Контакты

С чем связан еврейский праздник песах. Иудейский праздник Песах: история и традиции.

Есть в нашей жизни праздники, основная идея которых понятна и ясна. Скажем, 9 Мая, День космонавтики или некий «День чего-то». С посложнее, но Песах – чемпион по запутанности, противоречивости, даже парадоксальности.

Самый главный праздник

Бывают мгновения, которые включают в себя вечность и изменяют весь ход человеческой истории. В одну из темных ночей весеннего 15-го числа 2448 года по еврейскому календарю более 2 миллионов потомков сыновей Якова со всех концов Египта встают, в большой спешке покидают привычные нажитые места и выходят из египетского рабства по направлению к горе Синай.

Последние земные события Иисуса представлены Евангелиями с такими тонами, которые придают этому моменту - что должно быть празднование - растущей драматизации. Но хорошо помнить, что старейшее Евангелие от Марко было написано между 70 и 72 годами, то есть через 40 лет после распятия. То, что от Луки около 85 лет, от Матфея вокруг девятнадцатого и последнего, от Иоанна, во время падения Иерусалима ознаменовало исчезновение еврейского государства, и евангелисты обратились к прозелитам эллинистического происхождения и римским гражданам.

Кажется естественным, что они стремятся дистанцироваться от евреев, людей, которых ненавидит Рим из-за перманентного упорства, выраженного в оппозиции к римскому суверенитету. Обращаясь к малейшему упреку римлянам за то, что он преследовал еврея Иисуса, объявив его виновным в жестоких майястатах, достойных смерти, осудив его и распяв по королевскому праву, мог бы вызвать репрессивные меры. Однако еврейский закон позволяет нам видеть несоответствия, присущие истории евангелистов. На самом деле, было запрещено отмечать экзамены в государственные праздники и дежурство.

Это событие настолько невероятно и значительно, что впечатления от него и яркость переживаний крепко живут в сердце каждого еврея по сей день. Тогда из разрозненной малочисленной этнической группы родился народ Израиля.

С этого момента еврейский народ всего мира ежегодно отмечает Песах — праздник Исхода из египетского рабства, единодушно признавая его самым важным своим праздником. Ведь евреи совершили Исход не согласно обычному порядку развития. Они перепрыгнули через свое нынешнее состояние, и вышли на новую ступень жизни.

Кроме того, слушания должны публиковаться и проводиться в храмовом зале. Наконец, чтобы осудить подсудимого на смерть, его признания было недостаточно, но требовалось, чтобы два свидетеля признались в правде об обвинениях и которые пили четыре стакана вина, не могли обратиться в суд. Согласно Евангелиям, Иисус был арестован в ночь празднования Песаха, был допрошен ночью в частном доме и осужден без свидетелей. Повествование последних дней Назарянина следует читать, имея в виду, что Иисус был арестован римской полицией, осужден и осужден римским прокурором, Пилатом или другим.

Праздник многогранный. У него много других названий: Исход, праздник весны, праздник свободы. Не будем вникать во все многочисленные законы, ритуалы, символы и традиции Песаха. Как вы понимаете, наличие разнообразных условностей намекает на то, что за каждым оттенком и деталью кроется глубина и серьезное наставление. И вкус у этого коктейля всегда разный.

К сожалению, евангельский текст, разработанный под властью Рима, оставил страшную ненависть, и обвинение в «самоубийстве» преследовало евреев в течение двух тысяч лет и до сих пор трудно умереть. По-прежнему важно, что христианский институт Евхаристии возник из памяти об обряде еврейского седера, от благословения хлеба и вина, характерных для каждой еврейской семьи того времени. Безусловная черта этих трех фестивалей заключается в плотной и неразрывной связи с весной: вероятно, еврейская Пасха происходит от празднования того, что кочевые народы зарезервированы для празднования возрождения природы и как хорошее желание для урожая, которое будет получено из него, Значение еврейской религии происходит от освобождения людей от египетского рабства.

Как современный еврей празднует Песах

Удивительно, но обычаи этого праздника соблюдаются еврейскими семьями во всех странах мира. Это отчасти помогает им оставаться единым народом в условиях многовекового рассеяния.

Сначала подготовка — генеральная уборка. Казалось бы, нет в этом ничего специфичного, обычно все праздники начинаются (и заканчиваются) приборкой. Секрет в том, что кроме стандартного, вернее сказать, тщательного наведения чистоты, хозяйки обязаны вычистить весь дом от : мучных изделий, злаков, соусов и многого прочего. Некоторые все подъедают или сдают в аренду не еврею.

Сколько раз мы открываем бутылку, чтобы отпраздновать это событие? Роль вина в религиозных торжествах является ценной, а также радостным, освященным союзником. В католическом обряде Евхаристию исполняют чашу вина, первоначально красную для хроматической и белой белизны для материально-технических проблем, и это кровь Христа, изливаемая для спасения человечества; в ортодоксальном обряде красное вино также смешивается с теплой водой, несмотря на ценность, приписываемую ему трансмутацией, эквивалентом католической пресуществления, даже если она не была догматически определена.

Продолжается Песах семь дней, а начало всегда проходит очень торжественно. Вечером 14 нисана принаряженная в белоснежные одежды семья в полном составе вместе с гостями собирается за ужином и читает Пасхальную Агаду. Суть трапезы — в ее названии: или порядок. Как бы ни соблазнял запах фаршированной рыбы, церемония седера соблюдается крайне педантично: каждому действию отведено свое место и время.

Еврейский праздник длится восемь дней, семь - только в Израиле, и он вспоминает освобождение от рабства, символизирующее путешествие 40 лет в землю обетованную. Празднования охватывают всю семью чтением Хаггады, книги легенд: стол полна символических продуктов, таких как опресноки, яйцо, соус харизет, любящие травы, такие как страдания, лапья ягненка жареный и вино, вокруг которого празднуется настоящий обряд. Во время ужина в первый день праздника письмо следует за служебным приказом, седером, блюдами и вином, переплетающимися со сказками и торжествами; в этом случае роль вина является решающей и исполняется через 4 бокала в память о четырех проявлениях спасения, которые обещают освобождение от Священных Писаний.

На целую неделю весь еврейский мир лишен простого хлеба. Убегая из Египта, евреи торопились так, что пришлось прихватить с собой приготовленное, но еще не забродившее тесто. Несли его на спинах, под палящим солнцем оно превратилось в сухие и пресные лепешки или знаменитую мацу – главный символ Песаха.

В дни праздника усиливается впечатление, что — это один общий город, со сплошными улицами, а главное – с единой оживленной атмосферой. Часто за праздничным столом люди беседуют по методике кругов, популярной в Израильском обществе. Высказываясь по кругу, они выражают свое мнение, не опасаясь осуждения и критики, пытаются услышать остальных, стремятся приложить усилия, чтобы приобщить свою уникальность к единой точке зрения. В центре такого круга равных людей раскрывается природная сила, позволяющая ощутить незабываемый вкус того, как хорошо понимать и ценить друг друга. Всякий раз такой удивительный практический эксперимент завершается победой над хандрой и хорошим настроением всех участников. Если не верите, попробуйте!

Очевидно, что используемое вино должно соответствовать кошерным правилам, предпочтительно не пастеризованное красное вино, а виноградный сок разрешен для растений и детей. Очки не должны иметь трещин и должны быть заполнены до краев как желание изобилия и счастья; вино должно быть выпито без перерыва, все на одном дыхании, на случай, если это невозможно, первая ничья должна соответствовать хотя бы половине содержания. В некоторых семьях принято наливать несколько капель воды в вино, чтобы перекрасить вино Израиля во время Второго Храма, что, учитывая высокое содержание алкоголя, было запрещено пить немытым.

Как полюбить соседа

«Египет» — это не география с историей, а наш растущий эгоизм. Внутри нас таится отрицательная сила, вынуждающая смотреть на всех критически. Мы осуждаем абсолютно все, что не принадлежит нам и нашим детям, мы страдаем, если сосед опять купил себе новую машину. Каждый чувствует, что он значительнее других, особенный, ни от кого не зависит. Как раз об этом повествует Пасхальное Сказание. До тех пор, пока мы не выйдем из рабства себялюбия, пока не ощутим всех своей семьей, не будет у нас хорошей жизни.

На протяжении всей жизни Седера и во время всех праздников Песах принято считать, что никто не льет вино в одиночку, а что он делает друг друга, в некотором роде в духе совместного использования, но прежде всего для изгнания демона рабство, в течение которого никто не имел никого, кто служил ему.

Первая заповедь, в которой говорится, что необходимо наблюдать во время Седера, - это киддуш, который молился главой семьи, чтобы читать после появления первых звезд в небе. Сразу после выпивки первого из четырех очков, и в отличие от того, что происходит во время Шаббата, каждый выпивает из своего стакана. В Киддуше все предпосылки будут стоять и отвечать на благословения, которые они будут молиться, прежде чем употреблять вино. Потребление также следует точным правилам: каждый должен сидеть спокойно в тишине и отдыхать левым локтем на столе, даже во время питья, что символизирует полное расслабление и комфорт с другими посетителями.

Празднуя Песах, мы каждый год реализуем возможность познать что-то новое о себе, о нашем народе и произвести качественную трансформацию в отношениях между нами. Миру не хватает доверительной и искренней связи. Хотя бы не делать другому то, что ненавистно тебе. Только евреи могут дать подобные отношения миру, при условии, что сами начнут их выполнять. Давайте перестанем желать зла соседу!

Второе стекло потребляется в конце первой части Аггады, третье после благословения конца еды, Биркат Хамазо и, наконец, четвертый в конце второй заключительной части Аггады. Чтобы подчеркнуть освященную роль вина, сефарды благословляют первый и третий бокал, а ашкеназиты - каждый из четырех. Число 4 потребляемых очков имеет противоречивый и спорный источник. Для Мидраша интерпретация Писания, изучающая сверх буквального значения, представляет собой четыре указателя фараона, исходящие от евреев, и четыре способа, которыми последний оставался отдельно от египтян.

Валентина Татарчук

פֶּסַח ‎ Песах ивр. פֶּסַח‎ Праздничный стол, приготовленный для пасхального седера . Тип Еврейский иначе Праздник весны / Праздник свободы Значение Праздник Исхода из Египта Установлен Тора Отмечается евреями в период с 15 нисан по 21 нисан Празднование синагога , семья Традиции Молитва в синагоге, Галель .
Запрет работы в первый и седьмой (а вне Израиля и во второй и восьмой) день.
хамец , седер , маца , Хаггада Связан с Шавуот

По мнению некоторых исследователей, праздник Песах в его окончательной форме возник в результате слияния двух изначально независимых праздников - собственно пасхальной церемонии и праздника опресноков. Возможно, пасхальная церемония развилась из обрядов, совершавшихся пастухами-кочевниками перед переходом с зимних пастбищ в пустыне на летние пастбища в обжитых районах, а обычай мазать дверные косяки кровью жертвы - из магического ритуала защиты стад.

Согласно Талмуду Йерушалми, они вспоминают количество раз, когда чаша фараона сообщается в мечтах Иосифа в тюрьме. Важность, которую вино принимает во время этих торжеств, является решающей и продолжительной, что отличает ее от обычаев христиан различных конфессий; дух участия заставляет всех петь и наслаждаться им, а не только знаменитостью. Он также отмечает празднование, диктуя заказ на воспоминания и чтение песен, через которые детей учат в истории народа Израиля.

Первые два дня и два последних праздника во всех отношениях, работа запрещена вместе с другими видами деятельности, но приготовление пищи разрешено, если это не суббота. После сотен лет рабства Бог послал Моисея из фараона, чтобы попросить освободить еврейский народ. После отказа от фараона Бог поразил Египет десятью ранами, разрушив землю и уничтожив урожай и скот. Как последняя чума, Бог убил всех первенцев в Египте, «перебросив» еврейских детей и спас их жизни. Фараон, наконец, сдался, оставив Моисея и еврейского народа свободно покинуть Египет и отправиться в долгий путь, который приведет их в Землю Обетованную.

Первоначально Песах отмечался в семейном кругу - сначала в шатрах, а с поселением израильтян в Ханаане - в постоянных домах. После произведенной царем Иошияhу централизации культа в Иерусалимском Храме празднование Песаха там стало массовым . Обычай закалывать жертвенное животное, готовить и съедать его мясо при Храме , видимо, сохранялся и после возвращения из вавилонского пленения .

В древние времена, когда существовал Храм Иерусалима, празднование Песаха основывалось на коллективном паломничестве в Иерусалиме, о предложении пасхального ягненка на 14-й день Нишана и его потреблении в конце коллективного обеда. Поскольку храм был разрушен, пасхальная жертва больше не может быть представлена, и ритуалы, которые происходят, напоминают ему об этом. История освобождения была рассказана в первый вечер Песаха и прочитана из Молитвенной книги Аггады, потребляя специальные продукты в определенном порядке или Седер.

Некоторые продукты сопровождаются соленой водой или уксусом, которые представляют собой слезы и пот рабства. Седер повторяется даже во второй вечер Песаха. В церемонии Седера очень много внимания уделяется роли детей. Самый маленький ребенок в семье, как правило, тот, кто задаст вопросы о смысле Седера, вызвав дебаты о ценностях этой традиции. Взрослые отвечают строками Аггады, где подчеркивается, что «чем больше мы говорим об Исходе из Египта, тем достойнее похвалы».

Позднее, когда число участников увеличилось, при Храме производили только заклание, а трапезу совершали в частных домах Иерусалима . Пасхальное жертвоприношение при Храме положило конец обряду мазать косяки: теперь кровью кропили алтарь .

Кашрут на Песах

Хамец (квасное)

Во время праздника Песах (еврейской Пасхи) к обычным правилам кашрута добавляются специфические запреты, связанные с квасным (хамец ). Во все дни праздника запрещено не только есть, но и владеть «хамецом» в любом виде, поэтому до праздника существует ряд традиций как-то поиск, уничтожение, продажа хамеца.

Пятнадцатый день будет праздником скиний в честь Господа; в течение семи дней ешьте пресный хлеб. Маца и другие пресноводные продукты заменяют Шамеца, вспоминая, что еврейские рабы так быстро бегут в Египте, что у них не было времени поднять хлеб. Различные традиции характеризуют празднования Песаха в мире.

Типичные итальянские блюда Седера часто сочетаются с еврейскими и итальянскими традициями, поэтому вы едите лазаньи-мацу, «артишок во дворе» и сухое мясо. Евреи ашкеназитов также воздерживаются от употребления в пищу риса, кукурузы, бобовых, тогда как большинство сефардских и итальянских евреев не соблюдают эти суровости.

Пригодные для Песаха продукты («Кошер ле-Песах »), можно есть круглый год.

Посуда на Песах

Из-за строгого отделения «хамеца » на Песах, в религиозных еврейских семьях, как правило, есть полный комплект посуды специально для Песаха. Ашкеназские семьи, которые покупают к празднику новую посуду, сначала погружают её в кипяток, чтобы убрать любые следы масел или материалов, которые могли содержать «хамец» (агалат келим ). Некоторые сефардские семьи, использующие на Песах те же стаканы, что и в течение всего года, тщательно их перед этим моют.

Существуют также различия в последовательности молитв в Седере. В Израиле празднование Песаха длится 7 дней вместо 8, согласно первоначальному библейскому правлению. Везде, где он отмечается, Песах остается возможностью для евреев со всего мира воссоединиться со своими семьями, вспоминая завоевание свободы еврейского народа, передавая память молодым поколениям и празднуя вкусные блюда.

Шавуот - настоящий Йом Тов, и поэтому они применяют практически те же ограничения, которые соблюдаются в Шаббат: они не ведут, не пишут и т.д. исключение состоит в том, что приготовление пищи разрешено. В Израиле Шавуот длится всего один день, а за пределами Израиля - два. Возможно, причина для небольших доказательств Шавуот связана с тем, что у этой партии нет «символов», то есть без Шофара или Сукки или Ханукии. С Шавуот нет никаких символов, чтобы отвлечь нас от сосредоточения внимания на центральной точке еврейской жизни: Тора Итак, как мы можем праздновать Шавуот.

Пост первенцев

В утро накануне Песаха начинается пост мужчин-первенцев в память о спасении первенцев Израиля во время «Казни первенцев», десятой из казней египетских.

Широко распространена привычка бодрствовать всю ночь изучая Тору. И поскольку Тора - путь к самосовершенствованию, обучение Шавуот называется Тиккун Шавуот Лейл, что означает «акт самосовершенствования в Ночь Шавуот». Во время функций утра Шавуот, Мы читаем книгу Рут о Библии. Рут была нееврейской женщиной, чья любовь к До и Торе привела ее к обращению в иудаизм. Рут имеет еще одну связь с Шавуот, а именно, что он стал предком царя Давида, который родился в Шавуоте и умер в Шавуот. В Шавуот он украшал синагогу ветвями и цветами.

Гора Синай в тот день, когда была дана Тора. Библия связывает Шавуот с урожаем зерна и фруктов, а пожертвование первых плодов Святому Храму считается выражением благодарения. Было предложено несколько причин, среди которых:. «Песнь Песней» относится к сладкой питательной ценности Торы, говоря: «Убирайся из своих уст, как мед и молоко под своим языком».

Однако, фактически, большинство первенцев постятся лишь до окончания утренней молитвы в синагоге . Согласно традиции, тот, кто принимает участие в трапезе по поводу радостного события, освобождается от необходимости поститься. Поэтому перед Песахом существует распространённый обычай заканчивать изучение раздела Мишны или Талмуда и в честь этого устраивать в синагоге праздничную трапезу в утро перед Песахом. Таким образом, все участники этой трапезы освобождаются от поста.

Жертва Песах

Пасхальная жертва также называется «корба́н пе́сах » (в русском варианте - «пасха»). Согласно Пятикнижию , каждая семья (или группа семей, если они в отдельности слишком малы для съедания целого ягнёнка) должна отведать одного ягнёнка в ночь на 15 нисана . Ягнёнок не мог быть убит тем, во владении кого есть квасное. Ягнёнок должен был быть зажарен и съеден вместе с мацой и маро́ром . Нельзя было ломать у жертвы кости. До утра от жертвы не должно было ничего остаться.

Позднее, во время существования Иерусалимского храма , пасхальная жертва съедалась во время пасхального седера 15 нисана. Однако после разрушения Храма жертвы уже не приносились, поэтому рассказ о «корбан-песах » пересказывается на пасхальном седере, а на блюде седера её символически представляет «зро́а » - жареная баранья голень, куриное крыло или ножка, которые не употребляются в пищу, но участвуют в ритуале.

Пасхальный Седер

Центральное событие праздника - пасхальный вечер (лейл а-седер или седер-песах , или просто се́дер / се́йдер ).

Проведение Седера тщательно регламентировано и состоит из множества элементов, главное предписание этой церемонии - рассказывать детям об исходе из Египта.

Чтение Пасхальной hагады

В средние века выработался окончательный традиционный порядок обрядовой трапезы (включая форму ответов главы семьи на вопросы детей, застольные песнопения и т. п.), зафиксированный в Пасхальной hагаде - её читают в первый вечер Песаха (за пределами Израиля - в два первых вечера.

Четыре чаши

Во время Седера существует обязанность выпить четыре чаши вина (или виноградного сока). Это относится и к мужчинам, и к женщинам. Согласно Мишне , их должен выпить даже самый бедный человек. Каждая чаша служит вступлением в следующую часть Седера.

Маца

Заповедь предписывает съесть на седере по меньшей мере один кусок мацы размером с оливку. Ритуал седера предусматривает за вечер несколько моментов, в которые съедается маца.

Маца для праздника выпекается в течение предпраздничных недель. В ортодоксальных еврейских общинах мужчины традиционно собираются в группы для совместного ручного выпекания специальных листов мацы, называемых маца шмура .

Марор

В течение седера в различные моменты ритуала предписывается попробовать горькую зелень (от хрена до листьев салата) - маро́р .

Молитвы

В первый день Песаха в синагоге читается молитва о росе (таль) и полностью - hаллель (в странах рассеяния hаллель читается полностью в первые два дня, а в остальные дни Песаха - до середины); в субботу, выпадающую на один из дней праздничной недели, в синагогах



Понравилась статья? Поделитесь ей