой?». Русский язык неисчерпаемо богат и всё обогащается с быстротой поражающей! А.М.Горький. Язык. Извне. Изнутри. Заимствование. Словообразование. В.Г.Белинский. Лексика. Нормативная. Ненормативная (жаргоны). Сленг. Арго. В.И.Даль. В.Ю.Драгунский. Социальная проблема. «Экология» «личность» «культура». Личность. Богатая, национальная, духовная Культура. Экология окружающей среды. Экология языка. «Язык мой – друг мой». И.С.Тургенев. А.И.Куприн. Н.С.Лесков. Д.С.Лихачев. К.Г.Паустовский. Н.В.Гоголь. - Экология языка.ppt

Экология русского языка

Слайдов: 10 Слов: 345 Звуков: 0 Эффектов: 0

Относитесь к родному языку бережно и любовно. Луговской. I. Наш язык нуждается в бережном использовании. Причины кризисного состояния языка. Влияние жаргонизмов и заимствований на русский язык. V. Цели лингвистической экологии. Чем засоряется наш язык? Элементы «оживления» текстов: Тусоваться. Согласительный консенсус. Другая альтернатива. Важнейшие приоритеты. Пудрить мозги. Вешать лапшу на уши. Качать права. В законе. Молодежный сленг Окей магаз велик видик чувак. Заимствования Саммит интенция массмедия эксклюзив инсталляция. Причины кризисного состояния языка: Меры избежания кризисного состояния языка: - Экология русского языка.ppt

Проблемы экологии русского языка

Слайдов: 17 Слов: 672 Звуков: 0 Эффектов: 0

Экология языка. Культурные условия. Культура общения в современном мире. Общение и речевой этикет. Этикет речевого общения. Причины кризисного состояния языка. Осознание причин кризисного состояния языка. Хорошая речь должна быть правильной. Необходимость экологии русского языка. Функции языка. Коммуникативная функция. Сознание человека. Номинативная функция языка. Аккумулятивная функция языка. Глубокое знание родного языка. - Проблемы экологии русского языка.ppt

Сквернословие

Слайдов: 24 Слов: 1976 Звуков: 2 Эффектов: 2

Экология слова. Свет. Дерево. Светила. Вселенная. Физики. Слово излечивает. Порох. Человек. Молчанием зла не пресечь. Сквернословие. Ругань. Тьма. М. Лермонтов. Русский народ. Сердце. Мать. Порок. Правило. Достойный ответ. Желание достойной среды. Приоритет. Голова. Молчуны. - Сквернословие.ppt

Вред сквернословия

Слайдов: 17 Слов: 658 Звуков: 0 Эффектов: 26

Гражданин Воронежского края. О скверном и святом. Причины засорения русского языка. Бранные слова. Как часто вам приходится слышать бранную речь. Знаете ли вы о вреде сквернословия вашему здоровью. Что такое сквернословие. История возникновения. Механизм влияния сквернословия на человека. Информационные свойства воды. Опыты с водой. Посмотрите, как слова и мысли влияют на воду. Эксперименты с растениями. Сквернословие – это вирус. В начале было Слово. - Вред сквернословия.ppt

Вирус сквернословия

Слайдов: 25 Слов: 1049 Звуков: 0 Эффектов: 0

Вирус сквернословия. Показатель ума. Сквернословие. Речь, наполненная неприличными выражениями. Определения сквернословия. История возникновения сквернословия. Скверные слова. Механизм влияния. Исторические факты. Грубая брань. Мат. Сквернословие и здоровье. Японский ученый. Форма кристаллов. Вред. Группа ученых. Группа российских физиков. Семена пшеницы. Здоровье. Научные исследования. Новосибирские биологи. Анкета. В каких ситуациях это происходит. Бранные слова. Дети. - Вирус сквернословия.ppt

Сквернословие и здоровье

Слайдов: 39 Слов: 1175 Звуков: 0 Эффектов: 93

Сквернословие и здоровье. Факты. Количество девушек. Россия. Вредная привычка. Слово человека. Мудрость вымысла. Порох. Немного истории. Древняя Русь. Материться в доме нельзя. Леший. Злость. Значение слова «мат». Мат опасен для здоровья. Людские судьбы. Эксперимент. Бранные слова. Аппарат. Хромосомы. Мутагенный эффект. Эксперимент с общением. Определённые слова. Молитвы. Перепутавшиеся гены. Группа учёных. Матерщинники. Сквернословие. Православная церковь. Медики. Развитие болезненного процесса. Бездуховность. Духовность. Состояние здоровья. Путь, ведущий к здоровью. Путь духовного роста. - Сквернословие и здоровье.ppt

Язык молодёжи

Слайдов: 33 Слов: 1579 Звуков: 0 Эффектов: 34

Молодежный сленг - одно из составляющих процесса развития языка. Цели моей работы. Задачи моей работы. План информационно-исследовательской работы. Актуальность проблемы. Молодежный сленг – это особая форма языка, интереснейший феномен. Этапы развития молодежного сленга. По результатам мониторинга было выявлено 4 вида сленгов. Эмоциональные слова и выражения. Слова и выражения с эмоциональным значением. Слова с эмоциональным компонентом значения. Эмоциональные речения. С развитием СМИ понятие «сленг» утратило первоначальный смысл. Молодежный сленг подобен его носителям – он резкий, громкий, дерзкий. - Язык молодёжи.ppt

Молодёжная речь

Слайдов: 20 Слов: 553 Звуков: 0 Эффектов: 0

Современная молодежная речь. Язык современной молодёжи. Сленг. Жаргоны. Виды сленга. Классификация сленга по способу образования. Основные функции сленга. Сленг вырабатывается стихийно. Пароль. Количество слов и фразеологизмов. Вульгаризм воровской речи. Причины возникновения сленга. Люди хотят общаться друг с другом в присутствии чужих. Отход от обыденности. Желание переиначить мир. «прыгающее» развитие жизни. Языковые новшества. Увлечение молодежи компьютерными играми. Стремление к речевой выразительности. Роль в появлении новых слов. - Молодёжная речь.ppt

Молодежный сленг

Слайдов: 25 Слов: 1453 Звуков: 0 Эффектов: 27

Молодежный сленг. Цели и задачи проекта: Задача проекта: выяснение причин употребления молодежью сленговых выражений. Что такое сленг? Молодежь занимает 1\3 часть России. Возрастные группы носителей сленга в школе: 10-12 лет 13-14 лет 15-16 лет. Анализ опроса: Словарный запас подростков. Нами было замечено, что с возрастом словарь подростков ослабевает, скуднеет. Хорошо. Классно супер. Обалденно офигенно. Кульно. Почему подростки используют сленг? Сленг как средство укрепления групповой солидарности. Сленг как способ свободы выражения подростка. Сленг как своего рода протест против взрослого. - Молодежный сленг.ppt

Жаргонизмы

Слайдов: 33 Слов: 1084 Звуков: 0 Эффектов: 14

Сохраним язык – сохраним Россию. Вопросы сохранения. Друг мой. Русская речь. Народ. Знаете ли вы. Главные проблемы на сегодняшний день. Процесс. Стикер. Заимствованное слово. Иностранное слово. Сквернословие. Обратимся к истории. Словом можно убить. Нецензурные выражения. Результаты социального опроса. Как бороться с ненормативной лексикой. В мире. Жаргон. Часто используемые в школьной речи слова. Причины жаргонизации речи. Лохмы. Русский язык умирает. Слоган. Пословица. Современная подростковая речь. Будем говорить на человеческом языке. Что в будущем. Что делать. Как быть. Тебе решать судьбу родного языка. -

Слайд 2

Что такое культура речи?

КУЛЬТУРА РЕЧИ– прикладной раздел языкознания, в котором рассматриваются два вопроса: КАК ГОВОРИТЬ ПРАВИЛЬНО и КАК ГОВОРИТЬ ХОРОШО?

Слайд 3

Правильность русской речи

Понятие «культура речи» включает в себя две ступени освоения литературного языка: 1)правильность речи; 2)речевое мастерство. Правильность речи – это соблюдение норм литературного языка. Речевое мастерство – это умение правильно построить высказывание.

Слайд 4

Качества речи - свойства речи, обеспечивающие эффективность коммуникации и характеризующие уровень речевой культуры говорящего.

правильность речи чистота богатство точность логичность уместность выразительность ясность

Слайд 5

Виды речи:

говорение - отправление звуковых сигналов, несущих информацию; слушание - восприятие звуковых сигналов и их понимание; письмо - использование видимых графических символов для передачи сообщения; чтение - восприятие графических символов и их понимание.

Слайд 6

Жанры речи

Монолог - жанр, образуемый в результате активной речевой деятельности говорящего и не рассчитанный на активную одновременную реакцию слушателя. Диалог - жанр речи, состоящий из регулярного обмена высказываниями-репликами, на языковой состав которых влияет непосредственное восприятие речевой деятельности говорящего собеседником. Полилог - жанр речи, возникающий при непосредственном общении нескольких лиц.

Слайд 7

Достоинства и недостатки речи

Разве речь может быть качественной или некачественной? Может. А может быть и высококачественной, то есть искусной. Мы стремимся, чтобы наша речь: А) была лишена недостатков Б) обладала достоинствами Вам кажется, что это одно и тоже? Не совсем так. Мы считаем хорошей речь, о которой можно сказать, что она правильная, чистая, логичная. Правильная – если в речи не нарушены нормы литературного языка Чистая – если речь не засорена словами, не относящимися к литературному языку Логичная – если речь не противоречит законам мышления. Плохая речь – та, в которой есть несоответствие вышеназванным качествам.

Слайд 8

Культура речи включает три аспекта:

нормативный; коммуникативный; этический.

Слайд 9

Речевой Этикет

Слайд 10

Остановимся подробнее на понятии “Этикет”.Понятие это философское, этическое. “Этикет(от франц.etiquette – ярлык,этикетка)-совокупность правил поведения,касающихся внешнего проявления отношения к людям(обхождение с окружающими,формы общения, манеры и одежда) ”

Слайд 11

То,что понимают под речевым этикетом,используется в речи каждого из нас ежедневно и многократно.

Слайд 12

Приветствия. Обращения

Приветствие и обращение задают тон всему разговору. В зависимости от социальной роли собеседников, степени близости их вырабатывается ты – общение или вы – общение и соответственно приветствия здравствуй или здравствуйте. Добрый день (вечер, утро), привет, салют и т.п. Пожалуй,это самые употребительные выражения: мы помногу раз в день обращаемся к кому-то, приветствуем своих знакомых, а иногда и незнакомых, прощаемся с людьми,кого-то благодарим,перед кем-то извиняемся, кого-то поздравляем, кому-то желаем удачи или делаем комплимент,кому-то соболезнуем,сочувствуем; мы советуем,просим, предлагаем и приглашаем...

Слайд 13

Национальные и культурные традиции предписывают определённые формы обращения к незнакомым людям. Если в начале века универсальными способами обращения были гражданин и гражданка, то во второй половине 20-го века большое распространение получили диалектные южные формы обращения по признаку пола – женщина, мужчина. В последнее время нередко в непринуждённой разговорной речи, при обращении к незнакомой женщине употребляется слово дама, однако при обращении к мужчине слово господин используется только в официальной, полуофициальной, клубной обстановке. Выработка одинакового приемлемого обращения к мужчине или к женщине – дело будущего: здесь скажут своё слово социокультурные нормы.

Слайд 14

“Ты” и “Вы”

Пустое ”Вы”сердечным ”Ты”она,обмолвясь,заменила. А.С.Пушкин.

Слайд 15

“Ты” и ”Вы” – местоимения, употребляются”вместо имени”.”Жизнь” местоимений сама по себе очень интересна. Тем более что личные местоимения имеют прямое отношение к речевому этикету. Они связаны с самоназываниями и с называниями собеседника, с ощущением того, что “прилично” и “неприлично” в таком назывании.

Слайд 16

В русском языке широко распространено Вы – общение в неофициальной речи. Поверхностное знакомство в одних случаях и неблизкие длительные отношения старых знакомых в других показываются употреблением вежливого «Вы». Кроме того, Вы – общение свидетельствует об уважении участников диалога; так, Вы – общение характерно для давних подруг, питающие друг к другу глубокие чувства уважения и преданности. Чаще Вы – общение при длительном знакомстве или дружеских отношениях наблюдается среди женщин. Мужчины разных социальных слоёв чаще склоны к Ты – общению. Среди необразованных и малокультурных мужчин Ты – общение считается единственно приемлемой формой социального взаимодействия.

Слайд 17

ВЫ Обращение на “Вы” свидетельствует о большей вежливости: К незнакомому, малознакомому человеку В официальной обстановке общения При подчеркнуто вежливом, сдержанном отношении к человеку К равному и старшему (по возрасту, положению) человеку ТЫ Обращение на “Ты” свидетельствует о меньшей вежливости: 1. К хорошо знакомому человеку 2. В неофициальной обстановке общения 3. При дружеском, фамильярном,интимном отношении к человеку 4. К равному и младшему (по возрасту, положению) человеку

Культура речи представляет собой такой выбор и такую организацию языковых средств, которые в определенной ситуации общения при соблюдении языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач.

В определении подчёркнуто три аспекта культуры речи: нормативный, этический и коммуникативный.

Нормативный аспект культуры речи

Литературный язык

Нормативный аспект культуры речи связан с литературным языком.

Литературный язык – это высшая форма национального языка, которая отличается нормативностью от разговорного.

Становление современного русского литературного языка неразрывно связано с именем А.С. Пушкина. Язык русской нации к моменту появления литературного языка был весьма неоднородным. Пушкин сумел на основе разных проявлений народного языка создать в своих произведениях такой язык, который был принят обществом в качестве литературного языка.

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЯЗЫК

Литературный язык – это то, посредством чего создаётся, наряду с экономическими, политическими и другими факторами, единство нации. Литературный язык – это язык культуры, язык образованной части народа, сознательно кодифицированный язык.

КОДИФИКАЦИЯ

Кодификация – это закрепление норм и правил языка в словарях и грамматиках. Кодифицированные нормы языка – это те нормы, которым должны следовать все носители языка. Любая грамматика языка, любой его словарь есть не что иное, как его кодифицирование.

Культура речи начинается там, где язык как бы «предлагает» выбор для кодификации: (кило ´метр - киломе´тр). Язык не остаётся неизменным, он постоянно нуждается в норматировании (19 в.

– матерь, дочерь, 20 в. – мать, дочь).

НОРМА

Норма – это исторически принятый в данном языковом коллективе выбор одного из вариантов употребления как рекомендуемого и предпочтительного. Норма подразделяется на императивную (обязательную) и диспозитивную (вариантную). Императивная норма предусматривает жёсткий выбор одного варианта как единственно правильного (ложить – неправильно; класть

– правильно). Диспозитивная норма предусматривает выбор вариантов, два из которых признаются нормативными (маневр - манёвр).

КОММУНИКАТИВНЫЙ АСПЕКТ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ

Коммуникативный аспект культуры речи – это изучение текста с точки зрения соответствия его языковой структуры задачам общения. Главное требование к хорошему тексту таково: из всех языковых средств должны быть выбраны такие, которые с максимальной полнотой и эффективностью выполняют

поставленные коммуникативные

Главная функция этического аспекта культуры речи

контактоустанавливающая. Этическая основа культуры речи – это речевой этикет. Этические нормы касаются в первую очередь обращения на ты или вы, выбора полного или сокращённого имени, выбора обращений и способов приветствия и прощания.

ЭТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ

Роль этических норм в общении можно прояснить на примере сквернословия. Это тоже «общение», в котором, однако, грубейшим образом нарушены именно этические нормы.

ВОПРОСЫ ПО ТЕМЕ

1. Что такое язык?

2. Расскажите об истории происхождения языка.

3. Назовите и охарактеризуйте функции языка.

4. Докажите, что язык является знаковой системой.

5. Что такое речь?

6. Что такое культура речи?

7. Что такое литературный язык?

8. Что такое кодификация?

9. Что такое норма?

10. Расскажите о коммуникативном аспекте культуры речи.

11. Расскажите об этическом аспекте культуры речи.

Термин культура речи многозначен:
1. Культура речи - это раздел
филологической науки, изучающий
речевую жизнь общества в
определенную эпоху (точка зрения
объективно-историческая) и
устанавливающий на научной основе
правила пользования языком как
основным средством общения людей,
орудием формирования и выражения
мыслей (точка зрения нормативнорегулирующая).

Культура речи

2. Нормативность речи, ее
соответствие требованиям,
предъявляемым к языку в данном
языковом коллективе в определенный
исторический период. Нормативность
речи включает в себя такие ее
качества, как правильность, точность,
ясность, чистота.

Предметом культуры речи как учебной дисциплины являются:

нормы литературного языка,
виды общения, его принципы и
правила,
этические нормы общения,
функциональные стили речи,
трудности применения речевых норм,
проблемы современного состояния
речевой культуры общества.

Важнейшими задачами дисциплины являются:

Закрепление и совершенствование навыков владения
нормами русского литературного языка.
Формирование коммуникативной компетенции
специалиста.
Обучение профессиональному общению в области
избранной специальности.
Развитие навыков поиска и оценки информации.
Развитие речевого мастерства для подготовки к сложным
профессиональным ситуациям общения (ведение
переговоров, дискуссии и т.п.).
Повышение культуры разговорной речи, обучение речевым
средствам установления и поддержания доброжелательных
личных отношений.

Главной целью курса культуры речи

является формирование образцовой
языковой личности высокообразованного
специалиста, речь которого
соответствует принятым в образованной
среде нормам, отличается
выразительностью и красотой.

Культура речи

это такой выбор и такая организация
языковых средств, которые в
определенной ситуации общения при
соблюдении современных языковых
норм и этики общения позволяют
обеспечить наибольший эффект в
достижении поставленных
коммуникативных задач.

Культура речи включает три аспекта:

Нормативный - знание литературных норм и
умение применять их в речи.
Коммуникативный - навыки отбора языковых
средств, которые с максимальной
эффективностью выполняют поставленные
задачи общения (найти нужные слова для
объяснения сути дела любому человеку).
Этический - соблюдение норм поведения,
уважение к участникам общения,
доброжелательность, тактичность и
деликатность.

Типы речевых культур (Ольга Борисовна Сиротинина):

элитарный
среднелитературный,
литературно-разговорный,
фамильярно-разговорный.

Элитарная – эталонная речевая
культура, означающая свободное
владение всеми возможностями языка,
включая его творческое использование.
Ей присущи строгое соблюдение всех
норм, безусловный запрет грубых
выражений.
Подробнее см.: Стернин И.А.Типы
речевых культур. - Воронеж, 2013.

Среднелитературная характеризуется
неполным соблюдением норм,
чрезмерным насыщением речи
книжными либо разговорными словами.
Носителями этой речевой культуры
являются большинство образованных
жителей городов; проникновение ее в
некоторые современные средства
массовой информации, художественные
произведения способствует широкому
распространению.

Литературно-разговорный и
фамильярно-разговорный тип
объединяет тех коммуникантов, которые
владеют только разговорным стилем.
Фамильярно-разговорный отличается
общей стилистической сниженностью и
огрубленностью речи, что сближает его с
просторечием. Используется «ты» как
обращение независимо от возраста
собеседника и степени знакомства с ним.

Современный русский язык

- это национальный язык русского
народа, форма русской национальной
культуры. Он представляет собой
исторически сложившуюся языковую
общность и объединяет всю
совокупность языковых средств
русского народа, в том числе все
русские говоры и наречия, а также
различные жаргоны.

Русский язык выполняет три функции:

1)
национального русского языка;
2) одного из языков межнационального
общения народов России;
3) одного из важнейших мировых
языков.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЯЗЫК
Федеральный закон Российской
Федерации от 1 июня 2005 г. N 53-ФЗ
«О ГОСУДАРСТВЕННОМ ЯЗЫКЕ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Принят Государственной Думой 20 мая
2005 года
Одобрен Советом Федерации 25 мая
2005 года

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЯЗЫК

предусмотренный Конституцией
страны язык, используемый в
законодательстве,
делопроизводстве и
судопроизводстве. Это язык, на
котором государственная власть
общается с гражданами.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЯЗЫК

В соответствии с Конституцией
Российской Федерации
государственным языком Российской
Федерации на всей ее территории
является русский язык.

Государственный язык РФ:
системообразующий фактор сохранения
целостности Российской Федерации,
инструмент для выражения воли народа и
каждого гражданина страны,
необходимый элемент для осуществления
единообразия государственного управления и понимания государственной воли,
механизм для реализации прав и обязанностей населения России,
национальный признак в международных
правоотношениях.


Литературные
Нелитературные

Литературный язык

- высшая форма национального русского
языка.

Литературный язык

обработанность,
нормированность (кодификация),
широта общественного
функционирования,
общеобязательность для всех членов
коллектива,
разнообразие речевых стилей,
используемых в различных сферах
общения.

Нелитературный язык

Форма современного русского
национального языка, которая
отличается:
ограниченностью использования,
бытовой тематикой,
отсутствием кодификации.

Формы русского национального языка
Литературные
1) Официально-деловая
2) Научная
3) Публицистическая
4) Разговорная
5) Художественной литературы
Нелитературные
1) Жаргон
2) Диалект
3) Профессиональная
4) Просторечия
5) Табуированная

Язык

- это важнейшая знаковая система в
человеч. культуре, средство
членения, классификации и
надындивидуальной фиксации
опыта, посредством к-рого
осуществляется речевое общение и
понятийное мышление.

ФУНКЦИИ ЯЗЫКА

средство существования, передачи
и усвоения общественноисторического опыта;
средство общения (коммуникации);
орудие интеллектуальной
деятельности (восприятия, памяти,
мышления, воображения).

Речь

- это исторически сложившаяся
форма общения людей
посредством языковых конструкций,
создаваемых на основе
определённых правил;
- это форма существования
человеческого языка.

Язык

представляет собой сложную
систему, обладающую иерархической
структурой: единицы более высоких
уровней являются сочетанием
единиц нижних уровней.

Тексты
Предложения
Словосочетания
Лексемы
Морфемы
Фонемы

Языковые единицы

Фоне́ма (др.-греч. φώνημα - «звук») -
минимальная смыслоразличительная
единица языка. Фонема не имеет
самостоятельного лексического или
грамматического значения, но служит для
различения и отождествления значимых
единиц языка (морфем и слов):
при замене одной фонемы на другую получится другое слово (<д>ом -
<т>ом);
при изменении порядка следования фонем также получится другое
слово (<сон> - <нос>);
при удалении фонемы также получится другое слово (т<р>он - тон).

Языковые единицы

Морфе́ма (от др.-греч. μορφή «форма») -
мельчайшая значимая единица языка,
выделяемая в составе слова и
выполняющая функции словообразования
и формообразования (словоизменения).
Если фонема неделима с точки зрения
формы, то морфема неделима с точки
зрения содержания.

Языковые единицы

Лексе́ма (от др.-греч. λέξις - слово,
выражение, оборот речи)- слово как
единица морфологического анализа.
В одну лексему объединяются
словоформы одного слова.
Например, словарь, словарём, словарю - это формы
одной и той же лексемы, по соглашению пишущейся как
СЛОВАРЬ.

Языковые единицы

Словосочета́ние - это соединение двух
или нескольких знаменательных слов,
связанных по смыслу и грамматически,
служащее для расчленённого обозначения
единого понятия (предмета, качества,
действия и др.).
К словосочетаниям относятся соединения
слов на основе подчинительной связи
(связи главного и зависимого членов).

Языковые единицы

Предложе́ние - это единица языка,
которая представляет собой
грамматически организованное
соединение слов (или слово), обладающее
смысловой и интонационной
законченностью.

Языковые единицы

Текст – это сообщение,состоящее из ряда
высказываний, объединённых разными
типами лексической, грамматической и
логической связи, имеющее
определённый моральный характер,
прагматическую установку и
соответственно литературно
обработанное.

Языкова́я но́рма

-
это исторически обусловленная
совокупность
общеупотребительных языковых
средств, а также правила их
отбора и использования,
признаваемые обществом
наиболее пригодными в
конкретный исторический период.

Источники языковой нормы

1)
2)
3)
4)
5)
произведения писателей-классиков;
произведения современных писателей,
продолжающих классические традиции;
публикации средств массовой
информации;
общепринятое современное
употребление;
данные лингвистических исследований.

Свойства языковой нормы

едина
и общеобязательна для всех
говорящих на данном языке;
консервативна
и
направлена
на
сохранение средств и правил их
использования;
изменчива во времени;
вариативна
в
выборе
способов
языкового выражения в зависимости от
условий общения.

Языковые
единицы
Языковые нормы
орфографические
Фонемы
орфоэпические
Морфемы
словообразовательные
лексические
Лексемы
морфологические
Ортологические словари
Розенталь Д.Э. Справочник по орфографии и
пунктуации. Любое издание.
Горбачевич
К.С.
Словарь
трудностей
произношения и ударения в современном
русском языке. СПб., 2002.
Кузнецова А.И., Ефремова Т.Ф. Словарь морфем
русского языка. – М.: Русский язык, 1986. – 1136 с.
Тихонов А.Н. Словообразовательный словарь
русского языка: В 2 т. – 2-е изд., стер. – М.:
Русский язык, 1990.
Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь
русского языка. 4-е изд., доп. М., 1997.
Современный словарь иностранных слов. М.,
2000
Абрамов Н. Словарь русских синонимов и
сходных по смыслу выражений. - М.: Русские
словари, 1999.

Языковые
единицы
Лексемы
Языковые нормы
Словари
лексические
Граудина Л.К., Ицкович В.А., Катлинская
Л.П. Грамматическая правильность русской
речи. Стилистический словарь вариантов. М., 2004.
Ефремова Т.Ф., Костомаров В.Г. Словарь
грамматических
трудностей
русского
языка.- М., 1999.
морфологические
синтаксические
Русская грамматика / Под ред. Шведовой
Н.Ю. - М.: Наука, 1980.
Розенталь Д.Э. Управление в русском
языке:
Словарь-справочник.

М.:
Издательство АСТ, 1997.
Русский язык и культура речи / Под ред.
д-ра филол. наук проф. В. Д. Черняк. – М.:
Высшая школа, 2004.
текстовые
ЖеребилоТ.В. Термины и понятия: Методы
исследования и анализа текста: Словарьсправочник. - Назрань: ООО «Пилигрим».
2011.
Словосочетания
Предложения
Тексты

Типы норм

К нормам, общим для устной и письменной речи,
относятся:
◦ лексические нормы;
◦ грамматические нормы (словообразовательные,
морфологические, синтаксические);
◦ текстовые нормы.
Специальными нормами письменной речи являются:
◦ нормы орфографии;
◦ нормы пунктуации.
Только к устной речи применимы орфоэпические
нормы, то есть:
◦ нормы произношения;
◦ нормы ударения;
◦ интонационные нормы.

Орфоэпические нормы

Орфоэпические нормы
включают нормы:
1) произношения,
2) ударения,
3) интонации.

Лексические нормы

это нормы, определяющие
правильность выбора слова из ряда
единиц, близких ему по значению или
по форме, а также употребление его в
тех значениях, которые оно имеет в
литературном языке.

Грамматические нормы делятся:
1) на словообразовательные,
2) морфологические,
3) синтаксические.

Словообразовательные нормы

определяют порядок соединения
частей слова, образования новых слов.
Ошибка: описывание характера,
продажничество, произведения
писателя отличаются глубизной и
правдивостью.

Морфологические нормы

требуют правильного
образования грамматических форм слов
разных частей речи (форм рода, числа,
кратких форм и степеней сравнения
прилагательных и др.).
Ошибка: царящиеся порядки,импортная
шампунь, заказной бандероль.

Синтаксические нормы

Синтаксические нормы
эти нормы включают
правила согласования слов и
синтаксического управления,
соотнесения частей предложения друг с
другом с помощью грамматических
форм слов с той целью, чтобы
предложение было грамотным и
осмысленным высказыванием.
Ошибка:читая ее, возникает вопрос.

Текстовая норма

определяют употребление
языковых средств в соответствии с
законами жанра, особенностями
функционального стиля, целью и
условиями общения.

Языковое явление считается
нормативным, если оно характеризуется
такими признаками, как:
◦ соответствие структуре языка;
◦ массовая и регулярная воспроизводимость в
процессе речевой деятельности
большинства говорящих;
◦ общественное одобрение и признание.

Речевая норма

совокупность наиболее устойчивых
традиционных реализаций языковой
системы, отобранных и закрепленных
в процессе общественной
коммуникации.
Нормированность речи - это ее
соответствие литературно-языковому
идеалу.

Слайд 1

Поговорим о культуре речи

Слайд 2

Одним из слагаемых мастерства педагога является культура его речи. Кто владеет культурой речи, тот достигает больших успехов в профессиональной деятельности.
«Искусство говорить с детьми»

Слайд 3

От культуры речи воспитателя зависит культура речи детей
Помня об этом, воспитатель должен считать профессиональным долгом непрерывное совершенствование своей речи, чтобы основательно знать родной язык детей, которых он воспитывает.

Слайд 4

1. Педагог должен говорить негромко, но так, чтобы каждый мог его услышать, чтобы процесс слушания не вызывал у воспитанников значительного напряжения. 2. Педагог должен говорить внятно. 3. Педагог должен говорить со скоростью около 120 слов в минуту. 4. Для достижения выразительности звучания важно уметь пользоваться паузами - логическими и психологическими. Без логических пауз речь безграмотна, без психологических - бесцветна. 5. Педагог должен говорить с интонацией, т. е. уметь ставить логические ударения, выделять отдельные слова, важные для содержания сказанного. 6. Мелодичность придает голосу педагога индивидуальную окраску и может существенно влиять на эмоциональное самочувствие воспитанников: воодушевлять, увлекать, успокаивать. Мелодика рождается в опоре на гласные звуки.
Правила речевой культуры педагога

Слайд 5

Слайд 6

Берегись канцелярита!
Канцелярит - это: вытеснение глагола, то есть движения, действия, причастием, деепричастием, существительным (особенно отглагольным!), а значит – застойность, неподвижность; нагромождение существительных в косвенных падежах; обилие иностранных слов там, где их вполне можно заменить словами русскими; тяжелый, путаный строй фразы, невразумительность; серость, однообразие, стертость, штамп. Убогий, скудный словарь. Канцелярит - это мертвечина!

Слайд 7

Краткость - сестра таланта
Я пишу длинно, потому что у меня нет времени написать коротко. Б.Паскаль
Объединимся воедино; жители города живут однообразной жизнью; например, такой пример; закономерно вытекает закономерность; умножить во много раз; вновь возобновлена работа (тавтология - (греч.) «то же самое»)

Слайд 8

Краткость - сестра таланта
Все неприятности он предчувствовал заранее. К вечеру я должен возвратиться обратно.
Плеоназм - греч. «излишество»
Главная суть; Ценные сокровища; Вернуться назад; Упал вниз; В мае месяце; Планы на будущее; Неиспользованные резервы; Так например; Сколько много

Слайд 9

Речевую избыточность порождает и соединение иноязычного слова с русским, дублирующим его значение.
Памятные сувениры; Необычный феномен; Первая премьера; Биография жизни; В конечном итоге; Мизерные мелочи; Народный фольклор; Свободная вакансия

Слайд 10

«Смесь французского с нижегородским»
Коллоквиум штормило. Схватились дискутанты. Один сказал: - Маркетинг! Другой отрезал: - Брифинг! А третий рявкнул: - Клиринг! – И грохнул кулаком. Так в нашем регионе Достигнут был консенсус Посредством плюрализма, Хотя и эксклюзивно, Но что весьма престижно – Без спонсоров притом! А. Пьянов

Слайд 11

Осторожно: полисемия!
На площадке перед школой вы увидите разбитые цветники. Это дело рук наших ребят На каждого члена кружка «Юный техник» падает по пять-шесть моделей. Вечер, посвященный русскому языку, будет проведен в субботу утром. Ваши замечания я прослушал. Мы теряемся на транспорте из-за отсутствия информации.

Слайд 12

Улыбнитесь!
Мыльные пузыри всегда жалуются, что их надувают. Нулей, которые знают свое место, - считанные единицы. Не бросайтесь словами - соблюдайте технику безопасности. Перья у писателя были - ему не хватало крыльев. Жаль, что и близкие порой бывают недалекими.



Понравилась статья? Поделитесь ей