Контакты

Проект детской площадки в детском саду. Благоустройство и озеленение территории детского сада

Елена Шведун

Актуальность

Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к “рукотворному миру”, к себе и к окружающим людям; возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания.

Территория дошкольного образовательного учреждения – это огромная составляющая в жизни каждого дошкольника – здесь он проживает, чуть ли не половину всего своего времени. Благоустройство и озеленение участков ДОУ способствует умственному, нравственному, эстетическому и физическому воспитанию дошкольников на материале природного окружения, развитию любознательности, способности удивляться. Способствуют укреплению здоровья детей, развитию их самостоятельности, познавательной активности. От того, насколько ухоженной, красивой и разумно спланированной она будет, зависит то, каких взрослых мы воспитаем.

Данный проект запланирован с целью благоустройства территории детского сада .

Проект разработан с учетом требований к содержанию участков дошкольных учреждений и представляет собой модель будущего окружения детского сада . Такой подход помогает воспитателям проявить весь свой творческий потенциал. При этом дошкольникам представиться возможность заниматься различными видами деятельности : игрой, познавательно-исследовательской деятельностью, трудом, физкультурой и спортом.

Основное направление проекта : Гуманизация среды ДОУ через создание интерьеров, фасадов, фрагментов участка, по характеру напоминающих жилую среду; благоустройство и декоративное оформление участка, игровых площадок, цветников, озеленение и оформление малыми архитектурными и игровыми формами территории , создание безопасных условий для жизнедеятельности детей;

Тип проекта : практико-ориентированный

Вид проекта : творческий

Участники : воспитатели всех групп, родители, дети, сотрудники детского сада

В декабре 2014 года нашему детскому саду исполнился один год! Мы совсем молодые и юные. Наша территория еще не благоустроена .

У нашего коллектива появилось множество идей и мыслей по облагораживанию и модернизации территории нашего любимого детского сада , ведь на детской площадке должна быть сконструирована максимально привлекательная предметно-пространственная среда.

благоустройство и озеленение территории детского сада , создание комфортной ландшафтной зоны для осуществления экологического и нравственного воспитания дошкольников.

ЗАДАЧИ :

Создание психологически и экологически комфортной среды для жизнедеятельности детей на территории ДОУ ;

Формирование условий для эффективного экологического образования дошкольников, способствующего воспитанию экологической культуры и осознанного отношения к природе;

Содействие сотрудничеству детей и взрослых : привлечение родителей для создания комфортной ландшафтной зоны;

Создание своего «образа» территории МБДОУ №1 ;

Активизация творческого потенциала педагогов.

Пропаганда охраны окружающей среды и формирование экологической культуры населения.

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ :

Эстетическое оформление участков ДОУ;

Создание условий для охраны и укрепления здоровья детей;

Создание благоприятных и безопасных условий для отдыха, занятий спортом, игры и экспериментирования детей на прогулочных площадках и территории детского сада ;

Привлечение родителей к активному участию в организации воспитательно-образовательного процесса;

Удовлетворенность деятельностью дошкольного учреждения со стороны родителей, воспитанников;

Создание своего "образа" территории дошкольного учреждения, имиджа дошкольного учреждения в микрорайоне;

Повышение уровня экологической культуры педагогов, воспитанников и родителей;

Гармоничное формирование разных видов отношения детей к природе (природоохранного, гуманного, эстетического, познавательного) .

Этапы работы над проектом :

1. Подготовительный.

1. Постановка цели и задач, определение методов исследования, составление стратегического плана работы.

2. Сбор информации по проблеме. Подготовка материала и оборудования.

3. Приобретение семян и рассады цветов и растений, лакокрасочного материала, строительного материала

4. Сбор бросового материала (покрышки, пластиковые бутылки и т. п)

2. Основной этап работы :

Детальное обследование территории и выделение наиболее интересных объектов;

Посадка цветов и декоративных растений;

Оформление беседок;

Изготовление поделок

Привлечение родителей, к благоустройству территории .

3. Заключительный :

1. Обобщение результатов работы;

2. Закрепление полученных знаний;

3. Формулировка выводов и, по возможности, - составление рекомендаций.

Реализация проекта

На общем собрании коллектива было решено реализовать проект по благоустройству территории дошкольного учреждения.

Что понимается под благоустройством территории ? Благоустройство и озеленение подразумевают под собой не просто высадку деревьев, кустарников или цветов, но продуманный дизайнерский – ландшафтный – проект , выполненный с учётом многих факторов. Ландшафтное проектирование – это сложный процесс территориальной организации и художественного решения объектов. Оно включает натурное изучение территории (анализ, оценку) и разработку планировочной структуры и композиций.

Нами была выбрана творческая группа, которая занималась разработкой проекта , составлением плана, отвечала за его реализацию, вела координационную работу со всеми участниками проекта , решала все организационные вопросы.

Создание благоустроенной территории детского сада начинается с массы вопросов. С чего начать? Что делать? Где разбить клумбы? Как украсить? Какие цветы посадить?

Членами творческой группы первым делом было проведено детальное обследование территории , были выбраны объекты, которые будут использованы как место или как средство благоустройства : участки перед входами в дошкольное учреждение, центральный вход, цветники и клумбы. Затем, изучив литературу, интернет источники, материалы средств массовой информации, сделали подборку фото и видео материалов, посвященных опыту благоустройства территории , которые можно реализовать в нашем учреждении, нашими силами. Эти материалы и легли в основу нашего проекта , затем творческая группа обозначила необходимые для реализации средства, материалы. Воспитателями групп были проведены родительские собрания, с целью привлечения участников, агитации, распространению экологических знаний. Результатами этой работы стали привлечение родителей воспитанников к процессу благоустройства территории дошкольного учреждения, покупка семян цветов, посадка рассады. Первым мероприятием основного этапа стал субботник, участие в котором принял весь коллектив дошкольного учреждения, родители и дети. Итак, площадка для реализации проекта была подготовлена и мы активно стали воплощать наш проект в реальность . Членами творческой группы при активном участии родителей, были реконструированы и разбиты новые клумбы. Все клумбы имеют индивидуальный стиль, подобранный под место расположения, так например, форма клумб у центрального входа, определялась исходя из формы и размера участка.

Цветы – это идеальный и универсальный инструмент в ландшафтном дизайне. Они придали нашему двору неповторимое очарование. Цветники стали элементами декора детского сада , служат прекрасным украшением. Нами были созданы клумбы «Бабочка» , «Ромашка» , «Розарий» .

Очень большим и трудоемким в реализации стало создание малых архитектурных форм. Малыми архитектурными формами – в ландшафтном дизайне принято называть небольшие сооружения, установленные на разных участках территории в функциональных и эстетических целях. К ним относятся беседки, перголы, арки, лавочки, скульптуры, мостики, вазоны, дорожки и т. п.

Чтобы детский сад обрел свой индивидуальный стиль, мы обратили должное внимание на элементы оформления – малые архитектурные формы. Ведь именно малые архитектурные формы способны в значительной мере изменить облик территории детского сада . Малые архитектурные формы в ландшафтном дизайне выполняют не только практическое предназначение, но и являются одним из главных элементов декоративного оформления. Для изготовления малых архитектурных форм могут применятся различные материалы (бетон, металл, дерево) . В своем проекте мы использовали разнообразные скульптуры, которые позволили гармонично сочетать декоративные и функциональные элементы дизайна на территории . Так, например, фигуры животных и сказочных персонажей придали территории особый стиль , изюминку, создали сказочный «детсадовский » вид. Так у нас появилась сказочные полянки «Семь гномов» , «На лесной опушке» .

Притягательная сила воды известна каждому. Современный человек отдает нахождению у водоема предпочтение перед всеми остальными видами отдыха. Мы решили создать водоём в нашей зоне отдыха. Вкопали ёмкость для воды, обложили камнями и заполнили водой. Рядом с водоёмом посадили неприхотливые растения и «поселили» цаплю и лягушек. Так же в зоне отдыха расположили рокарий, «сухой ручей» .

Особое значение имеют декоративные объекты «Мельница» , «Колодец» , оборудованные в целях нравственно - патриотического воспитания знакомства с жизнью и деятельностью людей в старину. Для воссоздания картины крестьянского дворика оборудовано подсобное хозяйство «Деревенский дворик» .

Большое внимание было уделено эстетичному виду территории дошкольного учреждения, так, все клумбы и ограждения ярко раскрашены, обновлены постройки на детских участках .

Заключительным этапом стало участие нашего дошкольного учреждения в районном конкурсе по благоустройству территории .

Всю работу по воплощению наших идей выполняли члены творческой группы, для этого им пришлось многому научиться и освоить многие профессии.

За время реализации проекта удалось достичь следующих результатов :

преобразована предметно - игровая среда ДОУ;

созданы клумбы : «Бабочка» , «Ромашка» , «Розарий» ;

расширили зону отдыха;

появились сказочные полянки : «Семь гномов» , «На лесной опушке»

создана визитная карточка, имидж детского сада ;

на сайте детского сада демонстрируются результаты работы по благоустройству и озеленению территории ДОУ ;

укрепилась заинтересованность родителей в сотрудничестве с детским садом ;

участники проекта смогли реализовать свои творческие способности;

дети воспринимают мир природы не только с утилитарной точки зрения, но и осознают его уникальность, красоту, универсальность.

Перспективы дальнейшего развития проекта :

Созданная на территории ДОУ экологически благоприятная среда позволит в дальнейшем эффективнее осуществлять работу по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста. Окультуренная территория будет пополняться цветниками, клумбами. Планируется обогатить и обновить игровым и спортивным оборудованием детские прогулочные площадки, посадить хвойные деревья, кустарники между участками. Создать экологическую тропу, дорожки здоровья и фитоуголок, метеолабораторию, миниогород однолетних культур, патио.





















Творческий проект по благоустройству территории детского сада

Тема: «4 сезона»

(долгосрочный проект с 01.09.2015 г. по 01.09.2016 г.)
Основания для разработки проекта: желание изменить уже сложившуюся среду территории детского сада, создать индивидуальный облик дошкольного учреждения, интересный детям и родителям, позволяющий более интересно организовать свободную деятельность детей на территории детского сада круглый год.

Цель: создание эмоционально - благоприятных условий пребывания детей в дошкольном учреждении через благоустройство территории и организацию познавательной, творческой, оздоровительной деятельности детей во время пребывания на воздухе на участках детского сада в теплое и холодное время года.

Задачи:
1. Оборудовать участок детского сада в соответствии с современными, санитарно-эпидемиологическими требованиями и методическими рекомендациями по проведению летней оздоровительной работы с детьми.
2. Вовлечь в процесс работы педагогов, родителей, детей.
3. Улучшить художественное оформление участка детского сада.
4.Развивать креативность у сотрудников ДОУ, родителей и воспитанников.

Ожидаемые результаты:
благоустройство территории в соответствии с приоритетными направлениями деятельности детского сада;
создание условий для отдыха, двигательной активности, экспериментирования и трудовой деятельности детей;
привлечение сотрудников, воспитанников, родителей к благоустройству территории;

Актуальность
Каждый дом начинается со двора. Первое знакомство гостей и просто прохожих начинается с внешнего вида дома, благоустройства двора. Не случайно говорят, что встречают по- одёжке. Благоустроить территорию детского сада особенно важно, так как его посещают маленькие дети. Души детей будут прекрасны, если они будут расти в атмосфере красоты. Для дальнейшего личностного становления ребенка важно, что его окружает.
Наше дошкольное учреждение функционирует с 1969г. Для учреждения, которое работает непрерывно - это немалый срок. Что – то поломалось, что-то устарело… Поэтому коллектив нашего дошкольного учреждения каждый год старается благоустроить, обновить, по возможности, территорию своего детского сада.

Проблема: Для оформления территории сада на 4 сезона необходимо более интересно оформить саму территорию для повышения интереса детей к посещению детского сада: в осенний период привлечь внимание детей яркими постройками, зимой организовать игры со снегом, весной организовать опытно-исследовательскую и трудовую деятельность на цветниках, летом- уделять внимание двигательной активности.

Время года - осень!

Голубое небо, яркие цветы,
Золотая осень чудной красоты.
Окружающая среда призвана обеспечить детям возможность развиваться. Благоустройство территории решает задачи эстетического, нравственного, умственного и физического воспитания детей. Коллектив ДОУ решил создать индивидуальный облик территории под открытым небом в любое время года. Осенью был проведен проект «В мире сказок». Развитие интереса к художественной литературе, пополнение багажа детей сказками, воспитание читателя, способного испытывать любовь к книге - такие цели были поставлены для проектной деятельности.




Время года - зима!

Пришла зима веселая
С коньками и салазками,
С лыжнею припорошенной,
С волшебной старой сказкою.
Каждую зиму участки нашего детского сада превращается в замечательный снежный городок, и прогулка зимой становится интереснее и веселее, и мороз совсем не страшен...На территории сада – 6 участков по возрастным группам. Зима для наших детей – долгожданная и любимая пора, они знают, как только выпадет снег, участки детского сада превращаются в особую снежную страну.
Вот зима, кругом бело, много снега намело… Все дети по-разному реагируют на перепады температуры воздуха, силу ветра и длительное пребывание на морозном воздухе. Поэтому мы считаем нашей главной задачей создание благоприятных условий и режима максимальной двигательной активности детей на прогулке. Много организуется спортивных игр на свежем воздухе. Дети растут у нас крепкие, закаленные, жизнерадостные, любят прогулки и веселые подвижные игры.






Время года - весна!

Наконец пришла весна.
Вся природа пробудилась ото сна.
Весна- пора цветения и красоты в природе. Правильно спланированный и хорошо озелененный участок - это одно из важнейших условий организации работы с детьми по ознакомлению их с природой. Особое значение имеет хороший участок в детском саду, так как нередко он продолжительное время является единственным местом общения детей с природой. На участке детского сада педагог организует ежедневное наблюдение за природой, во время которого дети многое узнают о жизни растений, любуются красотой природы во все времена года. Яркие впечатления, которые получают дети от общения с природой, надолго остаются в их памяти, способствуют формированию любви к природе, естественного интереса к окружающему миру.
Наши педагоги очень активные и творческие люди вот и получилось, что начав работу над проектом по благоустройству территории ДОУ, педагоги активно привлекли к воплощению в жизнь своих планов родителей воспитанников. Никто не остался равнодушным.
Весной в детском саду стартовал проект «Цветущая фантазия». При подборе цветов, мы исходим из того, что они будут отвечать воспитательным целям, развивать эстетические чувства у детей. При благоустройстве участка мы выбрали красивые, быстрорастущие и наиболее жизнеспособные и устойчивые в наших климатических условиях растения и цветы. Для цветника необходимо подобрать растения, которые могли бы цвести с ранней весны до поздней осени. Непрерывное цветение приносит детям радость, позволяет любоваться и ухаживать за растениями длительное время. Растения должны быть неприхотливы, т. е. не требовать сложного ухода. Для того чтобы указанные условия были соблюдены, следует подбирать для цветника однолетние, двулетние и многолетние растения.






На дворе - лето!

Опять смеется лето
В открытое окно,
И солнышка, и света
Полным, полным-полно!
Прекрасное время для оздоровления и закаливания детского организма. В летний период дети много времени проводят на свежем воздухе. Именно здесь они играют, загорают. Наш педагогический коллектив решил изменить оформление участков на территории детского сада в летний период, показать как с помощью подручных материалов можно украсить участки для прогулок в детском саду, организовав конкурс "Удивительные превращения", чтобы пребывание на участке всегда радовало ребенка, побуждало к игре, влекло к разнообразной деятельности, оздоровляло физически.

Проект благоустройства территории МБДОУ «Детский сад «Капитошка»

на 2015-2020гг.

Название: «В гостях у сказки».

Цель проекта: создание благоприятных условий для познавательной, творческой, двигательной активности детей и оздоровительной работы через благоустройство территории.

Задачи проекта:

    Оборудовать территорию ДОУ в соответствии с современными, санитарно-эпидемиологическими требованиями и методическими рекомендациями по проведению летней оздоровительной работы с детьми.

    Вовлечение в процесс благоустройства территории ДОУ педагогов, родителей, детей.

    Организовать сетевое взаимодействие с деловыми партнерами.

    Обеспечить непрерывность образовательного пространства ДОУ через обогащение оснащения участков групп.

    Создать на территории ДОУ «Тропу здоровья».

Срок реализации проекта: 2015- 2020гг. (5 лет)

Актуальность и востребованность проекта заключается в том, что о дной из важнейших задач дошкольного воспитания является правильное психическое развитие ребенка, создание в дошкольном учреждении благоприятного психологического климата. Этому способствуют гуманизация среды ДОУ, создание интерьеров, фасадов, фрагментов участка.

Основным принципом создания соответствующей среды для детей является выделение ее развивающего начала. Среда детского учреждения должна содержать пространственные и предметные стимулы творческого и эмоционального развития ребенка и, кроме того, быть динамичной, не допуская привыкания к однообразию, что соответствует требования ФГОС ДО.

Окружающая среда призвана обеспечить детям возможность развиваться, для этого ее необходимо периодически изменять. Таким образом, благоустройство решает задачи эстетического, умственного, нравственного и физического воспитания детей через знакомство с окружающим растительным миром; комфортных условий для прогулок детей.

Так как МБДОУ «Д/с «Капитошка» функционирует всего 1 год, его территория мало облагорожена, именно поэтому коллектив детского сада решил создать индивидуальный облик территории детского сада, соответствующий законам организации пространства под открытым небом. При этом имеющиеся деревья, кустарники, газоны, постройки будут гармонично включаться в проект и соответствовать интересам детей.

Проект «В гостях у сказки» - это попытка соотнести элементы развивающей среды с требованиями ФГОС ДО в конкретном дошкольном учреждении.

Описание проекта





Перечень необходимых для реализации проекта работ

п/п

Содержание работы

Сроки

Ответственные

Работа с педагогами и родителями с целью привлечения их к благоустройству территории. Создание эскизов оформления участка.

Весь период реализации проекта

Заведующая Мясоедова Н.Ф.,

Воспитатели групп

Подбор материалов для оформления малыми архитектурными формами участков групп.

В течение года

Все педагоги ДОУ

Детальное обследование территории, на которой будет располагаться «Тропа здоровья», ее разметка и подготовка к будущим изменениям.

Май-август 2015г.

Зам.Зав. по ВиМР Липина И.А.

Сбор материалов для укладки «Тропы здоровья»

В течение года

Все педагоги ДОУ

Оформление отдельных участков в соответствии с задачами проекта и требованиями охраны жизни и здоровья детей.

Май-сентябрь 2015г.

Подготовка необходимых материалов и оборудования для укладки и оформления «Тропы здоровья»

Январь-апрель 2016г.

Зам.Зав. по ВиМР, ст.воспитатель, воспитатели групп

п/п

Содержание работы

Сроки

Ответственные

Подбор растений для альпийской горки и ее оформление

Зам.зав.по ХР

Реконструкция имеющегося оборудования и оформление участков в соответствии с задачами проекта и требованиями охраны жизни и здоровья детей:

- обогащение игрового и спортивного оборудования в соответствии с проектом;

Оформление «Поляны сказок» на территории детского сада;

Зам.зав.по ХР, зам зав по ВиМР

Укладка «Тропы здоровья» с использованием различных материалов

Зам.зав.по ХР

Оформление зоны отдыха и зоны художественно-эстетического развития

Создание зон эмоциональной разгрузки для детей (беседки, скамейки)

Зам зав. по ВиМР, ст. воспитатель, воспитатели

Оформление «Тропы здоровья» в сказочном стиле

Воспитатели групп

Высадка кустарников, саженцев ели и сосны на территории ДОУ.

Зам.зав.по ХР

Оформление банка методических разработок по организации работы на «Тропе здоровья»

В течении всего периода

Зам.зав. по ВиМР,

Ст.воспитатель,

воспитатели

3 этап. Итоговый (январь-апрель 2020)

п/п

Содержание работы

Сроки

Ответственные

Анализ реализации проекта, подготовка отчетности

Январь 2020г.

Заведующая

Определение дальнейших перспектив благоустройства территории ДОУ, составление плана благоустройства на последующие годы

Февраль-апрель 2020 г.

Зам.зав. по ВиМР,

Ст.воспитатель

Ожидаемые результаты:

    благоустройство территории в соответствии с СанПиН и приоритетными направлениями деятельности ДОУ;

    создание условий для познавательной, творческой, двигательной активности детей и оздоровительной работы

    создание условий для охраны и укрепления здоровья детей;

    привлечение родителей, общественности к благоустройству территории;

    удовлетворенность деятельностью дошкольного учреждения со стороны родителей, воспитанников;

    создание своего "образа" территории дошкольного учреждения, имиджа дошкольного учреждения в микрорайоне;

    повышение уровня экологической культуры педагогов, воспитанников и родителей.

  • 10; 70 Приёмы обрезки красивоцветущих кустарников. Сроки обрезки для разных видов растений.
  • 11. Минеральные, органические и бактериальные удобрения. Биопрепараты. Понятие о действующем веществе в минеральных удобрениях.
  • 12. Розы. Классификация и особенности выращивания парковых и садовых роз на объектах озеленения.
  • 13. Живые изгороди и их типы. Нормы посадки растений (в ряду, в двух рядах).
  • 14. Древесные лианы. Назначение. Ассортимент. Технология размножения и использования. Конструкции опор. Дать чертёж (схема).
  • 15. Семенной и вегетативный способы размножения. Ценность каждого способа для выращивания декоративных растений.
  • 16 ; 20. Показатели качества семян и способы их определения.
  • 17 ; 49. Луковичные многолетники. Морфологические и декоративные особенности. Сроки цветения на объектах.
  • 18. Хранение семян. Условия хранения семян разных пород (древесных и травянистых).
  • 19. Способы подготовки семян к посеву. Понятие об органическом покое семян.
  • 21. Способы вегетативного размножения декоративных (древесных и травянистых) растений.
  • 22. Зеленое черенкование. Биологические преимущества и агротехника. Конкретные породы и технология черенкования.
  • 23. Характеристика условий для укоренения зеленых черенков. Искусственный туман.
  • 24. Размножение древесных видов отводками. Ассортимент и технология.
  • 25. Прививки декоративных древесных пород: техника и сроки для разных способов. Получение кустовых и штамбовых роз и сиреней (дать схему).
  • 26. Цветники на территории скверов. Ассортимент. Сроки. Содержание.
  • 28-30. Летники (однолетники). Ассортимент. Характеристика декоротивности у разных видов и сортов.
  • 31. Розы на объектах озеленения. Классификация. Агротехника сожержания.
  • 32. Духлетники. Использование в цветниках на объектах. Содержание. Календарь работ.
  • 33 ; 34 Ковровые растения. Ассортимент. Биологические и морфологические особенности – основа создания специфических цветников. Цвет ковровых растений.
  • 35. Основные элементы конструкции подпорной стенки. Дать чертёж- схему с указанием элементов.(1,2,3 и т.П.)
  • 36. Подпорные стенки. Дать чертёж по элементам. Стенки из камня- "сухая кладка"
  • 38. Дать чертёж-схему укрепления откосов с применением габионовых конструкций.
  • 39. Конструкция (разрезы) типов спортивных площадок. Дать чертеж – схему.
  • 40. Откосы – методы укрепления. Дать чертеж.
  • 41 ; 42 Посадка крупномерных деревьев на улицах. Дать чертеж схемы посадки. Указать размеры.
  • 43. Пандусы: назначение, классификация, параметры, конструкции. Дать чертеж по элементам.
  • 45. Многолетники. Сроки посадки в парках зависимости от сроков закладки цветков и соцветий.
  • 46. Питомники декоративных древесных растений. Структура.
  • 47. Многолетники. Формы цветочного оформления. Содержание. Календарь работ.
  • 48. Моносады (из георгин, астр, флоксов и др.).
  • 49. Луковичные многолетники. Морфологические и декоративные особенности. Сроки цветения на объектах.
  • 50. Строение луковиц гиацинта, лилий, нарцисса, тюльпана.
  • 51. Цветники из луковичных. Классификация, сроки посадки и нормы. Содержание.
  • 52.Удобрения при уходе за летниками на объектах.
  • 53.Теневыносливые травянистые растения. Ассортимент. Особенности применения.
  • 54. Рокарий. Ассортимент.Особенности роста различных видов в условиях рокария. Технология устройства и содержания.
  • 55. Растения для оформления естественных водоемов различной глубины в парках.
  • 56.Газоны. Виды и сорта газонных трав и их морфология. Травосмеси, расчет.
  • 57.Регуляторы роста и их применение на декоративных растениях.
  • 58.Обрезка красивоцветущих кустарников. Связь сроков обрезки и сроков закладки цветочных почек у различных пород.
  • 63. План озеленения (посадочного чертежа). Метод квадратов. Элементы привязки растений.
  • 71. План благоустройства объекта (разбивочный чертеж, методика составления и выноса элементов в натуру)
  • 72. Конструкции дождеприемных колодцев. Дать схему сечения с указанием размеров по элементам.
  • 73; 74. Объекты ландшафтной архитектуры центра Парижа.
  • 75. Функциональное зонирование парка. Примеры.
  • 76. Типы пространственной структуры парка (тпс) и типы насаждений.
  • 77. Типология и классификация городских парков. Назначение.
  • 78. Водоемы. Основные типы и их роль в парке.
  • 90.Водоемы, назначение. Классификация. Примеры
  • 79. Структура озелененных территорий жилого комплекса. Перечислить.
  • 80. Многофункциональные парки. Классификация. Примеры (Москва, Санкт-Петербург).
  • 81. Рельеф. Значение. Формы. Примеры.
  • 91. Рельеф. Типология. Роль. Формы рельефа
  • 82. Композиции открытых пространств. Партеры их классификация и роль.
  • 6. Водные партеры.
  • 83. Озелененные территории Санкт-Петербурга. Левобережный ансамбль. Перечислить объекты.
  • 84. Бульвары. Типы. Баланс территории.
  • 85. Инсоляция территории микрорайона и сё значение. Метод расчёта.
  • 86. Поперечный профиль магистральной улицы. Элементы. Чертёж
  • 87. Древесно-кустарииковые массивы -определение, классификация, композиционное использование
  • 88. Группы древесных растений, классификация.
  • 89; 94; 95 Категории и типы озеленённых территорий крупнейшего города
  • 92. Понятие о масштабе, пропорциях, ритме в ландшафтном проектировании.
  • 93. Массивы и боскеты. Типы. Определение. Примеры.
  • 91. Рельеф. Типология. Роль. Формы рельефа (дать изображение в горизонталях и профиль.)
  • 92. Понятие о масштабе, пропорциях, ритме в ландшафтном проектировании. Примеры.
  • 93. Массивы и боскеты. Типы. Определение. Примеры. Размеры.
  • 94. 95. Категории и типы объектов озеленённых территорий крупнейшего города.
  • 96. (83)Сады и парки левого берега в Санкт-Петербурге. Перечислить. Летний сад. Петергоф, Стрельна, Ораниенбаум, Царское село (Александровский и Екатерининский парки), Павловский парк.
  • 97. Лесопарки Москвы.
  • 98. Парки Москвы. Перечислить.
  • 99 – См. 73, 74, у меня плохая шпора!
  • 99. Озеленение территории центра Парижа.
  • 100. Типы площадок на территории микрорайона. Габариты. Принципы расчёта. Радиус обслуживания (основные требования).
  • 111. Общественные парки в сша XIX века (Чикаго, Нью-Йорк)
  • 112. Озеленение территории центра Вашингтона
  • 113. Многофункциональные парки. Классификация. Примеры
  • 114. Бульвары. Классификация и типы. Баланс территории
  • 115. Детские площадки в микрорайоне. Расчёт и требования к размещению
  • 116. Придомовые полосы, их благоустройство и озеленение. Требования к ассортименту и размещению древесных растений
  • 117. Плотность размещения деревьев и кустарников для городских объектов ландшафтной архитектуры
  • 119. Детские площадки на территории жилой застройки. Классификация и принципы расчёта
  • 120. Требования к благоустройству и озеленению территории школ и детских садов-яслей
  • 118. Классификация и назначение садово-парковых дорог. Уклоны. Радиусы закруглений на перекрёстках. Схема
  • Организация дорожной сети в парках
  • 121 Типы пространственной структуры парка. Назначение, роль в композиции, балансовые соотношения.
  • 122 Левобережный ансамбль Санкт-Петербурга.
  • 123 Бульвары. Типы. Баланс территории.
  • 124. Стадии проектирования объекта. Перечислить.
  • 125 Типы пространственной структуры парка (тпс).
  • 126 Поперечный профиль магистральной улицы. Элементы. Чертёж
  • 127. Типы укрепления деревьев после посадки. Конструкции и материалы. Чертеж-схема.
  • 128 Типология и классификация городских парков. Назначение.
  • 129 Водоемы. Основные типы и их роль. Примеры
  • 130. Типы садово-парковых насаждений. Примеры (сквер, бульвар)
  • 131.Озелененные территории жилого комплекса. Перечислить. Типы. % озеленения.
  • 132.Рельеф. Значение. Формы. Примеры.
  • 133.Схемы размещения растений у оград и подпорных стенок.Дать чертеж.
  • 134. План благоустройства территории. Метод квадратов. Дать чертеж привязки по элементам планировки.
  • 135.Дерево с комом в жесткой упаковке. Типы упаковок. Дать чертеж (схема с размерами).
  • 136. Конструкция одерновки откосов. Чертеж.
  • 120. Требования к благоустройству и озеленению территории школ и детских садов-яслей

    Школы: К школам городского и районного значения относятся: музыкальные, спортивные, художественные, школы-интернаты. Специализированные спортивные школы помимо главного учебного корпуса, включают закрытые помещения спортивных залов и бассейнов, открытые футбольные поля, площадки для волейбола, баскетбола.

    Площади территорий музыкальных и художественных школ рассчитываются исходя из 15м 2 на одного учащегося. Архитектрурно-планировочное решение территорий должно быть целенаправленно, отвечать соответствующим требованиям. Территории должны представлять собой декоративные сады с набором уютных площадок отдыха и прогулочным маршрутом движения, с соответствующим оборудованием и малыми архитектурными формами. На участках художественных школ предусматриваются специальные площадки для занятий на пленере. Насаждения проектируются в виде одиночных, крупных растений и живописных групп деревьев и красиво цветущих кустарников. Возможно устройство спортивной игровой площадки.

    На территориях музыкальных школ проектируются уединённые площадки для занятий музыкой и площадки для отдыха, а также дорожки для прогулок. Насаждения должны быть представлены в виде растительных группировок деревьев и кустарников размещённых на лужайках газона и носить «успокаивающий» характер. Вся композиция должна быть предрасположена для отдыха после напряжённой музыкальной работы и, в то же время, способствовать подъёму творческих сил. Возможно, предусмотреть спортивную площадку для игры в мяч.

    Общеобразовательная школа в жилом комплексе. Территория школы является озеленённой территорией ограниченного пользования. Школьный участок, как правило, ограждают изгородью из металлоконструкций высотой не менее 1,5м. Расстояние (разрыв) от границы участка до красных линий улиц или проездов должно быть не менее 15…20м, до стен домов жилых зданий - не менее 10, коммунальных предприятий - не менее 50м.

    Планировочным центром участка является здание школы. Здание, как правило, располагается у одной из сторон участка и ориентируется по сторонам света в соответствии с действующими санитарными нормами по освещению школьных помещений. Вокруг здания предусматривается проезд шириной не менее 3,5м с разворотной площадкой (расстояние от фасада здания до ближайшего борта не менее 8м).

    При проектировании внешнего благоустройства и озеленения территории необходимо провести чёткое функциональное зонирование. На территории школы в соответствии с учебным процессом и программами предусматриваются различные площадки и устройства, предназначенные как для проведения учебных занятий, так и для занятий физкультурой на открытом воздухе. В соответствии с этим школьный участок подразделяется на различные функциональные зоны: спортивную (физкультурно-оздоровительную), учебно-опытную, зону отдыха, хозяйственную.

    Насаждения должны объединять все зоны в единое целое и занимать не менее 40…50% площади территории. Насаждения должны играть функциональную роль, отделяя площадки, друг от друга, обеспечивая защиту от шума, устраняя пыль и очищая воздух, создавая тем самым благоприятные условия для занятий и отдыха школьников. Размещение насаждений зависит от общего планировочного решения участка, размещения отдельных зон, площадок, дорожек.

    Насаждения в спортивной зоне размещают на небольших разделительных полосах или участках между площадками в виде рядов деревьев или живых изгородей кустарников. На более крупных по площади участках, между спортивной и учебно-опытной зонами могут быть предусмотрены компактные группы деревьев. Растения не должны затенять игровых полей площадок. Ассортимент подбирается в соответствии с требованиями озеленения спортивных площадок.

    Насаждения учебно-опытной зоны имеют чисто функциональное назначение и служат для изоляции отдельных участков и площадок. Они состоят из разделительных рядовых полос деревьев (со стороны спортивной зоны), живых изгородей (между площадками и опытными делянками), которые должны отстоять не менее чем на 10 м от плодового сада.

    Насаждения в зоне отдыха размещаются более свободно. В основном это группы деревьев или кустарников на небольших участках вокруг площадок. Требования к размещению отдельных растений и групп те же, что и при размещении деревьев и кустарников вокруг площадок отдыха вблизи жилых домов. Площадки должны иметь как тенистые уголки для отдыха, так и хорошо инсолируемые участки. Расстояние от края дорожек до деревьев должно быть не менее 1,0…0,75м.

    По периметру внутренней части школьного участка предусматривают ряды деревьев и кустарников в полосе шириной 4…6м, а с внешней стороны - полосу насаждений шириной 5…10м.

    У самого здания школы предусматривают одну или две рекреационные площадки для отдыха старших и младших классов во время перемен, а также (между проездом и зданием школы) полосы газона с небольшими группами из кустарников и травянистых многолетников, а также с одиночными экземплярами низких деревьев. Деревья размещают на расстоянии не менее 10 м от здания, а кустарники - 5 м, с тем, чтобы школьные помещения не затенялись.

    Дошкольные учреждения: Уровень озеленённости по современным нормативам должен составлять до 60%. Детские сады-ясли, как правило, размещают в центральной части жилой застройки на хорошо освещенных, проветриваемых и сухих местоположениях с нормальным естественным стоком поверхностных вод.

    По московским нормативам детские дошкольные учреждения проектируют вместимостью на 10…12 групп, а в отдельных случаях на 6 групп, пристроенных к торцам жилых зданий. Площадки для прогулок детей удаляются от входа в здание детского сада не более, чем на 30м, а от окон самого жилого дома на 15м. Площадь групповой детской площадки для детей ясельного возраста принимается в 7,5м 2 на одно место. Радиус обслуживания дошкольного учреждения в микрорайоне – 300 м, в малых городах – 500м.

    Участок детского сада-яслей имеет прямоугольную конфигурацию. Расстояние от границ участка до красной линии должно быть не менее 25 м, до стен жилых домов - не менее 10м, стен коммунальных предприятий - не менее 50м. Здание размещают у одной из границ или в центре участка. Вокруг здания обычно предусматривают проезд шириной 3,5м с разворотной площадкой 12х5,5м. Расстояние от фасада здания до границы проезда (ближайшего бортового камня) должно составлять не менее 8м.

    При проектировании территорию детского сада необходимо подразделить на следующие функциональные зоны: зону входа на территорию, зону групповых детских площадок, хозяйственную зону.

    Зона групповых площадок включает непосредственно групповые площадки для детей ясельного возраста до 3 лет и для детей в возрасте 4-6 лет, а также общую физкультурную площадку (площадь 250м) и плескательный бассейн (площадь 20м 2). Все площадки должны быть взаимосвязаны сетью дорожек.

    Всю хозяйственную зону сосредоточивают у границы участка и изолируют от зоны групповых площадок.

    Групповые площадки - основные места пребывания детей на участке. Они предназначены для отдыха и игр на открытом воздухе. Обычно на каждые две площадки устанавливают один сдвоенный навес, площадь которого входит в площадь групповой площадки. Навес используется для групповых занятий и игр, не требующих активного движения (чтение, игры). Каждая групповая площадка должна быть соответствующим образом оборудована, иметь песочницу, манежи, шведские стенки и т. п. Детские площадки проектируют таким образом, чтобы воспитатели в любой момент могли увидеть, чем занимается каждый ребенок. Площадь групповой площадки для детей в возрасте до 3 лет должна составлять 150м 2 (при числе детей в группе 20 человек и норме на одного ребенка 7,5м 2), а для детей от 4 до 6 лет - 180м 2 (при норме на одного ребенка 9м 2).

    Для детей 4…6 лет оборудуют общую физкультурную площадку (250м 2) с приспособлениями для лазания, прыжков, подвижных игр и плескательным бассейном площадью 25…30м 2 и глубиной 25…30см. Дно бассейна должно быть бетонированным, гладким и иметь наибольший уклон (0,005). Вокруг бассейна предусматривают плиточную дорожку шириной 0,6м. Бассейн наполняют подогретой водой.

    Взаимосвязь всех планировочных элементов осуществляется дорожками шириной 1,5м. Групповые площадки связывают общей кольцевой дорожкой. Покрытие дорожек должно быть из специальной смеси - гравийная крошка, суглинистый грунт, высевки.

    Озеленение территории. Насаждения предусматриваются в виде следующих типов: рядов деревьев и кустарников (деревья с плотной кроной), групп и одиночных экземпляров деревьев, живых изгородей кустарников, цветников (двулетники, многолетники).

    При размещении деревьев и кустарников учитывают следующее. По периметру сада следует предусмотреть ряды деревьев с плотной кроной. По внешней границе проектируют живую изгородь из кустарников, по внутренней границе - кустарники в группах. Вокруг площадок проектируют деревья, как с плотной, так и с ажурной кроной. Для проветривания территории между группами деревьев необходимо оставлять разрывы. Деревья и кустарники размещают так, чтобы большая часть территории площадок (до 50%) в течение дня освещалась солнцем. Физкультурная площадка также должна быть хорошо освещена, поэтому деревья с широкой и плотной кроной вокруг этой площадки размещать не рекомендуется.

    Плотность посадки деревьев и кустарников зависит от климатических условий местности и наличия подземных коммуникаций.

    Цветники располагают преимущественно у входов в здание, а также в полосах между зданием и кольцевым проездом. Около входов на площадки хорошо смотрятся компактные цветники в форме прямоугольников или кругов. Ассортимент цветочных травянистых должен включать в основном многолетние виды растений - флоксы, пионы, дельфиниумы, аквилегии и др., а также цветущие длительное время однолетние - антирринум, петуния, космея, кларкия, портулак и др.

    Газон на территории детского сада должен быть устойчивым к вытаптыванию. Для его создания лучше всего использовать злаковые виды трав (мятлик, овсяница, полевица). В ряде случаев часть игровых площадок предусматривают с газонным покрытием. Устойчивая дернина создается из полевицы столонообразующей.

    Территория, прилегающая к детскому саду, должна быть безопасной для малышей, способствовать хорошему отдыху и правильному развитию. И способствовать этому в первую очередь должен правильно сформированный ландшафт детского сада. На территории дошкольного учреждения обязательно должны присутствовать такие элементы, как:

    • зелёные насаждения;
    • аллеи, дорожки, тропинки;
    • павильоны, беседки;
    • игровые и спортивные площадки.

    Зелёные насаждения

    Прежде всего, отметим, что на территории детского сада не стоит высаживать растения, способные создать неблагоприятный микроклимат (к примеру, дающие пух тополя) и несущие опасность для малышей (например, волчеягодник). Прилегающую к детскому саду территорию следует полностью очистить от сорных растений, представляющих опасность для детского здоровья – токсичной белладонны, белены, дурмана, колючего чертополоха и т.п.

    В идеале ландшафтный дизайн территории детского сада должен стать базой для первоначального ботанического образования, здесь можно высаживать и характерные для данного региона деревья, цветы и кустарники, и редкие растения и настоящую экзотику. Причём желательно, чтобы растения присутствовали в ландшафте сада в нескольких экземплярах – так они лучше запомнятся малышам.

    Очень уместны не территории детского сада хвойники – они очищают и оздоравливают воздух. Но сажать колючие растения лучше подальше от игровых площадок, например, у ворот или у центрального входа в здание. Один из самых уместных детсадовских хвойников – это ель, которая в преддверии Нового года будет наряжена и создаст праздничное настроение не только у детей, но и у взрослых.

    Лиственные деревья на территории детского сада лучше высаживать вдоль забора и вдоль аллей. Для создания тени на игровых площадках имеет смысл посадить поблизости один или несколько крупномеров с раскидистыми кронами. Если на территории дошкольного учреждения высаживаются плодовые деревья, необходимо следить, чтобы опавшие плоды были вовремя прибраны с земли.

    Кустарники и живые изгороди в дизайне участка детского сада прекрасно подойдут для разделения пространства. Калина, жимолость, жасмин, арония отлично подойдут для высадки по краям игровых и спортивных площадок. Невысокая живая изгородь из самшита или туи отделит площадку от тропинки.

    Не обойтись на детсадовской территории без клумб, цветников, миксбордеров. Растения для них следует подбирать яркие, разноцветные. Клумбы около детского сада должны радовать глаз с весны и до осенних холодов. Вблизи тех мест, где малыши играют и перемещаются лучше высаживать цветы попроще – календулу, ирисы, ромашки, эшшольцию, китайскую гвоздику, петунии и пр. Более редкими растениями можно украсить партер или цветник возле центрального входа.

    Особое внимание – оформлению клумб. Они могут быть огороженными или визуально отделёнными от тропинок красивым бордюром из цветных камушков, мини-плетнём, старыми пластиковыми кубиками или другим декором. На таких клумбах будут уместны садовые фигурки, самодельный декор, старые, но милые водостойкие игрушки и многое другое.

    При благоустройстве территории детского сада необходимо предусмотреть грядки или клумбы, за которыми будут ухаживать сами малыши, ведь воспитание любви к природе – немаловажный аспект в формировании личности. Это должны быть маленькие участки земли, чтобы дети могли легко дотянуться до любого места на грядке. Хорошим решением в этом смысле являются клумбы из автомобильных шин небольшого диаметра.

    Дорожки

    Главные дорожки и аллеи на территории детского сада, как правило, асфальтируют или вымащивают плиткой. Боковые тропинки и площадки можно сделать песчаными или засеять мягкой и низкорослой газонной травой.

    На спортивной площадке можно обустроить ортопедическую дорожку из округлой гальки. Для этого следует огородить её по сторонам невысоким бордюром, чтобы камушки не рассыпались по сторонам. Затем пространство между бордюрами заполняем некрупной морской галькой. По такой дорожке малышам полезно будет походить пешком – это станет хорошей профилактикой от плоскостопия.

    Беседки и павильоны

    На территории детского сада всегда имеется несколько сооружений, в которых детвора при необходимости может спрятаться от внезапно начавшегося дождя или от палящего солнца. У таких сооружений как минимум одна стена должна быть сплошной, а внутри обязательно должны быть скамеечки.

    На территории большинства дошкольных учреждений, возведённых по типовым проектам, имеются простые по конструкции и безопасные павильоны, которые, впрочем, неплохо справляются с возложенными на них функциями. Их единственным недостатком является чрезмерный аскетизм. Чтобы такие конструкции не выглядели однообразно и уныло, их разрисовывают яркими водостойкими красками, создают на стенах картины со сказочными, природными, фантастическими сюжетами.

    Что касается пространства вокруг павильонов и беседок - в ландшафтном дизайне участков детского сада стоит предусмотреть один-два раскидистых крупномера, посаженных рядом с такими сооружениями. Кроны деревьев создадут там благоприятный микроклимат, защищая беседки и павильоны от перегрева в жаркие дни.

    Игровые и спортивные площадки

    В ландшафтном дизайне детского сада обязательно должны быть предусмотрены площадки для подвижных игр и занятий спортом. Главное требование ко всем конструкциям, установленным на таких площадках – это безопасность. Поэтому их размещение необходимо планировать заранее. Игровые конструкции нужно устанавливать на расстоянии друг от друга, а также от объектов ландшафта, чтобы, к примеру, съехав с горки, ребёнок не попал в кусты.

    Горки, песочницы, качели и другой игровой инвентарь должен подбираться с учётом возраста малышей, которые будут им пользоваться, для этого разные площадки обычно оборудуются под дошкольников разного возраста. Стандартное покрытие для игровых площадок – песок или газон.

    Спортивную площадку необходимо вписать в ландшафт детского сада таким образом, чтобы поблизости не было растений, которые может серьёзно повредить брошенный ребёнком мяч или другой предмет. Турник, баскетбольное кольцо, невысокое бревно и другие спортивные снаряды должны находиться на достаточном удалении друг от друга. Неизменным покрытием для спортивной площадки является качественный газон.

    Кроме того…

    В детских садах иногда оборудуются и другие ландшафтные объекты, например, искусственные водоёмы, фонтаны. Если есть задумка организовать нечто подобное на территории детского сада, в который ходит ваш ребёнок – основным критерием должна стать безопасность водного объекта. Искусственные пруды, к которым дети могу получить доступ, должны быть очень мелкими, вода в них должна хорошо прогреваться. Другие водные объекты должны быть надёжно огорожены. Для освежения воздуха на территории детского сада идеально подойдёт «сухой» фонтан.

    Как видим, благоустройство территории детского сада имеет свои особенности, ведь ориентировано оно на самых маленьких ценителей ландшафтного искусства. Создание комфорта для малышей – задача не такая уж сложная, но требующая желания, фантазии и ответственного отношения. И если вы хотите и можете что-то сделать в этом направлении – беритесь за дело без сомнений, и тогда ваш малыш сможет с гордостью сказать своим приятелям: «Это сделали мои родители!».



    Понравилась статья? Поделитесь ей