Контакты

Значение еврейского праздника опресноков. Иудейский праздник Песах: история и традиции.

В эти дни в Израиле отмечают праздник освобождения еврейского народа из египетского рабства.

Песах— самый древний из еврейских праздников, он связан с одним из важнейших
событий в еврейской истории — с Исходом из Египта около
3300 лет назад, в 2448 году по еврейскому календарю. В нынешнем году отмечается 18-26 апреля. Его можно назвать временем рождения еврейского народа. Израильтяне пришли в Египет как одна семья — род Иакова, состоявший из
семидесяти человек, а вышли как народ, насчитывавший шестьсот тысяч.
Фараон не хотел отпускать евреев, и Бог наслал на Египет десять «казней» :
превращение нильской воды в кровь, появление несметного множества жаб, неодолимых полчищ вшей, диких зверей, падеж скота, язвы, гибель урожая от града и саранчи, сплошной трехдневный мрак и, наконец, гибель первенцев.

Благословляя Бога за дар земли - жить, расти и кормить производимые в нем фрукты - люди открыли тайны божественной благодати. Будучи благодарными за «землю, текущую молоком и медом», ячмень, пшеница и другие зерна, которые поддерживают жизнь, представляют собой огромную радость. За пределами земли учеников учили благодарить Бога за то, что оно дисциплинирует и управляет общественной жизнью.

Праздник урожая или недели назывался Праздником Пятидесятницы, начиная с греческого периода. Все праздники на протяжении всей истории библейского народа претерпевали метаморфозы. Они являются модификациями и адаптациями, совершенно нормальными, страдают на протяжении всей истории, но, тем не менее, теряют основные столбцы своей структуры поддержки. Например, в культурном образовании Израиля произошли метаморфозы, которые отражены в названии.

Этот праздник начинается на 15-й день весеннего месяца нисан (приблизительно соответствует марту-апрелю григорианского календаря) и празднуется в течение 7 дней в Израиле (и 8 дней — вне Израиля): первый и последний дни которого —
полноценные праздники и нерабочие дни. Промежуточные дни называются
словами холь а-моэ́д («праздничные будни»)
Тора запрещает иудеям в течение праздника употреблять в пищу хлеб и любые другие продукты, содержащие зерновые, которые подверглись закваске (ивр.«хамец» — квасное).

С праздником урожая или неделями также произошли значительные преобразования. Фестиваль урожая Праздник Недели Праздник Пятидесятницы. Первоначально партия называлась «Фестиваль урожая», потому что это была церемония, которая вращалась вокруг урожая зерна после периода образования и созревания. Название «Праздник Недели» также имеет смысл, потому что это касается семи недель праздника, когда собирают пшеницу и ячмень.

Книга Деяний Апостолов использует имя Пятидесятницы. Природа и место проведения вечеринки. Первоначально Праздник урожая был сельскохозяйственным. Это была встреча фермеров, которая длилась семь недель. Долгое время вечеринки и название «урожай» предполагают, что фермеры впервые собрались для сбора урожая в совместных усилиях. Поскольку во время этого праздника не было дождя, в Израиле празднующие, которые жили далеко от места сбора урожая, укрывались в палатках.

Во все дни праздника запрещено не только есть, но и владеть «хамецом» в любом виде. Едят только пригодные для Песаха кошерные продукты («Кошер ле-Песах ») - причём кошерные продукты можно есть круглый год. Еврейские семьи обычно проводят недели до праздника в интенсивной домашней уборке. Цель — ликвидировать все следы квасного (хамеца ) изо всех шкафов и углов в доме. Поиск хамеца всегда превращается в генеральную уборку, детские комнаты и кухни обыскиваются в поисках остатков в буфетах, под кроватями и т. д. Хоть Галаха требует ликвидации кусков «хамеца» размером крупнее оливки, многие вычищают хамец до последней крошки. Параллельно семья старается доесть к началу праздника все наличные запасы «хамеца» (хлеб, макароны, печенье, суповые смеси). Если это не удалось - остатки зерновой пищи выбрасываются. :о)
«Хамец», который представляет материальную ценность (например, спиртные напитки, изготовляемые из злаков), разрешается продать перед Песахом нееврею (то есть тому, кто не празднует Песах). Продажа «хамеца» организуется местным раввином, который становится «агентом» всех евреев общины, через процедуру, называемую «мехират хамец » (продажа). Как агент, раввин «продаёт» весь «хамец» нееврею по цене, которая должна быть согласована после праздника, а до того нееврея просят уплатить символический начальный взнос, при условии доплатить остаток после Песаха. Когда праздник заканчивается, раввин связывается с неевреем, чтобы выкупить «хамец» общины обратно. Такая «продажа» считается обязательной согласно Галахе, причём каждый хозяин должен сложить весь «хамец», который он продаёт, в коробку или ящик и предполагать, что в любой момент праздника нееврейский покупатель может прийти забрать или воспользоваться своей долей. Аналогично, евреи — владельцы магазинов продают весь свой «хамец» нееврею, полностью осознавая, что новый «владелец» может затребовать свою собственность.
После наступления темноты 14 нисана проводится формальный поиск квасного («Бдикат хамец »). Глава семьи при этом читает специальное благословение «о ликвидации хамеца» (аль биур хамец ), после чего переходит из комнаты в комнату, чтобы проверить, что нигде не осталось крошек. Существует обычай выключать в обыскиваемой комнате свет и проводить поиски, используя свечу, перо и деревянную ложку: свеча эффективно освещает углы, не отбрасывая тени, перо может выметать крошки из труднодоступных мест, а деревянную ложку, которой собирают крошки, можно сжечь на следующий день вместе с «хамецом ».
Существует также традиция перед поиском прятать в доме тщательно завёрнутые в алюминиевую фольгу или пластиковую плёнку десять кусочков хлеба. Это гарантирует, что глава семьи найдёт какой-нибудь «хамец», и
его благословение не пропадёт даром. Наутро все квасные продукты, найденные при поиске, сжигаются («Биур хамец »). Глава семьи объявляет любой «хамец », который не был найден, «недействительным» «как прах земной». Если же «хамец » будет во время Песаха действительно найден, его необходимо сжечь или сделать непригодным для пищи
Также Тора повелевает есть в эти дни мацу(букв. `выжатое`, `лишённое влаги`; в русской традиции — опресноки) .

Однако книга Второзакония представляет две новинки праздника: мемориал освобождения Египта и рекомендацию изучить уставы в течение семи недель пиршества. Кроме того, он предоставляет другую информацию: название праздника для книги Второзакония - это недели, а место - храм Иерусалима.

Что касается рассказа о книге Деяний Апостолов, название праздника - Пятидесятница, и это место является городом Иерусалима, не указывая, проводилась ли встреча в храме или рядом с ним. Что касается количества людей, присутствующих на празднике, можно полагать, что рассказы о Левите и Второзаконии предполагают максимальный предел людей, значительно ниже числа, указанного в книге Деяний Апостолов.


Из-за строгого отделения «хамеца » на Песах, в религиозных еврейских семьях, как правило, есть полный комплект посуды специально для Песаха.Множество семей каждый год покупают к празднику новую посуду, сначала погружают её в кипяток, чтобы убрать любые следы масел или материалов, которые могли содержать «хамец» (агалат келим ). К тому же, посуда - -очень распространённый подарок на Песах.
В утро накануне Песаха начинается пост мужчин-первенцев в память о спасении первенцев Израиля во время «Казни первенцев», десятой из казней египетских. Однако фактически большинство первенцев постятся лишь до окончания утренней молитвы в синагоге. Согласно традиции, тот, кто принимает участие в трапезе по поводу радостного события, освобождается от необходимости поститься. Поэтому перед Песахом существует распространённый обычай заканчивать изучение раздела Талмуда и в честь этого устраивать в синагоге праздничную трапезу в утро перед Песахом. Таким образом, все участники этой трапезы освобождаются от поста.

В принципе, праздник, как в Ветхом Завете, так и в Новом Завете, был космополитичным, то есть он объединял людей всех рас и социальных условий. Между двумя учетными записями зависит количество людей, присутствующих на мероприятии: рассказ об Деяниях Апостолов говорит, что множество собраний собралось в Иерусалиме, а рассказ о Второзаконии - о гораздо меньшем присутствии.

Братство поощрялось среди фермеров в Праздники урожая, согласно текстам Левити и Второзакония. Это общение между рабочими на местах, на практике, формирует мутиуар для сбора пшеницы, готовой для сбора урожая. Когда он больше всего нуждался в общественной дисциплине, Праздник урожая или недели, добавил практику изучения Торы. В описании Деяний Апостолов нет информации об изучении Торы.



Пасхальная жертва называется «корбан песах » (в русском варианте — «пасха»). Каждая семья (или группа семей, если они в отдельности слишком малы для съедания целого ягнёнка) должна отведать одного жертвенного ягнёнка в ночь на 15 нисана.Причём, ягнёнок не может быть убит тем, во владении кого есть квасное - Ягнёнок должен был быть зажарени съеден вместе с мацой и марором (горькая зелень) - Нельзя было ломать у жертвы кости - До утра от жертвы не должно было ничего остаться.

Есть все основания полагать, что фестиваль урожая, или недели, изначально проводился в сельской местности, особенно в пшеничном поле. Иерусалим является местом правительства, политической и духовной столицы. Иерусалим - это город, который имеет очень тяжелое бремя традиции. Иерусалим воплощает все противоречия и конфликты; Иерусалим является центром всей напряженности в еврейской жизни. в Иерусалиме человек чувствует любовь в условиях ненависти; в Иерусалиме, надежда рождается в отчаянии. в Иерусалиме люди верят, что будет дана полнота жизни.

Позднее пасхальная жертва стала съедаться во время пасхального Седера 15 нисана, но жертвы уже не приносились. Поэтому рассказ о «корбан-песах » пересказывается на пасхальном седере, а на блюде седера её символически представляет «зроа » — жареная баранья голень, куриное крыло или ножка, которые не употребляются в пищу, но участвуют в ритуале.

В Новом Завете значение Иерусалима достигает всеобщего значения. Таким образом, выбор города Иерусалима для празднования Праздника урожая не является произвольным. Учение о важности земли. Земля - ​​очень важное слово в Библии, особенно в Ветхом Завете. Для Земли есть два важных слова на иврите: первая - земля адама, земля, земля. Первоначально Адама носил значение «красной почвы», пахоты и пахоты. Яхве Элохим смоделировал человека Адама пылью «земли адама» - человек имеет тесную связь с землей. Эта связь становится более близкой, когда человек думает о еде.


Центральное событие праздника — пасхальный вечер (лейл а-седер или седер-песах, или просто седер / сейдер / сайдэр ) - проводится в первый день Песаха.

Проведение Седера тщательно регламентировано и состоит из множества элементов. В эту ночь евреи должны прочитать пасхальную Агаду, где рассказывается об Исходе из Египта, и провести пасхальную трапезу в соответствии с традицией.Во время Седера существует обязанность выпить четыре чаши вина (или виноградного сока). Это относится и к мужчинам, и к женщинам. Согласно Торе, их должен выпить даже самый бедный человек. Каждая чаша служит вступлением в следующую часть Седера.Заповедь предписывает съесть на седере по меньшей мере один кусок мацы размером с оливку.
Ритуал седера предусматривает за вечер несколько моментов, в которые съедается маца.Маца для праздника выпекается в течение предпраздничных недель. Маца должна выпекаться за 18 минут, иначе начнётся процесс брожения и маца станет некошерной на Песах.
В течение седера в различные моменты ритуала предписывается попробовать горькую зелень (от хрена до листьев салата) — марор
С ночи второго дня Песаха начинается отсчёт дней Омера - устный счёт сорока девяти дней между праздниками Песах и Шавуот: отсчет Омера начинается на второй день Песаха и завершается в день перед праздником Шавуот («пятидесятым днем»). Во времена Храма днём первого дня приносили туда сноп («омер») пшеницы из нового урожая. До принесения омера в Храм евреям запрещалось пользоваться новым урожаем. После разрушения Храма запрещено есть новый урожай до вечера второго дня Песаха.
После наступления ночи (примерно через 30 минут после захода солнца), человек, отсчитывающий омер, произносит определённое благословение на древнееврейском языке
Затем произносится счет омера в полных днях, а также неделях и днях: например, на 23-й день омера счет будет следующим: «Сегодня двадцать три дня, что составляет три недели и два дня омера». Благословение можно произнести только в течение ночи. Если человек вспомнит о счете утром или после обеда следующего дня, счет производится без благословения. Если кто-то забыл посчитать день, он может продолжить отсчитывать следующие дни, но уже без благословения.
В период отсчета омера запрещено стричь волосы, бриться, слушать живую инструментальную музыку, а также проводить свадьбы и развлекательные мероприятия - за исключением дня Лаг ба-Омер (на 33-й день) и трех последних дней отсчета.

Опыт как генератор жизни связан с и плодородие земли адама. Поэтому между людьми и землей не может быть никакого насилия. И адам, и человек - это имущество Яхве, и оба находятся под защитой земли. Его значение велико: в космическом смысле вы обладаете смыслом земли, в отличие от неба, моря и воды; физический смысл, вы несете значение почвы, на которой человек живет, засаживает и пожинает плоды, в географическом смысле вы обозначаете определенные регионы и зоны, в политическом смысле вы указываете на суверенитет определенных кланов, племен, государств народы и, наконец, богословским, когда вы определяетесь как обладание Богом.


На седьмой день Песаха Всевышний повелевает: «в седьмой день также священное собрание; никакой работы не работайте» .. Согласно традиции, в этот день воды Красного моря расступились перед евреями и поглотили
преследовавшего их фараона. В память об этом в этот день читают отрывок из Торы, посвящённый данным событиям, включающий «Песнь на море». Существует обычай идти к морю, реке или другому водоёму (в крайнем случае к фонтану) и петь там «Песнь на море».

Как божественное свойство, Земля ожидает от своего пользователя сильной дисциплины и глубокой духовности. Для этого насилие над землей считается непослушанием Яхве. Пятидесятница - это праздник, принятый христианством в иудаизм. Это показывает первобытное чувство торжества, то есть собрание сообщества. В нем собравшиеся люди собрались, в частности, для изучения священных текстов, которые позже станут Библией. Во-вторых, имя Пятидесятницы происходит от греческого языка и означает пятьдесят дней спустя, а именно, праздник Пасхи.

Первоначально этот праздник имел три еврейских названия: Праздник Недели, Праздник урожая или День первых плодов. Эти три названия показывают немного содержания фестиваля: он был сельскохозяйственным и находился в период сбора урожая. Изменение названия для Пятидесятницы было дано с греческого периода, когда Греция доминировала в мире в культурном отношении. Самым ранним мотивом этого праздника была благодарность Богу за дар земли. Впоследствии библейские люди включили мотив благодарности за дар Торы.

У праздника «Песах» несколько названий:


  1. Песах — от пасах (ивр. миновал, прошел мимо) — в память о том, что Всевышний миновал еврейские дома, уничтожая первенцев Египта: накануне последней из десяти казней египетских — поражения первенцев — Бог повелел евреям заколоть ягнят, зажарить их мясо, а их кровью пометить дверные косяки. В ночь 15 нисана Бог «прошёл мимо» (пасах) домов евреев и они были спасены, в остальных же домах погибли все первенцы.
  2. Хаг а-Мацот — праздник опресноков — в память о том, что евреи питались мацой в годы рабства, а также о том, что во время выхода из Египта тесто не успело закваситься: «испекли... из теста, которое они вынесли из Египта, пресные лепешки, ибо оно еще не скисло, потому что они выгнаны были из Египта и не могли медлить»
  3. Хаг а-Авив — праздник весны. Месяц нисан также называется месяц авив (весна).
  4. Хаг а-Херут — праздник свободы — в память об Исходе из Египта.

Отличие еврейского Песаха от христианской Пасхи

Тора является божественной инструкцией по преимуществу, содержащейся в Пятикнижии. Вероятно, праздник Пятидесятницы, описанный в Деяниях 2, отмечал подачу Торы. Три раза в год вы будете иметь пир в честь моей. Никто не предстанет перед нами с пустыми руками. Тогда будет праздник жатвы, первые плоды твоего труда, посев на полях; и Праздник урожая, в конце года, когда вы будете пожинать плоды своего труда на полях. Три раза в год каждый мужчина появляется перед Господом Яхве.

Мы наблюдаем в Новом Завете различные цитаты из праздников евреев. Праздники для израильтян не ограничивались празднованием. Они были центром поклонения Богу. Праздник урожая и плодов. Праздник собранного хлеба. Два из этих праздников имеют сельское происхождение: Пятидесятница и скинии. На каждом празднике Израиль празднует Бога как лорда истории, связывая память о прошлом с надеждой на будущее. Давайте проверим немного больше.

Христианская Пасха посвящена воскресению Иисуса Христа и не связана с Исходом евреев из Египта. Жертва пасхального ягненка в христианском богословии рассматривается в качестве прообраза добровольного самопожертвования Иисуса для искупления грехов мира.
Пасхальный ужин (седер) Иисуса с учениками получил название Тайной вечери и стал прообразом «таинства» причастия - главнейшего христианского обряда у православных, при котором верующие христиане "вкушают" Тело и Кровь Иисуса Христа Искупителя и, таким образом, соединяются с Богом. Причащение необходимо каждому христианину для спасения: «Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни.»
Во время вечери Иисус сравнивает себя с пасхальным ягненком и, произнося традиционное благословение над вином (Киддуш), уподобляет вино своей крови:

В тот день, когда вспомнилось, что Бог заставил первенцев египтян погибнуть, щадя и доставляя свой народ. Глава семьи взял один из трех опресноков, сломал его и отложил. Затем, отвечая на вопрос о младшей закусочной, он рассказал историю первой Пасхи и пел Псалом 113.

Перед самой Вечери все вымыли руки, была дана благодарственная молитва, и хлеб был сломан. Горькие травы увлажнялись в соусе, и наступил кульминационный момент церемонии: завершение жареного ягненка. В контексте Пасхи, в которой был установлен ужина Господня, раскрывается его смысл. Иисус считает себя Пасхальным Кордейто, предлагаемым как жертва за освобождение людей. Вино говорит о его смерти и о новом завете, подтвержденном им в Его Кровь, примиряя нас с Богом.


«Когда же настал вечер, Он возлег с двенадцатью учениками;
и когда они ели, сказал: истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня.

Они весьма опечалились, и начали говорить Ему, каждый из них: не я ли, Господи?
Он же сказал в ответ: опустивший со Мною руку в блюдо, этот предаст Меня;
впрочем Сын Человеческий идет, как писано о Нем, но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается: лучше было бы этому человеку не родиться.

Празднование Евхаристии «сделайте это в память о мне» - отмечает и обновляет то, что Иисус сделал для нас до его возвращения. Праздник кущей праздновал конец плодотворного урожая. Это была самая счастливая и самая популярная вечеринка. Чтобы праздновать это, каждая семья должна была построить на окраине Иерусалима хижину листвы, в которой они провели ночь во время сбора урожая.

Евангелист Иоанн рассказывает об участии Иисуса в одном из этих праздников: «И праздник Иудеев приблизился к празднику кущей, и он пошел в храм, и пошел и учил». Праздник Пятидесятницы был - и до сих пор - отмечался через 50 дней после Пасхи. Книга Исхода называет это «праздником урожая» или «неделями», которые отмечаются через семь недель после первого удара серпа на урожай.

При сем и Иуда, предающий Его, сказал: не я ли, Равви? Иисус говорит ему: ты сказал.

И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое.

И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов.

С приходом Святого Духа, о чем свидетельствует внутренняя трансформация и знаки, которые каждый мог видеть и слышать, ожидание подходит к концу. Апостолы и ученики стали новой Церковью, полной жизни и энергии, и невероятно отличались от страшных людей.

«Каждый слышал, как они говорили на своем родном языке»: обращенные евреи представляют ровинхем из многих стран, хотя все говорили либо на греческом, либо на одном из арамейских диалектов. Обычно они должны испытывать некоторую трудность в понимании галилеевского акцента апостолов; тем не менее, каждый из них слышит их с удивлением говорить на родном языке.

Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего.

И, воспев, пошли на гору Елеонскую».

Такая «продажа» считается обязательной согласно Галахе, причём каждый хозяин должен сложить весь «хамец», который он продаёт, в коробку или ящик и предполагать, что в любой момент праздника нееврейский покупатель может прийти забрать или воспользоваться своей долей. Аналогично, евреи - владельцы магазинов продают весь свой «хамец» нееврею, полностью осознавая, что новый «владелец» может затребовать свою собственность. Евреи продают весь свой «хамец» соседям-неевреям с риском, что последние не вернут его обратно .

Помимо этих трех великих праздников, упомянутых выше, были и такие, как. Праздник начинается со смерти агнца как жертвы за грех в 14 числа месяца Авива, что означает зеленые уши. Пасха была учреждена в пятницу, то есть за день до опресноков и за два дня до Первых. Для еврейского народа был священный год и календарный год. Священное начало весной. 7-й священный месяц был первым календарным месяцем. Год был разделен на 12 лунных месяцев, с 13-м месяцем 7 раз в каждые 19 лет.

Ночь наступает сначала, потому что в сотворении мира первый день начался с тьмы, которая была изменена на свет: «Бог назвал светлый день и ночь тьмы: был вечер, и было утро, в первый день». После этого каждый 24-часовой период указывался последовательно как «днем и утром».

Формальный поиск хамеца Бдикат хамец »)

После наступления темноты 14 нисана проводится формальный поиск квасного («Бдикат хамец »). Глава семьи при этом читает специальное благословение «о ликвидации хамеца» (על ביעור חמץ - аль биур хамец ), после чего переходит из комнаты в комнату, чтобы проверить, что нигде не осталось крошек. Существует обычай выключать в обыскиваемой комнате свет и проводить поиски, используя свечу, перо и деревянную ложку: свеча эффективно освещает углы, не отбрасывая тени, перо может выметать крошки из труднодоступных мест, а деревянную ложку, которой собирают крошки, можно сжечь на следующий день вместе с «хамецом ».

Еврейский природный день, то есть промежуток между рассветом и сумерками, был разделен на три части: утро, полдень и вечер. Пасхальная жертва была предложена «в вечерние сумерки». Отрывок относится к первому дню. В приведенной ниже таблице показан еврейский день.

Тогда вы будете жертвовать как приношение Пасхи Господу, вашему Богу, стаду и скоту, в том месте, которое Господь хочет, чтобы в нем было имя Его. Вы не можете жертвовать собой пасху ни в одном из городов твоих, которого Господь, Бог твой, дает тебе; если бы не место, которое Господь, Бог твой, избрал бы для того, чтобы называть его имя, и ты пожертвуешь пасху вечером, вечером, когда ты выйдешь из Египта.

Существует также традиция перед поиском прятать в доме тщательно завёрнутые в алюминиевую фольгу или пластиковую плёнку десять кусочков хлеба. Это гарантирует, что глава семьи найдёт какой-нибудь «хамец», и его благословение не пропадёт даром.

Сжигание хамеца Биур хамец »)

Наутро все квасные продукты, найденные при поиске, сжигаются («Биур хамец »).

Глава семьи объявляет любой «хамец », который не был найден, «недействительным» «как прах земной». Если же «хамец » будет во время Песаха действительно найден, его необходимо сжечь или сделать непригодным для пищи.

Посуда на Песах

Из-за строгого отделения «хамеца » на Песах, в религиозных еврейских семьях, как правило, есть полный комплект посуды специально для Песаха. Ашкеназские семьи, которые покупают к празднику новую посуду, сначала погружают её в кипяток, чтобы убрать любые следы масел или материалов, которые могли содержать «хамец» (агалат келим ). Некоторые сефардские семьи, использующие на Песах те же стаканы, что и в течение всего года, тщательно их перед этим моют.

Пост первенцев

В утро накануне Песаха начинается пост мужчин-первенцев в память о спасении первенцев Израиля во время «Казни первенцев», десятой из казней египетских.

Однако фактически большинство первенцев постятся лишь до окончания утренней молитвы в синагоге . Согласно традиции, тот, кто принимает участие в трапезе по поводу радостного события, освобождается от необходимости поститься. Поэтому перед Песахом существует распространённый обычай заканчивать изучение раздела



Понравилась статья? Поделитесь ей