Контакты

На эхо об алексеевском монастыре. Алексеевский ставропигиальный женский монастырь

Мы дожили до того благодатного времени, когда церковный праздник Христова Рождества стал государственным. Это значит, что 1 января – всего лишь начало очередного финансового года. Обаяние семейного праздника советских времен, не отягощенного материалистической идеологией, уходит, исчезает, растворяется в таинственном свете Рождественской ночи. Люди, мало-мальски причастные к Православию, стараются в завершение поста не повредить собственной душе невоздержанием, не рассеяться, не потерять духовную радость накануне Сочельника и Рождества Христова... Вот почему светское новогоднее веселье требует от воцерковленных людей мудрости и собранности. Важно и приветливость сохранить, и на поздравления ответить с учтивостью, и соблюсти душу и тело в воздержании и чистоте, чтобы не огорчить Человеколюбца Христа. Но теми, кто остается за оградой Матери-Церкви, эта ночь воспринимается как «всешутейшая и всепьянейшая». Пусть только не обидятся на меня те тихие, интеллигентные горожане, которые сами страдают от ночной пальбы и бесчинных воплей уличной толпы. Ведь известно, что все обобщения весьма приблизительны. Однако нельзя не признать: многие только того и ждут, чтобы выпустить «джина из бутылки». Действительно, новогодняя ночь – абсолютная рекордсменка по числу несчастных случаев, насилий, травм, что является расплатой за нечестие и помрачение разума. Какой контраст между мажорным началом мирского празднества и его трагическим завершением! Подлинно, «без Бога не до порога»… Итак, поопасимся, друзья, от воздействия духов блуда и пьянства, привыкших собирать столь обильные урожаи на постсоветском пространстве в гражданские праздники! Мудрые люди говаривали в старину молодежи: «Смотрите, чтобы бес над вами не посмеялся». А потешается он над безвольными пьяницами и жалкими распутниками, лишающими себя и образа Божия, и человеческого облика. Пусть же демоны плачут по нам. Так бывает, когда мы блюдем христианское достоинство личности – целомудрие и меру во всем, бережем ясность ума и мир сердечный. И нам не будут страшны ни конец, ни начало финансового года, а Богомладенец Христос одарит нас Своей Царственной улыбкой, когда мы со страхом и трепетом приблизимся к заветной Вифлеемской пещере. И в заключение немного лирики… Ах, в эту ночь пальба и дым, Дрожат от криков стёкла. И страшно выходить за тын, Там мрачно всё и мокро. Советский шумный Новый год Справляют по старинке, Ушедшему – творит народ Весёлые поминки. Запрос один – на оливье И рыбные закуски; Прилавки голы в январе – Скупаем всё по-русски! Меж тем волхвы ещё в пути, А пастыри – на поле. Звезду нам, грешным, не найти – Нет жажды света боле. О, тайна чудна Рождества! От душ людских сокрыта… Спал Вифлеем, спит и Москва, И мы все у корыта… Но верю: тонкие лучи Развеют мрак кромешный… Прийти к Тебе нас научи И укажи путь Млечный! Ты – Жизнь, Ты – Истина, Ты – Свет, Младенец златокудрый! К Твоим стопам спешит поэт В ночи… уж брезжит утро…

Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне (Мф.25: 31-40).

Как вы думаете, почему Господь называет Своих учеников, которых ставит справа от Себя, оправдывает и милует, – овцами? С левой стороны от Него – козлища рогатые, с копытами, неопрятные и неприятные существа, а истинных учеников Он зовет овечками. Почему?.. А какие они, овечки? Любой пятилетний ребенок скажет: «Овечки послушные, беленькие, чистенькие, кроткие». Убегают овечки от пастуха, прячутся от него где-нибудь за деревьями? Нет, как только они услышат звон колокольчика пастыря, сразу спешат к нему.

Вот таковы же и истинные ученики Христовы – послушные, чистые, кроткие. И непременно творящие дела евангельского милосердия, которые нам обязательно нужно запомнить. Что спросит Господь с нас на Страшном Суде? Выучили ли мы второй иностранный язык? Знаем ли мы наизусть таблицу умножения? Об этом папа с мамой нас спросят. А Господь спросит о другом: делали ли мы дела евангельского милосердия?

Первая пара таких дел: голодного накорми, жаждущего напои. Не оставляй человека в беде, не спрашивай его об убеждениях, о вероисповедании; если видишь алчущего и жаждущего – накорми и напои. Когда я был еще молодым священником, две сестры-старушки часто передавали мне деньги в конверте, а на конверте было написано: «В столовую на бедных». Никогда они не упускали возможность передать лепту. Однажды я поинтересовался: «Почему вы именно так жертвуете?». – А они в ответ: «Нас мама приучила. Мы жили в подмосковной деревне, был голод, холод, а мы жили неплохо – отец был труженик (священник). Потом отца расстреляли, а в дверь по-прежнему часто стучали и просили подаяние. Мама была уже частично парализована, лежала и только спрашивала: “Кто там?” Мы отвечали: “Пришли за подаянием, мы отдали им засохшие горбушки, оставшиеся с прошлой недели”. А мама говорила: “Нет, верните его и отдайте свежий хлеб, мы как-нибудь перебьемся”».

Следующие дела милосердия: замерзающего – одень, прикрой наготу, поделись лишней парой обуви; странника прими в дом. Тут, конечно, нужна рассудительность: странники бывают разные, и странные бывают у них привычки. Но эта заповедь касается также и родных, и близких, и друзей. Вот, например, Масленица: некоторые считают, что это время праздника, веселья – а это не совсем так. Масленица – это время, когда мы должны оказывать друг другу особое гостеприимство, общаться, чтобы из наших сердец вышли все занозы. Поссорился с кем-то – пригласи его в гости или в кафе, угости: совместная трапеза смягчает обиды, примиряет людей.


И наконец – больного навести, находящегося в темнице посети, то есть прояви внимание к людям, которые особенно ждут помощи. В древности мамы пекли на праздники куличи, пироги, одевались по-праздничному и вместе с детьми посещали остроги (по-нашему – камеры предварительного заключения). Ребенок брал такой кулич и передавал через решетку заключенному, учился делам евангельского милосердия.

Если день прошел, а мы не совершили ни одного из этих добрых дел, то день прожит почти что зря.

Март 2019 года

СРЕТЕНИЕ ГОСПОДНЕ

После поклонения Вифлеемских пастушков новорожденному Богомладенцу и наречения Ему имени Иисус сорокодневный Господь был принесен в Иерусалимский храм.

Здесь встретили Его исполненные благодати Божией старец Симеон и Анна пророчица. По внушению Духа Святого они изрекли о Богомладенце дивные свидетельства как о Мессии Израиля и Спасителе мира...

Кто бы из нас не желал себе в пожилые годы подобного нравственного состояния? Ведь оно предполагает ясность ума, умиротворение сердца, открытость души для восприятия живительной энергии Духа Святого...

Чему может христианская молодежь поучиться у этих ветхозаветных праведников?

Прежде всего - ЧИСТОЙ и безукоризненной ЖИЗНИ. Оба они хранили девство как зеницу ока. Святая Анна, вступив в честное супружество непорочной, была верна своему избраннику и после его кончины.

Святой Симеон, будучи праведен, отличался удивительным долголетием. Это значит, что он словом и делом почитал своих родителей, почему и дожил до преклонного возраста. ПРАВЕДНОСТЬ состоит еще в том, чтобы общение с людьми совершенно растворять жертвенной любовью, никогда никого не обижая и никому не нанося и малейшего ущерба.

Этих святых отличало БЛАГОЧЕСТИЕ, то есть всецелое посвящение себя Богу. Анна угождала Всевышнему ПОСТОМ И МОЛИТВОЙ, служа в храме день и ночь; Симеон, стяжав дух непрестанной молитвы, главные вехи своей жизни освящал ПОСЕЩЕНИЕМ Иерусалимского ХРАМА, где сподоблялся озарений свыше.

Всё перечисленное сделало праведников НОСИТЕЛЯМИ ДУХА СВЯТОГО, Который освящал их помыслы, руководствовал намерениями, внушал им богоугодные действия, открывая тайны Провидения.

Вот почему святые Симеон и Анна были смиренны и послушливы, кротки и мирны, молчаливы и молитвенны, мудры и мужественны, любвеобильны и радостны, соединяли со внимательностью и проницательностью дар подлинного ясновидения и пророчества...

Позаботимся же, дорогие мои, с юных лет угождать Богу верой и покаянием - и Господь Иисус Христос, по милости Своей, дарует нам маститую старость, изобилующую плодами Духа Святого.

«ВЫ СВЕТ МИРА»

Приближается Христово Рождество, праздник появления на нашей грешной земле Живого Бога... На Него, безгрешного Младенца, указала персидским волхвам чудесная Вифлеемская звезда; к Нему, новорождённому Сыну Марии, были посланы Ангелами пастухи, которые несли свой дозор, оберегая овец от ночных хищников.

Потому так светозарна эта неповторимая ночь, что во все концы вселенной исходят от новорождённого Спасителя Божественное сияние. Это лучи Его совершенств - всемогущества, премудрости, благости... В наших сердцах они отражаются искорками нравственных качеств - добродетелей - светлых мыслей, чувств, слов, поступков. Чем живее наша вера, чище сердце, искреннее молитва, тем ярче разгорается искра той или иной добродетели. Скажем о нескольких из них.

Во-первых, это самая вера - убеждённость ума и сердца в том, что Господь видит и слышит нас, непрестанно подавая нам Свою невидимую помощь. Для того чтобы вера была живой, зрячей, горячей, нужно постоянно мысленно обращаться к Богу («Господи, помоги, вразуми, помилуй, наставь!»), как к дитя к отцу, с доверием и благоговением.

Во-вторых, доброта, милосердие, сострадание к людям. Взращивая в своём сердце участливость и заботливость, радушие и гостеприимство, мы незаметно для себя приблизимся к Богу и будем постоянно ощущать Его поддержку.

И наконец в третьих - целомудрие. В наше время особенно важно подрастающему поколению хранить себя от растления, блюсти чистоту души и тела. Родителям - держаться супружеской взаимной верности, избегая греха прелюбодеяния. Нравственная и духовная жизнь возможна лишь при строгом соблюдении целомудрия. Кто не устоял в нём, призван исправить свою жизнь, пройдя исповедь с участием православного батюшки - священника.

Для того чтобы Христовы лучи веры, милости и чистоты сияли в нас, не будем забывать о смирении - сознании своей ограниченности и немощи... «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать», - гласит Священное Писание.

Пусть же, дорогие читатели, души наши будут светлы и радостны - и мы встретим Рождество Спасителя в сиянии Божией благодати!

Протоиерей Артемий Владимиров,

духовник Алексеевского женского монастыря,

педагог, член Союза писателей России

"Грешочки в горшочках".

Урок в школе при Алексеевском монастыре. 18.10.2018 г.

Какое неприятное открытие! В сердечке у первоклассников, в горшочках, растут злые колючки – самодовольство, непослушание, обзывательство, неряшливость... Нужна срочная операция по удалению! Будем учиться оказывать себе и друг другу эту медицинскую услугу. И пусть всё будет хорошо!

"Служение России в монастырской школе".

Урок в школе Алексеевского монастыря. 20.09.18.

Вызовы современной истории, история Алексеевского монастыря, задачи учеников и пути их решения.

ДМИТРОВСКАЯ РОДИТЕЛЬСКАЯ СУББОТА

Для нашего народа, крещенного во имя Троицы, особенно святы дни поминовения усопших.

Дмитровская панихида была установлена по почину преподобного Сергия Радонежского в память русских воинов, павших на поле Куликовом в 1380 году.

С тех пор в этот день мы с особым благоговением молимся об упокоении воинов России, отдавших жизнь за веру, царя и Отечество.

Церковь всегда приравнивала их подвиг к мученичеству за Христа. Защищать Родину в годину войны - священный долг настоящего мужчины. Обращать внимание на физическую подготовку, взращивать в себе мужество и готовность к жертвенному служению ближним - неотъемлемая от ученических лет задача.

Каковы качества подлинного защитника Отечества?

Это, во-первых, умение преодолевать малодушие и страх. Сохранение хладнокровия на поле боя, смекалка и рассудительность спасительны. И напротив, паника в большинстве случаев губит солдата. Христиане черпают нравственные силы в молитве, которая помогает сохранять ум светлым, концентрирует волю и вселяет в сердце благую уверенность в помощь Отца Небесного.

Во-вторых, русский воин силен чувством братского единения с боевыми товарищами. Взаимная поддержка, слаженность общих действий, готовность прийти на помощь собрату - одно из главных условий победы.

И наконец, великодушие, благородство и милосердие. Война - жестокое дело. Как важно не потерять человеческого образа участнику сражения, не превратиться в зверя, когда речь идет об отношении к военнопленным! Христианин всегда помнит о том, что Господь заповедал нам любовь. Она учит жизнь свою полагать на поле брани в бесстрашной борьбе с врагом, но та же любовь побуждает проявлять милосердие к людям, которые уже не могут оказать нам сопротивления.

Поминая души воинов на соборной молитве в родительские дни, будем, дорогие мальчики и юноши, делать это с благоговением - и отдавшие свою жизнь за Родину поделятся с нами своей доблестью, чтобы никому из нас не было «мучительно больно за бесцельно прожитые годы»...

ПОЗДРАВЛЕНИЕ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ С ПРАЗДНИКОМ ПОКРОВА ПРЕЧИСТОЙ ДЕВЫ МАРИИ

Дорогие мои юные друзья!

Вы знаете, что на заре отечественной истории ладьи языческого славянского войска были разметаны бурей, разыгравшейся на Босфоре.

Выжившие русские князья - Аскольд и Дир - приняли святое крещение, познав в своем поражении крепкую руку Всевышнего, Которому с великой верой молились тогда осажденные греки. С этого времени наши предки и стали почитать Взбранную Воеводу - Пречистую Деву Марию. Ведь, как известно, именно Ей посвящен второй Рим - город Константинополь.

«Бог гордым противится, а смиренным дает благодать»,- гласит Священное Писание. Мало-помалу Промысл Божий стал возвышать Русь, покуда не привел её к великой славе, соделав мощным и цветущим царством.

На долю нашего народа впоследствии неоднократно выпадали тяжкие испытания. И всякий раз, когда русские люди смирялись перед постигшими их бедствиями, Господь вновь возвышал наше Отечество, даруя ему высокое предназначение - возвещать миру правду и любовь Христовы.

Сегодня Россия переживает непростые времена. Ей предстоит оправиться после страшного потрясения девяностых годов, когда из-за безбожия распалась советская держава.

Эта катастрофа стоила многих миллионов жизней наших соотечественников. Сама страна наша оказалась на краю пропасти. Но Бог возвиг державных мужей, задавшихся целью восстановить попранное.

Именно вам, поколению двухтысячных годов, надлежит быть участниками мирового исторического процесса на благо нашей Родины. Вот почему юношам и девушкам России XXI столетия нужно много учиться и трудиться, чтобы стать достойными своих великих предков.

Но главное - с юности взрастить в своем сердце православную веру, горячую и зрячую, которая могла бы двигать горами.

Постоянно принося искренние молитвы Божией Матери, прося Ее о помощи и заступлении, как зеницу ока храните, дорогие мои,

чистоту души и тела.

Знайте, что от человека нецеломудренного и пошлого отходит благодатный покров Создателя. Тот, кто грешит сквернословием или нечист на руку, бесцельно часами просиживает перед компьютером и просаживает драгоценное время, без сожаления убивая его в виртуальных сетях, пронизанных соблазнами, духовно слепнет.

Таких людей называют обывателями, «юзерами и лузерами», неудачниками в жизни. Не того ожидает от нас Провидение.

Пречистая Дева и святые Русской Земли призывают нашу молодежь к поистине великим свершениям...

Однако быть избранником Божественной воли может только искренне верующий, добрый и кроткий, целомудренный человек.

Да благословит вас Господь, дорогие наши школьники, на труды праведные во славу Его святого имени под светоносным покровом Царицы Небесной!

Протоиерей Артемий Владимиров, духовник Алексеевской обители, педагог, член Союза писателей России

"Тятя, тятя, в наши сети притащило мертвеца".

Урок протоиерея Артемия Владимирова в школе при Алексеевском монастыре. 29.12.16.

Батюшка рассказывает об опасностях, которые ожидают неопытного путешественника в пространстве социальных сетей, призывает родителей, учителей и священников к борьбе за чистоту детских душ, выявляет те способы и механизмы, которыми "компьютерное зазеркалье" улавливает в свои сети неокрепшую детскую психику.

МИР ВАМ, ШКОЛЬНИКИ!

Дорогие друзья, вновь к нам приходит осень, а с нею - и новый учебный год...

Всё больше появляется желтеющих крон, становятся холоднее вечера, август, последний летний месяц, передаёт эстафету сентябрю.

Но это нисколько не повод для грусти, отнюдь нет... Жизнь мила нам своим разнообразием и переменами. Пора учения воистину прекрасна! Почему? Потому, что каждый из нас одарён способностью и одновременно потребностью познавать. Тот, кто лишён возможности учиться или добровольно отказывает себе в учении, - несчастен. Как птица скучает по воздушной стихии, а цветок - по солнечному свету, так наш ум тянется к познанию окружающего мира и главных законов бытия.

Подобно губке, вбирающей в себя воду, душа ребёнка жаждет новых впечатлений и сведений, навыков и умений, самые ценные из которых собраны людьми в науках и искусствах.

Школа и призвана отворить вам дверь в неведомый, но притягательный мир знаний.

Прежде всего хочется сказать об УРОКАХ ЖИЗНИ, добра и правды, веры и любви, которые каждый педагог, каждый родитель должен преподавать делом и словом, служа детям благим, назидательным примером. Учитесь, мои друзья, этим урокам всегда, стараясь подражать

всему хорошему, что вы видите вокруг себя, и отвращаясь от дурного и соблазнительного.

Надеюсь, вы уже нашли дорогу в ПРАВОСЛАВНЫЙ ХРАМ, где совершаются таинства Исповеди и Причащения. Верю, что для многих из вас Евангелие стало настольной книгой, а образ Господа нашего Иисуса Христа, словно живой, запечатлелся в сердце.

Наука из наук - НАВЫК МОЛИТВЫ, когда мы испрашиваем поутру благословения Отца Небесного на добрые дела, а вечером каемся в невольно совершенных грехах и ошибках ушедшего дня.

Очень важны для нас уроки РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ. Без них невозможно научиться правильно думать и выражать свои мысли в слове. Если вы, дорогие мои, не полюбите серьёзное чтение, не познакомитесь с прозой и поэзией великих отечественных писателей, то останетесь неграмотными и ущербными людьми. Пусть Александр Сергеевич Пушкин станет вашим высоким другом и покровителем...

Берегите чистоту своей речи, избегайте грязных слов и пошлых выражений! Знайте, что земное, человеческое счастье во многом зависит от того, насколько целомудренны наши мысли и слова. Пусть же литературные персонажи - от былинных богатырей до героев книг о Великой Отечественной войне - будут вашими всегдашними спутниками.

Изучая ИСТОРИЮ, мы учимся любить наше Отечество. Без знания его святынь, главных исторических вех в судьбах Родины невозможно стать настоящими людьми, достойными своих великих предков. Россия - удивительная страна, которой свыше дано нести народам земли веру и правду. Служить России - высочайшее призвание, делающее человека счастливым.

Не забывайте, друзья, что королевой всех точных наук является МАТЕМАТИКА. Постигайте, с терпением и постоянством, её законы и правила, чтобы образовать ум, сделать его сильным и проницательным, научиться мыслить логически. Точные науки - лучшие союзники человека, который стремится упорядочить свою жизнь, хочет действовать успешно, «с чувством, с толком, с расстановкой»...

Не будем лениться и в изучении ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ. Они понадобятся нам как инструмент в общении с людьми иных стран и культур, сделают это общение плодоносным и приятным.

МУЗЫКА очень важна для развития гармоничной личности. Тот, кто не только овладел игрой на музыкальном инструменте, но и радует ею окружающих, равно и полюбивший ПЕНИЕ, будет всегда душой общества, человеком, дружбу с которым оценят многие...

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА - залог вашего здоровья во все последующие годы. Стыдно быть рохлей, не способным переносить физические нагрузки. Кто будет уважать человека расслабленного и ленивого? Поистине, «солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья!» Приучайте себя с детства к здоровому образу жизни, занимайтесь спортом - и доживёте до 100 лет...

Мальчики - вы будущие защитники Отечества, девочки - вы будущие матери! Берегите своё здоровье, оно есть драгоценный дар Божий.

Мы, взрослые, конечно, знаем о вашей тяге к интернету. Но он очень опасен, если не уметь им разумно пользоваться, увлекаясь играми и нехорошими сайтами.

Изучайте ИНФОРМАТИКУ, чтобы пользоваться компьютером во благо - для извлечения и собирания действительно необходимых сведений. Но помните: никакой гаджет никогда не заменит вам книгу, а арифмометр - собственный ум с его способностью запоминать, вычислять и решать творческие задачи.

Пусть же Господь благословит всех, и учителей, и учеников, на начало учебного года! Верю, что он будет для нас полнозвучным, красочным и радостным. До встречи в школьных коридорах и классных комнатах, в спортивных и актовых залах, дорогие школьники!

Ваш протоиерей Артемий Владимиров, педагог, член Союза писателей России

Как помочь ребенку мегаполиса в XXI столетии выжить и спасти свою душу? (12.04.2018 г.)

Беседа с педагогами и родителями учеников школы при Алексеевском монастыре в Четверг Светлой Седмицы.

«Бойцовские качества русской души». Урок протоиерея Артемия Владимирова

Урок, задача которого – вывести детей из состояния расслабления, заставить задуматься о ценности времени, определить жизненные приоритеты и цели, сосредоточиться на путях их достижения.

Урок протоиерея Артемия Владимирова в школе при Алексеевском монастыре со средними и старшими классами (21.04.2016 г.).

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Дорогие друзья! Слова этого пасхального приветствия пронизаны поистине Божественной силой и неоскудевающей радостью.

Когда произносишь их с верой в Бога и любовью к людям, каждый раз происходит чудо, внятное уму и сердцу, –душа как будто обретает крылья!

Окутывающие сознание суетные мысли мгновенно исчезают, как туман, тающий и бесследно растворяющийся в воздухе при первых лучах летнего солнца.Сердце высвобождается из-под гнета печали и уныния, раздражительности и пристрастия к земному.

Демоны –невидимые глазу падшие бесплотные духи –при первом же упоминании славной победы, одержанной Господом Иисусом над смертью, бегут прочь от ученика Христова.

Пасхальное приветствие помогает нам возвыситься над собственными страстями, умягчает и просвещает сердца ближних, привлекает к людям ангелов Божиих. Оно низводит на христиан светоносное облако Духа Святого, хранит их от бед и напастей, исполняет чувством великой благодарности Создателю за Его благодеяния роду человеческому.

В приветствии «Христос воскресе!» заключена суть Евангельского благовестия, проповеданного во всех уголках вселенной.

Не стыдитесь же, дорогие друзья, этого свидетельства всемогущества, премудрости и благости Божиих. При встрече и расставании, утром и вечером, в храме и дома не уставайте освящать свои уста словами:

«Христос воскресе! Воистину воскресе!» Аминь.

"Как не попасть в пасть компьютерной зависимости". Урок протоиерея Артемия Владимирова в школе при Алексеевском монастыре.

Батюшка рассказывает, к чему приводит неосторожное и неумеренное общение с "виртуальным миром", о тяжёлом душевном состоянии попавшего в зависимость и о средствах, которыми дети и родители должны совместно противостоять "компьютерной болезни".

КРЕСТОПОКЛОННАЯ СЕДМИЦА

Срединная неделя Великого поста освящается изнесением из алтаря распятия, полагаемого на середину храма. В понедельник, среду и пятницу на утренней службе совершается уставное поклонение кресту со знакомым нам пением: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим».

Подходя к орудию нашего спасения, мы лобызаем стопы изображенного на нем распятого Спасителя. Со креста струится живительная благодать Духа Святого. Перед нами – само древо жизни, насажденное посреди Рая Божия! Любовь, распятая и воскресшая, израстила для каждого из нас дивные плоды – Пречистые Тело и Кровь Христовы, вкушение которых дарует верным ученикам Иисусовым жизнь вечную.

С благоговением приобщаясь Источника бессмертного, мы становимся теми «птицами небесными», которые укрываются в вечнозеленой листве этого райского древа. Друзья, приступайте чаще к причащению Святых Христовых Таин, предварительно очистив совесть тщательной исповедью!

Кто из вас не хотел бы обрести белоснежные крылья молитвы и любви? Кто не желал бы подняться в небо чистых и светлых мыслей?

Отходя ко сну, не забывайте с теплой благодарностью целовать нательный крестик, который хранит христианина от всех бед и напастей. Крест Господень – источник мира и радости, грозное оружие против лукавых страстей и падших нечистых духов. Истово осеняя себя крестным знамением, мы привлекаем к себе Ангела Хранителя, становимся любезными Божией Матери и получаем от Господа силу нести свой крест с терпением, надеждой и радостью.

Величаем, величаем Тя, Живодавче Христе, и чтим Крест Твой святый, имже нас спасл еси от работы вражия!

ВЕЛИКИЙ ПОСТ

Великий Пост - особая, благодатная пора, которую иногда сравнивают с легким дыханием весны.

Только войдешь в храм «во дни печальные» святой Четыредесятницы - и, кажется, видишь перед собой полноводную реку с прозрачной и прохладной водой...

Величественно и неспешно катит она свои хрустальные волны в вечность, увлекая с собой бессмертные человеческие души.

Сердце сразу успокаивается, затихает, ум освобождается от дурных и суетных мыслей. В душе незаметно начинает журчать ручеек молитвы...

С трудом мы понуждаем себя войти в храм, а уходить уже не хочется... Так в нем хорошо!

Вот у аналоя с крестом и Евангелием стоит батюшка в подряснике, в епитрахили и поручах. Тотчас хочется подойти к нему и рассказать все свои грехи. Священник почитает над нами молитву - и на душу сойдет благодать. «И верится, и плачется, и так легко, легко!»

А в конце службы из алтаря вынесут святую Чашу с Причастием. Сложим руки на груди и с детской верой подойдем к батюшке, чтобы принять Тело и Кровь Христовы.

После причащения за спиной как будто вырастают крылья, все люди кажутся добрыми, а жизнь - прекрасной, чудом из чудес!

И постная еда за трапезой такая вкусная, что всегда хочется просить добавки.

Но самое замечательное, что впереди - Пасха, Светлое Христово Воскресение! Дожить бы до нее...

Ну а пока первые дни Великого поста. Есть время для исправленья и ученья.

Здравствуй, весенняя Четыредесятница!

С РОЖДЕСТВОМ ХРИСТОВЫМ!

Дорогие труженики нашей школы, учителя и ученики! Сердечно поздравляю вас со светлыми рождественскими днями!

Всякий раз мы не без трепета ждем наступления Рождественской ночи. Более двух тысяч лет назад свершилась «великая тайна благочестия - и Бог явился во плоти».

Входя в храм, украшенный еловыми ветвями, взирая на праздничную икону, мы чувствуем и осознаем, что нас благословляет Сам Богомладенец Иисус!

Новорожденный Спаситель есть Сила и Премудрость Небесного Отца, как именуют святые апостолы Сына Божьего.

Для того Он стал Человеком, чтобы освятить главные вехи нашей жизни - младенчество и отрочество, юность и мужеский возраст...

Милые отроки и отроковицы! Поклоняясь Господу и принося Ему хвалу, помните, что Спаситель принимает от нас дары только при одном условии.

Нам должно иметь светлые мысли и чистое сердце. А с уст пусть сходят лишь правдивые и добрые слова, и никакая грязь никогда не касается нашего языка.

У истинного христианина и тело чистое, и дела праведные; подобно Самому Господу, Его верный ученик всем изливает любовь, всех радует, всем служит...

Мне бы очень хотелось, чтобы празднование Светлого Рождества нас с вами сплотило в единую семью и помогло забыть и изгладить обиды и взаимные огорчения; взрослых сделало бы детьми, а подрастающее поколение приобщило бы даров смирения и кротости, мудрости и любви!

До встречи, дорогие друзья, в храме нашей обители! Пожалуйста, не забудьте взять с собой свои чудесные, радостные улыбки!

Протоиерей Артемий Владимиров, духовник школы при Алексеевском женском монастыре.

СЛОВО ДУХОВНИКА К УЧАЩИМСЯ ШКОЛЫ ПРИ АЛЕКСЕЕВСКОЙ ОБИТЕЛИ

Дорогие наши дети, ученики общеобразовательной школы при Алексеевской обители!

Знаете ли вы, что в том самом корпусе, куда вы ежедневно приходите учиться, в XIXстолетии было учреждено училище с курсом начальной церковно-приходской школы на 17 девочек-сирот и дочерей духовенства?

Школьницы обучались гуманитарным и точным наукам, но прежде всего приобретали правый образ мысли и жизни, то есть постигали основы Православной веры и благочестия.
Преподавание вели имеющие педагогические знание и опыт сестры обители.

Как вы можете догадаться, учащиеся той эпохи были далеки от пороков, которые, к сожалению, весьма распространены в наши дни у подрастающего поколения: я имею в виду своеволие и воровство, сквернословие и нецеломудренные мысли, часто обуревающие ленивцев и невежд...

Главной особенностью учебного процесса в монастырской школе была полная занятость детей в течение дня и мудрая организация их досуга. Никто не бездельничал и не слонялся без дела. Помимо уроков, учащиеся помогали сестрам обители в золотошвейных мастерских, овладевали различными ремеслами, готовя себя к взрослой жизни. Конечно же систематическое чтение было одним из главных занятий, оно развивало ум, способствовало овладеванию русским литературным языком. В воскресные и праздничные дни школьницы посещали храмы обители и молились вместе с ее насельницами, приступали к таинствам Исповеди и Причащения Святых Христовых Таин...

Я очень хочу, друзья, чтобы вы, учась в нашей замечательной школе, не теряли времени даром, но разумно использовали каждый час и каждый день для приобретения столь нужных вам знаний. Старайтесь не только не поддаваться соблазнам, но и других останавливать и осекать, если кто-то из школьников ведет себя неподобающим образом.

Мало сегодня хорошо учиться, нужно еще быть крепким в вере и утвержденным в добре человеком, чтобы служить России та´к, как это всегда было свойственно ее истинным сыновьям и дочерям.Возгревайте же в себе искорку любознательности, с радостью открывайте новые горизонты, углубляйте познания, сочетая ученические труды с искренней молитвой Господу нашему Иисусу Христу!Помните, что годы ученичества – самые радостные и счастливые в жизни. «С молитвой к Богу и любовью к людям» – наш девиз!

Уже сегодня вы должны размышлять, кем хотите стать в будущем; еще пребывая в школе, нужно стараться найти свое призвание и определиться с выбором профессии. Счастье в том и заключается, чтобы через служение Богу и Отечеству найти себя, в полноте раскрыв свои таланты и добрые качества души.

Призываю на вас, мои маленькие друзья, Божие благословение!

Педагоги заботливо пересчитывают милых их сердцу «цыплят», вытянувшихся, загорелых и все таких же озорных и непоседливых.

Родители с радостью взирают на своих отпрысков, по-парадному одетых, готовых к началу нового учебного года.


Сегодня мы снова соберемся в здании школы одной большой семьей, чтобы мало-помалу приступить к главному делу нашей жизни – подвигу учения.

А он от нас потребует многого: и сознательной дисциплины, и умения выстраивать взаимоотношения со сверстниками, и бережного отношения к учебникам, форме, школьному имуществу; контроля над своим словом, внимания и прилежания, а главное – нелицемерного благочестия.

С молитвой к Богу и любовью к людям – вот наш девиз!

Пусть же сегодня благодать Божия осенит всех вас, взрослые и дети, педагоги и ученики, а мы, все вместе, потрудимся, чтобы превратить школьные будни в подлинный праздник дружбы, знаний и совместного творчества.


Сердечно поздравляю вас с началом учебного года!

Протоиерей Артемий Владимиров, духовник обители и школы, член Союза писателей России.

Образ современной Московской патриархии формируют не только патриарх Кирилл и «попы на мерседесах». У него есть и женское лицо: зовут Ксения (Чернега) - ​игумения, настоятельница московского Алексеевского монастыря и главный юрист патриархии. Именно она все чаще высказывается по ключевым вопросам от имени РПЦ. Она не нуждается в строгом окрике патриарха, 21 сентября пригрозившего духовенству: «Если у кого-то еще остаются сомнения, нужно ли делать все то, о чем патриарх учит, - ​оставьте все сомнения! И строго исполняйте то, что я повелеваю! Кто не согласен - ​на пенсию!» Игумения прочно встроена в вертикаль патриаршей власти.

Свежая сенсация и ее «разъяснение»

С этой скромной матушкой в черной рясе и апостольнике связано множество «информационных поводов», которые выдает в медиапространство патриархия. Один из таких как раз появился на прошлой неделе. Российские СМИ облетела сенсация: на волне борьбы с «православными экстремистами», выступающими против фильма «Матильда», патриархия призывает принять закон, запрещающий организациям, не входящим в структуру РПЦ МП, использовать в своих названиях слова «православие», «православный» и производные от них. Логика инициативы состоит в том, что организации, призывающие поджигать кинотеатры и творить прочий экстремизм, называют себя православными и тем самым бросают тень на патриархию. А ведь патриархия-то их осуждает и готова всячески помогать государству в борьбе с ними!

В воздухе повеяло «монополией на православие», а ведь в России, помимо Московской патриархии, зарегистрировано еще несколько «альтернативных» церквей и старообрядческих согласий, которые исповедуют православие. Подобная монополия существует, например, в Грузии, где подписан конкордат между государством и Грузинской патриархией. «Альтернативные» православные в этой стране существуют полулегально, а то и вовсе подпольно. В России такие церкви тоже не чувствуют себя вольготно: у них отбирают храмы, а их публикации признают «экстремистскими». По словам игумении Ксении, в стране зарегистрирован «целый блок» организаций, в названии которых присутствует «православный», хотя «никакой связи с Церковью у этих организаций нет».

Но «информационные поводы» иногда появляются для того, чтобы их опровергать. Призыв к «монополии на православие» звучит слишком провокационно после двух показательных встреч Владимира Путина с предстоятелем Русской православной старообрядческой церкви митрополитом Корнилием (в марте и в мае нынешнего года). Призыв запретить этой церкви называться православной воспринимается теперь как фронда и нелояльность.

И вот 18 сентября юридическая служба патриархии выпускает «разъяснение» за подписью той же Ксении: «Позиция службы заключается не в том, чтобы запретить использование слова «православный» в наименованиях религиозных организаций, не связанных с Русской Православной Церковью, а в том, чтобы ограничить использование сведений о религиозной принадлежности в наименованиях тех коммерческих и некоммерческих организаций, которые не имеют никакого отношения к религии и религиозным общинам». И на том спасибо.

Хотя повис в воздухе вопрос, а кто же будет определять (и по каким критериям), какая организация «имеет отношение» к религии, а какая — ​нет?

Велика Артемида Московская!

Наша героиня — ​главный юрист патриархии и одновременно игумения женского монастыря в Красном Селе (метро «Красносельская») Ксения (Чернега) — ​родилась в Москве в 1971 году и получила хорошее юридическое образование. В 1998-м в Московской государственной юридической академии защитила диссертацию «Правовая модель благотворительности и благотворительных организаций: гражданско-правовой и социологический аспекты». К тому времени она уже пять лет работала в религиозной организации с совершенно нерелигиозным названием — ​«Юридическая служба». Эта необычная религиозная структура обслуживала главным образом приход храма Всех Святых в Красном Селе, переданного РПЦ в 1991 году и возглавляемого харизматичным молодым священником Артемием Владимировым. Его духовным чадом будущая игумения стала еще до открытия храма в Красном селе, когда о. Артемий служил в церкви Воскресения Словущего в Брюсовом переулке.

Там вокруг него начала формироваться весьма специфическая община (преимущественно девичья), которую церковные острословы именуют «Артемида Московская» (по аналогии с языческой Артемидой Ефесской, ярко упомянутой в новозаветной книге Деяний Апостолов (глава 19, стихи 23-40)). Специфика общины — ​прямое продолжение специфики о. Артемия, выпускника филфака МГУ, чрезвычайно артистичного, импозантного и остроумного, но вместе с тем строго аскетичного и явно юродствующего (батюшка любит говорить загадками и прибаутками, что приводит почитателей в полный восторг, убеждая их в пророческом даре своего духовного отца).

Выбор монашества не очень типичен для последовательниц о. Артемия. По собственному признанию игумении Ксении, патриарх Кирилл, к которому она еще в 2009 г. обратилась с прошением о постриге, удивился такому намерению, но не потому, что хорошо знал своего главного юрисконсульта, а потому, что считал ее работу трудно совместимой с монашеством — ​слишком суетной. Эту проблему признает и наша героиня в интервью сайту отдела РПЦ по делам монашества в феврале 2016 года: «Не всегда нахожу силы подняться в раннее время. Бывать ежедневно на Литургии мне не удается».

Несмотря на высокую духовность прихода о. Артемия, в прессу иногда попадали отголоски скандалов, связанных с разного рода бизнес-активностью вокруг этого храма. При ангелоподобном о. Артемии состоял весьма практичный староста, который монетизировал символический капитал. Юридическим обслуживанием этих бизнес-проектов в частности занималась религиозная организация «Юридическая служба», опыт которой довольно быстро оказался востребован на самом высоком церковном уровне.

Но к этому мы еще вернемся, а пока несколько слов о светской карьере Ксении Чернеги. В 2003 году, будучи молодым кандидатом наук, она становится профессором (!) кафедры гражданского права и процесса юридического факультета Академии труда и социальных отношений. Почти одновременно Ксения приглашается на должность юрис-консульта патриархии, а в 2010 году ее приглашают в качестве профессора сразу два вуза — ​Московская академия экономики и права и Православный институт св. Иоанна Богослова. В 2009 году она принимает иноческий (начальный) постриг и возглавляет юридическую службу Московской патриархии. Полный (мантийный) монашеский постриг приняла в 2013-м и тогда же была возведена в сан игумении возрожденного Алексеевского монастыря, созданного на базе прихода о. Артемия.

Чисто формально старец теперь стал подчиненным своей духовной дочери: его статус понизился с настоятеля до духовника обители.

Убеждения и возможности

В одном из своих интервью Ксения призналась в особом почитании Николая II и членов его семьи: «Мне этим и близок Государь, поскольку лично я — ​мягкий по натуре человек, а возложенные на меня послушания требуют твердости и выдержки. Недопустимы свойственные женскому полу эмоциональные всплески, слезы, разговоры «по душам». Матушка признается, что тратит редкие минуты свободного времени на чтение и перечитывание книг о царственных мучениках. Тем удивительнее, что православная общественность до сих пор не услышала от нее каких-либо жестких высказываний о «Матильде».

Игумения скептически оценивает уровень церковно-государственного сотрудничества в современной России: «До «сращивания» с государством нам очень далеко», — ​считает она, но тут же оговаривается, что и равноправия религиозных объединений в России нет: «Равенство» — ​в правовом смысле этого слова — ​вовсе не предполагает равноправия… Поэтому периодически в Государственной думе возобновляются инициативы депутатов дополнить законодательство нормами, классифицирующими религиозные организации на «традиционные» и «нетрадиционные»».

О впечатляющих лоббистских возможностях игумении говорит, например, такой факт. Заранее зная о готовящемся массовом сносе мелких палаток и кафе в Москве, мать Ксения смогла провести через Госдуму (!) поправку в статью 222 Гражданского кодекса РФ, позволяющую без решения суда сносить самовольные постройки. Из-под действия статьи были выведены самовольные постройки религиозного назначения.

Главный юрист патриархии является и идеологом (не самым главным, конечно, поскольку инициатива исходила от патриарха) уголовного преследования за «оскорбление чувств» — ​одной из самых расплывчатых новаций законодательства последних лет, породившей целое профессиональное сословие «оскорбленных верующих».

Конечно, и такая знаковая вещь, как «опэкизация» школьного образования (введение в курс предмета «Основы православной культуры»), не прошла мимо главного юриста патриархии. В одном из интервью 2012 года м. Ксения категорически отрицала действие «ленинского декрета»: «Некоторые депутаты всерьез утверждали, что в России государственная школа «якобы отделена от церкви», и поэтому изучение в российских школах основ религиозной культуры недопустимо. Однако принцип отделения школы от церкви давно и безвозвратно ушел в прошлое».

Отчитываясь о своих законотворческих успехах 2015 года, игумения выделила поправки к закону «О некоммерческих организациях», освобождающие религиозные организации от сдачи слишком сложной отчетности. Принятые тогда же поправки к закону о свободе совести существенно сократили полномочия органов юстиции по проверке финансово-хозяйственной деятельности церкви. А законом города Москвы религиозные организации освободили от торгового сбора, если торговля ведется в храмах или на прихрамовых территориях.

Приоритет в работе главного юриста при патриархе Кирилле — ​это, конечно, борьба за передачу в собственность РПЦ ценных объектов недвижимости (типа Исаакиевского собора), но с тем, чтобы обязательств по содержанию этих объектов у РПЦ было как можно меньше. В первую очередь для этого надо сократить влияние музеев и прочих учреждений культуры на соответствующих объектах. «Мы считаем, — ​заявила м. Ксения в феврале 2015 года, — ​что если архитектурный ансамбль признан религиозно-историческим местом, то приоритетной должна стать именно богослужебная деятельность. А все остальные виды деятельности на территории ансамбля — ​музейная или туристическая — ​должны быть вспомогательными и осуществляться в той степени, в какой они не препятствуют богослужебной деятельности религиозных организаций…»

Об одном из наиболее вопиющих сюжетов с «церковной недвижимостью», в которых задействована м. Ксения, «Новая» дважды писала в текущем году. Не повезло Всероссийскому научно-исследовательскому институту рыбного хозяйства и океанографии (ВНИИРО) в Москве, на Верхней Красносельской улице. Комплекс его зданий общей площадью более 8000 квадратных метров оказался на исторической территории Алексеевского монастыря, где как раз игуменствует м. Ксения. Вернуть этот объект, построенный при советской власти, — ​дело профессиональной чести игумении как юриста.

26 июня 2016 года, в Неделю 1-ю по Пятидесятнице, Всех святых, в Алексеевском ставропигиальном женском монастыре г. Москвы прошли торжества по случаю престольного праздника.

В этот день в монастырский храм Всех святых была возвращена икона небесного покровителя обители - преподобного Алексия, человека Божия.

Утром в храме Воскресения Христова его настоятель протоиерей Александр Дасаев и духовник Алексеевской обители протоиерей Артемий Владимиров отслужили молебен перед иконой прп. Алексия. За богослужением молились настоятельница Алексеевского монастыря игумения Ксения (Чернега) с сестрами, а также духовенство и прихожане обители.

После молебна протоиерей Александр Дасаев приветствовал игумению Ксению, духовенство и сестер обители, отметив, что в этот день Алексеевская обитель и храм Воскресения Христова стали «побратимами» ввиду состоявшегося обмена святыми иконами: взамен образа прп. Алексия, человека Божия, возвращенного Алексеевской обители, над входной дверью храма Воскресения Христова будет размещен переданный Алексеевским монастырем в дар упомянутому храму древний образ Спаса Смоленского с предстоящими - точная копия того образа, который некогда находился на Спасских воротах Кремля. Протоиерей Александр Дасаев вручил игумении Ксении и сестрам обители праздничную просфору.

Затем украшенный цветами образ преподобного Алексия, человека Божия, крестным ходом был торжественно перенесен в Алексеевский женский монастырь.

В перенесении иконы участвовало духовенство Алексеевского монастыря и храма Воскресения Христова: старший священник обители протоиерей Артемий Владимиров, игумен Тихон (Марилов), протоиерей Александр Симаков, настоятель храма Воскресения Христова протоиерей Александр Дасаев, иерей Евгений Головин. Всего в крестном ходе приняло участие более 350 человек.

В Алексеевском монастыре крестный ход встречали насельницы обители, многочисленные прихожане.

Божественную литургию в монастырском храме Всех святых возглавил председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон .

Его Преосвященству сослужили старший священник Алексеевского монастыря протоиерей Артемий Владимиров, настоятель храма Воскресения Христова в Сокольниках протоиерей Александр Дасаев, протодиакон Валерий Щеглов.

Перед причастием духовник монастыря протоиерей Артемий Владимиров обратился к собравшимся с проповедью, в которой поздравил всех с престольным праздником обители и возвращением иконы прп. Алексия, человека Божия.

По окончании Божественной литургии игумения Ксения обратилась с приветственным словом к владыке Пантелеимону, поблагодарив его за участие в торжественном богослужении по случаю престольного праздника. Слова благодарности были сказаны и в адрес настоятеля храма Воскресения Христова протоиерея Александра Дасаева и причта данного храма за долговременное хранение дорогой для обители святыни. Игумения Ксения отметила, что возвращение иконы имеет большое значение для дальнейшего духовного созидания обители и является связующим звеном с предшествующими поколениями ее насельниц.

Владыка Пантелеимон поздравил обитель с возвращением святыни, передал благопожелания Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла игумении Ксении и сестрам обители на дальнейшее укрепление и процветание монастыря. Поздравляя присутствующих с праздником, Его Преосвященство, предположив, что святые есть и среди присутствующих, но Господь хранит это до времени в тайне, призвал не искать в окружающих внешней высоты и красоты, отдавая каждому дань любви и уважения.

В завершение праздника по приглашению игумении Ксении и сестер обители в монастырской трапезе приняли участие владыка Пантелеимон, настоятель храма Воскресения Христова протоиерей Александр Дасаев, старший священник и духовник монастыря протоиерей Артемий Владимиров, клирики монастыря, прихожане и гости обители.

Образ прп. Алексия, человека Божия, написанный в XIX в. сестрами Алексеевской обители, после закрытия монастыря находился долгие годы в храме Воскресения Христова в Сокольниках. В некоторой степени образ повторил судьбу самого святого угодника Божия прп. Алексия, много лет прожившего вдали от родного дома.

С 2002 года сначала приход, а затем монастырь ходатайствовал перед Священноначалием о возвращении иконы в родную обитель.

25 мая 2016 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл подписал резолюцию о возвращение иконы.

Возвращение в обитель образа ее небесного покровителя прп. Алексия, человека Божия, в Неделю Всех святых, от века Богу угодивших, стало еще одним связующим звеном между прошлым и настоящим Алексеевского монастыря, исторически старейшего в Москве и одновременно самого молодого на сегодняшний день в столице.



Понравилась статья? Поделитесь ей