Контакты

Все что написана в коране. Происхождение корана

Мы продолжаем наш разговор об исламе, о его предметном содержании, то есть о культовом и вероучительном содержании. Сегодня мы с вами поговорим о Коране. В прошлый раз, во вводной лекции, я говорил о том, что Коран - это, так сказать, основная ценность мусульман, которая в иерархии ценностей занимает, без всякого сомнения, первое место. Мусульманская культура вообще кораноцентрична, можно так сказать. Коран и право - вот две вещи, которые во многом определяют основные особенности ислама. Ну, о праве разговор еще в будущем, а сегодня о Коране. В вводной лекции я довольно много уже о нем говорил, но это тема, о которой можно говорить бесконечно, и мы в ходе нашего курса будем с вами неизбежно к ней возвращаться.

Итак, согласно мусульманскому преданию, согласно мусульманским историкам, Мухаммад до 40 лет был мекканским купцом, купцом преуспевающим, женатым на богатой женщине Хадидже, которая владела караванами верблюдов и занималась торговлей. Однако будучи купцом, он, как утверждает мусульманская традиция, любил уединение, часто уходил, бродил по окрестностям Мекки в одиночестве, размышляя о религиозных проблемах. Одним из любимых мест его уединения было гора Хира или Джабаль ан-Нур под Меккой.

И вот в 40-летнем возрасте (а это значит, примерно 610 год н.э.) ему во сне был голос, и прозвучали слова: «Читай! Во имя Господа твоего, который сотворил - сотворил человека из сгустка крови. Читай! Ради Господа твоего щедрейшего, который научил письму, научил человека тому, чего он не знал». Вот это коранические слова. Это 96-я сура, 1-5-й айаты. Что такое сура и что такое айаты, мы сегодня с вами чуть позже выясним. Мусульманская традиция единодушно считает, что это первые слова Корана, то, что впервые услышал Мухаммад, и начинается это со слова «читай» – икра. «Караа» - читать, и отсюда аль-Кур’ан (Коран). Как гласит жизнеописание Мухаммада, которое возникло, правда, самое раннее из дошедших до нас, два века после кончины Мухаммада, Мухаммад испугался, и вот повеление «читай!» повторилось трижды, и тогда только Мухаммад сказал: «А я не знаю, что мне читать». И вот тогда и прозвучали эти слова, после троекратного императива «читай!».

Европейские исследователи в целом соглашаются, что эти айаты, или стихи Корана относятся к одним из самых ранних. Почему 96-я сура, а не 1-я, раз это ранние айаты, самые ранние? Об этом тоже сегодня, но только немножко позже. Согласно Корану и согласно мусульманской традиции, эти слова прозвучали в ночь предопределения (Лейлят аль-Кадр). О ней говорится в 97-й суре 1-го айата. И прозвучали они 27 числа месяца рамадана. Это месяц поста у мусульман, когда божественный свет наполняет мир.

Затем откровения эти продолжались периодически в виде вот таких коротких фрагментов. Мухаммад их запоминал. Первоначально, первые два года, Мухаммад не решался выходить с публичной проповедью и пересказывал это только Хадидже, своей жене, своему двоюродному брату Али, самым своим близким людям. Дело в том, что первоначально Мухаммад испугался, что он становится либо кахином (прорицателем, традиционный институт в доисламской Аравии), либо поэтом. Он не любил ни то, ни другое, ни прорицательство, ни поэзию, поэтому у него возник вот этот страх. Но тем не менее благодаря Хадидже, благодаря двоюродному брату Али он постепенно убеждается в своей пророческой миссии, и где-то примерно в 612 году он выходит уже с открытой проповедью.

Ниспослание, танзиль, как говорят мусульмане, Корана продолжалось на протяжении 22 лет. В мусульманской традиции нет единого мнения. Есть комментаторы и мусульманские авторы, которые говорят, 22 года (это наиболее распространенная точка зрения), есть, утверждающие, что 20 лет, есть, что 23 года, но это не столь важно. Вот этот период ниспослания Корана, когда небольшими фрагментами, как потом уже добавит мусульманская традиция с опорой на Коран, через ангела Мухаммад получает откровение. Первоначально в Коране, в ранних сурах, утверждается, что Мухаммад слышал эти слова от святого духа. В более поздний период этот святой дух уже отождествляется с ангелом Гавриилом, 2-я сура Корана, 97-й айат.

Суры и айаты

Само слово «Коран» встречается в тексте 66 раз, обозначая иногда весь текст, а иногда часть его, а иногда просто чтение священного текста. В качестве синонимов в Коране используются слова «истина», «ниспослание», «различение» (фуркан), очень важное слово –имеется в виду различение добра и зла, и основной синоним Корана - это аль-Китаб - «книга» буквально, Писание. Коран состоит из 114 частей, которые называются сурами. На арабском языке сура буквально значит «ряд, ранг». В самом Коране это слово имеет значение «наиважнейшая, наиглавнейшая». В свою очередь каждая из 114 сур состоит из айатов. Слово «айа» (множественное число «айат») встречается в Коране ни много ни мало 400 раз в разных значениях.

Первоначально это слово означало некое природное явление, любое, затем сверхъестественное явление, свидетельствующее о божественном всемогуществе, знамение, чудо и, наконец, в специальном значении - минимальную единицу коранического текста. Ну, айат можно уподобить библейскому стиху: как главы библейских книг были разделены на стихи и пронумерованы для легкости цитирования, так же и коранический текст был разделен на суры и на айаты, стихи.

Суры не одинаковы по своей величине в Коране. Самые маленькие, потому что их несколько, суры состоят всего лишь из трех айатов, а самая большая (это 2-я сура Корана) состоит из 286 айатов.

Не одинаковы по величине и сами айаты. В самых коротких айатах всего одно слово, а самый длинный айат - это ни много ни мало 68 слов. Мусульмане очень любили и любят все подсчитывать, и вот было подсчитано, что в Коране всего 77934 слова и 323621 буква, или харфа, если следовать арабской терминологии. Это по объему равно примерно 4/5 Нового Завета.

Каждая сура имеет свое название. Например, самая большая, 2-я сура Корана, называется «Аль-Бакара» («Корова»), 24-я сура - «Ан-Нур» («Свет»), 35-я - «Маляика» («Ангелы») ну и так далее. Название суры, как правило, не отражает ее содержание. Очень немногие суры есть в Коране, у которых название совпадает с содержанием. Например, 12-я сура Корана «Юсуф» («Иосиф») полностью посвящена истории Иосифа, библейского Иосифа, правнука Авраама.

Что важно иметь в виду? Для мусульман, если сам коранический текст богооткровенный, то названия сур не считаются текстом Корана, потому что они были даны позже, поэтому название не относится к кораническому тексту. Это было сделано, так сказать, для удобства.

Вслед за названием суры идет басмала, молитвенная формула: «Во имя Бога, милостивого, милосердного». Она предваряет каждую суру, за исключением только одной, 9-й суры Корана. Почему так? Предположительно, 8-я и 9-я первоначально были единой сурой. Косвенно об этом свидетельствует тот факт, что ранние византийские полемисты, христианские полемисты, говорили не о 114, а о 113 главах Корана. Ну, потом 8-я сура была разделена по каким-либо причинам на две, но как знак того, что 9-я сура - это дополнительная сура, она была лишена басмалы. Но это одна из гипотез.

«Во имя Аллаха, милостивого, милосердного». Опять же басмала не считается богооткровенным текстом Корана, поэтому она не нумеруется в Коране, за исключением только 1-й суры Корана «Аль-Фатиха», где она включена в текст суры, поэтому в 1-й суре басмала нумеруется.

Айаты пронумерованы, и в европейской традиции принято такое цитирование Корана: первый номер указывает на номер суры, например, 24 (это значит сура «Свет»), а второе число, как правило через дв...

Следовало повторять, «читать» вслух. Существуют другие названия Корана: аз-Зикр (Напоминание ниспосланного прежде), аль-Китаб (Книга), Танзил (Ниспослание), аль-Мусхаф (Свиток), фуркан.
Название «Коран» (Qur’an) образовано от корня qr’, переводимого с арабского как «провозглашение», «рецитация», «чтение».

История Корана

Согласно мусульманской традиции, Джабраил надиктовал текст Корана Мухаммаду, который воспринял его и передал своим последователям без каких-либо изменений. Незадолго до смерти Пророк при помощи Джибрила дважды сверил истинность и точность всего текста Корана.

Рукопись Корана, 7 век

Откровение было дано Мухаммаду в пещере Хира, находившейся недалеко от Мекки. Аллах обращался к своему избраннику не напрямую, а при посредничестве Джабраила. Полученное Мухаммадом Откровение (сам Мухаммад был неграмотным) было записано на арабском диалекте Хиджаза на доступных в этом регионе материалах: лопатках верблюда, глиняных черепках, пальмовых листьях.
Существует версия, что при сподвижник и секретарь Мухаммада Зейд ибн Сабит, знавший наизусть, составил первый полный текст Корана и передал его на хранение Хафсе - жене Пророка и дочери халифа Умара I. Текст этот не содержал ни изменений, ни дополнений, ни комментариев. Спустя 20 лет после смерти Пророка халиф Усман назначил комиссию во главе с Зейдом ибн Сабитом для составления официального письменного текста Корана. В основу этого Корана лег текст, составленный Зейдом ибн Сабитом при Умаре I. По мере упорядочения орфографии, структуры текста и правил чтения и трактовки слов были выделены семь вариантов чтения Корана, ставших каноническими.

Коран, 9 век

При жизни пророка Мухаммеда текст Корана передавался главным образом устно, по памяти. И лишь позже, в 652 году, по приказу халифа Османа специальной коллегией был подготовлен текст священного Корана, который был написан в шести экземплярах, три из них сохранились до наших дней. В конце 9 века в текст Коран были введены диакритические знаки, что было вызвано необходимостью его однозначного понимания. Орфография, структура текста и правила чтения были окончательно канонизированы официальными изданиями Корана в Каире (1919, 1923, 1928).

Структура

Коран состоит из 6226 стихов, записанных рифмованной прозой, называемых , что переводится как «знак». В принятой в VII в. при халифе Османе официальной редакции Корана аяты были объединены в 114 сур. В соответствии с мусульманской традицией, суры Корана подразделяют на мекканские (610-622 гг., 90 сур) и мединские (622-632 гг., 24 суры). Мединские в большинстве своем объемнее мекканских. Европейские ученые предложили ряд более детальных хронологий, которые продолжают оставаться условными.
Суры расположены в порядке убывания их длины (кроме самой первой, аль-Фатиха, Открывающая) и все (кроме девятой) содержат преамбулу, называемую басмала - по первым словам формулы Бисми Ллахи р-рахмани р-рахим (Именем Аллаха Милостивого, Милосердного). У каждой суры есть название, связанное с каким-либо выдающимся событием, которое в ней и излагается, или со словом, определяющим основную тему. Мусульмане знают суры поименно, западные ученые руководствуются нумерацией глав. Суры Корана расположены не в хронологическом порядке. По мнению ученых, :1-5 - первое Откровение, а - последнее.
Суры раннего периода - это короткие обращения, исполненные поэтической красоты и силы. Более поздние увещевания и поучительные притчи, как правило, спокойны и сухи, появляется связность, аргументация. Это объясняется потребностями регламентации жизни общины мусульман. Большинство сур составлено из отрывков различных откровений, часто не связанных тематически и произнесенных в разное время. Большая часть Коран - полемика в форме диалога между Аллахом, говорящим то в первом, то в третьем лице, то через посредников («дух», Джабраил), но всегда устами Мухаммеда, и противниками пророка, или же обращение Аллаха с увещеваниями и предписаниями к сторонникам пророка.
Несмотря на то что Коран представляется как единый текст, специалисты проводят различие между сурами, относящимися к двум разным периодам в жизни Пророка - мекканскому и мединскому. Именно этим обстоятельством некоторые исламоведы объясняют, например, эволюцию образа Авраама в различных упоминающих его коранических стихах: в сурах мединского периода Авраам предстает в качестве и отца , а не в роли основателя и первого мусульманина, как это происходит в сурах мединского происхождения.
Согласно принятой гипотезе, язык Корана - мекканский вариант поэтического койне (язык межплеменного или междиалектного общения) аравитян. Своеобразие языка Корана, неоднородность его формы и стиля обусловлены разнообразием содержания. Значительная часть текста Корана представляет собой рифмованную прозу. Мировоззрение, отраженное в Коране, - новая ступень в развитии общественного сознания, а не спонтанный речевой акт пророка. Коран отразил борьбу Мухаммеда с язычеством и язычниками, его полемику с иудаизмом и христианством, а также борьбу с другими представителями доисламских монотеистических течений.

Коран, 12 век

Коран побуждает верующих к правильному поведению и ясно дает понять, что с наступлением Судного дня добрые дела будут вознаграждаться, а дурные - наказываться. Тексты Корана стали основой исламского закона - . Для мусульман Коран - главный источник вероучения, указующий правильный путь. В нем содержатся наставления, запреты, указания, повеления, предписания, правила, предупреждения, определяющие образ жизни и поведение верующих. Этот кодекс дается в виде притч и поучительных историй.
Язык Корана отличает насыщенность эпитетами, сравнениями, живой эмоциональной окраской. В нем много рассказов о библейских пророках, много предсказаний, полных поэзии. Нельзя сказать, что весь текст Корана доступен пониманию. Есть страницы, простые для восприятия, текст которых и его толкования не вызывают сомнений. Эти страницы называют мухкамат (очевидный). Сомнительные и странные пассажи получили название муташабихат (неясный).

Коран как речь Аллаха

Согласно мусульманскому преданию, Коран, в отличие от Торы или Евангелий, происходит непосредственно из божественного источника и поэтому не имеет никакого рода ошибок. В силу этого в мусульманском мире никогда не существовало его исторической или текстологической критики в современном понимании данного термина. Сам текст не может быть подвергнут сомнению, ибо происходит непосредственно от Бога. Он «ниспослан», т. е. дан в Откровении.
Коран был призван «скрепить» (подтвердить) искаженное иудеями и христианами Откровение. При этом Коран учитывает иудейское и христианское наследие. В Коране упоминаются Адам, Ева, Каин, сатана, а также некоторые библейские пророки и самый яркий из них - образец мудреца Соломон.
Прототип всех Писаний, каждое слово Бога можно найти на небесах в «хранимой скрижали», Умм ал-китаб, являющейся непосредственным речением Самого Бога. Она сопоставима с понятием «логос» в христианстве, но мусульмане считают, что все, свойственное христианству и иудаизму, воспринималось лишь чувствами и имело значение только для своего времени, тогда как Коран - главное, вечное, непреходящее чудо, воспринятое разумом. Ветхий и Новый Заветы не обладают подобным качеством. Ни в христианстве, ни в иудаизме нет концепции несотворенности, неподражаемости Писаний.

Значение в исламе

Согласно мусульманской традиции, Коран представляет собой копию небесной книги Откровения, вечно пребывающей на небесах и записанной на охраняемых скрижалях (85:22).
Коран вместе с и («традицией») является важнейшим руководством, к которому прибегает мусульманин на протяжении всей жизни. В Коран имеет более высокое значение, чем слова Пророка, который выступил как пассивный инструмент Откровения, в то время как Коран есть Слово самого Бога. Коран является главным источником религиозного закона (шариата), регулирующего все стороны жизни человека и общества. Главное в Коране - идея единства Бога, покорности (islam) его воле и пророческой миссии Мухаммада, который предстает в образе посланника (rasul) Аллаха. Мусульмане верят, что Коран - точное воплощение Слова Аллаха, что отличает его от остальных Священных Писаний. В Коране нет ни единого слова Пророка. Он был только посредником.
Коран - апофеоз Божественных Откровений, начавшихся с пророка Адама. Это Откровение и людям, и , которые тоже считаются созданными, имеющими душу и достойными спасения или осуждения. К Корану относятся как к завершению всех предыдущих Писаний, где исправлены все ошибки, вкравшиеся в сохранившиеся версии прежних Писаний. Для мусульман давние Писания имеют значение только в том случае, если они согласуются с Кораном.
О мусульманах говорят, что они живут под властью Корана. Это значит, что Коран - их защита во всех сферах повседневной деятельности, основа их жизни, этики, политики и морали. Каждая из положенных пяти начинается с чтения первой суры, аль-Фатиха. Коран читают во время поста. Мусульманам рекомендуется прочесть во время весь Коран. Главы из Корана обязательно читают во время крупных событий и в связи с важными моментами жизненного цикла. Каждый верующий приступает к чтению Корана в состоянии . Рассказчики Корана, хафизы, занимают в исламских странах особое положение. Каллиграфические надписи, цитирующие Коран, служат основным мотивом в исламском изобразительном искусстве, украшают архитектурные сооружения по всему исламскому миру. И в настоящее время Коран продолжает играть важную роль в жизни мусульманских стран. Его изучают в учебных заведениях, его образы отражаются в художественной литературе, он широко цитируется средствами массовой информации.

Толкование

Современные тенденции в интерпретации Корана представлены в основном двумя соперничающими группировками: фундаменталистами и реформаторами. Фундаменталисты призывают вернуться назад, к основам, руководствуясь Писанием во всем - и в политике, и в социальной жизни, черпая вдохновение и краеугольные принципы в Коране. Реформаторы, обращаясь к тому же источнику, оспаривают интерпретации фундаменталистов, обвиняя их в консерватизме и слепом следовании авторитетам. Полярные взгляды на интерпретацию Корана просматриваются на протяжении всей , но Коран всегда оставался надежным якорем и путеводной звездой для каждого мусульманина и для всей .

Переводы Корана

Первый перевод Корана на французский язык, 1647 год

Коран был дан на , что породило концепцию о непереводимости Корана. Все переводы Корана считаются комментариями ().

О Коране

Коран - это мусульманское Писание, то есть Священное Писание последователей Ислама. Ислам - религия, образовавшаяся в среде арабов - людей, до тех пор в значительной степени ограниченных Аравийским полуостровом - пророком Мухаммадом в начале седьмого столетия. Коран был низведён пророку Мухаммаду Всевышним при посредстве архангела Гавриила; отчасти это происходило в Мекке, его родном городе, и частично в Медине, где он преуспел в создании государства в прежде не имеющем гражданства племенном обществе. Сообщение было низведено на арабском языке, языке людей, к которым оно первоначально обращалось, несмотря на то, что сообщение было в конечном счёте для всего человечества. Коран определённо упоминает, что Мухаммад был посланником ко всему человечеству, и что он является последним посланником, который будет послан. Таким образом, Коран - заключительное сообщение, которое отчасти заменяет, отчасти подтверждает основные положения религии Господа, предопределённой для иудеев и христиан, так же как мусульман. Сегодня общее количество мусульман в мире - более миллиарда, что составляет почти одну пятую всемирного населения. Для всех мусульманских общин, независимо от того, на каком языке они говорят и где они живут, Коран - их Священное Писание.

Основы

Первое, что необходимо знать о Коране - его форма. Арабское слово "Коран" буквально означает "декламацию" и "чтение". Точно так же Коран был и рассказан устно, и записан в книжной форме. Истинная сила Корана остаётся в устной декламации, поскольку он предназначен, чтобы читаться вслух и мелодично, но тем не менее аяты были записаны на доступных материалах в помощь запоминанию и сохранению, и они были собраны и упорядочены в книжной форме частно, а в более поздний период институционально. Коран не был предназначен для хронологического пересказа истории, и таким образом, Коран не должен рассмотриваться как последовательный рассказ подобно книге Бытия. Арабская книга, называемая Кораном, приблизительно объёмом с Новый Завет. В большинстве изданий в нём около 600 страниц.

В отличие от иудейской Библии и Нового Завета, Коран вышел из уст одного человека, пересказывшим то, о чём его известил архангел Гавриил. С другой стороны, и иудейский, и христианский завет - собрания многих книг, которые были написаны большим количеством людей, и мнения относительно их статуса как откровения сильно отличаются.

Как устроен Коран?

Коран состоит из 114 глав неодинаковой длинны. Каждая глава называется сура по-арабски, а каждое предложение Корана называется аятом , литературно означающего ‘знамение.’ Подобно Библии, Коран разделен на отдельные единицы, именующиеся стихами по-русски. Эти стихи не стандартны в длине, и где каждый из них начинается, а другой начинается было решено не людьми, но продиктовано Богом. Каждый из них - определённый акт выражения закрытого значения, или "знамения", обозначемого словом аят в арабском языке. Самая короткая сура имеет десять слов, а самая длинная включает 6100 слов. Первая сура , Фатиха (“Открывающая”), относительно короткая (двадцать пять слов). Начиная со второй суры , длина сур постепенно уменьшается, хотя это и не твёрдое правило. Последние шестьдесят сур занимают столько же места, сколько вторая. Некоторые из длинных аятов намного длиннее, чем самая короткая сура . Все суры, кроме одной, начинаются с бисмилляхи ар-рахман ар-рахим , ‘От имени Бога, Самого Милостивого, Самого Милосердного.’ Каждая сура имеет название, которое обычно упоминает ключевое слово внутри неё. Например, самая длинная сура, аль-Бакара , или “Корова”, названа в честь истории Моисея, приказывающего иудеям заклать корову. История эта начинается словами: “А когда Муса (Моисей) сказал: «Аллах приказывает вам заколоть корову»…’” (Коран 2:67)

Так как различные главы имеют различные длины, Коран был разделён учеными первого столетия после смерти Пророка на тридцать приблизительно равных частей, каждую часть называют джуз по-арабски. Это разделение Корана было сделано для людей, для запоминания или чтения его более организованным способом, и это не имеет никакого влияния на первоначальную структуру, поскольку это - простые марки сбоку страниц, обозначающих часть. В мусульманском месяце поста, рамадане, один джуз обычно читается каждую ночь, и чтение полного Корана заквершается за тридцать дней месяца.

Перевод Корана

Начинающий должен знать несколько аспектов, касающихся переводов Корана.

Во-первых, существует различие между Кораном и его переводом. На взгляд христиан, Библия всегда Библия, независимо от того, на каком языке она может читаться. Но перевод Корана - не слово Бога, поскольку Коран - точные арабские слова, произнесённые Богом, низведённые пророку Мухаммаду Гавриилом. Слово Бога - только арабский Коран, поскольку Бог говорит:

“Поистине, Коран Мы ниспослали на арабском языке.” (Коран 12:2)

Перевод - просто объяснение значений Корана. Именно поэтому на современных русских переводах пишется: “Перевод смыслов и комментарии”, ибо они стремятся только как можно ближе передать значение, как любой перевод, без воспроизведения формы Священной Книги. Переведенный текст теряет неподражаемое качество оригинала, в большой степени отличаясь от него. По этой причине, всё, что расценивается как "декламация" Корана, должно быть на арабском языке, как, например, декламации Корана в пяти ежедневных молитвах мусульман.

Во-вторых, не существует совершенного перевода Корана, и, будучи человеческими работами, каждый почти всегда имеет ошибки. Некоторые переводы лучше в их лингвистическом качестве, в то время как другие отличаются большей точностью в описании значения. Многие неточные, а иногда вводящие в заблуждение, переводы, которые вообще не считаются надёжными переводами Корана большинством мусульман, продаются на книжном рынке.

Третье, несмотря на то, что обзор всех русских переводов вне возможностей этой статьи, некоторые переводы, предпочитаются другим. Широко распространённый перевод профессора Крачковского - дословный, так как профессор отнёсся к Корану как к литературному памятнику, а не Священному Писанию. Он не пользовался общепринятыми тэфсирами (объяснениями крупных учёных), отсюда - большие погрешности в переводе. Популярный среди русских мусульман перевод профессора Пороховой отличается красотой слога, которым она попыталась передать красоту божественной Книги. Однако, при переводе она пользовалась английской версией Юсуфа Али, которая вообще приемлема, но его комментарии в сносках, полезные время от времени, могут быть неверны, а порой и недопустимы. Русскоязычные (не русские) мусульмане предпочитают перевод Кулиева, легче понимаемый ими, ибо написан более простым языком, как и перевод Османова. Очень даже неплох перевод русского мусульманина Богуславского, сделанный более ста лет назад, сохранивший язык своей эпохи. Тэфсирный перевод Абдель Саляма Манси и Сумайи Афифи - единственный перевод, сделанный с арабского языка. Тэфсирный перевод может быть дословным, в отличие от обычного перевода, потому что ниже на этой же странице приводятся объяснения каждого непонятного слова. Этот перевод быстро стал библиографической редкостью.

Толкование (Тэфсир по арабски)

Хотя значения Корана легки и ясны для понимания, нужно быть осторожным, делая утверждения о религии, не полагаясь на подлинный комментарий. Пророк Мухаммад не только передал Коран, он также объяснил его своим сподвижникам, и эти высказывания были собраны и сохранены до наших дней. Бог говорит:

“И Мы тебе послали Напоминание для того, чтобы ты ясно людям разъяснил то, что им ниспослано…” (Коран 16:44)

Для понимания некоторых из более глубоких смыслов Корана, нужно положиться на комментарии, сделанные о них Пророком и его сподвижниками, а не на то, что понимается из текста, поскольку их понимание ограничено их предшествующим знанием.

Для толкования Корана существует определенная методология, чтобы извлечь прямое значение. Кораническая наука, как её называют, является чрезвычайно специализированной областью Исламского знания, которая требует мастерства во многих дисциплинах, таких как толкование, декламация, шрифты, сравнение, обстоятельства, послужившие причиной откровения или его замены, Кораническая грамматика, знание необычной терминологии, религиозные постановления, арабский язык и литература. Согласно учёным Коранического толкования, надлежащий метод объяснять аяты Корана:

(i) Тэфсир Корана самим Кораном.

(ii) Тэфсир Корана сунной Пророка.

(iii) Тэфсир Корана сподвижниками.

(iv) Тэфсир Корана арабским языком.

(v) Тэфсир Корана «мнением» учёных, если нельзя объяснить никаким из вышеуказанных методов.

КОРАН Ислам появился в форме книги - Корана. Для мусульман Коран - Слово Божье на арабском языке, ниспосланное через Архангела Гавриила Мухаммаду в форме Божественных откровений, которые Пророк передал людям. Мусульмане считают, что Коран замещает ранние откровения - он является подведением их итогов и завершением. Коран есть последнее откровение, а Мухаммад - "Печать Пророков".

В истинном значении этого слова Коран является учителем для миллионов мусульман, как арабской, так и других национальностей. Он определяет их повседневную жизнь, обеспечивает уникальной правовой системой и дает вдохновение направляющими началами и принципами.

Текст Корана провозглашался Пророком Мухаммадом последователям по мере того, как ниспосылались откровения. Первые стихи открылись ему приблизительно в 610 году, а последнее откровение датируется 632 г. - последним годом его жизни. Вначале его последователи запоминали Коран наизусть, а затем по наставлению Мухаммада стали записывать. Работа над полным содержанием Корана, расстановкой его стихов и классификацией глав берет свое начало со времени Пророка. Поскольку Мухаммад получал откровения на протяжении всей жизни, все части Священного Послания могли быть окончательно собраны в единый свод - "между двумя обложками" - лишь уже после его смерти. После сражения у Аль-Йамамы в 633 году и трагической гибели в ней многих сподвижников Пророка Омар ибн аль-Хаттаб, позже ставший вторым халифом, сообщил Абу Бакру, первому халифу, о том, что существует реальная опасность потерять текст Священного Корана, хранимый правоверными мусульманами в памяти лишь разрозненными и отрывочными фрагментами. Абу Бакр осознал существовавшую опасность и доверил задачу собирания откровений Зайду ибн Табиту, которому, как главному писцу Пророка, Мухаммад часто диктовал откровения в течение своей жизни. Несмотря на большие трудности, работа была завершена, и первая полная рукопись была составлена из "кусочков пергамента, белых камешков - устричных раковин, безлиственных пальмовых ветвей". Позже во времена третьего халифа Османа подготовка последнего подлинного удостоверенного текста Корана была завершена в 651 году. С той поры он сохраняется в неизменном виде.

Священный Коран отличается от Старого и Нового Завета как по форме, так и по содержанию. Вместо точного исторического повествования, присутствующего в Евангелии и исторических книгах Старого Завета, Коран в символическом и иносказательном стиле затрагивает духовные и материальные темы в той же степени, что и исторические.

Коран делится на 114 сур, или глав. Традиционно суры подразделяются на две большие категории: те, что открылись Пророку в Мекке, и те, что открылись в Медине. Мекканские суры - те, что были ниспосланы Мухаммаду в начале его миссии. Они, как правило, имеют небольшое число стихов; яркими и смелыми образами в них утверждается единство Бога, необходимость веры, наказание для тех, кто собьется с пути истинного, и Суд Божий, когда все дела и верования человека будут оцениваться по их достоинству. Мединские суры более длинны по своему размеру. В них в подробностях рассматриваются конкретные правовые, социальные и политические ситуации. Временами их правильное понимание доступно лишь при условии полного знания всех тех обстоятельств, что предшествовали откровению. Все суры поделены на аяты, или стихи. В учебных целях и целях публичного чтения весь Коран поделен на три части, которые в свою очередь делятся на небольшие разделы почти одинаковой длины.

По своему размеру суры сильно отличаются друг от друга, колеблясь от самой длинной - Суры №2, в которой 282 стиха, до самых коротких 103-й, 108-й и 110-й, каждая из которых имеет только три аята. За некоторыми исключениями суры расположены в Коране в зависимости от их размера: вначале идут длинные суры, затем суры с постепенно убывающим количеством стихов.

Мусульмане считают, что Коран нельзя переводить, ибо язык, на котором было ниспослано откровение, неотделим от Послания, а потому мусульмане везде, вне зависимости от того, какой язык является для них родным, должны учить арабский для того, чтобы читать Священную Книгу и совершать молитвы. Конечно, Коран доступен на многих языках, но подобные варианты его текста считаются скорее толкованиями заключенных в нем смыслов, нежели переводом - отчасти потому, что арабский язык необычайно лаконичен и символичен, поэтому невозможно осуществить механический перевод путем подстановки слово в слово. Представление о непревзойденности Корана со временем оформилось в мусульманское правило "и"джаз", или невозможность, согласно которому человек не в состоянии воспроизвести Божественный стиль Корана, ибо каждая такая попытка обречена на неудачу.

Знание обстоятельств каждого откровения представлялось очень важным для правильного его толкования, поэтому еще в самом начале истории ислама община пришла к заключению о необходимости сбора как можно большего числа хадисов, или преданий о жизни и делах Пророка с тем, чтобы стало возможным правильное понимание Корана. Эти хадисы снабжали ученых не только знанием той исторической среды, в которой ниспослались многие суры, способствуя таким образом точному объяснению запечатленного в них смысла, но и множеством дополнительной информации о жизни, деятельности и правовых нормах Пророка и его сподвижников.

Эти материалы стали основой того, что впоследствии назвали Сунной Пророка - дела, речи и такрир (невысказанное одобрение) Мухаммада. Вместе с Кораном Сунна, воплотившая в себе каноническое собрание хадисов, составила основу Шариата, священного закона ислама.

В отличие от западных правовых систем шариат не делает различий между религиозными и гражданскими делами; он является записью Божественного Закона, и затрагивает все стороны общественной, политической, экономической и религиозной жизни. Исламское право, таким образом, отлично от любой другой правовой системы. Его отличие от церковного права заключается в том, что оно не управляется церковными иерархами. В исламе нет ничего, что могло бы быть соотнесено с "церковью" в христианском понимании этого слова. Вместо нее в исламе существует умма - община верующих, единство которых гарантируется священным законом. Каждый поступок праведного мусульманина, следовательно, определяется наставлениями, заключенными в Коране, прецедентами (делами и поступками) Пророка и практикой ранней мусульманской общины, бережно хранимых в шариате.

Рейтинг: / 9

Великий Аллах сказал: «Мы ниспослали тебе Писание с истиной в подтверждение прежних Писаний, и для того, чтобы оно предохраняло их (или свидетельствовало о них; или возвысилось над ними).» (сура аль-Маида 5:48). «Писание, которое Мы внушили тебе в откровении, является истиной, которая подтверждает то, что было до него. Воистину, Аллах ведает о Своих рабах и видит их.» (сура Фатыр 35:31).

Абдуррахман Ас-Саади так толкует этот аят: «Это Писание подтверждает то, что было ниспослано до него. Оно сообщает о предшествующих ему Писаниях и посланниках и свидетельствует об их правдивости. Предыдущие Писания возвещали людям о ниспослании Священного Корана, и Священный Коран подтверждает истинность всего, что было ниспослано в предыдущих Писаниях. (Коран: Толкование Абдуррахмана Ас-Саади). Всего было ниспослоно различным посланникам – 104 писания, из них 100 в виде свитков и только 4 – в виде книг. Каждое последующее писание подтверждало истинность предыдущих и содержало дополнительную информацию, к усвоению которой был готов народ, к которому было ниспосланное конкретное послание. Пророку Адаму (мир ему) было ниспослано 10 свитков, Шису (мир ему) (библейский Сиф) - 50, Идрису (мир ему) (Енох) - 30, Ибрахиму (мир ему) (Авраам) - 10, Мусе (мир ему) (Моисей) была ниспослана Книга - Таврат (Тора), "Исе (мир ему) (Иисус) - Инджиль (Евангелие), Давуду (мир ему) (Давид) - Забур (Псалтырь) и, наконец, Пророку Мухаммаду (да благословит его Аллах и приветствует) - Священный Коран. "Всевышний Аллах ниспослал Таурат Мусе. В нем было тысячу сур, и в каждой суре по тысячу айатов. Взмолился Муса : «Господи! Кто сможет прочесть и запомнить эту Книгу?». Отвечал ему Всевышний Аллах: «Я ниспошлю еще более объемную Книгу». И на вопрос: - Кому же она будет ниспослана? Всевышний Аллах ответил: «Последнему пророку Мухаммаду». Муса: - Когда же они его успеют прочесть, при такой короткой жизни? Всевышний Аллах: «Я облегчу им задачу, что даже дети смогут читать её». Муса спросил: - Как же это будет выглядеть? Всевышний Аллах: «Кроме неё, Я ниспослал на землю ещё сто три Книги: Шиту - пятьдесят; Идрису - тридцать; Ибрахиму - двадцать; тебе ниспослал „Таурат“; Давуду - ниспошлю „Забур“; Исе - „Инджиль“. В этих книгах Я дам разъяснение обо всём мироздании. Всё это соберу в ста четырнадцати сурах. Суры эти сделаю в семи эсба. Значения этих эсба соберу в семи айатах суры „Фатиха“. А значения этих айатов соберу в семи (арабских) буквах. Вот эти буквы: - „Би-сми-л-Лах“. А затем (эти значения) соберу в сочетании „Алиф Ляам Мим“ в букве „Алиф“». (Из книги «Аль-Мев’изат-уль-Хасана» Саййида Абд-ул-Ахада ан-Нури).

Рассмотрим те послания, о которых упоминается в Коране.

1. Таурат (Тора) Аллах ниспослал пророку Мусе (мир ему). Всевышний сказал: «Погубив первые поколения, Мы даровали Мусе (Моисею) Писание в качестве наглядного наставления для людей, верного руководства и милости, чтобы они могли помянуть назидание». (Сура аль-Касас, аят 43). Аллах ниспослал его записанным на скрижалях, об этом говорится в Коране: «Мы написали для него на скрижалях назидание обо всякой вещи и разъяснение всего сущего: «Держи их крепко и вели твоему народу следовать наилучшему из этого. Я покажу вам Обитель нечестивцев» .(Сура аль-Араф аят145). Ас-Саади так разъясняет аят «Из этих слов следует, что повеления Аллаhа во всех религиозных законодательствах были совершенными, справедливыми и прекрасными. Потом Аллаh возвестил, что покажет правоверным жилища грешников. Они были погублены, а их жилища стали назиданием для последующих поколений, но задумываются над ними только правоверные, обладающие твердой убежденностью и смиряющиеся перед своим Господом» (толкование Корана Ас-Саади). В хадисе рассказывается об этом: «Передают, что Абу Хурейра рассказывал, что посланник Аллаха сказал: «Адам и Муса поспорили. Муса сказал: «Адам, Аллах сотворил тебя Своей Рукой, вдохнул в тебя из духа Своего, велел ангелам преклониться перед тобой и поселил тебя в раю, а ты совершил грех и вывел людей оттуда, сделав их несчастными». Адам же ответил: «О Муса, Аллах избрал тебя, почтил тебя Своим посланием и беседой с тобой и ниспослал тебе Таурат. Неужели ты упрекаешь меня за поступок, который Аллах предопределил мне до того, как Он сотворил меня?!» Так Адам одолел своими доводами Мусу». (аль-Бухари, Муслим, Ахмад, Абу Давуд, ат-Тирмизи и Ибн Маджа. См. Аль-Албани, «Сахих аль-Джами ас-Сагир»).

В коранических аятах рассказывается о том, что ниспослал Аллах сынам Исраила (мир ему): « Мы ниспослали Таурат (Тору), в котором содержится верное руководство и свет. Покорившиеся пророки выносили по нему решения для исповедующих иудаизм. Раввины и первосвященники поступали таким же образом в соответствии с тем, что им было поручено сохранить из Писания Аллаха. Они свидетельствовали о нем. Не бойтесь же людей, а бойтесь Меня, и не продавайте Мои знамения за ничтожную цену. Те же, которые не принимают решений в соответствии с тем, что ниспослал Аллах, являются неверующими. Мы предписали им в нем: душа – за душу, глаз – за глаз, нос – за нос, ухо – за ухо, зуб – за зуб, а за раны – возмездие. Но если кто-нибудь пожертвует этим, то это станет для него искуплением. Те же, которые не принимают решений в соответствии с тем, что ниспослал Аллах, являются беззаконниками» . (Сура аль-Маида, аят 44-45). Иудейские ученые не уберегли священное писание и начали запрещать часть из того, что разрешил Аллах, и разрешать часть из того, что было запрещено Аллахом. Об этом в Коране сказано: «Кто же нис­послал в качестве света и верного руководства для людей Писание, с которым пришел Муса (Мои­сей), и которое вы превратили в отдельные листы, показывая не­которые из них и скрывая многие другие? А ведь вас обучили тому, чего не знали ни вы, ни ваши отцы». (Сура аль-Анам, аят 91), «Неужели вы надеетесь, что они поверят вам, если некоторые из них слышали Слово Аллаха и сознательно исказили его после того, как поняли его смысл?» (Сура Бакара, аят 75). Ибн Зейд сказал: «Это – Таурат, который был им ниспослан. Они исказили его и сделали дозволенное в нем запрещенным, а запрещенное в нем – дозволенным. Они превратили истину в ложь, а ложь – в истину». «Китаб Усуль аль-Иман», стр. 140.

2. Инджил (Евангелие) Аллах ниспослал пророку Исе (Иисусу) сыну Марьям (мир ему). В Коране сказано: «Вслед за ними Мы отправили Ису (Иисуса), сына Марьям (Марии), с подтверждением истинности того, что было прежде ниспослано в Таурате (Торе). Мы даровали ему Инджил (Евангелие), в котором было верное руководство и свет, которое подтверждало то, что прежде было ниспослано в Таурате (Торе). Он был верным руководством и назиданием для богобоязненных». (Сура «аль-Маида», аят 46) Ас-Саади так разъясняет этот аят: «Вслед за пророками и посланниками, которые принимали решения на основании Торы, Аллах отправил Своего раба и посланника Ису, духа от Аллаха и Его слово, которое было брошено Марьям. Он отправил его подтвердить истинность Торы, которая была ниспослана прежде, и засвидетельствовать правдивость Мусы и принесенного им Писания. Он продолжал дело своего предшественника и судил иудеев по закону, который по большей части совпадал с предыдущим законом. Он облегчил лишь некоторые его положения, и поэтому Всевышний Аллах сказал его устами: «Я пришел, чтобы подтвердить истинность того, что было в Таурате (Торе) до меня, и чтобы разрешить вам часть того, что было вам запрещено» (3:50). Аллах даровал Исе Великое Писание, которое дополнило Тору. Это было Евангелие, которое указало людям на прямой путь и позволило им отличить истину от лжи. Оно подтвердило истинность всего, что прежде было ниспослано в Торе, поскольку оно свидетельствовало о ней и не противоречило ей. Но только богобоязненные рабы приняли его за верное руководство и увещевание, поскольку только они извлекают пользу из наставлений, прислушиваются к увещеваниям и отказываются от неподобающих поступков.

Однако неверующие священники исказили смысл и содержание Инджила и вместо одного писания, ниспосланного из-за семи небес, придумали множество евангелей, приписываемых различным авторам. Аллах сказал в Коране: «Мы также взяли завет с тех, которые сказали: «Мы – христиане». Они забыли долю из того, что им напомнили, и тогда Мы возбудили между ними вражду и ненависть до Дня воскресения. Аллах поведает им о том, что они творили. О люди Писания! К вам явился Наш посланник, который разъясняет вам многое из того, что вы скрываете из Писания, и воздерживается от многого» (Сура «аль-Маида», аяты 14-15.) Ибн Касир так разъяснил этот аят: «Всевышний сообщил, что Он послал своего посланника Мухаммада, , ко всем жителям земли: арабам и неарабам, безграмотным и людям писания. Он послал его с ясными знамениями и различением между истиной и ложью. Он разъяснил людям писания все, что они заменили, исказили и неверно истолковали, и как они возвели навет на Аллаха. И он умолчал о многом из того, что они исказили, потому что в разъяснении этого не было смысла». (Ибн Касир, «Тафсир аль-Куран аль-Азым», т. 2, стр. 48)

В обоих посланиях было сказано о том, что придет Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха).В Коране сказано: «Я поражаю Своим наказанием, кого пожелаю, а Моя милость объемлет всякую вещь. Я предпишу ее для тех, которые будут богобоязненны, станут выплачивать закят и уверуют в Наши знамения, которые последуют за посланником, неграмотным (не уме­ющим читать и писать) пророком, запись о котором они найдут в Таурате (Торе) и Инджиле (Евангелии). Он повелит им совершать одобряемое и запретит им совершать предосудительное, объявит дозволенным благое и запрещенным скверное, освободит их от бремени и оков. Те, которые уверуют в него, станут почитать его, окажут ему поддержку и последуют за ниспосланным вместе с ним светом, непременно преуспеют». (Сура «аль-Араф», аяты 156-157). «Мухаммад – посланник Аллаха. Те, которые вместе с ним, суровы к неверующим и милостивы между собой. Ты видишь, как они кланяются и падают ниц, стремясь к милости от Аллаха и довольству. Их признаком являются следы от земных поклонов на их лицах. Так они представлены в Таурате (Торе). В Инджиле (Евангелии) же они представлены посевом, на котором вырос росток. Он укрепил его, и тот стал толстым и выпрямился на своем стебле, восхищая сеятелей. Аллах привел эту притчу для того, чтобы привести ими в ярость неверующих. Аллах обещал тем из них, которые уверовали и совершали праведные деяния, прощение и великую награду». (Сура «аль-Фатх», аят 29) В Коране так же приводятся слова пророка Исы, сын Марьям: «О сыны Исраила (Израиля)! Я послан к вам Аллахом, чтобы подтвердить правдивость того, что было в Таурате (Торе) до меня, и чтобы сообщить благую весть о посланнике, который придет после меня, имя которого будет Ахмад (Мухаммад)» (Сура «ас-Сафф», аят 6).

3. Пророку Давуду (мир ему) был ниспослан Забур (Псалтирь).В Коране сказано: «Да­вуду (Давиду) же Мы даровали Забур (Псалтирь)» . (Сура «ан-Ниса», аят 163). «Твоему Господу лучше знать тех, кто на небесах и на земле. Одним пророкам Мы отдали предпочтение над другими. А Давуду (Давиду) Мы даровали Забур (Псалтирь)» (сура аль-Исра, аят 55). Это аят Ас-Саади разъясняет так: «Аллаху прекрасно известно обо всех формах жизни и всех видах творений. Каждому из Своих рабов Аллах дарует все необходимое в полном соответствии со Своей божественной мудростью. Одним творениям Он отдает предпочтение перед другими, наделяя их дополнительными физическими способностями или духовными особенностями. Таким же образом Аллах отдал предпочтение одним пророкам над другими. И хотя каждый из пророков получал откровения, некоторые из них были удостоены особой милости и наделены особыми качествами. Они проявлялись в достохвальных качествах, богоугодной нравственности, праведных деяниях, многочисленности последователей или ниспослании некоторым из пророков Небесных Писаний, разъясняющих религиозные заповеди и богоугодные воззрения. Одним из таких Писаний был Псалтирь, ниспосланный пророку Давуду». В книге «Китаб Усуль аль-Иман» написано: « Забур состоял из молитв, которым Аллах научил Давуда, из слов восхваления и прославления Великого и Могучего Аллаха, и что он не указывал на дозволенное и запрещенное, на обязательные предписания и ограничения». («Китаб Усуль аль-Иман», стр. 135)

4. Свитки Ибрахима (мир ему) упоминаются в священном Коране. Аллах сказал: «Разве ему не поведали о том, что было в свитках Мусы (Моисея) и Ибрахима (Авраама), который выполнил повеления Аллаха полностью? Ни одна душа не понесет чужого бремени. Человек получит только то, к чему он стремился. Его устремления будут увидены, а затем он получит воздаяние сполна». (Сура «ан-Наджм», аяты 36-41). Из книги Ас-Саади: «Разве этому нечестивцу не поведали о том, что содержится в свитках Мусы и Ибрахима, который прошел через все испытания Аллаха и строго придерживался всех основных и второстепенных предписаний религии. А в этих свитках содержится много заповедей и предписаний. Каждый человек будет вкушать только плоды своих добрых и злых деяний. Никто не получит чужого вознаграждения, и никто не будет нести ответственности за чужие грехи. Опираясь на эти аяты, некоторые богословы утверждали, что ни один человек не может получить пользы от благодеяний, совершенных другими. Однако это обоснование недостаточно убедительно, поскольку в словах Всевышнего нет прямого указания на то, что вознаграждение не дойдет до человека, если оно будет подарено ему другим. То же самое можно сказать о богатстве человека. Он может распоряжаться только тем, что ему принадлежит, но это не означает, что он не может распоряжаться дарованным ему имуществом.»

«Преуспел тот, кто очистился, поминал имя своего Господа и совершал намаз. Но нет! Вы отдаете предпочтение мирской жизни, хотя Последняя жизнь – лучше и дольше. Воистину, это записано в первых свитках – свитках Ибрахима (Авраама) и Мусы (Моисея)» . (Сура «аль-Аля», аяты 14-19).

5. И наконец последнее послание Всевышнего – это Коран. «Воистину, это – могущественное Писание. Ложь не подберется к нему ни спереди, ни сзади. Оно ниспос­лано от Мудрого, Достохвального» . (Сура «Фуссылат», аяты 41-42)

Написать эту статью меня подтолкнул сам же Коран . Если бы в Коране не было написано то, что там написано, то и этой статьи скорее всего не было бы. Мне приходилось сталкиваться с критикой Корана, сделанной на основе его истории или на основе заложенных в него идей. До недавнего времени это была единственная информация, которой я апеллировал. Однако сам Коран открыл мне новое основание для того, чтобы я ещё раз убедился в его земной, человеческой природе.

Примечание: я настоятельно не рекомендую читать данную статью убеждённым мусульманам, т.к. написанное в ней может сильно ранить их чувства.


Итак, мы рассмотрим ряд утверждений Корана и постараемся сделать на их основе соответствующие выводы. Многие знают, что некоторые моменты Корана позаимствованы из Библии , в Коране упоминаются имена многих библейских героев: Иса (Иисус) , Муса (Моисей), Ибрахим (Авраам), Давуд (Давид) и т.д. И это вроде бы ничего, однако есть один очень важный момент: Коран на ряду с собой признаёт божественность Библии и утверждает, что книги Библии были посланы тем же неизменным богом, что и Коран. Например в суре 3 аяте 3-ем Корана написано: «Он (т. е. бог) ниспослал тебе, Мухаммад, Коран – Писание истинное подтверждение того, что было ниспослано до него, а прежде ниспослал Он Тору и Евангелие» . Приведу ещё некоторые аяты: «Вслед за пророками Мы отправили "Ису (т. е. Иисуса), сына Марйам, с подтверждением истинности того, что было до него в Торе. И Мы даровали ему Евангелие, а в нем - свет и праведный путь в подтверждение тому, что в Торе, и ниспослали наставление для богобоязненных» (5:46); «И они будут сражаться во имя Аллаха, убивая и погибая, в соответствии с истинными обещаниями от Него, данными в Торе, Евангелии и Коране» (9:11); «Мы уверовали в то, что ниспослано нам (т. е. в Коран) и что ниспослано вам (т. е. в Библию). Наш бог и ваш бог - один и тот же, и Мы предаемся Ему» (29:46). И ещё целый ряд аятов Корана говорит о том, что следует быть послушным Библии и что Она послана тем же богом.

Затем Мухаммед (он же Мухаммад или Магомет) в Коране обвиняет иудеев и христиан, что они находятся в заблуждении и не соблюдают Тору и Евангелие , а так же они должны стать на правильный путь, т. е. сделаться мусульманами: «Если иудеи и христиане уверовали в то, во что вы уверовали, то они стали на истинный путь» (2:137). Интересно, как Мухаммед проверил всех иудеев и христиан, чтобы утверждать, что все они находятся на неправильном пути?

Мухаммед утверждает, что Коран был послан ему, чтобы подтвердить писания, которые были до Корана: «Мы ниспослали тебе, Мухаммад, это Писание (т. е. Коран) как истину для подтверждения того, что было сказано прежде в писаниях, чтобы предохранить их от искажения» (5:48). От каких же искажений предохраняет Мухаммед? Одним из его наиболее частых обвинений является обвинение в том, что христиане верят в то, что Иисус является Божьим Сыном. Например, вот что сказано в некоторых аятах: «Христиане утверждали: "Мессия - сын Аллаха"» (9:30); «Аллах не породил сына, и нет наряду с ним другого бога» (23:91); «От этого небо готово расколоться, земля - разверзнуться и горы - рассыпаться во прах - от того, что люди приписали Милостивому сына» (19:90-91); «Вот каков есть по истинному слову "Иса, сын Марйам, о котором так много спорят. Не подобает Аллаху иметь детей. Пречист он» (19:34-35). Вообще интересно, почему Мухаммед считает, что иметь детей – это что-то нечистое? А как же библейское повеление «плодитесь и размножайтесь» ?

Оставим эти вопросы и обратимся к самой Библии чтобы узнать, кто же на самом деле её искажает: «Опять первосвященник спросил Его и сказал Ему: Ты ли Христос, Сын Благословенного? Иисус сказал: Я» (Марка 14:61-62); «Иисус же говорил им: Отец Мой доныне делает, и Я делаю. И ещё более искали убить Его Иудеи за то, что Он не только нарушал субботу, но и Отцем Своим называл Бога, делая Себя равным Богу» (Иоанн 5:17-18); «Симон же Петр отвечая сказал: Ты - Христос, Сын Бога Живого. Тогда Иисус сказал Ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, сущий на небесах» (Матфея 16:16-17). Это только некоторые из многочисленных примеров Библии, где говорится о том, что Иисус есть Сын Божий. Иисус, признаваемый в Коране посланником Аллаха (4:171), многократно утверждает, что является Божьим Сыном.

Коран так же отказывает Иисусу в его Божественной природе: «Иудеи и христиане признавали богами помимо Аллаха своих ученых и монахов, а также Мессию, сына Марйам» (9:31). Насчёт ученых и монахов не соглашусь: ни иудеи, ни христиане богами таковых не признавали. А вот Иисуса христиане действительно считают Богом. И позволим опять Библии рассудить нас: «Фома сказал Ему (Иисусу) в ответ: Господь мой и Бог мой!» (Иоанна 20:28); «Я (т. е. Иисус) и Отец – одно» (Иоанна 10:30). Я привёл только пару стихов, но вообще это большая тема, которой посвящены целые разделы в книгах со множеством примеров из Библии.

Ещё одна из основ христианства – это триединство Бога (Отец, Сын и Дух Святой). Это не три бога (как некоторые считают), но один Бог , воплощённый в трёх формах. Данному вопросу так же посвящено много книг, я же только вкратце приведу пару цитат из Библии. Одну из них я уже приводил («Я и Отец – одно» ), которая говорит о единстве Бога-Отца и Бога-Сына. Ещё одна цитата звучит так: «Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово (т. е. Иисус) и Святый Дух; и Сии три суть едино» (1-ое Иоанна 5:7). Но Мухаммед в данном вопросе так же настаивает на своём: «Веруйте же в Аллаха и Его посланников. И не говорите: "Бог - это Троица"» (4:171).

Вышеперечисленные моменты являются основополагающими в Евангелии и вступают в явное противоречие с Кораном. Помимо этих моментов существует и ряд других, некоторые из которых я хотел бы упомянуть.

В 6-ом аяте 61-ой суры мы читаем: «Вспомни, как "Иса, сын Марйам, сказал: "О сыны Исраила! Воистину, я - посланник Аллаха к вам, подтверждающий истинность того, что было в Торе до меня, и сообщающий вам благую весть о посланнике, который явится после меня и имя которому – Ахмад"» . Конечно же ничего похожего Иисус не говорил. Он наоборот предостерегает: «и многие лжепророки восстанут, и прельстят многих» (Матфея 24:9,11).

В Евангелии от Матфея 5:34-35 Иисус говорит такие слова: «А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий; ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя» . И несмотря на то, что Мухаммед несколько раз призывает следовать Евангелию, сам он не стесняется многократно нарушать эту заповедь Иисуса: «Клянусь небом и звездными тропами на нем» (51:1); «Клянусь землей, которую пронизывают растения» (86:12); «Клянусь Господом востоков и западов!» (70:40). Помимо этих стихов в Коране Мухаммед клянётся множество раз: ангелами, Кораном, звёздами, городом, горой Синаем, Адамом, солнцем и т.д.

Про многочисленные несовпадения многих моментов в тексте Корана с аналогичными историями героев Библии писать вообще нет смысла. Чего только стоит история библейского Иосифа, которой в Коране посвящена 12-ая сура «Йусуф» . Знакомые с историей Иосифа могут сами прочитать эту суру, чтобы узнать ряд интересных подробностей, которые добавил Мухаммед для того, видимо, чтобы придать остроты ощущениям.

Коран неоднократно призывает следовать Библии : «Скажи, Мухаммад: "О люди Писания! Вы не будете стоять на прочной основе, пока не следуете за предписаниями Торы и Евангелия и того, что ниспослал вам Господь"» (5:68); «Пусть последователи Евангелия судят согласно тому, что Аллах ниспослал в нем. А кто не будет судить согласно тому, что ниспослал Аллах, тот – грешник» (5:47). Итак, с одной стороны Коран настаивает на истинности и божественной природе Библии, с другой стороны – отрицает её фундаментальные основы. Коран свидетельствует против себя самого!

Помимо перечисленных несовпадений в учениях Библии и Корана хотелось бы отметить отличия в присущих им характерных чертах, чтобы ещё раз показать сомнительность того утверждения, что Коран был дан тем же Богом, которым были даны Ветхий и Новый Завет .

Оба Завета, как Ветхий, так и Новый, писались не одним человеком. Они имеют более 40 авторов, принадлежащих к разным эпохам и разным слоям населения. Несмотря на это, оба Завета подчиняются одной мысли, единая идея проходит красной нитью через всю Библию. Коран имеет одного автора, и, как мы убедились, его учение вряд ли можно назвать согласованным с Библией.

Ветхий и Новый Заветы помимо религиозных доктрин описывают истории жизни реальных людей. Коран же практически не имеет подобных историй (если не считать истории, взятые им из Библии и других источников) и в основном изобилует доктринами.

Если в Коране и упоминаются какие-то новые имена, то с ними не связано никаких сверхъестественных событий. Даже сам Мухаммед не может похвастаться наличием таких чудес в своей жизни, которыми так изобилуют жизни людей в Ветхом и Новом Завете.

Если Новый Завет, приход Иисуса Христа , Его жизнь были неоднократно предсказаны в Ветхом Завете, то Коран в противовес этому не имеет никаких предпосылок к своему появлению.

Вывод: несмотря на все утверждения Корана о том, что он был послан Богом Библии (или Богом вообще), я не могу с этим согласиться, т.к. нахожу в самом Коране многочисленные факты, указывающие на серьёзные внутренние противоречия в его учении. Коран сам «кладёт себя на лопатки». Для меня очевидно, что эта книга, написанная через столетия после Библии, была не послана Богом, а создана Мухаммедом на основе уже существовавших писаний со значительными их изменениями и дополнениями. К такому выводу пришёл я, а как к этому относиться – решать вам.

PS: прошу прощения, если задел чьи-то религиозные чувства; я преследовал иную цель, и мне очень жаль, если вы её не поняли.



Понравилась статья? Поделитесь ей