Контакты

Зайд ибн Сабит: биография. Шейх зайд - биография, информация, личная жизнь Рассказывает Али Факир

Абдулла ибн Салям, да будем доволен им Аллах, до принятия Ислама был иудейским раввином.

После принятия Ислама он стал одним из самых близких и образованных последователей Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и он рассказывает историю о другом иудейском раввине, жившем в Медине, по имени Зайд ибн Сурийя. Зайд ибн Сурийя, да будет доволен им Аллах, принял Ислам позднее. Но как он принял ислам? Вот его история:

Абдулла ибн Салям говорит, что Зайд ибн Сурия изучал священные Писания. Он также подробно изучил описание личности, да благословит его Аллах и приветствует, и его характера. Он сказал, обращаясь к самому себе: «Я нахожу каждую описанную черту, которая приводится в рассказе об обещанном в наших писаниях Пророке, и понимаю что все эти описания явно и очевидно подходят Мухаммаду, сыну Абдуллы, за исключением двух. Две характеристики, которые упомянуты в наших писаниях, с помощью которых мы сможем определить обещанного последнего Посланника, я еще не увидел в нем . И две эти характеристики, качества - это во-первых то, что его снисходительность и терпение превосходит невежество, проявленное по отношению к нему. И второе - чем больше невежество проявляется по отношению к нему, тем более терпеливым и снисходительным он становится. - И он добавил - Я хотел увидеть, проявляются ли в нем и эти два качества. С этой целью я приблизился к нему и начал внимательно изучать его. Я постоянно искал возможности чтобы наблюдать за ним».

Затем он сказал: «Однажды, находясь поблизости, я подошел к нему. Он вышел из дома с Али ибн Абу талибом, своим зятем, это был Али, да будет доволен им Аллах - То есть в этот момент были лишь Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, и Али, да будет доволен им Аллах, - и я был поблизости, наблюдая за ним и слушая. В этот момент пришел посетитель и сказал : «О Посланник Аллаха! Я пришел из такой-то и такой-то области. - Незадолго до этого их племя приняло Ислам, но у них были определенные проблемы, у них начался голод и засуха, люди начали голодать - И потому, о Посланник Аллаха, я боюсь, что они могут разочароваться и будучи в таком отчаянии, они могут отвернуться от религии. Так вот, есть ли что-нибудь у тебя, можешь ли ты помочь чем-нибудь, чтобы я мог отнести это для них?»

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, повернулся к Али, да будет доволен им Аллах, и сказал обращаясь к нему: «О Али! Продукция, урожай из фруктового сада такого-то и такого-то человека, осталось ли что-нибудь от этого?», на что Али, да будет доволен им Аллах, ответил: «Нет, о Посланник Аллах! Ничего не осталось». То есть Он намеревался взять часть продуктов и отдать этому бедуину, с тем чтобы он мог вернуться к своему племени с провизией.

Зайд ибн Сурийя продолжает свой рассказ: «Я понял, что это очень хороший момент, чтобы я вмешался, и я решил этим воспользоваться. Тогда я вышел вперед и сказал: «О Мухаммад! Если я сейчас дам тебе имущество и денег при условии, что ты дашь мне урожай из такого-то и такого фруктового сада тогда, когда наступит время собирать плоды, то я тебе дам оплату сейчас, а ты дашь мне урожай, продукцию позже».

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Я дам тебе урожай не из этого конкретного сада, но дам тебе урожай». На этом они договорились.

Зайд ибн Сурийя говорит: «Я открыл свой кошелек и достал все золотые динары, которые были у меня». В одной версии говорится, что у него было 80 динаров и он все отдал Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, 80 золотых монет. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, взял золото и отдал его бедуину, говоря: «Используй это». Он также сказал Али, да будет доволен им Аллах, чтобы тот помог ему купить продукты для этого племени.

Зайд ибн Сурия затем продолжает: «Потом я стал ждать наступления времени урожая. И не в день нашего договора, но за несколько дней до заключения нашего договора я пошел, чтобы потребовать возвращения своего долга от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, - То есть он специально пошел заранее назначенного срока, раньше времени. Он говорит - Я подошел к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, когда тот возвращался с похорон, его сподвижники были с ним. Он уже собирался присесть возле стены прямо перед тем как я подойду к нему, среди всех его сподвижников, целой группы. Я подошел к нему - и как говорится в одной из версий - я схватил его за воротник . - Он ухватил за верхнюю часть накидки Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и с силой стянул ее, так что накидка упала с его благородных плеч. Затем он продолжил - Потом я схватил его за воротник и скрутил его . - И он сказал - «О Мухаммад! Где мои деньги? Где мои продукты? Я знаю, что вы сыновья Абдульмутталиба - имея в виду весь род Абдульмутталиба, он сказал -и я знаю вас очень хорошо, потому что я жил среди вас, наблюдал за вами и узнавал о вас. И я знаю, что все сыновья Абдульмутталиба широко известны тем, что никогда не выплачивают свои долги. Так, где мой долг? Где мои продукты, которые ты обещал?»

В предании говорится, что Умар, да будет доволен им Аллах, стоял в этот момент рядом и он дрожал от ярости. Текст хадиса рассказывает о том, что он как будто скрутился. Имеется в виду его плечи дрожали и скрутились, так, словно он был каким-то круглым предметом. Я поясню этот момент. Если вы представите круглый предмет и если вы закрутите его, что произойдет? Вы закрутите его и когда он будет готов упасть на пол, и он начинает двигаться не по своей оси. Так происходит если вы к примеру возьмете монету и закрутите ее, поначалу она будет крутиться по своей оси, но затем когда она будет терять скорость и будет готова упасть, вы заметите что она будет двигаться не по своей оси до того как упадет полностью.

Передатчик хадиса, Абдулла ибн Салям сказал, что плечи и руки сподвижника Умара ибн аль-Хаттаба, да будет доволен им Аллах, крутились вот таким же образом. Подобно круглому предмету, который собирается упасть. Таким он был из-за жгучего гнева. Затем он, Умар ибн аль-Хаттаб, громко крикнул и сказал: «Эй Ты! Если бы не Посланник Аллаха, клянусь Аллахом, я бы разрубил твой череп пополам».

И как сам Зайд ибн Сурийя рассказывает, все то время, пока Умар, да будет доволен им Аллах, кричал на него и угрожал ему таким образом, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, спокойно смотрел на сподвижника Умара, да будет доволен им Аллах, и улыбался.

И он сказал ему: «О Умар! - Представьте себе, тот человек только что таким образом оскорбил его в присутствии всех его сподвижников, набросился на него, стащил с него накидку, грубо скрутил его воротник, а затем оскорбил его перед всем его родом. А Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, смотрел на Умара, да будет доволен им Аллах, и улыбался. Вы только послушайте слова, которые он сказал. Он ничего не ответил Зайду ибн Сурийя, но сказал, обращаясь к Умару, да будет доволен им Аллах, - О Умар! Не стоит так поступать и мы оба требуем от тебя не таких слов. И мы оба требуем чтобы ты сказал нечто другое. О Умар, то, что мы оба хотим - это чтобы ты сказал мне выплатить свой долг, а ему чтобы ты сказал потребовать свой долг красиво».

Затем Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал сподвижнику Умару, да будет доволен им Аллах: «О Умар! Пойди с ним и выплати ему его долг».

На этом Зайд ибн Сурийя ушел, поскольку им пришлось забрать продукты из другого места. Затем Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, подозвал к себе Умара, да будет доволен им Аллах, и сказал ему: «О Умар! Дай ему 20 сахов сверх его долга - 20 сахов как я часто об этом упоминал и рассказывал ранее в книгах, так вот сах - это не измерение веса, это было меркой. Это был ковш, черпак, посуда для меры. В сахе было 5 мудов, а муд - это одна чаша. Так вот сах - это не вес, это мера. Арабы торговали финиками и использовали при этом не вес, а меру. В одном сахе примерно содержится 3 с половиной килограммов, то есть 3 килограмма 500 граммов. И Пророк сказал дать ему лишних 20 сахов, примерно 70 лишних килограммов фиников. А почему? Он сказал - О Умар, дай ему 20 лишних сахов за то, что ты напугал его».

Сподвижник Умар, да будет доволен им Аллах, ушел. Когда они встретились в условленном месте для выплаты долга, Умар, да будет доволен им Аллах, дал ему финики, а затем добавил лишние 20 сахов. Тот начал спрашивать его: «Что это?». На что сподвижник Умар, да будет доволен им Аллах, ответил: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, велел мне дать тебе дополнительно 20 сахов за то, что я напугал тебя».

Тогда Зайд ибн Сурийя спросил его: «Ты знаешь, кто я?».

Сподвижник Умар, да будет доволен им Аллах, сказал: «Нет. Кто ты?» .

Тот ответил: «Я-Зайд».

Сподвижник Умар, да будет доволен им Аллах, спросил: «Какой Зайд?».

Тот ответил: «Зайд ибн Сурийя».

Сподвижник Умар, да будет доволен им Аллах, слышал о нем до этого, поскольку он был раввином, известным иудейским раввином. И он спросил: «Зайд ибн Сурийя аль-Хибр? Зайд ибн Сурийя, раввин?» .

Тот ответил: «Да».

И он спросил: «Да как ты мог говорить с Посланником Аллаха таким образом? Ты - образованный человек, иудейский мудрец, раввин. Как мог такой человек как ты говорить таким образом с Посланником Аллаха?»

Конечно Умар, да будет доволен им Аллах, возможно и был бедуином, но даже он был шокирован, что такой образованный человек, известный раввин, как Зайд ибн Сурийя мог так вести себя. Хотя поначалу Умар, да будет доволен им Аллах, не узнал его в лицо, но он, несомненно, слышал о нем.

На это Зайд ибн Сурийя, да будет доволен им Аллах, ответил: «На это у меня была причина. - Он продолжил - Я изучил наши Писания и я изучил личность Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Я понял, что все качества, упомянутые в словах пророчества о последнем Посланнике можно найти в нем, за исключением двух, и две эти характеристики, качества: это во-первых то, что его снисходительность и терпение превосходит невежество, проявленное по отношению к нему. И второе - чем больше невежество проявляется по отношению к нему, тем более терпеливым и снисходительным он становится. - И он добавил - Я лично хотел увидеть, удостовериться, что у него есть два этих качества и все что я предпринял, было проделано с целью увидеть и засвидетельствовать, подтвердить что в нем, в Посланнике Аллаха есть эти качества.»

Далее он сказал: «О Умар! Я свидетельствую, что нет бога кроме Аллаха, и что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, Его Посланник» . Потом он упомянул эти слова: «Я доволен Аллахом как моим Господом, Исламом - как религией и Пророком Мухаммадом, да благословит его Аллах и приветствует, как Посланником Аллаха».

Затем он отправился к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и объявил о своем принятии Ислама. Именно о нем, о зайде ибн Сурия говорили, что после принятия Ислама он изменился в лучшую сторону, он хорошо послужил Исламу. Он недолго жил после этого, погибнув шахидом в одной из битв. Вот такая история о бывшем иудейском раввине. И та история прекрасно иллюстрирует то, о чем упоминается в Коране и хадисах. Так же об этом речь идет и в хадисе от Абдуллы ибн Амра ибн Аль-Аса (смысл): «Не был он ни грубым, ни с жестоким сердцем, и он таков даже по отношению к злым людям, наоборот он не обращает внимания на их недостатки, оправдывает их и прощает».

Именно об этом говорится в Торе и как передает аль-Бухари, Зайд ибн Сурийя прочитал об этом в Священном Писании, после чего он испытал, проверил Пророка, да благословит его Аллах и приветствует.

Вот таким был Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, милостью для всех. Он был таким не только по отношению к мусульманам, и не только по отношению к отдельным людям, но по отношению ко всем. Всевышний Аллах в суре «аль-Анфаль» упоминает, что присутствие Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, сдерживало наказание от Всевышнего Аллаха. Аллах говорит: «И Аллах не накажет их пока ты - среди них».

Таки образом, он был милостью и милосердием, а его присутствие служило защитой от наказания. Оно спасало и защищало язычников от наказания, несмотря на их действия против него. Он - сама милость, причем не только по отношению к язычникам, но и по отношению к мунафикам - лицемерам.

Имя Зайда ибн Хариса в источниках фигурирует как вольноотпущенник пророка Мухаммада ﷺ . Необходимо отметить, что Зайд не был с рождения рабом, а стал им вследствие на­па­де­ния племени аль-Кайн на племя бану Ма‘ан, где в это время он со своей матерью Су‘адой на­хо­дил­ся у . По сведениям других источников, нападение на них произошло по пути к родственникам . Похитители выставили мальчика на продажу на ярмарке ‘Указ, где его за 400 дирхемов купил один из богатых курайшитских вождей Хаким ибн Хизам ибн Хувайлид. Кроме Зайда он приобрёл ещё группу мальчиков и вернулся с ними в Мекку. Хаким ибн Хизам ибн Хувайлид предложил своей тёте Хадидже бинт Хувайлид выбрать себе одного из мальчиков в качестве подарка от него . Её выбор пал на Зайда ибн Хариса .

После того как Хадиджа вышла замуж за пророка Мухаммада ﷺ , она подарила ему Зайда в качестве подарка. Об этом узнали отец и дядя Зайда, которые явились к Пророку ﷺ с про­сь­бой выкупить его. Тогда пророк Мухаммад ﷺ предоставил Зайду право выбора - уйти со своими родственниками или остаться с ним. Зайд предпочёл остаться с Пророком . После этого Божий посланник встретился со знатными курайшитами и сказал: «Засвидетельствуйте, что это - мой сын и законный наследник ». Все это происходило ещё до начала исполнения им его пророческой миссии, и после этого Зайда стали называть Зайдом ибн Мухаммадом. С воз­ник­но­ве­ни­ем ислама и отмены усыновления его снова стали называть Зайдом ибн Харисой . Таким образом, происхождение Зайда ﷺ и его родословная не имела отношение к рабскому сословию. Он стал рабом в результате определённых обстоятельств.

Женитьба на Зайнаб и развод с ней как причина новых установлений ислама

Однако среди арабов такой подход к пониманию происхождения человека не учитывался в общественных взаимоотношениях. Это мо­ж­но проследить на примере сватовства вольноотпущенника Зайда к дочери тети пророка Мухаммада ﷺ Зайнаб бинт Джахш . Несмотря на то, что сам Пророк ﷺ выступал в качестве свата в заключении этого брачного союза, родственники Зайнаб были про­тив этого брака, апеллируя к тому, что Зайд был рабом. Своими действиями Пророк ﷺ хотел упразднить обычаи , согласно которым свободные женщины не могли выходить замуж за бывших рабов . Несмотря на это препятствие Зайнаб вы­шла замуж за Зайда , что по сути, искореняло обычай невежества и социальное неравенство.

Спустя короткий период, ввиду определённых семейных разногласий, Зайд попросил разрешения Пророка ﷺ с Зайнаб . Пророк Мухаммад ﷺ настоятельно советовал Зайду проявить терпение и богобоязненность и не разводиться с женой: Уде­р­жи свою жену при себе и побойся Аллаха. . В результате постоянных разногласий брачный союз между Зайнаб и Зайдом вскоре распался. После того как они расстались пророк Мухаммад ﷺ женился на Зайнаб . Женитьба на ней была повелением Господа. По утверждению мусульманских богословов, заключить этот брак Пророка ﷺ обязал Сам Аллах, не оставивший ему никакого выбора: Мы женили тебя на ней после того, как Зайд оставил её. . После женитьбы Пророка ﷺ на Зайнаб окончательно прекратилась практика усыновления, хотя по этому поводу было ниспослано другое кораническое откровение: Зовите их (приемных детей) по именам их отцов. Это более справедливо перед Аллахом. Если же вы не знаете их отцов, то они являются вашими и вашими близкими. . В приёмные дети пользовались среди арабов такими же правами, как родные, и по своему положению ничем от них не отличались .

Брак между Пророком ﷺ и Зайнаб положил также начало возможности жениться на бывших женах приёмных сыновей: Мы же­ни­ли тебя на ней, чтобы верующие не испытывали никакого стеснения в отношении жён своих приёмных сыновей после того, как те удовлетворят с ними свое желание. . Таким образом, история с Зайдом стала прецедентом запрета практики усы­нов­ле­ния в исламе и возможности жениться на бывших жёнах приёмных детей.

Любимец и спутник Пророка

По сведениям некоторых источников, Зайд был любимцем Пророка ﷺ . Когда Зайд долгое время отсутствовал, Пророк ﷺ очень скучал по нему и радовался, когда он появлялся вновь, встречая его, как никого другого .

Зайд сопровождал пророка Мухаммада ﷺ в тяжелейшие периоды в его проповеднической деятельности. Одним из самых тяжелых среди них был призыв к исламу жителей г. Таифа. Когда, однажды жена Пророка ‘Аиша спросила его был ли какой-нибудь для него более тяжким, чем день битвы при Ухуде он ответил: «Мне пришлось претерпеть от твоих соплеменников многое, но самым тяжким из всех был день ‘Акабы … » (название места близ Таифа) . Здесь имеется ввиду случай, когда жители Таифа забрасывали Пророка ﷺ камнями. В это время Зайд своим телом заслонял его и, истекая кровью, принимал удары на себя .

Участие в сражениях

Зайд ибн Хариса участвовал в битвах при Бадре, Ухуде, и других сражениях . Когда Пророк ﷺ отправился в поход на Му­рай­си‘, то оставил Зайда в Медине вместо себя. Наряду с этим Зайд принимал участие в качестве командира в таких битвах, как Карада, Джамум, Ийс, Тарафа, Хисма и Умму Кирфа.

«О Аллах если ты лишаешь меня этого добра, то не лишай его моего сына Саида» (мольба Зайда своему сыну Саиду)

Отец Саида, Зайд

Однажды Зайд ибн Амир ибн Нуфайл встал в дали от толпы курайшитов праздновавших свой праздник. Он увидел мужчин в дорогих одеяниях на них были дорогие чалмы. Увидел женщин и детей одетых в красивых нарядах в украшениях. Пастухи гнали скот украсив животных в различные украшения, дабы принести их в жертву перед своими идолами.

Зайд облокотившись на стену Каабы сказал: «О курайшиты это животное которое создал Всевышний Аллах, ниспослал для нее дождь с небес чтоб она смогла утолить свою жажду. Из земли Аллах вырастил траву, чтобы смогла она насытиться. И после этого вы приносите ее в жертву не ради Аллаха я вижу вы невежественные люди».

В это время к нему подошел его дядя Хатаб отец Умара (да будет доволен им Аллах) ударил его и сказал пропади ты пропадом наше терпение иссякло слушать эту глупость. Затем Хатаб настроил глупый народ против него и они причинили ему мучение, вред, ему пришлось бежать с Мекки. Он поднялся на гору «Хираъ». Хатаб уполномочил молодых ребят из курайшитов следить за ним и не впускать в Мекку. В связи с этим ему приходилось тайно проникать в Мекку.

Затем Зайд ибн Амир ибн Нуфайл в тайне от курайшитов встретился с Варакой ибн Нуфайлом, Абдуллой ибн Джахшем, Усманом ибн Харис, Умамайматом бинту Абдулмуталиб дедушка Мухамада (мир ему и благословление). Он говорил с ними о глубоком заблуждении арабов. Зайд своим друзьям сказал: «Клянусь Аллахом вам следует узнать, что у вашего народа нет ничего за душой. Они изменили религию Ибрагима (мир ему) ее заветы. Исповедуйте религию которую вы исповедовали если хотите спастись».

Четыре человека обратились к знающим из иудеев христиан и другим представителям религиозных знаний. Что касается Вараки ибн Навфал он принял христианство. А Абдулла ибн Джахш и Усман ибн Харис нечего не достигли. Что касается Зайда ибн Нуфайла для него произошла интересная история.

Зайд ибн Амр рассказывает:

Я отказался от религии иудаизма и христианства, поскольку не нашел в ней того чего желал. Я стал искать последователей религии Ибрагима (мир ему) и вскоре в поисках прибыл в аш-Шам мне сказали, что есть некий манах который знает истинную религию. Я пришел к нему рассказал о своем желании. Он спросил меня ты желаешь узнать религию Ибрагима (мир ему) о брат из Мекки? Я ответил да, это то к чему я стремлюсь.

Он сказал ты в поисках религии которой сегодня не найдешь, поистине истинная религия у тебя на родине Всевышний Аллах пошлет человека из твоего народа который обновит религию Ибрагима (мир ему) когда найдешь его держись за него.

Зайд отправился обратно домой, дабы найти Пророка (мир ему и благословление) Когда Зайд оставил пол пути, Всевышний ниспослал Пророка Мухаммада (мир ему и благословление) с новой религией. Но Зайду не посчастливилось увидеть его, по дороге группа людей арабов убили его.

При смерти Зайд обратился с мольбой к Всевышнему: «О Аллах если ты лишаешь меня этого добра, то не лишай его моего сына Саида».

Саид сын Зайда

Всевышний Аллах пожелал ответить на мольбу Зайда. Когда Пророк (мир ему и благословление) стал призывать людей к Исламу Саид ибн Зайд (да будет доволен им Аллах) был в числе первых уверовавших в единого Аллаха и в то, что Мухаммад (мир ему и благословление) истинный Посланник Аллаха. В этом не было нечего удивительного поскольку Саид ибн Зайд рос в доме где обсуждались и порицались заблуждения язычества курайшитов. Под опекой отца своего который всю жизнь был в поисках истины, даже при смерти он стремился к истине.

Вместе с Саидом уверовала и его жена Фатима бинту Хатаб сестра Умара (да будет доволен им Аллах). Курайшиты столько вреда причинили Саиду, что этого легко хватило чтобы он отошел от религии, но их старания были напрасны. Он наоборот даже со своей женой призвал Умара ибн Хатаба (да будет доволен им Аллах) к Исламу.

Саид ибн Зайд отдал все свои силы и молодость Исламу. Когда он уверовал ему еще и двадцати лет не было. Он участвовал во всех сражениях с Пророком Мухаммадом (мир ему и благословление) кроме в битве при «Бадре» поскольку в этот день он и Талхат ибн Убайдуллах (да будет доволен ими Аллах) были отправлены Пророком (мир ему и благословление)в качестве разведки узнать о делах курайшитов, когда они вернулись битва уже была окончена. А также Саид вместе с другими мусульманами участвовал в разрушении трона «Кисра » и владения «Кайсара».

Однажды Саид спросил: «О Посланник Аллаха (мир ему и благословление) мой отец был подобен тому, кто дошел до тебя и видел. Если он дошел бы до тебя то уверовал бы в тебя и последовал бы за тобой, будешь ли ты просить Аллаха прощения его грехов. Посланник Аллаха (мир ему и благословление) ответил да, я буду просить прощения его грехов, поистине он встанет вместе с моей общиной».

Во всех походах где сражался Саид он проявлял мужественность и отвагу. Один из самых удивительных подвигов было то, что он сделал в сражении при «Ярмуке».

Саид сам рассказывает:

В битве при «Ярмуке» нас было примерно двадцать четыре тысячи воинов, против нас вышли римляни с количеством воинов сто двадцать пять тысяч. Они были подобно огромной горе, как будто ими кто-то управлял. Впереди них ходили епископы, патриархи и священники, громко читая молитвы, а армия повторяла за ними, их звук был подобен грохоту грома.

Когда мусульмане увидели их силу и количество, они не много испугались. Тогда Абу-Убайда ибн Джарах (да будет доволен им Аллах) встал перед мусульманами и стал настраивать на сражение. Он говорил: «О рабы Аллаха помогайте Всевышнему и он поможет вам, с ниспосланием стойкости. О рабы Аллаха терпите поистине терпение это спасение от неверия и довольство Аллаха. Направьте ваши копья на врага и прикрывайтесь щитами. Усердствуйте в упоминании Аллаха в то время пока я вами командую по воле Аллаха».

Саид продолжает рассказывать:

После словАбу-Убайды (да будет доволен им Аллах) из рядов мусульман вышел человек обратился к Абу-Убайде (да будет доволен им Аллах) и сказал: Я сделал намерение, в этом месте уйти в мир иной, если у тебя какое либо послание к Пророку (мир ему и благословление)? Абу-Убайда (да будет доволен им Аллах) ответил да, передай о меня и от всех мусульман салам и скажи ему, что мы нашли истинной то, что было нам обещано Всевышним.

Саид сказал, когда я услышал речь этого человека, увидел как он вытащил меч и направляется на врага в это время я уперся коленями в землю вытянул вперед свое копье и сразил первого всадника из врагов направляющегося на нас, затем я вышел против врагов. Всевышний убрал из сердец мусульман страх. Мусульмане отважно сражались против римлян пока Аллах не даровал им победу.

Правление Саида

Саид ибн Зайд (да будет доволен им Аллах) участвовал в сражении в «Дамаске». Когда население покорилось, Абу-Убайда (да будет доволен им Аллах) уполномочил его наместником в Дамаске. Он был из первых наместников мусульман в Дамаске.

Аллах ответил мольбе Саида

Во времена бани умаятов с Саидом (да будет доволен им Аллах) произошла следующая история о которой жители Йисриба долгое время рассказывали.

Арва бинту Увайс стала утверждать, что Саид захватил часть ее земли и присвоил себе. Она стала об этом говорить каждому мусульманину. Затем её жалоба была направлена В Медину к Марвану ибн Хакаму. Марван отправил человека к Саиду по спрашивать об этом. Оказавшись в трудной ситуации сподвижник Пророка (мир ему и благословление) сказал.

Они думают, что я её притесняю это каким же образом? Я слышал как Пророк (мир ему и благословление) говорил: «Тот кто вероломно присвоил хотя бы пядь земли, в судный день будет окружен семью стенами». Если она лжет, то пусть ослепнет и упадет в колодец из-за которой затеяла ссору со мной.

Не прошло и много времени как по долине «Акик» пронеся мощный ветер подобно которому люди в этой долине не видели. Этот поток обнажил границу из-за которой был спор. Мусульманам стало ясно, что Саид был прав. После этого та женщина прожила только месяц она ослепла и упала в колодец. Абдулла ибн Умар (да будет доволен им Аллах) сказал, когда мы были маленькими мы слышали как один говорит другому «чтоб Аллах ослепил тебя, как он ослепил Арву». В этом нет нечего удивительного ведь Пророк (мир ему и благословление) говорил: «Вы бойтесь мольбы притесненного поскольку между ним и Аллахом нет преграды».

Саид был в числе тех, кто получил радостную весть о рае

Передают хадис от Айши (да будет доволен ею Аллах) что Пророк (мир ему и благословление) сказал: ибн Умару ибн Нуфайл будет в раю».

В другом хадисе от Саида ибн Зайда (да будет доволен им Аллах) передается что Пророк (мир ему и благословление) сказал: «Десять человек из курайшитов будут в раю. Абу-Бакр, Умар, Усман, Али, Талхат, Зубаир, Абдурахман ибн Авф, Саид ибн Малик, Саид ибн Зайд ибн Умару ибн Нуфайл, Абу Убайдат ибн Джарах». Саид умер в Акике когда ему было пять десять один год, похоронен в Медине.

Клянусь Аллахом, Зайд Ибн Хариса был достоин порученного ему дела и был моим любимцем среди людей”. (Мухаммад, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует)
Суада, дочь Саалаба, собралась навестить своё племя бану Маан. В дороге её сопровождал её сын Зайд Ибн Хариса аль-Кааби, которому было восемь лет. Едва она расположилась у своих родственников, как на их племя совершила набег конница племени бану аль-Кайн. Они разграбили всё имущество, захватили верблюдов и взяли пленных. В числе пленных, уведённых налётчиками, был и сын Суады Зайд Ибн Хариса. Похитители выставили мальчика на продажу на ярмарке Указ, где его за четыреста дирхемов купил один из богатых курайшитских вождей Хаким Ибн Хазам Ибн Хувайлид. Кроме Зайда он приобрёл ещё группу мальчиков и вернулся с ними в Мекку.

Когда его тётка Хадиджа Бинт Хувайлида узнала о прибытии племянника, то зашла к нему поздороваться и поговорить. Хаким сказал ей:
— Послушай, тётушка, на ярмарке Указ я купил группу мальчиков. Выбирай себе любого, который приглянется тебе. Это будет мой подарок тебе. Госпожа Хадиджа внимательно всмотрелась в лица мальчиков и выбрала Зайда Ибн Хариса, отметив про себя его умный взгляд. Затем, забрав с собой мальчика, она удалилась. В скором времени Хадиджа вышла замуж за Мухаммада Ибн Абдуллу. Захотев одарить мужа хорошим подарком, Хадиджа выбрала Зайда Ибн Хариса и подарила его мужу.

Счастливый мальчик попал под попечение Мухаммада Ибн Абдуллы, постоянно находясь в его благородном обществе и приобщаясь к его возвышенной морали. А в это время его безутешная мать, опечаленная потерей сына, непрерывно плакала, не находя себе места и будучи не в состоянии успокоиться. Её огромное горе усугублялось ещё и тем, что она не знала, жив ли её мальчик, если жив, то сохранялась надежда вернуть его, либо он ужё мёртв и все усилия бесполезны. Отец Зайда — Хариса — тем временем непрерывно разыскивал его в разных местах, расспрашивал всех путников и, будучи в большом горе, складывал душераздирающие печальные стихи:
“Я оплакивал своего Зайда, не зная, что с ним. Жив ли он, и жива ли надежда, а быть может мне уже суждено закончить свой жизненный путь, не увидев его? Клянусь Аллахом, ничто мне не известно, и я горестно вопрошаю: Похитили тебя равнины или горы? На восходе солнце напоминает мне о нём, и на закате я помню о нём. Неустанно я буду погонять своего верблюда, проведя в поисках всю жизнь, Пока не постигнет меня кончина. Любой человек смертен, даже если надежда и вводит его в заблуждение” .

В один из сезонов паломничества группа людей из племени Зайда прибыла на священную Землю. Обходя старое святилище, они лицом к лицу столкнулись с Зайдом. Люди узнали Зайда, а он узнал их. Между ними завязалась оживлённая беседа, и с обеих сторон посыпались вопросы. Закончив обряды паломничества, люди вернулись домой и рассказали Харисе о том, что видели, и о том, что слышали.
Хариса немедленно собрался в дорогу, захватив с собой достаточно средств, чтобы выкупить своего любимого сына. В поездке Харису решил сопровождать его брат Кааб. Оба всадника во весь опор помчались в сторону Мекки. Прибыв туда, они пришли к Мухаммаду Ибн Абдулле и сказали ему:
— О сын Абдель Мутталиба, вы — соседи Аллаха. Вы помогаете каждому, кто просит помощи, кормите голодных и спасаете попавших в беду. Мы пришли к тебе за нашим сыном, который находится у тебя. Мы привезли тебе достаточно средств, чтобы заплатить тебе выкуп. Снизойди же к нашей просьбе и проси взамен, чего тебе хочется.
Мухаммад спросил:
— А кто этот ваш сын, о котором вы говорите?
Братья ответили:
— Это мальчик, который находится у тебя. Его зовут Зайд Ибн Хариса.
— А есть ли у вас то, что лучше выкупа? — спросил их Мухаммад.
— А что именно?! — воскликнули братья.
Мухаммад сказал:
— Позовите его к себе. Пусть он сам выберет между мной и вами. Если он выберет вас, то он ваш без всяких денег. Если же он выберет меня, то, клянусь Аллахом, я соглашусь с этим.
Братья сказали:
— Ты поступаешь более чем справедливо.
Мухаммад вызвал Зайда и спросил его:
— Кто эти люди?
Зайд ответил:
— Это мой отец Хариса Ибн Шурахил, а это мой дядя Кааб.
Мухаммад сказал:
— Я даю тебе право выбора: если желаешь, то можешь отправляться с ними, или же оставайся у меня.
Зайд сразу же без малейшего колебания сказал:
— Конечно же, я остаюсь с тобой.
Отец Зайда воскликнул:
— Горе тебе, о Зайд! Ты предпочёл рабство своему отцу и своей матери?!
Зайд ответил:
— Этот человек дал мне нечто, и я никогда не расстанусь с ним.
Увидев такое поведение Зайда, Мухаммад взял его за руку и привёл на священную территорию. Встав рядом с ним у Камня на глазах у курайшитов, Мухаммад обратился к ним:
— О племя курайшитов! Свидетельствую, что это мой сын и мой наследник.
Услышав эту торжественную клятву, успокоились души отца Зайда и его дяди. Оставив ребёнка у Мухаммада Ибн Абдуллы они, успокоенные и удовлетворённые, вернулись к своему племени. С этого дня Зайд Ибн Хариса получил имя Зайд Ибн Мухаммад. Это имя он носил до тех пор, пока не появился посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и Ислам отменил усыновление. Всевышний Аллах ниспослал по этому поводу следующее высказывание: “Называйте их по отцам их”. После этого Зайда стали называть по-старому: Зайд Ибн Хариса.

Когда Зайд предпочёл Мухаммада своим матери и отцу, то даже не догадывался о том, какое огромное приобретение он сделал. Он не знал, что его господин, которого он предпочёл своим родным и близким, является властителем всех людей и посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ко всем Его творениям. Ему и в голову не приходило, что на просторах Земли от Востока и до Запада возникнет Небесное государство, которое станет источником праведности и справедливости, а сам Зайд заложит первый камень в фундамент этого великого государства. Ни о чём подобном Зайд даже и не думал. Аллах ниспосылает Свою милость тому, кому угодно Ему. И огромна милость Его.
Прошло всего лишь несколько лет с того дня, когда Зайд сделал свой выбор, как Аллах послал Своего пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, с религией истинного пути. Зайд Ибн Хариса был первым из людей, кто уверовал в неё. Разве может кто-нибудь соперничать с ним в этом первенстве? Зайд Ибн Хариса стал секретарём посланника Аллаха, его доверенным лицом, командиром частей в военных походах, а также одним из наместников Медины во время отсутствия Пророка.
Точно так же, как Зайд возлюбил Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, отдав ему предпочтение перед своими родителями, точно так же благородный посланник Аллаха возлюбил его, считая Зайда родным человеком. Когда Зайда долго не было, Пророк очень скучал по нему и очень радовался, когда он появлялся вновь, встречая его, как никого другого. Вот как Аиша описывает радость посланника Аллаха при одной из встреч с Зайдом:
— Когда Зайд Ибн Хариса прибыл в Медину, посланник Аллаха находился в моём доме. Когда Зайд постучался в дверь, посланник Аллаха, едва прикрыв наготу, бросился к входу, обнял и расцеловал Зайда. Клянусь Аллахом, ни до этого, ни после этого я больше не видела посланника Аллаха в полуобнажённом виде.
Об этой большой любви Пророка к Зайду стало известно мусульманам, которые прозвали его “любимым Зайдом” и дали прозвище “любимчик посланника Аллаха”. Впоследствии сына Зайда Усаму также прозвали “любимцем посланника Аллаха” и “сыном любимчика”.

В восьмом году по Хиджре Аллаху, да будет благословенна Его мудрость, стало угодным проверить крепость чувств любимого при разлуке со своим любимым. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, направил аль-Хариса Ибн Умайра аль-Азди со своим посланием к правителю Бусры, в котором призывал его принять исламскую веру. Когда аль-Харис достиг Муаты на востоке Иордании, на него напал один из гассанидских эмиров Шурахбил Ибн Амру. На аль-Хариса надели кандалы, а затем казнили.
Этот инцидент очень разгневал Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, так как его посланцев никогда не убивали. Собрав армию из трёх тысяч бойцов для похода против Муаты, посланник Аллаха назначил командующим своего любимца Зайда Ибн Харису, сказав при этом: “Если Зайд падёт на поле боя, то командование переходит к Джаафару Ибн Талибу. Если Джаафар будет убит, то командование перейдёт к Абдулле Ибн Равахе. Если же и Абдулла будет сражён, то пусть тогда сами мусульмане выберут своего командующего”.
Армия двигалась вперёд, пока не достигла Маана на востоке Иордании. Византийский император Ираклий во главе стотысячной армии выступил на защиту гассанидов. К его армии присоединилось ещё сто тысяч язычников из арабов. Это огромное войско расположилось недалеко от позиций мусульман.
Две ночи мусульмане провели в Маане, совещаясь по поводу своих дальнейших действий. Кто-то предложил:
— Давайте напишем посланнику Аллаха и сообщим ему о численности противника, а затем будем ждать его указаний.
Другой человек сказал:
— Клянусь Аллахом, о люди, мы сражаемся вовсе не числом и не силой, а мы сражаемся нашей верой. Идите же вперёд к тому, ради чего вы выступили в поход. Аллах обеспечил вам успех в любом из двух возможных исходов: либо победа, либо смерть на поле боя за веру.

Две армии сошлись на земле Муаты. Мусульмане сражались с такой отвагой, которая поразила византийцев, а их сердца преисполнились уважением к этим трём тысячам бойцов, выступивших против двухсоттысячной армии. С невиданным в истории войн героизмом, Зайд Ибн Хариса сражался под стягом посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, пока сотни копий не пронзили его тело, и он, обливаясь кровью, бездыханным рухнул на поле боя. После него к мусульманскому знамени встал Джаафар Ибн Абу Талиб и блестяще отстаивал его, пока не был сражён насмерть. К знамени встал Абдулла Ибн Раваха и геройски разил неприятеля, пока не был убит, как и его предшественники. После геройской гибели Равахи мусульмане выбрали командующим Халида Ибн аль-Валида, который незадолго перешёл в исламскую веру. Встав в ряды воинов, он спас армию от казавшегося неизбежным поражения.

До посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, дошли вести о сражении при Муате и гибели троих назначенных им командующих. Эти трагические известия повергли Пророка в небывалую печаль и сильнейшие переживания. Он лично выразил соболезнования семьям павших героев. Когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, пришёл в дом Зайда Ибн Харисы, его маленькая дочь с рыданиями бросилась к нему. Посланник Аллаха разрыдался. Саад Ибн Убада спросил его:
— Что такое, о посланник Аллаха?!
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ответил:
— Это любящий оплакивает любимого.

На просторах равнины возле поселения, известной как Му’та, произошло первое столкновение между византийцами и мусульманами. Византийский император Ираклий собрал около ста тысяч воинов из византийцев и арабов, населявших те области, для решительного сражения и уничтожения крепнущего и расширяющегося исламского призыва.

Армия мусульман в то время насчитывала примерно 3 тысячи воинов, которых вел приближенный сподвижник Посланника Аллаха (мир ему и благословение) – Зайд ибн Харис (да будет доволен им Аллах).

В районе Мазари Джануби, расположенного вблизи от места сражения Му’та, к югу от Керка, похоронены великие сподвижники, полководцы этой битвы: Зайд ибн Харис, Джафар ибн Абу Талиб и Абдуллах ибн Раваха (да будет доволен ими Аллах).

Пророк (мир ему и благословение), провожая их, наставлял, чтобы в случае гибели Зайда командование принял Джафар ибн Абу Талиб, а если и его убьют, то – Абдула ибн Раваха (да будет доволен ими Аллах).

На этой широко раскинувшейся равнине в 8 году Хиджры произошла известная битва Му’та. В ее ходе погибли трое сподвижников, на которых указал Пророк мир ему и благословение): Джафар ибн Абу Талиб, Зайд ибн Харис и Абдула ибн Раваха (да будет доволен ими Аллах). После их гибели стяг поднял один из мечей Аллаха, Халид ибн аль-Валид (да будет доволен им Аллах). Он сменил тактику боя, приказав небольшой группе мусульман отойти ночью к югу, а утром прискакать обратно с громким кличем, поднимая клубы пыли, чтобы византийцы подумали, будто к мусульманам пришла подмога. Кроме того, он поменял местами отряды правого и левого флангов, арьергарда и авангарда, чтобы римляне увидели перед собой новые лица и тоже решили, что против них выставили свежие силы. В сердца римлян прокрался страх, и сражающиеся отошли друг от друга, а Халид (да будет доволен им Аллах) смог без ощутимых потерь совершить тактический обход и вернуться в Медину.

Несмотря на разницу в численности и снаряжении между мусульманами и врагами в сражении Му’та, все трое военачальников до своей гибели демонстрировали чудеса храбрости и героизма и умение командовать армией.

Рассказывает доктор истории Мухаммад Гимара

«Сражение при Му’те явилось символическим жестом Пророка (мир ему и благословение), который будто говорил: «Византии нет места в странах арабов, на Востоке». Своим походом в Му’ту сподвижники подтвердили, что Восток должен быть очищен от византийцев, представлявших собой огромную силу, в течение 10 веков унижавшую всех жителей подвластных стран. Мусульман было всего три тысячи, а вражеская армия достигала 100 тысяч. Конечно, мусульмане не добились однозначной военной победы, но это сражение явилось неким индикатором, показавшим Пророку (мир ему и благословение), что пришло время очистить Восток от этих захватчиков.

Избрание Пророком (мир ему и благословение) Зайда ибн Хариса для командования армией мусульман в битве Му’та имело важное значение».

Рассказывает Али Факир

«Эта битва имела большие последствия, став отправной точкой для дальнейшего завоевания Шама и других стран, в том числе Северной Африки, Испании и т.д.

Это сражение стало началом целой серии сражений, походов и войн. В числе тех, кто стоял у истоков этих завоеваний, был и Зайд. Он не просто командовал исламской армией, но впервые повел ее в те земли, куда до этого не ступала нога мусульманских воинов».

Шейх Махмуд Далалани : «Командующий был назначен Пророком (мир ему и благословение), сказавшим: «Амир – Заид ибн Харис, если он погибнет, то – Джафар ибн Абу Талиб, если и он погибнет, то – Абдула ибн Раваха, а если и он погибнет, то пусть мусульмане выберут себе командира». И в самом деле, он командовал с невиданной храбростью и стойкостью, пока не погиб и стяг не поднял Джафар ибн АбуТалиб (да будет доволен им Аллах).

Зайд ибн Харис вырос в доме Посланника Аллаха (мир ему и благословение) в Мекке еще за много лет до получения пророчества и был одним из первых, вступивших в религию Аллаха. По происхождению он не был мекканцем».

Доктор Абдула Бадр : «Зайд ибн Харис ибн Шарахиль ибн Кааб ибн Абд аль-Узза ибн Имрауль Кайс – это его родословная. Его мать звали Саада, она была из племени Тай, не имеющего отношения к Мекке. Случилось так, что он с матерью отправился посетить родных; в это время на них напало другое племя – они взяли его в плен и продали на ярмарке Укказ в Мекке.

Он переходил из рук в руки, пока не попал в Мекку и не оказался у Хадиджи (да будет доволен ею Аллах). Она подарила его своему мужу Пророку (мир ему и благословение) и с тех пор всегда он был рядом с ним».

Шейх Абдельазиз Увейд : «Это было еще до Ислама. К нему явились отец и дядя и Пророк (мир ему и благословение) предложил ему: «Выбирай». Родные звали его: «Идем с нами», но он ответил: «Нет, я не вернусь, увидев от Мухаммада (мир ему и благословение) то, что увидел». Они спросили: «Ты предпочитаешь рабство свободе?» Услышав это, Пророк (мир ему и благословение) сказал: «О курайшиты! Я беру Зайда в сыновья», т.е. усыновил его.

Пророк (мир ему и благословение) любил его, объявил своим сыном, т.е. усыновил и обозначил наследником: они оба наследовали друг другу. Зайда знали как Зайда ибн Мухаммада до тех пор, пока не пришло откровение с запретом на усыновление. Тогда Пророк (мир ему и благословение) отменил усыновление».

Доктор Гаиз Карни : «Пророк (мир ему и благословение) любил его и его сына Усаму, которого называли «любимцем любимца Пророка (мир ему и благословение)».

Зайд ибн Харис был одним из самых приближенных к Пророку (мир ему и благословение) людей, он не расставался с ним и следовал его нраву.

Зайд ибн Харис- обычный раб Аллаха, но которого развивал и воспитал Пророк Мухаммад (мир ему и благословение).

В детстве он был взят в плен и попал к Хадидже бинт Хувайлид (да будет доволен ею Аллах), которая подарила его Пророку (мир ему и благословение). Через некоторое время его нашёл родной отец и когда Пророк (мир ему и благословение) предложил ему выбрать между ним и отцом, Зайд предпочёл остаться с Пророком (мир ему и благословение). Посланник Аллаха (мир ему и благословение) очень обрадовался этому и сказал перед всеми: «Воистину, Зайд – мой сын, и мы наследуем друг другу». Это было до получения откровения о запрете усыновления.

Пророк (мир ему и благословение) женил его на Зайнаб бинт Джахш, а затем, когда Зайд развёлся с ней, женился на ней сам, чтобы это явилось практическим подтверждением отмены усыновления. Затем он женил Зайда на своей кормилице Умму Айман (да будет доволен ею Аллах). После гибели Хариса ибн Умайра Аздий Пророк (мир ему и благословение) послал его во главе войска в Му‘ту, где он геройски сражался, пока не погиб. Его могила находится в районе Мазар Джануби, в провинции Керк.

В какой-то степени суть личности Зайда ибн Хариса помогают понять его же слова, сказанные о Посланнике Аллаха (мир ему и благословение), смысл которых может постигнуть лишь тот, кто безмерно любит Пророка (мир ему и благословение) и которые мы все, в том числе и я, часто повторяем. Он сказал: «Я нашел в этом человеке нечто, и я никогда не оставлю его».

Гаиз Карни : «Зайд ибн Харис был любимцем Пророка (мир ему и благословение), его называли Зайд ибн Мухаммад. Он всегда находился при Пророке (мир ему и благословение), даже сопровождал его в торговых поездках в Сирию.

Пророк (мир ему и благословение) женил его на своей воспитательнице Умму Айман, и та родила ему Усаму. Когда Пророк (мир ему и благословение) отправился в Таиф, его сопровождал Зайд ибн Харис, и они оба подверглись там нападению и оскорблению.

Когда Пророк (мир ему и благословение) отправился в Таиф, чтобы призвать к Исламу его жителей, его попутчиком и спутником был Зайд ибн Харис. Он защищал Посланника Аллаха (мир ему и благословение), когда в него бросали камни и палки, кружил вокруг, прикрывая своим телом – всё это делал он, великий сподвижник Зайд ибн Харис, который занимает столь важное место в Исламе.

Достаточным поводом для гордости служит и то, что его сын Усама ибн Зайд также занимает в Исламе большое место».

Али Факир : «Достоверно известно, что Зайд был полководцем, избранным Пророком (мир ему и благословение). Благодаря этому он обрел величие и получил большую степень в Раю.

Печаль Пророка (мир ему и благословение) по поводу потери Зайда и его товарищей была велика. Он начал готовить его сына Усаму для командования другой армией, для войны с Византией. Это подготовка продолжалась до 11-го года Хиджры, когда Усама достиг возраста 18 лет.

В последние дни своей жизни Пророк (мир ему и благословение) велел Усаме идти с войском в Шам.

Пророк (мир ему и благословение), когда уже близилась его кончина, вручил знамя войску, отправлявшемуся в Шам под командованием юного сподвижника, любимца и сына любимца Пророка (мир ему и благословение) Усамы ибн Зайда ибн Хариса. Войско стояло в Медине наготове, и Пророк (мир ему и благословение) сам, своей рукой, повязал знамя Усаме ибн Зайду. И после этого они выступили отсюда в сторону Шама. Вот направление на Шам, на север, туда.

Войско отправилось из Лучезарной Медины, от дома Пророка (мир ему и благословение), вот с этого места. Таким образом, это место, где происходили события, связанные с жизнью сподвижников (мир ему и благословение).

Но Всевышним было суждено другое. Когда до Усамы дошла весть, что Пророк (мир ему и благословение) покинул этот мир, он вместе с войском вернулся в Медину, чтобы вместе с другими попрощаться с Посланником Аллаха (мир ему и благословение). Затем войско заново снарядилось для отправки в Шам, но уже под руководством Абу Бакра Сиддыка. Это было его первым делом на посту халифа».

Первое, что сделал Абу Бакр Сиддык – отправил войско Усамы, но попросил его оставить с ним Умара (да будет доволен им Аллах) для помощи в делах государства».



Понравилась статья? Поделитесь ей