Контакты

Закон о запрете курения статья. «Антитабачный закон»: где можно, а где нельзя курить? Право взимания штрафа

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон в соответствии с Рамочной конвенцией Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака регулирует отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

1. Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) курение табака - использование табачных изделий в целях вдыхания дыма, возникающего от их тления;

2) окружающий табачный дым - табачный дым, содержащийся в атмосферном воздухе места, в котором осуществляется или осуществлялось ранее курение табака, в том числе табачный дым, выдыхаемый лицом, осуществляющим курение табака;

3) последствия потребления табака - причинение вреда жизни или здоровью человека, вреда среде его обитания вследствие потребления табака и воздействия окружающего табачного дыма, а также связанные с этим медицинские, демографические, социально-экономические последствия;

4) потребление табака - курение табака, сосание, жевание, нюханье табачных изделий;

5) спонсорство табака - любой вид вклада в любые событие, мероприятие или отдельное лицо, целью, результатом или вероятным результатом которого является стимулирование продажи табачного изделия или употребления табака прямо или косвенно;

6) табачные организации - юридические лица независимо от организационно-правовой формы, осуществляющие производство, перемещение через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС или через Государственную границу Российской Федерации с государствами - членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС табачной продукции, либо организации, признаваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации аффилированными лицами этих юридических лиц, дочерние и зависимые организации, объединения таких лиц, а также организации, созданные такими лицами. В целях настоящего Федерального закона к табачным организациям приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство, перемещение через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС или через Государственную границу Российской Федерации с государствами - членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС табачной продукции.

2. Иные понятия используются в настоящем Федеральном законе в значениях, определенных Рамочной конвенцией Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака, Федеральным законом от 22 декабря 2008 года N 268-ФЗ "Технический регламент на табачную продукцию", Федеральным законом от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Федеральным законом от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".

Статья 3. Законодательство в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака

1. Законодательство в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

2. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те правила, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.

Статья 4. Основные принципы охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака

Основными принципами охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака являются:

1) соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака;

2) предупреждение заболеваемости, инвалидности, преждевременной смертности населения, связанных с воздействием окружающего табачного дыма и потреблением табака;

3) ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака;

4) системный подход при реализации мероприятий, направленных на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма и сокращение потребления табака, непрерывность и последовательность их реализации;

5) приоритет охраны здоровья граждан перед интересами табачных организаций;

6) обеспечение международного сотрудничества Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака;

7) взаимодействие органов государственной власти, органов местного самоуправления, граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц, не связанных с табачными организациями;

8) открытость и независимость оценки эффективности реализации мероприятий, направленных на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма и сокращение потребления табака;

9) информирование населения о вреде потребления табака и вредном воздействии окружающего табачного дыма;

10) возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, имуществу гражданина, в том числе имуществу индивидуального предпринимателя, или юридического лица вследствие нарушения законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака.

Статья 5. Полномочия федеральных органов государственной власти в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака

К полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака относятся:

1) проведение единой государственной политики в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака;

2) защита прав человека и гражданина в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака;

3) обеспечение организации оказания гражданам медицинской помощи, направленной на прекращение потребления табака, лечение табачной зависимости и последствий потребления табака, в федеральных медицинских организациях в соответствии с законодательством в сфере охраны здоровья;

4) разработка и реализация мероприятий по охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака, включение указанных мероприятий в установленном порядке в федеральные целевые программы в сфере охраны и укрепления здоровья граждан, в государственную программу развития здравоохранения;

5) координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака;

6) организация и осуществление государственного контроля в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака;

7) международное сотрудничество Российской Федерации, включая заключение международных договоров Российской Федерации, в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака;

8) мониторинг и оценка эффективности реализации мероприятий, направленных на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма и сокращение потребления табака, а также информирование на основе полученных данных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и населения о масштабах потребления табака на территории Российской Федерации, о реализуемых и (или) планируемых мероприятиях по сокращению его потребления.

Статья 6. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака

К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака относятся:

1) защита прав человека и гражданина в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака на территориях субъектов Российской Федерации;

2) разработка и реализация мероприятий по охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака на территориях субъектов Российской Федерации;

3) координация деятельности исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака, субъектов государственной системы здравоохранения, муниципальной системы здравоохранения и частной системы здравоохранения на территориях субъектов Российской Федерации по оказанию гражданам медицинской помощи, направленной на прекращение потребления табака, лечение табачной зависимости и последствий потребления табака;

4) участие в осуществлении мониторинга и оценки эффективности реализации мероприятий, направленных на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма и сокращение потребления табака, на территориях субъектов Российской Федерации, а также информирование органов местного самоуправления и населения о масштабах потребления табака на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, о реализуемых и (или) планируемых мероприятиях по сокращению потребления табака;

5) обеспечение организации оказания гражданам медицинской помощи, направленной на прекращение потребления табака, лечение табачной зависимости и последствий потребления табака, в медицинских организациях субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством в сфере охраны здоровья;

6) принятие дополнительных мер, направленных на охрану здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака.

Статья 7. Полномочия органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака

К полномочиям органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака относятся:

1) участие в реализации мероприятий по охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака на территориях муниципальных образований;

2) обеспечение организации оказания гражданам медицинской помощи, направленной на прекращение потребления табака, лечение табачной" зависимости и последствий потребления табака, в медицинских организациях муниципальной системы здравоохранения в случае передачи соответствующих полномочий в соответствии с законодательством в сфере охраны здоровья;

3) информирование населения о масштабах потребления табака на территории соответствующего муниципального образования, о реализуемых и (или) планируемых мероприятиях по сокращению его потребления, в том числе на основании мониторинга и оценки эффективности реализации мероприятий, направленных на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма и сокращение потребления табака.

Статья 8. Взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления с табачными организациями

1. При взаимодействии с индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить подотчетность и прозрачность такого взаимодействия.

2. Взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления с табачными организациями по вопросам, являющимся предметом регулирования настоящего Федерального закона, должно осуществляться публично, и обращения табачных организаций, направляемые в письменной форме или в форме электронных документов, и ответы на эти обращения подлежат размещению на официальных сайтах органов государственной власти и органов местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Статья 9. Права и обязанности граждан в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака

1. В сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака граждане имеют право на:

1) благоприятную среду жизнедеятельности без окружающего табачного дыма и охрану здоровья от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака;

2) медицинскую помощь, направленную на прекращение потребления табака и лечение табачной зависимости;

3) получение в соответствии с законодательством Российской Федерации в органах государственной власти, органах местного самоуправления, у индивидуальных предпринимателей, юридических лиц информации о мероприятиях, направленных на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма и сокращение потребления табака;

4) осуществление общественного контроля за реализацией мероприятий, направленных на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма и сокращение потребления табака;

5) внесение в органы государственной власти, органы местного самоуправления предложений об обеспечении охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака;

6) возмещение вреда, причиненного их жизни или здоровью, имуществу вследствие нарушения другими гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями, и (или) юридическими лицами законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака.

2. В сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака граждане обязаны:

2) заботиться о формировании у детей отрицательного отношения к потреблению табака, а также о недопустимости их вовлечения в процесс потребления табака;

3) не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на благоприятную среду жизнедеятельности без окружающего табачного дыма и охрану их здоровья от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака.

Статья 10. Права и обязанности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака

1. В сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака индивидуальные предприниматели и юридические лица имеют право:

1) получать в соответствии с законодательством Российской Федерации в органах государственной власти, органах местного самоуправления, органах, уполномоченных осуществлять государственный контроль в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака, информацию о мероприятиях, направленных на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма и сокращение потребления табака;

2) принимать участие в разработке и реализации мероприятий по охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака;

3) устанавливать запрет курения табака на территориях и в помещениях, используемых для осуществления своей деятельности, а также с соблюдением трудового законодательства применять меры стимулирующего характера, направленные на прекращение потребления табака работниками.

2. В сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны:

1) соблюдать нормы законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака;

2) осуществлять контроль за соблюдением норм законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака на территориях и в помещениях, используемых для осуществления своей деятельности;

3) обеспечивать права работников на благоприятную среду жизнедеятельности без окружающего табачного дыма и охрану их здоровья от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака;

4) предоставлять гражданам информацию о мероприятиях, реализуемых указанными индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами и направленных на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма и сокращение потребления табака.

Статья 11. Организация осуществления мер, направленных на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма и сокращение потребления табака

В целях предупреждения возникновения заболеваний, связанных с воздействием окружающего табачного дыма и потреблением табака, сокращения потребления табака осуществляются следующие меры:

1) установление запрета курения табака на отдельных территориях, в помещениях и на объектах;

2) ценовые и налоговые меры, направленные на сокращение спроса на табачные изделия;

3) регулирование состава табачных изделий и регулирование раскрытия состава табачных изделий, установление требований к упаковке и маркировке табачных изделий;

4) просвещение населения и информирование его о вреде потребления табака и вредном воздействии окружающего табачного дыма;

6) оказание гражданам медицинской помощи, направленной на прекращение потребления табака, лечение табачной зависимости и последствий потребления табака;

7) предотвращение незаконной торговли табачной продукцией и табачными изделиями;

8) ограничение торговли табачной продукцией и табачными изделиями;

9) установление запрета продажи табачной продукции несовершеннолетним и несовершеннолетними, запрета потребления табака несовершеннолетними, запрета вовлечения детей в процесс потребления табака.

1. Для предотвращения воздействия окружающего табачного дыма на здоровье человека запрещается курение табака (за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи):

1) на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания образовательных услуг, услуг учреждениями культуры и учреждениями органов по делам молодежи, услуг в области физической культуры и спорта;

2) на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания медицинских, реабилитационных и санаторно-курортных услуг;

3) в поездах дальнего следования, на судах, находящихся в дальнем плавании, при оказании услуг по перевозкам пассажиров;

4) на воздушных судах, на всех видах общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения (в том числе на судах при перевозках пассажиров по внутригородским и пригородным маршрутам), в местах на открытом воздухе на расстоянии менее чем пятнадцать метров от входов в помещения железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэропортов, морских портов, речных портов, станций метрополитенов, а также на станциях метрополитенов, в помещениях железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэропортов, морских портов, речных портов, предназначенных для оказания услуг по перевозкам пассажиров;

5) в помещениях, предназначенных для предоставления жилищных услуг, гостиничных услуг, услуг по временному размещению и (или) обеспечению временного проживания;

6) в помещениях, предназначенных для предоставления бытовых услуг, услуг торговли, общественного питания, помещениях рынков, в нестационарных торговых объектах;

7) в помещениях социальных служб;

8) в помещениях, занятых органами государственной власти, органами местного самоуправления;

9) на рабочих местах и в рабочих зонах, организованных в помещениях;

10) в лифтах и помещениях общего пользования многоквартирных домов;

11) на детских площадках и в границах территорий, занятых пляжами;

12) на пассажирских платформах, используемых исключительно для посадки в поезда, высадки из поездов пассажиров при их перевозках в пригородном сообщении;

13) на автозаправочных станциях.

2. На основании решения собственника имущества или иного лица, уполномоченного на то собственником имущества, допускается курение табака:

1) в специально выделенных местах на открытом воздухе или в изолированных помещениях, которые оборудованы системами вентиляции и организованы на судах, находящихся в дальнем плавании, при оказании услуг по перевозкам пассажиров;

2) в специально выделенных местах на открытом воздухе или в изолированных помещениях общего пользования многоквартирных домов, которые оборудованы системами вентиляции.

3. Требования к выделению и оснащению специальных мест на открытом воздухе для курения табака, к выделению и оборудованию изолированных помещений для курения табака устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, и должны обеспечивать соблюдение установленных в соответствии с санитарным законодательством Российской Федерации гигиенических нормативов содержания в атмосферном воздухе веществ, выделяемых в процессе потребления табачных изделий.

4. Для лиц, находящихся в следственных изоляторах, иных местах принудительного содержания или отбывающих наказание в исправительных учреждениях, обеспечивается защита от воздействия окружающего табачного дыма в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

5. Для обозначения территорий, зданий и объектов, где курение табака запрещено, соответственно размещается знак о запрете курения, требования к которому и к порядку размещения которого устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

6. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные ограничения курения табака в отдельных общественных местах и в помещениях.

Статья 13. Ценовые и налоговые меры, направленные на сокращение спроса на табачные изделия

1. В целях сокращения спроса на табачные изделия осуществляются меры по увеличению акцизов на табачную продукцию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, а также могут осуществляться иные меры государственного воздействия на уровень цен указанной продукции.

2. Меры государственного воздействия на уровень цен табачной продукции осуществляются посредством установления минимальных розничных цен такой продукции. Минимальная розничная цена табачной продукции представляет собой цену, ниже которой единица потребительской упаковки (пачка) табачных изделий не может быть реализована потребителям предприятиями розничной торговли, общественного питания, сферы услуг, а также индивидуальными предпринимателями.

3. Минимальные розничные цены устанавливаются на уровне семидесяти пяти процентов от максимальных розничных цен, определяемых в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.

4. Порядок опубликования минимальных розничных цен табачной продукции устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой деятельности.

5. Реализация табачной продукции по цене, которая ниже минимальных розничных цен и выше максимальных розничных цен, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, запрещена.

Статья 14. Регулирование состава табачных изделий и регулирование раскрытия состава табачных изделий, установление требований к упаковке и маркировке табачных изделий

Регулирование состава табачных изделий и регулирование раскрытия состава табачных изделий, установление требований к упаковке и маркировке табачных изделий осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.

Статья 15. Просвещение населения и информирование его о вреде потребления табака и вредном воздействии окружающего табачного дыма

1. В целях сокращения спроса на табак и табачные изделия, профилактики заболеваний, связанных с потреблением табака, формирования ответственного отношения к здоровью и отрицательного отношения к потреблению табака осуществляются просвещение населения и информирование его о вреде потребления табака и вредном воздействии окружающего табачного дыма, которые включают в себя предоставление информации:

1) о преимуществах прекращения потребления табака;

2) об отрицательных медицинских, демографических и социально-экономических последствиях потребления табака;

3) о табачной промышленности.

2. Просвещение населения о вреде потребления табака и вредном воздействии окружающего табачного дыма осуществляется в семье, в процессе воспитания и обучения в образовательных организациях, в медицинских организациях, а также работодателями на рабочих местах.

3. Основные направления и цели просвещения населения определяются в рамках информационно-коммуникационной стратегии по борьбе с потреблением табака, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

4. Просвещение населения и информирование его о вреде потребления табака и вредном воздействии окружающего табачного дыма осуществляются, в частности, посредством использования информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также "горячих линий", способствующих прекращению потребления табака и лечению табачной зависимости, созданных и функционирующих в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

5. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может предусматриваться создание "горячих линий" или использование информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для обращений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц по вопросам нарушения законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака.

6. Информирование населения о вреде потребления табака и вредном воздействии окружающего табачного дыма осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления, в том числе посредством проведения информационных кампаний в средствах массовой информации.

7. Материалы, подготовленные органами государственной власти субъектов Российской Федерации для информирования населения о вреде потребления табака и вредном воздействии окружающего табачного дыма на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, подлежат согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, в установленном им порядке.

1. В целях сокращения спроса на табак и табачные изделия запрещаются:

а) распространение табака, табачных изделий среди населения бесплатно, в том числе в виде подарков;

б) применение скидок с цены табачных изделий любыми способами, в том числе посредством издания купонов и талонов;

в) использование товарного знака, служащего для индивидуализации табачных изделий, на других видах товаров, не являющихся табачными изделиями, при производстве таких товаров, а также оптовая и розничная торговля товарами, которые не являются табачными изделиями, но на которых использован товарный знак, служащий для индивидуализации табачных изделий;

г) использование и имитация табачного изделия при производстве других видов товаров, не являющихся табачными изделиями, при оптовой и розничной торговле такими товарами;

д) демонстрация табачных изделий и процесса потребления табака во вновь созданных и предназначенных для детей аудиовизуальных произведениях, включая теле- и видеофильмы, в театрально-зрелищных представлениях, в радио-, теле-, видео- и кинохроникальных программах, а также публичное исполнение, сообщение в эфир, по кабелю и любое другое использование указанных произведений, представлений, программ, в которых осуществляется демонстрация табачных изделий и процесса потребления табака;

е) организация и проведение мероприятий (в том числе лотерей, конкурсов, игр), условием участия в которых является приобретение табачных изделий;

ж) организация и проведение культурных, физкультурных, спортивных и других массовых мероприятий, целью, результатом или вероятным результатом которых является прямое или косвенное побуждение к приобретению табачных изделий и (или) потреблению табака (в том числе организация и проведение массовых мероприятий, в которых табачные изделия установлены в качестве призов);

з) использование фирменных наименований, товарных знаков и знаков обслуживания, а также коммерческих обозначений, принадлежащих табачным организациям, при организации и осуществлении благотворительной деятельности;

2) спонсорство табака.

2. Не допускается демонстрация табачных изделий и процесса потребления табака во вновь созданных и предназначенных для взрослых аудиовизуальных произведениях, включая теле- и видеофильмы, в театрально-зрелищных представлениях, в радио-, теле-, видео- и кинохроникальных программах, а также публичное исполнение, сообщение в эфир, по кабелю и любое другое использование указанных произведений, представлений, программ, в которых осуществляется демонстрация табачных изделий и процесса потребления табака, за исключением случаев, если такое действие является неотъемлемой частью художественного замысла.

3. При демонстрации аудиовизуальных произведений, включая теле- и видеофильмы, теле-, видео- и кинохроникальных программ, в которых осуществляется демонстрация табачных изделий и процесса потребления табака, вещатель или организатор демонстрации должен обеспечить трансляцию социальной рекламы о вреде потребления табака непосредственно перед началом или во время демонстрации такого произведения, такой программы.

4. Допускается демонстрация табачных изделий и процесса потребления табака при информировании населения о вреде потребления табака и вредном воздействии окружающего табачного дыма в средствах массовой информации при проведении информационных кампаний.

Статья 17. Оказание гражданам медицинской помощи, направленной на прекращение потребления табака, лечение табачной зависимости и последствий потребления табака

1. Лицам, потребляющим табак и обратившимся в медицинские организации, оказывается медицинская помощь, направленная на прекращение потребления табака, лечение табачной зависимости и последствий потребления табака.

2. Оказание гражданам медицинской помощи, направленной на прекращение потребления табака, включая профилактику, диагностику и лечение табачной зависимости и последствий потребления табака, медицинскими организациями государственной системы здравоохранения, муниципальной системы здравоохранения и частной системы здравоохранения осуществляется в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

3. Медицинская помощь, направленная на прекращение потребления табака, лечение табачной зависимости и последствий потребления табака, оказывается на основе стандартов медицинской помощи и в соответствии с порядком оказания медицинской помощи.

4. Лечащий врач обязан дать пациенту, обратившемуся за оказанием медицинской помощи в медицинскую организацию независимо от причины обращения, рекомендации о прекращении потребления табака и предоставить необходимую информацию о медицинской помощи, которая может быть оказана.

Статья 18. Предотвращение незаконной торговли табачной продукцией и табачными изделиями

1. Предотвращение незаконной торговли табачной продукцией и табачными изделиями включает в себя:

1) обеспечение учета производства табачных изделий, перемещения через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС или через Государственную границу Российской Федерации с государствами - членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС табачной продукции и табачных изделий, осуществления оптовой и розничной торговли табачной продукцией и табачными изделиями;

2) отслеживание оборота производственного оборудования, движения и распределения табачной продукции и табачных изделий;

3) пресечение случаев незаконной торговли табачной продукцией и табачными изделиями и привлечение к ответственности, в том числе конфискацию контрафактных, незаконно перемещенных через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС или через Государственную границу Российской Федерации с государствами - членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС табачной продукции и табачных изделий, оборудования, на котором были произведены контрафактные табачные изделия, их уничтожение в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Учет производства табачных изделий, перемещения через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС или через Государственную границу Российской Федерации с государствами - членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС табачной продукции и табачных изделий, осуществления оптовой и розничной торговли табачной продукцией и табачными изделиями, отслеживание оборота производственного оборудования, движения и распределения табачной продукции и табачных изделий осуществляются на основании данных таможенного и налогового учета, систем маркировки табачных изделий специальными и (или) акцизными марками и собственных систем учета производителей. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий анализ информации, указанной в настоящей статье, и порядок обмена информацией между контролирующими органами определяются Правительством Российской Федерации.

3. В целях предупреждения незаконной торговли табачной продукцией и табачными изделиями каждая пачка и каждая упаковка табачных изделий подлежат в обязательном порядке маркировке в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о техническом регулировании.

Статья 19. Ограничения торговли табачной продукцией и табачными изделиями

1. Розничная торговля табачной продукцией осуществляется в магазинах и павильонах. В целях настоящей статьи под магазином понимается здание или его часть, специально оборудованные, предназначенные для продажи товаров и оказания услуг покупателям и обеспеченные торговыми, подсобными, административно-бытовыми помещениями, а также помещениями для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже, под павильоном понимается строение, имеющее торговый зал и рассчитанное на одно рабочее место или несколько рабочих мест.

2. В случае отсутствия в населенном пункте магазинов и павильонов допускается торговля табачной продукцией в других торговых объектах или развозная торговля табачной продукцией.

3. Запрещается розничная торговля табачной продукцией в торговых объектах, не предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи, на ярмарках, выставках, путем развозной и разносной торговли, дистанционным способом продажи, с использованием автоматов и иными способами, за исключением развозной торговли в случае, предусмотренном частью 2 настоящей статьи.

4. Запрещается розничная торговля табачной продукцией с выкладкой и демонстрацией табачной продукции в торговом объекте, за исключением случая, предусмотренного частью 5 настоящей статьи.

5. Информация о табачной продукции, предлагаемой для розничной торговли, доводится продавцом в соответствии с законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей до сведения покупателей посредством размещения в торговом зале перечня продаваемой табачной продукции, текст которого выполнен буквами одинакового размера черного цвета на белом фоне и который составлен в алфавитном порядке, с указанием цены продаваемой табачной продукции без использования каких-либо графических изображений и рисунков. Демонстрация табачной продукции покупателю в торговом объекте может осуществляться по его требованию после ознакомления с перечнем продаваемой табачной продукции с учетом требований статьи 20 настоящего Федерального закона.

6. Не допускаются розничная торговля сигаретами, содержащимися в количестве менее чем двадцать штук в единице потребительской упаковки (пачке), розничная торговля сигаретами и папиросами поштучно, табачными изделиями без потребительской тары, табачными изделиями, упакованными в одну потребительскую тару с товарами, не являющимися табачными изделиями.

1) на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания образовательных услуг, услуг учреждениями культуры, учреждениями органов по делам молодежи, услуг в области физической культуры и спорта, медицинских, реабилитационных и санаторно-курортных услуг, на всех видах общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения (в том числе на судах при перевозках пассажиров по внутригородским и пригородным маршрутам), в помещениях, занятых органами государственной власти, органами местного самоуправления;

2) на расстоянии менее чем сто метров по прямой линии без учета искусственных и естественных преград от ближайшей точки, граничащей с территорией, предназначенной для оказания образовательных услуг;

3) на территориях и в помещениях (за исключением магазинов беспошлинной торговли) железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэропортов, морских портов, речных портов, на станциях метрополитенов, предназначенных для оказания услуг по перевозкам пассажиров, в помещениях, предназначенных для предоставления жилищных услуг, гостиничных услуг, услуг по временному размещению и (или) обеспечению временного проживания, бытовых услуг.

Статья 20. Запрет продажи табачной продукции несовершеннолетним и несовершеннолетними, потребления табака несовершеннолетними, а также вовлечения детей в процесс потребления табака

1. Запрещаются продажа табачной продукции несовершеннолетним и несовершеннолетними, вовлечение детей в процесс потребления табака путем покупки для них либо передачи им табачных изделий или табачной продукции, предложения, требования употребить табачные изделия или табачную продукцию любым способом.

2. В случае возникновения у лица, непосредственно осуществляющего отпуск табачной продукции (продавца), сомнения в достижении лицом, приобретающим табачную продукцию (покупателем), совершеннолетия продавец обязан потребовать у покупателя документ, удостоверяющий его личность (в том числе документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации) и позволяющий установить возраст покупателя. Перечень соответствующих документов устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

3. Продавец обязан отказать покупателю в продаже табачной продукции, если в отношении покупателя имеются сомнения в достижении им совершеннолетия, а документ, удостоверяющий личность покупателя и позволяющий установить его возраст, не представлен.

4. Не допускается потребление табака несовершеннолетними.

Статья 21. Государственный контроль в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака

Государственный контроль в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка, контролю и надзору в сфере здравоохранения, специальные функции по борьбе с контрабандой, контролю и надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе.

Статья 22. Мониторинг и оценка эффективности реализации мероприятий, направленных на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма и сокращение потребления табака

1. Мониторинг и оценка эффективности реализации мероприятий, направленных на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма и сокращение потребления табака, включают в себя:

1) проведение научных исследований, направленных на изучение причин и последствий потребления табака, действий по стимулированию продажи и потребления табака;

2) проведение санитарно-эпидемиологических исследований масштабов потребления табака;

3) установление показателей здоровья граждан и динамики сокращения потребления табака для разработки и реализации мероприятий по противодействию потреблению табака.

2. Мониторинг и оценка эффективности реализации мероприятий, направленных на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма и сокращение потребления табака, проводятся федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере официального статистического учета, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

3. Субъекты Российской Федерации участвуют в проведении мониторинга и оценки эффективности реализации мероприятий, направленных на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма и сокращение потребления табака, в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации и на основании соглашений о мониторинге и об оценке эффективности реализации указанных мероприятий с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

4. На основании результатов мониторинга и оценки эффективности реализации мероприятий, направленных на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма и сокращение потребления табака, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, осуществляются:

1) разработка мероприятий по противодействию потреблению табака, подлежащих включению в федеральные целевые программы охраны и укрепления здоровья граждан и в государственную программу развития здравоохранения;

2) информирование органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и населения о масштабах потребления табака на территории Российской Федерации и реализуемых и (или) планируемых мероприятиях по сокращению его потребления;

3) подготовка и представление доклада о выполнении Российской Федерацией Рамочной конвенции Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака.

Статья 23. Ответственность за нарушение настоящего Федерального закона

За нарушение законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака устанавливается дисциплинарная, гражданско-правовая, административная ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 24. Признание утратившими силу законодательных актов (отдельных положений законодательных актов) Российской Федерации

Признать утратившими силу:

1) Федеральный закон от 10 июля 2001 года N 87-ФЗ "Об ограничении курения табака" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 29, ст. 2942);

2) Федеральный закон от 31 декабря 2002 года N 189-ФЗ "О внесении дополнения в статью 10 Федерального закона "Об ограничении курения табака" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 1, ст. 4);

3) статью 50 Федерального закона от 10 января 2003 года N 15-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 2, ст. 167);

4) Федеральный закон от 1 декабря 2004 года N 148-ФЗ "О внесении изменений в статьи 3 и 6 Федерального закона "Об ограничении курения табака" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 49, ст. 4847);

5) статью 2 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 134-ФЗ "О внесении изменений в главу 22 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N31, ст. 3433).

Статья 25. Вступление в силу настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 июня 2013 года, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлены иные сроки вступления их в силу.

3. Пункты 3, 5, 6 и 12 части 1 статьи 12, часть 3 статьи 16, части 1-5, пункт 3 части 7 статьи 19 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 июня 2014 года.

4. Пункты 1 и 2 части 1 и часть 2 статьи 18 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 2017 года.

Об этом говорится в проекте отзыва правительства на поправки в антитабачный закон. В Минздраве ждут конкретизации, на какие именно общественные здания распространяется запрет.

«Из обосновывающих материалов к законопроекту неясно, каким образом было определено расстояние от входов в подъезды многоквартирных домов, на котором предполагается установить запрет курения табака, — 10 метров», — цитата из документа.

Депутат Госдумы, бывший главный санитарный врач России Геннадий Онищенко, уже одобрил законопроект о запрете курения около подъездов.

Напомним, законопроект, предлагающий запретить курение у подъездов многоквартирных домов, был вынесен на рассмотрение Госдумы Совфедом в июне 2017 года.

ФЗ-15 - что нового

А с 14 октября 2017 года вступили в силу новые антитабачные меры. Теперь курить на улице можно будет только в строго отведенных для этого местах. Там должны быть установлены специальные знаки и пепельницы.

Органы государственной власти субъектов России «вправе устанавливать дополнительные ограничения на курение табака в отдельных общественных местах и помещениях». Но улица не может считаться общественным местом или помещением.

При этом никотинозависимым в любом случае, согласно принятому еще в 2013 году антитабачному закону ФЗ-15, придётся держаться подальше от остановок общественного транспорта, детских, спортивных площадок и других мест, где могут оказаться некурящие.

Рабочий перекур

Местами для перекура должны, согласно новым поправкам в законе, озаботится, в частности, работодатели. Теперь уличная курилка должна соответствовать новым требованиям: иметь надпись «Место для курения», пепельницу, а в темное время суток быть хорошо освещена.

Работодатели могут организовать курилку и в помещении, но при ряде условий:

Во-первых, это не должны быть учреждения здравоохранения, образования, культуры и спорта, то есть те, что перечислены в антитабачном законе от 2013 года.

Во-вторых, офисная курилка должна находиться не на производственной территории.

В-третьих, эти изолированные помещения должны соответствовать всем нормативам: оборудованы вентиляцией, системой пожаротушения и пепельницами.

Согласно новым поправкам, собственники квартир могут за общий счет организовать курилку в подъезде. На ней тоже нужно повесить знак «Место для курения», а внутри поставить пепельницы, огнетушитель, а также обеспечить искусственное освещение и, главное, качественную приточно-вытяжную систему вентиляции, которая не даст дыму просочиться на общую территорию.

Штрафные санкции


Суть закона о запрете курения в общественных местах

В июне 2013 года президент Владимир Путин подписал антитабачный закон.

"Федеральный закон принят в целях реализации в российском законодательстве положений рамочной конвенции Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака, ратифицированной Российской Федерацией в 2008 году, и регулирует отношения, возникающие в сфере охраны здоровья населения от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака", — говорится в сообщении Кремля.

Законопроект о курении призван решить сразу несколько задач:

– разграничить курящих от некурящих, защитив интересы последних;
– позаботиться о состоянии здоровья граждан, не приобщенных к курению.

Законом, в частности, запрещено табачным компаниям проводить лотереи и спонсировать фестивали. Кроме того, сигареты убрали с витрин и прилавков, заменив прейскурантом на табачную продукцию.

Также под запрет попала продажа электронных сигарет и жевательной табачной смеси.

Где курить нельзя

С 1 июня 2014 года в России вступила в силу вторая, и более существенная, часть «антитабачного» закона. Курить запретили в барах, ресторанах, кафе, на платформах вокзалов, в аэропортах, электричках и всем общественном транспорте.


Где курить можно

К разрешенным объектам относятся:

- Дом, квартира, прочая недвижимость, оформленная в собственность на вас.

Транспортное средство, если оно в этот момент не передвигается.

На улице по дороге от одного общественного места к другому (смотри перечень выше).

В специально оснащенном помещении для курения.

С 14 октября 2017 года курить на улице можно только в строго отведенных для этого местах, где есть специальные знаки и пепельницы.

Что касается новомодного раскуривания кальянов, они разрешены только в специально оборудованных комнатах баров и ресторанов.

Закон о курении и электронные сигареты, вейпы и кальяны

В марте 2017 года Роспотребнадзор предложил Госдуме включить парогенераторы (вейпы) в законопроект, который приравнивает электронные сигареты и кальян к табаку. И соответственно, применять к устройствам все запреты, действующие в отношении табака.

В документе вводятся понятия «электронное курительное изделие» и «кальян», устанавливаются ограничения их использования в ряде мест, а также предусматривается ответственность за вовлечение детей в курение. За нарушения предусмотрено наказание в виде штрафа до трех тысяч рублей.

В законопроекте также идет речь о запрете на продажу электронных сигарет и кальянов несовершеннолетним. За несоблюдение ограничений в сфере торговли на должностных и юридических лиц предлагается налагать штрафы.

Статистика

По данным Росстата за первое полугодье 2017 года, курит почти половина россиян – 40%. Средний возраст курильщиков – от 19 до 44 лет.

Большинство курящих (60%) мужчины. 20% от общего числа курильщиков – женщины. Практически у каждой четвертой девушки в возрасте от 20 до 30 лет в сумочке лежит пачка сигарет.

Если сравнивать значения со статистикой, представленной Росстатом 10 лет назад, количество курящих россиян увеличилось на 450 000 человек. В среднем гражданин России ежедневно выкуривает около 10 сигарет.

Антитабачный закон - перспективы

По данным Совета Федерации, сейчас в работе находится документ, который состоит из следующих положений:

– Фиксировать в стране все изготовленные и ввезенные табачные изделия, а также контролировать движение табачной продукции по регионам Российской Федерации.
– Ввести контроль за изготавливаемым оборудованием, применяемым для производства сигарет.
– Контролировать управление подлинностью акциза и специальных марок, применяемых в ряде табачной продукции.

"Фонтанка" напоминает: курение опасно для вашего здоровья!

Курение - это очень плохая привычка, которая приводит к зависимости и проблемам со здоровьем. Правительство Российской Федерации упорно борется с любителями никотина, и именно поэтому были приняты законы о запрете курения в общественных местах. Многие о них слышали, но мало кто знает все поправки и размеры штрафов. В этой статье мы наиболее подробно разберем законы, касающиеся курильщиков, а также суммы денежных взысканий с нарушителей.

О законопроекте

23.02.2013 года был принят закон о запрете курения в РФ. Он имеет официальное название № 15-ФЗ. В нем идет речь об охране здоровья и окружающей среды от воздействия табачного дыма. Стоит отметить, что некоторые пункты законопроекта вступили в силу только через год после его непосредственного принятия. Например, поправки про повышение налогообложений на табачную продукцию, а также минимальные и максимальные цены на сигареты вступили в силу только в январе 2014 года.

В июле 2014-го закон о запрете курения в общественных местах РФ усовершенствовали. Были приняты поправки, которые касаются незаконной торговли табачными изделиями. Однако в силу они вступят только в следующем, 2017 году.

Цели законопроекта

По статистике Министерства здравоохранения ежегодно от онкологических и множества других серьезных заболеваний легких умирает около полумиллиона граждан Российской Федерации. Множество проблем со здоровьем вызвано пассивным или же активным курением. Данная цифра шокирует. Именно как следствие тенденции роста числа курильщиков правительство приняло законопроект о запрете курения в общественных местах. По их мнению, он должен стать толчком для сокращения числа курящих, а также обеспечивать пропаганду здорового образа жизни среди подрастающего поколения.

Целями законопроекта являются, как мы уже говорили ранее, сокращение числа курильщиков, исключение незаконных точек продаж табачной продукции, а также улучшение общего состояния окружающей среды и охрана жизнедеятельности некурящих граждан. Несмотря на поставленные цели, эксперты считают, что первые результаты работы закона можно будет увидеть только спустя как минимум пять лет.

Где именно нельзя курить?

Закон о запрете курения в общественных местах подразумевает перечень зон, в которых запрещено использовать табачные изделия. Несоблюдение норм закона влечет за собой немалые денежные взыскания за его нарушение. С июня 2013 года на территории Российской Федерации запрещено курить ближе, чем на 15 метров от всех видов вокзалов, морских, речных и авиационных портов, метрополитенов. На все остальные территориальные категории распространяется меньшее ограничение, о котором мы сейчас и поговорим.

Санатории, больницы, общественный транспорт, помещения многоэтажных домов, пляжи, детские площадки, образовательные или культурные учреждения - это места, где действует запрет курения в общественных местах (закон). 5 метров от помещений - это то расстояние, на котором действует данная норма. Нарушитель обязан будет оплатить штраф.

Курение в многоквартирном доме

Довольно часто курильщики имеют ошибочное мнение, что дымить в подъездах разрешено, поскольку это частная собственность. Однако все не так. Подъезд - это государственная собственность, которая считается общественным местом. Полагаем, каждому известно, что в любом указе существуют исключения. Закон о курении в общественных местах РФ также их имеет. Курить в многоквартирном доме разрешено, если в нем есть отдельное закрытое помещение с хорошей вентиляцией и разрешается использовать его под курилку.

Кто следит за соблюдением этих норм?

По сегодняшний день в общественных местах РФ совершенствуется и дополняется. Несмотря на то что он существует уже третий год, не все знают, кто именно должен следить за соблюдением указанных в нем норм.

Правительство пока не создало отдельную организацию, которая будет штрафовать незаконных курильщиков, однако давно уже задумалось об этом. Пока новая структура, которая будет следить за исполнением закона, не создана, за курящими наблюдает полиция. Депутат Государственной Думы Олег Нилов считает, что в первую очередь за исполнением закона должны следить сами же граждане. Он советует россиянам при виде курящего незамедлительно обращаться к полицейскому. Также Нилов рекомендует зафиксировать невыполнение норм на камеру. На данный момент из ста процентов нарушителей наказывается только пятнадцать.

Нилов считает, что если бы больше граждан России реагировало на подобные нарушения, то закон оказался бы более действенным.

Размер денежных взысканий

Три года назад был принят закон о курении в общественных местах. Штрафы разработали только спустя год. Олег Нилов считает, что главное - это не размер денежного взыскания, а необратимость оплаты. Давайте более подробно рассмотрим, какие штрафы ожидают нарушителей. За курение на детской площадке или рядом с ней придется заплатить от двух до трех тысяч рублей. Такая же сумма актуальна и для других территорий, в отношении которых действует этот запрет.

Как и алкоголь, сигареты запрещено покупать и употреблять лицам, которые не достигли совершеннолетия. Подросток, не соблюдающий требования нормативного акта, будет наказан штрафом в размере трех-пяти тысяч рублей. Также денежное взыскание грозит и продавцу. Сумма составит от 30 до 50 тысяч рублей.

Мало кому известно, но законы о запрете курения в общественных местах предусматривают штрафные санкции и для тех, кто знакомит подростка с вредной привычкой. Сумма такого взыскания обычно составляет от одной до двух тысяч рублей. Если гражданин демонстрирует аудио или видео с упоминанием табачных изделий подростку, то он обязан оплатить штраф, который составит 20-200 тысяч рублей.

По мнению правительства, шагом к современному обществу является закон о запрете курения в общественных местах. Штрафы должны научить курильщиков ценить здоровье не только своё, но и окружающих. Под жесткий контроль попадают и общественные заведения. В случае если организация не полностью соблюдает рекомендации относительно обустройства то на нее налагается штраф в размере от 20 до 80 тысяч рублей. За соблюдением норм обязан следить участковый полицейский и при любом нарушении незамедлительно принимать меры.

Мнение помощника премьер-министра

Помощник премьер-министра Российской Федерации поддержал запрет курения в общественных местах. Россия, по его мнению, становится действительно цивилизованной страной, в которой ценят свое здоровье. Онищенко подчеркивает, что курение уносит жизни миллионов. Законы о запрете курения в общественных местах, по его мнению, - лучший вариант в борьбе со злом. Он считает, что это медленный яд, и с ним нужно бескомпромиссно бороться.

Законы о курении в общественных местах за рубежом

Если Россия только делает первые шаги на пути к здоровому образу жизни без курения, то во многих других странах борьба идет уже более десяти лет. Например, в Америке и Великобритании за использование табачных изделий в неположенных местах нарушитель будет обязан оплатить штраф размером от одной до двух тысяч долларов.

Законы о курении в особо тщательно контролируют в Греции и Японии. Там штраф нарушителю может составить от трех тысяч долларов. Удивительно, но в Японии существует список улиц, на которых полностью запрещено курить.

Сигареты из-под прилавка

Нарушение законопроекта, о котором сейчас пойдет речь, встречается наиболее часто. Мало кто знает, но закон № 15-ФЗ запрещает торговым точкам выкладывать табачные изделия на витрину. Правительство рекомендует держать сигареты под прилавком, а на общее обозрение представить только ценник. На нем не должно быть изображений, только название и цена.

Спустя три года

В 2013 г. были приняты законы о запрете курения в общественных местах, но принесли ли они обществу пользу, которую ожидало правительство и некурящая часть населения? Как мы говорили ранее, статистику можно будет узнать только через пять лет, но тем не менее некоторые изменения все же есть. О них и поговорим.

Эксперты считают, что еще рано делать выводы, однако стоит отметить, что курящих людей стало меньше. Значительно упал процент курящих подростков. Если раньше они могли затянуться за углом школы, то сейчас за этим тщательно следит участковый полицейский.

Неточность в законопроекте

Опытный юрист Тимур Бондарев считает, что законопроект составлен не совсем корректно. Как мы помним, нормативный акт запрещает курить в помещениях ресторанов и кафе. Однако сама трактовка помещения не представлена. Поэтому нарушение можно с легкостью оспорить. По его мнению, закон нужно дорабатывать, чтобы в дальнейшем не сталкиваться с разногласиями.

Мнение граждан Российской Федерации

Изучив все отзывы, можно сделать вывод, что мнения о принятом законе разделились. Чаще всего некурящие жители поддерживают нововведение, а вот курильщики реагируют по-разному. Чаще всего они против такого запрета.

Делаем выводы

Закон № 15-ФЗ вступил в силу не так давно, лишь три года назад. Глобальные выводы делать рано, но стоит признать, что улучшения все же есть. Прекратилась не только пропаганда табачных изделий по телевидению, но и их открытая продажа. Это привело к снижению числа курильщиков, среди которых есть и подростки. Будем надеяться, что это только начало, и закон принесет пользу обществу, в том числе подрастающему поколению.

Был принят в 2013 году. Он входит в перечень мероприятий, принятых по уменьшению количества . В России около 40 % населения страдают из-за табачной зависимости.
недавно претерпел ряд изменений. Были расширены ограничения и теперь о местах, где запрещен сигаретный дым, должен узнать каждый.

Найди ответ

Мучает какая-то проблема? Нужно больше информации?
Введите в форму и нажмите Enter!

О законе

Государство всерьез обеспокоено массовым распространением никотина среди граждан страны. Курение недаром называют эпидемией 21 века.

Ежегодно от активного или пассивного курения умирает около трехсот тысяч жителей России. Страдают от вредных веществ курильщики, те, кто находится рядом с ними.

По последним опросам в 2017 году курит почти половина населения – 40%. По количеству курящих Россия обогнала страны Европы и находится на 4 месте.

В среднем зависимый от никотина человек выкуривает за год 2790 сигарет, из-за чего прямо на глазах растет количество смертей от раковых и сердечных заболеваний.

Правительство пытается повлиять на ситуацию с помощью ужесточения закона о запрете курения. Условия продажи табачной продукции были серьезно ужесточены.

Если раньше маленькие магазинчики жили в основном за счет продажи сигарет, сейчас это перестало быть основным источником их дохода. Продажу никотин содержащей продукции повально запретили в большей части ларьков.


Исключение составляют супермаркеты и большие продуктовые сети. Но и в них запрещена любая демонстрация продукции и все маркетинговые приемы, призванные рекламировать сигареты.

Не разрешено даже вывешивать в открытый доступ муляжи, теперь их держать в закрытых боксах, открывая только по просьбе покупателей.

Несмотря на активные меры по сокращению курящих, по мнению экспертов, положительные тенденции по их сокращению можно будет увидеть не раньше, чем через 5 лет.

Но власти не прекращают “закручивать гайки”. В текущем 2017 году в Федеральный закон о запрете курения внесли новые поправки.

Тест для курильщиков

Где нельзя курить

По закону употреблять табак нельзя в любых общественных местах, к которым, относятся пространства и здания, доступные для людей. Это магазины, офисы, поликлиники, школы и пр. Все помещения, к которым есть неограниченный доступ.

Но законодательная часть вопроса все же смутно описывает это определение. Чтобы понять, что к чему, нужно обратиться к подробному списку ограничений.

  • В спортивных учреждениях, заведениях культурного и социального назначения;
  • В больницах, поликлиниках, санаторно-курортных и лечебных местах;
  • В транспорте (метро, такси, троллейбусах и автобусах);
  • На транспортных узлах, к которым относятся , вокзалы, остановки;
  • На площадках и территориях детских садов;
  • На пляжах;
  • В любых жилых помещениях, включая гостиницы и отели;
  • В магазинах, на рынках;
  • На автомобильных заправках;
  • На работе (кроме мест, в которых есть специально выделенные зоны);
  • В помещениях органов власти;

Больше всего внимания уделяется тем местам, на которых находятся дети: это детские площадки и школы, разные заведения дополнительного образования и больницы.

При курении на игровой площадке, необходимо быть готовым к осуждению со стороны мам, весомому . При обнаружении учеников школы за сигаретой, директор должен будет выплатить огромный штраф за провинность подопечных.

Пройди тест для курящих

Курение в кафе и ресторанах

Курение не разрешено и там, где люди обедают, ужинают и завтракают вне дома: кафе и ресторанах, в барах.

Поправка, отменяющая право курильщиков дымить в заведениях общественного питания, вступила в силу в июне 2014 и вызвала недовольство некоторой части населения. Они выступали за отмену ограничений, но таких было меньшинство.

Большая же часть посетителей мест общественного питания, клубов и баров рады, что теперь можно спокойно провести время, не опасаясь насквозь пропахнуть сигаретным дымом.

Но до сих пор любители подымить за чашечкой кофе или более крепких напитков спрашивают, как обойти закон. Сделать это невозможно. На территории кафе, баров и ресторанов курение запрещено.

Бывает, что в них существуют изолированные помещения, аналогичные кабинкам в аэропортах. Но тогда они должны соответствовать целому списку требований, возможность соблюдать который есть не у каждой компании.

Некоторые полагают, что “отвести душу” можно на открытых верандах. Вокруг летних террас разгорается много споров. Некоторые считают, что раз эта часть заведения находится на улице, то и соблюдать правила закона о курении не имеет смысла.

Другие выступают за признание открытых террас общественным местом, на котором курение запрещено, ведь рядом в это время находятся другие люди.

Вредный дым не полностью рассеивается в условиях близкой посадки и им приходится его вдыхать. Но Законодательство не может дать четкого ответа на этот вопрос, в Законе не прописано определения “помещения”.

Кальяны попадают под запрет, но их употребление вызывает много споров. Понять, какая смесь находится в кальяне (с табаков или без), возможно только с помощью взятия проб дыма и воздуха.

А это “следы на воде”, которые невозможно доказать. Практика с курением кальяна сохраняется сейчас во многих ресторанах.

Специальные места для курильщиков по ФЗ 15

Федеральный Закон №15 имеет 2 стороны медали. С одной из них он защищает права некурящих граждан своей страны. Но ущемляет конституционные права людей, курящих табак.

По Конвенции о правах человека, ущемление по любым признакам (и курению) запрещено. Желая найти компромисс между двумя сторонами, правительство внесло поправку об обязательном создании мест для курения.

Их можно организовывать в аэропортах, на рабочих местах, если штат сотрудников более 200 человек, в многоэтажных домах, на кораблях дальнего плавания и на открытом воздухе.

Поправку приняли еще в 2013 году, не все спешат выполнить ее ограничения. Возле больниц, поликлиник, и магазинов до сих пор можно встретить людей, предающихся пагубной привычке, несмотря на запрещающие знаки.

Если предприятие или организация решили организовать выделенное место для курения, оно должно удовлетворять ряд правил.

Требования к курительным местам

Требования к “курилкам” определены Министерством здравоохранения еще в июле 2013 года.

Помещения должны иметь:

  • Дверь или другую преграду, которая не допустит попадания дыма в соседние помещения;
  • Знак в виде сигареты в красном круге, предупреждающий о входе в зону курения;
  • Пепельницы;
  • Огнетушитель;
  • Искусственное освещение
  • Систему вентиляции, обеспечивающую воздух с содержанием вредных веществ, не превышающих допустимые нормы;
  • Брошюры о вреде .

Для изолированных мест на улице требования немного различаются.


Они должны быть оборудованы:

  • Наклейкой со знаком “Место для курения”;
  • Пепельницами;
  • Искусственным освещением;
  • Брошюрами о заболеваниях, вызванных курением;
  • Огнетушителем, которым можно было бы воспользоваться в случае воспламенения.

Несмотря на сложность исполнения, все условия логичны и поддаются объяснению. Изолированность помещений служит для защиты некурящих граждан.

Информация о негативных последствиях курения является часть борьбы с ростом табачной зависимости и, возможно, поможет некоторым отказаться от нее.

Освещение и пепельницы, как и огнетушитель, нужны для безопасности людей, находящихся внутри зоны курения. Эти требования призваны защитить и обезопасить людей от последствий

Видео

Штраф за нарушение закона

Ограничения в Законе № 15-ФЗ серьезны и, естественно, не все жители нашей страны в восторге от их принятия. Нередки нарушения ограничений.

Вы наверняка не раз сталкивались с любителями “подымить” в парадной, на остановке или детской площадке. Что же ожидает нарушителей?

Сразу оговоримся, что за нарушение правил уголовного наказания не будет. За неправильный выбор места для курения гражданин России должен будет заплатить только административный штраф.

Размер его зависит от условий правонарушения:

  • При курении в неположенном месте, представитель закона имеет право выписать штраф в размере от 500 р. До 1 500 р.;
  • За нарушение Закона на детской площадке, штраф будет достигать 2-3 тысяч рублей;
  • При явном вовлечении несовершеннолетнего или пропаганде курения, правонарушителя оштрафуют на сумму около 2 тысяч рублей;
  • При курении дома в присутствии несовершеннолетних детей, родители нарушают закон и должны заплатить 2-3 тысячи рублей административного штрафа.

Начиная с 2013 года, в России выписано более 100 000 административных штрафов. Большая их часть приходится на территорию таких крупных городов, как Москва, Петербург, Нижний Новгород.

Кафе и рестораны серьезно обеспокоены потерей клиентов, не представляющих себе отдых без сигарет. Не каждому по душе каждый раз бежать на улицу, когда рука тянется за куревом. Но серьезные штрафы для заведений общественного питания заставляют воспринять законодательство всерьез.

Величина штрафов составляет:

  • Для администрации заведений – от 10 000 до 25 000 рублей;
  • Собственникам – от 160 000 до 600 000 рублей.

Куда и кому жаловаться

Несмотря на серьезность ограничений, нарушать закон умудряются направо и налево. Найти управу на активных курильщиков иногда бывает непросто. Курящий посреди человек вряд ли станет дожидаться приезда уполномоченных органов.

А доказать правонарушение постфактум будет сложно. Но, при составлении жалобы, ваше заявление обязаны рассмотреть и принять меры по пресечению противоправных действий.

Жаловаться на курение в ресторанах и кафе надо администрации того учреждения, в котором вы находитесь. Если вам надоели курящие люди на площадках, в лифтах и , помочь вам сможет полиция и участковый.

В Росздравнадзор нужно обращаться при несоблюдении правил Закона в поликлиниках и больницах. В Роспотребнадзор следует заявлять, если вы обнаружили курящих на территории школы или иного учебного заведения.

Право взимания штрафа

С размерами штрафов все ясно, но непонятно кто имеет право их выписывать. Если в помещении нарушены нормы пожарной безопасности, составить протокол о правонарушение может государственный пожарный надзор или лица по контролю здравоохранения.

Ответственность станет уголовной, при условии, что ненадлежащее исполнение требований Закона станет причиной пожара.

Кроме органов ФГПН наказывать правонарушителей имеют право:

  • Полиция;
  • Начальники территориальных управлений;
  • Участковые;
  • Дежурные на транспорте (если нарушение происходит в дороге);
  • Органы санитарно-эпидемиологического надзора, сотрудники по контролю жилищного фонда.

Места, в которых курить разрешено

Кроме перечня запрещенных мест, закон освещает и “легальные”.

Не попадает под ограничения Закона только небольшой перечень помещений:

  • Огороженные места на открытом воздухе или в помещениях, сигаретный дым не должен попадать в жилые пространства;
  • Собственность, в которую входит дом, квартира, автомобиль, гараж и пр.;

В автомобиле можно курить, только если он стоит на стоянке не ближе, чем в 15 метрах от домов и кафе. Не забывайте и о том, что куря при несовершеннолетних детях в квартире, вы нарушаете сразу несколько позиций Закона.

После таких серьезных ограничений уже не выйдешь на лестницу или в кафе с зажжённой сигаретой. Это влияет на комфорт курильщиков, но вот повлияет ли на количество потребляемых сигарет, сможет показать только время.

Другие меры по сокращению количества курящих

Закон о запрете курения одна веха в масштабной “борьбе” против вредной привычки миллионов.

Кроме ограничительных мероприятий, в России проводится ряд мер:

  1. Масштабные социальные акции, пропагандирующие здоровый образ жизни.
  2. Стоимость сигарет растет в геометрической прогрессии, а их реклама запрещена в любых средствах массовой информации. Если совсем недавно еще можно было увидеть персонажа сериала или фильма с зажжённой папиросой, теперь эти места подвержены цензуре или вырезке.
  3. Табачным компаниям запрещено спонсировать спортивные мероприятия, а налоги для них существенно возросли.
  4. Каждый нуждающийся в медицинской или психологической поддержке, может бесплатно получить качественную помощь при избавлении от никотиновой зависимости.

Курение является серьезной зависимостью, ведущей к проблемам со здоровьем и осложнениям. Снижается концентрация внимания, ухудшается состояние кожи, волос, сердечной и легочной системы человека.

Несмотря на строгость, большинство людей принимают закон. Курение серьезно влияет на самочувствие людей. А здоровье нации – серьезный повод предпринять решительные шаги в ограничении курения.

И меры, направленные на оповещение населения о вреде табака, сокращение продаж, штрафы за пропаганду и курение полностью оправданы. Многие страны придерживаются точно такой же политики на своих территориях.

5 ( 40 голосов )

1. Для предотвращения воздействия окружающего табачного дыма на здоровье человека запрещается курение табака (за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи):

1) на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания образовательных услуг, услуг учреждениями культуры и учреждениями органов по делам молодежи, услуг в области физической культуры и спорта;

2) на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания медицинских, реабилитационных и санаторно-курортных услуг;

3) в поездах дальнего следования, на судах, находящихся в дальнем плавании, при оказании услуг по перевозкам пассажиров;

4) на воздушных судах, на всех видах общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения (в том числе на судах при перевозках пассажиров по внутригородским и пригородным маршрутам), в местах на открытом воздухе на расстоянии менее чем пятнадцать метров от входов в помещения железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэропортов, морских портов, речных портов, станций метрополитенов, а также на станциях метрополитенов, в помещениях железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэропортов, морских портов, речных портов, предназначенных для оказания услуг по перевозкам пассажиров;

5) в помещениях, предназначенных для предоставления жилищных услуг, гостиничных услуг, услуг по временному размещению и (или) обеспечению временного проживания;

6) в помещениях, предназначенных для предоставления бытовых услуг, услуг торговли, общественного питания, помещениях рынков, в нестационарных торговых объектах;

7) в помещениях социальных служб;

8) в помещениях, занятых органами государственной власти, органами местного самоуправления;

9) на рабочих местах и в рабочих зонах, организованных в помещениях;

10) в лифтах и помещениях общего пользования многоквартирных домов;

11) на детских площадках и в границах территорий, занятых пляжами;

12) на пассажирских платформах, используемых исключительно для посадки в поезда, высадки из поездов пассажиров при их перевозках в пригородном сообщении;

13) на автозаправочных станциях.

2. На основании решения собственника имущества или иного лица, уполномоченного на то собственником имущества, допускается курение табака:

1) в специально выделенных местах на открытом воздухе или в изолированных помещениях, которые оборудованы системами вентиляции и организованы на судах, находящихся в дальнем плавании, при оказании услуг по перевозкам пассажиров;

2) в специально выделенных местах на открытом воздухе или в изолированных помещениях общего пользования многоквартирных домов, которые оборудованы системами вентиляции.

3) в специально выделенных изолированных помещениях, которые оборудованы системами вентиляции и организованы в аэропортах в зонах, предназначенных для нахождения зарегистрированных на рейс пассажиров после проведения предполетного досмотра, и зонах, предназначенных для пассажиров, следующих транзитом, таким образом, чтобы была исключена возможность наблюдения за курением табака из других помещений.

3. Требования к выделению и оснащению специальных мест на открытом воздухе для курения табака, к выделению и оборудованию изолированных помещений для курения табака устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, и должны обеспечивать соблюдение установленных в соответствии с санитарным законодательством Российской Федерации гигиенических нормативов содержания в атмосферном воздухе веществ, выделяемых в процессе потребления табачных изделий.

4. Для лиц, находящихся в следственных изоляторах, иных местах принудительного содержания или отбывающих наказание в исправительных учреждениях, обеспечивается защита от воздействия окружающего табачного дыма в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

5. Для обозначения территорий, зданий и объектов, где курение табака запрещено, соответственно размещается знак о запрете курения, требования к которому и к порядку размещения которого устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

6. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные ограничения курения табака в отдельных общественных местах и в помещениях.



Понравилась статья? Поделитесь ей