Контакты

Гостиный двор раньше был деревянный. Большой гостиный двор

Размер (площадь в аренду) торгового центра: 78 000 кв. м
Владелец ТЦ «Большой Гостиный Двор»: ОАО «Большой Гостиный Двор»


Сегодня на втором этаже Невской линии «Гостиного Двора» работает единственная в Петербурге Галерея Высокой моды, где представлена одежда модных домов, известных и уважаемых во всём мире: Christian Lacroix, D&G, Smalto, Ferre, milano, Givenchy, M.Missoni, Just Cavalli, Kenzo и многие другие.

Мужская и женская одежда, обувь для среднего класса, аксессуары, товары для дома и интерьера, товары для художников и фотографов, книги и бумажно-меловые товары, музыкальные инструменты и пластинки. Игрушки и посуда из всех уголков земного шара. Русские промыслы и ювелирные изделия. Театральные кассы, цветы, сладости и алкогольные напитки. Трудно сказать, есть ли что-нибудь, что невозможно найти в «Гостином Дворе».

Банкоматы, фотомастерские, гравировка, ксерокопирование, аптека и оптика, кафе, салон красоты, оптика, турпутёвки, ремонт одежды и обуви, пошив штор и багетная мастерская. Одним словом, что бы ни случилось у коренного петербуржца, он всегда бежит в «Гостиный Двор». Проверьте себя, когда сломаете каблук на выходе из кондитерской «Метрополь», что на Садовой улице.

Рыбным и Хрустальным переулками.

Гостями на Руси называли торговцев, которые работали за рубежом. При этом каждый вид товара имел свое место: торговые ряды предназначались для розничной торговли, а оптовики вели дела в Гостиных дворах.

Китай-город был центром торговой жизни столицы, а Гостиный двор - его сердцем. Здесь задолго до его постройки шла бойкая торговля. Лавки выстраивались «рядами», и каждый ряд предназначался для своей группы товаров. Например, в Хрустальному ряду продавали изделия из стекла, хрусталя и фарфора.

В старые времена общая картина московских рядов и Гостиного двора представляла самую кипучую деятельность. Ночью вся эта часть, запертая со всех сторон, представляла какой-то необъятный сундук с разными ценностями, охраняемый злыми рядскими собаками на блоках да сторожами. Но лишь только на небе занималась заря, и вставало солнце, как вся эта безлюдная и безмолвная местность вдруг растворялась тысячами лавок, закипала жизнью и движением. Длинной вереницей тянулись к рядам тяжело нагруженные возы от Урала, Крыма и Кавказа, куда глаз ни заглянет - всюду движение и кипучая деятельность: здесь разгружают, там накладывают возы; тюки, короба, мешки, ящики, бочки - все это живой рукой растаскивается в лавки, в подвалы, амбары и палатки или накладывается на возы. Длинные, извилистые полутемные ряды построены без плана и толку, в них без путеводителя непривычному не пройти; все эти ряды сохраняли и вмещали в себя товары ценою на миллионы рублей.

Но очень не нравилась царю Михаилу Федоровичу стихийная торговля, поэтому в 1626 году он приказал построить каменные ряды. В новом здании купцы и торговали, и хранили товары, и жили. При этом Гостиный двор с утра до вечера был полон покупателями и продавцами.

Двор так заполнен санями, всякими товарами и народом, что нельзя пройти, но нужно беспрестанно пролезать. Тогда там найдешь астраханских осетров и стерлядей, лежащих для продажи многими сотнями друг на друге, также много икры.

Была в Гостином дворе и первая в России аптека. Но торговых помещений все равно не хватало.

Тратить на новое здание казенные средства не хотелось, и Екатерина II приказала снести аптеку и церковь Введения Богородицы «что за Рыбным рядом», а землю продать по частям купцам, чтобы те занялись строительством по утвержденному проекту.

Путеводитель по архитектурным стилям

Автором проекта Гостиного двора стал один из ее любимых архитекторов - итальянец Джакомо Кваренги. На смену стихийности должна была прийти английская четкость: четырехугольник из двух этажей-галерей, где внутренняя площадь-каре также отводилась для торговли. Учитывая узость улиц и транспортную загрузку, архитектор скруглил углы, вписав в них широкие лестницы.

В Старом гостином дворе (это название он получил после строительства рядом еще одного торгового здания) было 760 лавок, амбаров и палаток. Каждый купец, получив разрешение на строительство, покупал землю и начинал ставить лавку. Такое распределение мест привело к тому, что здание строилось медленно и неровно: один выводил оба этажа, другой один, кто как хотел. Наконец, в 1805 году Гостиный двор все же открыли. Но без жертв не обошлось: во время строительства уничтожили 2 храма. И тут пришла новая беда: пожар 1812 года.

Громадное здание Гостиного двора походило на исполинскую печь, из которой вырывались густые клубы дыма и языки пламени. Возможно было ходить лишь по наружной галерее, где находилось множество лавок. Тысячи солдат и каких-то оборванцев грабили лавки. Одни тащили на плечах тюки сукон и различных материй, другие катили перед собой бочки с вином и маслом, третьи таскали головы сахару и других продуктов… При этом страшном грабеже не было слышно криков; грабители работали молча, сосредоточенно. Слышались только треск пламени, стук разбиваемых у лавок дверей, грохот от падающих сводов. Пламя пожирало бесплатно сокровища Европы и Азии, накопленные здесь.

Восстанавливал и достраивал гостиный двор уже Осип Бове в 1825-1830 годах. Вскоре он стал главным местом для модных покупок московской аристократии. Здесь можно было найти практически все, а около лавок на назначали свидания. И хотя здесь разместились самые знаменитые купеческие лавки и трактиры, парадные анфилады и коринфские колонны нового здания скрывали все те же средневековые лавки.

Гостиный двор как торговый центр существовал до 1923 года. Затем на смену торговле пришла бюрократия: здание перестроили под конторы. А во время войны в Гостином дворе работал кирпичный завод.

Здание ни разу не ремонтировали, и к 1990-м оно пришло в аварийное состояние. Фактуру разрухи по достоинству оценил режиссер Владимир Бортко, снявший внутри Гостиного двора несколько сцен фильма «Собачье сердце».

Учитывая ценность памятника, входящего в список ЮНЕСКО, правительство Москвы в 1995 году начало реконструкцию Гостиного двора.

Мини-путеводитель по Китай-городу

Проект был дерзким и смелым: не просто отремонтировать здание, но накрыть внутренний двор (атриум) стеклянным безопорным перекрытием площадью 12 000 м 2 . Конструкция настолько прочная, что по крыше можно ходить пешком и даже передвигаться на автомобиле. Автор конструкции - Нодар Канчели - архитектор, на имя которого из-за обрушения крыш «Трансвааля» и Басманного рынка брошена тень. Тем не менее это уникальный для Европы проект - самое большое по площади безопорное светопропускающее покрытие, снабженное системой таяния снегов и сбора конденсата.

Эта реставрация дала Москве множество археологических находок. Сейчас их можно увидеть в выставочном зале Старого гостиного двора. Было в планах разместить здесь музей Истории Москвы, но не сложилось.

Сейчас в Гостином дворе проходят выставки и массовые мероприятия, а галереи заняты магазинами и офисами. Пока ничем не отмечено памятное место в угловом отсеке, выходящим на Варварку. Но здесь до революции у своего дяди-приказчика скорняжной лавки начинал трудовой путь Егорка , будущий маршал. Отсюда он ушел на Первую Мировую войну.

Говорят, что... ...Гостиный двор - родина русских распродаж. Пару веков назад по Ножевой линии шел безымянный купец. К нему подкатил разносчик с изюмом и сказал: «Возьмите остатки! Дешево отдам». Остатков было довольно много: 7 фунтов (около 3 кг). И купец запустил в своей лавке изюм под слоганом: «Остатки сладки!». Говорят, от покупателей отбоя не было. Тогда купеческая гильдия постановила проводить оптовую распродажу остатков товаров в так называемый Фомин понедельник - первый день после Пасхи.
...так как здание Гостиного двора имеет форму трапеции и украшено по периметру колоннадой, называют улицей с самым большим количеством колонн.
...московские купцы славились своим чувством юмора. Иногда, сговорившись «краснить» или «зеленить», они разыгрывали покупателей. Когда человек спрашивал, к примеру, синего сукна, перед ним раскладывали красное или зеленое (в зависимости от договоренности), уверяя, что это и есть запрошенный товар. Жертва розыгрыша направлялась в другую лавку, затем в следующую, но везде повторялось одно и тоже. В конце концов измученный покупатель, думая, что он спятил, покидал Гостиный двор с купленным сукном другого цвета или с пустыми руками. Впрочем, московские купцы не только шутили. К примеру, если покупатель отказывался после всех уговоров купить предлагаемый товар, ему в сердцах могли попросту дать по шее.

Гостиный двор на фотографиях разных лет:

А что вы знаете о Гостином дворе?

У этого огромного дома, построенного на рубеже двух веков - XVIII и XIX - четыре адреса, потому что своими фасадами он выходит на две улицы и в два переулка. Переулки носят старинные названия - Рыбный и Хрустальный, прежде на их месте шла торговля рыбой и стеклом. А улицы назывались Ильинкой и Варваркой; были они важнейшими торговыми и деловыми центрами и не потеряли своего значения и в наш век. Знаменитая Варварка обрела своё название в честь храма, воздвигнутого во имя святой Варвары - покровительницы торговли - в самой бойкой части города в начале XVI века итальянским архитектором Алевизом Фрязиным.


Территория, где расположен Старый гостиный двор, стала важным центром московской торговли уже в XVвеке, когда там обосновались купцы, ранее торговавшие на территории Кремля. Впервые о гостином дворе упоминает Сигизмунд фон Герберштейн, бывший в Москве в 1517 и 1526 годах: «Недалеко от крепости есть большой, обнесённый стенами дом, называемый двором господ купцов, в котором купцы живут и хранят свои товары».

Гостиный Двор был заложен в середине XVI века при Иване Грозном. По велению Государя сюда, в Китай-город, переселили со всей Москвы купцов. Поначалу лавочные ряды были деревянные, но в 1595 г. после пожара их заменили на каменные и перестроили в 1638—41 годах. Различные монастыри получали здесь в качестве царских подарков земельные участки для создания своих подворий. Многие купцы арендовали и в этих подворьях лавки и амбары.

С увеличением торговых оборотов гостиный двор снова стал тесен, и в 1661—65 годах его расширили в сторону Варварки (фактически, рядом был возведён ещё один гостиный двор). Строительство проходило под руководством богатого купца Аверкия Кириллова (его палаты сохранились на правом берегу Москва-реки на Берсеневской набережной).

Биржевая площадь

В 1737 г. по Москве загулял очередной "красный петух". Он не обошёл и Гостиный Двор, ряды выгорели. Впрочем, к тому времени все ощутимее становилась потребность в строительстве новых зданий для размещения товаров богатых купцов, прибывавших в столицу со всех концов страны. Как нередко бывает на Руси - не было бы счастья, да несчастье помогло… 1786 г. последовал Указ Екатерины II "Об отдаче каменного Гостиного Двора городу для умножения доходов на разные нужды". Екатерина согласилась с тем, чтобы «гостиный двор распродать по частям желающим с обязательством покупщиков, чтоб новый выстроен таковым же квадратом». В Москве архитектором С. А. Кариным был составлен проект и послан в Санкт-Петербург, но оттуда в 1789 году прислали другой, «который по Высочайшему Ея Императорского Величества повелению Архитектором Гваренгием зделан»: императрица Екатерина II поручила архитектору Джакомо Кваренги составить проект Гостиного двора в границах большого квартала неправильной формы - в пределах улиц Ильинки и Варварки.


Это был превосходный замысел красивой и рациональной организации квартала. Учитывая узость улиц и неизбежную транспортную их загрузку, автор скруглил углы, искусно вписав в них широкие лестницы.

Участок был освобождён от старых строений, и возведение Гостиного двора длилось с 1791 до 1805 г. Строительство с некоторыми отклонениями от проекта осуществляли архитекторы московской управы благочиния С.Карин, И.Еготов и П.Селихов.

Джакомо Кваренги жил в Петербурге и не учел уклон грунта в Китай-городе, который не отразили в присланном ему плане местности. Уже в Москве проект Кваренги доработали архитекторы Семен Карин и Иван Селехов. Они построили замкнутое по периметру здание и украсили его галереи полуколоннами.

Проект Кваренги подвергся частичным изменениям в процессе его привязки к сложному рельефу местности, кроме того, московские архитекторы С. А. Карин и И. А. Селихов (под руководством М. Ф. Казакова) не строго следили за соблюдением проекта, и владельцы строили «весьма медленно и неровно: один выводил оба этажа, другой один, кто как хотел; иные разрывши землю, так и оставляли её». Строительство продолжалось с 1791 года по 1805 год, в результате был возведён корпус двора по Ильинке с заворотами его в переулки, а также часть здания (юго-западный угол) по Варварке. Здание пострадало во время пожара 1812 года, но было восстановлено и достроено в 1825—30 годах О. И. Бове.


В Старом Гостином дворе насчитывалось 760 лавок, амбаров, палаток. Каждый купец, получив разрешение на строительство, покупал землю и начинал строить свою лавку. У одних дело шло быстро, другие не спешили. Вместо колонн коринфского стиля, запроектированных Кваренги, появились колонны в тосканском стиле, не стыковались разновысокие стены... История донесла до нас и множество других, кажущихся теперь смешными, проблем этого строительства. У большого Гостиного двора - около 100 колонн, причём несколько раз их строй прерывается вписанными между зданиями. Местность здесь была неровная, перепад высот между улицами, как сообщает справочник 1841 г., достигал 8-10 саженей.


Застраивать в центре города квартал одним зданием всегда трудно. В 1805 г., после долгих лет затянувшегося строительства, здание было целиком закончено. Сохранившаяся часть здания с полным правом может быть отнесена к одним из самых блестящих произведений мастера. Гостиный Двор внушает уважение монументальным видом, бесконечным строением колонн, протянувшихся вдоль фасада.


Варварка.1970 - 1979. Вид на церкви Максима Исповедника и Св.Варвары,Кремль и Гостиный двор


Название Гостиного Двора произошло от слова "Гость" - так в старину именовали купцов, занимавшихся иностранной и оптовой торговлей.В Гостином Дворе можно было купить практически всё, чего только душе угодно. Предприимчивые купцы нанимали "площадных" мальчиков - зазывал, которые с образцом товара, например, с парой сапог на шее, ходили по Красной площади, рекламируя продукцию.

Варварка

Именно в Гостином дворе в Москве торгаши придумали гениальные распродажи остатков товара по сниженным ценам, которые практикует сейчас весь мир. А дело было так… Однажды торговец ножевой линии шёл в конце дня по улице, и его остановил разносчик изюма с предложением купить изюма за небольшие деньги. Изюм купцу был совсем не нужен, но разносчик не отставал и уговаривал: "Возьмите, сударь, остатки ведь!" Тут-то и осенила купца гениальная догадка подешевле продавать остатки различных товаров, и вскоре его лавку украсила вывеска "Продажа остатков по самым дешёвым ценам". От покупателей не было отбоя, а торговец быстро разбогател. Отсюда, кстати, появилась поговорка "Остатки сладки".

Очень скоро открытие китайгородского купца охватило всю Москву. Было специально выделено время для подобной торговли - одна неделя в году, начиная с Фомина воскресенья - первого воскресенья после Пасхи. "Остаточной" лихорадкой заболели даже роскошные французские магазины Кузнецкого моста, а один торговец выдумал торговать литературными остатками, устроив распродажу нераскупленных книг в своей лавке. Правда, над ним хорошо посмеялись, и его бизнес не удался.

Гостиный двор, 1968-1971. Старый Гостиный двор

Московские купцы обладали большим чувством юмора, и иногда можно было напороться на изысканную шутку. Например, в бойких местах Гостиного Двора они любили подкидывать завернутых в бумагу дохлых мышей. Прохожие, думая, что нашли кем-то оброненную покупку, подбирали свёрток и радостно бежали домой, а шутники, наблюдавшие за ними исподтишка, приходили в неописуемый восторг. Иногда сговорившись: "Краснить или зеленить будем?", купцы устраивали своему покупателю целый розыгрыш. Когда человек приходил в лавку и спрашивал, к примеру, синего сукна, перед ним тут же раскладывали красное или зеленое сукно в зависимости от установленной договорённости, уверяя его, что это и есть спрошенный товар. Жертва розыгрыша направлялась в другую лавку, затем в следующую, но везде повторялось одно и тоже. В конце концов измученный покупатель, думая, что он спятил, покидал Гостиный Двор с купленным сукном другого цвета или же вообще с пустыми руками. Впрочем, Московские купцы не только шутили. К примеру, если покупатель отказывался после всех уговоров купить предлагаемый товар, ему в сердцах могли попросту дать по шее, сгоряча забыв о престиже фирмы.

Только в 1923 г. прошла плановая комплексная реставрация Гостиного Двора. Но как торговый комплекс он перестал существовать. Памятник архитектуры заполонили многочисленные большие и малые конторы, учреждения. Как грибы росли подсобки, склады, времянки.

Рыбный переулок

С конца 1995 года под руководством Правительства Москвы ведётся активная реконструкция Старого Гостиного Двора, в результате которой он, оставаясь архитектурным и историческим памятником и украшением Москвы, превратится в современный деловой и торговый центр.

Сложная задача встала перед архитекторами, которым поручили воссоздать первоначальный облик Старого Гостиного Двора, приспособить его к новому времени. Около 70% площади здания имело серьёзные осадки, и как следствие, стены колонны, перекрытия потрескались. Укрепить фундамент, решить другие сложные технические задачи доверили строителям корпорации "Трансстрой". Учли их опыт сооружения тоннелей, мостов…

Уникальность Гостиного Двора не только в исключительности местоположения, но и в неординарности художественных решений. Проект предусматривал, с одной стороны, тщательную реставрацию внешнего облика здания, с другой - полное функциональное переоснащение внутренних помещений современным инженерным оборудованием, управление которым реализовано в соответствии с концепцией "интеллектуального здания". Общая площадь комплекса - 81600 м2, сдаваемая в аренду - около 47401 м2. На территории комплекса разместятся отель - 15000 м2, магазины, рестораны, офисы, склады, банки, развернётся широкая торговая деятельность.

В окружении лепных колонн, сводов классического стиля взору предстает мощённый гранитом внутренний двор - атриум, площадью около 12 000 м2. Он перекрыт крупнейшим для памятников архитектуры в Европе лёгким светопрозрачным покрытием. В соответствии с функциональным назначением внутридворового пространства, перекрытие имеет системы снеготаяния, климаталогии, сбора и отвода конденсата. Его круглогодичная температура - 18°С.

Во внутреннем дворе планируется проведение культурно-массовых мероприятий, детских праздников и фестивалей, организации городских и общегосударственных праздников, международных выставок и салонов, концертов, шоу, показ мод, т.д. Открываются широкие возможности комплекса - посетители Гостиного Двора смогут не только сделать покупки, но и отдохнуть.

Гостиный двор – это старейшее торговое предприятие Санкт-Петербурга, история которого связана с многими важными событиями Северной столицы. Гостиный двор является памятником архитектуры, находящимся под охраной государства, это один из символов города на Неве.

Чем объясняется сохранение и процветание этого старинного предприятия, ведущего торговлю более 200 лет, не взирая на все перипетия жизни? Ответ простой – это расположение в самом центре Санкт-Петербурга и большой поток туристов, архитектура и история, связанная с именами многих известных личностей.

Адрес Гостиного двора

Санкт-Петербург, Невский проспект 35

Гостиный двор - как добраться

В 1885-1886 годах по проекту архитектора и художника Альберта Николаевича Бенуа был перестроен фасад здания, в результате на нем появилась лепнина и скульптура, а над главным корпусом установили купол.

Фольклор моментально отреагировал на изменение привычного классического вида фасада Гостиного двора, назвав бесцеремонное вмешательство в замысел архитектора «Бенуёвскими переделками». Только во время послевоенной реконструкции фасаду был возвращен его первоначальный вид.


Гостиный двор в Санкт-Петербурге - это не только центр торговли, где представлен огромный перечень товаров и услуг, но и место встреч и общения. Вас порадуют праздничная обстановка, концерты и цирковые представления, конкурсы и выставки.

Санкт-Петербург - город, построенный в дельте Невы на многочисленных островах, соединенных великолепными мостами. К строительству Петром I были привлечены лучшие архитекторы всей Европы, и новая столица стала поистине главной жемчужиной в «императорской короне». Для сырьевого обеспечения и развития торговли со всеми странами в Питер привлекалось огромное количество купцов. Поэтому было необходимо создать для них торговые площади. Тогда-то и было решено возвести Гостиный двор. Санкт-Петербург начал стремительно развиваться, и вопрос об упорядочении рынка вышел на государственный уровень.

Идея создания торгового здания

Центр города заполонили многочисленные деревянные лавки, разные по своей форме и назначению. Это не вписывалось в стратегический план развития столицы, и после нескольких пожаров в сороковых годах XVII века было принято решение перенести торговлю на окраины. Для этого выделили пустующее место с перспективой постройки большого торгового комплекса, который теперь называется Гостиный двор. Санкт-Петербург, как столица великой империи, требовал больших финансовых вливаний и в другие проекты, поэтому строительство торгового здания затянулось на несколько десятилетий. Первый указ сената о переносе торговли датируется 1735 годом. А полностью каменное здание закончили строить в 1785 году.

История постройки Гостиного двора

После вытеснения купеческих лавок из центра стал вопрос об упорядочении торговли, и было принято решение строить Гостиный двор. Санкт-Петербург развивался рваными темпами из-за войны и недостатка финансирования. Кроме того, строилось большое количество казенных объектов, где были задействованы все строители. Поэтому многочисленные императорские указы не смогли сдвинуть дело с мертвой точки. Все изменило повеление императрицы Елизаветы Петровны в 1748 году. Расходы по строительству были возложены на купцов с последующей передачей в пожизненное родовое пользование торговых мест. Однако торговцы откровенно саботировали это решение и всячески затягивали снос своих деревянных лавок. Из-за всех этих субъективных и объективных причин строительство затянулось на четверть века и было закончено только к 1785 году.

Архитектурное решение

Здание Гостиного двора в Санкт-Петербурге имело несколько проектов. Первый был разработан обер-архитектором Растрелли Ф.Б. Проект знаменитого итальянца предполагал строительство двухэтажного здания с часовой башней, которая должна была быть увенчана статуей Меркурия, бога торговли. Из-за дороговизны и отсутствия казенного финансирования проект был отклонен. Стали рассматриваться другие варианты, в итоге приняли проект Валлен-Деламота, который предусматривал вписать здание в форме неправильного четырехугольнику в перспективу запланированных улиц.

Универмаг "Гостиный двор" (Санкт-Петербург)

Современный торговый комплекс немного утратил свое первоначальное предназначение, когда можно было купить «всякую всячину всякому люду». Санкт-Петербург принимает огромное количество туристов. При осмотре города приезжие посещают ТЦ "Гостиный двор" (Санкт-Петербург), и большинство товаров рассчитано именно на них. В универмаге большой выбор разнообразной посуды из стекла и фаянса. Мелкие магазинчики с сувенирами скромно теряются между бутиками известных брендов, которые предлагают одежду, обувь и разнообразные аксессуары. Также здесь можно приобрести минимальный набор продуктов, алкоголь и другие напитки.

Станция метро «Гостиный двор»

Санкт-Петербург не мог обойтись без метрополитена, и одну из станций Невско-Василеостровской линии решили построить в районе Гостиного двора. Надземные вестибюли плохо вписывались в сформировавшийся исторический облик города. Поэтому было принято решение один из вестибюлей встроить в дом Энгельгардта, а второй - в здание Гостиного двора с выходом в торговые залы. Работы производились по проекту А. К. Андреева и окончательно были завершены в 1972 году.

Реконструкции Гостиного двора

В 1780 году от пожара было уничтожено почти все торговое здание, кроме каменного фасада на Невском. Екатерина II разрешила купцам построить временные деревянные лавки «дабы не прекращать торговлю». С этого момента императорским указом началось строительство полностью каменного здания с запретом разводить «будь какой огонь». При реконструкции учли и парковочные места для карет и телег, поэтому строение было немного сдвинуто. В 1837 году после долгих переговоров купцов с властями Гостиный двор оборудовали паровым отоплением и масляным освещением. Несколько раз предпринимались попытки перестройки комплекса и территорий перед ним, которые были отвергнуты под натиском торговцев. В годы Великой Отечественной войны и осады Ленинграда пострадал весь центр города, в том числе и Гостиный двор. После окончания войны реставраторы максимально восстановили первоначальный облик этого памятника архитектуры.

Последняя реконструкция проводилась с 1955 по 1972 год. Без изменений исторического фасада были модернизированы складские помещения, технические коммуникации, обустроены надземные вестибюли метро. Кроме того, после реконструкции оборудовали сквозной проход по всему периметру торгового комплекса, чтобы посетителям было удобней заходить в Гостиный двор.

Санкт-Петербург всегда встречает своих гостей чем-то новым и удивительным. Приезжие могут не только полюбоваться красотами северной столицы. Они могут посетить современные выставки и показы модных дизайнеров. Затем пройтись по брендовым магазинам, а Гостиный двор является именно тем местом, где это можно сделать приятно и с пользой.



Понравилась статья? Поделитесь ей