Контакты

Ментальность: сопряжение языка, сознания и культуры. Менталитет и его выражение в этнической картине мира Духовность как качественная характеристика менталитета научные статьи

Таким образом, обзор основных подходов к рассмотрению категорий менталитет и ментальность указал на диалектическую взаимосвязь указанных понятий. В то же время, в силу частой идентичности в употреблении данных понятий возможно использование их как синонимов.

Понятия менталитет и ментальность в современной научной литературе все чаще используются при культурфилософском анализе социальной действительности, цивилизационных процессов, культуры в целом. Если понятие «цивилизация» используется для обозначения конкретного общества с его общими и специфическими чертами, а понятие «культура» – для характеристики общих и специфических черт деятельности людей в этом конкретном обществе, то понятие менталитет и ментальность в этом контексте выражают, прежде всего, духовный мир общества и человека как личности.

Ментальность можно определить как сформированную под влиянием географических и социокультурных факторов систему стереотипов поведения личности, ее чуственно-эмоциональных реакций и мышления, являющуюся выражением иерархически соподчиненных приоритетов и культурных ценностей. Понятие ментальности как всякое научное понятие – есть результат определенной абстракции и его нельзя полностью отождествлять с поведением и мышлением каждого отдельного индивида.

Ментальность как коллективно-личностное образование представляет собой устойчивые духовные ценности, глубинные установки, навыки, автоматизмы, латентные привычки, долговременные стереотипы, рассматриваемые в определенных пространственно-временных границах, являющиеся основой поведения, образа жизни и осознанного восприятия тех или иных явлений действительности. Это особая «психологическая оснастка» (М. Блок), «символические парадигмы» (М. Элиаде), «господствующие метафоры» (П. Рикер), наконец, «архаические остатки» (З. Фрейд) или «архетипы» (К. Юнг), «...присутствие которых не объясняется собственной жизнью индивида, а следует из первобытных врожденных и унаследованных источников человеческого разума».

В своей сущности ментальность представляет собой исторически переработанные архетипические представления, через призму которых происходит восприятие основных аспектов реальности: пространства, времени, искусства, политики, экономики, культуры, цивилизации, религии. Рассмотрение ментальных особенностей сознания той или иной социальной группы позволяет проникнуть в «скрытый» слой общественного сознания, более объективно и глубоко передающий и воспроизводящий умонастроения эпохи, вскрыть глубоко укоренившийся и скрытый за идеологией срез реальности - образов, представлений, восприятий, который в большинстве случаев остается неизменным даже при смене одной идеологии другой. Это объясняется большей, по сравнению с идеологией, устойчивостью ментальных структур.

Еще Ж. Ле Гофф отмечал, что «менталитеты изменяются более медленно, чем что-нибудь другое, и их изучение учит, как медленно шествует история». Если идеология, с теми или иными отклонениями, в целом развивается поступательно, так сказать линейно, то в рамках ментальности представления изменяются в форме колебаний различной амплитуды и вращений вокруг некой центральной оси. В основе подобного движения и развития ментальности лежит определенный образ жизни. \

Итак, ментальность - весьма насыщенное содержанием понятие, отражающее общую духовную настроенность, образ мышления, мировосприятие отдельного человека или социальной группы, недостаточно осознанное, большое место в котором занимает бессознательное.

1.2. Ментальные характеристики культуры

Ментальными характеристиками культуры называются такие глубинные структуры, которые определяют на протяжении длительного времени ее этническое или национальное своеобразие. Мы уже отмечали, что как правило, черты, представляющие ментальные характеристики той или иной культуры, в отличие от идеологических, социально-политических, религиозно-конфессиональных и иных факторов, отличаются большой стабильностью и не изменяются столетиями. Более того, ментальные характеристики культуры, даже претерпевая некоторые изменения в ходе истории, все же остается в своей основе постоянным, что позволяет идентифицировать культуру на всем ее историческом пути - от зарождения до расцвета. Так, национальное своеобразие русской культуры узнаваемо и на стадии Крещения Руси, и в период монголо-татарского ига, и в царствование Ивана Грозного, и во время петровских реформ, и при жизни Пушкина, и в серебряный век, и при советской власти, и в эмиграции, и на современном этапе развития России.

Среди основных ментальных характеристик культуры выделяются духовные ценности как главный элемент культуры, а опыт жизнедеятельности людей напрямую влияет на них. Ценность является не свойством какой-либо вещи, а сущностью и одновременно условием полноценного бытия человека. Концептуальный анализ идей и подходов к проблеме ценностей и ценностных ориентаций личности показывает, что в сложной системе этих важнейших детерминант человеческой жизнедеятельности достаточно весомое место занимают религиозно-духовные и традиционные ценности. Традиционные ценности – это представление, о том, что привычный образ жизни, образ мышления, привычные цели существования и способы поведения предпочтительнее других. В качестве примера можно привести такие русские ментальные характеристики как сострадание и любовь к другим, вера, духовность, мудрость, психологическая и интеллектуальная восприимчивость, чувство национального самосохранения, правда, истина и красота.

Определенную роль в формировании ментальных характеристик культуры играют природные (ландшафтные, климатические, биосферные) факторы. Великий русский историк В. Ключевский не случайно свой Курс русской истории начинает с анализа русской природы к ее влияния на историю народа: именно здесь закладываются начала национального менталитета и национального характера русских.

Образцы поведения, ценностные ориентиры обычно задаются в рамках ментальности образованной части общества, а затем, отчасти упрощаясь, постепенно проникают в ментальность народа, закрепляясь в ней на долгие годы, десятилетия и даже века. Социальная дифференциация ментальностей отражает существующее в обществе разделение на общественные группы с присущими им материальными интересами, образом жизни и т.п. Например, крестьянской ментальности прошлого столетия в России был присущ больший консерватизм, чем ментальности образованных классов, и даже ранние по времени крестьянские восстания можно охарактеризовать как консервативные, ибо их идеалы находились не в будущем (как у интеллигенции), а в прошлом. Далее, крестьянской ментальности, формирующей и моделирующей поведение ее носителей, были присущи коллективные страхи, фантазии, отдельные и довольно жестокие проявления фанатизма и жестокости, что объяснялось тяжелыми условиями крестьянской жизни - бедностью, голодом, эпидемиями, высокой смертностью. Но, в отличие от бытующих мнений о «крестьянской массе», русскому крестьянину было присуще осознание своего особого «я», напряженное восприятие соотношения вечности и временности бытия при общей ориентации на христианские ценности. Воспроизводя шаг за шагом крестьянскую ментальность, можно постепенно сконструировать и образ жизни крестьянина, его духовный и материальный мир. Этот же метод лежит в основе анализа духовного мира интеллигенции.

Ментальность отражает тот пласт общественного и индивидуального сознания, в котором фактически отсутствуют систематизация, рефлексия и саморефлексия, а отдельные идеи являются не результатом деятельности индивидуального сознания, а представляют собой неосознанно и автоматически воспринятые установки, общие в целом для той или иной эпохи и социальной группы, обусловленные коллективными детерминантами представления и верования, традиции, имплицитно содержащиеся в сознании ценности, установки, мотивы и модели поведения, лежащие в основе рационально построенных и логически осмысленных концепций, теорий, идеологических систем.

Глава 2. Ментальные характеристики русской культуры

2.1. Доминантные ментальные особенности культуры русского человека

Ментальные характеристики русской культуры характеризуются целым рядом специфических особенностей, которые обусловлены тем, что любая попытка представить русскую культуру в виде целостного, исторически непрерывно развивающегося явления, обладающего своей логикой и выраженным национальным своеобразием, наталкивается на большие внутренние сложности и противоречия. Каждый раз оказывается, что на любом этапе своего становления и исторического развития русская культура как бы двоится, являя одновременно два отличных друг от друга лица. Европейское и азиатское, оседлое и кочевое, христианское и языческое, светское и духовное, официальное и оппозиционное, коллективное и индивидуальное - эти и подобные пары противоположностей свойственны русской культуре с древнейших времен и сохраняются фактически до настоящего времени. Двоеверие, двоемыслие, двоевластие, раскол - это лишь немногие из значимых для понимания историк русской культуры понятий, выявляемых уже на стадии древнерусской культуры. Подобная стабильная противоречивость русской культуры, порождающая, с одной стороны, повышенный динамизм ее саморазвития, с другой, - периодически обостряющуюся конфликтность. внутренне присущую самой культуре; составляет ее органическое своеобразие, типологическую особенность и называется исследователями бинарностыо (с лат. двойственность).

Менталитет - это одно из основных понятий современного гуманитарного знания. Оно включает в себя главные характеристики этноса и является одним из ведущих критериев при сопоставлении наций друг с другом.

Менталитет является предметом рассмотрения нескольких гуманитарных наук, каждая из которых вносит свою черту в определение данного понятия. Современный Философский энциклопедический словарь трактует менталитет как образ мышления, общую духовную настроенность человека или группы[ Философский энциклопедический словарь. Под ред. Губского Е. Ф. - М.: Изд-во Цифра, 2002. - С.263 ], ограничиваясь лишь изучением мышления. Энциклопедический словарь Терра Лексикон под данным понятием подразумевает определенный образ мыслей, совокупность умственных навыков и духовных установок, присущих отдельному человеку ил общественной группе[ Терра Лексикон. Иллюстрированный энциклопедический словарь. Под ред. С. Новикова. - М.: Терра, 1998. - С.349 ]. В такой трактовке отсутствует упоминание о языке как о важной составляющей менталитета, а из культурных особенностей, вероятно, учитываются только особенности поведения.

Односторонняя трактовка не является особенностью только лишь современной науки. Менталитет как самостоятельный предмет исследования стал рассматриваться в 20-30-е гг. XX в. В начале XX века термин «ментальность», видимо, применялся двояким образом. В обычной речи этим в некоторой степени модным термином обозначались предпочтительно коллективные системы мироощущения и поведения, «формы духа». В это же время он появляется и в научном лексиконе, но опять же как «образ мыслей» или «особенности мироощущения».

Надо отметить, что уже на протяжении Нового времени в ряде философских разработок (например, работы Ш. Монтескье, Ж. Б. Вико, И. Гердера, Г. В. Ф. Гегеля и др.) получила развитие идея о народном духе какого-либо народа. Ко второй половине XIX в. эта идея настолько утвердилась в науке, что в 1859 г. М. Лацарус и X. Штейнталь объявили о формировании нового научного направления - этнической психологии и издании по данной проблематике соответствующего журнала. Эта новая наука должна была заниматься, по мнению ученых, изучением народной души, т.е. элементов и законов духовной жизни народов. В дальнейшем это направление поддержали В. Вундт, Г.Г. Шпет, Г. Лебон, Р. Тард и ряд других ученых.

В отечественной науке понятие менталитет, точнее некоторые его аспекты, также отражены. Так, для раскрытия духовной структуры общества часто использовались как синонимы такие категории, как «национальный характер», «национальная душа», «национальная сознание». Структура национальной души раскрывается исследователями, в частности, на примере анализа духовного мира русского народа. Надо отметить, что традиция изучения русского национального характера была заложена историками России XIX в. Н. М. Карамзиным, С. М. Соловьевым, В. О. Ключевским. Выработать философское и психологическое обоснование для исследований указанной проблематики в рамках «психологической этнографии» попытались К. М. Бэр, Н. И. Надеждин и К. Д. Кавелин. Кульминацией в развитии этого направления явились работы таких отечественных религиозных философов конца XIX - начала XX вв., как Н. А. Бердяев, B. C. Соловьев, Л. П. Лосский, Г. П. Федотов, Л. П. Карсавин, В. В. Зеньковский и др.

Термин менталитет зародился во Франции. Он встречается уже в отдельных работах Р. Эмерсона в 1856 г. Кроме того, У. Раульф на основе анализа французской публицистики рубежа XIX-XX вв. пришел к выводу, что смысловой заряд слова менталитет образовался до того[ Раульф У. История ментальностей. К реконструкции духовных процессов. Сборник статей. - М., 1995. С. 14 ], как термин появился в обыденной речи.

Нужно обратить внимание на то, что, начиная с Л. Леви-Брюля, категория mentalite стала употребляться не столько для характеристики особенностей типа мышления какого-либо социального объединения или этнической общности, сколько для отражения ее специфики в рамках конкретной исторической эпохи.

Стоит отметить тот факт, что практически никто из ученых не разграничивал понятия менталитет и ментальность. Аналогичная ситуация наблюдается и в современной отечественной и зарубежной науке. В то же время отдельные исследователи предпринимали попытки установить содержание и соотношение терминов менталитет и ментальность.

Так, одним из первых разграничить эти категории попытался О.Г.Усенко, предложивший определять ментальность как универсальную способность индивидуальной психики хранить в себе типические инвариантные структуры, в которых проявляется принадлежность индивида к определенному социуму и времени[ Усенко О.Г. К определению понятия "менталитет" // Русская история: проблемы менталитета. - М., 1994. С.15 ]. Иными словами, индивидуальная ментальность, по сути дела, растворяется в социальном менталитете, что представляется не совсем реальным отражением действительности.

В рамках социологического подхода различать термины менталитет и ментальность попытался В.В. Козловский Менталитет, по его мнению, выражает упорядоченность ментальности и определяет стереотипное отношение к окружающему миру, обеспечивает возможность адаптации к внешним условиям и корректирует выбор альтернатив социального поведения[ Козловский В.В. Понятие ментальности в социологической перспективе // Социология и социальная антропология. - СПб., 1997. С.12 ].

Данное определение представляет собой особый взгляд на менталитет и ментальность. Во-первых, В.В. Козловский указывает на то, что оба явления, менталитет и ментальность, связаны с особенностями индивидуального и группового мышления. Само мышление характеризуется такими специфичными, хотя и взаимосвязанными чертами, как набор свойств, качеств, особый тип, способ мыслительной деятельности. Во-вторых, по мнению ученого, ментальность не является психическим состоянием, а представляет собой социокультурный феномен[ Козловский В.В. Понятие ментальности в социологической перспективе // Социология и социальная антропология. - СПб., 1997. С.19 ].

Другой исследователь, Л.Н. Пушкарев, пришел к выводу, что менталитет имеет общечеловеческое значение, в то время как ментальность можно отнести к различным социальным стратам и историческим периодам.

В определенном смысле сходную точку зрения высказали Е.А. Ануфриев и Л.В. Лесная, которые отметили, что в отличие от менталитета под ментальностью следует понимать частичное, аспектное проявление менталитета не столько в умонастроении субъекта, сколько в его деятельности, связанной или вытекающей из менталитета … в обычной жизни чаще всего приходится иметь дело с ментальностью …, хотя для теоретического анализа важнее менталитет[ Ануфриев Е. А., Лесная Л. В. Российский менталитет как социально-политический феномен // СПЖ., 1997. №4 ]. При этом исследователи сближают феномены менталитет и ментальность настолько, что в одном случае индивид обладает ментальностью, а в другом - менталитетом.

Таким образом, обзор основных подходов к рассмотрению категорий менталитет и ментальность указал на диалектическую взаимосвязь указанных понятий. В то же время, в силу частой идентичности в употреблении данных понятий возможно использование их как синонимов.

Понятия менталитет и ментальность в современной научной литературе все чаще используются при культурфилософском анализе социальной действительности, цивилизационных процессов, культуры в целом. Если понятие «цивилизация» используется для обозначения конкретного общества с его общими и специфическими чертами, а понятие «культура» - для характеристики общих и специфических черт деятельности людей в этом конкретном обществе, то понятие менталитет и ментальность в этом контексте выражают, прежде всего, духовный мир общества и человека как личности.[ См.: Стельмашук Г.В. Культура и ценности / Г.В. Стельмашук // Актуальные проблемы философии, социологии и культурологии: Учен. зап. - Т. V. - Вып. 2. - СПб.: ЛГОУ им. А.С. Пушкина. - 2000. - С. 7. ]

Ментальность можно определить как сформированную под влиянием географических и социокультурных факторов систему стереотипов поведения личности, ее чуственно-эмоциональных реакций и мышления, являющуюся выражением иерархически соподчиненных приоритетов и культурных ценностей. Понятие ментальности как всякое научное понятие - есть результат определенной абстракции и его нельзя полностью отождествлять с поведением и мышлением каждого отдельного индивида.

Ментальность как коллективно-личностное образование представляет собой устойчивые духовные ценности, глубинные установки, навыки, автоматизмы, латентные привычки, долговременные стереотипы, рассматриваемые в определенных пространственно-временных границах, являющиеся основой поведения, образа жизни и осознанного восприятия тех или иных явлений действительности. Это особая «психологическая оснастка» (М. Блок), «символические парадигмы» (М. Элиаде), «господствующие метафоры» (П. Рикер), наконец, «архаические остатки» (З. Фрейд) или «архетипы» (К. Юнг), «...присутствие которых не объясняется собственной жизнью индивида, а следует из первобытных врожденных и унаследованных источников человеческого разума»[ Юнг К.Г. Архетип и символ. - М., 1991. - С.64 ].

В своей сущности ментальность представляет собой исторически переработанные архетипические представления, через призму которых происходит восприятие основных аспектов реальности: пространства, времени, искусства, политики, экономики, культуры, цивилизации, религии. Рассмотрение ментальных особенностей сознания той или иной социальной группы позволяет проникнуть в «скрытый» слой общественного сознания, более объективно и глубоко передающий и воспроизводящий умонастроения эпохи, вскрыть глубоко укоренившийся и скрытый за идеологией срез реальности - образов, представлений, восприятий, который в большинстве случаев остается неизменным даже при смене одной идеологии другой. Это объясняется большей, по сравнению с идеологией, устойчивостью ментальных структур.

Еще Ж. Ле Гофф отмечал, что «менталитеты изменяются более медленно, чем что-нибудь другое, и их изучение учит, как медленно шествует история»[ Споры о главном: Дискуссии о настоящем и будущем исторической науки вокруг французской школы «Анналов». - М., 1993.- С.149. ]. Если идеология, с теми или иными отклонениями, в целом развивается поступательно, так сказать линейно, то в рамках ментальности представления изменяются в форме колебаний различной амплитуды и вращений вокруг некой центральной оси. В основе подобного движения и развития ментальности лежит определенный образ жизни.

Итак, ментальность - весьма насыщенное содержанием понятие, отражающее общую духовную настроенность, образ мышления, мировосприятие отдельного человека или социальной группы, недостаточно осознанное, большое место в котором занимает бессознательное.

ДУХОВНОСТЬ И МЕНТАЛИТЕТ Итак, было отмечено, что духовность, как бы она ни толкова¬лась, тесно связана с такими родственными явлениями, как ду¬шевность, воспитанность, культурность. Но в реальности суще¬ствует еще одна весьма важная детерминанта, которая особым образом влияет на становление духовного мира человека. Такой детерминантой является менталитет. Феномен ментальное™ в реальности возникает там и тогда, где появляются некие сначала локальные, а затем и более обшир¬ные общности людей. В качестве теоретического понятия ментали¬тет относительно молод. Термин «ментальность», «менталитет» происходит от латинского слова mens, что в переводе означает ум, мышление, образ мыслей, душевный склад. Считается, что как теоретическое понятие его ввел американский философ Р. Эмер¬сон в XIX в. Разработкой же его в современных условиях особенно активно занимались представители французской гуманитарной традиции. Весьма часто в связи с этим в русской лексике слово «менталитет» выводят из французского mentalite. В гуманитарном знании конца XX в. возникла некоторая мода на широкое исполь¬зование этого термина, в результате чего из языка науки он пере¬кочевал в обыденный язык общения. Существуют различные под¬ходы в интерпретации этого понятия. Наиболее часто встречаются психологический и культурологический. Первый акцентирует пси¬

хологические особенности мышления, восприятия мира на уров¬не этноса, класса или какой-либо другой социальной общности (возможно, профессиональной). Второй, не игнорируя психологическую составляющую, бо¬лее внимателен к национально-историческим и культурным тра¬дициям. В частности, в рамках культурологической трактовки принято выделять исторические типы ментальное™ (античный, средневе¬ковый, возрожденческий, классицистический, протестантский, мусульманский, буддийский...), этнонациональные (славянский, итальянский, скандинавский, английский, французский, немец¬кий, американский, японский, азиатский, латиноамериканский...). Возможно, наиболее рельефно особенности менталитета про¬являются в этнонациональной форме. В связи с этим можно приве¬сти несколько примеров. Классической иллюстрацией особеннос¬тей славянской ментальное™ можно считать формулу поэта-фи¬лософа Ф. Тютчева, стоящего на позициях отечественных почвенников: Умом Россию не понять, Аршином общим не измерить, У ней особенная стать — В Россию можно только верить. Тютчев акцентирует так называемую загадочность русской души, ее непознаваемость рациональным способом. Другой представитель отечественной культуры литературный критик Алмазов эту же осо¬бенность интерпретирует совершенно иначе. Известна эпиграмма Алмазова, в которой автор высмеивает отсутствие признаков ра¬ционализма в славянском менталитете: По причинам органическим Мы никак не снабжены, Здравым смыслом юридическим, Сим исчадьем Сатаны! Н. Бердяев, осмысливая особенности славянской ментальное-ти, писал о том, что русская душа «ушиблена пространством», поэтому ей чуждо стремление к строгости, четкости, упорядочен¬ности, организованности. Выразительная рельефность римского профиля не близка сердцу славянина. Бердяев не раз подчеркивал, что, наряду с великим и плохо организованным пространством, особенностью формирования славянской ментальное™ является 30 миогоэтничность и «вечно женское» происхождение ее души. Для россиянина важнее «быть», чем «иметь». Все разговоры о «загадоч¬ное I и русской души» скорее всего поэтическая метафора. Объяс¬нения этой «загадачности» достаточно ординарны: география, де¬мография, психология. Менталитет окрашивает духовную культуру народа весьма ярко. В ментальное™ слиты в нерасторжимом единстве сознательно-бес¬сознательные глубинные особенности мировосприятия. Интроверт-ная сдержанность, немногословность, рассудительность, строгость северян противоположна экстравертной экспрессивности, откры¬тости, эмоциональности южан. Типичные характеры этих этносов запечатлены в народных легендах и сказаниях, нашли выразитель¬ное воплощение в искусстве. И в жизни, и в искусстве немцы пред¬стают как педантичное воплощение порядка. Особенность их тако¬ва, что во всем, что касается организации каких-либо действий, они и расчетливы, и аккуратны. Вспомним хотя бы известный ро¬ман Гончарова с вызвавшими в свое время дискуссию образами Обломова и Штольца. Немец Штольц — собранный, упорядочен¬ный, дисциплинированный. Русский Обломов — ленив, неорга¬низован, пассивен Общеизвестно, что англичане придерживаются до сих пор хри¬стианских принципов пуританской морали, им присущи черты аскетизма, эмоциональной сдержанности, но при этом они обла¬дают тонким чувством юмора и стиля. Французы — выраженные индивидуалисты, яркие и неординарные, их нравы отличаются свободой, многим свойственно чувство художественного вкуса, они умеют ценить искусство, но в то же время они рациональны и практичны. Безусловно то, что национальный менталитет — это некая общность типических черт. Хотя нередко случается, что че¬ловек принадлежит одной национальной группе, а в немалой сте¬пени несет на себе отпечаток другой. В частности, это касается людей, которые осознают себя «гражданами мира». Такими были и есть некоторые эмигранты или представители конкретной нации, прожившие основную часть жизни в другой культурно-историчес-кой среде и полностью с этой средой сроднившиеся. Есть и третий вариант, когда менталитет конкретного человека органично вклю¬чает в себя особенные черты разных ментальностей. И в этом слу¬чае нет лучшего примера, чем А. И. Солженицын. Не случайно его как-то назвали почвенным Штольцем, т.е. человеком, для которо¬го характерно укоренение в русскую почву, без которой писатель себя не мыслил даже в изгнании. Но при этом для него свойствен¬ны черты основательности, привычка доводить до конца все нача-тое с педантичной точностью, упорное следование нравственным принципам... Если подвести некоторый итог, то следует отметить, что под менталитетом можно понимать относительно устойчивые харак¬терные особенности сознательно-бессознательного мировосприя¬тия и поведения, обусловленные глубинными национально-исто¬рическими и культурными традициями.

Введение

Актуальность темы исследования. Сегодня человек оказывается на границе многих культурных сфер, контуры которых размываются в связи с множественностью культурных языков, ослаблением этно-конфессиональных идеалов. В результате социокультурных трансформаций, современный человек становится носителем сложной, неоднородной идентичности. Для того чтобы отдельный этнос «не растворился» в культурном плюрализме, необходимо позитивное восприятие своего исторического прошлого, выявление смыслов человеческого бытия через понимание собственных корней, возрождение духовных традиций.

В новых глобализирующихся реалиях происходит утрата духовно-традиционных форм культуры, главным символом времени становится утилитарность, расчетливый практицизм, смещающий базовые ориентиры аксиологии, девальвирован смысл понятий нравственного идеала. Сегодня весь ресурс человеческого бытия направлен на приспособление и выживание, на выстраивание таких отношений с окружающим миром, которые бы могли оказать реальную практическую пользу. Происходит обесценивание личности. Духовный опыт прошлого и его применение в будущем утрачивает свою значимость.

В этой связи особую значимость приобретает исследование этнических культур, менталитета и картины мира их носителей.

Следовательно, тема: «Менталитет как выражение специфики этнической картины мира» является актуальной и значимой для современного российского общества.

Степень разработанности проблемы . К исследованию этнического менталитета во все времена обращались философы, культурологи, историки, искусствоведы, психологии и др.

Внимание к проблемам менталитета проявляли: Э. Тайлор, Дж. Фрэзер, А. Бастиан, О. Конт, Г. Спенсер, М. Вебер, З. Фрейд, К. Юнг, Э. Фромм и др.

В российской науке исследованием специфики менталитета занимались Ю.М. Лотман, Б.А. Успенский, Д.С. Лихачев, М.М. Бахтин, А.Я. Гуревич и др.

Среди современных ученых, рассматривающих проблемы этнического менталитета: Г.В. Гриненко, Л.Г. Ионин, А.В. Костина, Э.С. Маркарян, А.А. Пелипенко, А.Я. Флиер, М.М. Шибаева и др.

Существует ряд диссертационных исследований русского менталитета таких авторов как М.Г. Горбунова, В.В. Ковалёв, А.Ю. Кузнецов, А.Ю. Мордовцев, Т.В. Семёнова, М.Ю. Шевяков и др.

Объект исследования : этнический менталитет.

Предметом исследования является менталитет и его выражение в этнической картине мира.

Цель исследования - проанализировать менталитет как выражение специфики этнической картины мира.

Задачи исследования:

рассмотреть понятия и сущность менталитета;

изучить картину мира как выражение менталитета этноса;

проанализироватьспецифику русского менталитета;

выявить роль языка вэтнической картине мира.

К методам исследования относятся:общенаучные методы, методы анализа и синтеза, дедукции и индукции; историко-культурологический, сравнительный методы.

Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

1. Теоретико-методологические основы исследования менталитета

.1 Понятие и сущность менталитета

В данном параграфе рассмотрим понятие менталитет. Менталитет (от фр. mentalite - мышление, мыслительное содержание) - определение, объединяющее в себе ряд значений, связанных с проблемой национальной культуры.

Развитие понятия «менталитет» имеет сложную эволюцию. Изначально использовались такие тесные определения как «психика народа», «дух народа», «этническое самосознание». «Ментальность» не отделялось от понятия «этнического». Менталитет переплетался с понятием «народный дух» - особенность народов, проживающих в одних географических, территориальных условиях. Далее менталитет начинает рассматриваться как система мировоззрения, основанная на этнической картине мира.

Понятие «менталитет этноса» было введенное в начале XX в. французским ученым Л. Леви-Брюлем). Менталитет представляет собой глубинный духовный склад, совокупность коллективных представлений, свойственных этносу, сформировавшихся в определенном природно-климатическом и историко-культурном пространстве.

Менталитет этноса определяет свойственные его представителям способы видеть и воспринимать окружающий мир. Он проявляется в свойственных представителям того или иного этноса способах действовать в окружающем мире, иллюстрирует оригинальность культуры этноса.

Подчеркнем, что сущность менталитета составляют мировоззрение, мировосприятие, мироосвоение, мироощущение. Ядро менталитета создает генетический код культуры, который отличает ее от других культур, определяет способы отношения к инновациям, обеспечивает адаптационные механизмы.

Кратко рассмотрим разницу между понятиями «менталитет» и «ментальность». Если ментальность характеризует психологические процессы, состояние, формы духовной деятельности, то менталитет - это свойственная той или иной группе система регуляторов жизни и поведения, непосредственно вытекающих из ментальности. Разграничение понятий менталитета и ментальности достаточно условно.

М. Блок считал, что ментальность выражает «внеиндивидуальную сторону личности, когда мы описываем ментальность прошлого, то восстанавливается картина мира - не в виде достояния лишь конкретного индивида, но в качестве параметров личности, предлагаемых человеку его культурой. Индивид усваивает ментальность через - язык, воспитание, социальное общение, в своем жизненном опыте, а не посредством биологического наследования».

По мнению Ж. Дюби ментальность - «это система образов, представлений, которые в разных группах или странах, составляющих общественную формацию, сочетаются по-разному, но всегда лежат в основе человеческих представлений о мире и о своем месте и, следовательно, определяют поступки и поведение людей. Изучение этих не имеющих четких контуров и меняющихся с течением времени систем затруднительно, необходимые сведения приходиться собирать по крохам в разных источниках».

По утверждениюЛ. Ладюри, «для характеристики менталитета необходимо исследовать такие социальной жизни как быт, природное и социальное окружение, семейную жизнь, религиозные верования, мифы, социальное поведение, которые и являются установками менталитета».

Менталитет часто воспринимается через понятие «душа народа». Так, английский мыслитель К. Юнг пишет: «в одном из своих аспектов душа не индивидуальна, но выводима из нации, сообщества, даже всего человечества».

Немецкий философ И.Г. Гердер отождествляет понятия «душа народа», «народный характер», «дух народа». По его мнению, именно народный дух создет основу этноса, одухотворяет культуру народа, выражаясь в языке, обычаях, ценностях, нормах, традициях. Народный дух является одной из узловых движущих сил исторического развития этноса.

Понятие «менталитет» осмысливается как «склад ума», «совокупность мыслей», «мыслительный образ», создающий «картину мира», выступающий в качестве самоидентификации этноса, также в качестве создания представления о какой-либо социальной группе, культурной общности.

В рамках отечественной науки и философии определение менталитета связывается с историей этноса. Менталитет отождествляется с национальными чертами характера, а черты менталитета в свою очередь, приравниваются к особенностям национального характера. Ментальность рассматривается как область человеческого бытия.

Понятия «менталитет» и «дух» народа сближаются. История менталитета анализируется как «все проявления человеческого духа», а сам менталитет как «всю духовную оснащенность человека и общества, его традиции, ритуалы».

Н.А. Бердяев говорит об «умопостигаемом образе русского народа», «русском сознании», «моральном сознании» или «характере русского народа».

Другой русский философ П.А. Флоренский, внешним проявлением национального духа называет «национальный характер», раскрывает особенности русского социального мироустройства и использует при этом понятия: «народное сознание», «духовный склад народа», «национальный дух» и т.д.

К.А. Абульханова отождествляя менталитет и сознание, говорит, что «дифференцирующими характеристиками менталитета являются - типы сознания, психологии, социального мышления, которые свойственны разным личностям одной этнической группы».

Историк-медиевист А.Я. Гуревич полагает, что «понятие «ментальность» заменимо понятием «картина мира». Ментальная картина мира включает в себя наиболее общие и мало изменяемые от поколения к поколению представления: о пространстве и времени в их соотнесенности между собой, о добре и зле, о свободе и равенстве, о праве и норме, о труде и досуге, о семье, о бессмертии и Боге, о личности и ее отношении к социуму».

Как считает А.Ю. Большакова, особенности природы русского менталитета состоят в том, что он в «своей стихийности и отторжении всякой оформленности (как насилия над собой) трудно поддается рационально-логическому анализу и упорядочиванию».

По мнению А.П. Бутенко и Н.В. Колесниченко, «Менталитет - определенное социально-психологическое состояние субъекта - нации, народности, народа, его граждан, - запечатлевшее в себе (не в памяти народа, а в его подсознании) результаты длительного и устойчивого воздействия этнических, естественно-географических и социально-экономических условий проживания субъекта менталитета».

И.К. Пантин пишет: «Менталитет - это своеобразная память народа о прошлом, психологическая детерминанта поведения миллионов людей, верных своему исторически сложившемуся «коду» в любых обстоятельствах, не исключая катастрофических».

А.А. Лагунов дает трактовку роусского этноса как «общие мировоззренческие черты больших и малых этносов, объединенных географически, политически, экономически и духовно-культурно в границах Российской Федерации».

«Этнический менталитет - пишет О.А. Кукоба - это исторически сложившаяся устойчивая органическая целостность социально-психологических качеств и черт, присущих именно этой этнической общности (народу, нации), составляющим ее группам и гражданам, существующая на осознаваемом и неосознаваемом уровнях, которая обуславливает единообразный, специфический для каждой общности тип мировосприятия, аксиологической оценки, поведения и с моидентификации.

С.Н. Алехина подчеркивает, что ментальность представляет собой «глубинные структуры, которые определяют на протяжении длительного времени национальное своеобразие какой-либо общности».

В.А. Мельник определяет национальный менталитет как «определенный способ видения мира и типичных образцов социального действия, регулирующих поведение народа на протяжении длительного времени».

По утверждению В.К. Трофимова, «термин «менталитет» по своей сути есть фактически не что иное, как более современный научный эквивалент категории «социальный характер», а слову «национальный характер» соответствует понятие «национальный менталитет». «Национальный менталитет - это глубинная суть национального характера, в которой выражены самые важные внутренние сущностные качества национального характера».

Современный исследователь А.С. Тихонов пишет: «Понятия «национальный менталитет», «менталитет народа», «этнический менталитет», «менталитет этнической общности», «этноменталитет» мы трактуем как синонимы, ибо это проблема соотношения категорий всеобщего и особенного, национального в общечеловеческом и общечеловеческого в индивидуальных формах национального. Исследования духовных основ чувашского народа, расселившегося на стыке Европы и Азии, православия и ислама во многих регионах РФ особенно актуальны, поскольку они таят в себе глубинную фундаментальную платформу общечеловеческих устоев, ценностных абсолютов и философско-этно-религозных учений о мире и обществе. Стремление любого народа познать свою историю, сохранить культуру и привычный, жизнеобеспечивающий психологический склад - естественное желание».

Итак, понятие менталитета характеризуется с разных сторон: исторической, философской, психологической, культурологической. Рассмотрев эволюцию осмысления менталитета, можно сделать вывод, что в мировом и отечественном социально-гуманитарном знании данное понятие тесно связано с этничностью, отождествляется с понятиями «этническое сознание», «национальный характер», «духовность».

.2 Картина мира как выражение менталитета этноса

Рассмотрим понятие «картина мира». По утверждению основателя данной дефиниции Р. Редфильда, « «картина мира» - это видение мироздания, свойственное отдельному народу, это представления членов общества о самих себе, о своих действиях, своей деятельности в мире».

Картина мира - одно из основных понятий, выражающих специфику бытия человека, отношение человека к миру.

Многими современными исследователями картина мира понимается в русле «исходного глобального образа мира, лежащего в основе мировидения человека, репрезентирующего сущностные свойства мира в понимании ее носителей и являющегося результатом всей духовной активности человека».

Формирование картины мира является неотъемлемым элементом человеческой жизни. Картина мира всегда «складывается как ответ на практические потребности человека - как необходимая когнитивная основа его адаптации к миру».

А. Эйнштейн пишет: «Человек стремится каким-то адекватным способом создать в себе простую и ясную картину мира для того, чтобы оторваться от мира ощущений, чтобы в известной степени попытаться заменить этот мир созданной таким образом картиной. Этим занимаются художник, поэт, теоретизирующий философ и естествоиспытатель, каждый по-своему. На эту картину и ее оформление человек переносит центр тяжести своей духовной жизни, чтобы в ней обрести покой и уверенность, которые он не может найти в слишком тесном головокружительном круговороте собственной жизни».

Менталитет, как уже говорилось выше, является общей характеристикой людей, проживающих в определенной культуре, позволяет описать и осмыслить их видение окружающего мира через систему взглядов, норм, установок, идеалов, стереотипов.

Менталитет - глубинный уровень коллективного и индивидуального сознания этноса, система установок, представлений, выражающих особое специфическое видение мира, а, следовательно, определяющих фундамент культуры этноса. Этносы отличаются друг от друга своей ментальностью, которая предопределяет способность их представителей по-своему понимать внешний мир, оценивать самих себя.

Фактором воздействия на ментальность этноса выступают религиозные установки, географически, климатические особенностями среды обитания этноса, экономические, политические положения и нормы. Картина мира является образцом художественной организации материальных предметов, бытового окружения человека.

Этническое самосознание как относительно устойчивая система представлений, оценок, культурных признаков жизнедеятельности этноса - важнейшая составляющая выражения менталитета в этнической картине мира. Этническое самосознание представляет собой самоопределение народа, инструмент и механизм самоорганизации того или иного этноса.

Ядром этнической культуры выступают этнические ценности как совокупность культурных традиций этноса. К этническим ценностям относят традиционные формы хозяйствования: особенности семьи, ведения дел, предания, верования, черты народной художественной культуры и т.д.

Культурная традиция - важнейшая форма сохранения норм, ценностей, образцов этнической культуры. Для образования и функционирования этносов огромное значение имеет создание единого культурного поля: языка, традиций, символов. Не малое значение здесь также имеет формирование определенных ценностных установок, творчества, коммуникативных актов, языка и т.д. Этническая ментальность действует в виде стереотипов сознания и поведения носителя своей культуры.

Таким образом, менталитет выполняет функцию сохранения культурных стереотипов, выстраивает картину мира этноса. Менталитет выражается в этнической картине мира, регулирует духовные, интеллектуальные, моральные и материальные формы жизни этноса. Менталитет - мировоззренческая база картины мира, генетический код этноса.

2. Особенности формирования менталитета и картины мира русского этноса

.1 Специфика русского менталитета

менталитет русский этнос

В данном параграфе проанализируем особенности русского менталитета.

Основными чертами русского менталитета являются:

направленность на морально-нравственные начала;

соответствие менталитета православному мировоззрению.

Стержневыми факторами, влияющими на формирование русского менталитета, являются:

исторический;

географический;

религиозный;

культурный.

Рассмотрим эти факторы по отдельности. Относительно исторического фактора, надо сказать, что в разные исторические эпохи облик, образ русского народа видоизменялся. Каждому периоду истории соответствовала своя ментальность.

Специфические особенности в структуру русского менталитета внес географический фактор. Так, за счет наличия большого пространства (лесов, полей) и отсутствия преград в виде горных массивов развилась значительная склонность к экстенсивности, чем к интенсивности. Климатические условия, связанные с необходимостью употребления сил и средств для передвижения и жизни в трудных погодных обстоятельствах явились причиной беззлобия, миролюбия в русском менталитете. Как отмечал И.А. Ильин, «наше своеобразие от нашей природы - от пространства, от климата, от равнины, от отсутствия близкого моря, от рек, от погоды, от почвы, от растительности и от далекого рассеяния по пространствам. Все это выработало склонность человека стоять на своих ногах, самому строить свою жизнь, иметь свое мнение и расширять предел своей личной власти над вещами. Борьба с суровой природой требовала коллективного усилия людей, взаимовыручки и взаимопомощи».

Анализируя этническую культуру в целом, отметим, что основанием являются следующие факторы: ландшафт, биосфера, ближайшее этническое окружение, представление о духовном своеобразии народа, о национальном характере представителей, исторической судьбе, о национальной картине мира.

Особо следует сказать о таком факторе формирования русского менталитета, как религия.

Бесспорно, многие русские национальные черты имеют корни в религиозном видении мира. Православное постижение мира онтологически присуще для русского народа. Указанные черты русского менталитета предопределяют национальный характер.

Православная вера играет для русского менталитета роль духовного стержня, ядра. Особенности русского менталитета были заложены православием. Православие тождественно эмоционально-художественному строю русского менталитета, так как отражает русскую приверженность абсолютным духовным ценностям. Православная вера является духовно-нравственной опорой для большинства русского народа. Именно православие сформировало стабильность, органичное взаимодействие ментальных структур, устойчивость, долговечность и укорененность культурных традиций. На православии основан русский национальный дух, национальная этика и нравственность.

Проанализируем культурный фактор при формировании русского менталитета. Традиционные ценности русского человека - это представления, предпочтения, образ жизни и мышления, заложенные культурой предшествующих поколений. Русский национальный менталитет заключается в подчеркивании решающей роли национального воспитания и социализации в семье: почитание старших, родителей, приоритет духовно-нравственных мотивов поведения. Русские ментальные характеристики - это сострадание и любовь к другим, вера, духовность, правда, истина, красота.

В русском менталитете выражено действие законов саморазвития, внутренних механизмов самосохранения. Эсхатологизм как черта русского менталитета очень устойчив, выражается в нацеленности на будущее, в особом восприятии понятий «страшного суда», «греха», «покаяния» и т.д. Для русской эсхатологии характерна идея общего, соборного, а не индивидуального спасения. Главная идея русского менталитета - это идея преображения человека и мира. Другая категория русского менталитета - соборность. Соборность выступает как сочетание свободы и единства многих людей на основе их отношения к одним и тем же абсолютным, духовным ценностям и постулатам. По утверждению русского философа Н.Ф. Федорова, российское единство «не поглощает, а возвеличивает каждую единицу, различие личностей скрепляет единство».

К самобытным особенностям русского менталитета так же относят: «мессианизм, иррациональность и антипрактичность, диалогизм, нестяжательность, «синтетизм», дуализм, тяготение к крайностям и др. Общепризнанна нерасположенность русского духа к рационалистическим системам Запада, презрение к чисто теоретическим умозрительным построениям, не имеющим никакого отношения к практической и нравственной жизни. Иррациональный менталитет воспринимает информацию в форме нерасчлененного образа, отсюда образность, целостность восприятия, единство всех его противоречивых сторон. Русский живет сердцем и воображением, в отличие от европейца, который движется волей и рассудком».

Наиболее характерными аспектами русского менталитета являются православие, самодержавие, коллективизм. Русский менталитет проявляется через такие черты как «спонтанность» и «обыденность», «смирение». Противоречивость ценностных ориентаций и установок русского менталитета объясняется нравственно-психологическими, духовными основами жизни русского народа. К ряду характерных русских черт относятся: «национальное», «соборное» и «космическое».

Русскому народу присущи идеи самоценности, суверенности личности, идеалы ее духовной свободы. Именно эти ценности являются определяющими для развития этнической картины мира и могут служить основополагающими сущностными характеристиками русской традиционной культуры.

В целом, можно выделить следующие важнейшие характеристики традиционной русской ментальности, находящиеся в органическом взаимодействии:

.Духовность.

.Стремление к свободе и независимости.

.Понимание труда как высшей ценности.

.Стремление к справедливости и равенству.

.Способность легко уживаться с другими этносами.

6.Коллективизма.

7.«Консервативный тип мышления, настороженное отношение к новациям».

.Нравственный аскетизм и ригоризм.

.Связь с прошлым.

.- мессианизм.

Подытожим: русская ментальность - это культурно-психологическое явление жизнедеятельности человека. Исторические условия существования, географическая среда, православная религия, традиционные формы культуры наложили отпечаток на ментальность русского этноса.

2.2 Роль языка в этнической картине мира

Язык органически соединен с культурой этноса, язык и этническая культура связаны бесчисленными нитями.

Отметим, что при трансляции культуры этноса особую значимость приобретает проблема сохранности духовных ценностей. В связи с этим состояние, в котором находится звено хранения духовных ценностей того или иного этноса, является показателем, некой визитной карточкой культурной зрелости этноса, отражая его отношение к своим национальным корням и традициям.

М.Б. Ешич, говоря о системе распространения, трансляции культурных ценностей, выделяет в ее составе:

«а) непосредственную, неинституционную передачу ценностей, осуществляемую на уровне микросреды (семья, трудового коллектива и любого другого микросоциума);

б) институционное воспитание и образование: детские дошкольные учреждения, школы всех видов и уровней, просветительские организации и учреждения, включая и системы массовых коммуникаций».

В ХХ в. в связи с появлением электронных средств информации (радио, телевидение) язык становятся средством общеэтнической, межэтнической и даже международной коммуникации.

Язык - это и тексты, словесная действительность, средство общения и взаимодействия в сферах этноса. Единица языка - слово - является сигналом. Язык является механизмом, способствующим кодированию и трансляции культуры этноса.

Этническая общность не может быть названа таковой, если не объединена общим для всех его носителей языком, который служит гарантом передачи, трансляции культурных ценностей данного этноса. Мечковская Н.Б. пишет: «Культура отражается в языке на всех его уровнях, а также в его нормативно-стилистическом укладе».

Язык выражает специфику национальной ментальности. Являясь средством трансляции культуры, язык прорастает в этнос, становится его орудием: действительностью человеческого духа. Язык - фактор формирования этнокультурных кодов. Речевая, культура как ядро русской нации, актуализирует духовно-нравственные ценности российского общества, сохраняет их.

Язык - одна из основ жизни этноса, его объединения и самосохранения. Н. Губенко утверждает: «язык - это порождение культуры, одна из важнейших сил, соединяющих народ. Он главное средство общения внутри народа, он задает общий набор понятий, в которых мыслит народ. Язык - это мировоззрение».

Язык - это «зеркало национальной культуры». Язык - творчество этноса, включающее характер и душу народа. Язык - один из важнейших признаков нации, он органически связан с культурой, «духовным опытом народа», он рассматривается как путь, по которому человек проникает в ментальность этноса.

Границы языка этноса означают границы мировоззрения человека, который с детства усваивает язык и вместе с ним культурную традицию своего народа. Менталитет, картина мира этноса отражаются в его языке, который специфичен и уникален по своей сущности. Язык находится в сознании, памяти народа.

Язык любого этноса аналогичен археологическому раскопу, где собраны культурные слои разных исторических эпох, следы социокультурной жизни предшествующих поколений, их мировоззрение, мировосприятие, менталитет, система ценностей.

В языке адекватно воплощается историческая судьба, духовная сущность и оригинальность этноса. По самоопределению язык является мощным источником народности, национальности, патриотизма. Между языком и реальностью лежит народное мировосприятие, особый - национальный - склад ума и способ познания бытия. Болышева Н.Н. отмечает: «Язык - неотъемлемый и важнейший элемент любой национальной культуры, полноценное знакомство с которой обязательно предполагает попытку проникновения в образ мышления нации, попытку взглянуть на мир глазами носителей этой культуры. В коллективном сознании языкового сообщества выстраивается свой собственный мир, целиком отражаемый семантикой этого языка. Мышление носителей разных языков схоже лишь в своей основе. Все то, что выходит за рамки универсально-предметного кода, все это национально обусловлено, специфично».

Известно, что этнос самоидентифицируется с языком; этнос оосознает органическую связь с родным языком. Язык народа - это его историческая память. Духовная культура русского народа неповторимо отразились в русском языке: в его устной и письменной формах, в различных жанрах (древнерусских летописей, былин). Культура языка, культура слова предстает как неразрывная связь многих поколений.

По утверждению Н.Н. Болышевой, «Издревле народ на Руси называли языком. У преподобного Нестора летописца (XI век) нет даже слов: народ, племя, а только язык. Народ и язык - понятия нераздельно слитые, неотъемлемые, как тело и душа. Язык - среда обитания народа, воздух, которым он дышит. В процессе освоения родного языка ребенок усваивает жизненный опыт народа, языковую картину мира. И чем длительнее языковая традиция, чем богаче и возвышеннее словарный запас, тем богаче национальная культура, тем яснее проявляется национальное самосознание».

Родной язык - душа нации, этноса, через язык выявляются такие важнейшие особенности и черты, как национальная психология, характер народа, склад мышления, самобытность художественного творчества, нравственное и духовное состояние. Х. Боков пишет: «Посредством языка живут специфика национальной духовной культуры, этнические сказания, исторические источники, древние предания, многоцветный фольклор, богатства современной художественной культуры, сфера повседневности, непосредственного общения людей и их личной жизни - все это неотделимо от родного языка».

К.Д. Ушинский писал: «В языке своем народ в продолжение многих тысячелетий и в миллионах индивидуумов сложил свои мысли и свои чувства. Природа страны и история народа, отражаясь в духе человека, выражались в слове. Человек исчезал, но слово, им созданное, оставалось бессмертной и неисчерпаемой сокровищницей народного языка.… Наследуя слово от предков наших, мы наследуем не только средства передавать наши мысли и чувства, но наследуем самые эти мысли и эти чувства».

Итак, язык, важнейший компонент национальной культуры, который формируется вместе с образованием этноса, являясь предпосылкой и условием его существования. Язык - это ДНК созданной его носителями культуры, на его основе языка, как на основе генов ДНК, можно воссоздать культуру этноса.

Важнейшим комплексом черт традиционного этнического самосознания и этнической самоидентификации являются:

генетическое родство представителей группы;

религиозная традиция;

Язык здесь выступает не только как наиболее значимый инструмент социализации и освоения мира, главным образом, язык как «материнский язык» является средством духовно-психологической взаимосвязи со своим сообществом. Язык - это сердцевинная часть культуры этносов, выразитель и хранитель социокультурной памяти. Язык активно участвует во всех основных моментах культурного творчества.

Национальная языковая картина мира формируется на основе особенностей существования этносов, представляет собой единую систему взглядов, коллективную философию, транслирует специфичный способ концептуализации мира. Языковая система отражает фрагменты истории, материально-бытовые схемы, аксиологическую парадигму, а базовые элементы этнокультуры эксплицируются в языковой картине.

Отметим роль языка в современном культурном пространстве, связанном с процессами глобализации. Глобализация - многомерный процесс, действие которого оказывает сильное влияние на развитии этнических сообществ, затрагивает все сферы человеческой духовной деятельности. Глобализационный процесс представляет собой сложное взаимодействие этнокультурного фактора и цивилизационного развития.

Доказано, что массовая культура угрожает осуществлению культурной идентичности в условиях унификации ценностей, языка, стандартизации, универсализации образа жизни представителей этноса. Глобализирующая культура, используя свое технологическое и информационное превосходство, навязывает свои ценности, нормы и стандарты другим культурам, в частности этносам. Это приводит к нивелированию и модификации этнонациональных особенностей, так называемой культурной перекодировке.

Отметим, что одна из существенных линий в глобализационной проблематике - это утрата, потеря национально-культурной идентичности в результате распространения глобальных тенденций. Глобализация нивелирует национальные цивилизации и идеалы. В сфере культуры глобализация неизбежно имеет тенденцию к унификации национальных ценностей, культурных норм, образцов поведения, понижению статуса национальных, этнических языков. Этническое разнообразие человечества, с разнообразием культур, разнообразием языков - наибольшее достижение человеческой истории, следовательно, потерять его - необратимое обеднение жизни человечества, угроза его будущему, его этнической самобытности, родному языку.

По мнению Н.С. Трубецкого, «для полнокровного развития культуры необходимым условием является ее традиционность. В противном случае будет утрачен тот культурный фонд, без которого невозможна ее дальнейшая жизнь. Наиболее пагубным явлением, которое разрушает «органичность» культуры, является внедрение в нее чуждой культурной традиции. Среди всех мировых культур наиболее опасной в этом отношении - Европа. Нарастающая экспансия духовных ценностей романо-германской цивилизации представлялась Трубецкому величайшим бедствием для любой самобытной культуры».

В настоящее время человечество становится обществом потребителей массовой культуры, происходит пренебрежение и отторжение интересов этнических культур и традиций, стирание этнокультурных особенностей и характеристик, утрата национальной, культурной и языковой самобытности. По средствам глобальных коммуникаций и информатизации происходит засорение, загрязнение национальных языков, замещение русского языка чужим языком, в основном английским (американским). А.С. Панарин пишет: «глобализация - это не абстрактная универсализация, чудесным образом возникающая повсюду. Напротив, это конкретные партикулярности, которым придается глобальный характер. Глобализируется не язык йоруба, но английский, не турецкая, но американская массовая культура, не сенегальская, но японская и германская технологии. Геометрия и траектория глобализации достаточно ясны. Глобализация формулирует язык, структуру и динамику мировой власти».

Необходимо отметить, что языковая экспансия, имеющая тенденцию приобщения к мировой культуре, приводит к изменению ментального самосознания этносов. В условиях глобализации, американизации осуществляется трансформация ментальных стереотипов и моделей поведения носителей языка (при высоком преувеличении роли английского языка и дискредитации русского языка). С помощью заимствований осуществляются манипуляции индивидуальным и общественным сознанием. Подмена русских национальных концептов заимствованиями приводит к разрыву смысловых связей, слов. Тем самым, существует опасность потери русским этносом собственного образа мысли и жизни.

Прагматическое использование языка, положило начало процессу разрушения языка в современном обществе. «Язык стал товаром и распределяется по законам рынка. Внедрение в национальное мышление так называемых слов-амеб, не связанных с ментальными концептами, заполнение языка этими словами как одна из форм подчинения народов индивидуалистическим обществом».

Таким образом, отметим, что язык - это духовная реальность, живая деятельность человеческого духа. Субъекты-носители придают символическое значение русскому языку, считают его духовно-культурной ценностью. Объекты духовной культуры не вписываются в контекст глобализации, они остаются уникальными. Глобализация не должна распространяется на базовые элементы культуры: религию и этносоциальную память, язык как совокупность средств, преобразующих информацию о прошлом с целью сохранения опыта предшествующих поколений и передачи его потомкам. Сохранение этнической идентичности в условиях глобализации возможно преимущественно на основе этносоциальной памяти.

Заключение

В заключение можно сделать следующие выводы:

эволюция осмысления понятия «менталитет», как в мировом, так и отечественном социально-гуманитарном знании тесно связано с этничностью, отождествляется с понятиями «этническое сознание», «духовность». Развитие понятия «менталитет» приводит к пониманию его как «духовное оснащение» человека, особенности поведения, мышления. понятие менталитета характеризуется с разных сторон: исторической, философской, психологической, культурологической. С понятием «менталитет» глубоко взаимосвязано определение - «национальный характер» как совокупность черт национальной группы, этноса.

менталитет выполняет функцию сохранения культурных стереотипов, выстраивает картину мира этноса. Менталитет выражается в этнической картине мира, регулирует духовные, интеллектуальные, моральные формы жизни этноса. Менталитет - мировоззренческая база картины мира, генетический код этноса.

русская ментальность - это культурно-психологическое явление жизнедеятельности человека. Исторические условия существования, географическая среда, православная религия, традиционные формы культуры наложили глубокий отпечаток на ментальность русского этноса. Менталитет русского этноса определяют ярко выраженные черты его представителей, общее мировоззрение, способы понимания окружающего мира. Ментальность проявляется в свойственных представителям русского этноса способах действовать в окружающей среде.

в этнических группах язык понимается как средство формирования мировоззрения, он зацементирован в самой человеческой природе и способствует развитию духовно-нравственных актов. Язык - это духовная реальность, живая деятельность человеческого духа. Субъекты-носители придают символическое значение русскому языку, считают его духовно-культурной ценностью. Язык отображает культурно-национальную ментальность. Глобализация не должна распространяется на базовые элементы культуры этноса. Сохранение этнической идентичности в условиях глобализации возможно преимущественно на основе этносоциальной памяти.

1.Абульханова-Славская К.А. Состояние современной психологии: субъективная парадигма // Предмет и метод психологии: Антология / Под ред. Е.Б. Старовойтенко. М.: Академический проект: Гаудеамус. 2005.

.Алехина, С.Н. Идея дома в русской ментальности (философские исканияB. В. Розанова) Текст. / С.Н. Алехина // Соц.-гуманит. знания. 2003. №6.1.

.Бердяев, Н.А. О человеке, его свободе и духовности Текст.: избр. тр. / Н.А. Бердяев. М., 1999.

4.Блок М. Апология истории или ремесло историка. М.: Наука. 1973.

.Боков Х.Х. Интернационализм - часть национальной идеологии граждан России // Русская нация - системообразующее ядро российской государственности: сб./редкол. Е.С. Троицкий и др. - М.: 2007.

6.

.Большакова, А.Ю. Нация и менталитет: феномен «деревенской прозы» XX века Текст. / А.Ю. Большакова. М., 2000.

.Болышева Н.Н. Развитие языка в условиях глобализации: социально-философский аспект: диссертация… кандидата философских наук: 09.00.11 Красноярск, 2006, 171 c.: 61 07-9/6.

.Бутенко, А.П. Менталитет россиян и евразийство: их сущность и общественный смысл Текст. / А.П. Бутенко, Н.В. Колесниченко // Социол. ис-след. 1996. №5.

10.Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества. - М.: Наука, 1977.

.Губенко, Н. Война против памяти, разума, совести / Н. Губенко // Правда. Спец. выпуск, июнь. 2007.

.Гуревич, А.Я. От истории ментальности к историческому синтезу Текст. / А.Я. Гуревич // Споры о главном: Дискуссии о настоящем и будущем исторической науки вокруг французской школы «Анналов». М., 1993.

.Духовно-культурные ценности России и стратегические технологии (научно-аналитический обзор): Сб. науч. тр. - М.: ИНИОН РАН.

.Дюби, Ж. Трехчастная модель, или Представления средневекового общества о себе самом / Ж. Дюби. М., 2000.

.Ешич М.Б. Культура в системе общества // Культура в общественной системе социализма: теоретические и методологические проблемы. - М.: 1984.

.Катаев, М.В. Бессознательное и менталитет: сущность, структура и взаимодействие: автореф. дис. канд. филос. наук. Пермь, 1999.

17.Кознова И.Е. ХХ век в социальной памяти российского крестьянства. - М.: ИФРАН, 2000.

18.Кукоба, О.А. Природа и структура этнического менталитета Текст. / О.А. Кукоба // Философия и общество. 2004. №4.

19.Лагунов, А.А. Современный российский менталитет: Социально-философский анализ Текст.: дис. канд. филос. наук. Ставрополь, 2000.

.Люблинская А.Д., Малов В.Н. [Рец. на кн.: Леруа Ладюри Э. Крестьяне Лангедока] // Ср. века. Вып. 34. М., 1971; Гуревич А.Я. Истор. синтез и Школа «Анналов». М., 1993.

.Менталитет и аграрное развитие России (Х1Х-ХХ вв.) Текст.: матер. Междунар. конф. (Москва 14-15 июня 1994 г.) / редкол.: В.П. Данилов, Л.В. Милов [и др.]. М., 1996.

22.Мечковская Н.Б. Социальная лингвистика: пособие для студентов гуманит. вузов и учащихся лицеев - 2-е изд., испр/ М.: Аспект Пресс, 199.

.Мосейко, Е, Н. Кризис идентичности и духовные искания африканской интеллигенции Текст. / Е.Н. Мосейко // Восток. 2006. №4.

24.Муругова, А.В., Кожевников, В.П. Русский менталитет. Монография. - Нижний Новгород. - 2006.

.Панарин А.С. Народ без элиты - М.: Алгоритм: Эксмо, 2006.

.Пантин, И.К. Проблема самоопределения России: историческое измерение Текст. / И.К. Пантин // Вопр. философии. 1999. №10.

.Русская словесность: от теории словесности к структуре текста: Антология.-М.

28.Скворцов Л.И. Язык, общение и культура (экология и язык) // Русский язык в школе. - 1994. - №1.

.Советов Ф.В. Закономерные особенности русского менталитета [Текст] / Ф.В. Советов // Сборник трудов аспирантов и магистрантов. Сер. «Социально-гуманитарные науки» / Нижегор. гос. архитектур.-строит. ун-т. - Н. Новгород, 2007.

30.Тихонов А.С. Менталитет этноса как морально-психологический фактор жизнедеятельности народа. - #"justify">.Трофимов В.К. Менталитет русской нации: Учебное пособие. Ижевск: Иж ГСХА, 2004.

32.Трубецкой, Н.С. Мы и другие / Н.С. Трубецкой // В кн.: Русская идея. - М.: Айрис Пресс. 2002.

33.Хоруженко К.М. Культурология: Энциклопедический словарь. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.

34.Юнг К. Структура души // Проблемы души нашего времени: пер. с нем. - М., 1994.

Похожие работы на - Менталитет и его выражение в этнической картине мира

Культурология: конспект лекций Еникеева Дильнара

ЛЕКЦИЯ № 20. Ментальность как тип культуры. Смысл ментальности

Непосредственным изучением культуры как ментальности занимается французская историческая школа «Анналов», одним из ярких представителей которой является Ф. Бродель.

История ментальностей использует понятие «ментальность» при исследовании конкретных исторических форм и создания духовной жизни той или иной исторической эпохи.

Характерными чертами истории ментальностей являются:

1) преимущественный интерес к коллективным психологическим установкам;

2) внимание к «невысказанному», неосознанному, к практическому разуму, повседневному мышлению;

3) интерес к устойчивым формам мышления: метафорам, символам, категориям.

То, что интегрирует «анналистов», относится к общим мировоззренческим аспектам обыденного сознания; отечественные философы называют это бытовым мировоззрением. Речь идет о картине мира, общих установках сознания, характерных для всех представителей определенной эпохи, независимо от их социального положения. Это коллективное неосознанное предстает и в виде заповедей морали, и в качестве кодов поведения, расхожих представлениях, которые ими не осознаются или плохо осознаются. Коллективная психология определяет все формы жизненных явлений, в том числе и повседневную жизнь людей той или иной исторической эпохи.

Понятие «ментальность» является рабочим понятием современных исследователей. Оно определяет видение мира и его восприятие, образ мысли и нормы поведения, в которых сочетаются сознательные и бессознательные моменты.

В терминах социальной психологии менталитет определяется следующим образом: менталитет (от лат. mens – «ум», «мышление», «образ мыслей», «душевный склад») – это совокупность установок индивида или социальной группы воспринимать мир определенным образом, т. е. мыслить, чувствовать, следовательно, и действовать. В этом случае внутренний мир людей выступает посредником между обществом и действующим субъектом. Можно также сказать, что ментальность есть не только отражающее, но и порождающее сознание. Ее место в человеческом сознании – это «зазор» между архетипами культуры («коллективное бессознательное» – Карл Густав Юнг) и высокорациональными формами общественного сознания, такими как наука, философия, искусство, мораль, изменяющимися исторически.

У социологов ментальность звучит как сфера разума, ценностей, смысла.

Можно выделить следующие трактовки понятия «ментальности»:

1) ментальность – это общий тип поведения, свойственный индивиду и представителям определенной социальной группы, в котором выражено их понимание мира в целом и их собственного мира в нем;

2) ментальность – это эмоциональная и дологическая предрасположенность, бессознательные и неотрефлексированные способы поведения и реакций (Г.В. Гетц) Эта точка зрения прямо противоположна предыдущей. Здесь ментальность – это то, что «обладает» человеком, т. е. картина мира, которая не сформулирована и в принципе не поддается формулировке ее носителем. Такая картина – наиболее устойчивая и консервативная сторона социальной системы. (А. Я. Гуревич);

3) ментальность – это сама психология, поставленная в контекст социальных условий, это обыденность, средний человек и способы чувствования, мышления, силы, формирующие привычки, отношения, безличный культурный контекст.

Из данных определений видно, что в идее ментальности причудливо соединяются характеристики психологической и непсихологической (культурной и социальной) реальностей.

Ментальность находит свое выражение в повседневной жизни людей. Поскольку повседневностью живет каждый человек, категория «повседневности» выступает фундаментальной для антропологического изучения культуры.

В разных научных школах повседневность трактуется неоднозначно. Повседневность исследовалась историками школы «Анналов» («Новой исторической науки»). Ф. Броделю принадлежит крупное 3-томное сочинение «Материальная цивилизация». Главная задача исследования состояла в том, чтобы разработать модели, соответствующие различным типам эволюции экономики так называемого «традиционного общества» и пришедшего ему на смену «общества экономического роста». Вторая задача сводилась к установлению (в зависимости от региона, отдельной страны или даже различных районов одной страны) моментов перехода, взрыва, отрыва от одного типа экономии данного общества к другому. Здесь исследуется материальная жизнь в промежутке между XV–XVIII вв.

Нам наиболее интересен 1-й его том – «Структуры повседневности: возможное и невозможное». Ф. Бродель рассматривает самые разнообразные сферы материальной, повседневной жизни людей – питание, одежду, жилище, технику, деньги и т. д. Подробно исследует те медленные изменения отдельных элементов структуры мира, накопления, неравномерные продвижения вперед, которые незаметно, но все-таки создали ту критическую массу, взрыв которой в XVIII в. изменил облик мира.

Повседневность, трактуемая таким образом, уподобляется «жизненной стихии»: мелкие факты, едва заметные во времени и пространстве, повторяясь, обретают всеобщий характер, распространяются «на всех уровнях общества, характеризуя его образ существования и его образ действия, бесконечно его увековечивая» (Ф. Бродель). Эта «бесконечность» и делает повседневность внеисторичной. Событие, являющееся краеугольным камнем традиционной историографии, исчезает, растворяясь в энтропии повседневного. Повседневность – это своего рода вещество истории, она расплывчата и неопределенна.

Можно выделить следующие основные организующие начала культуры повседневности:

1) социальная иерархия («верхи» и «низы»). Для «низовой», массовой культуры, характерны стабильность, консерватизм, устойчивость к переменам. Верхи общества определяют ценностные ориентиры, создают иерархические порядки;

2) понятие стиля, стилизация. Стиль, являясь некой культурной целостностью, влияет как на материально-предметный мир, так и на поведенческую сферу, проявляясь в речи, поведении, манерах и пр;

Изучением ментальности, как особого типа культуры, занималась не только школа «Анналов», но и многие зарубежные и отечественные философы, культурологи и социологи. Так, например, эмоциональная жизнь человека представлена в работе Й. Хейзинги «Осень Средневековья».

«Осень Средневековья» – это изучение прежде всего ментальности человека, при котором раскрывается его духовная жизнь. Это внимание к этикету и различным нормам человеческого поведения. Это изучение вертикальной структуры человеческого бытия, т. е. его иерархичности, многоярусности: его «верхов» и «низов», материального и духовного в эпоху умирания Средневековья и, можно сказать, всей европейской культуры.

Й. Хейзинга отмечает, что жизнь Средневековья XV в. была полна крайностей. С одной стороны, наблюдается полное отречение от всех мирских радостей, с другой стороны, безумная тяга к наживе и наслаждениям. Мрачная ненависть противопоставляется добродушию и милосердию. Еще одна характерность Средневековой культуры, которую отмечает Й. Хейзинга, это выставление жизни напоказ.

Свое определение повседневности выдвигают и отечественные исследователи – А. Л. Ястребицкая «Средневековая Европа XI–XIII вв.», «Средневековая культура и город в новой исторической науке». Основное внимание она уделяет вещественно-материальной культуре.

На основе взаимодействия людей с вещным миром ученые пришли к выводу, что в основаниях этого взаимодействия лежит то обстоятельство, что с помощью отдельных элементов вещной среды или комплекса вещей, человек реализует те или иные процессы своей жизнедеятельности, т. е. формирует свой образ жизни. Характер этого мира, его структура и роль в жизни человека в значительной мере обусловлены характером и уровнем развития производительных сил общества. Следовательно, материальные условия жизни – это неотъемлемая часть процесса развития общества.

Первичные элементы материально-вещной среды – это орудия, жилище, одежда, которые защищают человека от сил природы и помогают пользоваться ее благами.

Эволюция производительных сил вещного мира, его структур постепенно привела к тому, что вещная среда и системы жизнеобеспечения превращаются в среду жизнедеятельности. Человек отгородился от природы стеной, им самим же созданной. Активное воздействие на природные процессы посредством элементов вещной среды превратило человека в пассивного потребителя природных благ и в активного потребителя природы. Вещно-материальная среда выполняет различные инструментальные функции, обеспечивающие взаимодействие человека и природы, одновременно являясь своеобразным изолятором между ними.

Таким образом, материально-вещную среду можно рассматривать как среду жизнеобеспечения человека, а также как среду его жизнедеятельности.

А. Л. Ястребицкая в своей работе «Средневековая культура и город в новой исторической науке» говорит о том, что в Средневековье в гораздо большей степени, чем в современном обществе, одежда и ее аксессуары служили показателем социальной значимости индивида и средством его самоидентификации. Платье было призвано сделать видимым место человека в обществе, и прежде всего именно в этой функции одежды коренится один из импульсов тех огромных трат и стремлений к изменению костюма, сообщениями о которых наполнены источники XIII–XVII вв.

К истории ментальности обращается еще один отечественный исследователь – социолог А. Я. Гуревич. В своей работе «Средневековая культура» он характеризует ментальность средневекового человека. Согласно А. Я. Гуревичу, средневековая культура обладает определенными особенностями, особой структурой и связью своих элементов. Говоря о Средневековье, очень сложно выделить обособленные сферы жизнедеятельности человека, такие как, например, философия, эстетика, экономика, ввиду того, что средневековый человек не подразделял на самостоятельные, изолированные отрасли сферы своей жизнедеятельности.

Таким образом, в деталях повседневного существования отражаются определенные образы и идеалы человека, относящиеся к сфере времени и пространства, эмоций, изобразительного искусства, поэзии и т. д.

Из книги История культуры: конспект лекций автора Дорохова М А

ЛЕКЦИЯ № 1. Общие понятия истории культуры

Из книги Культурология: конспект лекций автора Еникеева Дильнара

ЛЕКЦИЯ № 1. Культурология как система знаний. Предмет курса «Культурология». Теории культуры Основы культурологии как самостоятельной научной дисциплины, предмет изучения которой – культура, были заложены в работах американского ученого Лесли Уайта. Культурология еще

Из книги Культурология (конспект лекций) автора Халин К Е

ЛЕКЦИЯ № 5. Язык культуры и ее функции 1. Понятие языка культуры Языком культуры в широком смысле этого понятия называют те средства, знаки, формы, символы, тексты, которые позволяют людям вступать в коммуникативные связи друг с другом. Язык культуры – это универсальная

Из книги Явление украинки народу автора Стражный Александр

ЛЕКЦИЯ № 15. Типология культур. Этнические и национальные культуры. Восточный и западный типы культуры 1. Типология культур Прежде всего следует отметить, что выделяют различные типы культур в зависимости от подходов и методов к изучению культуры и огромного множества

Из книги Культурология и глобальные вызовы современности автора Мосолова Л. М.

ЛЕКЦИЯ № 16. Философия культуры: методологические основания Прежде всего следует отметить связь культурологии и философии. С одной стороны, культурология, выделяясь из философии, выступает как стиль философствования. «Философствование и его результаты – это лишь

Из книги Русский язык и культура речи: курс лекций автора Трофимова Галина Константиновна

ЛЕКЦИЯ № 18. Социология культуры. Объективистская тенденция социокультурных построений О. Конта и Э. Дюркгейма Социология культуры – это научная дисциплина, объектом изучения которой является общество как социокультурная система. В социологии культуры объединены

Из книги автора

ЛЕКЦИЯ № 21. Гендер как одна из проблем осмысления культуры 1. Гендерный подход к анализу культуры Культура – это то, что не создано природой, а создано людьми в процессе постижения и упорядочивания мира. Культура – это некий духовный процесс, в ходе которого создаются и

Из книги автора

Лекция 2. Культурология и философия культуры, социология культуры 1. Основные течения и школы в западной философии культуры XIX–XX вв.Одним из основных направлений философских исследований в iX–XX вв. стала философия культуры. Это создало условие для формирования в данной

Из книги автора

Лекция 3. Культурная антропология. Культурология и история культуры 1. Культурная антропологияКультурная антропология (или культурантропология) является одним их важнейших направлений культурологических исследований. Она является частью огромной системы знаний о

Из книги автора

Лекция 7. Взаимосвязь культуры и цивилизации 1. Формирование и основные значения понятия «цивилизация»Понятие «цивилизация» является одним из ключевых терминов западной гуманитарной традиции, системы социологических и культурологических знаний.Истоки слова

Из книги автора

Лекция 9. Модели культуры 1. Классическая и современная модели культурыВ развитии европейской культурологии можно выделить важный период утверждения западной культуры (с эпохи Возрождения до середины XIX в.). Этому периоду свойственны чувство исторического оптимизма,

Из книги автора

Лекция 11. Локальные культуры 1. Локальные культуры как модель развития человечества. Концепция культурно-исторических типов (Н.Я. Данилевский)В философии и культурологии важной проблемой является вопрос о том, что собой представляет исторический и культурный процесс:

Из книги автора

Лекция 17. Культуры Востока 1. Культура Арабского халифатаКлассическая арабо-мусульманская культура занимает одно из важнейших мест в истории великих культур. Арабский халифат – государство, которое образовалось в результате арабских завоеваний VII–IX вв. С появлением

Из книги автора

Из книги автора

Динамика культуры и смысл истории А. С. Кармин (г. Санкт-Петербург). Смысл истории нельзя узнать или открыть подобно тому, как астроном открывает неизвестную ранее звезду или биолог – генетический код, в котором заложена программа поведения животного. Ни от Бога, ни от

Из книги автора

Лекция 1 Литературный язык – основа культуры речи. Функциональные стили, области их применения План1. Понятие культуры речи.2. Формы существования национального языка. Литературный язык, его признаки и свойства.3. Нелитературные разновидности языка.4. Функциональные



Понравилась статья? Поделитесь ей