Контакты

Набережные Невы. Первые набережные невы

Визитной карточкой Санкт-Петербурга являются гранитные набережные Невы. В центре города по ходу реки Невы насчитывается 20 набережных. А общее количество набережных в городе – около 53, их совместная протяженность составляет более 150 километров. На берегах Невы располагаются множество памятников архитектуры – дворцов, усадеб, домов, где жили известные ученые, писатели, художники. Поэтому, 38 километров набережных Санкт-Петербурга находятся под охраной государства как исторически значимые архитектурные ансамбли. В публикации 111 изображений.


В старину, вместе с Университетской набережной входила в состав набережной Большой Невы. В 1887 году отрезок нынешней набережной Лейтенанта Шмидта был выделен в самостоятельную городскую структуру и носил название «Николаевская набережная», по названию , у которого она начиналась. В 1918 г. Николаевская набережная была переименована в честь П.П. Шмидта – одного из участников революционного движения в России, руководителя « » 1905 г.

На набережной иногда можно увидеть вот такие корабли-контейнеровозы. Почему-то, на их еще нет.


Есть и круизные лайнеры, но этот стоит уже напротив — на Английской набережной:


Круизный лайнер LE BOREAL, принадлежащий французской компании в данный момент находится здесь: . А данная фотография в Санкт Петербурге сделана с набережной Лейтенанта Шмидта — вот с . Еще два ближних ракурса Le Boreal: , .




Круизный лайнер Seabourn Sojourn в длину 198 метров, в ширину — 25,6 метров, осадка 4,6 метров, водоизмещение 32000 тонн, количество пассажиров — 450, количество членов экипажа — 330, круизная скорость — 19 узлов.





Вид с неё в сторону набережной Лейтенанта Шмидта:




Английская набережная. Один из офисов Газпрома.

Князь А.М. Голицын по приказу Екатерины II обратился к профессорам Парижской Академии живописи и скульптуры Дидро и Вольтеру, которые для данной работы рекомендовали талантливого скульптора Этьен-Мориса Фальконе. Пятидесятилетний мастер приехал в Россию в 1766 г. вместе со своей 17-летней помощницей Мари-Анн Колло, которой приписывают работу над головой скульптуры Петра I.


Университетская набережная располагается на южном берегу Васильевского острова, соединяя с . Границы Университетской набережной: со стороны набережной Лейтенанта Шмидта — , со стороны Стрелки — . Университетская набережная — одно из самых старых мест города. Здесь в начале 1700-х появилось первое каменное здание — :


Напротив Академии Художеств на Университетской набережной пристань украшает пара, смотрящих друг на друга, сфинксов. По сведениям историков, этим скульптурам около 3,5 тысяч лет. Они высечены из горной породы Сиенита, которая добывалась в древнеегипетском городе Асуан (Сиене). В начале своей истории сфинксы украшали вход древнего египетского храма, построенного для фараона Аменхотепа III (фараона-Солнце) правителя царств Египта. В городе на Ниве сфинксы оказались по большему счету волей случая. Придворный путешественник и поэт Андрей Николаевич Муравьев, находясь в 1830 г. в паломничестве по святым местам, увидел скульптуры сфинксов, выставленные на продажу в Александрии. Он решил приобрести их и привести в Санкт-Петербург. Для этого, через посольство, отправил письмо Николаю I с просьбой о покупке скульптур. Николай I адресовал послание в Академию Художеств, где согласились с приобретением, но к этому моменту сфинксов приобрел английский купец и уже перепродал их во Францию. В 1830 г. во Франции произошло восстание (Июльская революция), приведшее к свержению Карла X, якобы, это послужило тому, что сфинксы так и не нашли свое пристанище во Франции. В 1834 г. сфинксы были установлены на набережной Невы на специально сооруженной для них пристани, украшенной бронзовыми скульптурами грифонов (мифических крылатых существ с туловищем льва, или орла) и двумя торшерами. Два года, в течение которых, под руководством архитектора Константина Тона и инженера Е.А. Адама, строилась пристань, скульптуры стояли во дворе Академии Художеств.



В конце 19 века фигуры бронзовых грифонов были утрачены. Восстановлены только в 1959 году архитекторами И.Н. Бенуа и А.Е. Поляковым по сохранившимся документам и картинам 19 века художника М.Н. Воробьева. В этом месте всегда много туристов из разных стран.

Справа от Академии Художеств располагается :


Сад был организован на средства купца С.Ф. Соловьева в 1866 – 1867 годах на месте парадного плаца Кадетского корпуса, размещавшегося во дворце Меншикова. В 1818 году, в центр плаца с Марсова поля был перенесен обелиск «Румянцева победам». Проектом переноса обелиска руководил архитектор К. Росси. Первоначально сад хотели назвать именем купца Соловьева, но городские власти дали название в честь графа Румянцева-Задунайского.


Справа Румянцевский сад и Академия Художеств, слева сфинксы на набережной. Между сфинксами виднеется Николаевский (Благовещенский) мост. В Санкт-Петербурге многие столбы огорожены вот такими оградами, как на фотографии. Это явно портит вид города (темные кубики под столбами). Зачем нужна такая ограда вокруг столба, так и не понял.


Перпендикулярно Университетской набережной за Румянцевским садом расположена улица . А это перекресток этих улиц:




На фото выше — вид на Адмиралтейскую набережную. Медный всадник и Исаакиевский собор за ним.


На горизонте Николаевский (Благовещенский) мост.




Филологический факультет Санкт-Петербургского Государственного Университета:


Расположен в здании Дворца Петра II, построенного по проекту Д. Трезини в 1717 — 1727 годах. Чуть ближе к Стрелке находится памятник М. Ломоносову:


Санкт-Петербургский научный центр РАН (здание с колоннами):



Кунсткамера:

Музей антропологии и этнографии РАН им. Петра Великого (Петровская Кунсткамера) – первый музей в России, учреждённый Петром I. В мире Кунсткамера известна благодаря представленной коллекции различных аномалий развития человека, уродств. Здание Кунсткамеры является символом Российской Академии Наук. Основана Петровская Кунсткамера в 1714 году. Официальный сайт музея: .

Вид на СПбНЦРАН и Кунсткамеру с акватории Невы:



Композиционный центр в архитектурном ансамбле занимает здание Биржи, построенное в стиле античного храма (1783-1787 – Джакомо Кваренги, 1805-1810 – перестроено по проекту Тома де Томона при участии архитектора А.Д. Захарова). Официальное открытие Биржи состоялось в 1816 году. Здание окружено 44-мя колоннами с открытой террасой. Каменная скульптурная группа, украшающая фронтон, называется «Триумф Нептуна». Она сделана скульптором В.И. Демут-Малиновским.


Центральным персонажем композиции является Бог морей Нептун с трезубцем – символом власти над морской стихией, восседающий на колеснице. Четыре фантастических коня с изогнутыми рыбьими хвостами, несущие за собой колесницу, погружены в морские волны. Две фигуры, обратившие свой взор на Нептуна, олицетворяют Неву и Волхова. Нева левой рукой держится за корабельный руль, а правой наклоненный сосуд из которого, также как и из рога изобилия, который находится под правой рукой Волхова, льются воды рек, сливающихся с Балтийским морем. Нева и Волхов, как бы соединяют Россию с Балтийским морем – окном в Европу. А в самом здании, уже вполне реально развивались экономические связи России и Европы на биржевых торгах.


Одна из двух 32-х метровых Ростральных колонн, украшающих парадную часть Стрелки Васильевского острова:

В Древнем Риме Ростральные колонны сооружались в честь морских побед и украшались рострами вражеских кораблей. Санкт-Петербургские Ростральные колонны имели еще и практическое применение в качестве маяков. Сооружены они были по проекту французского архитектора Жана Франсуа Тома де Томона в 1810 году. Огонь на колоннах зажигают по торжественным случаям, для этого используется газовая система, установленная на них в 1957 году. До этого использовалось конопляное масло, а затем электричество.

На Стрелке Васильевского острова открываются замечательные виды:


Вид на Мытнинскую набережную:


Название Мытнинская произошло от Мытного двора (таможня), который здесь располагался в 18 – 19 веках между берегом Малой Невы и современным проспектом Добролюбова. В это время здесь почти не было зданий, т.к. это была болотистая местность. Первые постройки появились в 1871 году после осушения почв и прокладки Александровского проспекта (ныне проспект Добролюбова). Набережная была открыта 15 мая 1882 года.


Выше еще один вид с Биржевого моста: , справа на горизонте часть , идущего от Троицкой площади к . Если открыть этой фотографии, то отчетливо видны столбики ограды возле берега, перед деревьями. На цепи между этими столбиками во время свадебных гуляний вешают вот такие романтичные замочки:


Кораблик на Мытнинской набережной:


Это не настоящий парусник, а ресторан.

Вот так этот ресторанчик выглядит сзади:


Настоящие катера, небольшие речные трамвайчики, «Ракеты» и другие суденышки курсируют по Неве с большой частотой. Проходя под мостом, от крыши судна, c установленными на ней разными антеннами и приборами, до проема моста остаются каких-то 15 — 20 сантиметров. Я не специалист в речной навигации, но что, если уровень реки поднимется на эти 15 – 20 сантиметров? Будут скоблить крышей об мост?

Итак, описанным выше путем можно доходим до Петропавловской крепости. Сперва, можно . Помните ограду с «романтичным замком»? Вот она:


Своему появлению Петропавловская крепость обязана шведам. Именно для защиты от их нападения в 1703 году Петр I с товарищами А.Д. Меншиковым и генерал-инженером французского происхождения Ж.Г. Ламбером де Гереном выбрали место для строительства фортификационного сооружения. Этим местом оказался Заячий остров. Вот именно с этого острова и начинается история одного из красивейших городов Мира – Санкт-Петербурга. На Заячьем острове была заложена крепость. Якобы, в то время еще не велось разговоров об основании в этом месте города, но именно этот день, день закладки крепости (16 мая 1703 года, 27 мая – по новому стилю) – является днем основания Санкт-Петербурга. А теперь, интересное: специалисты в области истории города, ссылаясь на документы того времени, утверждают, что Петр I при закладке этой крепости не присутствовал. Он в это время находился по своим делам на Олонецкой верфи. Закладкой крепости руководил Александр Данилович Меншиков, поэтому, практически, он и является основателем города Санкт-Петербург. Свое название Санкт-Питер-Бурх крепость получила чуть позже — в день апостолов Петра и Павла 29 июня 1703 года, когда на территории фортификационного сооружения было начато строительство, тогда ещё, деревянной церкви, которая сейчас называется Петропавловский собор, поэтому имя города Санкт-Петербург, можно сказать, появилось именно в этот день — день закладки Петропавловского собора (тем более «город» в то время называли собственно крепость). Строительство крепости проходило в тяжелейших условиях. Как уже говорил, местность была болотистая, подъездных путей не было. Первоначально сооружались земляные валы с бревенчатыми укреплениями, которые, в процессе строительства, часто разрушались от наводнений. Строительством занимались солдаты, пленные шведы, ссыльные из губерний крепостные. Ход работ находился под личным контролем Петра I и его ближайшего окружения: Меншикова, Трубецкого, Нарышкина и др., в том числе и царевича Алексея. Бастионам крепости присваивались их имена. Перестройка бастионов крепости (города) Санкт-Питер-Бурх с использованием камня в качестве строительного материала началась с 1706 года, с северной её части – бастиона Меншикова. Эта часть крепости считалась самой уязвимой при нападении шведских войск. С севера от крепости был возведен кронверк – комплекс земляных валов в виде короны. В середине 19 века на месте этих валов было построено здание Артиллерийского музея. Толщина стен бастионов около 20 метров, внутри стен прослойка из смеси земли с битым камнем, высота стен 12 метров. Стены бастионов держатся на 40 000 сваях. На каждый бастион было установлено до 60 орудий. В самих стенах и на территории всего сооружения существует разветвленная сеть ходов и коридоров, используемых для скрытного перемещения по территории крепости и внезапной высадки солдат за её пределы.

Петропавловский православный собор. Помимо того, что является объектом культа и религии, одним из красивейших памятников архитектуры города, это еще и усыпальница российских (именно российских, а не русских) императоров. Построен на месте одноименной деревянной церкви в 1712 – 1733 годах по проекту архитектора Доменико Трезини, который взял за основу стиль скандинавского барокко (он же работал и над иконостасом, вместе с русским архитектором Иваном Зарудным). Почти всю свою историю собор реконструировался, деревянные элементы несущих конструкций менялись металлическими балками, менялись и ремонтировались элементы фасада и интерьера. Куранты на колокольне сделаны голландским мастером Б. Оорта Краса в 1776 году.


Один из самых красивых мостов Санкт-Петербурга Троицкий мост был возведен на месте ранее существовавшего с 1803 года плавучего моста, который назывался Петербургским. Новый мост получил название Троицкий из-за названия Троицкой площади, на которой когда-то находился Троице — Петровский собор. удивительна и многогранна.


Чтобы не обделять вниманием мусульман, можно немного углубиться внутрь города от Петровской набережной, где сейчас находимся, и показать . Она находится рядом с Кронверкским проспектом. Купол этой мечети произвел на меня положительное впечатление. Здание очень красивое:


:


На Петровской набережной есть вот такие китайские львы:


Китайские львы Ши-Цза были установлены на Петровской набережной в 1907 году. Они подарены Санкт-Петербургу генерал-губернатором Приамурья Н.И. Гроденковым. До появления в Санкт-Петербурге львы находились в городе Гирине, в Маньчжурии.

(другой ракурс).

Если, стоя в этом месте, повернуть голову направо, то увидим знаменитый крейсер 1-го ранга Аврора:


Крейсер Аврора находится на вечной стоянке с 17 ноября 1948 года. С 1984 по 1987 год Аврору ремонтировали. Были заменены многие агрегаты, элементы обшивки. Некоторые узлы заменили бутафорией. Дно корабля полностью переделали. Поэтому, оригинальный внешний вид крейсера был частично утерян.


Вид с Петроградской набережной на набережную Кутузова и часть Литейного моста:


Вид с Петроградской набережной на Пироговскую:


Здесь, на Петроградской набережной завершается наша фото-прогулка. В одной публикации нельзя рассказать про все набережные Санкт-Петербурга, для этого надо делать отдельный сайт. Город настолько насыщен красотой, что нужно много времени, для того, чтобы это все сфотографировать.

Фотографии в публикации: Анатолий Сидоров.

Первые набережные из камня возникли в 1718–1723 годах у Зимней канавки и вдоль Летнего сада - близ летней и зимней резиденций основателя города. В 1719 году вышел царский указ, обязавший владельцев домов, выходивших на Большую Неву, строить причалы и содержать берега в порядке. В июле 1762 года Екатерина II , только что взошедшая на престол, подписала рескрипт об облицовке невских набережных.
В нем были следующие строки: «Здесь, в Санкт-Петербурге, против всех наших дворцов, садов и казенных домов берега зделать каменные».

Отделка набережных Невы камнем

В царствование Екатерины II работы по облицовке невских берегов велись под наблюдением Канцелярии от строений домов и садов. Её архитектурной частью руководил любимец императрицы Ю. М. Фельтен , сменивший в этой должности ушедшего в отставку Ф.-Б. Растрелли . В документах об облицовке набережных он назван строителем, а К.-И. Росси и Ж.-Б. Валлен-Деламот - авторами проекта. Однако не следует забывать о заслугах самой императрицы. Через её руки проходили все архитектурные решения, она вносила в них весьма существенные замечания.

«Я имел щастие, - писал Ю. М. Фельтен Екатерине II, - быть участником в сооружении многих Памятников Царствования Вашего Императорского Величества, выполнив Собственныя Ваши планы и имея поныне собрание собственноручных Вашего Величества чертежей…» Императрица знала, кому какую работу поручать, чтобы работа эта была выполнена на славу.



История облицовки набережных Невы гранитом

Облицовка берегов Большой Невы гранитом началась с Дворцовой набережной от Зимнего дворца до Лебяжьей канавки (1763–1773). Работы велись быстро - строили главную набережную империи. Почти одновременно принялись за Французскую (1764–1768), потом за Английскую (1770–1778) набережные. По ним с блистательной свитой любила прогуливаться Екатерина II, спешили на службу Д. И. Фонвизин, А. П. Сумароков, Г. Р. Державин.

После длительного перерыва, связанного с отсутствием необходимых средств из-за Шведской и Польской кампаний, Александр I распорядился приступить к облицовке берегов Васильевского острова. Работы велись от Стрелки до Меншиковского дворца (1804–1810), затем по набережной Стрелки и Тучковой набережной до Таможни (1809- 1810). Окончание строительства здания Санкт-Петербургской Биржи совпало с оформлением набережной близ него. Свидетелями строительства этой части василеостровских набережных были Н. М. Карамзин, В. А. Жуковский, Г. Р. Державин.

Завершение отделки набережных Невы

В царствование Александра I облицовкой невских берегов больше не занимались: Наполеоновские войны, Отечественная война 1812 года, восстановление сгоревшей Москвы требовали денег. Лишь в 1831 году продолжили работы на Университетской набережной. Через четырнадцать лет начали облицовку Николаевской набережной, длившуюся шесть лет. В центре столицы, на левом берегу Большой Невы, необлицованной оставалась Адмиралтейская набережная - мешал Корабельный двор Адмиралтейской верфи. После её закрытия, засыпки каналов и ликвидации корабельных сараев облицевали и эту набережную (1873–1874). Петровская набережная первой была укреплена деревянным шпунтом, лишь через двести лет настала её очередь быть одетой в гранит (1901–1903).

«В гранит оделася Нева» после облицовки набережных Выборгской стороны (1928–1956).

Материал предоставлен историком Ф. М. Лурье.

Северная столица широко известна не только большим количеством музеев, театров и памятников. Сложно представить Санкт-Петербург без гранитных набережных, окаймляющих Невские воды.

Они были обустроены для укрепления берегов строящегося города. Сначала набережные создавались из известняка и дерева, но эти материалы быстро теряли свойства. Позже было придумано облицовывать берега гранитом. Привозился он с карельских и выборгских карьеров.

Чтобы пройтись по каждой набережной, потребуется не один день. Но те, кто совершили это путешествие, пребывают в полном восторге от увиденного. И правда, сложно представить что-то более романтичное, чем прогулка по вечернему Петербургу вдоль берега реки.

Путешествие по набережным Невы

Нева врезается в Санкт-Петербург практически идеальной дугой, и в городе достаточно много гранитных берегов. Если следовать по карте с востока на запад, то первой из набережных нам повстречается Октябрьская. Это самая длинная набережная и магистраль в городе, которая выходит далеко за его пределы. Ее общая продолжительность составляет 20 километров.

Октябрьская набережная была построена в середине ХХ века и носила название Правого берега реки Невы. На ней расположились здания киновии Александро-Невской лавры и суконная фабрика Торнтона. За Октябрьской магистралью по нашему пути следует набережная проспекта Обуховской обороны и Перевозная набережная.

Следующим проходит богатый на достопримечательности Малоохтинский проспект. На нем расположены Высшие специальные офицерские классы Военно-Морского Флота и Российский государственный гидрометеорологический университет. Также к проспекту примыкает Соборная улица - самая короткая в Санкт-Петербурге.

Набережная проспекта не раз служила съёмочной площадкой для многих советских фильмов. Самыми известными среди них стали "Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона: Сокровища Агры", "Дело Румянцева", "Хождение по мукам", "Ты у меня одна".

Затем мы попадаем на Синопскую и Смольную набережную. Последняя была названа в честь расположенного на ней Смольного Воскресенского собора. Ещё западнее находится Малоохтинская набережная, а следом – Свердловская, с построенной на берегу усадьбой дворянского рода Дурново, от которого произошла фамилия Толстых. Также здесь находится дача князя Кушелева-Безбородко, занимавшегося писательской и издательской деятельностью. В усадьбе часто собирались писатели, одним из почетных гостей был Александр Дюма-отец. Оба здания являются образцами классической архитектуры XVIII века.

Также на Свердловской набережной в XIX веке были построены промышленные здания. Это пивоваренный завод "Бавария", просуществовавший до 2000 года, и казарма Охтинской мануфактуры, снесенная в 2010 году. Следующая набережная – Арсенальная – получила свое название из-за находившихся на её берегу арсеналов. Сегодня на набережной расположился следственный изолятор "Кресты".

Интересное историческое прошлое имеет Воскресенская набережная. До XX века она использовалась для разгрузки судов, привозивших материалы для строительства, а большая часть ее территории не имела креплений. После наводнения 1924 года на берегу появилась современная двухярусная разгрузочная площадка.

В те же годы набережная получила имя французского революционера Максимилиана Робеспьера – политического деятеля Великой Французской революции. Только в 2014 году ей было возвращено историческое название. Сегодня здесь находится музей кофе и мемориал "Жертвам политических репрессий". В сквере возле Шпалерной улицы стоит памятник Анне Ахматовой, а близ проспекта Чернышевского расположен памятный знак первому линейному кораблю "Полтава".

Богата на достопримечательности Петровская набережная, названная в честь великого царя. Главные из них - это домик Петра I и крейсер "Аврора". На Кутузовской набережной в разные столетия проживало немало известных исторических персон. Расположенные на ней дома в своё время принадлежали многим военным деятелям, в том числе и фельдмаршалу Кутузову.

Около Заячьего острова находится Кронверкская набережная. На ней открыты для посещения Ленинградский зоопарк и музей артиллерии. Здесь же расположены Кронверкский, Иоанновский и артиллерийские мосты.

На Мытнинской набережной находится плавучий ресторан "Летучий голландец" и Биржевой мост. В XIX и XX веках здесь строились доходные дома.

Дворцовая набережная

Вот мы и добрались до главной набережной Северной столицы - Дворцовой. На ней находится Государственный Эрмитаж, Русский музей и Дом учёных. Сложно переоценить историческую и культурную значимость ее архитектурного ансамбля.

Набережная появилась в начале XVIII века. На её территории находились летняя и зимняя резиденции Петра I, а также дома его приближенных. Своё современное название гранитный берег получил в 1762 году, когда был построен Зимний дворец по проекту Бартоломео Франческо Растрелли. До этого он был Миллионной и Почтовой набережной.

Во времена правления Николая I была облагорожена территория вокруг дворца. Главным архитектором выступил Карло Росси, который построил спуск к Неве и установил статуи львов, позже перенесенных на Адмиралтейскую набережную.

Мифы и легенды

Удивительные вещи происходят в Петербурге на каждом шагу. Не исключением стали и Невское берега. Находясь под впечатлением от живописных пейзажей и романтической атмосферы, путешественнику может привидеться много разных чудес. Так, например, некоторые утверждают, что сфинксы на Университетской набережной, будто живые звери. В утренний час, говорят, для сфинксов характерно умиротворенное выражение лица, вечером же, их взгляд пылает гневом.

Вокруг статуй сфинксов в Санкт-Петербурге ходит много слухов. Привезены они были из Египта, с места раскопок захоронений фараонов, поэтому наделялись магической силой. В частности, утверждалось, что они насылали проклятие на тех, кто посмел потревожить покой фараона. И действительно, с момента перемещения статуй в Россию, в царской семье начали происходить трагедии одна за другой. Самыми громкими из них можно назвать убийство Павла I своим сыном Александром, а также заключение и жестокая казнь всей царской семьи.

Ближе к Неве расположились крылатые грифоны. Эти существа не только украшают берег, но и исполняют желания. Грифоны любят когда их гладят или смотрят прямо в глаза. После этих действий, согласно легенде, миллион долларов или дом на Мальдивах вам обеспечены.

Не осталась без своей легенды и Адмиралтейская набережная. Построена она была на особенном месте, которое является сильным энергетическим источником - попав сюда, можно получить мощный заряд положительной энергии. Говорят, прогулки по набережной избавляют от недугов и депрессии. Эту теорию подтверждают петербургские ласточки. Возвращаясь весной, птицы первым делом летят к Адмиралтейству.

Иногда стоит отказаться от привычных походов по известным культурным местам Петербурга, надеть удобную обувь и начать свое путешествие по набережным Невы.

Одним из первых указов вступившей на российский престол Екатерины II учреждалась "Комиссия о каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы". В задачу комиссии входило "привести город Санкт-Петербург в такой порядок и состояние, которое соответствовало бы столице столь пространного государства".

К середине 18 века все самые большие и красивые здания столицы строились вдоль берегов Невы, сами же невские набережные по-прежнему оставались деревянными. Поэтому в первую очередь Комиссия занялась разработкой проекта облицовки набережных Невы камнем. Был издан специальный указ, в котором говорилось: "Здесь в Санкт-Петербурге против всех наших дворцов, садов и казенных домов берега сделать каменные". Общее руководство этими работами легло на плечи архитектора Ю. Фельтена. В 1762 году закончилось строительство Зимнего дворца, и первая каменная набережная была сооружена именно здесь. Затем строительство продолжилось вверх по течению Невы.

Набережная Невы у Летнего сада

Почти на двадцать лет невские набережные стали строительной площадкой. Работа была нелегкой и трудоемкой, ведь укрепить берега Невы из-за их зыбкости было достаточно сложно. Сначала вбивали сваи, а затем пространство между ними заполняли землей и булыжником. На участке возле Летнего сада, от которого раньше был спуск прямо к Неве, пришлось подсыпать довольно большую полосу, чтобы выровнять общую береговую линию. После укрепления берега реки облицовывали гранитом. Набережные делали достаточно высокими, всегда помня об опасности наводнений.
В ходе работ сооружали и спуски к Неве, служившие причалами, их решили делать красивой овальной формы. Сегодня, когда по своему прямому назначению эти спуски используют редко, они превратились, пожалуй, в самые романтические места невских набережных.

Строительные работы предусматривали также сооружение мостов через Фонтанку, Лебяжью и Зимнюю канавки в местах их впадения в Неву. Изящные мостики, которое здесь появились, часто называют "горбатыми" за их форму, они стали неповторимыми деталями прекрасного ансамбля невских гранитных набережных. Чтобы убедиться в этом, достаточно подойти к Зимней канавке, и посмотреть, как очертания целой системы мостов через нее повторяют изгиб плавного перехода изодного здания Эрмитажа в другое.

Одновременно с сооружением набережных Невы приступили к облицовке гранитом берегов малых рек. Камнем одевались берега Фонтанки, Екатерининского канала (нынешний канал Грибоедова), позже приступили к укреплению берегов Мойки. Эти небольшие реки в 18 веке были настоящими транспортными артериями огромного города, поэтому здесь тоже делали спуски к воде, необходимые как причалы, перекидывали новые мосты и укрепляли старые.



Сегодня Петербург невозможно представить без высоких и красивых каменных набережных. Они стали своеобразным пьедесталом для зданий, которые как бы вырастают из гранитных берегов Невы.

Текст подготовила Галина Дрегуляс

Для тех, кто хочет узнать больше :
1. Зодчие Санкт-Петербурга. XVIII век. СПб., 1997
2. Лисаевич И.И. Санкт - Петербург. Архитектурный портрет. СПб.,2002



Понравилась статья? Поделитесь ей