Контакты

Большой дом. Дом с историей Большой дом на литейном

На улице Шпалерной
Стоит волшебный дом:
Войдёшь в тот дом ребёнком,
А выйдешь — стариком

Автор - народ, который уже отсидел, но не в Бастилии...

Э тот дом знаменит и суров... даже когда просто проходишь мимо тревога ощущается.
Здание ОГПУ — НКВД-МГБ — ГУВД-КГБ — ФСБ ... у него серьезный послужной список))))

В XIX веке в районе нынешнего дома № 4 по Литейному проспекту располагался старый пушечный двор (Старый арсенал).

В 1865 году его отдали в распоряжение Окружного суда и Судебной палаты, где проходили самые известные политические процессы столицы. Через это место прошли многие участники российского освободительного движения — народники, участники «Земли и воли», «Народной воли», члены революционных групп 1890х-1910х гг.

Когда наступил лихой 1917 год, революционно настроенный народ сжег и разрушил ненавистное здание Окружного суда на Литейном проспекте - один из символов беззакония и террора свергнутой монархии.

Но, видимо, нехорошее это было место, или просто привычное, в любом случае именно здесь в 1932 году по проекту Н.А. Троцкого и архитекторов А. И. Гетелло и А.А Оль было построено здание Управления НКВД (а впоследствии - КГБ) - печально знаменитый "Большой дом", где творили террор и беззаконие поболе прежнего.

Объемное и плановое решение здания является примером поисков нового пути развития архитектуры в начале 1930-х годов. Архитектор Н. А. Троцкий, считал, что это здание — «один из первых памятников нового направления, основанного на классических формах». Дом смотрится совершенно инородным телом в этом месте. Если так и было задумано, то идея была реализована блестяще!

На стойке не экономили. Стиль - конструктивизм. Величественные, монументальные здания стали архитектурными доминантами Литейного проспекта. Главный фасад дома № 4 обращен к проспекту. Первый этаж здания облицован красным гранитом, угловые башни украшены большими остекленными поверхностями.

Через камеры в Большом доме и ДПЗ на Шпалерной прошли сотни тысяч человек — как выдающихся писателей, ученых, артистов, инженеров (среди них — Ольга Берггольц, Николай Заболоцкий, Георгий Жженов, Даниил Хармс, Сергей Королев), так и совершенно рядовых, «простых» людей, ни замешанных ни в общественной жизни, ни в принятии важных решений.

Выше внутренний тюремный двор дома предварительного заключения (ДПЗ). Это знаменитая «Шпалерка», расположенная на участке № 25 по Шпалерной улице. Её аббревиатура известна расшифровкой «Домой Пойти Забудь».

Так выглядели камеры и лестничные пролеты.

Держали арестованных и в самом "Большом доме". И даже проводили суды и приводили приговоры в исполнение.

Для упрощения работы репрессивных органов прямо во внутреннем дворе была оборудована специальная площадка для немедленного расстрела заключенных по приговору троек. В этих целях с участка двора, где проводились расстрелы заключенных, была проложена канализационная труба до Невы для стока крови.

Вид на здание с другой стороны Невы через Литейный мост.

Впоследствии, в годы перестройки, некоторые ленинградцы, потерявшие своих близких и не знавшие место их захоронения, в поминальные дни опускали в Неву венки на том участке, где эта сточная труба из двора «Большого дома» входит в Неву, недалеко от Литейного моста.

Если вернуться к самому зданию, то его отличительной чертой, безусловно, является прекрасная отделка и высокое качество выполнения фасадов и интерьеров. Высота наземной части дома - восемь этажей. На каждом этаже имеется небольшой холл с двумя круглыми столбами, облицованными черным мрамором.

Вдоль длинного коридора располагаются кабинеты, отделанные дубом. Здесь есть также зал заседаний, спортивный зал, столовая, библиотека и другие помещения. Седьмой и восьмой этажи здания занимает так называемый «красный» зал заседаний. Он имеет сцену и балкон, огражденный серым мрамором. Оконные проемы в зале - о пола до потолка, с узкими вертикальными полосками из матового стекла.

Наиболее интересно решен «Актовый» зал заседаний. Расположенный на седьмом этаже, он охватывает по высоте два этажа. Его архитектурное решение просто и торжественно.

Пространство прямоугольного в плане зала с балконом перекрыто ребристым железобетонным потолком. Стены облицованы искусственным мрамором розового цвета разной степени интенсивности.

В 1932 году на стене за сценой был установлен барельеф с изображением профиля В.И. Ленина. С этого же года в зданиях разместилось управление НКВД, позже сюда переехало управление КГБ.

Говорят, что на плоской крыше были теннистые корты и спортивные плозадки для спортивных занятий летом, но это сомнительно. А согласно еще одной из легенд, «Большой дом» под землей имеет столько же этажей, сколько над ней. Подвалы там есть, но не такие глубокие.

«Большой дом», как его стали называть в народе, стал знаком беды. В тяжелые годы репрессий через кабинеты этого дома прошли тысячи заключенных ленинградцев, многие из которых вскоре были расстреляны.

Во время войны в годы блокады на него не упала ни одна бомба. Причина - успешная специальная операция НКВД. Через пленных была передана дезинформация, что пленные немецкие офицеры находятся на самом верхнем этаже здания. В результате немцы пожалели даже соседние со зданием дома.

"Большой дом" - самый высокий дом в Ленинграде", - говорили ленинградцы - "из его окон Сибирь видно"...
Удивительно, но и об этом мрачном заведении рассказывали анекдоты:

Приезжий, гуляя по Литейному, спрашивает прохожего:
- Где здесь Госстрах?
- Где Госстрах - не знаю, - отвечает прохожий. - А Госужас - напротив!)))

Дом не дает покоя оппозиции и сейчас. Помнится тут даже табличку оригинальную прикрепили. Причиной акции послужило убийство Станислава Маркелова и журналистки Анастасии Бабуровой. Оппозиция провела митинги гнева и скорби, намекая на возможность "заказа" устранения журналистов со стороны этой структуры.

Надпись гласит: "В этом доме решают, сколько и кому жить. Не знаю, "решают" ли сегодня, но то что совсем недавно "решали", это факт. Скорее всего долго доска не провисела...

А еще в этом месте отличилась московская Арт-группа "Война". В которой были и будущие лишенцы -стриптизерши, танцевавшие в храме Христа-Спасителя.

Акция которую они провели называлась «Х*й в ПЛЕНу у ФСБ!». Она прошла в ночь на 14 июня 2010 года в Санкт-Петербурге в день рождения Че Гевары.

Активисты группы нарисовали гигантский фаллос на Литейном мосту. Все это происходило быстро, методом разлива краски из канистр. Рисунок размером 65 на 27 метров был сделан за 23 секунды. Мост разрисовывало 9 человек. Граффити безуспешно пытались смыть брандспойтами две пожарные машины.

Ночью, при разведении моста рисунок поднялся напротив здания ФСБ в СПб...

Один из участников акции, был задержан, его судили за мелкое хулиганство. Заплатил штраф.

А теперь оценка этой акции. Ее показали в новостях многих стран мира, нанеся Петербургу, как культурной столице большой ущерб... Событие "увековечено" в 100 марках, выпущенных Королевской почтой Норвегии)))) это был частный заказ для собора средств на помощь группе.

Не осталась незамеченной акция и в России. И даже в нашей "культурной среде")))) Акция получила ПРЕМИЮ "Инновация" в номинации "Лучшее произведение визуального искусства" . Источник - Интерфакс. Сумма премии - 400 тысяч рублей призовых. Спасибо руководителю Государственного центра современного искусства Михаилу Миндлину, как председателю комиссии)))))

Но это я отвлекся. А вот дом КГБ отнесся к этой акции совсем спокойно. Словно ничего и не произошло...

Инфа и некоторые фото (С) Википедия, Ольга Резникова «Тюрьмы Петербурга-Петрограда-Ленинграда», "Легенды Питера", сайт арт-группа "Война" и др. инет

Административное здание Управления ФСБ и Информационного центра ГУВД, прозванное в народе «Большой дом» находится по адресу Литейный проспект , д.4. В 19 веке на этом месте располагался Старый арсенал (Пушечный двор). В 1865 году он был передан Окружному суду и Судебной палате, здесь проходили самые громкие политические судебные процессы того времени. Рядом находился и Дом предварительного заключения. В феврале 1917 года Окружной суд был разгромлен восставшими, а в 30-е годы взорвали и соседнюю с ним «Артиллерийскую» церковь 18 века

По инициативе С.М. Кирова на этом месте были построены два соединенных между собой переходами административных здания: дом № 4 по проекту архитекторов А. Гегелло, Н. Троцкого, А. Оля и дом № 6, возведенный под руководством архитектора И. Беспалова. Величественные, монументальные здания в стиле конструктивизма выходят на Литейный проспект, улицы Шпалерную и Чайковского.

Они стали архитектурными доминантами этого района и, в частности, Литейного проспекта. К нему обращен главный фасад дома №4, его первый этаж облицован красным гранитом, а угловые башни имеют большие остекленные поверхности. На каждом из 8 наземных этажей - небольшой холл с эффектно облицованными черным мрамором столбами, отделанные дубом кабинеты располагаются вдоль длинного коридоров. Здесь предусмотрен зал заседаний, спортзал, столовая, библиотека. На седьмом этаже располагается огромный, высотой в два этажа, зал заседаний, называемый «Красным», со сценой, огражденным серым мрамором балконом, оконными проемами, - от пола до потолка. В простенки зала врезаны узкие вертикальные полоски из матового стекла, за ними скрыто освещение. Две полосы встроенного освещения пересекают и потолок зала по всей его длине. Стены зала облицованы искусственным розовым мрамором, стена сцены украшена профильным барельефом В.И. Ленина работы скульптора Т. Кспинова.

С 1932 года в зданиях располагается управление НКВД, а позже сюда же переехало и управление КГБ. Большой дом стал зловещим символом сталинских репрессий. Через его кабинеты прошли тысячи лучших людей Ленинграда, многих из них ждал расстрел. Здание было овеяно множеством легенд. Согласно одной из них, под землей у него столько же этажей, сколько и над землей. С горькой иронией ленинградцы утверждали, что Большой дом на Литейном, - самый высокий в городе, ведь из его подвалов виден Магадан. Бытует также легенда, что во время войны на верхнем этаже дома был устроен «живой щит» из пленных немецких летчиков и офицеров. Как бы там ни было, ни одна бомба не упала в Большой дом за все время длительной блокады города.

История "Большого дома" началась в феврале 1917, когда был подожжен и разрушен символ свергнутой монархии - Окружной суд на углу Шпалерной и Литейного.

Рядом с Окружным судом на Литейном проспекте стояла Сергиевская Всей Артиллерии церковь. В народе - Артиллерийская". В самом начале 1930-х она была взорвана.

В 1931-1932 годах на месте этих двух зданий вдоль Литейного проспекта и квартале между улицами Воинова (ныне Шпалерная) и Чайковского (в прошлом Сергиевская) были выстроены два административных здания, объединенные общими переходами и коридорами. Они были соединены с еще одним зданием - старинной царской тюрьмой, расположенной на участке №25 по Шпалерной улице. Это т.н. ДПЗ (Дом предварительного заключения или "Домой пойти забудь" в мрачном фольклоре советского периода), знаменитая в свое время "Шпалерка".

Внутренний коридорчик между тюрьмой и админ.зданием известен по имени "Таиров переулок". Среди арестантов он также известен как "Мостик вздохов". Согласно тюремным правилам при встрече заключенных одно из арестанотов останавливали лицом к стене. Легкий вздох был единственным способом поприветствовать собрата по несчастью.

С 1932 года в помещениях всех трех зданий расположилось управление НКВД - зловещая организация, получившая в народе всевозсожные прозвища:

"Жандармерия"

""Девятый угол"

"Девятый вал"

"Мусорная управа"

"Черная сотня"

"Большой дом"

"Литейка"

"Белый дом"

"Серый дом"

"Собор Пляса-на крови"

"Дом на Шпалерной"

"Малая Лубянка"

В период строительства «Большого дома» все тротуары Шпалерной улицы были завалены гранитными плитами, демонтированными с ленинградских кладбищ, и сотни заключенных обрабатывали их: готовили для облицовки высокого первого этажа строящегося монументального здания, тщательно убирая все надписи с могильных плит. Когда стройка заканчивалась, в начале 1934 года в подавляющем большинстве квартир этого района были сняты телефоны, т.к. они потребовались для «Большого дома». По завершении строительства всего комплекса зданий туда переехало Ленинградское управление НКВД, размещавшееся ранее вместе со следственным изолятором на Гороховой улице. В дальнейшем Шпалерная улица, соединяющая «Большой дом» со Смольным, превратилась в важную правительственную магистраль и была одной из первых в городе полностью заасфальтирована.

Актовый зал "Большого дома":

Говорят, первоначально подвалы Большого дома были разделены на три отсека, в одном из которых и производились расстрелы. Сейчас он будто бы замурован.

Есть легенда, согласно которой между "Большим домом" и "Крестами" существовал подземный ход.

Будто бы в кабинетах следователей стояли большие книжные шкафы, которые на самом деле были пустыми внутри и служили для изощренных пыток над заключенными.

Сохранился леденящий душу рассказ о подводных призраках, с которыми столкнулся один водолаз. Он "чуть не сошел с ума от ужаса, когда увидел на дне Невы множество вертикально расположенных трупов. К их ногам был привязан груз и их подняло течением и трепало так, что мертвецы размахивали руками, качали головами, и получалась странная картина митинга мертвецов".

В начале ХХ века перед фасадом Арсенала на нечетной стороне Литейного стоял целый ряд старинных пушек, направленных дулами на здание Окружного суда. До того времени умники злословили "Пушки направлены на правосудие". Затем на месте суда появился "Большой дом" и пушки стали нацелены на него. Что при этом говорили неизвестно. Но пушки убрали в конце 1960-х годов.

Большой дом (Литейный 4) – неофициальное название здания НКВД, ныне там находится управление ФСБ по СПБ и ЛО и Информационный центр ГУВД.

1) Приезжий выходит из Финляндского вокзала и останавливает прохожего:
– Простите, где здесь Госстрах?
Прохожий указывает на противоположный берег Невы, где высится здание «Большого дома»: – Где Госстрах не знаю, а госужас – напротив.

2) Согласно одной из легенд «Большой дом» под землей имеет столько же этажей, сколько над ней. В фольклоре это легендарное обстоятельство превратилось в расхожий символ: - Какой самый высокий дом в Ленинграде? - Большой дом на Литейном. Из его подвалов виден Магадан.

3) Известно, что за все время блокады в дом на Литейном не попала ни одна бомба. Существовала легенда, что на верхнем этаже «Большого дома» якобы содержались пленные немецкие офицеры, и немецкие лётчики, зная об этом живом щите, устроенном чекистами, щадили здание

Наверное, нет такого человека, который бы не мечтал найти свою любовь. Согласно старинной Питерской легенде, есть дворик, помогающий в это деликатном вопросе. Если вы знаете уютные дворики на ул.Правды, в одном из них находится фигура железного дровосека.

Так вот, необходимо в полночь положить железную монетку к сердцу железного дровосека и загадать желание о том, чтобы найти свою любовь. Согласно легенде, после этого ритуала в течение месяца вы встретите свою настоящую любовь.

Исаакиевской деревней называли петербуржцы строительную площадку, многие годы существовавшую вокруг Исаакиевского собора.

Вид Исаакиевского собора в лесах. Литография, 1845 г.

Первый камень в фундамент ренальдиевского собора был заложен в 1762 году, а освящение монферрановского состоялось в 1858. Три поколения петербуржцев были свидетелями небывалой стройки. Многие из них ушли из жизни, так и не подозревая, что первый собор не достроят в мраморе, а второй вообще разберут до основания и на его месте начнут сорокалетнюю эпопею по возведению третьего.

Кирпичная кладка, появившаяся во времена Павла I не соответствовала парадной застройке Центральной части Петербурга. В 1809 году Александр I объявляет конкурс на проектирование нового Исаакиевского кафедрального собора, торжественная закладка которого состоялась 26 июня 1818 года. Проект создал молодой французский архитектор Огюст Монферран, за два года до этого приехавший в Россию.

В 1820 году он опубликовывает альбом чертежей собора , в котором допускает ряд грубых ошибок и просчетов. Это вызывает резкую критику ведущих петербургских архитекторов. Создается специальный комитет по рассмотрению претензий к «императорскому архитектору». Комитет признает проект Монферрана неудачным и по распоряжению Александра I в полном составе принимает участие в его исправлении. Строительство приостанавливается и возобновляется только спустя пять лет.

Учитывая особенности петербургской почвы, в основание собора забивают 10 762 сваи. Только через три года началась изумившая и восхитившая современников установка колонн, каждая из которых весом в 114 тонн и высотой 17 метров поднималась и занимала свое место при помощи специальных кабестантов (рычагов) всего за 45 минут.

Давольно оригинальной особенностью строительства стала установка колонных портиков при полном отсутствии стен собора. Затем возвели стены, увенчанные купольным барабаном из 24 колонн, поддерживающих сам купол. Только процесс золочения купола, колоколен и крестов продолжался целых восемь лет.

Один из самых известных мостов Петербурга – Аничков на Невском проспекте. Его четыре скульптурные композиции “Человек, укрощающий коня” поставили это чудо инженерного искусства в один ряд с шедеврами мирового уровня.

Если верить старинному преданию, ваятель коней , барон Петр Карлович Клодт, пользовался особым расположением царя Николая I, слывшего большим любителем верховой езды.

Однажды во время конной прогулки, на которую был приглашен и барон, лошадь скульптора понесла, и тому с трудом удалось справиться с ней.

В пылу обуздания скакуна Петр Карлович обогнал императора, что было строжайше запрещено придворным этикетом.

Все замерли, ожидая государева гнева, но тот лишь рассмеялся и бросил Клодту с иронией: “Что ж, братец, ты лепишь коней куда лучше, чем ездишь на них”.

По другой версии, следующего по Невскому во главе кавалькады Николая I обогнал злополучный барон.

К счастью для последнего, процессия оказалась в этот самый момент на Аничковом мосту, и император лишь тихо произнес: “За этих – прощаю!” И Клодта помиловали.

Объезжая наиболее пострадавшие от наводнения прибрежные места на Петергофской дороге, Александр I посетил одно селение, которое было совершенно уничтожено стихией. Разорённые крестьяне собрались вокруг императора и горько плакали.

Вызвав из их среды старичка , “Всё, батюшка царь, всё погибло! Вот у афтова домишко весь унесло и с рухлядью, и с животом, у афтова двух коней, четырёх коров затопило, у афтова…” и т. д.

“Хорошо, – сказал император, – это всё у Афтова, а у других что погибло?” Тогда объяснили Александру, что старик употреблял “афтово” вместо “этого”.

Посмеясь над своей ошибкой, государь приказал выстроить на высокой насыпи деревню и назвать её Автово. В давние, допетербургские времена, как свидетельствуют топографические планы XVII века, в ряду других, более или менее мелких поселений, ютившихся невдалеке от залива, стояла небогатая финская деревушка Аутово. Как полагают исследователи, название это восходит к финскому слову “ауто”, что означает “пустошь”. Жизнь поселян из поколения в поколение сводилась к добыче пропитания в открытом море и к спасению нехитрого скарба, когда море обрушивалось на сушу.

Тогда предусмотрительно собранные дома превращались в плоты , умело управляемые терпеливыми поморами. Едва стихия сменяла гнев на милость, как Аутово вновь дымило кострами, мычало коровами и звенело ребячьим смехом.

Возможно, и не догадывались жители Аутова, что в нескольких верстах от их хижин перемещаются государственные границы, меняется гражданская принадлежность обывателей, возводится новая столица, определяется и их судьба.

В 1704 году вдоль взморья, сквозь глухие леса и цепкие кустарники пробивается благоустроенная дорога к строящимся Кронштадту и Петергофу.

Земли вдоль дороги щедро раздавались приближённым для освоения, благоустройства, строительства загородных особняков, путевых и увеселительных дворцов, разбивки садов и огородов.

Население придорожных деревень увеличивается и становится многонациональным, что вообще свойственно молодому Петербургу.

Постепенно финское Аутово русифицируется в Автово. Границы его раздвигаются и становятся расплывчатыми.

К началу 20 века Автово вмепсте с другими подобыными поселениями становится предместьями северной столицы.

В 1801 годуна Петергофское шоссе из Крондштадта переводят Санкт-Петербургский казённый чугунный завод, который в 1868 году приобретает чиновник Морского министерства инженер Н.И.Путилов.

Очень скоро Путиловский завод становится одним из крупнейших предприятий России.

Предприимчивый владелец завода пристраивает к нему судостроительную верфь(ныне Северную), строит Морской порт с судоходным Морским Каналом и железной дорогой.

Будничная жизнь путиловских предприятий становится жизнью Автова.А территория бывшей деревни стала территорией огромного юго-западного района.

Многие, вероятно, видели фигуры грифонов на Банковском мосту , который находится на канале Грибоедова, однако не все знакомы с их историей.

В 1936г мост был декорирован четырьмя скульптурами этих фантастических существ с позолоченными крыльями и фонарями над их головами. Изготовлены они были из чугуна выдающимся скульптором П. П. Соколовым.

Они не только украшают Банковский мост, но и выгодно скрывают закрепляющие цепи. В народе поверье, что если поцеловать златокрылого полу-льва полу-орла или оставить монетку на одной из его лап, то этот нехитрый прием поможет Вам решить Ваши финансовые проблемы.

Одна из самых ужасающих легенд Смоленского кладбища (которую, кстати, многие ученые рассматривают не как легенду, а как исторический факт) – легенда о сорока заживо погребенных священниках.

Вскоре после революции священников со всего города арестовали, привезли на Смоленское кладбище, выстроили на краю заранее вырытой огромной могилы и предложили либо отречься от веры, либо ложиться в землю заживо. Все священники предпочли мученическую смерть. Говорили, что еще в течение трех дней из могилы доносились стоны, а земля на этом месте шевелилась. Затем на могилу упал Божественный луч, и все затихло.

Сейчас на Смоленку лучше идти ночью и в будние дни, Идти от входа в глубь кладбища, а потом резко на лево, там кладбище будет по спокойнее, может быть вы встретите даже пару готов… Но если же вы хотите максимум приключений, то главного входа поверните направо….

Лидер рок-группы «Ночные снайперы» Диана Арбенина влюбилась в Питер с первого взгляда. Она не побоялась оставить родителей, университет и переехать из родного Магадана в совершенно незнакомый город. Но, чтобы Питер принял ее, пришлось пройти инициацию – посвящение. Питерские друзья сказали Диане, что для этого нужно забраться на самую главную крышу города – крышу дома № 4 по Гороховой улице.

Диана Арбенина, музыкант: «Ты идешь тайком по лестнице, очень тихо пробираешься на последний этаж, а потом выходишь на маленький пятачок, откуда видно весь город. Там очень высоко – ты вровень Исаакиевскому собору. Эта крыша настолько проникновенное место, она даже стала местом паломничества наших фанатов. Потому что именно здесь, я считаю, началась группа «Ночные снайперы»».

Теперь певица уверена, что крыши – это самые мистические места в Санкт-Петербурге, здесь сбываются все желания. Сразу после этого восхождения на питерскую крышу Диана познакомилась со Светланой Сургановой. Так родилась группа «Ночные снайперы». Никому не известные девушки всего за два года покорили не только Питер, но и всю страну. Считается что эта крыша никогда не пустит на себя злых людей.

Многие полагают, что город Санкт-Петербург назван в честь своего великого основателя Петра I , однако это не так.

Это даже не совсем легенда, а скорее обычное заблуждение, которое основано на незнании фактов и совпадении имен.
Петр Алексеевич Романов родился 29 июня 1672 года в Петров день. Еще задолго до основания города Петр I мечтал назвать крепость в честь своего небесного покровителя. Причем, крепость эта должна была стать ключевой, стоящей у морских ворот Росси, так как св. Петру по христианским преданиям отводилась роль привратника и ключаря небесного.

Мечта Петра осуществилась, Санкт-Петербургская крепость выросла не невских берегах и дала имя городу. В XX веке Санкт-Петербург трижды менял имя (Петербург – Петроград – Ленинград) и крепость тоже его сменила, ее начали называть Петропавловской.

Во время осмотра острова Ени-саари Петр, вдруг остановившись , вырезал два пласта дерна,-положил их крестообразно и сказал: «Здесь быть городу».

Затем начал копать ров, в который поставили высеченный из камня ящик. Ящик прикрыли каменной плитой с надписью: «От воплощения Иисуса Христа 1703 года мая 16, основан царствующий град Санкт-Петербург великим государем царем и великим князем Петром Алексеевичем, самодержцем всероссийским». В это время в воздухе появился орел и стал парить над царем.

На месте закладки города Петр установил подобие ворот с перекладиной. Неизвестно откуда взявшийся орел опустился на перекладину. Петр взял его, посадил на руку и вошел в ещё не существующий город.

Военная весна 1703 года принесла, наконец, России долгожданную викторию. После ряда жестоких поражений, отброшенный на восток, почти прижатый к материку, отчаянно за него цепляясь, увязая в болотах и теряясь в практически на одном энтузиазме да на фанатичной преданности горстки единомышленников Петр овладевает шведской крепостью Ниеншанц.

Однако Петр отказывается закрепиться в Ниеншанце. так как считает, что «мал, далек от моря, и место не гораздо крепко от натуры». Выбор пал на удобно расположенный Заячий остров (по-фински Ени-саари). Даже не укрепленный, остров представлял собой естественную преграду в устье Невы. На нем и была заложена крепость. Под её защитой на соседнем Березовом острове возник город.


***
А на Литейном силуэт знакомый
Вознёсся над красавицей Невой.
Повсюду он Большим зовётся домом,
А для чекиста это дом родной.

Большой дом - неофициальное название административного здания в Санкт-Петербурге на Литейном проспекте, в котором находится управление Федеральной службы безопасности по Санкт-Петербургу и Ленинградской области.

История "Большого дома" началась в феврале 1917, когда был подожжен и разрушен символ свергнутой монархии - Окружной суд на углу Шпалерной и Литейного.

В 1714 году слева от дороги построили Пушечный двор, чуть позже получивший название «Старого».


Он стал местом не только хранения запасов артиллерии, но и артиллерийских «достопамятностей» - трофейных орудий и знамен.


В 1774 году деревянные постройки Старого пушечного двора разобрали, и на их месте
построили здание для хранения артиллерийских припасов и «артиллерийских древностей» - грандиозный Арсенал, ставший украшением этой части города.




В 1865 году здание Арсенала было передано Окружному суду и Судебной палате, здесь проходили самые громкие политические судебные процессы того времени.


В Петербургском окружном суде приговорены к смертельной
казни члены организации «Народная воля»,
участвовавшие в покушении на Александра II.


В 1887 году Петербургским окружным судом осудили А.И. Ульянова и его товарищей.
Рядом находился и Дом предварительного заключения.


Окружной суд и Судебная палата были учреждены после проведения судебной реформы императора Александра II в 1864 году.
Цель реформы - самая благая: придать суду независимость и самостоятельность, отделив его от административной власти. Важным новшеством стало введение суда присяжных.


Рядом с Окружным судом на Литейном проспекте стояла Сергиевская
Всей Артиллерии церковь. В народе - "Артиллерийская".
В самом начале 1930-х она была взорвана.



Во дворе здания Окружного суда устроили сквер


В день Февральской революции здание Окружного суда пострадало от пожара




В 1931-1932 годах на месте сожжённого в 1917 г. здания Окружного суда на Литейном проспекте (проспекте Володарского) № 4 в квартале между улицами Шпалерной (ул. Воинова) и Захарьевской (ул. Каляева), по инициативе С. М. Кирова было выстроено административное здание, предназначенное для ОГПУ-НКВД. Заложенное в 1931 году, оно было открыто 7 ноября 1932 года (проект архитекторов А. И. Гегелло, А. А. Оля, Н. А. Троцкого с участием Н. Е. Лансере, Ю. В. Щуко, А. Н. Душкина и др.)

В комплекс зданий, принадлежавших ОГПУ-НКВД, входят также «Дом пропусков» на Литейном проспекте 6, построенный И. Ф. Безпаловым в 1930-е гг. на месте Сергиевской Всей Артиллерии церкви, и старое здание царской тюрьмы - Дом предварительного заключения (ДПЗ) - знаменитая «Шпалерка», расположенной на участке № 25 по Шпалерной улице. Её аббревиатура известна расшифровкой «Домой Пойти Забудь» и «Шпалерными тройками» - внесудебными органами из трёх человек, назначенными от НКВД, ВКП(б) и прокуратуры, а позже сюда же переехало и управление КГБ. Здания объединены общими переходами и коридорами.

Характеристики здания:
- площадь застройки - 6910 кв. м.;
- общая площадь здания - 44 900 кв. м.;
высота корпусов: главного - 35,8 м, по Шпалерной и Захарьевской улицам - 31,8 м, архивного - 36 м;
- высота башен: больших - 44,5 м, малых - 40,1 м;
- количество комнат - 1345;
- количество окон - 1216.

В период строительства «Большого дома» все тротуары Шпалерной улицы были завалены гранитными плитами, демонтированными с ленинградских кладбищ, и сотни заключенных обрабатывали их: готовили для облицовки высокого первого этажа строящегося монументального здания, тщательно убирая все надписи с могильных плит. Когда стройка заканчивалась, в начале 1934 года в подавляющем большинстве квартир этого района были сняты телефоны, т.к. они потребовались для «Большого дома».


По завершении строительства всего комплекса зданий туда переехало Ленинградское управление НКВД, размещавшееся ранее вместе со следственным изолятором на Гороховой улице.


В дальнейшем Шпалерная улица, соединяющая «Большой дом» со Смольным, превратилась в важную правительственную магистраль и была одной из первых в городе полностью заасфальтирована.


Говорят, первоначально подвалы Большого дома были разделены на три отсека, в одном из которых и производились расстрелы. Сейчас он будто бы замурован.


Есть легенда, согласно которой между "Большим домом" и "Крестами" существовал подземный ход.


Будто бы в кабинетах следователей стояли большие книжные шкафы, которые на самом деле были пустыми внутри и служили для изощренных пыток над заключенными.


Сохранился леденящий душу рассказ о подводных призраках, с которыми столкнулся один водолаз. Он "чуть не сошел с ума от ужаса, когда увидел на дне Невы множество вертикально расположенных трупов. К их ногам был привязан груз и их подняло течением и трепало так, что мертвецы размахивали руками, качали головами, и получалась странная картина митинга мертвецов".


В начале ХХ века перед фасадом Арсенала на нечетной стороне Литейного стоял целый ряд старинных пушек, направленных дулами на здание Окружного суда. Умники злословили "Пушки направлены на правосудие". Затем на месте суда появился "Большой дом" и пушки стали нацелены на него. Что при этом говорили, неизвестно. Но пушки убрали в конце 1960-х годов.


Большой дом стал зловещим символом сталинских репрессий. Через его кабинеты прошли тысячи лучших людей Ленинграда, многих из них ждал расстрел.
Здание было овеяно множеством легенд. Согласно одной из них, под землей у него столько же этажей, сколько и над землей. С горькой иронией ленинградцы утверждали, что Большой дом на Литейном, - самый высокий в городе, ведь из его подвалов виден Магадан.


Бытует также легенда, что во время войны на верхнем этаже дома
был устроен «живой щит» из пленных немецких летчиков
и офицеров.
Как бы там ни было, ни одна бомба не упала в Большой дом
за все время длительной блокады города.
Внутри здания


Красный актовый зал. Снимок примерно середины 70-х годов

И сейчас


Кабинет где работал Владимир Владимирович ПУТИН


ПЕСНЯ О БОЛЬШОМ ДОМЕ

Слова К.В. Голубкова
Музыка К. Хабаровой

Идёт ли бой в ночи иль солнце в небе чистом,
Невидимые воины страны
Всегда в строю - российские чекисты -
Своей великой Родины сыны.

Припев:
А на Литейном силуэт знакомый
Вознёсся над красавицей - Невой.
Повсюду он Большим зовётся домом,
А для чекиста это дом родной.

Героям высечены в сердце обелиски:
Карицкий, Лягин, Власов, Горчаков.
Вас тысячи - далёких нам и близких,
Вы живы, Зорге, Абель, Кузнецов.

И, чтоб к земле Россию не согнули,
И чтоб вовек ей в рабстве не бывать,
Мы Родине на верность присягнули
И эту клятву будем мы держать!

Материал взят с этих источников:



Понравилась статья? Поделитесь ей