Рефрейминг организации. Рефрейминг в психологии – что это такое, упражнения, примеры
В своей популярной классической работе Ли Болмэн и Терренс Дил учат пользоваться могущественным инструментом рефрейминга. Взяв лучшее из литературы по организациям, авторы развили всеобъемлющий подход, позволяющий оценивать ситуации с разных позиций.
Их четыре фрейма рассматривают организации как заводы, семьи, джунгли и театры или храмы:
Структурный фрейм: как организовывать и структурировать группы и команды для получения результатов.
Фрейм человеческих ресурсов: как приспосабливать организации к удовлетворению человеческих потребностей, совершенствовать управление персоналом и способствовать созданию позитивной межличностной и групповой динамики.
Политический фрейм: как управляться с властью и конфликтом, строить коалиции, оттачивать политическое мастерство и уделять внимание внутренней и внешней политике.
Символический фрейм: как формировать культуру, которая придает работе целеустремленность и смысл, режиссировать организационную драму для своих и чужих и воспитывать командный дух посредством ритуала, церемонии и истории.
Ядром книги является учение о рефрейминге, являющемся инструментом для отыскания новых возможностей и альтернатив в сбивающих с толку и тревожащих ситуациях. Авторы показывают, как множественные фреймы дают лидерам преимущество в расшифровке организационной сложности. В книге освещаются современные разработки и исследования организаций и лидерства, даются новые примеры ситуаций из таких организаций, как eBay, Enron, Harley-Davidson, Управление пожарной охраны Нью-Йорка и Корпус морской пехоты США. Книга знакомит с «Величайшими хитами организационной теории», текстовыми блоками, которые подкрепляют авторскую концепцию.
Исследование богато проиллюстрировано примерами географического, культурного и полового многообразия.
Издательство: Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, 2005 г.
ISBN 5-315-00035-4
Количество страниц: 496.
Содержание книги «Рефрейминг организаций. Артистизм, выбор и лидерство»:
- 11 ПРЕДИСЛОВИЕ
- 20 АВТОРЫ
- ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ЛОГИКА ОРГАНИЗАЦИЙ
- 25
ГЛАВА 1. ВВЕДЕНИЕ. СИЛА РЕФРЕЙМИНГА
- 27 Достоинства и недостатки организованной деятельности
- 28 Проклятие беспомощности
- 30 Стратегии улучшения организаций: послужной список
- 32 Теоретическая база
- 34 Фреймы и рефрейминг
- 40 Заключение
- 42
ГЛАВА 2. ПРОСТЫЕ ИДЕИ, СЛОЖНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ
- 47 Свойства организаций
- 49 Организационное обучение
- 52 Обуздание неопределённости и сложности
- 57 Часто встречающиеся ошибки при изучении организаций
- 62 Заключение
- ЧАСТЬ ВТОРАЯ. СТРУКТУРНЫЙ ФРЕЙМ
- 65
ГЛАВА 3. КАК СТАТЬ ОРГАНИЗОВАННЫМ
- 67 Исходные структурные положения
- 67 Истоки структурного метода
- 68 Структурные формы и функции
- 71 Основные структурные противоречия
- 72 Вертикальная координация
- 73 Горизонтальная координация
- 78 McDonald"s и Гарвард: структурная странная парочка
- 80 Структурные императивы
- 89 Заключение
- 90
ГЛАВА 4. СТРУКТУРА И РЕСТРУКТУРИРОВАНИЕ
- 91 Структурные дилеммы
- 95 Виды организационных структур
- 104 Типичные вопросы реструктурирования
- 106 Зачем реструктурировать?
- 107 Как работает реструктурирование: три примера
- 113 Заключение
- 115
ГЛАВА 5. ОРГАНИЗАЦИЯ ГРУПП И КОМАНД
- 117 Задачи и взаимосвязи в малых группах
- 121 Работа в команде и взаимозависимость
- 126 Структура команды и наилучшее исполнение
- 128 SATURN: история, стоящая за историей
- 130 Заключение
- ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. ФРЕЙМ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ РЕСУРСОВ
- 135
ГЛАВА 6. ЛЮДИ И ОРГАНИЗАЦИИ
- 137 Исходные положения относительно человеческих ресурсов
- 138 Человеческие потребности
- 139 Какие потребности имеют люди?
- 140 Теория Х и теория Y
- 141 Личность и организация
- 147 Человеческие способности и новый трудовой контракт
- 149 Тощий и скромный: больше выгод, чем издержек?
- 152 Инвестиции в людей
- 154 Заключение
- 156
ГЛАВА 7. УЛУЧШАЯ УПРАВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ
- 158 Построение и внедрение в жизнь философии человеческих ресурсов
- 160 Нанимайте правильных людей: знайте, чего вы хотите, и будьте разборчивы
- 160 Удерживайте служащих
- 165 Инвестируйте в работников
- 166 Наделяйте служащих полномочиями
- 176 Продвигайте многообразие
- 177 Сведение воедино: TQM и NUMMI
- 180 Достижение цели: тренинг и развитие организации
- 182 Заключение
- 183
ГЛАВА 8. МЕЖЛИЧНОСТНАЯ И ГРУППОВАЯ ДИНАМИКА
- 185 Межличностная динамика
- 193 Стили управления
- 195 Группы и команды в организациях
- 203 Заключение
- ЧАСТЬ ЧЕТВЁРТАЯ. ПОЛИТИЧЕСКИЙ ФРЕЙМ
- 207
ГЛАВА 9. ВЛАСТЬ, КОНФЛИКТ И КОАЛИЦИЯ
- 210 Основные политические положения
- 214 Организации как коалиции
- 216 Власть и принятие решений
- 221 Конфликт в организациях
- 223 Моральные лабиринты: политика преуспевания
- 225 Заключение
- 226
ГЛАВА 10. РУКОВОДИТЕЛЬ КАК ПОЛИТИК
- 229 Политические навыки
- 239 Нравственность и политика
- 243 Заключение
- 244
ГЛАВА 11. ОРГАНИЗАЦИИ КАК ПОЛИТИЧЕСКИЕ АРЕНЫ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ДЕЯТЕЛИ
- 249 Организации как арены
- 252 Организации как политические деятели
- 262 Заключение
- ЧАСТЬ ПЯТАЯ. СИМВОЛИЧЕСКИЙ ФРЕЙМ
- 265
ГЛАВА 12. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА И СИМВОЛЫ
- 266 Исходные символические положения
- 267 Организации как культуры
- 270 Символы организации
- 292 Заключение
- 293
ГЛАВА 13. ОРГАНИЗАЦИЯ КАК ТЕАТР
- 295 Институционная теория
- 298 Организационная структура как театр
- 301 Организационный процесс как театр
- 308 Заключение
- 310
ГЛАВА 14. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА В ДЕЙСТВИИ
- 311 Источники успеха группы «Орёл»
- 312 Ведущие принципы
- 321 Заключение
- ЧАСТЬ ШЕСТАЯ. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРАКТИКИ ЛИДЕРСТВА
- 325
ГЛАВА 15. ОБЪЕДИНЯЯ ФРЕЙМЫ
- 326 Жизнь с точки зрения менеджера
- 327 Через фреймы: организации как множественные реальности
- 331 Подбор фреймов к ситуации
- 334 Успешные руководители и организации
- 341 Заключение
- 342
ГЛАВА 16. РЕФРЕЙМИНГ В ДЕЙСТВИИ. ВОЗМОЖНОСТИ И ОПАСНОСТИ
- 343 Структурный фрейм
- 346 Фрейм человеческих ресурсов
- 348 Политический фрейм
- 350 Символический фрейм
- 352 Выгоды и риски рефрейминга
- 354 Рефрейминг для новичков и посторонних
- 354 Заключение
- 355
ГЛАВА 17. РЕФРЕЙМИНГ ЛИДЕРСТВА
- 357 Идея лидерства
- 358 Контекст лидерства
- 359 Что мы знаем о хорошем лидерстве?
- 364 Пол и лидерство
- 368 Рефрейминг лидерства
- 384 Заключение
- 385
ГЛАВА 18. РЕФРЕЙМИНГ ИЗМЕНЕНИЙ. ПОДГОТОВКА, ПЕРЕСТРОЙКА, ПЕРЕГОВОРЫ, СКОРБЬ И ДВИЖЕНИЕ ВПЕРЁД
- 386 Общепринятый сценарий перемен
- 389 Изменения и обучение
- 392 Изменения и перестройка
- 394 Изменения и конфликт
- 396 Перемены и потери
- 401 Стратегия перемен
- 402 Команда «Зебра»: конец рассказа
- 410 Заключение
- 411
ГЛАВА 19. ЭТИЧЕСКИЙ И ДУХОВНЫЙ РЕФРЕЙМИНГ
- 413 Душа и духовное начало в организациях
- 417 Завод: превосходство и авторство
- 419 Семья: забота и любовь
- 420 Джунгли: власть и справедливость
- 422 Храм: вера и смысл
- 424 Заключение
- 425
ГЛАВА 20. СОЕДИНЯЯ ВСЁ ВОЕДИНО. ПЕРЕМЕНЫ И ЛИДЕРСТВО В ДЕЙСТВИИ
- 434 Структурные проблемы и варианты выбора
- 436 Проблемы человеческих ресурсов и варианты выбора
- 437 Политические проблемы и варианты выбора
- 439 Символические проблемы и варианты выбора
- 445 Заключение: процесс рефрейминга
- 446
ГЛАВА 21. ЭПИЛОГ
- 447 Приверженность основным убеждениям
- 448 Многофреймовое мышление
- 451 ПРИЛОЖЕНИЯ
- 457 ПРИМЕЧАНИЯ
8 Общий
Рецензия getAbstract
Представьте, что вы находитесь в кабинете окулиста и смотрите на проверочную таблицу через линзу. Буквы расплываются, но врач меняет линзу, и вы уже можете разобрать верхний ряд. Линза за линзой – вы видите все лучше, и вот наконец перед вами предстает вся таблица. Специалисты по организационному поведению Ли Болмэн и Терренс Дил предлагают вам специальные “линзы” для анализа систем, процессов и взаимоотношений в организациях. Их шестисотстраничный труд – пятое издание признанного отраслью учебника – не назовешь легким чтивом, зато вы найдете в нем массу полезных фактов и идей, изложенных понятным языком и проиллюстрированных множеством примеров. getAbstract рекомендует этот без преувеличения классический труд по эффективному управлению руководителям компаний и организаций самых разных отраслей, предпринимателям, студентам, а также всем, кто хочет понять, каким образом управляются современные организации.
Из краткого содержания книги вы узнаете:
- Что такое фреймы, фрейминг и рефрейминг;
- Какие четыре фрейма помогут анализировать ситуацию в организации;
- Как их можно использовать для успешного управления компанией.
Об авторах
Ли Болмэн возглавляет кафедру лидерства в Школе бизнеса и государственного управления в Университете Миссури. Теренс Дил является соавтором 23 книг по вопросам управления организациями и лидерства.
Что такое фреймы и рефрейминг
Банкротство Enron было полной неожиданностью – она считалась очень успешной компанией. В ходе судебного разбирательства руководители Enron упорно отрицали свою вину. Они утверждали, что крах вызвали силы, о существовании которых они не подозревали. Руководители стали жертвами “проклятья неведения”. Они считали, что контролируют ситуацию, ведут компанию к победе, а на самом деле вели ее к гибели. Уверенные, что они лучше и умнее всех остальных, они неправильно интерпретировали происходящее.
Это распространенная проблема. На определенном этапе руководители компаний вдруг начинают совершать непростительные ошибки. Исследование, проводившееся в 2006 году, показало, что “около половины известных руководителей высшего звена, которых нанимают компании, терпят провал в течение двух лет”. Почему? Потому что любой человек начинает совершать ошибочные действия, когда имеет ошибочное представление о ситуации. Избежать этого позволит рефрейминг.
Рефрейминг – метафорический метод «помещение картины в новую рамку», разработан Ричардом Бендлером и Джоном Гриндером. Любая проблема, ситуация или кризис имеют в основе позитивный ресурс, рефрейминг помогает переосмыслить и увидеть происходящее в новом контексте.
Что такое рефрейминг?
Рефрейминг (англ. frame – рамка) – набор приемов в современной позитивной психологии, обозначающий перестройку или переосмысление восприятия, поведения, мышления и в результате избавление от деструктивного (тревожного, невротического, зависимого) поведения. Метод рефрейминга широко применяется и в бизнес-технологиях, помогая вывести организацию на новый уровень развития.
Виды рефрейминга
Рефрейминг личности проводится с помощью речевых стратегий, влияние слова и попадание в карту ценностей человека изменяет его представление о своих качествах, сложившейся негативной ситуации. Существует два вида рефрейминга:
- Рефрейминг контекста . Прием, помогающий увидеть поведение, ситуацию, качество через придание нового смысла, например, где нежелаемое поведение, привычка приемлемы, а где нет. Изменив контекст, меняется подход к содержанию.
- Рефрейминг содержания . Утверждению или сообщению придается другой смысл за счет акцента внимания на другую часть содержания. Эффективность данного вида рефрейминга полностью зависит от понимания того, что конкретно содержит в себе заявленная проблема.
Рефрейминг в психологии
Поведенческая и позитивная психотерапия – рефрейминг используют для смены у человека восприятия и формирования у него новых точек зрения. Психолог предлагает взглянуть человеку на свою ситуацию, просит при этом представить что ситуация это картина, на которую можно взглянуть «обрамляя» ее в разные рамки. Психологический рефрейминг – терапевтические эффекты:
- активизации личности клиента;
- задействование творческой составляющей;
- снижение эмоционального напряжения;
- формирование альтернативной формы поведения взамен невротической.
Рефрейминг в менеджменте
Рефрейминг в современной организации – это сдвиг устоявшегося фрейма чем оно является и в перспективе как еще может развиться. Положительные эффекты использования рефрейминга в менеджменте:
- помогает руководителям различных уровней интегрировать лучшие методы управления;
- привлекать лучших специалистов;
- мотивировать сотрудников на выполнение качественной работы;
- раскрывает корпоративный потенциал;
- формирует у сотрудников новое видение и желание меняться, чувство преданности организации.
Рефрейминг в продажах
Что такое рефрейминг в продажах знает каждый успешный продавец. Покупатель при этом видит свои выгоды, для продавца – это способ по-новому увидеть товар и мотивировать себя на новые достижения в продажах. Варианты рефрейминга:
- акцент на выгоде («на товар нет скидки, но зато в нашем магазине самые низкие цены на этот продукт»);
- альтернативные вопросы – продавец обращает внимание покупателя на достоинствах товара, услуги (зачем переплачивать за бренд, когда можно купить подобный продукт по приемлемой цене и больших функциональных возможностях).
Техника рефрейминга
Шестишаговый рефрейминг – техника считающаяся универсальной в НЛП, помогает работать с любой проблемой укладывая в шесть шагов. Практика простая и частом выполнении закрепляется на бессознательном уровне. Положительные эффекты от практики:
- вырабатывает новое, более продуктивное поведение;
- человек начинает видеть новые возможности там, где раньше не допускал их;
- переоценка событий убирает тревожность, позволяет смотреть на жизнь с оптимизмом.
6 шаговый рефрейминг
Шестишаговый рефрейминг, выполнение техники:
- Формулировка и озвучивание проблемы, так как она видится. В качестве примера можно взять нежелательную привычку или поведение и обозначить это буквой, цифрой или цветом.
- Установление контакта с частью личности (бессознательным), ответственной за привычку. Можно спросить: «Я хочу пообщаться с той частью себя, которая ответственна за привычку». Важно определить сигнификаторы общения, что это будет, ответы «да» и «нет» или ощущения в теле.
- Определение позитивного намерения. Здесь вопрошается, позволит ли эта часть узнать чего она хочет достичь для себя позитивного через нежелательное поведение или . Если ответ «да», можно продолжить задавать вопросы: «Если бы у тебя были другие не менее эффективные способы реализовать намерение, захотела бы их попробовать? Если ответ «нет», важно спросить у себя: «Верю ли я, что мое подсознание имеет позитивное намерение, даже если не хочет сообщить мне это сейчас?»
- Обращение к творческой части. Кроме той части, что создала нежелательное поведение, есть творческая. Важно попросить первую, управляющую поведением сообщить позитивное намерение творческой. При ответе «да», человек обращается к творческой части с просьбой создать не менее 3 новых полезных форм поведения и сообщить об этом управляющей нежелательным поведением.
- Достижение договоренности. Спросить у своей части управляющей поведением, не хочет ли она воспользоваться одной из новых форм. Ответ «да» – бессознательное приняло альтернативу, если «нет», можно сказать этой части, что она может воспользоваться старым способом, но вначале пусть попробует новые.
- Проверка на экологичность. Спросить бессознательное, есть ли другие части, которые против или хотят присоединиться к новым формам поведения. Молчание – знак согласия.
Рефрейминг – упражнения
Приведенные ниже упражнения можно делать как в группе, так и самостоятельно. Рефрейминг – практические упражнения:
- «Другой эпитет». Упражнение в группе из 3 – 4 человек. На листе бумаги написано не менее 20 качеств (авантюрист, беспутный, высокомерный, жадина, изверг). Цель группы найти противоположный по смыслу рефрейминг к каждому качеству, например: обжора – гурман, любящий вкусно покушать, знающий толк в еде.
- «Я слишком….». Упражнение полезно для самостоятельного разбора. На листке бумаги надо выписать не менее 10 своих качеств, которые кажутся недостатками, например: «Я слишком… ленив / доверчив / чувствителен / раздражителен». Написать напротив каждого утверждения новое с положительным аспектом (поместить качества в другое обрамление). Проанализировать, что изменилось в восприятии.
Рефрейминг – примеры
Для каждого человека в разных ситуациях можно обнаружить свой рефрейминг, что работает для одних, других может не цеплять. Позитивный рефрейминг рассчитан на то, что человек, пребывавший до этого в унынии, чувства отсутствия перспектив меняет точку зрения и начинает понимать, что все, происходящее с ним имеет смысл. Примеры рефрейминга из практики НЛП-специалистов:
- Руководитель слишком требователен и придирчив, (негативный контекст). Положительный контекст: все понятно и четко, знаешь что делать, быстрее учишься и похвала всегда заслужена.
- Отсутствие карьерного роста (негативный контекст). Позитивный рефрейминг: меньше ответственности и отчетов перед руководством, нет зависимости от других, не надо разбирать конфликты, проблемы и засиживаться до позднего вечера.
- Очень шумные, неугомонные дети (негативный контекст). Рефрейминг ситуации в положительном аспекте: дети свободны от каких-либо комплексов, жизнерадостны и проявляют себя (родителям делается акцент – это их заслуга, что дети естественно и жизнерадостно ведут себя).
Рефрейминг – книги
Бендлер Ричард «Рефрейминг: ориентация личности с помощью речевых стратегий» – эту книгу, написанную в соавторстве с Джоном Гриндером по праву можно считать учебником № 1 по рефреймингу. Литературы исчерпывающей данную тематику на сегодняшний день, не так много:
- «Reframing: NLP And The Transformation Of Meaning» Richard Bandler . Книга Р. Бендлера в оригинале, для тех, кто не любит читать в оригинале.
- «Как превратить кризис в выигрыш или провести рефрейминг ситуации» Вестник НЛП № 26. А.А. Плигин . Полезные техники по преодолению кризисных ситуаций.
- «Рефрейминг организаций. Артистизм, выбор и лидерство» Ли Д. Болмэн, Терренс Е. Дил . В книге даны инструменты, с помощью которых лидеры могут вывести свое предприятие на качественно новый уровень, преодолеть кризис.
- «НЛП-рефрейминг. Как изменить реальность в свою пользу» . Хрестоматия по рефреймингу, в которую вошли произведения знаменитых НЛП-практиков.