Контакты

Побег из придаточной почки корня. Вегетативные органы растения - корень и побег

Корень - подземный орган растения, являющийся продолжением оси побега. Он укрепляет растение в земле, всасывает воду и минеральные соли, накапливает запасные вещества, иногда служит для вегетативного размножения. Существуют две основные корневые системы: стержневая и мочковатая.

Стержневая корневая система встречается у двудольных растений. Она состоит из мощного главного корня, расположенного вертикально вниз, и слабо развитых растущих из него боковых корней, способных многократно ветвиться на корни первого, второго и последующих порядков.

Все окончания молодых корней покрыты корневыми волосками, которые образуют, так называемую, зону всасывания.

У однодольных растений главный корень отмирает рано и на его месте появляются растущие из стебля придаточные корни, образующие, так называемую, мочковатую корневую систему.

Существуют разнообразные видоизменения корней, особенно у двулетних и многолетних растений. Чаще всего они становятся запасающими органами и приобретают самые различные формы. Запасающими иногда становятся целые корни, иногда их части.

Веретенообразный корень образуется в том случае, когда главный корень сильно разрастается, грубеет и принимает вид веретена, из боков которого растут мелкие боковые корни.

Свекловидный корень в верхней части сильно расширен, вздут, а в нижней остается продолговатым.

Клубневый корень состоит из боковых вздутых корней, накапливающих запасные вещества или имеет одиночные, двойные или несколько клубней.

> Побег

Побег является надземной (иногда подземной) частью растения, состоящей из стебля и листьев. На верхушке побега находится верхушечная почка, отличающаяся от остальных: боковые почки закладываются в пазухах листьев, между стеблями и листом. На побеге выделяются узлы, то есть места, из которых вырастают листья, и междоузлия - отрезки стебля, лежащие между ними.

Главный побег у деревьев называется стволом, боковые побеги деревянистых растений, кустарников и полукycтapникoв - ветками. Побеги могут быть вытянутыми, с длинными или укороченными междоузлиями, с близко лежащими друг от друга узлами, и, наконец, короткими, с сильно сближенными междоузлиями. Осевой частью побега является стебель; он может быть приподнимающимся, стелющимся, вьющимся, угловатым, округлым, толстым, плотным и т.д. Безлистный стебель, растущий непосредственно из корневища или корня, несет цветок или соцветие и называется стрелкой.

Стебель может быть простым или разветвленным. Каждое растение стремится увеличить площадь своего соприкосновения со средой, будь то вода, воздух или почва. Для этого оно ветвится. Ветвление бывает разного рода.

Дихотомическое (вильчатое) ветвление - когда из верхушечной точки роста развиваются два побега.

Такого типа ветвление встречается у мхов, плаунов, некоторых папоротников, низших растений, например, у водорослей.

У семенных растений встречаются моноподиальный, симподиальный и ложнодихотомический типы ветвления. Моноподиальное (одноосевое) ветвление имеет место, когда основной побег развивается из верхушечной почки, а из боковых почек вырастают тонкие боковые побеги. Этот тип ветвления присущ большинству хвойных. Но он имеет свои недостатки. Если верхушка дерева будет повреждена или упрётся в процессе роста в ветвь другого дерева, весь рост дерева может почти остановиться. Симподиальное (многоосевое) ветвление имеют растения, у которых верхушечная почка не развивается, или главный побег рано отмирает, а из близкой боковой почки вырастает побег, продолжающий ось главного побега. Так ветвится большинство лиственных деревьев.

Ложнодихотомическое ветвление наблюдается в случае, когда верхушечная почка не развивается, или когда развивающийся из нее побег быстро отмирает, а из двух других ниже лежащих боковых почек вырастают два равноценных побега.

Надземные побеги имеют многочисленные видоизменения (метаморфозы). У некоторых растений побеги такие тонкие, что не могут подняться вверх, а стелются по земле. Это, так называемые, стелющиеся побеги. Растения благодаря таким побегам могут размножаться вегетативно, поскольку в узлах могут возникать придаточные корни. Иногда стелющиеся побеги имеют очень длинные междоузлия, а в узлах вместо ассимилирующих листьев вырастают незеленые, чешуйчатые листья, Это, так называемые, ползучие побеги или столоны, служащие для вегетативного размножения. Они образуют в узлах чешуйчатых листьев почки и придаточные корни, а после отделения такой части столонов от материнского растения дают начало новому организму.

У вьющихся растений тонкие побеги взбираются вверх по подпоркам. Это вьющиеся стебли. Среди них можно выделить два вида: обвивающие и цепляющиеся. Стебли обвивающие вьются сами вокруг подпорки (например хмель). Цепляющиеся не обладают такой способностью, они цепляются за подпорку специальными органами, такими как шипы, колючки, цепляющие волоски, присоски, усы, которые представляют собой видоизмененные побеги или части, придаточные корни, листья и даже верхушечную часть листа.

У многих растений укороченные побеги превращаются в заостренные, часто окруженные почками колючки, У некоторых короткие побеги могут быть сплющены, они становятся похожими на листья и выполняют функцию ассимиляции. Они называются филлодиевыми.

Подземные побеги встречаются у многолетних растений с зелеными надземными побегами. Они выполняют функцию запасающих органов, в которых растение откладывает в летний период запасные вещества. Подземные побеги нужны также для вегетативного возобновления. Весной из них вырастают надземные зеленые побеги, питающиеся запасом питательных веществ из подземных. Среди видоизменений подземных побегов можно назвать корневища, клубни и луковицы.

Корневище - подземный продолговатый побег с укороченными междоузлиями. Обычно они утолщенные, иногда мясистые, расположены в земле горизонтально или наклонно. Корневище имеет на одном конце верхушечную почку, этим концом оно растет; противоположный конец его постепенно отмирает. В узлах побега находятся мелкие, чешуйчатые листочки, а в их пазухах - боковые почки. Из боковых и верхушечной почек вырастают надземные побеги. На нижней стороне корневища образуются мочковатые придаточные корни.

Длинные, тонкие, разветвленные корневища, ненакапливающие питательные вещества, называются подземными ползучими побегами. Они служат для вегетативного возобновления.

Клубень является сильно утолщенным, коротким, вздутым подземным побегом, накапливающим запасные питательные вещества, На его поверхности в углублениях находятся почки, одиночные или собранные по несколько штук в пазухах чешуйчатых быстро опадающих листочков Из этих почек весной вырастают зеленые надземные побеги. Некоторые растения имеют одновременно два клубня, один старый, другой новый, последнего года.

Луковица состоит из очень укороченного, конусовидного стебля, образующего, так называемое, донце, а также окружающих его незеленых чешуйчатых или мясистых листьев, в которых накапливаются запасные вещества. Листья плотно прилегают друг к другу и образуют большую луковицу, покрытую внешними, сухими, защитными чешуями. Из луковицы весной вырастает зеленый, облиственный, цветоносный побег. Новые луковички образуются в мясистых пазухах старых чешуек и служат для вегетативного возобновления. Такие подземные побеги встречаются у растений однодольных, а также с коротким периодом вегетации (так называемые, весенние эфемероиды)


Корень

Корни, поглощая из почвы воду и растворенные в ней вещества, обладают способностью подавать эту воду вверх в стебель и листья. Способность корней нагнетать в стебли воду из почвы называется корневым давлением, которое обычно у растений равно 0,2...0,3 МПа (2...3 ат), а у некоторых растений оно бывает значительно выше. Растения, обладающие очень высоким корневым давлением, произрастают обычно в сухих степях и пустынях, где они поглощают воду из глубоких слоев почвы. Сильное корневое давление способно подать воду по стеблю на высоту до 115 м. Подача корнем воды вверх по стеблю бывает хорошо заметна весной на пнях, на поверхности которых появляется в большом количестве сок. Корни, как и все другие органы растений, дышат, используя кислород воздуха почвы и одновременно выделяя в почву углекислый газ.

Морфологическое строение. Как уже указывалось, корень закладывается в виде первичного корешка уже в зародыше семени. При прорастании семян из зародышевого корешка развивается либо один, либо несколько настоящих корней. Молодые корни имеют однообразную удлиненно-цилиндрическую форму. Форма же развитых корней разнообразна у различных видов растений: конусовидная, репчатая, цилиндрическая и др. По происхождению корни делятся на 2 группы: зародышевые и придаточные.

Зародышевые корни. Корни, которые развиваются из зародышевого корешка семени, называются зародышевыми, или первичными. Формируются они у различных растений неодинаково. У большинства растений при прорастании семени из корешка зародыша развивается один хорошо выраженный корень, который называется главным. По мере роста главный корень значительно утолщается и сильно разветвляется, образуя боковые корни. Такое формирование корня свойственно двудольным растениям, особенно древесным (береза, дуб, груша и др.) и многим травянистым (фасоль, горох, свекла и др.). У большинства двудольных растений главный корень бывает тоньше, чем стебель, поэтому переход стебля в корень выражен довольно ясно. Этот участок перехода стебля в корень носит специальное название - корневая шейка. У представителей другой группы растений в зародыше семени заложено несколько зародышевых корешков (2...5), которые при прорастании семени развиваются почти одновременно, и не всегда среди них можно выделить главный корень. Такое формирование зародышевых корней свойственно группе однодольных растений (пшеница, овес, ячмень и др.).

Придаточные корни. Часто у растений, кроме главного и боковых корней, развиваются придаточные корни, которые образуются не из зародыша и не из корня, а из других органов растения - из стеблей, листьев, корневищ. Придаточные корни не развиваются из главного или боковых корней. Наличие придаточных корней хорошо выражено у кукурузы. Придаточные корни образуются у этого растения в несколько ярусов из узлов стебля, расположенных иногда высоко над землей. Разрастаясь, придаточные корни углубляются в землю и выполняют все функции корня. Придаточные корни кукурузы нередко называют неверно воздушными, или ходульными, У таких растений, как фикус, бегония и др., придаточные корни образуются из листьев. У многих растений, как например у однодольных (пшеница, рожь, лук и др.), корневая система состоит главным образом из придаточных корней. Придаточные корни часто составляют основную массу корней и у двудольных растений. При вегетативном размножении этих растений, т. е. при размножении их черенками, усами, отводками, клубнями, корневищами, развиваются только придаточные корни. У картофеля, например, при размножении клубнями образуются только придаточные корни, а при размножении семенами формируется хорошо выраженный зародышевый главный корень.
Внешне придаточные корни не отличаются от обычных боковых корней и выполняют те же функции.

Ветвление корня. Корни обладают способностью ветвиться. Разветвления главного корня называют боковыми корнями. Они закладываются эндогенно, в перицикле и через первичную кору выходят наружу. По мере роста главного корня появляются боковые корпи первого порядка, которые в дальнейшем разветвляются и образуют корни второго порядка, а из них формируются корни третьего порядка и т. д. Ветвление корня способствует увеличению поглощающей и укрепляющей поверхности корня.

Видоизменения (метаморфозы) корней. В зависимости от ряда причин у многих растений наблюдаются значительные изменения в строении корней, что связано с выполнением корнями дополнительных функций. Видоизменениями корней являются: запасающие, ходульные, дыхательные, воздушные, корни-присоски и др.

Запасающие корни. У некоторых растений корни становятся местом отложения питательных веществ. Поэтому они имеют своеобразное строение и сильно утолщенную форму. По форме запасающие корни делят на корнеплоды и корнеклубни, корнеплод (у свеклы, редьки, моркови, репы и др.) представляет собой утолщенный, сочный, мясистый главный корень. У корнеплода различают 3 составные части головку, шейку и собственно корень, которые имеют различное происхождение. Головкой корнеплода называют его верхнюю часть, которая несет листья и листовые почки. С морфологической точки зрения головка корнеплода представляет собой укороченный стебель, на нем развивается обычно большое количество листьев, которые образуют прикорневую розетку листьев Под головкой расположена шейка корнеплода, она гладкая и не несет на себе ни листьев, ни корней. Шейки, так же как и головки, у различных форм корнеплодов бывают разные - короткие и длинные.

В морфологическом смысле шейка корнеплода представляет собой разросшееся подсемядольное колено (гипокотиль) т. е. шейка корнеплода имеет также стеблевое происхождение. И только нижняя часть корнеплода является собственно корнем, сильно утолщенным, на котором образуется большое количество боковых корней. Корнеплоды в большинстве случаев образуются у двулетних растений (свекла, морковь, брюква и др.) в 1-й год их жизни, в них накапливаются питательные вещества. У дикорастущих двулетних растений корнеплоды перезимовывают в почве; корнеплоды же культурных растений (свекла, морковь и др.) осенью выкапывают и хранят без листьев в специальных хранилищах. Весной на 2-й год корнеплоды высаживают в почву, и они образуют репродуктивные органы - цветки, плоды и семена. Корнеклубни, клубневидные корни, корневые шишки по форме напоминают клубни картофеля, но отличаются почки имеются только наверху, у основания корневой шейки. Корневые клубни имеют такие растения, как георгины, батат (сладкий картофель), аконит и др.

Ходульные корни. Эти корни развиваются у своеобразных тропических мангровых растений. В южных тропических условиях такие растения образуют огромные заросли на приморских, затопляемых приливами, низменных местах. У этих растений в большом количестве формируются корни, полупогруженные в ил, они и называются ходульными. Такие корни бывают хорошо заметны во время отлива.

Дыхательные корни. У некоторых растений боковые корни иногда растут из почвы вверх. Такое расположение корней обычно наблюдается у растений, растущих на местах избыточного увлажнения, особенно хорошо они развиты у тропических болотных растений. При избыточном увлажнении корни растений не могут получить из почвы достаточного количества кислорода для дыхания. Функцию дыхания в таких случаях выполняют частично дыхательные корни, в которые кислород воздуха поступает через чечевички.

Симбиоз корней. Высшие растения при помощи корней могут вступать в симбиоз (сожительство) с бактериями или грибами. Наиболее распространенными видами корневого симбиоза являются микориза и симбиоз с клубеньковыми бактериями.

Микориза. Часто внутри или на поверхности корней многих растений поселяются грибы, которые вступают в сложные взаимоотношения с корнями. Такое сожительство, или симбиоз, корней высших растений и грибов носит специальное название - микориза, или грибокорень.

Совокупность всех корней одного растения и их ответвлений называется корневой системой. Мощность и строение корневой системы зависят, от характера ветвления корней, от образования придаточных, корней и от внешних условий (почва, удобрения). Различают 2 основных типа корневых систем: стержневую и мочковатую.

Рис.1. Корневые системы

А - стержневая, Б - мочковая

Стержневая корневая система встречается у двудольных растений. Она состоит из мощного главного корня, расположенного вертикально вниз, и слабо развитых растущих из него боковых корней, способных многократно ветвиться на корни первого, второго и последующих порядков. Все окончания молодых корней покрыты корневыми волосками, которые образуют, так называемую, зону всасывания. У однодольных растений главный корень отмирает рано и на его месте появляются растущие из стебля придаточные корни, образующие, так называемую, мочковатую корневую систему.

При дальнейшем росте растения, кроме зародышевых корней, которые часто совсем отмирают, образуется большое количество придаточных корней. Эти корни формируются на нижних узлах стебля; развиваясь, они создают мочковатую корневую систему и выполняют основные функции - поглощение питательных веществ из почвы и укрепления в ней растений.

Побег

Побег является надземной (иногда подземной) частью растения, состоящей из стебля и листьев. На верхушке побега находится верхушечная почка, отличающаяся от остальных: боковые почки закладываются в пазухах листьев, между стеблями и листом. На побеге выделяются узлы, то есть места, из которых вырастают листья, и междоузлия – отрезки стебля, лежащие между ними.

Главный побег у деревьев называется стволом, боковые побеги деревянистых растений, кустарников и полукycтapникoв – ветками. Побеги могут быть вытянутыми, с длинными или укороченными междоузлиями, с близко лежащими друг от друга узлами, и, наконец, короткими, с сильно сближенными междоузлиями. Осевой частью побега является стебель; он может быть приподнимающимся, стелющимся, вьющимся, угловатым, округлым, толстым, плотным и т.д. Безлистный стебель, растущий непосредственно из корневища или корня, несет цветок или соцветие и называется стрелкой.

Стебель может быть простым или разветвленным. Каждое растение стремится увеличить площадь своего соприкосновения со средой, будь то вода, воздух или почва. Для этого оно ветвится. Ветвление бывает разного рода. Дихотомическое (вильчатое) ветвление – когда из верхушечной точки роста развиваются два побега. Такого типа ветвление встречается у мхов, плаунов, некоторых папоротников, низших растений, например, у водорослей.

У семенных растений встречаются моноподиальный, симподиальный и ложнодихотомический типы ветвления. Моноподиальное (одноосевое) ветвление имеет место, когда основной побег развивается из верхушечной почки, а из боковых почек вырастают тонкие боковые побеги. Этот тип ветвления присущ большинству хвойных. Но он имеет свои недостатки. Если верхушка дерева будет повреждена или упрётся в процессе роста в ветвь другого дерева, весь рост дерева может почти остановиться. Симподиальное (многоосевое) ветвление имеют растения, у которых верхушечная почка не развивается, или главный побег рано отмирает, а из близкой боковой почки вырастает побег, продолжающий ось главного побега. Так ветвится большинство лиственных деревьев.

Ложнодихотомическое ветвление наблюдается в случае, когда верхушечная почка не развивается, или когда развивающийся из нее побег быстро отмирает, а из двух других ниже лежащих боковых почек вырастают два равноценных побега.


Рис.2. Ползучие побеги

А - надземные, Б - подземные

Надземные побеги имеют многочисленные видоизменения (метаморфозы). У некоторых растений побеги такие тонкие, что не могут подняться вверх, а стелются по земле. Это, так называемые, стелющиеся побеги. Растения благодаря таким побегам могут размножаться вегетативно, поскольку в узлах могут возникать придаточные корни. Иногда стелющиеся побеги имеют очень длинные междоузлия, а в узлах вместо ассимилирующих листьев вырастают незеленые, чешуйчатые листья, Это, так называемые, ползучие побеги или столоны, служащие для вегетативного размножения. Они образуют в узлах чешуйчатых листьев почки и придаточные корни, а после отделения такой части столонов от материнского растения дают начало новому организму.

У вьющихся растений тонкие побеги взбираются вверх по подпоркам. Это вьющиеся стебли. Среди них можно выделить два вида: обвивающие и цепляющиеся. Стебли обвивающие вьются сами вокруг подпорки (например хмель). Цепляющиеся не обладают такой способностью, они цепляются за подпорку специальными органами, такими как шипы, колючки, цепляющие волоски, присоски, усы, которые представляют собой видоизмененные побеги или части, придаточные корни, листья и даже верхушечную часть листа.

У многих растений укороченные побеги превращаются в заостренные, часто окруженные почками колючки, У некоторых короткие побеги могут быть сплющены, они становятся похожими на листья и выполняют функцию ассимиляции. Они называются филлодиевыми. Подземные побеги встречаются у многолетних растений с зелеными надземными побегами. Они выполняют функцию запасающих органов, в которых растение откладывает в летний период запасные вещества. Подземные побеги нужны также для вегетативного возобновления. Весной из них вырастают надземные зеленые побеги, питающиеся запасом питательных веществ из подземных. Среди видоизменений подземных побегов можно назвать корневища, клубни и луковицы.


Рис.3. Подземные побеги

А - корневище, Б - луковица, В - клубень

Корневище – подземный продолговатый побег с укороченными междоузлиями. Обычно они утолщенные, иногда мясистые, расположены в земле горизонтально или наклонно. Корневище имеет на одном конце верхушечную почку, этим концом оно растет; противоположный конец его постепенно отмирает. В узлах побега находятся мелкие, чешуйчатые листочки, а в их пазухах – боковые почки. Из боковых и верхушечной почек вырастают надземные побеги. На нижней стороне корневища образуются мочковатые придаточные корни. Длинные, тонкие, разветвленные корневища, ненакапливающие питательные вещества, называются подземными ползучими побегами. Они служат для вегетативного возобновления.

Клубень является сильно утолщенным, коротким, вздутым подземным побегом, накапливающим запасные питательные вещества, На его поверхности в углублениях находятся почки, одиночные или собранные по несколько штук в пазухах чешуйчатых быстро опадающих листочков Из этих почек весной вырастают зеленые надземные побеги. Некоторые растения имеют одновременно два клубня, один старый, другой новый, последнего года.

Луковица состоит из очень укороченного, конусовидного стебля, образующего, так называемое, донце, а также окружающих его незеленых чешуйчатых или мясистых листьев, в которых накапливаются запасные вещества. Листья плотно прилегают друг к другу и образуют большую луковицу, покрытую внешними, сухими, защитными чешуями. Из луковицы весной вырастает зеленый, облиственный, цветоносный побег. Новые луковички образуются в мясистых пазухах старых чешуек и служат для вегетативного возобновления. Такие подземные побеги встречаются у растений однодольных, а также с коротким периодом вегетации (так называемые, весенние эфемероиды)



Задания для школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии в 2016-2017 учебном году.

8 класс 45 баллов

На выполнение заданий отводится 120 минут.

Часть1. Задание включает 20 вопросов, к каждому из них предложено 4 варианта ответа. На каждый вопрос выберите только один ответ, который вы считаете наиболее полным и правильным. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 20

1.Какая наука изучает взаимосвязи организмов и окру­жающей среды?

1) Зоология 3) Ботаника

2) Физиология 4) Экология

2. Какие органоиды клетки можно увидеть в школьный световой микроскоп?

1) Митохондрии 3) Аппарат Гольджи

2) Рибосомы 4) Ядро

3. Живым организмам, в отличие от тел неживой при­роды, свойственно

1)Рост 3) Раздражимость

2) Движение 4) Ритмичность

4. Почему подберезовики часто можно найти в березовом лесу?

1) В березовом лесу много света.

2) Подберезовики с корнями берез образуют мико­ризу.

3) У подберезовиков в березовом лесу нет конкурентов.
4) В березовом лесу отсутствуют животные, которые питаются подберезовиками.

5. Какие растения не имеют побега и корня?

1) Водоросли 3) Папоротники

2) Плауны 4) Мхи

6. Чем является луковица тюльпана?

1) корневищем

2) корнеплодом

3) сочным плодом

4) видоизмененным побегом

7. Жабы, в отличие от лягушек, могут жить вдали от во­доема. Чем это можно объяснить?

1) Они размножаются на суше.

2) У них лучше развиты легкие и более сухая кожа.

3) У них короткие задние конечности и длинные пере­дние.

4) Они питаются наземными беспозвоночными живот­ными.

8. Самое большое количество видов включает класс

1) Насекомые

2) Хрящевые рыбы

3) Земноводные

9. Каких древних животных считают предками земноводных?

1) Ихтиозавров

2) Археоптериксов

3) Стегоцефалов

4) Кистеперых рыб

10. Каких древних животных считают предками птиц?

1) Ихтиозавров

2) Археоптериксов

3) Стегоцефалов

4) Кистеперых рыб

11. У человека, в отличие от млекопитающих животных, развито

1) абстрактное мышление

2) разные виды торможения

3) четырехкамерное сердце

4) большие полушария головного мозга

12. У больного перед операцией определяют группу крови. Это позволяет врачу

1) назначить правильное лечение

2) определить причину болезни

3) найти нужного донора

4) вычислить количество форменных элементов

13. Проявлением какого рефлекса является поворот го­ловы в сторону громкого звука?

1) болевого 2) условного

3) защитного 4) ориентировочного

14. Речевые центры, в отличие от центров безусловных, расположены у человека в

1) мозжечке 3) коре больших полушарий

2) среднем мозге 4) промежуточном мозге

15. В какие отношения вступают олень и лось, живущие в одном лесу?

1) конкурентные 3) хищник-жертва

16. Сходство строения клеток растительных и животных организмов состоит в наличии у них

1) лейкопластов

2) плазматической мембраны

3) оболочки из клетчатки

4) вакуолей с клеточным соком

17. Испарение воды листьями способствует

1) передвижению минеральных солей в растении

2) снабжению листьев органическими веществами

3) усвоению углекислого газа хлоропластами

4) повышению скорости образования органических веществ

18. Часто у детей наблюдаются изменения формы костей конечностей, которые связаны с нарушением обмена кальция и фосфора. При недостатке какого витамина наблюдается это явление?
1)С 2)В 2 3)А 4)D

19. Что общего между агроэкосистемой пшеничного поля и экосистемой луга?

1) короткие цепи питания

2) преобладание растений разных видов

3) незамкнутый круговорот химических элементов

4) наличие продуцентов, консументов и редуцентов

1) влияет на укрепление костной ткани

2) нормализует деятельность щитовидной железы

3) предупреждает заболевание рахитом

4) улучшает работу легких.

Часть II. Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырех возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 10 (по 2 балла за каждое тестовое задание).

1. Морские ежи и морские звезды могут использовать для передвижения:

1) параподии.

2) иглы. 3) лучи.

4) амбулакральные ножки.

5) членистые ходильные ножки.

2. На лапках у комнатной мухи находятся органы чувств:

1) зрения.

2) обоняния.

3) осязания.

4) вкуса.

5) слуха.

3. Органы боковой линии у рыб служат для:

1) определения направления и скорости течения.

2) определения химического состава воды.

3) обнаружения приближения хищника или добычи.

4) обнаружения подводных препятствий.

5) ориентировки в пространстве по линиям магнитного поля.

4. Рога, являющиеся образованиями кориума и состоящие из костной ткани имеют:

1) индийский носорог.

2) северный олень.

3) африканский буйвол.

4) сибирский козерог.

5) жираф.

5. Хрящевые рыбы, живущие в морской воде, поддерживают нормальный осмотический баланс, удаляя лишние соли через:

1) почки.

2) жабры.

3) ректальные железы.

4) кожу.

5) слизистую оболочку рта.

Часть 3. Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. Укажите вариант ответа «да» или «нет». Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 10 (по 1 баллу за каждое тестовое задание).

1. Колючки боярышника являются видоизмененными побегами.

2. Бесполое размножение хламидомонады происходит при наступлении неблагоприятных условий.

3. Нервная система медузы устроена сложнее, чем у полипов.

4. Основная масса мышц у птиц располагается на брюшной стороне.

5. К группе кожных желёз млекопитающих относятся потовые, сальные и молочные.

6. При сильном похолодании некоторые птицы могут впадать в спячку.

7. Парасимпатическая нервная система увеличивает секрецию слюны, симпатическая – останавливает.

8. Червеобразный отросток (аппендикс) не имеет полости.

9. В норме слюны у человека выделяется меньше, чем желудочного сока.

10. Во время отдыха количество сахара в крови уменьшается.

Часть 4. Вам предлагаются тестовые задания, требующие установления соответствия. Заполните матрицу ответов в соответствии с требованиями задания. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 5.

1. [мах. 2,5 балла

Установите соответствие между перечисленными группами организмов (1–5) и их ролью в цепях питания (А-В) .

Организмы:

2. Зеленые растения.

3. Травоядные животные.

4. Хищные животные.

5. Плесневые грибы.

Трофические уровни:

А. Консументы.

Б. Редуценты.

В. Продуценты

организмы

трофическиеуровни

2. [мах. 2,5 балла] Соотнесите животных (А–Б) с их систематические группами (1–5).

Признаки:

1.Стрекоза.

2. Скорпион.

3. Комнатная муха.

4. Кузнечик.

5.Паук крестовик.

Систематическая группа:

А. Паукообразные

Б. Насекомые

Животное

Систе матическая группа

1-4, 2-4, 3-3, 4-2, 5-1, 6-4, 7-2, 8-1, 9-4, 10-2, 11-1, 12-3, 13-4, 14-3, 15-1, 16-2, 17-1, 18-4, 19-4, 20-2.

Часть I I 1-в, 2 –г, 3-б, 4-б, 5 –а

Часть I I I 1-да, 2-нет,3- да, 4 –да, 5 –да, 6-да, 7 –да, 8 –нет, 9-да, 10 –да

Часть I Y 1. 1-Б, 2-В, 3-А, 4- А, 5- Б.

2. 1 –Б, 2-А, 3 –Б, 4 –Б, 5 –А.

С ответами

Часть 1. Выберите один правильный ответ.

1.Какая наука изучает взаимосвязи организмов и окру­жающей среды?

1) Зоология 3) Ботаника

2) Физиология 4) Экология

2. Какие органоиды клетки можно увидеть в школьный световой микроскоп?

1) Митохондрии 3) Аппарат Гольджи

2) Рибосомы 4) Ядро

3. Живым организмам, в отличие от тел неживой при­роды, свойственно

1)Рост 3) Раздражимость

2) Движение 4) Ритмичность

4. Почему подберезовики часто можно найти в березовом лесу?

1) В березовом лесу много света.

2) Подберезовики с корнями берез образуют мико­ризу.

3) У подберезовиков в березовом лесу нет конкурентов.
4) В березовом лесу отсутствуют животные, которые пи-
таются подберезовиками.

5. Какие растения не имеют побега и корня?

1) Водоросли 3) Папоротники

2) Плауны 4) Мхи

6. Чем является луковица тюльпана?

1) корневищем

2) корнеплодом

3) сочным плодом

4) видоизмененным побегом

7. Жабы, в отличие от лягушек, могут жить вдали от во­доема. Чем это можно объяснить?

1) Они размножаются на суше.

2) У них лучше развиты легкие и более сухая кожа.

3) У них короткие задние конечности и длинные пере­дние.

4) Они питаются наземными беспозвоночными живот­ными.

8. Самое большое количество видов включает класс

1) Насекомые

2) Хрящевые рыбы

3) Земноводные

9. Каких древних животных считают предками земноводных?

1) Ихтиозавров

2) Археоптериксов

3) Стегоцефалов

4) Кистеперых рыб

10. Каких древних животных считают предками птиц?

1) Ихтиозавров

2) Археоптериксов

3) Стегоцефалов

4) Кистеперых рыб

11. У человека, в отличие от млекопитающих животных, развито

1) абстрактное мышление

2) разные виды торможения

3) четырехкамерное сердце

4) большие полушария головного мозга

12. У больного перед операцией определяют группу крови. Это позволяет врачу

1) назначить правильное лечение

2) определить причину болезни

3) найти нужного донора

4) вычислить количество форменных элементов

13. Проявлением какого рефлекса является поворот го­ловы в сторону громкого звука?

1) болевого 2) условного

3) защитного 4) ориентировочного

14. Речевые центры, в отличие от центров безусловных, расположены у человека в

1) мозжечке 3) коре больших полушарий

2) среднем мозге 4) промежуточном мозге

15. В какие отношения вступают олень и лось, живущие в одном лесу?

1) конкурентные 3) хищник-жертва

16. Сходство строения клеток автотрофных и гетеротроф­ных организмов состоит в наличии у них

1) лейкопластов

2) плазматической мембраны

3) оболочки из клетчатки

4) вакуолей с клеточным соком

17. Испарение воды листьями способствует

1) передвижению минеральных солей в растении

2) снабжению листьев органическими веществами

3) усвоению углекислого газа хлоропластами

4) повышению скорости образования органических веществ

18. Часто у детей наблюдаются изменения формы костей
конечностей, которые связаны с нарушением обмена
кальция и фосфора. При недостатке какого витамина
наблюдается это явление?
1)С 2)В2 3)А 4)D

19. Что общего между агроэкосистемой пшеничного поля и экосистемой луга?

1) короткие цепи питания

2) преобладание растений разных видов

3) незамкнутый круговорот химических элементов

4) наличие продуцентов, консументов и редуцентов

1) влияет на укрепление костной ткани

2) нормализует деятельность щитовидной железы

3) предупреждает заболевание рахитом

4) способствует образованию витамина А

Часть 2. Выберите три верных ответа из шести. Запишите в ответе выбранные цифры в порядке возрастания.

В1. К каким нарушениям в организме человека может привести неправильная осанка?

1) нарушению строения суставов верхних конечностей

2) смещению внутренних органов

3) нарушению функций костного мозга

4) изменению химического - состава костей

5) нарушению кровоснабжения органов

6) затруднению работы сердца

1) характеризуются многообразием жизненных форм

2) размножаются семенами

3) имеют хорошо развитые вегетативные органы

4) способны образовывать обширные леса

5) образуют сочные и сухие плоды опыляются насекомыми и птицами

6) включают большое количество водных видов

Часть 3. Задания со свободным ответом.

С1. Что нужно обязательно внести в инструкцию об оказании первой помощи при растяжении конечности?

С2. Прочитайте текст «Оплодотворение у цветковых рас­тений» и найдите в нем предложения, в которых со­держатся биологические ошибки. Запишите сначала номера этих предложений, а затем их правильно сфор­мулируйте.

Оплодотворение у цветковых растений

1. Пыльцевое зерно, попав на рыльце пестика, прорас­тает. 2. Одна из клеток пыльцевого зерна образует длинную пыльцевую трубку, по которой передвигаются женские га­меты - яйцеклетки. 3. Удлиняясь, трубка проходит между клетками рыльца, столбика и достигает семязачатка. 4. В зародышевом мешке содержатся два зрелых спермия 5.Один из спермиев сливается с яйцеклеткой, а второй по­гибает. 6.Слияние женской и мужской гамет называют оп­лодотворением

С3. Какие приспособления имеет акула для добывания пищи?

1-4, 2-4, 3-3, 4-2, 5-1, 6-4, 7-2, 8-1, 9-4, 10-2, 11-1, 12-3, 13-4, 14-3, 15-1, 16-2, 17-1, 18-4, 19-4, 20-2.

В1. – 2,5,6 В2. – 2,3,4

С1. Обездвижить конечность, приложить холод, обратиться к врачу.

С2. Исправлено. 2. Одна из клеток пыльцевого зерна образует длинную пыльцевую трубку, по которой передвигаются мужские га­меты - спермии. 4. В зародышевом мешке содержатся две зрелых яйцеклетки. 5.Один из спермиев сливается с яйцеклеткой, а второй с центральной клеткой.

С3. Форма тела, обоняние, несколько рядов зубов, смещенность рта, скорость передвижения, всеядность, способность поддерживать мышцы в «разогретом» состоянии.



Понравилась статья? Поделитесь ей