Контакты

Технология золочения сусальным золотом с использованием средств на масляной основе (на мордан, на микстьен). Особенности золочения сусальным золотом Как наносить сусальное золото

Золото - это уникальный материал, который подарила человеку природа. Золото является одновременно минералом, химическим элементом и благородным металлом.

Позолота или золочение, серебрение - нанесение на предмет тонкого слоя золота или серебра (от долей мкм до неск. мкм) в декоративных, защитных или защитно-декоративных целях.

Техники золочения

Огневое золочение или ртутное золочение

Считается наиболее древней техникой золочения. На Руси этот способ носил название жжёного злата. Широко использовалось на Руси с IX века. Способ представляет собой прокаливание растворённого в ртути высокопробного золота (амальгамы) до полного испарения ртути. Этот способ позволяет золоту прочно соединиться с покрываемым металлом. Обычно такая позолота держится более 100 лет.

Эта технология была широко распространена в архитектуре, способ применялся при наружных позолотных работах – золочение куполов, фонтанов, мостовых и балконных решеток. Наиболее известное: позолота куполов Исаакиевского собора Санкт-Петербурга (1838-1841) и шпиль колокольни Петропавловского собора в Санкт-Петербурге был вызолочен огневым способом в 1735 и 1744 году.

Ещё одним из направлений использования огневого золочения являлась одноимённая техника иконописи на металле. Одним из самых известных памятников этой техники являются Златые врата Рождественского собора в Суздале.

Золочение этим способом даёт высокую коррозионную стойкость, но при этом он обладает очень высокой токсичностью.

Золочение, серебрение на масляной основе

Также на мордан, на микстьен, на отлип - применяется для золочения и серебрения металлических поверхностей (чугунные и кованные ограждения, купола, свинцовых фигур), гипсовых и каменных поверхностей, а также для интерьерного золочения. Сегодня золочение на мордан – наиболее применяемый способ. Используется как в интерьерных, так и экстерьерных работах. Золочение морданным способом придает поверхности эффект бархатистости и матовости.

Позолота на "гульфарбу"

Применяется на всех грунтах по дереву, по полотну, стеклу и металлу. Гульфарба составляется из лака-мордана с примесью небольшого количества оранжевого крона, растёртого на льняном масле. Крон к лаку примешивается как подкладка под золото, чтобы оно имело более сильный и глубокий тон. Место для позолоты тщательно подготовляется, так чтобы поверхность, на которую будет накладываться золото, была ровная и чистая. Дальше эти места прокрашиваются кистью жирным слоем гульфарбы и затем просушиваются. Надо довести просушку гульфарбы до небольшого отлипа, тогда золото будет хорошо к ней приставать и будет иметь хороший блеск. Золото накладывается на гульфарбу лампемзелем, который поверх веерка слегка прижимается ватой. Полируют его не агатом, как позолоту на полимент, а слегка прижимая «притамповывая» и протирая тампоном ваты.

Золочение, серебрение на глиняной основе

Также на полимент - применяется для золочения и серебрения деревянных поверхностей (иконы, рамы) и только для интерьерного золочения. Это самый трудоемкий, длительный и дорогой вид золочения на всех его этапах. Его используют только высококвалифицированные мастера. Золочение на полимент применяют при отделке и реставрации мебели, картин, других предметов интерьера, а также сложных лепных украшений. Этот метод широко распространен в иконописи. Полимент составляют из разведённых в воде и растёртых сиены жжёной, охры и мумии. Засушенная смесь перед позолотой размачивался и разводился на томлёном яичном белке. С конца XVI в. таким составом покрывали левкас (грунт) под позолоту. В XVII в. полимент приготовляли из красной глины - болюса, мыла, воска, китового жира и яичного белка. Для того чтобы полимент имел сильный красно-коричневый тон, им прокрашивают по одному месту два-три раза. После просушки, когда полимент делается матовым, его стирают чистой суконкой, чтобы полиментная подготовка стала чистой, ровной и блестящей. Затем место, на которое будет накладываться золото или серебро, кистью смачивается сорокаградусной водкой, наполовину разбавленной водой. Золочение на полимент дает наибольший художественный эффект: вызолоченная поверхность имеет блеск настоящего литого золота с глянцевым эффектом.

Водно-синтетическое золочение

Золочение с использованием средств на водной основе. Применяется для золочения и серебрения деревянных, гипсовых, металлических, полиуретановых и каменных поверхностях, в основном для интерьерного золочения. Используя материалы этой системы можно быстро получить необходимый «отлип», а также, при необходимости, восстановить его с помощью специального активатора. Поверхность после применения синтетических материалов приобретает отличное глянцевое покрытие, не требуя дополнительной полировки зубками.

"Чесночное" золочение

Один из древних русских способов золочения называется «чесночным». Из долек свежего чеснока механическим путем получают сок. Для удобства нанесения на него золота сок может быть разбавлен дистиллированной водой. Сок наносят мягкой кистью на подготовленную поверхность ровным слоем, когда он высохнет, его полируют. Просохший и отполированный слой увлажняют дыханием до появления отлипа. Затем сусальное золото переносят на поверхность и прижимают тампоном. Поверхность при таком золочении приобретает необычный блеск.

Материалы для золочения

Сусальное золото


Сусальное золото и серебро (сусаль) - тончайшие листы чистого золота, серебра (около 0.1-0.25 микрона) наклеиваемые на изделие в декоративных целях. Использование сусального золота, серебра - это единственный практичный метод позолоты и серебрения разнообразных предметов, особенно масштабных объектов вроде куполов или статуй. По мере развития архитектуры и художественного искусства мастера всегда применяли сусальное золото как особый вид декора. и мебели сусальным золотом, серебром, использовалось мастерами-позолотчиками при оформлении императорских дворцов и особняков. Этот метод остаётся популярным и сейчас, поскольку отдаёт в руки мастеру полный контроль над процессом золочения. Золочение сусальным золотом являлось неотъемлемой частью иконописи на протяжении всего ее многовекового существования. Начиная с первых икон, мастера использовали все основные приемы золочения. Настенная роспись в храмах сочеталась с золочением, также применялось золочение и роспись мебели, золочение и роспись лепнины в домах аристократии. От выбранной техники нанесения сусального золота, серебра зависит блеск поверхности, ее долговечность, а также сама процедура золочения и набор материалов. Однако любой метод золочения требует огромного мастерства в выполнении каждой операции. Искусные детали рождаются после тщательнейшей работы мастера-позолотчика и могут служить десятилетиями.

Чтобы изготовить 100 грамм сусального золота, нужно переплавить более 200г. золота, выход чистого продукта - всего 45%. Стоимость этого материала очень высокая. Именно поэтому применение сусального золота и серебра зачастую нецелесообразно.Тем более, что вместо этого дорогостоящего материала можно использовать его имитацию - поталь.

Поталь


Поталь - это материал, имитирующий сусальное золото, серебро, но не содержащий в своём составе драгоценных металлов. Поталь – фольга из сплава металлов, а именно меди и цинка (цвет золото) или цинка, мельхиора, нейзильбера с алюминием (цвет серебро), имитирует настоящее сусальное золото и серебро, выглядит также дорого и эффектно. Основные цвета потали - золото, серебро, медь и бронза. Золото бывает трех оттенков: #2, #2.5, #3. Также существуют различные оксиды потали: золотые, серебряные, медные и бронзовые. Поталь используют для украшения как самого помещения, так и элементов мебели и декора. Золочение и серебрение поталью используют итальянцы при декорировании мебели. При декоре лепнины используется золочение поталью, в сочетании с росписью и патинированием лепнины.

Золочение твореным золотом


Золочение твореным золотом часто встречается на мелких антикварных предметах, особенно росписи. Метод этот необходим при реставрации миниатюр измельченного рисунка, широко применяется в иконописи. Мастера-позолотчики выполняют золочение твореным золотом на полименте, но операции несколько отличаются от обычного клеевого золочения. Перед полиментовкой готовят раствор на желатиновом клее. А на покрытую полиментом поверхность накладывают бронзовую пудру под цвет золота и дают высохнуть. После с помощью беличьей кисти покрывают поверхность смесью гуммиарабика и золотой пудры. Обработанные таким образом предметы приобретают мягкую, нежную поверхность, отсвечивающую золотом.

Бронзирование


Бронзирование детали – означает покрытие поверхности особым металлическим порошком – бронзовой пудрой. Это решение чаще осуществляется морданным способом, а также с помощью других лаков. Когда при выполнении работ появляется необходимый «отлип», мягкой кистью наносится бронзовый порошок, который хорошо пристает к липкой поверхности.

Жидкий металл

Жидкие металлы становятся все более популярными на современном рынке благодаря высокому качеству покрытий, которое они обеспечивают проектам. Это принципиально новая технология покрытия любой твердой поверхности натуральным металлом. Жидкий металл является твердым металлическим покрытием на 95% состоящим из металлического порошка. Металлический порошок и полимерное связующее объединяются во время химической реакции для получения металлического композита, холодного жидкого металла. После отверждения продукт обладает всеми характеристиками литой металлической детали, включая текстуру, блеск, теплопроводность, магнитные свойства, эффекты старения и окисления.

Золочение, серебрение, сегодня эта услуга является одной из самых востребованных, причем это касается не только гипсовой лепнины и мебели, но и многих других вещей, окружающих нас.

Современное покрытие позолотой или серебром - технологичный и трудоемкий процесс, который непрерывно совершенствуется для достижения лучшего результата. Процесс требует профессиональных навыков специалистов, поскольку технология очень сложна и состоит из нескольких сложных этапов. Здесь практически не допускаются ошибки, ведь используемые в работе материалы весьма дороги и требуют безупречный результат с первого раза.

Стоимость каждого заказа согласуется индивидуально с клиентом после осуществления замеров изделия и определения сложности нанесения покрытия.

Играющие на солнце купола церквей, величественные обрамления икон, роскошные ручки и накладки на мебели – все эти детали чаще всего изготавливают, с использованием техники золочения поверхности. Сусальное золото, представляющее собой тончайшие листы металла, позволяет придать любой поверхности вид изысканной и богатой старины. О том, как создаются шедевры из этого уникального материала, какие существуют для этого техники, пойдет речь в данной статье.

Сусальное золото: что это такое?

Название тонких золотых пластин золота, которые используются для украшения куполов и внутреннего убранства церквей, отдельных элементов декора (статуэтки, вазы) и мебели произошло от слова «сусаль», что дословно переводится, как «лицо» или «лицевая сторона».

Действительно, сусальным золотом покрывают внешние поверхности изделий, чтобы придать им роскошный вид. Первое упоминание сусального золота встречается в рукописях Северного Китая, которым насчитывается более 1 700 лет.

Если ранее листы сусального золота производились вручную, то теперь этот процесс осуществляется в рамках заводского производства. Состоит он из следующих этапов:

  • Брусок золота (или его сплава с другими металлами) размерами 20*5*1 см посредством специального станка раскатывают в тонкую полоску длиной в 30 метров;
  • Полученный пласт нарезается на отдельные квадраты, которые укладываются между листами бумаги (так называемые книжки) по 100-300 штук;
  • Книжку помещают под тяжелый молот, которые еще сильнее расплющивает и без того тонкие пластины.

Стоит отметить, что золото – металл мягкий и эластичный. Это позволяет создавать тончайшие листы без разрывов и трещинок. В готовом виде пластины сусального золота могут иметь вид:

  • Свободного золота (отдельные листы тончайшего полотна);
  • Трансфертного золота (наклеиваются на шелковую бумагу или кальку).

При изготовлении сусальных листочков из возникает одна проблема: материал слишком активно реагирует на воздействия окружающей среды. По этой причине сусальное золото чаще всего изготавливают из золотых сплавов (особенно, когда речь идет о куполах церквей). В некоторых случаях используют также поталь – металлическую имитацию золота.

Техники нанесения сусального золота

Вплоть до середины прошлого века золочение поверхностей было искусством, доступным лишь узкой группе опытных мастеров. Однако ныне создание специальных составов для обработки поверхностей, технологий и инструментов позволило существенно облегчить этот процесс, хотя до сей поры он считается крайне трудоемким.

В общем виде выделяют две основные техники создания сусального золота, а именно:

  • Масляное или матовое золочение – считается наиболее простым способом нанесения позолоты, при котором она способна без труда выдерживать воздействие внешней среды;
  • Клеевое или полиментное золочение предполагает применение более сложной и многоступенчатой технологии, которая отлично подходит для древесины и полиуретана.

Целесообразно подробнее рассмотреть каждую из приведенных выше техник нанесения сусального золота.

В первом случае процесс создания золоченой поверхности предполагает осуществление таких мероприятий:

  • На подготовленную сухую поверхность наносится акриловый грунт в три слоя (каждый из предварительно просушивается перед нанесением следующего);
  • Тщательно высушенная плоскость подвергается шлифовке абразивной бумагой, после чего на нее накладывается слой шеллака;
  • На просушенную поверхность наносится слой масляной эмульсии, на которую и накладывается золотой лист и разравнивается кистью.

Через сутки после проведения описанных выше работ листы сусального золота шлифуются хлопковой тканью. Стоит отметить, что при масляном золочении получается золотая матовая, а не блестящая поверхность.

Во втором случае – процедура золочения занимает больше времени и требует значительное количество усилий. Примечательно, что эта сложная технология была разработана еще в 16 веке. Она включает такие этапы:

  • На подготовленное полотно (чистое и отшлифованное) наносится рыбий клей, нагретый до 50 градусов;
  • Поверх высохшего клея наносится левкас в 4-7 слоев (каждый из них должен высохнуть перед наложением следующего);
  • Для склеивания пыли на просушенную поверхность наносится шеллак, а затем полимент в 3-4 слоя;
  • После того, как все слои тщательно просохнут их потребуется отшлифовать абразивом и протереть льняной тканью;
  • Смочить золотой лист следующим составом — 1/3 спирта и 2/3 воды, после чего наложить на поверхность и прижать хлопковой тканью.

Через 8-12 часов после золочения можно натереть поверхность изделия тканью и отполировать агатовым зубцом. После такой обработки золоченая поверхность становится блестящей и глянцевой.

Стоит отметить, что полимент представляет собой особую смесь в состав которой входят глина, мыло, пчелиный воск и китовый жир.

Таким образом, создать изысканную золоченную поверхность из сусального золота несложно. При этом для защиты от внешних воздействий после полировки на нее наносится слой стойкого прозрачного лака. Дальнейшая эксплуатация позолоченного изделия сводится к его чистке (без использования агрессивных составов) и натиранию мягкой ветошью.

Реставрация и восстановление

ЗОЛОЧЕНИЕ СУСАЛЬНЫМ ЗОЛОТОМ И ПОТАЛЬЮ

Есть несколько методов золочения, но наиболее широко распространённый и доступный на сегодняшний день - покрытие специально подготовленной поверхности сусальным золотом или поталью. Эту технику золочения освоить нелегко, но даже имея мало опыта, вы можете применять его, получая довольно хорошие результаты. Однако для достижения совершенства в работе с поталью или сусальным золотом потребуется богатый опыт. Эта техника из-за деликатности материала (тончайшие листы сусального золота или потали) довольна трудна, но чрезвычайно увлекательна.

Технология золочения включает в себя несколько этапов, которые могут занять у вас не один день, прежде чем вы увидите законченную работу, но результат золочения, безусловно вознаградит вас за терпение. Особенно если это касается восстановления произведения искусства, в которое вы сможете вдохнуть новую жизнь. Процесс золочения остаётся неизменным с незапамятных времён, с той лишь разницей, что современные технологии позволили изготавливать листы сусального золота не в ручную, с помощью деревянных колотушек, а в промышленных масштабах на современном высокотехнологичном оборудовании. На смену золоту всё чаще приходить поталь, которая представляет собой листы других металлов или сплавов, имитирующих золото (например, меди с цинком или алюминия для замены серебра).

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ЗОЛОЧЕНИЯ

  • Сусальное золото и поталь. «Сусальное» произошло от слова «сусаль» - «лицо», лицевая сторона, поверхность. Настоящее сусальное золото получают путем отбивания стопки тонких золотых квадратиков, переложенных внутренней оболочкой бычьих кишок на гладкой гранитной плите слегка выпуклым молотком, добиваясь необходимой толщины отдельных листков, а затем «ковкой» между двумя слоями кожи, что делает его очень тонким и легким в обращении. Тон золота будет зависеть от цвета фона, на котором расположен лист, цвета болюса (грунтовки). Могут использоваться болюсы жёлтого, красного или чёрного цветов. Сусальное золото поставляется в буклетах по 25 листов 9х9 см. Идеально подходит для восстановления и золочения деревянных изделий. Поталь представляет собой имитацию сусального золота и изготавливается из сплава меди с цинком или другими металлами. Поставляется в книжках по 25 листов размером 14х14 см.
    Использование сусального золота и потали.

    Существуют различные системы работы с поталью или сусальным золотом. Самый простой для начинающих способ - положить на открытую книжку специальную кожаную подушку, перевернуть их вместе, и затем убрать книжку, после чего лист потали или сусального золота останется на подушке. Можно также перевернуть открытую книжку на кожаную подушку листом вниз, следя за тем, чтобы лист потали не выпал, и убрать книжку. Однако этот способ требует определённого навыка.

    Ещё один способ. Откройте книжку, положите нож на среднюю часть листа, и тихонько дуйте под небольшим углом, чтобы свободная часть листа потали или сусального золота завернулась на нож, после чего перенесите лист потали или сусального золота на подушку. После того, как лист потали или сусального золота лежит на подушке, вы можете нарезать его на части необходимого размера и приступить к золочению, перенося специальной кистью лампензель частички золота на подготовленную поверхность.

  • Болонская известь (гипс), представляет собой хорошо отмученный мел (гидратированный сульфат кальция), который отличается особой тонкостью зерна, благодаря чему обладает исключительной пластичностью и мягкостью в работе.
  • Клей рыбный (желатин) изготавливается из плавательного пузыря некоторых видов рыб, таких как осетровые, а также из другого рыбного сырья. Желатин, как правило, продаётся в виде хлопьев, которые перед использованием необходимо замочить в воде в течение примерно 24 часов перед использованием. После размягчения необходимо окончательно растворить клей на водяной бане. В отличие от других клеев, при разведении водой он незначительно увеличивается в объёме. Желатин используется для наклеивания сусального золота на болюс.
  • Болюс - это глина, которая в частности служит основой для золота. На старой позолченной поверхности легко заметить основу, на которую было нанесено золото. Это может быть болюс красного (красная глина), жёлтого (сиенна природная) или чёрного цвета. Перед применением болюс вводят в предварительно подготовленный на водяной бане раствор с клеем из кожи кролика (300 грамм болюса в 900 грамм раствора), и добиваются лёгкой однородной текстуры. Болюс наносят с помощью мягкой кисти (идеально подходит соболиная) лёгкими движениями.
  • Клей из кожи кролика. Этот клей получают из кожи кролика, погружённой в ванну с известковой водой. Этот клей был известен еще с древних времён, пожалуй раньше,чем горячий костный клей. Это идеальный клей для деликатной подготовки поверхностей. Клей из кожи кролика растворяется в воде и нагревается на водяной бане в соотношении от 1 до 10 частей клея на 1 часть воды. Клей используется в горячем виде, однако его не следует доводить до кипения.

  • Стальная шерсть. Состоит из волокон очень тонкой стальной проволоки. «Стальная шерсть» используется для полировки различных поверхностей (дерево, гипс, металл, камень и т.д.), И во многих реставрационных отделочных работах. Идеально для удаления волосинок, которые образуется при обработке некоторых видов древесины после шлифования. В основном «стальная шерсть» используется для очень тонкой работы по очистке и полировке поверхности, чтобы получить идеальную поверхность для лучшей адгезии лакокрасочного покрытия. Вы можете использовать «стальную шерсть» всегда, когда не хотите рисковать оставить на поверхности царапины.

  • Латунный экран. Это тонкая латунная сетка (толщина 0,12 мм). Идеально подходит для точного шлифования поверхности при подготовке грунта для золочения сусальным золотом или поталью. Латунный экран также может быть использован в процессе восстановление позолоты, так как позволяет работать с небольшим элементом поверхности без повреждения существующих позолоченных поверхностей.
  • Краска для старения. Это жидкий концентрат на основе экстрактов битумных смол, которая придаёт поверхности красновато-коричневый налет, имитирующий антикварное дерево или старинную позолоту. Идеально подходит для придания «античности» позолоченным поверхностям.

ИНСТРУМЕНТЫ ДЛЯ ЗОЛОЧЕНИЯ

ТЕХНИКА ЗОЛОЧЕНИЯ

Наибольшая трудность в работе мастера при золочении состоит в зависимости от сроков выполнения работы и условий, в которых он трудится (воздух в помещении не должен быть пыльным). Поверхность, на которую будет наноситься поталь или сусальное золото должна быть постоянно чистой и обезжиренной.

Процесс золочения можно разделить на следующие этапы:

  • Подготовка основы (грунта);
  • Применение болюса;
  • Нанесение сусального золота (потали);
  • Полировка (финишная обработка);

Подготовка грунта с болонским гипсом

Подготовка грунта должна быть тщательной, с точным соблюдением технологии. От этого будет зависеть успех золочения и результат работ.

Изготовление грунта под золочение начинаем с подготовки клея из кожи кролика. Берём 100 граммов клея из кожи кролика и добавляем его в ванну с одним литром тёплой воды. Клею с водой надо дать постоять в течение 12 часов, чтобы дать клею впитать воду, после чего необходимо разогреть раствор на водяной бане и, помешивая, добиться полного растворения клея. После этого рекомендуется процедить полученный раствор. Таким образом мы получаем основу для грунта под золочение. Через 2 часа в раствор вводим 350 грамм болонского гипса, тщательно перемешиваем, и в горячем виде наносим на сухую поверхность, очищенную от пыли. После того, как мы полностью укрыли поверхность, предназначенную для золочения, наносим второй слой (при необходимости может быть нанесено до 5-6 слоёв грунта), каждый раз следя за тем, чтобы наносимый раствор был достаточно горячим.

Каждый слой необходимо обработать крупной шкуркой (120-180), чтобы удалить любые недостатки на поверхности. И, наконец, когда мы получаем достаточный слой грунта под золочение, последний, после грубой обработки, обязательно полируют. Стремясь восстановить точность краёв и канавок, а также для придания украшениям совершенного вида используют наборы скребков, чтобы можно было подобрать скребок максимально близко по форме адаптированный к обрабатываемой поверхности. В идеале мастеру для подготовки поверхности для золочения необходимо иметь скребки всех типов и форм.

После завершения грубой резьбы, необходимо снова шлифовать все поверхности, используя каждый раз наждачную бумагу все более и более мелкозернистую (280, 320, 400, и т. д.). На финишном этапе применяется «стальная шерсть» для получения идеально гладкой поверхности, качества «слоновая кость». Для защиты элементов, соседних с обрабатываемым участком поверхности, применяется латунный сетчатый экран. Цель этой подготовки грунта под золочение - изолировать лист потали или сусального золота от древесины, а также получение абсолютно гладкой поверхности качества слоновой кости для того, чтобы на этапе укладывания потали получить идеальный результат.

Теперь мы добрались до нанесения болюса.

Применение болюса

300 грамм болюса растворить в 900 мл воды и тщательно перемешать, следя за чтобы смесь приобрела однородную текстуру без комочков и включений, и не была при этом слишком водянистой. Болюс, так же как и грунтовка из болонской извести наносится в горячем виде достаточно толстой кистью, следя за тем, чтобы кисть не оставляла полос. Мы рекомендуем использовать для нанесения болюса кисть из беличьего или собольего волоса. Если вы развели болюс в правильной пропорции, после нанесения первого слоя вы должны видеть сквозь слой болюса белый цвет грунтовки.

Спустя 4 часа вы можете нанести второй слой болюса,стараясь не получить слишком большой толщины слоя, поскольку это может негативным образом повлиять на качество поверхности в процессе приработки потали или сусального золота. Особенно осторожным необходимо быть в наращивании слоёв болюса в углах и внутренних полостях. Обычно полное высыхание болюса происходит в течении нескольких часов, однако это может зависеть от сезона, влажности и температуры окружающего воздуха в помещении, где вы работаете.

Если вы хотите получить в итоге золотую поверхность с высоким глянцем, перед укладкой потали или сусального золота необходимо отполировать поверхность болюса агатом, чтобы сделать её идеально гладкой.

Наконец, все подготовительные работы закончены,и вы можете приступить непосредственно к нанесению потали, или сусального золота.

Нанесение сусального золота (потали)

Давайте начнем.

Осторожно откройте книжку с поталью или с сусальным золотом, перенесите один листок для золочения на специальную кожаную подушку одним из приведённых выше способов.

Помните! Поталь или сусальное золото должно в процессе работы контактировать только с ножом или с кистью, но никогда не с вашими пальцами, иначе вы просто уничтожите свою работу, поскольку частички пота с ваших пальцев губительны для потали и сусального золота.

С помощью специального стального ножа разделите листок потали на небольшие удобные для вас части. Это облегчит процесс переноса листиков потали на позолачиваемую поверхность и приклеивание потали к поверхности будет более аккуратным. Нож, с помощью которого вы будете разделять листик потали или сусального золота, должен быть изготовлен из стали, и быть при этом достаточно острым. В том месте, где вы собираетесь разрезать листочек потали, необходимо сделать небольшое движение вперёд и назад. Будте осторожны, чтобы не разрезать кожаную подушечку, на которой вы работаете. После того, как листик потали разделён на части, используйте кисточку лампензель для переноса потали на поверхность, подлежащую золочению.

Для золочения вы можете исползовать специальные клеящие составы или лаки, имеющиеся в продаже, или самостоятельно приготовить клей на основе желатина. Желатин предварительно замачивают, а затем нагревают на водяной бане. Клей в горячем виде наносится мягкой кистью на болюс в один проход. Прежде, чем клей поглотится поверхностью, с помощью кисти лампензель перенесите подготовленные кусочки потали или сусального золота на поверхность. Это здорово, видеть, как кусочки сусального золота ложатся на поверхность,и притягиваются под действием электростатического эффекта. Продолжайте эту операцию до тех пор, пока вся поверхность не станет золотой.

Несколько советов:

  • Поддерживайте левой рукой правую руку, в которой вы держите кисть при нанесении листочков потали;
  • При нанесении потали или сусального золота на криволинейные поверхности, следите за тем, чтобы размер укладываемых кусочков сусального золота или потали был не слишком велик;
  • При нанесении болюса, следите, чтобы паста была не слишком жидкая, и прежде чем укладывать золото, дайте ей хорошенько просохнуть;
  • Избегайте сквозняков при работе;
  • Если листик потали не очень хорошо держится на кисти лампензель, время от времени проводите кистью по волосам или лицу (на лице всегда есть тонкий слой жира, которого будет достаточно для нанесения на кисть);
  • Забудьте о времени (никогда не работайте в спешке);
  • Листики потали или сусального золота всегда должны укладываться с перехлёстом не менее 2 мм (особое внимание на углы) чтобы избежать разрывов;
  • Никогда не прикасайтесь к золотой поверхности пальцами, даже после того как основа полностью высохнет, и она станет единым целым с позолачиваемой поверхностью;
  • Любые дополнения недостающих частей или повторное нанесение потали в отдельных местах должны выполняться после полного высыхания золотой поверхности с величайщей осторожностью (потому что на уже существующей высохшей позолоченной поверхности, клей может оставить белые следы);
  • Никогда не работайте с поталью или сусальным золотом ночью, если хотите добиться наилучших результатов.

Полировка (финишная обработка).

И вот мы добрались до последней (но всё же не менее увлекательной) стадии работы: приработки потали или сусального золота с помощью инструмента на основе камня агата. В процессе приработки от золотой поверхности добиваются идеальной гладкости и блеска, подобного сиянию солнца. Также эта операция имеет функцию полного слияния листочков потали или сусального золота с поверхностью, на которую они уложены.

При работе агатом необходимо совершать поступательные движения по позолоченой поверхности в разных направлениях с одинаковым давлением так, что когда работа будет закончена, вы не будете видеть следы движений. Теперь возьмём кусок шерсти и быстрыми движениями «нагреваем» позолоченную поверхность, что придаёт золочению законченный и очень эффектный вид.

После того, как работа с поталью или сусальным золотом закончена, переходят к заключительной стадии - защите позолоченной поверхности от окисления (особенно это важно для поверхностей, где применялась поталь вместо сусального золота) и царапин. Идеально для этого подходит шеллак, однако можно использовать и другие виды лаков.

Для придания позолоченной поверхности более реалистичного состаренного вида, мы рекомендуем использовать краску для старения на основе битумных масел, которая может быть применена непосредственно в концентрированном или в разбавленном виде в зависимости от желаемого эффекта старения. С помощью кисти краска наносится на позолоченную поверхность, и затем немедленно удаляется с помощью ваты или тампона так, чтобы краска осталась только во впадинах и внутри изгибов. Это позволит получить очень реалистичный эффект старения позолоченной поверхности.

Издавна золотой цвет считается цветом роскоши и богатства. Золото по своим декоративным свойствам превосходит все остальные металлы. Отличается оно и высокой химической стойкостью, не окисляется на воздухе, в среде сероводорода и других газов. Не подвергается воздействию хлора и брома при нагревании до очень высоких температур. Это обеспечивает золоту широкое применение как в ювелирной отрасли промышленности, так и в ответственных технических деталях. В идеале, конечно, можно изготовить изделие целиком из золота, таким образом обеспечить себе все высокие показатели золота в области химической стойкости и неизменности во времени… но! Золото – металл мягкий и дорогостоящий… а значит, если необходимость получить изделие с декоративными и физико-химическими свойствами золота, но не такие дорогие и значительно более прочные, появляется необходимость в гальваническом золочении более прочных металлов.

Техника и способы нанесения золота на поверхность:

— сусальное золочение (наносим тонкую фольгу на любую поверхность с помощью клея);
— нанесение амальгамы золота с последующим отжигом (старинный метод);
— электрохимическое золочение, т.е нанесение покрытия под действием электрического тока;
— иммерсионное золочение, нанесение золота без приложения внешнего тока.
На нашем предприятии мы пользуемся только электрохимическим и иммерсионным золочением, т.к только эти методы нанесения являются достаточно безопасными и обеспечивают надлежащее качество покрытий*.

Нанесение гальванического покрытия золотом:

— чистое желтое золото (без легирующих добавок, чистота покрытия составит 999,9);
— желтое золото с малой добавкой кобальта в качестве легирующей добавки для большей твердости покрытия (чистота покрытия составит 999,0);
— красное золото, или русское золото. Имеет оттенок от медно-красного до бледно-розового, можно получить «итальянское» розовое золото (больше желтизны, чем в «русском»);
— зеленое золото, сплав золота и серебра (никеля).
— белое золото (процесс родирования).
Толщина гальванического золота может быть любой, верхнего предела толщины золочения нет, это заказчик решит сам, исходя из необходимой толщины золота и финансовых возможностей.
Будем рады помочь Вам в области гальванического золочение контактных групп, бижутерии, ювелирных украшений и сувениров.
Хотите узнать больше? Научиться делать золочение собственными руками? Телефон и электронная почта технолога на главной странице сайта.

Нанесение иммерсионного покрытия золотом:

Иммерсионное золочение применяется для деталей сложной формы. Гальваническое золото, хоть и обладает высокой рассеивающей способностью, иногда не может обеспечить качественное покрытие внутренних полостей трубок или сложнопрофильных деталей. В этом случае возникает необходимость в применении химического золочения. Особенностями этого процесса является постоянная толщина покрытия во всех точках поверхности изделия. Иногда покрытие можно выполнить только таким способом, например, при нанесении золота на детали саксофона (внутренняя полость труб обеспечивает «правильный» звук). Часто, иммерсионное золочение используется совместно с гальваническим золочением.

Стоимость золочения в Москве

Золото – есть золото, никогда оно не было дешевым, поэтому решение в пользу увеличения толщины золотого покрытия скажется на стоимости работы. Постараюсь показать на примере: 0,2 микрона золота называется у специалистов покрытием «в цвет», по достижении такой толщины цвет золота больше не меняется. Т.е если показать кому-то, например, два корпуса часов покрытых 0,2 мкм и 40 мкм соответственно, то ни один специалист не сможет на глаз определить толщину золочения! Конечно, если положить оба корпуса под стекло и никогда не доставать, они останутся «близнецами» на многие годы, но стоит начать носить такие часы, обладатель часов с покрытием 0,2 мкм очень скоро поймет, что носит дешевую вещь, а владелец часов с покрытием 40 мкм с гордостью подарит их своему сыну на пятидесятилетие.
На нашем предприятии Вы можете получить услугу по нанесению золотого покрытия различной толщины: так, для технологических деталей чаще всего используют покрытие по ГОСТу 3-9 мкм, в зависимости от требований, предъявляемых к детали. В некоторых случаях, толщина золотого покрытия должна быть 20-50 мкм. В подавляющем большинстве случаев для технических деталей, толщину золотого покрытия выбирают равной 6 мкм.

* Стоит отметить, что существует еще один способ получить на поверхности изделия «золотой» цвет – напыление нитрида титана. При этом мы получим неметаллическое непроводящее покрытие, имеющее золотистый цвет. Секрет в том, что на самом деле вещество нитрид титана не окрашено, а при нанесении его тонкой пленкой, толщина которой сравнима с длиной волны желтого цвета (565-590 нм), глаз видит желтый цвет покрытия. Говорят, что изделие в таком случае покрыто «под золото». Все дешевые сувениры, фурнитура, сантехнические изделия покрыты нитридом титана, а не золотом.

У нитрида титана нет физико-химических характеристик золота. У него нет стойкости во времени и неизменности по цвету. Пример старого покрытия нитридом титана – купол Храма Христа Спасителя в Москве, да и купола многих церквей по всей России. Со временем, красивый золотой цвет уходит (под действием осадков, испарений, механических повреждений), и переходит в красно-коричневый и зеленый оттенок. Восстановить цвет обратно невозможно! Единственный выход – переделать все заново, удалив старый нитрид. Таким образом, становится понятно, что покрытие нитридом титана хоть и похоже по цвету на золото, имеет ограниченный срок службы и ненадлежащее качество покрытия (даже в случае дополнительной обработки его лаком.

Для нас же самое нежелательное качество нитрида титана – это сложности с очисткой от него изделия. Нам часто приносят на «реставрацию» протертое покрытие нитрида титана, часто сам заказчик считает, что имеет дело с золотом, единственный способ сделать такую работу – удалить старые материалы, провести все подготовительные операции для процесса золочения (включая механическую обработку царапин и сколов), и провести золочение.

Наша компания оказывает услуги по нанесению золота на все поверхности и детали. В каждом отдельном случае, окончательная стоимость работы определяется после осмотра детали технологом и утверждения требований заказчика.

Ориентировочная стоимость работ приведена в таблице ниже:

Наименование услуги Стоимость, руб
Золочение техническое (более 3 мкм) от 6 руб/кв.см., 1 мкм
Золочение декоративное до 3 мкм от 8 руб/кв.см., 1 мкм
Золочение «розовое» под 585 пробу от 8 руб/кв.см., 1 мкм
Золочение «Италия» от 6 руб/кв.см., 1 мкм
Золочение «белое» (родирование) от 25 руб/гр изделия
Удаление золотого покрытия договорная
Реставрация золотого покрытия договорная

Примеры работ по золочению изделий:

Желтое золочение монет «Sochi 2014». толщина золота 0,5 мкм.

Стоимость покрытия одной монеты составила 60 рублей, при партии 1000 шт. Гарантии на истирание нет.

Желтое кобальтированное золочение жетона на цепочке.

Стоимость работ по золочению жетона на цепочке составила 5 тысяч рублей. Толщина золота 5 мкм, гарантия на истирание 2 года.

Научившись выполнять золочение в домашних условиях, что не так сложно, как может показаться на первый взгляд, вы сможете вернуть вторую жизнь любимым украшениям из меди и серебра. Изделия, изготовленные из золота, уже на протяжении многих лет пользуются огромной популярностью как у женщин, так и у мужчин. Чтобы обладать такими изделиями без серьезных затрат на их приобретение, достаточно овладеть технологией золочения.

На изделия из каких металлов можно наносить слой позолоты

Наиболее распространенным процессом является золочение серебра, но золотое покрытие можно наносить и на поверхность других металлов. Так, позолота может быть нанесена на и цинка, а также из железа и стали и др.

На вопрос о том, как позолотить металл в домашних условиях, однозначного ответа не существует. Все зависит от того, изделия из какого металла необходимо подвергнуть такой обработке. На выбор технологии золочения, осуществляемого в домашних условиях, влияет также результат, которого необходимо добиться.

Для золочения металла могут использоваться разные методы, наиболее распространенными из которых являются:

  • натирание поверхности изделия раствором хлорного золота;
  • золочение, выполняемое погружением изделия в раствор с цинковым контактом;
  • гальваническое золочение.

Каждый из таких методов золочения, выполняемого в домашних условиях, требует использования определенных химических реактивов, инструментов и оборудования.

Приготовление и использование хлорного золота

Чтобы покрыть слоем позолоты металл, часто используют раствор, называемый хлорным золотом. Для приготовления такого раствора золото растворяют в «царской водке», представляющей собой смесь соляной и азотной кислот. Соляную и азотную кислоты берут в пропорции 3: 1. Золото помещают в этот состав, а затем выпаривают жидкость. Выполнять процедуру выпаривания жидкости из такого раствора следует очень аккуратно, чтобы не получить ожоги кожных покровов и дыхательных путей. Сухое вещество, оставшееся после выпаривания, как раз и является хлорным золотом.

Перед тем как применять хлорное золото для позолоты, его необходимо смешать с раствором цианистого калия и отмученным мелом, в результате чего должна получиться кашицеобразная масса. Такой кашицей, используя кисточку, покрывают изделие, после чего его выдерживают некоторое время, а затем тщательно промывают и полируют.

Для золочения стали хлорное золото смешивают с эфиром. Покрытое таким составом изделие оставляют на некоторое время, пока эфир полностью не испарится, а затем обработанную поверхность просто натирают тканью для придания золотого блеска.

Используя хлорное золото, предварительно смешанное с эфиром, на металлический предмет можно наносить различные надписи и узоры. Для того чтобы провести такую процедуру, в полученный раствор окунают гусиное перо и выполняют требуемые надписи и узоры, которые после испарения эфира и полировки будут сверкать золотым блеском.

Как уже говорилось выше, золотое напыление часто наносят на серебро, для чего также может использоваться хлорное золото. Чтобы выполнить химическое золочение изделий из данного металла, необходимо приготовить смесь, включающую в себя следующие компоненты:

  • хлорное золото – 10 граммов;
  • цианистый калий – 30 граммов;
  • поваренную соль – 20 граммов;
  • соду – 20 граммов;
  • воду – 1,5 л.

Химическое золочение, которому необходимо подвергнуть серебро, можно также выполнять с использованием смеси из:

  • хлорного золота – 7 граммов;
  • железистосинеродистого калия – 30 граммов;
  • карбоната калия – 30 граммов;
  • пищевой соли – 30 граммов;
  • воды – 1 л.

Саму процедуру напыления слоя золота на поверхность металла при использовании химических растворов выполняют в следующей последовательности.

  1. Обрабатываемое изделие предварительно прокаливают.
  2. Поверхность предмета протравливают сначала раствором серной кислоты, а затем азотной кислотой.
  3. Протравленное изделие на мгновение опускают в смесь, состоящую из серной, азотной и соляной кислот.
  4. После обработки в смеси кислот изделие ополаскивают водой, затем погружают в ртуть и наконец в воду, где его выдерживают 30 секунд.
  5. После емкости с водой изделие помещают в раствор для золочения, выдерживают требуемое время, затем промывают водой и сушат в древесных опилках.

Применение цинкового контакта

Чтобы получить более толстый позолоченный слой, используют цинковый контакт. Таким методом можно, например, покрыть слоем золота серебро. Для золочения готовят состав из таких компонентов, как:

  • хлорное золото – 15 граммов;
  • углекалиевая соль – 65 граммов;
  • желтая кровяная соль – 65 граммов;
  • пищевая соль – 65 граммов;
  • вода – 2 л.

Изделия, изготовленные из меди и латуни, покрываются под золото в растворе следующего состава:

  • хлорное золото – 2 грамма;
  • едкий калий – 6 граммов;
  • цианистый калий – 32 грамма;
  • фосфорнонатриевая соль – 10 граммов;
  • вода – 2 л.

Предметы, на поверхность которых необходимо нанести слой позолоты, тщательно очищаются от грязи и жира, затем их помещают в предварительно нагретый состав для золочения. Уже находящиеся там изделия соединяют с цинковой палочкой, которая и выступает в качестве контакта.

Чтобы позолота, нанесенная на поверхность изделий из стали, цинка и олова, была качественной и отличалась хорошей адгезией, перед золочением их необходимо подвергнуть процедуре омеднения.

Гальванический метод нанесения позолоты

Наиболее прочный и качественный слой позолоты позволяет получить гальваническое покрытие золотом, выполняемое в специальных электролитических растворах. Такая технология золочения очень напоминает цинкование, так как для ее реализации используются гальваника и аналогичные электрохимические процессы.

В зависимости от химического состава раствора, в котором выполняется гальванизация, сформированная позолота может иметь красноватый или светло-желтый оттенок. В основном золочение изделий из металла по данной технологии выполняют в растворах двух типов.

Электролиты для золочения первого типа готовят в следующей последовательности.

  1. В 700 миллилитрах воды растворяют 60 граммов фосфорнокислого натрия.
  2. В 150 миллилитрах воды разводят 2,5 грамма хлорного золота.
  3. В других 150 миллилитрах воды растворяют 1 грамм цианистого калия и 10 граммов двусернистокислого натрия.
  4. Сначала аккуратно смешивают два первых раствора, а затем в полученную смесь добавляют третий.

Чтобы позолотить серебро или любой другой металл таким методом, приготовленный состав доводят до температуры 50–62° и используют для протекания процесса платиновый анод. После истощения такого электролита для золочения в него добавляют хлорное золото.

Второй тип электролита для золочения носит название «золотая ванна Зельми». В таком растворе золотят серебро, сталь, изделия из олова, меди, латуни, христофлевого металла. Приготовление этого электролита для золочения происходит в несколько этапов.

  • В фарфоровой емкости доводят до кипения 30 миллилитров воды, смешанные с кристаллическим углекислым натрием и железистосинеродистым калием (взятых по 1 грамму).
  • В полученный раствор добавляют осажденное аммиаком гремучее золото и кипятят в течение двенадцати минут.
  • После образования красного пушистого осадка полученную жидкость, которая должна иметь насыщенный золотистый цвет, фильтруют.



Понравилась статья? Поделитесь ей