Контакты

Во сколько начинают ходить дети самостоятельно, норма и отклонения, от чего зависит. Во сколько месяцев ребенок начинает ходить? Когда ребенок может ходить

Родители успели порадоваться первой улыбке ребенка, первым звукам, умению самостоятельно сидеть. У малыш появился первый зубик и вот он уже готовится сделать свой первый шаг, который ознаменует собой не просто возникновение новых приятных хлопот для мамы, но и значительный шаг на пути к взрослению. Большинство родителей не могут дождаться, когда кроха начнет ходить, консультируются по данному вопросу с врачами. Но не существует утвержденного стандарта по данному вопросу – все индивидуально.

Когда дети делают первые шаги

Возраст, в котором ребенок должен начать самостоятельно ходить, в среднем около года. В большинстве случаев можно наблюдать, как девятимесячные малыши пытаются подняться, чтобы сделать первый неуверенный шаг. Нередко, когда дети начинают ходить в полтора года. Это также входит в понятие традиционного, с точки зрения врачей, возраста. Кроха пробует встать, удерживаясь за прутья кроватки или руку родителя. Только после этой попытки начинается освоение окружающего мира. Самое главное, что должны сделать родители – осмотреть комнату на наличие опасных предметов и максимально обезопасить пространство.

Когда дети начинают самостоятельно ходить зависит от множества факторов:

  • Генетика. Если отец или мать начали ходить довольно поздно, то вряд ли чадо опередит их в этом отношении;
  • Конституционные показатели и особенности пола. Худенькие малыши могут попытаться пойти раньше упитанных ровесников, а девочки – раньше мальчиков.
  • Темперамент. Флегматик и меланхолик не торопятся с началом ходьбы. Они комфортно познают мир в положении сидя или продолжая ползать. Холерик и сангвиник стараются как можно скорее изучить окружающее пространство и развиваются в этом отношении быстрее.

Хождение маленького ребенка заметно отличается от того, как ходят взрослые люди. Особенности ходьбы малышей:

  • Постановка шагов ребенка в параллели друг от друга;
  • Неумение малыша перекатывать стопу с пятки на носок, как бы скользя в одной плоскости;
  • Отсутствие умения крохи удерживать центр тяжести, что может послужить причиной частых падений.

С учетом данных особенностей будет несложно понимать, в чем специфика ходьбы малыша, и почему стоит проявлять особую бдительность. Опасность способна подстерегать, если происходит падение ребенка вперед или назад. Он не сумеет смягчить падение рукой, что в результате приведет к травме лица или затылочной части головы. В то же время не стоит позволять себе волноваться. Костная система в этот возрастной период обладает эластичностью, что позволит спокойно осуществлять первые шаги с минимальной вероятностью появления перелома.

Не менее важно правильно реагировать на ситуации с падением. Достаточно спокойной интонацией поддержать чадо, дождаться, когда он сам не спеша поднимается и продолжит ходить, осваивая окружающий мир. В ином случае, можно отбить у малыша инициативу и желание активности.

Родители обязаны быть всегда настороже. Не стоит думать, что если в комнате, по мнению взрослых, были убраны все небезопасные предметы, то малыш не сможет получить травму.

Лучше раньше начать ходить или позже?

  • Если ребенок пошел в раннем возрасте – это повод проявить бдительность. В этом возрасте не полностью окрепли мышцы ног и позвоночника. Крупные дети могут столкнуться с проблемами при формировании костной системы и мышц ног. Это послужит фактором, приведшим к неправильной постановке стопы.
  • Позднее начало первых шагов возникает в силу ряда факторов. Нет готовности мышц ног и позвоночника к данному процессу или ослаблена иммунная система.

  • Предоставление максимально свободного пространства для передвижения малыша. Ребенок, ограниченный рамками манежа, может поздно начать ходить. Можно расставить по комнате различные предметы мебели, чтобы опираться во время ходьбы. Расположение любимых игрушек должно быть на таком расстоянии, чтобы можно было дотянуться, или чтобы малыш смог дошагать уже своими силами. С каждым разом расстояние можно увеличивать, чтобы у ребенка была мотивация проходить всё большее количество шагов.
  • Процедура массажа. С его помощью можно укрепить и расслабить мышцы, которые функционируют во время ходьбы. Родители могут поглаживать, растирать, постукивать стопы и голени ребенка, что поспособствует прекрасному эффекту в дальнейшем.
  • Каждый день можно устраивать для малыша гимнастику со специальными упражнениями. Ребенку можно сгибать и разгибать ножки, приседать, потягивать, обеспечивать прыжки на коленях у взрослого и усаживать на фитбол.
  • Особые игрушки с колесиками могут помочь крохе ощутить уверенность. Малыш сможет толкать перед собой приспособления, что обеспечит полноценное передвижение практически своими силами.
  • Не нужно торопить малыша. Все приведенные примеры – лишь условность. Многие дети в возрасте 1 год и 3 месяца еще не проявляют интереса к ходьбе и это не повод для паники. Главная задача родителей – дождаться, когда малыш созреет, чтобы начать осваивать новый навык. Если поспешить, можно столкнуться с негармоничным формированием стоп, мышц и суставов.
  • Важно создание безопасной обстановки: никаких острых углов, розеток, шнуров, неустойчивых предметов. Не нужно оставлять малыша совсем одного в этот период.
  • Проведение физической подготовки. Необязательно придумывать специальные упражнения. Достаточно поэтапной тренировки всех мышц с самого рождения. Выкладывание на живот, стимулирование переворачиваться. Крохе важно научиться садиться, уметь ползать. Родитель не должен ограничивать двигательную активность ребенка. Можно применять игрушки, заставлять ползти. Не стоит забывать про традиционные прыжки на коленях родителей. Это прекрасно укрепит ножки малыша.
  • Массаж способствует отличному развитию и снятию напряжения в мышцах. Если родители не уверены в своих силах, можно обратиться к специалисту.
  • Мотивировать малыша к началу ходьбы. Можно воспользоваться любимой игрушкой, положив ее на расстоянии от ребенка, чтобы тот смог добраться, лишь приподнявшись на ноги. Как только ребенок начнет делать первые шаги, игрушка может переместиться чуть дальше. Частые прогулки окажут благотворное воздействие: можно посмотреть на других детей, активно вышагивающих по дорожкам.
  • Поощрение. Улыбка любящего родителя, похвала, поддержка – самый лучший приз, какой только может получить ребенок. Не нужно сдерживаться в проявлении эмоций. Ребенок сможет ощутить собственную значимость и поймет, что на правильном пути, а потому не стоит бояться исследоваться мир.

О чем не нужно забывать:

  • Первые шаги рекомендуется начинать босиком, что обеспечит правильное развитие стопы, а заодно жизненно необходимое закаливание. воспользоваться носочками с прорезиненной подошвой.
  • Для прогулок по улице нужна качественная и удобная обувь с плотной задней стороной, которая не будет натирать ноги малыша.
  • Не нужно приобретать ходунки. Детям будет сложно впоследствии ходить самим, без опоры.
  • Не стоит удерживать ребенка при обучении ходьбе за подмышки. Грамотнее за руку, предплечье или капюшон.
  • Родителям следует проявлять терпение, не считая за эталон в этом вопросе детей знакомых и родственников. Главное быть настоящим помощником для малыша, что обеспечит ему нормальное развитие.

Выбор обуви для ребенка начинающего ходить

Нужно обратить внимание на следущее:

  • Материал для обуви – замша или натуральная кожа, чтобы ножка ребенка свободно дышала;
  • Подошва, отличающаяся тонким покрытием и гибкостью. Иначе есть риск падений.
  • Твердый задник во избежание расстегивания и сползания с ножки;
  • Наличие маленького каблука, с устойчивым покрытием, чтобы не было падений назад;
  • Мягкий материал для верхней и боковой части обуви.

Хождение на цыпочках или носочках

Нередко обычная ходьба у ребенка заменяется передвижением на носочках. Вполне вероятно, что так малыш хочет получить внимание родителей или осваивает новый вид ходьбы.

Если подобное передвижение наблюдается постоянно и кроха не пытается опустить ногу на всю стопу, нужно записаться на прием к врачу. Он сможет назначить разработанный массаж, гимнастические и физиопроцедуры.

Не нужно волноваться, если кроха не радует первыми шагами, едва ему исполнилось полтора года. Если ребенок отличается хорошим здоровьем, активностью, задорно ползает, но не проявляет интереса к ходьбе, не нужно бить тревогу. Возможно, что в силу темперамента или индивидуальных особенностей, он начнет ходить немного позже.

Этапы развития малыша

Очень часто к нам на сайт приходят вопросы о том, в какое время ребенок должен начать переворачиваться, делать попытки встать на ноги, когда должен научиться «гулить». Родители тревожатся, если малыш не торопится сидеть, говорить, держать голову. Что есть норма? И говорит ли задержка какого-то этапа развития о заболевании?
Сегодня мы попытаемся ответить на часто задаваемые вопросы читателей. Консультант – ВЛАСОВА ЕКАТЕРИНА ВАЛЕРЬЕВНА, к.м.н., врач-неонатолог, невролог.

Когда ребенок должен удерживать голову, переворачиваться, сидеть, ползать, вставать, ходить

В оценке психомоторного развитии ребенка важными пунктами являются 3, 6, 9, 12 мес. Для начала приводим ориентировочные сроки нервно-психического развития ребенка. Средние сроки и возможные границы развития моторных актов у детей 1-го года жизни [Мазурин А.В.. Воронцов И.М., 1999].

Движение или умелость Средний срок Временные границы
Улыбка 5 нед. 3-8 нед.
Гуление 7 нед. 4-11 нед.
Удерживание головы 3 мес. 2-4 мес.
Направленные движения рук 4 мес. 2,5-5,5 мес.
Переворачивание 5 мес. 3,5-6,5 мес.
Сидение 6 мес. 4,8-8,0 мес.
Ползание 7 мес. 5-9 мес.
Произвольное хватание 8 мес. 5,5-10,5 мес.
Вставание 9 мес. 6,5-12,5 мес.
Шаги с поддержкой 9,5 мес. 6,5-12,5 мес.
Стояние самостоятельное 10,5 мес. 8-13 мес.
Ходьба самостоятельная 11,5 мес. 9-14 мес.

Удерживание головы:
В 2 месяца малыш делает первые попытки, приподнимает и непродолжительно удерживает голову, лежа на животе.
В 3 месяца ребенок начинает удерживать самостоятельно голову в вертикальном положении (на руках у взрослого).
В 4 месяца ребенок способен в вертикальном положении держать голову и легко поворачивать ее из стороны в сторону.
В 5 месяцев начинает подолгу лежать на животе, опираясь на ладони выпрямленных рук, с приподнятой головой.
В норме ребенок удерживает голову уверенно вертикально к 4 мес., горизонтально к 5 мес., до этого кратковременно. Некоторые дети могут удерживать голову вертикально к 3 мес., что наблюдается реже.

Когда ребенок должен сидеть:
После 4 месяцев ребенок начинает присаживаться. Поднимать голову из положения лежа на спине. Этот этап появляется после уверенных поворотов со спины на живот и является фазой перехода к самостоятельному сиденью. Также ребенок может тянуться, если взрослый берет его за кисти. Некоторые дети, что считается вариантом нормального развития, сначала встают на четвереньки, потом садятся, стоят у опоры. Так что здесь возможны разные варианты. Но считается, что к 8 месяцам ребенок должен самостоятельно садиться.

Ползание:
Ползать ребенок начинает к 7-9 мес. Иногда встречается, что дети вообще не ползают, а начинают сразу ходить, что является нормой.

Ребенок встает:
Вставание развивается, в среднем, к 9,5-10 мес. Обычно дети начинают вставать у опоры, ходит вдоль нее, потом садятся на ягодицы, похоже на падение, но так и должно быть.

Ребенок ходит
После 10 месяцев ребенок может ходить с поддержкой взрослого, а самостоятельно начинает ходить – с 11,5 месяцев. Конечно, это средние показатели. Есть определенные «границы» для всех этих этапов. Необходимы 3-4 мес. после начала самостоятельной ходьбы, чтобы затем координационная система была достаточно развита для уверенной ходьбы. Обычно в этом возрасте дети уже чувствуют, что могут бегать, но координационная система недостаточно развита, они не могут оценить себя, поэтому и возможны падения.

Развитие речи у ребенка.
Развитие речи связано с возникновением детского сознания и социальными отношениями ребенка.
Ранняя вокализация – гуление (1-4 мес.). Гласные и согласные звуки формируются в задней части ротовой полости, эти звуки похожи на воркование, булькание воды.
1 мес. – улыбается;
2 мес. – гулит (воркует);
4 мес. – оборачивается на голос, громко смеется.
Лепет (3-15 мес.). Лепет состоит из произносимых ребенком чистых гласных и согласных звуков разной тональности.
5 мес. – оборачивается на звуки;
6 мес. – имитирует речь (лепечет);
8 мес. – понимает слово «нет», произносит «папа», «мама» неосознонно;
9 мес. – жестикулирует;
10 мес. – называет родителей «мама», «папа» осознанно;
11 мес. – произносит первое слово (помимо «мама», «папа»);
12 мес. – произносит слова осмысленно, но речь непонятная;
15 мес. – правильно называет 4-6 предметов, когда ему указывают на них.
Становление речи (18-50 мес.). Речь состоит из ограниченного числа звуков и их комбинаций.
16 мес. – речь понятная;
18 мес. – знает названия трех частей тела, называет предмет на картинке, узнает членов семьи, употребляет 7-20 слов;
21 мес. – комбинирует два слова, употребляет 50 слов. Находит нужную картинку;
24 мес. – строит предложения из двух слов.

К 2-3 годам ребенок общителен, позитивен, дружелюбен, легко вступает в контакт, понимает обращенную речь, имитирует деятельность взрослых. В годовалом возрасте речь ребенка понятна на 25%, в 2 года – на 50%, в 3 года – на 75%, в 4 года – на 100%.
(Источник: Учебник для медицинских вузов / Под ред. Н. П. Шабалова. - СПб.: СпецЛит, 2003. - 893 с.)

Общие принципы развития ребенка

Развитие ребенка определяется становлением определенных функций для обеспечения жизнедеятельности. Каждая функция находится при рождении на определенном этапе, многие на нулевом, и в течение первых лет жизни ребенка достигается конечный этап, при остановке развития на нулевом или промежуточном уровнях возникает заболевание.

В первый месяц жизни происходит настройка жизненно важных функций: дыхание, глотание, удерживание и усвоение пищи.

Следующие два месяца
жизни ребенка – критический период восприятия внешней среды с помощью слухового и зрительного анализаторов, появления эмоционального контакта с матерью и родными. Начиная со 2-го месяца жизни, у всех здоровых детей появляется зрительная фиксация и слежение в горизонтальном и вертикальном направлениях. Возникают слуховые навыки, ребенок в этот период реагирует на звук замиранием, вздрагиванием. Появляется крик для обращения к родным.

В три месяца угасают автоматические рефлексы, обеспечивающие прием пищи, тонус речевой мускулатуры снижается. Ребенок начинает понимать и реагировать на обращаемую речь, развиваются интеллект, крупная и мелкая моторика.

В возрасте 6-ти месяцев приоритетными являются функции мелкой моторики рук, понимаемой речи, слухового, и особенно, зрительного восприятия. «Слабыми» являются функции крупной моторики, произносимой речи и интеллектуального развития.

Возраст 9 месяцев характеризуется выраженным спадом темпов развития. Появляется практическая деятельность мозга, ребенок произвольно организует и регулирует движения, манипулирует каждой рукой отдельно, готовится к самостоятельной ходьбе. Ребенок начинает понимать некоторые слова и фразы взрослых, т.е. дает адекватные поведенческие реакции на речевые высказывания, обращенные к нему. В социальном развитии формируется дифференцированное отношение к знакомым и незнакомым людям, появляется стеснение при виде незнакомого человека. Слуховое восприятие характеризуется появлением таких слуховых навыков, как узнавание (способность выбирать определенный звуковой, в том числе речевой, сигналы среди других известных звуковых сигналов) и распознавание (способность повторять или имитировать звуки, в том числе и речевые).

В 12 месяцев приоритетной функцией является интеллектуальная. Ребенок начинает узнавать предметы на картинках. Формируется слухоречевая память мозга. Параллельно развивается функция понимаемой речи. Расширяется импрессивный словарь – набор «речевых клише», наиболее часто используемых в речи окружающих, запоминаются другие компоненты речи – темп, ритм, интонация, логическое ударение, паузация. В поведении прослеживаются ситуативно-личностные формы общения. Развитие моторики в этот период характеризуется совершенствованием систем равновесия для формирования функции ходьбы, которая является важнейшей конечной целью общего статического развития. В этом возрасте ребенок делает попытки ходить самостоятельно, однако эта способность появляется только после формирования координации в руках.

В 1 год 6 месяцев ребенок начинает овладевать тонкими моторными навыками верхних конечностей: захватывает карандаш и спонтанно рисует каракули. Формирование мелкой моторики кисти на данном этапе создает важные предпосылки в социальном развитии. В этот период приоритетным является развитие понимания речи. Именно с этого возраста ребенок должен начать есть густую пищу ложкой и самостоятельно пить из чашки.

Клинически нарушения развития нервной системы характеризуются аномалией или задержкой развития основных психоневрологических функций – двигательных, перцептивных (главным образом, зрительного, слухового и тактильного восприятия), речевых, интеллектуальных, коммуникативных; а также эмоционально-волевой сферы. Указанные нарушения могут наблюдаться как в изолированном виде, так и в различных сочетаниях, носить количественный, темповый характер (задержка или опережение развития по возрастным периодам) или качественный (развитие по аномальному пути).

Так, к нарушениям двигательного развития относятся многообразные формы детского церебрального паралича, но также и варианты минимальной статико-моторной дисфункции, к нарушениям перцептивного развития – зрительные и слуховые дисгнозии, т.н. перинатальные слепота и тугоухость, к нарушениям речевого развития – дизартрии и дисфазии, задержки формирования речи. Нарушения развития интеллектуальных, коммуникативных функций и эмоционально-волевой сферы могут проявляться в виде минимальной психоречевой недостаточности, умственной отсталости, олигофрении, отклонений в поведении и общении с окружающими, различных аутистических и аутистикоподобных синдромов, эмоциональной сглаженности со снижением интереса к окружающим или повышенной возбудимости с эмоциональной и двигательной расторможенностью.

Группы риска детей по нарушению нервно-психического развития
У каких детей чаще всего возникают отклонения от нормы? Это генетические, наследственные факторы, тяжелое течение беременности, родов и так далее. Приведем список таких рисков.

  • мать с асоциальным статусом, зависимая от наркотиков, алкоголя, никотина;
  • мать с хроническими заболеваниями, которые требуют продолженного приема медикаментов (например, Diabetes mellitus, эпилепсия);
  • кровотечение, гестоз, тяжелые инфекционные заболевания во время беременности и неонатальные инфекции ребенка;
  • недоношенность (менее 36 недель), экстремально низкая масса тела при рождении (менее 30 недель);
  • гипотрофия при рождении (менее 3 перцентиля по гестационному возрасту);
  • многоплодная беременность;
  • тяжелая натальная/неонатальная асфиксия с гипоксически-ишемической энцефалопатией (тяжелое перинатальное поражение ЦНС);
  • тяжелые родовые, неонатальные осложнения (кардио-респираторный дистресс-синдром, сепсис, искусственная вентиляция легких, рецидивирующие апное, операции, судороги периода новорожденности);
  • сохраняющиеся патологические изменения при УЗИ- и МРТ- исследованиях головного мозга.

Основные факторы риска на 1-м году жизни:

Первый год жизни очень важен в плане развития. Заболевания, травмы в этом периоде могут послужить причиной дальнейших нарушений развития ребенка.

  • тяжелые заболевания, повторные операции, длительное нахождение в стационаре, хронические заболевания (врожденные пороки сердца, муковисцидоз и др.);
  • тяжелые аллергические заболевания;
  • социальная изоляция;
  • часто меняющиеся опекуны;
  • бедность, асоциальный статус родителей.

Записала Юлия Зиберт

Навыки и умения ребенка непосредственно связаны с его возрастом.

Ходить, ползать, говорить волнует всех родителей.

Ведь нужно знать, на какой возраст ориентироваться.

Обычно ходить самостоятельно дети начинают в возрасте одного года.

Но что делать родителям, если ребенку уже 1,2 года, а он не ходит сам?

Когда нужно беспокоиться и как помочь малышу освоить навык?

Во сколько ребенок начинает делать первые шаги, зависит от его индивидуальных особенностей.

Некоторые дети более активные и подвижные начинают вставать месяцев в 5-6, а в 7 месяцев делают первые шаги по кроватке, держась за бортик, а чуть позже уже ходят самостоятельно.

Другие же и в 13-15 месяцев не решаются ходить без поддержки.

Чаще всего навыком самостоятельного хождения малыши овладевают в возрасте от 9 до 16 месяцев. Во многом это зависит от темперамента малыша, его конституции, особенностей развития.

Недоношенный ребенок начинает, как правило, ходить несколько позже сверстников.

Девочки по статистике делают первые шаги раньше, чем мальчики.


Мнение эксперта

Полякова Людмила Игоревна – медицинский работник

Помощник врача акушера-гинеколога, мама двоих детей

Бывает, что ребенок уже сделал первые неуверенные шаги, но потом перестал ходить снова. Значит пока не пришло его время. Необходимо предоставить малышу возможность для обретения устойчивого навыка, заинтересовать его, помочь укрепить мышцы тела.

Активно ползающие дети часто не спешат ходить, ведь они могут перемещаться и на четвереньках. Торопить кроху не нужно. Ползание полезно для здоровья и поможет ребенку подготовить организм к прямохождению. Дайте малышу еще немного времени.

Настал долгожданный момент и ребенок сделал свои первые самостоятельные шаги. Походка малыша сильно отличается от взрослого.

Он широко расставляет ножки, ставит стопы параллельно друг другу.

При ходьбе стопа ребенка не перекатывается с пятки на носок, а становится сразу полностью, поэтому малыш «топает».

Центр тяжести у малыша смещен, поэтому его положение при ходьбе пока не устойчиво, он часто падает. Со временем ребенок научится ходить правильно и уверенно.

Если малыш начал ходить рано – надо ли радоваться?

Родители, ребенок которых пошел до 9 месяцев часто очень гордятся, что их малыш опередил сверстников. Так ли это хорошо на самом деле?

Если подвижный и активный ребенок без какой-либо помощи встал и начал ходить в 7-8 месяцев, то значит он уже к этому готов. Но не стоит позволять ему длительно находится в таком положении.

Настолько раннее хождение может негативно отразиться на неокрепшем позвоночнике и костях ног малыша, вызвать их искривление.

Тем более не должно быть действий со стороны родителей, направленных на то, чтобы ребенок так рано пошел. Гимнастика, массаж, упражнения с ребенком важны, но должны соответствовать возрасту ребенка.

Лучше направить старания малыша на овладение ползаньем, оно на этом этапе более полезно для здоровья.

Обычно малыш начинает ходить после того, как научился хорошо ползать, и если развитие этого навыка запаздывает, скорее всего, ваш ребенок пойдет немного позже. Хотите узнать, на четвереньках? Читайте наш новый материал.

Если малыш начал ходить поздно

Если ребенок не начал ходить до года, то родители начинают переживать по этому поводу.

Тем не менее, врачи говорят, что если до 1,3 года кроха не может ходить самостоятельно, но встает, ползает, ходит с поддержкой, то волноваться не стоит.

Если ребенок начал ходить поздно, то это не значит, что он отстает в развитии, и что он и заговорит позже других, и дальше будет отставать во всем. У него собственный темп развития и эти навыки не связаны.

Возможно, заговорит он раньше других детей.

Если процесс освоения самостоятельного хождения затянулся намного дольше нормы, то стоит проконсультироваться со специалистом.

Помощь родителей – упражнения и массаж

Как же могут помочь родители своему ребенку в обучении хождению? Прежде всего, создать условия для овладения навыком:


Основные движения при массаже поглаживание, растирание, легкое разминание мышц, постукивание и снова поглаживание. Направление движений – снизу вверх.

Подробнее о гимнастике для укрепления спинки и ножек в нашем видео :

Выбираем первую обувь

Обычно первые шаги малыш делает дома босиком или в носочках. Тем не менее, ему обязательно понадобится обувь.

От ее удобства зависит, сможет ли ребенок в ней ходить. Ведь неудобная обувь будет стеснять ножку малыша, делать ее тяжелой.

Поэтому при выборе первой обуви необходимо учитывать такие моменты :

  • Обувь должна быть из натуральных дышащих материалов;
  • Подошва должна быть гибкая и как можно тоньше;
  • Нога должна хорошо фиксироваться: твердый задник, хорошие застежки;
  • Хорошо, если у обуви есть супинатор и небольшой каблучок.
  • Обувь должна легко одеваться, ведь малыш еще не может сам всовывать ногу. И конечно быть по .

Запаздывание навыка

Ребенку больше года и он должен начать ходить, а не ходит, хотя все его сверстники уже овладели этим умением. Почему же у ребенка запаздывает развитие этого навыка? Причин отставания от нормы может быть несколько:


В этой ситуации понадобится обследование и лечение специалистов.
Если у родителей есть сомнения по поводу здоровья ребенка, то стоит проконсультироваться с врачом.

Больше советов для родителей вы найдете в этом видео:

Когда стоит волноваться

Если не встает и не ходит даже с поддержкой, или ему уже 1,5 года, а он не ходит самостоятельно, то стоит проконсультироваться с врачом по этому поводу.

Если малыш встает и передвигается, держась за опору, его ничего не беспокоит, он весел и полон сил, то просто еще не пришло его время.

Если малыш ходит на цыпочках

Иногда возникают ситуации, что ребенок начинает ходить на цыпочках. Он не ставит стопу полностью, а ходит на носочках. Причины такого поведения могут быть различными:

  • Чаще всего это может быть связано с повышенным тонусом ног.
  • Считается, что подобное состояние связано с гипоксией плода во время беременности и родов. Исправляется проблема обычно самостоятельно.

    Когда ребенок много двигается, ползает, залезает и слезает с дивана, кровати, кресла, встает, ходит, то его мышцы укрепляются и повышенный тонус уходит. В некоторых случаях помогает массаж и гимнастика;

  • малыш может, чтобы привлечь внимание, стать выше .
  • Нужно корректировать такую ходьбу, поправляя ребенка;

    Ходил ли ваш малыш на цыпочках?

    Да Нет

  • Иногда ребенок ходит на носочках, если учился ходить в ходунках .
  • В них малыш больше стоит на носочках, чем на всей стопе;

  • Это может быть связано с заболеваниями нервной системы или опорно-двигательного аппарата , но тогда у ребенка будут и другие нарушения, которые нельзя не заметить.

Педиатр обязательно обратит на них внимание при осмотре ребенка.

В любом случае необходимо корректировать походку ребенка, чтобы в будущем избежать проблем с позвоночником и заболеваний опорно-двигательного аппарата.

И еще немного о ходунках, они пользуется большим спросом у многих родителей, но все чаще педиатры выступают против этого устройства, утверждая, что оно может препятствовать формированию навыка правильной ходьбы.

Комаровский о ходьбе и ходунках

Посмотрите видео о том, что думает о ходунках доктор Комаровский.

Кое в чём педиатры сходятся. Среднестатистический ребёнок делает Your Baby’s First Steps свой первый шаг в 12 месяцев. Ключевое слово здесь - среднестатистический. А ваш уникальный имеет полное право (одобренное педиатрами и физиологами) пойти в другом возрасте.

Рамки нормы в данном случае варьируются весьма широко - от 8 месяцев до полутора лет.

Многие родители гордятся тем, что их дети начинают ходить раньше большинства. Им кажется, будто это говорит о развитости ребёнка. Но это лишь надуманный предлог потешить своё родительское самолюбие.

Срок, в который ребёнок пойдёт, связан с его развитостью, физическими или ровно так же, как форма носа или цвет волос. Прямым текстом - никак. Кто‑то рыжий, у кого‑то серые глаза, а кто‑то самостоятельно пошёл в 8 месяцев.

Однако всё-таки есть определённые ситуации, когда задержка с началом ходьбы должна насторожить.

Когда надо начинать беспокоиться

Во‑первых, здоровый ребёнок так или иначе должен сделать первый самостоятельный шаг до 20 месяцев Child development: Early walker or late walker of little consequence . К этому возрасту дети достаточно окрепли, чтобы это далось им без особых усилий. Если же ребёнок отказывается ходить или делает это только с поддержкой, необходимо обратиться к педиатру. Возможно, понадобятся дополнительные обследования у других профильных специалистов - ортопеда или невропатолога.

Во‑вторых, важна общая картина 14 Month Old Not Walking: Should I Worry . Одно дело, если не ходит, но его моторные функции очевидно развиваются: он уверенно переворачивается, садится, тянется к игрушкам, ползает, пытается подняться у стенки кроватки или залезть на диван, увлечённо подпрыгивает, когда вы держите его за руки. И совсем другое, если его двигательная активность кажется вам недостаточной. Это тоже серьёзный повод дополнительно проконсультироваться с врачом.

Если ни одна из этих ситуаций не относится к вам и вашим детям, расслабьтесь. Ребёнок обязательно начнёт ходить, как только будет к этому готов.

От чего зависит, когда ребёнок пойдёт

По большому счёту, это лотерея. Ни один педиатр не возьмётся предсказать точные сроки, даже наблюдая конкретного младенца и зная всё о семейном анамнезе. Однако есть некоторые закономерности, позволяющие сделать предположения.

Вот основные факторы, которые могут повлиять (но не обязательно) на то, в каком возрасте ребёнок сделает первые самостоятельные шаги.

Генетика

Если папа или мама в своё время начали ходить в раннем возрасте, вероятно, дети унаследуют эту особенность. Верно и обратное. Если, например, папа предпочитал передвигаться до полутора лет, его сын может выбрать ту же тактику.

Вес и телосложение

Более пухлым и тяжёлым детям сложнее стать на ноги и удержать равновесие, чем их более худощавым и мускулистым приятелям.

Некоторые особенности личности

Подняться на ноги и сделать первый шаг без опоры достаточно рисковое мероприятие. Некоторые дети действуют по принципу «в омут с головой»: просто убирают руки от стены или дивана и шагают в неизвестность. Конечно же, падают, иногда больно, но снова пробуют. Возможно, эта склонность к рискованному поведению - часть их характера 10 Things to Know About Walking , которая останется с ними навсегда.

Другие младенцы, напротив, ведут себя более взвешенно - шагают, лишь будучи уверенными, что смогут справиться с этой задачей. Осторожность и умение рассчитывать собственные силы тоже могут быть их личности.

Длительность беременности

Дети, которые появились на свет раньше срока, как правило, начинают ходить несколько позже сверстников.

Как помочь ребёнку сделать первый шаг и начать ходить уверенно

Невозможно заставить детей пойти к определённому сроку. Ходьба при всей её кажущейся простоте очень сложный и энергозатратный процесс: чего стоит только удерживать равновесие на одной ноге в тот момент, когда другая делает шаг. Организм ребёнка должен созреть для этого этапа. Но вы можете помочь Ways to Help Baby Learn to Walk . Правда, приступать придётся задолго до первого шага.

Что делать в 2 месяца

Примерно в этом возрасте младенцы впервые пробуют перевернуться. Поощряйте это движение. Чаще выкладывайте ребёнка в мягкое безопасное пространство, заполненное яркими игрушками, - чтобы хотелось на них взглянуть и, возможно, достать.

Ещё одно упражнение, имеющее ту же цель, выглядит так: высаживайте ребёнка спиной к себе и осторожно покачивайте.

Что делать в возрасте около 8 месяцев

По мере того, как дети становятся всё сильнее и любопытнее, они стремятся оторваться от привычного пола. Например, достать игрушку, притаившуюся на диване. Или попробовать залезть на маму (папу), придерживаясь руками за брюки или халат.

Поощряйте эти движения. Специально выкладывайте любимых медвежат на видное место. Или, когда ребёнок сидит, призывно тяните к нему руки с высоты собственного роста, не наклоняясь, чтобы побудить его потянуться к вам.

Если видите, что ребёнок готов подняться, помогите ему это сделать. А затем покажите, как сгибать колени, чтобы снова вернуться на безопасный пол.

В этот период хорошо бы купить стационарный игровой центр, с которым можно играть, только поднявшись на ноги. Это стимулирует детей больше времени проводить стоя.

Что делать в 9–10 месяцев

Учите ребёнка стоять без опоры. Хотя бы пару секунд. Для этого в то время, когда он за что‑то держится, предложите взять любимую или новую игрушку. Это заставит его оторвать руки от опоры.

Несколько более продвинутое упражнение: помогите ребёнку встать на ноги, а затем дайте в качестве опоры пластмассовую палочку. Осторожно перемещайте предмет - малыш начнёт шагать за ним. Роль палочки может выполнять и : на прогулке ставьте рядом, позволяйте ухватиться за каркас и медленно двигайтесь вперёд.

Также хорошим тренажёром станут тяжёлые устойчивые игрушки на колёсах (игрушечные газонокосилки, тележки): толкая их перед собой, дети учатся совершать шаг за шагом.

Что делать в 10 месяцев и старше

В этом возрасте многие дети уже умеют ходить. Но нередко их пугает большое открытое пространство вокруг. Убедитесь, что у ребёнка есть возможность передвигаться «по стеночке» - то есть максимум за шаг‑два переходить от одной опоры к другой. Это создаст ощущение безопасности.

Чтобы заставить детей выйти на , можно использовать обычный гимнастический обруч. Накиньте его на ребёнка, дав возможность опереться руками, и ведите обруч к центру комнаты. Малыш будет следовать за опорой.

А вот от популярных ходунков эксперты советуют отказаться.

Во‑первых, эти предметы уменьшают желание ребёнка учиться ходить: ну действительно, зачем, ведь он уже умеет перемещаться в пространстве в этой удобной штуковине? Во‑вторых, ходунки попросту небезопасны. Благодаря им дети в считаные секунды могут оказаться там, где их быть не должно. К примеру, перед ведущей вниз лестницей или у стола, на краю которого стоит чашка с горячим кофе. Взрослые попросту не успеют за этим уследить.

Осознав, что ваш ребёнок уже пытается ходить, обязательно встаньте на четвереньки и осмотритесь с высоты его глаз. Острые углы, розетки, края скатертей, за которые так хочется ухватиться и потащить вниз, утюг на гладильной доске и тому подобное - все эти должны быть нейтрализованы.

В каком возрасте ребенок начинает ходить

Во сколько ребенок начинает ходить – этим вопросом задаются все молодые мамы. Хочется, чтобы малыш ни в чем не отставал от других, а порой и опережал сверстников. Все должно происходить постепенно: сначала ребенок начинает ходить за ручки, в ходунках, а затем отпускает маму и не уверенно топает сам. Во сколько же ждать этого знаменательного события? Врачи не дают четкого и конкретного ответа. Когда чадо сделает первые шаги – не предугадает никто. Но есть определенные границы, которые помогают ориентироваться педиатрам и родителям. В норме ребенок начинает ходить в период с 9 до 15 месяцев .

От чего может зависеть формирование столь важного навыка?

Наследственность . Если мама с папой уже в 10 месяцев с хохотом носились по квартире, возможно, и ребенок пойдет по их стопам.

Параллельное освоение других навыков . Некоторые психологи считают, что малышу сложно учиться говорить и ходить одновременно. Поэтому формирование одного навыка (разговора) может вытеснить другой (хождение).

Неподходящие условия . Слишком тесная квартира не дает крохе прочувствовать прелесть пространства, длительное нахождение в кроватке или манеже приучает к ограниченным возможностям. Известен случай, когда ребенок, по причине маниакальных страхов родителей простудить его, вообще не находился на полу, только в кроватке и в манеже. Результат – в год и три месяца ребенок стал делать неуверенные шажочки.

Половая принадлежность . Считается, что мальчики осваивают навык прямохождения позже, чем девочки. Но здесь могут сыграть роль и другие вышеперечисленные факторы.

Занятия гимнастикой и массаж . Укрепление мышц поможет крохе достигать успехов в деле освоения пространства. Интересуясь, со скольки месяцев ребенок начинает самостоятельно ходить, не стоит забывать, что роль родителей в этом деле немаловажная.

Длительность прогулок в ходунках . Дети, чувствуя безопасность и поддержку, расслабляются и начинают неправильно ставить ноги. Поэтому долгое нахождение ребенка в этом приспособлении может отдалить момент первых шагов. Рекомендуется сажать кроху в ходунки не более чем на 15 минут 3 раза в день.

Не стоит радоваться, если малыш бороздит просторы квартиры уже в 8 месяцев. Все должно идти своим чередом – формирование скелета, развитие мышц. И раннее хождение увеличивает нагрузку на мышцы, тем самым искривляя детские косточки. Длительная задержка формирования навыка тоже сулит неприятности. В 1 год и 3 месяца мамы уже начинают бить тревогу, расспрашивать врачей, записываться на консультации к специалистам. И это хорошо, ведь все мы знаем «Предупрежден – значит вооружен». Нет ничего страшного, что ребенка осмотрят, поставят на ножки, обратят внимание на наличие гипертонуса или гипотонуса мыщц. Если врачи не найдут никаких отклонений, можно дать крохе еще 1-2 месяца, чтобы созреть для ходьбы. А в случае выявленных проблем важно поскорее начать их устранять, чтобы карапуз мог наслаждаться приобретенным навыком.

Важно правильно вести себя, когда малыш учится ходить. Не стоит мчаться к нему на пятой скорости, если он вдруг плюхнулся на мягкое место. Страхи, негативные эмоции в дальнейшем могут воспрепятствовать полноценному освоению навыка. Улыбнитесь, подбодрите и помогите встать. И вскоре кроха уже будет сам топать ножками.



Понравилась статья? Поделитесь ей