Контакты

Анкетирование как метод исследования пример. Анкетирование как разновидность опроса

Устный опрос (беседа, интервью) применяется в том случае, когда охватывается небольшой круг людей, но, если при этом необходимо опросить несколько десятков, сотен или тысяч людей за короткий промежуток времени, используется письменный опрос – анкетирование. Анкета [< фр. enquete – список вопросов] – методическое средство для получения первичной социологической и социально-педагогической информации на основе вербальной коммуникации. Анкета представляет собой набор вопросов, каждый из которых логически связан с центральной задачей исследования. Анкетер – лицо, проводящее сбор материала анкетированием.

Анкетирование – метод сбора первичного материала в виде письменного опроса большого количества респондентов с целью сбора информации с помощью анкеты о состоянии тех или иных сторон воспитательного процесса, отношения к тем или другим явлениям. Анкетой можно охватить большой круг людей, что дает возможность свести к минимуму нетипичные проявления, при этом не обязателен личный контакт с респондентом. Плюс ко всему анкеты удобно подвергать математической обработке.

Первый этап в разработке анкеты – определение ее содержания. Составление анкеты заключается в переводе основных гипотез исследования на язык вопросов. Если помимо самого мнения необходимо знать и его интенсивность, то в формулировку вопроса включают соответствующую шкалу оценок.

Второй этап заключается в выборе нужного типа вопросов (открытые-закрытые, основные-функциональные).

Третий этап в составлении анкеты связан с определением числа и порядка задаваемых вопросов.

Анкета применяется при выяснении мнений, оценки событий, выявления взаимоотношений, отношения учащихся к видам деятельности и различным поручениям. В анкете задается серия вопросов (в 3-4-х классах не более 4, в 6-8-х до 7-8, в 9-10-х допустимы опросные листы, требующие раздумья и письменного ответа в пределах 15 минут). В анкете существует жесткая логическая структура. Вопросы специально подобраны, заранее тщательно продуманы, предварительно апробированы на небольшой группе испытуемых (5-6 человек).

Введение

Часть 1.Теоретические аспекты изучения и разработки анкет по общему психологическому практикуму

Заключение


Введение

Анкетирование сегодня является самым популярным методом, используемым не только в социологии, но и во всех социо-гуманитарных науках. В процессе освоения профессии психолога важным является овладение мастерством практической деятельности, поэтому проблема изучение особенностей анкетирования является своевременным и актуальным.

В своем роде метод анкетирования представляет собой форму опроса, осуществляющегося, как правило, заочно, т.е. без прямого и непосредственного контакта интервьюера с респондентом. Оно целесообразно в двух случаях: когда нужно спросить большое число респондентов за относительно короткое время или респонденты должны тщательно подумать над своими ответами, имея перед глазами отпечатанный вопросник. Применение анкетирования для опроса многочисленной группы респондентов, особенно по вопросам, не требующим глубоких размышлений, как правило, не оправдано. В такой ситуации уместнее побеседовать с респондентом с глазу на глаз. Для того чтобы в ходе анкетирования можно было получить необходимую информацию, анкета должна быть тщательно подготовленной. Подготовка анкеты включает, прежде всего, составление вопросника, в ходе которого необходимо стремиться к тому, чтобы вопросы были точно сформулированы и соответствовали образовательному и культурному уровню отвечающего (респондента). Необходимо учитывать, что один и тот же вопрос может иметь весьма различный смысл в различной культурной среде. Следует также учитывать формулировку вопросов, порядок употребления слов, ибо и это влияет на ответ. Кроме того, вопросы в вопроснике следует располагать не в логической, а в психологической последовательности, т.е. таким образом, чтобы они вызвали большее внимание опрашиваемого и побуждали его к более точному ответу.

Используя основные положения, касающиеся аспектов изучения и разработки анкет в данной работе, нам бы хотелось показать, какие сложности могут возникнуть при проведении анкетного опроса по общему психологическому практикуму. Изучение данного процесса позволит наиболее эффективно освоить методологические аспекты работы психолога в различных социальных сферах и научиться адекватно решать поставленные социумом профессиональные задачи, что, безусловно, также даст возможность понять теоретические обоснования и практически реализовать технологию профессионально грамотного психологического исследования личности, а также раскрыть смысл и дать описание метода анкетирования.

психологический практикум анкетирование


Часть 1. Теоретические аспекты изучения и разработки анкет по общему психологическому практикуму

1.1 Психологическое исследование, требования к организации и его основные этапы

Способом получения объективных знаний об окружающей действительности, что является целью любой науки, выступает научное исследование. Психологическое исследование – это способ научного познания сущности психических явлений и их закономерностей. Любое научное исследование, в том числе и психологическое, должно отвечать ряду строгих требований:

1) Планирование исследования подразумевает разработку логической и хронологической схем исследования, состоящих из детального проектирования всех его этапов;

2) Место проведения исследования должно обеспечивать изоляцию от внешних помех, отвечать санитарно-гигиеническим и инженерно-психологическим требованиям, т. е. обеспечивать определенный комфорт и нормальную рабочую обстановку;

3) Техническое оснащение исследования должно соответствовать решаемым задачам, всему ходу исследования и уровню анализа получаемых результатов;

4) Подбор испытуемых зависит от целей конкретного исследования и должен обеспечивать их качественную однородность;

5) Инструкция для испытуемых составляется на стадии планирования работы и должна быть четкой, краткой и однозначной;

6) Протокол исследования должен быть одновременно полным и целенаправленным (избирательным);

7) Обработка результатов исследования включает количественные и качественные методы анализа полученных в ходе исследования эмпирических данных.

Структура психологического исследования включает ряд обязательных этапов, представленных в таблице 1.

Таблица 1 Этапы психологического исследования

1.2 Метод анкетирования и правила составления анкет

Анкета является одним из условий получения объективно значимых результатов о различного рода опросах населения. Поэтому разработке анкеты социологи и психологи придают особое значение. Созданию анкеты предшествует длительный этап разработки программы исследований, так как в анкету закладываются гипотезы, сформулированные задачи, которые предстоит решить в ходе психологического исследования. Следует помнить, что при разработке анкеты исследования встречаются трудности, которые психолог непременно должен себе представлять, если не учитывать особенностей формулировки вопросов в анкете, то даже при соблюдении всех остальных требований методики психологического исследования можно получить ошибочные результаты.

Анкета заполняется опрашиваемым самостоятельно, поэтому ее конструкция и все комментарии должны быть предельно ясны для респондента.

По мнению А.Н. Гусева основными принципами построения анкеты состоят в следующем:

Первый принцип: программная логика вопросов не должна быть смешиваема с логикой построения анкеты. Опросный лист строится под углом зрения психологии восприятия опрашиваемого. Например, при изучении отношения к клубным учреждениям, казалось бы, логичным сначала выяснить, посещают ли клуб данные респонденты, а затем перейти к направленному опросу тех, кто ответил утвердительно, а после этого - тех, кто клуб не посещает. Разделение групп опрашиваемых производится вопросами-«фильтрами». В данном случае первая группа вопросов, относимая ко всем, не имеет специального пояснения, вторая вводится фразой: «Следующие вопросы относятся только к тем, кто посещает клуб», третья - снова предваряется «фильтром» («Эти вопросы адресуются тем, кто не посещает клуб»), а в заключение (обычно это – сведения о респонденте) - снова пояснение: «Последние пять вопросов относятся ко всем опрашиваемым». Учет особенностей восприятия респондентом текста анкеты ведущий принцип, из которого следуют и все другие требования к ее построению;

Второй принцип – непременный учет специфики культуры и практического опыта опрашиваемой аудитории. Это требования, касающиеся общей структуры опросного листа. Например, при опросах рабочих вряд ли разумно пространно объяснять научные цели проводимой работы. Лучше подчеркнуть ее практическую значимость. Опрашивая же экспертов, следует указать и практические, и научные цели исследования;

Третий принцип вытекает из того, что одни и те же вопросы, расположенные в разной последовательности, дадут разную информацию. Например, если сначала поставить вопрос об уровне удовлетворенности какой-то деятельностью и ее условиями (труда, быта и т.п.), а затем - вопросы на оценку частных особенностей деятельности (удовлетворенность содержанием работы, заработком, бытовым обслуживанием и прочее), то общие оценки будут влиять на частные, снижая (или, напротив, повышая) их независимо от специфики того или иного аспекта общей ситуации. Наблюдается, с одной стороны, стремление респондента психологически оправдать общую оценку и, с другой стороны, усиленное действие эффекта «эха» (галло-эффект), т.е. многократного повторения одной и той же оценки, отнесенной к общей группе проблем. таком случае следует частные вопросы ставить первыми, обобщающий – в конце соответствующего «блока», предваряя фразой: «А теперь просим Вас оценить в целом, в какой мере вы удовлетворены... чем-либо» и т.д. Оценка частных условий труда, быта и прочее предваряет общую, заставляет респондента более ответственно подойти к итоговой оценке, помогает разобраться в собственных настроениях;

Четвертый принцип - смысловые «блоки» опросного листа должны быть примерно одного объема. Доминирование какого-то «блока» неизбежно сказывается не качестве ответов по другим смысловым «блокам». Например, в анкете об образе жизни, детально расспрашивая об условиях труда, а затем, уделяя 2 – 3 вопроса условиям быта, мы заведомо даем понять респонденту, что первое важнее, и тем самым оказываем на него давление. Несогласные с такой позицией исследователей, возможно, неумышленно будут снижать оценки по блоку «работа», а заодно – и по другим аспектам тематики опроса;

Пятый принцип касается распределения вопросов по степени их трудности. Первые вопросы должны быть более простыми, далее следуют более сложные (желательно событийные, не оценочные), затем – еще сложнее (мотивационные), потом - спад (снова событийные, фактологические) и в конце – наиболее сложные вопросы (один-два), после чего завершающая «паспортичка».

К.М. Романов и Ж.Г. Гагарина указывают на то, что обычная последовательность смысловых разделов анкеты такова:

1) Композиция анкеты.

2) Титульный лист;

3) Вводная часть;

4) Основная (содержательная часть);

5) Социально–демографическая часть.

Примечание: титульный лист можно исполнять вместе с вводной частью. Во вводной части описывается цель исследования, характер использования результатов, а также способ заполнения анкеты. Следует также проанализировать вводную часть на:

Наличие и правильность обращения респонденту;

Удалось ли кратко и ясно показать цель опроса?

Сделано ли указание на то, как будет использоваться результат опроса?

Примечание: Не рекомендуется использовать обращения или неясные формулировки указаний, например: «Ваши ответы будут использоваться в чисто научных целях», так как респонденты ждут практической отдачи от своего участия в опросе.

Не забыли ли вы сделать указание на анонимность опроса?

Примечание: Надо иметь ввиду, что сам по себе термин «анонимность» носит некоторый психологический оттенок. Поэтому лучше его не использовать.

Есть ли указание на то, что делать опрашиваемым с полностью заполненной анкетой?

Не забыли ли вы поблагодарить опрашиваемых за их работу?

Удалось ли с помощью вводной части заинтересовать опрашиваемых участвовать в опросе?

Основная часть анкеты содержит блоки вопросов к опрашиваемым. Вопросы могут быть открытыми или закрытыми. В первом случае опрашиваемый сам формулирует свой ответ на поставленный социологом вопрос. Например: «Какими качествами должен обладать президент? » Ответы: «Справедливость», «Целеустремленность» и т.д.

Ответы на закрытые вопросы, сформулированные психологом, представляют собой «меню» для выбора опрашиваемого. Например: «Как вы оцениваете ситуацию в стране за последние 4 года? » Ответы: «Улучшилась», «Осталась стабильной», «Ухудшилась». В этом случае опрашиваемый отмечает тот вариант ответа, который наиболее подходит его установкам.

Структура и последовательность вопросов в анкете по сути дела представляют собой установку психолога на развитие коммуникации с опрашиваемым: пробуждение интереса, завоевание доверия, подтверждение уверенности опрашиваемых в своих возможностях, дальнейшее поддержание беседы. Как правило, хорошо разработанная анкета может быть заполнена опрашиваемым в течение не более 30 минут. В дальнейшем наступает психологический порог утомляемости, и внимание к заполняемой анкете значительно снижается.

В 4-ой части содержаться блоки вопросов о социально–демографических характеристиках респондента – это «паспортичка» об объективном положении и статусе опрашиваемого. Она необходима для анализа собранных данных, для оценки представительности собранных результатов, проведения сравнительных исследований и т.д.

1.3 Особенности анкетирования и его виды

В отличие от личного интервью анкетирование предполагает, что с вопросами работает – читает и пишет ответы – сам респондент. Анкету он получает специальным образом проинструктированного анкетера, который может попросить заполнить анкету в его присутствии или отсутствии.

По мнению А.Г. Смирнова существуют несколько видов анкетирования в зависимости от того, в непосредственный или опосредованный контакт с респондентом вступает исследователь или его представитель. Различается раздаточная анкета и групповой опрос, а также почтовое и прессовое анкетирование. В первом случае говорится о распространении и сборе раздаточной анкеты. Поскольку реакции респондентов в процессе их работы над анкетой остаются скрытыми не только от исследователя, но и зачастую от анкетера, при подготовке анкетирования чрезвычайно важно максимум усилии приложить и анкетеру, и составителю анкеты для создания у респондентов установки на сотрудничество.

В некоторых методических источниках социологи указывают на содержательный аспект исследования и представляют анкету в виде некого нейтрального средства измерения, все сложности с которым заключаются лишь и определении се содержания. Такое отношение к анкете – одна из весьма часто встречающихся ошибок, связанных с недооценкой активности сознания респондентов. Ошибочным по тем же причинам будет и представление об анкетере, который якобы просто раздает и собирает анкеты. Поэтому для любого вида анкетирования чрезвычайно важно учитывать психологию респондента и режиссировать исследование с учетом особенностей опосредованного взаимодействия.

Н.Д. Творогова указывает на большое влияние самостоятельности работы респондента с анкетой и включение следующих компонентов в вопросник:

Обращения к респонденту;

Сообщения об организации, проводящей опрос;

Сообщения о целях исследования;

Инструкции о заполнении.

Д.М. Рамендик классифицирует виды анкет по следующим признакам. По числу респондентов:

Индивидуальное анкетирование (один респондент);

Групповое анкетирование (несколько респондентов);

Аудиторное анкетирование – методическая и организационная разновидность анкетирования, состоящая в одновременном заполнении анкет группой людей, собранных в одном помещении в соответствии с правилами выборочной процедуры;

Массовое анкетирование (от сотни до тысяч респондентов).

По полноте охвата:

Сплошное (опрос всех представителей выборки);

Выборочное (опрос части выборки).

По типу контактов с респондентом:

Очное (в присутствии исследователя-анкетёра);

Заочное (анкетёр отсутствует);

Публикация анкет в прессе;

Публикация анкет в интернете.


Часть 2. Методолого – психодиагностический анализ и интерпретация результатов анкетирования по общему психологическому практикуму

Исходя из основных методологических положений по разработке и составлению анкет, в данной части работы, нами были составлены четыре психологических бланка анкет на различные темы. По всем разработанным нами анкетам было проведено экспериментальное исследование, в котором участвовали 10 человек в возрасте от 23 до 28 лет.

2.1 Исследование по заинтересованности молодежи в трудоустройстве

Цель: выяснить заинтересованность молодежи в их трудоустройстве.

Инструкция анкеты: «Уважаемый респондент! Просим вас принять участие в психологическом исследовании касающегося вашего трудоустройства, просьба отвечать на вопросы честно, анонимность гарантируется».

Вопросы анкеты:

1. Имеете ли Вы работу?

(Если Вы ответили вариант "а", то ответьте, пожалуйста, на следующие два вопроса):

2. Нравится ли Вам ваша работа?

в) у меня нет выбора

3. Устраивает ли Вас ваша зарплата?

в) затрудняюсь ответить

4. Имеете ли Вы высшее образование?

5. Какое у Вас образование?

а) техническое

б) гуманитарное

6. Хотите ли Вы работать по специальности?

7. Что играет для Вас главную роль при выборе работы?

а) высокая зарплата

б) работа должна быть интересной

в) ответственная должность

г) не знаю

8. Как Вы считаете, по какой причине молодых специалистов не очень хотят брать на работу?

а) отсутствие у молодых специалистов практического опыта

б) отсутствие у молодых специалистов соответствующих знаний

в) несоответствие ожиданий соискателей и работодателей

9. Влияет ли, по Вашему мнению, на успешное трудоустройство тот фактор, хорошо ли студент учился в вузе?

10. Считаете ли Вы, что наличие второго высшего образования поможет в трудоустройстве?

11. Как Вы считаете, будет ли играть для Вас важную роль атмосфера в Вашем будущем рабочем коллективе?

12. Какие, по Вашему мнению, у Вас есть дополнительные знания и навыки, благоприятные для работодателя?______________________________

13. Какими способами Вы попытаетесь убедить работодателя в необходимости взять на работу именно Вас?____________________________

Спасибо за участие!

Обработка полученных данных: был произведен статистический подсчет полученных сведений с помощью используемой анкеты, который представлен в таблице 2.

Таблица 2 Социологические данные заинтересованности молодежи в трудоустройстве

Исследуемые показатели

Вся выборка (n=10)

Распределение по группам

Мужчины (n=5)

Женщины (n=5)

Число работающих

Удовлетворенность работой

Образование:

техническое

гуманитарное

Влияние образования на успешность трудоустройства

Желание работать по специальности

Желание овладением новых знаний

Факторы, влияющие на трудоустройство:

высокая зарплата

заинтересованность работой

высокая должность

Причины безработицы:

отсутствие практического опыта

недостаток знаний

несоответствие ожиданий


Выводы по анкетированию: анализируя данные таблицы, мы можем, утверждать, что общие показатели заинтересованности молодежи в трудоустройстве достаточно велики, т.к. число работающих в общей выборке составили 70%. Об этом также свидетельствуют достаточный процент респондентов по показателю «удовлетворенностью работой» (50%).

Особое значение в заинтересованности молодежи имеют следующие процентные данные по измеряемым характеристикам, как «желание работать по специальности» (60%), «желание овладением новых знаний» (50%).

Наиболее выделяемыми факторами, влияющими на трудоустройство среди исследуемых респондентов, является высокая зарплата и заинтересованность работой – процентные данные по этим показателям 70% от всей выборки. Также стоит отметить, что для респондентов женщин наиболее важным является фактор «заинтересованности работой», а для респондентов мужчин важнее наличие «высокой зарплаты».

Среди причин безработицы в исследуемой группе респонденты отмечают, как отсутствие практического опыта», так и недостаточность своих знаний (50%). При этом данные показатели выражены наиболее у респондентов женщин, чем у мужчин. Таким образом, данное исследование с помощью метода анкетирования позволило выяснить показатели заинтересованности молодежи в своем трудоустройстве и выделяемые ими характеристики.

2.2 Исследование по выявлению факторов препятствующих к саморазвитию

Цель: выяснить факторы, стимулирующие и препятствующие к саморазвитию личности.

5 – да (препятствует или стимулирует),

4 – скорее да, чем нет,

3 – и да, и нет,

2 – скорее нет,

Вопросы анкеты:

1. Собственная активность.

2. Разочарование в результатах имевшихся ранее неудач.

3. Отсутствие поддержки и помощи в этом вопросе со стороны.

4. Состояние здоровья.

5. Недостаток времени.

6. Ограниченные ресурсы, обстоятельства жизни.

7. Занятия самообразованием.

8. Важность получения признания со стороны окружающих.

Обработка полученных данных: был произведен статистический подсчет полученных сведений с помощью используемой анкеты, в анализе данных учитывались пять разнообразных факторов. Полученные результаты представлены в диаграмме (рис. 1).

Примечание: 1 – собственная активность, 2 – состояние здоровья, 3 – окружающая поддержка, 4 – отсутствие ресурсов, 5 – отсутствие времени.

Рис. 1. Показатели выраженности факторов препятствующих к саморазвитию (в %)

Выводы по анкетированию: анализируя полученные данные анкетирования на тему выраженности факторов препятствующих к саморазвитию респонденты, выделяют следующие факторы, как «состояние здоровья» и «отсутствие времени». При этом следует отметить, что респонденты мужчины наиболее выделяют такой фактор препятствующий саморазвитию, как «состояние здоровья» (30%), а респонденты женщины указывают на «отсутствие времени» (33%).

Также стоит отметить, что как мужчины, так и женщины респонденты выделяют такой наиболее значимый фактор препятствующий саморазвитию, как «окружающая поддержка» (25 – 26%).

2.3 Исследование по определению факторов удовлетворенности работой

Цель: определить уровень удовлетворенностью работой среди испытуемых по трем предлагаемым параметрам:

3) получение самоудовлетворения от работы.

Инструкция анкеты: «Ответьте, пожалуйста, на все вопросы предлагаемой анкеты, касающиеся вашей работы, просьба отвечать на вопросы честно, анонимность гарантируется».

Вопросы анкеты:

1. Как давно Вы работаете на данной работе?

До 2 месяцев

От 2 до 6 месяцев

От 6 месяцев до года

Свыше года

Свыше двух лет.

2. Удовлетворены ли Вы своей работой?

Скорее да, чем нет

Скорее нет, чем да

Затрудняюсь ответить

3. Удовлетворены ли Вы тем, как складывается Ваша жизнь в последние годы?

Скорее да, чем нет

Скорее нет, чем да

Затрудняюсь ответить

4. Устраивает ли Вас форма организации и оплаты труда?

5. Чего лично вы надеетесь достичь в ближайшие 2-3 года в работе?

Повысить свой заработок на предприятии

Повысить квалификацию или продвинуться по службе

Мои надежды не связаны с работой

6. Какой тип работников должен, по вашему мнению, пользоваться наибольшим уважением в коллективе?

Самые старшие и опытные

Самые инициативные и предприимчивые

Готовые в любое время помочь товарищу на работе

Те, кто больше и лучше работает

Умеющие ладить с людьми

Те, кто стремится любой ценой больше заработать

7. Больше всего удовлетворение в жизни дает:

Оценка работы

Сознание того, что работа выполнена хорошо

Сознание того, что находишься среди друзей

8. Больше всего я ценю:

Личный успех

Общую работу

Практические результаты

9. Устраивает ли Вас уровень следующих признаков трудовой ситуации на предприятии? Ответьте «да» или «нет» в каждом варианте.

Уровень оплаты труда ____

Информирование коллектива ____

Состояние трудовой дисциплины ____

Условия труда ____

Взаимоотношения в коллективе _____

10. Я не переношу в работе:

Ссоры и споры

Отметание всего нового

Людей, ставящих себя выше других

11. Я хотел бы:

Чтобы окружающие считали меня своим другом

Помогать другим в общем деле

Вызывать восхищение других

12. Я люблю начальство, когда оно:

Доступно

13. На работе я хотел бы:

Чтобы решения принимались коллективно

Самостоятельно работать над решением проблем

Чтобы начальник признал мои достоинства

14. Человек должен вести себя на работе так, чтобы:

Другие были довольны им

Выполнить, прежде всего, свою задачу

Не нужно было укорять его за работу.

Обработка полученных данных: исходя из основных правил построения данной анкеты, первоначально нами был произведен статистический подсчет полученных сведений, который представлен в таблице 3.

Таблица 3 Социологические данные удовлетворенностью работой

Рассматривая социологические данные, мы видим, что в выборке респондентов общая масса работают не более года на одном месте.

По выделяемым показателям удовлетворенности наиболее преобладает удовлетворенность в коллективе, в общей выборке 70%. При этом показатели удовлетворенности оплатой и самой работой, также выделяются респондентами исследования.

Вторым шагом в анализе данных анкетирования по удовлетворенностью работой стал подсчет показателей критериев относящихся к трем исследуемым направленностям в работе, такие как:

1) успешность выполнения работы;

2) установление хороших отношений с коллегами;

3) получения самоудовлетворения от работы.

Анализ данных критериев анкетирования представлен в диаграмме (рис. 2).

Рис. 2 Показатели выраженности критериев удовлетворенностью работой (в %)

Выводы по анкетированию: анализируя полученные общие данные по анкетированию, мы можем утверждать, что среди всех респондентов наиболее преобладает направленности личности на взаимодействия в работе (52%). Направленность на выполнение работы выражена у 33% респондентов, и незначительное количество респондентов (15%) указывают на важность получения удовлетворения от совершенной работы.


Заключение

Проведенный теоретический анализ по изучению аспектов проблемы разработки и интерпретации анкетирования позволяет сделать следующие выводы.

Итак, в ходе написания контрольной работы было выявлено, что в практике психологических исследований метод анкетирования позволяет выяснить статистические данные на определенно поставленную заранее тему исследования. Анкетеру необходимо произвести на респондентов хорошее впечатление, пробудить их интерес, завоевать доверие, подтвердить уверенность в собственных силах, не дать им заскучать и тем самым заставить отвечать искренне и с удовольствием. Проблема эта не только чисто методическая, но и этическая. Социологу, как психологу приходится думать как о собственной исследовательской программе, так и о том, какие темы респонденты будут обсуждать более охотно, что может их больше заинтересовать. Поэтому анкета должна быть вежливой, а не эгоистичной. А это означает, что анкета должна осуществлять, не только научно-познавательные, но и коммуникативные функции. Упорядоченным должен быть как список вопросов, расположенных в логической последовательности, объединенных единой тематикой, так и список, который будет снабжен преамбулой, инструкцией, обращением. Кроме того, он включит не только вопросы, непосредственно нацеленные на получение искомых ответов или контролирующие их, но и вопросы, позволяющие установить с респондентами контакт, создать у них кооперативную установку, способствовать снятию напряжения, скуки и усталости, неуверенности и т.п. Иными словами, анкета – это список вопросов, предлагаемый всем респондентам в идентичной форме и адаптированный к условиям массового асимметричного целенаправленного опосредованного общения.


Список используемой литературы

1. Гусев А.Н., Измайлов Ч.А., Михалевская М.Б. Измерение в психологии: общий психологический практикум. – М.: Смысл, 1997. – 286 с.

2. Глуханюк Н.С., Дъяченко Е.В., Семенова С.Л. Практикум по общей психологии. – М.: МПСИ, 2003. – 235 с.

3. Пашукова Т.И., Допира А.И., Дьяконов Г.В. Практикум по общей психологии. – М.: Институт практической психологии, 2002. – 127 с.

4. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / Под ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева, - СПб.: Питер, 2003. – 560 с.

5. Рамендик Д.М. Общая психология и психологический практикум. – М.: Форум, 2009. – 304 с.

6. Ратанов Т.А. Психодиагностические методы изучения личности. – М.: Флинта, 2005. – 303 с.

7. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. – М.: Владос, 2008. – 477 с.

8. Романов К.М., Гагарина Ж.Г. Практикум по общей психологии. – М.: МПСИ, 2002. – 184 с.

9. Смирнов А.Г. Практикум по общей психологии. – М.: Институт психотерапии, 2002. – 224 с.

10. Сонин В.А. Общий психологический практикум. – М.: Форум, 2010. – 416 с.

11. Твороговой Н.Д. Общая и социальная психология. Практикум. – М.: МИА, 1997. – 374 с.

Тема: «Анкетирование – как метод педагогического исследования. Виды анкет и вопросов»

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Анкетирование - метод сбора информации об изучаемом объекте во время непосредственного (интервью) или опосредованного (анкетирование) педагогического общения педагога и респондента (опрашиваемого) путем регистрации ответов респондентов на сформулированные педагогом вопросы, вытекающие из целей и задач исследования.

С его помощью можно получить информацию, не всегда отраженную в документальных источниках или доступную прямому наблюдению. К анкетированию прибегают, когда необходимо, а часто и единственным источником информации является человек - непосредственный участник, представитель, носитель исследуемых явлений или процесса. Вербальная (словесная) информация, полученная благодаря этому методу, значительно богаче и в целом надежнее, чем невербальная. Она легче поддается количественной обработке и анализу, что дает возможность широко использовать для этого вычислительную технику. Достоинством метода является также его универсальность. Она заключается в том, что при опросе регистрируются и мотивы деятельности индивидов, и результаты их деятельности. Все это обеспечивает методу анкетирования преимущества, не свойственные ни методу наблюдения, ни методу анализа документов.

Анализ научных достижений и публикаций указывает на то, что систему методов исследования рассматривают: М.И. Кузнецова, Е.Э. Кочурова, Е.А. Михалычев, П.И. Пидкасистый и другие.

Цель исследования: рассмотреть особенности метода анкетирования.

Задачи: 1. Выявить сущность анкетирования.

2. Рассмотреть достоинства и недостатки метода анкетирования.

3. Проанализировать виды вопросов, помещаемых в анкету.

1. Сущность метода анкетирования

Анкетирование – метод массового сбора материала с помощью специально разработанных опросников, называемых анкетами. Это разновидность опроса, который предусматривает заполнение респондентом собственноручно специального бланка с вопросами анкеты, которая также содержит информацию социально-демографического характера о респонденте .

Основные виды анкетирования различаются объемом участников, способом заполнения анкет и способом общения во время сбора информации. Если анкетирование предусматривает опрос всех без исключения участников определенного процесса, или всю социальную группу, коллектив и т п., то такое анкетирование называется сплошным. Оно чаще используется в тех случаях, когда имеем дело с небольшими количествами людей.

Прямое анкетирование предполагает запись ответов анкеты собственноручно самими опрашиваемыми лицами, а опосредованное – если эти ответы записывает анкетер. Этот случай используется в том случае, когда самому ему это сделать тяжело или невозможно из-за травмы, плохого зрения, возраста и тому подобное.

Личное анкетирование предусматривает непосредственное общение анкетера с респондентом, а анкета заполняется в присутствии исследователя. Такой способ анкетирования наиболее удобный и информативный, он дает возможность анкетеру проконтролировать правильность и полноту заполнения анкет, предоставить в случае необходимости дополнительную консультацию опрашиваемому .

Очень похожи на личное также групповое и индивидуальное анкетирование, которые также требуют непосредственного общения исследователя с респондентами. Во время проведения группового анкетирования, наиболее распространенного при опросе школьников, их родителей, студентов, работников одного учебного заведения, участников собирают в определенное время в одном помещении в группы до 20 человек, с каждой из которых работает один анкетер. Такое анкетирование дает возможность проконтролировать процедуру сбора информации, а также сэкономить время и средства. Если же нет возможности собрать респондентов в одном городе, опрос осуществляется поочередно с каждым индивидуально.

При использовании заочного анкетирования анкетер оставляет опросный лист респонденту и он заполняет его в отсутствии исследователя. Например, анкетер передает с учениками анкеты для родителей. Этот вид анкетирования не дает гарантии в получении достоверной личностной информации от респондента.

Прессовое анкетирование предусматривает опубликование текста анкет на страницах журналов и газет с просьбой прислать заполненные анкеты по адресу. При почтовом анкетировании анкеты рассылаются по почте определенной группе лиц, выбранных избирательно, с просьбой дать ответы и возвратить их почте. Эти способы анкетирования достаточно неэффективны, потому что возвращается в среднем около 5% анкет, следовательно, говорить о репрезентативности, информативности и объективности такого опроса не приходится.

Раздаточное анкетирование напоминает заочное, поскольку анкетер вручает анкеты каждому участнику, объясняет цели исследования и задачи, консультирует по технике заполнения анкет и договаривается с опрашиваемым о сроке и способе их возврата.

Анкета состоит из трех основных частей: вступительная, основная часть и «паспортичка» . Чрезвычайно большая роль в будущей результативности опроса отводится вводной части, поскольку она должна сформировать общее отношение респондента к процедуре анкетирования, его психический настрой, серьезность и добросовестность. Основное назначение вводной части состоит в том, чтобы побудить желание у человека давать ответы. Чаще всего она располагается на титульном листе анкеты, является лаконичной и содержит введение, в котором указывается организация, что проводит опрос, его цель и задачи, раскрывается важность решения исследуемой проблемы и роли респондента, указываются правила заполнения анкеты и выражается благодарность опрашиваемому за участие в исследовании. Особенно нужно отметить аспект анонимности анкеты, а точнее мнений респондента и другой информации, которую он сообщает. Нужно гарантировать опрашиваемому то, что эти сведения, особенно частного, конфиденциального характера, не будут доступны другим без его на это согласия.

Основная часть – это наиболее важная, наиболее информативная часть анкеты для исследователя, потому что именно она предоставляет содержательную информацию, которая затем анализируется и интерпретируется, то есть она выступает основой для формулировки тех или иных выводов. Основная часть условно делится на три составляющие: сначала формулируются так называемые контактные вопросы, они несложные, просто сформулированы. Их основное назначение состоит в том, чтобы заинтересовать респондента, включить его в проблему, дать возможность апробировать на себе технику заполнения анкеты.

Вопросы постепенно усложняются, но опрашиваемый уже подготовлен к этому. Вторую группу вопросов составляют основные – наиболее сложные вопросы.

Содержание этих вопросов соответствует цели и задачам исследования и предоставляет исследователю ключевую информацию относительно исследуемой проблемы. Если необходимо решить несколько заданий, то сначала формулируются группы вопросов к каждому заданию, но в анкету они могут помещаться или блочно, или же перемешиваться с вопросами других блоков, однако, должны располагаться обязательно только в середине основной части.

Заканчивается основная часть анкеты заключительными вопросами. Стоит отметить один недостаток анкеты, которая появляется при таком расположении вопросов по уровню сложности. Поскольку все вопросы логически связаны между собой и тема постепенно сужается для рассмотрения, то возникает взаимное влияние предыдущих вопросов на последующие, что постепенно искажает общую картину.

Такое влияние вопросов имеет название эффекта излучения ибо эффекта эха.

И, наконец, «паспортичка», которая содержит вопросы о профессии, образовании, возрасте, поле, социальном происхождении, семейном положении, места проживания др. Количество и характер этой информации зависит от цели и назначения конкретного исследования. Составить «паспортичку» не так просто, как кажется на первый взгляд. Эта информация имеет большое значение во время анализа результатов исследования для выявления определенных закономерностей, характерных тенденций и взаимосвязей между выявленными ответами (мыслями, поведением), и, например, местом проживания людей или их вероисповеданием, возрастом или характером деятельности. Именно поэтому список вопросов, градация (классы) на определенные группы должен быть четко продуманным. Например, при изучении в конкретном ОУЗ учебных интересов и планов на дальнейшее обучение учеников разных возрастных категорий можно включить возрастной интервал от 12 до 15 или до 14 или 16 лет .

2. Преимущества и недостатки анкетирования

Достоинствами анкетирования являются:

Независимость ответов респондента от личности анкетера, его мировосприятия, ценностных ориентаций и тому подобное;

Достаточность времени у респондента для обдумывания вопроса и формулировки (выбора) ответа;

Использование четко разработанной анкеты как инструмента, который имеет соответствующие качественные характеристики, что уменьшает влияние на результат через недостаточность опыта анкетера;

Предварительная продуманность, взвешенность вопросов, которые формулируются в анкете (при условии ее качественной разработки);

Достаточно широкий спектр вопросов, неограниченность во времени как, например, при интервьюировании;

Возможность стандартизации процедуры сбора данных и их последующей статистической обработки, что дает возможность использовать эту информацию для выработки управленческих решений и формулировки взвешенных выводов (при условии соблюдения всех правил формирования выборки респондентов, проведения процедуры анкетирования и качества самой анкеты как инструмента) .

Различные виды анкетирования дают возможность получить информацию разной степени надежности и достоверности, что является естественным ввиду особенности процедур анкетирования в разных случаях. Понятно, что анкетирование, которое проводится опытным анкетером в его присутствии после короткого инструктажа респондент(а)ов, а анкета собирается исследователем собственноручно и проверяется ее заполнение (то есть анкетирование прямое, личное и индивидуальное) имеет значительно более высокие качественные характеристики и может применяться при количественных исследованиях определенной ситуации или явления.

Однако анкетированию свойственны и некоторые общие недостатки, а именно:

Невозможность гибкого реагирования на процесс получения информации, перевод его другую сторону, на более интересные, актуальные для исследователя аспекты;

Возврат незаполненных или частично заполненных анкету в случае использования почтового анкетирования или же по невнимательности анкетера;

Существование определенных ограничений в применении отдельных видов анкетирования, что снижает достоверность полученных данных (например, заполнение анкетных листов анкетерами по ответам респондентов – детей, больных лиц и тому подобное, заполнение анкет другими лицами при почтовом или прессовом анкетировании и некоторые другие.

3. Виды вопросов в анкете

Рассмотрим кратко различные типы вопросов, их особенности и назначение.

Закрытые – это такие вопросы анкеты, если в анкете приводится несколько вариантов ответа. Респондент должен подчеркнуть или обвести кружочком выбранный вариант или код ответа. Такие вопросы удобны для будущей машинной обработки анкет и статистической обработки результатов, однако есть также и недостатки.

Например, вопрос:

«Какие внеклассные мероприятия, направленные на популяризацию опыта работы педагогов Вашего ОУЗ Вы проводили?»

Для того, чтобы улучшить его информативность можно порекомендовать в такой ситуации применить полузакрытый вопрос, дополнив указанный перечень строке «Другие (указать, какие именно)», который предусматривает, в случае необходимости открытый ответ респондента. Строка «Прочее» вместо абсолютно неинформативного «Не могу ответить» или «Не знаю» гораздо целесообразнее.

И, наконец, открытые ответы не подразумевают никаких вариантов ответы в анкете, респондент самостоятельно формулирует краткий ответ. Например, «По каким критериям Вы оцениваете эффективность работы администрации Вашего ОУЗ?»

Прямой вопрос позволяет получить прямую информацию от респондента на вопросы и как правило сформулированы в личной форме. Например, «Вы прошли специальное обучение тренера в пределах программы?»

Опосредованное вопрос сформулирован таким образом, что позволяет опрашиваемому высказать свое мнение с позиции определенной группы, коллектива. Часто нужная информация получается с помощью не одного, а серии вопросов .

Такая форма чаще используется, когда вопросы касаются личной жизни респондента, интимных вопросов, отношения к определенным негативным явлениям и др. При этом спрашивают не о том, как непосредственно сам респондент будет вести себя в той или иной ситуации, а как относятся к этой ситуации или явлению другие его знакомые, коллеги, друзья.

Выводы. Несмотря на указанные выше недостатки, анкетирование как метод сбора первичной информации при мониторинговых исследованиях, оценке деятельности получил очень широкое распространение особенно в последние годы в связи с активизацией гражданских процессов во всем мире, проведением большого количества исследований общественного мнения и тому подобное.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

Таким образом, мы выяснили следующее.

Анкета – распространенный вид диагностических и исследовательских методик, распространенных как серии тематически связанных вопросов, определенным образом упорядоченных, открытого или закрытого типа, включающие вопросы демографического характера (так называемая «паспортичка») и обращение к респонденту. Профессионально составленная анкета разрабатывается на основе предварительно разработанного конструкта, что моделирует диагностированное явление, существенные признаки и формы поведения опрашиваемого.

Анкета – одно целое, а не сумма вопросов, отражающих определенные свойства и помещаемых в анкету по желанию исследователя.

Метод анкетирования имеет как достоинства, так и недостатки.

Но, несмотря, на несовершенство, этот метод получил широкое распространение, особенно в последнее время.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

    Болюбаш Я.Я., Булах И.., Мруга М.Г., Филончук И.Ф. Педагогическое оценивание и тестирование. Правила, стандарты, ответственность. Научное издание. – К.: Мастер-класс, 2007. – 272 с.

    Кузнецова М.И., Кочурова Е.Э. Методика проведения педагогической диагностики и комплект диагностических материалов, определяющих готовность детей к обучению в школе. – Интернет-ресурс - .

    Михалычев Е.А. К понятийному аппарату педагогической диагностики // Педагогическая диагностика. – 2006. - № 2 . – С. 57.

    Общество России, – 2006. – 608 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Таблица 1

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Михалычев Е.А. К понятийному аппарату педагогической диагностики // Педагогическая диагностика. – 2006. - № 2 . – 16 с.

3. Виды опроса: анкетирование и интервьюирование. Вступительная часть анкеты играет значительную роль в результативности и информативности опрос должен сформировать общее положительное отношение респондента к процедуре анкетирования, его психическое настроение, серьезность и добросовестность. Основная часть анкеты – это наиболее информативная часть анкеты для исследователя, предоставляет содержательную информацию, которая затем анализируется и интерпретируется, выступает основой для формулировки исследователем (аналитиком, экспертом) тех или иных выводов и рекомендаций.

Болюбаш Я.Я., Булах И.., Мруга М.Г., Филончук И.Ф. Педагогическое оценивание и тестирование. Правила, стандарты, ответственность. Научное издание. – К.: Мастер-класс, 2007. – 104 с.

4. Личное анкетирование предусматривает непосредственное общение анкетера с респондентом, а анкета заполняется в присутствии исследователя. Такой способ анкетирования наиболее удобный и информативный, он дает возможность анкетеру проконтролировать правильность и полноту заполнения анкет, их по объему

Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, – 200 6. – 132 с.

5. Опосредованный вопрос - сформулирован таким образом, что позволяет опрашиваемому высказать свое мнение с позиции определенной группы, коллектива.

Михалычев Е.А. К понятийному аппарату педагогической диагностики // Педагогическая диагностика. – 2006. - № 2 . – 25 с.

6. Опрос - наиболее популярный метод сбора информации, который дает возможность получать надежную информацию, что подвергается статистической обработке. По способу проведения опросов они делятся на анкетирование, предусматривающее заполнение респондентом собственноручно специального бланка с вопросами анкеты и интервьюирования, в ходе которого респондент отвечает на вопросы устно, а интервьюер фиксирует ответы.

7. “Паспортичка” - структурная часть анкеты, которая содержит вопросы по профессии, образования, возраста, пола, социального происхождения, семейного состояния, места проживания и тому подобное.

Болюбаш Я.Я., Булах И.., Мруга М.Г., Филончук И.Ф. Педагогическое оценивание и тестирование. Правила, стандарты, ответственность. Научное издание. – К.: Мастер-класс, 2007. – 211 с.

8. Прямое анкетирование предполагает запись ответов анкеты собственноручно самими опрашиваемыми лицами, а опосредованное – если эти ответы записывает анкетер. Этот случай используется в том случае, когда самому ему это сделать тяжело или невозможно из-за травмы, плохого зрения, возраста и тому подобное.

Кузнецова М.И., Кочурова Е.Э. Методика проведения педагогической диагностики и комплект диагностических материалов, определяющих готовность детей к обучению в школе. – Інтернет-ресурс - .

9. Структура анкеты: вводная, основная части и “паспортичка”.

Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, – 200 6. – 611 с.

10. Шкала – это средство фиксации результатов измерения свойств объектов путем упорядочивания их в определенную числовую систему, в которой отношение между отдельными результатами выражено в соответствующих числах. В процессе упорядочения каждому элементу выборки ставится в соответствии определенный балл (так называемый шкальный индекс), что определяет положение данного результата на шкале.

Кузнецова М.И., Кочурова Е.Э. Методика проведения педагогической диагностики и комплект диагностических материалов, определяющих готовность детей к обучению в школе. – Інтернет-ресурс - .

11. Шкалирование – присвоение баллов или других цифровых показателей исследуемым характеристикам. Шкалирование помогает определить высшую и низшую ступени исследуемого явления, дает возможность выявить интенсивность явлений и процессов, позволяет численно отразить качественные данные с помощью ступеней шкалы.

Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, – 200 6. – 429 с.

(психологического, маркетингового или социологического) играет важную роль в жизни и развитии современного общества. Именно с его помощью специалистам разных сфер удается проводить различные исследования, действовать четко намеченному плану и добиваться высоких (и точных) результатов. Все становится возможным четкой структуре и регламенту любого анкетирования - системе «вопрос-ответ».

Основные преимущества данного метода - возможность получения информации от большого количества респондентов - анкетный опрос как метод исследования не ограничивает количество участников, а также обеспечение высокого уровня массовости исследовании. Еще одним положительным моментом можно считать анонимность, так как подавляющее большинство опросов направлено на фиксирование ответов, а не на личности респондента. Однако стоит уточнить, что все это не относится к где действуют несколько иные правила.

Анкетирование как позволяет за короткий срок получить максимально возможный объем информации о каком-либо продукте, узнать мнения общества по каким-то вопросам и в прочих подобных случаях. Как понятно из названия самого метода, в его основе находится главное средства, фиксирующее все данные анкетирования, то есть анкеты. Если обратиться за помощью к толковому словарю, то можно получить такое определение данного слова: анкетой называется комплекс вопросов (обязательно взаимосвязанных), на каждый из которых опрашиваемый (респондент) должен дать четкий ответ. Вопросы в анкетах могут требовать ответы точные (математические) или выражающие конкретное мнение (социологические и психологические). На основе данных ответов специалисты и делают соответствующие выводы по интересующей их проблеме.

В современном мире для анализа мнений разных групп людей чаще всего используется анкетирование как метод социологического исследования, поэтому над созданием соответствующих анкет трудятся профессионалы данной сферы, а также опытные психологи, задачей которых является грамотное составление вопросов для респондента. Есть несколько правил, которым так называемый «опросник» должен соответствовать. Во-первых, следует соотносить с общим количеством и содержанием вопросов в анкете. Во-вторых, для того чтобы была возможность анализировать результаты анкетирования разных фокусных групп, в начале анкеты всегда должны размещаться вопросы для уточнения личных данных опрашиваемого - ФИО (в небольшом количестве случаев), возраст, пол и В-третьих, анкетирование как метод исследования не должно быть перегружено расплывчатыми или малозначимыми вопросам, устав от которых респондент не сможет полноценно ответить на самые важные.

Помимо всего прочего вопросы в анкете должны быть четкими и логичными, следовать в логической последовательности, а также постепенно наращивать интерес опрашиваемого (в случае маркетингового опроса). В конце анкетирования стоит задавать вопросы самые сложные, над ответом на которые придется подумать. Важное условие качественного проведения анкетирования - точность формулировок вопросов, не допускающая двоякого толкования или неясности. Нельзя при создании анкеты допускать вопросов из нескольких многословных предложений, с употреблением профессиональных терминов. Кроме того, если анкетирование как метод исследования не является социологическим, в нем не должны затрагиваться вопросы о воспоминаниях, или социальной среде, в которой проживает опрашиваемый.

Напоследок следует заметить: если вы создаете анкету для любого самостоятельно, не забудьте перед анкетированием проверить. Можно задать вопросы людям незаинтересованным, чтобы оценить, насколько грамотно звучит формулировка и легко ли можно дать ответ. Если «пилотная» проверка состоится удачно - можно приступать к исследованию.

Анкетирование - это процедура проведения письменного опроса с помощью разработанной анкеты. Является одним из методов количественных исследований в маркетинге.

Анкета - это ряд вопросов, на которые опрашиваемый должен дать ответ. Анкета - инструмент очень гибкий в том смысле, что для получения необходимой информации могут использоваться вопросы, отличающиеся формой, формулировками и последовательностью, то есть вопросы можно задавать множеством разных способов. Хорошая анкета должна: облегчить ответ опрашиваемого лица; сформулировать вопрос с учётом его влияния на ответ опрашиваемого; позволить легко провести анализ. При этом анкета должна быть опробирована, и в ней должны быть устранены все выявленные недостатки до начала ее широкого использования.

Перед запуском исследования необходимо: провести пробное анкетирование, целью которого является устранение явных ошибок, неточностей, двусмысленностей; «закрытие» тех открытых вопросов, которые не удалось закрыть на этапе разработки анкеты; хронометраж; составление инструкций для интервьюеров.

Различают следующие виды анкетирования:

  • 1. По способу общения между исследователем и опрашиваемыми :
    • а) прессовый: вопросник печатают в газете или журнале;
    • б) почтовый: анкеты рассылают по почте;
    • в) раздаточный: личное вручение и сбор анкет у респондентов;
    • г) публикация анкет в Интернете.

Прессовый, почтовый и опрос в Интернете являются заочными. При таком анкетировании нет непосредственного контакта анкетёра с респондентом. В случае с раздаточным опросом (очное анкетирование) анкетёр выступает в качестве инструктора по заполнению анкет, раздатчика анкет, однако, анкета заполняется респондентом самостоятельно.

Почтовый опрос является одним самых неэффективных видов, однако при правильной его организации, можно значительно повысить его отдачу. Для увеличения количества желающих принять участие в почтовом опросе следует обязательно мотивировать опрашиваемых: присланный ответ будет участвовать в розыгрыше призов, первые приславшие получат купон со скидками и так далее.

  • 2. По месту проведения :
    • а) по месту жительства;
    • б) по месту работы;
    • в) по месту учёбы.

В последних двух случаях анкетирование может быть групповым (или аудиторным).

Этот вид анкетирования определяется характером вопросов (закрытыми или полузакрытыми).

  • 3. По полноте охвата :
    • а) сплошное: опрос всех представителей выборки;
    • б) выборочное: опрос части выборки.

Анкетирование имеет как достоинства (высокая оперативность получения информации; жесткая регламентация процедуры позволяет получить хорошо структурированные и сопоставимые результаты; анонимность респондентов повышает объективность и искренность получаемых ответов; возможность организации массовых обследований и сбора большого объёма данных; сравнительно малая трудоёмкость процедур подготовки и проведения исследований, обработки их результатов; отсутствие влияния опрашивающего на работу респондентов; невыраженность у исследователя отношений субъективного пристрастия к кому- либо из отвечающих), так и недостатки (отсутствие личного контакта не позволяет изменять порядок и формулировки вопросов в зависимости от ответов или поведения респондентов; невозможность контроля корректности понимания респондентом формулировок вопросов и ответов, а также получения респондентом пояснений в случае недопонимания; невозможность гарантировать точное выполнение инструкций респондентом (в частности, соблюдение порядка ответа на вопросы); возможное влияние формулировок вопросов и ответов на выбор респондента; при заочном анкетировании невозможно гарантировать, что респондент заполняет анкету самостоятельно, без влияния других лиц). Поэтому анкетирование необходимо сочетать с другими методами сбора первичной информации.

Таким образом, анкета - это ряд вопросов, на которые опрашиваемый должен дать ответы. Она является ключевым инструментом при проведении маркетинговых исследований предприятием. При составлении анкет маркетолог должен тщательно продумать насколько велик будет вклад ответа на сформулированный вопрос для последующих действий производителя. Анкеты составляются с целью получить ответы на самые различные вопросы, которые в зависимости от целей исследования структурируются и принимают узкую направленность. С целью повысить скорость и простоту обработки полученной информации в анкетах широко применяют закрытые вопросы, не смотря на то, что открытые вопросы позволяют получить больше полезной информации для маркетолога организации-заказчика.

Также из вышеизложенного следует, что классификация анкет, используемых в маркетинге весьма разнообразна. Разделение анкет по виду зависит от выбранного классификационного признака, который и определяет что именно будет «выясняться» с помощью составленной анкеты. В последнее время сфера использования анкет расширилась: если раньше при их помощи изучалось потребительское поведение, то в настоящее время к ним прибегают, чтобы отслеживать мнение экспертов по тем или иным направлениям. С каждый годом появляются новые методики составления анкет и проведения собственно анкетирования. Дело в том, что в современных условиях хозяйствования рынок переполнен однотипными товарам, а, следовательно, потребитель стремиться их различать уже не по внешнему виду и иным видимым характеристикам, но и по эмоционально-психологическим составляющим. В целом анкетирование является одним из средств сбора первичной информации, которую необходимо быстро обрабатывать, так как она быстро устраивает и теряет свою ценностью для исследователя.



Понравилась статья? Поделитесь ей