Контакты

Рассказа животном мире холодных стран. Тема: "Животные холодных стран"

Программные задачи:

  • формировать представление о климате в холодных странах, о типичных обитателях данной климатической зоны (белый медведь, тюлень);
  • систематизировать представления об особенностях приспособления животных к среде обитания;
  • закрепить представление о суше и водных пространствах, полюсах;
  • развивать умение сравнивать животных одного вида, но разной среды обитания;
  • закреплять умение соотносить животное со средой обитания;
  • активизировать в речи слова и выражения по теме занятия;
  • стимулировать развитие связной речи (умение строить полные предложения);
  • воспитывать познавательное отношение в природе, .

Материал и оборудование: телеграмма от доктора Айболита; снежинки из салфеток, ; разрезные картинки по количеству детей с изображением тюленя и белого медведя; одна большая разрезная картинка с изображением нескольких обитателей севера; конверт для отправления картинок доктору Айболиту; витамины для детей; глобус.

Пояснительная записка: игра-занятие проводится в форме путешествия в холодные страны с использованием мультимедийной презентации ().

Воспитатель(В.). Здравствуйте, ребята! Меня зовут…, сегодня я с вами хочу поиграть. Можно? (Ответы детей)

В. Сначала давайте проверим, все ли проснулись.

Психогимнастика с элементами массажа «С добрым утром!» (дети повторяют движения за воспитателем).

С добрым утром, глазки! (круговые массажные движения глаз).

Вы проснулись? Проснулись!

С добрым утром, ушки! (поглаживание ушей).

Вы проснулись? Проснулись!

С добрым утром, ручки! (поглаживание рук).

Вы проснулись? Проснулись!

С добрым утром, ножки! (поглаживание ног).

Вы проснулись? Проснулись!

С добрым утром, детки! (поглаживание грудной клетки).

Вы проснулись? Проснулись!

И друг дружке улыбнулись! (улыбаются).

В. Теперь я вижу, что все проснулись. У всех хорошее настроение.

Я ведь к вам, ребята, пришла не просто так. Мне нужна ваша помощь.

(Воспитатель достаёт телеграмма от доктора Айболита).

В. Я сегодня получила телеграмму. Как вы думаете от кого? (Ответы детей).

В. Она от доктора Айболита. Что у него могло случиться? (Ответы детей).

В. (читает текст телеграммы).

Приезжайте, доктор,

На Север поскорей.

И спасите, доктор,

Наших малышей!

В. Беда в том, ребята, что доктор Айболит не знает, где находится Север, кто из животных там обитает. Как тогда ему их лечить!

Поможем доктору Айболиту?

Дети. Да.

В. Давайте собираться в путешествие на Север, в холодные страны. А почему их так называют? (Ответы детей).

В. На Севере, в холодных странах зима долгая и очень холодная. Лето короткое и прохладное. Даже летом там лежит снег и не тает лёд.

(Воспитатель берёт глобус).

В. Вы знаете, что это такое? (Ответы детей).

В. Это модель нашей планеты Земля – глобус.

Что обозначено на нём голубым цветом? (вода).

Что жёлто-зелёным? (суша).

На нем я вам покажу, где находятся холодные страны. Они расположены на полюсах – Северном и Южном. Их ещё называют снежным материком. Вот туда-то мы и отправимся в путешествие.

Динамическая пауза «Мы идём!» (в парах).

Мы идём, идём вперёд, – 2 раза (по кругу шагают).

Очень удивляемся. (поворачиваются друг к другу, пожимают плечами).

Справа лёд и слева лёд, (повороты головы).

Перед нами тоже лёд. (руки в стороны).

Где же он кончается? (пожимают плечами).

Дуют ветры ледяные, (машут руками).

Горы снежные, крутые (руки вверх, поднимаются на носки).

Там о лете не слыхали, (ладонь приставляют к уху).

Там согреешься едва ли… (обнимают себя).

Он не мал и не велик (разводят руки в стороны и сводят).

Этот снежный материк. (хлопают в ладоши).

Слайд № 1

В. Но вот на нашем пути первой препятствие: мы дошли до океана. В нём холодная вода.

Чтобы узнать, кто нам поможет через него перебраться, нужно отгадать загадку.

Целый день лежать не лень –

Толстым должен быть …(тюлень).

Слайд № 2.

В. Рассмотрите внимательно это животное. Какие части тела у него есть?

(Голова, туловище, хвост). А что у него вместо лап? (Ласты). Благодаря им тюлень очень быстро плавает в воде, но очень неповоротлив на суше. От холода его защищает толстый слой жира. Нам тоже нужно согреться.

Динамическая пауза «Мороз».

А мороз-то, ой-ой-ой, (обхватить плечи руками и поёжиться).

Но не хочется домой. (покачать головой).

Ручками похлопайте

И на ручки подышите.

Ножками потопайте.

Попрыгайте на месте,

А после сядьте вместе.

Слайд № 3.

В. Это детёныш тюленя. Детёнышей тюленя называют бельками. Как вы думает почему? (Потому что они белого цвета.).

Как вы думаете, для чего им этот окрас? (Ответы детей).

Слайд № 4.

В. Мать приплывает к маленькому тюленю только один раз в день, чтобы покормить его молоко. Беззащитный детёныш белого цвета незаметен хищникам на льду. Шерсть греет малыша, пока он не накопит толстый слой жира.

Слайд № 5.

В. На Крайнем Севере зима,

Заснежены просторы.

Полгода вместо солнца тьма,

И тускло светят звёзды.

В. В холодных странах кругом лежит снег. А какой он? (Ответы детей).

Снег медленно падает на землю, кружится. А когда подует ветерок, снежинки разлетаются в разные стороны. Давайте мы устроим настоящую метель.

Динамическая пауза с дыхательной гимнастикой.

Детям раздаются снежинки, вырезанные из салфеток. После чтения слов нужно дуть на снежинки так, чтобы как можно дольше не падали на пол.

Дуй, дуй, не зевай.

Упасть снежинке не давай.

Чтобы узнать, кто ещё живёт среди снегов и льда, нужно отгадать загадку.

Длинный мех бел, как снег.

Ест тюленей и рыб на обед.

Он отличный пловец

И заботливый отец.

Трёхметровый великан,

Весит тысячу килограмм! (белый медведь).

Слайд № 6.

В. Какой медведь? (Ответы детей).

У белого медведя есть брат. Знаете кто? (Бурый медведь).

Дидактическая игра «Сравни медведей» Слайд № 7.

Дети отвечают на вопросы воспитателя в индивидуальном порядке полными предложениями.

В. Где живут медведи? (Бурый медведь живёт в лесу, а белый – на севере, на льдине.)

Какого цвета шерсть у медведей? (У бурого шерсть коричневая, у белого – белая.).

Что едят медведи? (Бурый медведь ест малину, мёд, рыбу, а белый медведь – рыбу и тюленей).

Где спят медведи? (Бурый медведь спит в берлоге, а белый медведь в снегу) Слайд № 8.

В. Как вы думаете, смогли бы медведи поменяться места и почему? (Ответы детей).

В. Бурый медведь замёрз бы среди снегов, а белому медведю было бы очень жарко летом. А ещё у белого медведя лапы покрыты шерстью даже с нижней стороны, чтобы не скользить на льду. Слайд № 9.

В. Белые медведи очень заботливы родители, они опекают своих малышей.

Давайте поиграем в игру «Белые медведи».

Подвижная игра «Белые медведи ». Слайд № 10.

Один ребёнок – медведь, остальные — медвежата. «Медведь» по команде ловит «медвежат», они становятся цепочкой и вместе ловят остальных.

Раз, два, три. Лови!

В. Порезвились «медведи», нужно отдохнуть. Присядьте на коврик.

Релаксационная пауза «Колыбельная медведицы»

Дети закрывают глаза, имитируют сон под музыку.

В. Просыпайтесь, нам пора возвращаться, чтобы отправить письмо доктору Айболиту.

Динамическая пауза.

Мы идём, идём вперёд!

Весело шагаем.

Мы идём, идём вперёд.

О доме мы мечтаем. (Шагают друг за другом по кругу).

В. Пора нам выполнить последнее задание.

Дидактическая игра «Собери картинку».

Выполняется в индивидуальном порядке. После выполнения задания дети назвать то, что у них получилось. Если кто-то выполняет быстрее, ему предлагается сложить ещё одну картинку. Все остальные подключаются.

В. Где мы с вами сегодня побывали? (На севере, в холодных странах.).

Каких животных встретили? (Ответы детей.).

Их изображения мы отправим доктору Айболиту.

А что вам понравилось, запомнилось больше всего?

Что вы расскажите своим мамам и папам, друзьям?

В. Вы все сегодня помогали мне и доктору Айболиту, были очень внимательными. Чтобы вы не болели, доктор Айболит передал вам витамины. (Раздаёт детям витамины.)

Группа: подготовительная к школе Тема недели: «Животные холодных стран».

Цель: продолжаем знакомить детей с природой Арктики и Антарктики, кто там живет, как люди одеваются и как выживают в условиях вечного холода. Какая флора и фауна этих краев. Формирование представления об особенностях зимы в разных широтах и в разных полушариях.

Итоговое мероприятие : выставка детских работ «Животные Антарктиды»

Ответственные за итоговое мероприятие : воспитатели группы.

Дата

Тема недели

Режим

Интеграция образовательных областей

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей

Взаимодействие с родителями

Образовательная деятельность в режимных моментах, НОД

Групповая, подгрупповая

Индивидуальная

Утро

Физическое,

Утренняя гимнастика

Самомассаж: «Наши спинки».

Пальчиковая гимнастика :

«Паучок», «Месим тесто», «Игрушки».

Беседа: «Что такое Арктика и Антарктика».

Цель: что вы знаете об Арктике и Антарктике? Кто там живет? Где на карте это находиться?

Вспомнить правила поведения в группе (Коля Б., Рухшона, Артем Ж.)

Д/И «Круги на воде»

Цель: для развития творческого воображения, активизация словаря (Рухшона, Фатима, Родион, Марта, Сережа)

Повторить названия месяцев в году - Андрей, Фатима, Рухшона, Ариша.

Повторить приметы осени (Коля Б., Марта Л., Маша Ж.)

Оформление родительского уголка по теме «Арктика и Антарктика»

Привлечение родителей к совместной с детьми исследовательской деятельности.

НОД

1.Развитие речи. «Лексические игры и упражнения. Звери и зверята»

Цель: совершенствовать диалогическое общение детей, умение слушать, высказываться, реагировать на высказывания собеседника, задавать вопросы.

Стр.56, В.В. Гербова.

2. Физическое развитие.

3. Художественно-эстетическое развитие. Рисование. «Полярный медведь»

Цель: закреплять умение детей «строить» фигуру белого медведя из простых фигур – овалов, кругов, выгнутых и вогнутых линий, закреплять навык оттенять рисунок с помощью коротких и длинных штрихов карандашом. Закреплять умения рисовать карандашами и красками. Закреплять умение наиболее полно выражать свой замысел средствами рисунка, доводить начатое до конца. Развивать воображение, творческие способности, фантазию.

Комарова, Страница 56.

Прогулка

Карточка № 12. Наблюдение за глубиной снега.

Цель: устанавливать связь между силой ветра и формой, местонахождением сугробов до и после снегопада.

Работа перед сном

Речевое, социально-коммуникативное, познавательное, художественно-эстетическое развитие.

Чтение художественной литературы . Чтение рассказа Н. Сладков «Во льдах», «Полярная ночь».

Цель: Развивать кругозор детей.

Вечер

Гимнастика пробуждения: комплекс № 8.

Закаливающие процедуры, босо хождение по массажным коврикам.

Дидактическая игра: «Кто где живет?».

Цель: развитие речи, воображения и памяти детей. (Коля Б., Марта Л., Рухшона)

Настольно печатные игры по выбору детей.

Создать условия для самостоятельной сюжетно ролевой игры «Полярные исследователи»

Цель: закрепить название профессий людей, работающих за полярным кругом. Объяснить значимость и важность их работы. Уточнить цели, ради которых проводятся эти исследования.

Прогулка

Физическое, речевое, социально-коммуникативное, познавательное развитие.

П/и «Ловишка, бери ленту»

Цель: развивать физические качества: ловкость, быстроту и внимание.

П.И. «Попади мешочком в круг».

Цель: развиваем ловкость в движениях.

Т/Д «Расчищать дорожки от снега и переносить снег в лунки деревьев, цветников и кустарников»

Цель: совершенствовать навыки выполнения трудовых действий.

Утро

Утренний прием детей в группе

Утренняя гимнастика . По плану инструктора по физкультуре.

Пальчиковая гимнастика .

«Сколько обуви у нас», «Дождик»

Цель: развитие мелкой моторики.

Беседа: « Вежливая просьба »

Цель: познакомить детей с формами выражения просьбы, адресованной старшему незнакомому, старшему близкому, а также ровеснику в разных ситуациях: дома, на улице, в общественных местах .

Артикуляционная и зрительная гимнастика.

Д/И «Составь картинку»

Цель: закреплять навыки собирать разрезные картинки, народные промыслы России (Рухшона, Маша Ж., Вика, Артём М.).

Д\ И «Времена года»

Цель: закреплять с детьми времена года и их признаки. (Коля, Тимоша, Катя У., Андрей М.).

Закреплять умение накрывать на стол, правильно раскладывать столовые приборы: ложку и нож – справа от тарелки, вилку - слева; полностью убирать со стола после еды.

Отметить в календаре природы состояние погоды.

Информирование родителей о ходе образовательного процесса.

НОД

Речевое, социально-коммуникативное, физическое, художественно-эстетическое, познавательное развитие.

1. Познавательное развитие. ФЭМП. Занятие №7

Цель: закрепляем умения составлять число 10 из двух меньших чисел и раскладывать его на два меньших числа. Закреплять умение определять предыдущее, последующее и пропущенное число к названному или обозначенному цифрой в пределах 10. Упражнять в умении измерять длину и ширину предметов с помощью условной меры. Продолжать формировать навыки ориентирования на листе бумаги в клетку.

Помораева, страница 61

2 . Художественно-эстетическое развитие. Аппликация. «Пингвин на льдине»

Цель: развивать навыки выполнения аппликации методом обрывания, создания мозаичного узора. Упражнять в подборе разных оттенков синего и голубого при изображении воды. Развивать интерес к методу обрывания. Воспитывать стремление добиваться хорошего результата.

Комарова, страница 95

3 . Художественно-эстетическое развитие. Музыка. По плану музыкального работника

Прогулка

Физическое, речевое, социально-коммуникативное, познавательное развитие.

Карточка № 17. Рассматривание почек на деревьях.

Цель: развиваем наблюдательность, логическое мышление, речь. Способствовать обобщению представлений о строении, росте и развитии растений.

Работа перед сном

Речевое, социально-коммуникативное, познавательное, художественно-эстетическое развитие.

Чтение художественной литературы. Чтение рассказа Г. Снегирев «Пингвиний пляж», «К морю»

Вечер

Речевое, социально-коммуникативное, физическое, познавательное, художественно-эстетическое развитие.

Закаливающие процедуры.

Игры – шнуровки.

Цель: развитие мелкой моторики рук (Андрей, Артём М., Кирилл, Рухшона)

Упражнять Серёжу и Марту Л. в закрашивании предметов, не выходя за контур. Цель: развитие моторики рук.

«Северные жители».

Цель: рассказать как живут народы севера и как они уживаются с разными животными. Показать стиль жизни людей.

Беседы с родителями о событиях прошедшего дня.

Прогулка

Физическое, речевое, социально-коммуникативное, познавательное развитие.

Наблюдение за состоянием погоды. Беседы об изменениях погоды во время утренней прогулки и вечерней.

Подвижные игры по выбору детей.

«Платок с узелком»

Цель: познакомить с народной игрой; развивать ловкость, гибкость, координацию движения.

Игра – забава: «Узнай не видя»

Цель: развивать наблюдательность.

Т/Д: «Пополнить кормушки кормом»

Цель: воспитывать бережное отношение к природе и птицам.

24 января, среда.

Утро

Физическое, речевое, социально-коммуникативное, познавательное, художественно-эстетическое развитие.

Утренний прием детей в группе

Утренняя гимнастика . По плану инструктора по физкультуре.

Беседа: «Если ты потерялся или заблудился»

Цель: Объяснить детям, чтобы помочь себе, ты должен: уметь обращаться за помощью к взрослым,

знать и называть свое имя и фамилию, знать и называть свой возраст , свой полный домашний адрес (улица, дом, квартира) .

Пальчиковая гимнастика. «Семья».

Цель: развитие мелкой моторики рук.

Артикуляционная и зрительная гимнастика.

Д/И. «Собери животных севера»

Цель: Закреплять знания детей о северных животных (Ариша, Маша Ж., Катя У., Серёжа, Рухшона)

Д/И. «Дружба»

Цель: побуждать к дружбе, вежливости и взаимопомощи. (Лиза К., Фатима, София, Серёжа).

Д/И «Что перепутал художник»

Цель: находить несоответствия в изображении (Ариша Т., Женя Ш., Артем Ж., Андрей М.)

Закреплять умение накрывать на стол, правильно раскладывать столовые приборы: ложку и нож – справа от тарелки, вилку - слева; полностью убирать со стола после еды.

Отметить в календаре природы состояние погоды.

Информирование родителей о ходе образовательного процесса.

НОД

Речевое, социально-коммуникативное, физическое, художественно-эстетическое, познавательное развитие.

    Познавательное развитие. ФЭМП. Занятие № 5

Цель: продолжаем закреплять составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание. Продолжать знакомить с часами и устанавливать время на макете часов. Совершенствовать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку. Совершенствовать умение моделировать предметы с помощью знакомых геометрических фигур.

Помораева, страница 64.

2 . Познавательно – исследовательская деятельность. «Змей Горыныч о трех головах»

Цель: развитие представлений о единстве агрегатных состояний воды – лед, вода и пар. Развитие способностей к преобразованию.

Н. Е. Веракса «Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников», страница 43

3.Физическое развитие. По плану инструктора по физкультуре.

Прогулка

Физическое, речевое, социально-коммуникативное, познавательное развитие.

Карточка №14. Наблюдение за красотой деревьев.

Цель: закрепить представление высказывать свои впечатления, сравнивать, выбирать образные эпитеты. Воспитывать интерес к жизни растений.

Работа перед сном

Речевое, социально-коммуникативное, познавательное, художественно-эстетическое развитие.

Чтение художественной литературы. Чтение рассказа А. Членов «Как Алешка жил на Севере»

Цель: расширять детский кругозор.

Вечер

Речевое, социально-коммуникативное, физическое, познавательное, художественно-эстетическое развитие.

Постепенный подъём. Гимнастика пробуждения № 8.

Закаливающие процедуры.

Ходьба по массажным дорожкам.

Д/И: «Контуры: животные разных материков»

Цель: развитие речи, памяти, закрепить представления о животных.

Свободное рисование Цель: развивать творчество. Закреплять знания, полученные на НОД

Настольно печатные игры по желанию детей.

Создать условия для самостоятельной игры.

«Пингвины и медведи на Севере»

Цель: показать как белые медведи и пингвины живут в Антарктиде. Умение самостоятельно организовывать игру и придумывать сюжет. Развивать воображение у детей.

Беседы с родителями о событиях прошедшего дня.

Прогулка

Физическое, речевое, социально-коммуникативное, познавательное развитие.

П /И. «Горелки»

Цель: развивать умение быстро реагировать после звукового сигнала.

Труд в природе: Собрать на участке снег для снежных построек.

Цель: Приобщать дошкольников к труду.

25 января, четверг.

Утро

Физическое, речевое, социально-коммуникативное, познавательное, художественно-эстетическое развитие.

Утренний прием детей в группе

Утренняя гимнастика . По плану инструктора по физкультуре.

Воспитание КГН: совершенствовать навыки культуры поведения.

Беседа: «Значение занятий физкультурой и спортом для сохранения здоровья»

Цель: Закреплять, уточнять и пополнять знания о значении физкультуры и спорта; укреплять потребность в занятиях физкультурой; вызвать уважение к людям, занимающимся физкультурой.

Пальчиковая гимнастика «Часы»

Артикуляционная и зрительная гимнастика.

Д/И «Считай быстро»

Цель: Закреплять знания детей, полученные ранее, упражнять в прямом и обратном счете до 20. (Коля, Артём Ж., Катя У., Саша).

Обучать навыкам составления рассказа по картинке на основе личного опыта и по образцу.

Цель: Развивать связную речь детей.

(Лиза Л., Коля, Марта, Фатима)

Настольно печатные игры по желанию детей.

Закреплять умение накрывать на стол, правильно раскладывать столовые приборы: ложку и нож – справа от тарелки, вилку - слева; полностью убирать со стола после еды.

Отметить в календаре природы состояние погоды.

Информирование родителей о ходе образовательного процесса.

Привлечение родителей к совместной с детьми деятельности.

НОД

Речевое, социально-коммуникативное, физическое, художественно-эстетическое, познавательное развитие.

1.Речевое развитие. «Пересказ сказки Маршака « Двенадцать месяцев»

Цель: познакомить со сказкой С. Маршака «Двенадцать месяцев»

В. Гербова «Развитие речи в детском саду» стр.42

2 .Познавательное развитие. Ознакомление с миром природы. «Животные водоемов, морей и океанов»

Цель: расширять представления детей о многообразии обитателей водоемов, морей, океанов. Развивать интерес к миру природы. Формировать представления о взаимосвязях животных со средой обитания.

Соломенникова, страница 43

Прогулка

Физическое, речевое, социально-коммуникативное, познавательное развитие.

Карточка № 15. Наблюдение за погодой.

Цель: формировать элементарные представления об изменениях положения Земли относительно Солнца. Продолжать отмечать путь солнца, его высоту в полдень, знакомить со свойствами снега.

Работа перед сном

Речевое, социально-коммуникативное, познавательное, художественно-эстетическое развитие.

Загадывание загадок о животных Севера. Загадывает педагог или сами дети.

Цель: развивать речь и память, побуждать быть находчивыми и смышлеными.

Вечер

Речевое, социально-коммуникативное, физическое, познавательное, художественно-эстетическое развитие.

Постепенный подъём. Гимнастика пробуждения №8.

Ходьба по массажным дорожкам.

Настольно-печатные игры по выбору детей.

Д/И «Съедобное - несъедобное»

Цель: развивать речь и память, воображение, ловкость и быстроту реакции. (Фатима, Тимофей, Катя У. Настя Г., Серёжа).

Настольно печатные игры по желанию детей.

Сюжетно – ролевая игра «Телевизионный репортаж из Арктики»

Цель: закреплять тему телевидения; побуждать самостоятельно, создавать и видоизменять игровую среду; активизировать словарный запас по пройденным темам.

Беседы с родителями о событиях прошедшего дня.

Прогулка

Физическое, речевое, социально-коммуникативное, познавательное развитие.

Наблюдение за состоянием погоды. Беседы об изменениях погоды во время утренней прогулки и вечерней.

Подвижные игры по выбору детей.

«Лягушки».

Цель: развивать у ребят координацию движений; стремиться к достижению цели.

«Бегите ко мне»

Цель: развивать ориентировку в пространстве, умение действовать по сигналу.

Т/Д: помочь дворнику посыпать дорожки песком.

Цель: прививать уважение к любому труду.

26 января, пятница.

Утро

Физическое, речевое, социально-коммуникативное, познавательное, художественно-эстетическое развитие.

Утренний прием детей в группе

Утренняя гимнастика . По плану инструктора по физкультуре.

Беседа: Тема «Правила поведения на дороге в дождливый день»

Цель: объяснить детям, почему повышается опасность на дороге в дождливую погоду.

Пальчиковая гимнастика

«Перчатка».

Цель: Формирование мелкой моторики рук и развитие речи.

Артикуляционная и зрительная гимнастика.

Д/И «Где я живу?»

Цель: закрепить все знания детей о проживании разных животных.

(Марта, Фатима, Сережа, Коля).

Д/И «Укрась слово»

Цель: для развития образного мышления, творческого воображения. Активации словаря, ассоциативного процесса (Саша, Кирилл, Андрей, Женя)

Настольно печатные игры по желанию детей.

Закреплять умение накрывать на стол, правильно раскладывать столовые приборы: ложку и нож – справа от тарелки, вилку - слева; полностью убирать со стола после еды.

Отметить в календаре природы состояние погоды.

Взаимодействие с родителями при приеме и уходе детей домой – индивидуальные беседы и консультации.

НОД

Речевое, социально-коммуникативное, физическое, художественно-эстетическое, познавательное развитие.

1. Художественно-эстетическое развитие. Рисование. «Арктический пейзаж»

Цель: закреплять умение детей рисовать цветными восковыми мелками с последующей заливкой черной тушью или разведённой гуашью. Совершенствовать навыки подбора нужного цвета и составления оттенков. Развивать умение дополнять рисунок характерными деталями, доводить замысел до конца, оценивать свою работу.

Комарова, страница 98

2. Художественно – эстетическое развитие. Музыка. По плану музыкального работника.

3.Физическое развитие на прогулке. По плану инструктора по физкультуре.

Прогулка

Физическое, речевое, социально-коммуникативное, познавательное развитие.

Карточка № 17. Наблюдение за работой дворника и технике по уборке снега.

Цель: продолжать прививать любовь к труду и уважение к любой работе взрослого человека.

Работа перед сном

Речевое, социально-коммуникативное, познавательное, художественно-эстетическое развитие.

Чтение художественной литературы. Чтение рассказа Н. Емельянова «Окся - труженица»

Цель: повышать кругозор детей.

Вечер

Речевое, социально-коммуникативное, физическое, познавательное, художественно-эстетическое развитие.

Постепенный подъём. Гимнастика пробуждения № 8.

Ходьба по массажным дорожкам.

Игры на развитие мышления, логики и памяти.

Настольно-печатные игры: «Математическое домино», «Числовые домики» (Полина К., Настя Г, Кирилл, Лиза К, Таня).

Настольно печатные игры по желанию детей.

Сюжетно-ролевые игры:

Театрализованная игра:

«Ставим сказку Теремок».

Цель: Развивать воображение; инсценировать сказку кукольными игрушками.

Беседы с родителями о событиях прошедшего дня.

Прогулка

Физическое, речевое, социально-коммуникативное, познавательное развитие.

Наблюдение за изменением погоды.

П/И. «Замри»

Цель: закрепить знания детей, понимать схематическое изображение позы человека.

Игра – забава: «Успей подхватить»

Цель: развивать ловкость и точность движений.

Игры с выносным материалом: (совочки, ведёрки, формочки, и т. д.).

Труд: посыпать дорожки песком.

Цель: воспитывать трудолюбие, умение работать сообща.

татьяна илюхина
Конспект занятия по лексической теме «Животные холодных стран» в подготовительной группе

подготовительная группа

Животные холодных стран .

Систематизировать и закрепить представления детей о животных холодных стран , их повадки, поведение, образе жизни.

Словарь :

(лексический минимум )

существительные : белый медведь, песец, морж, северный олень, снежный барс, морской котик, тюлень, северная собака, пингвин, заяц, волк, прорубь, мех, шкура, клыки, копыта, лапы, ласты, рога, мох.

прилагательные : пушной, широкий, длинный, ценный, прожорливый, выносливый, пушистый, жирный, сильный, осторожный, белогрудый, черноспинный.

глаголы : плавать, ползать, прыгать, бегать, мчаться, возить, рыскать, охотиться, спасаться, живать, защищаться.

наречия : опасно, осторожно, красиво, холодно , ловко, умело.

Пальчиковая гимнастика.

"Накорми зверей"

Смотрите, милые друзья, (Развести руки в стороны)

Да тут их целая семья :

У медведя- медвежонок, (Загибать пальчики, начиная

У тюленя- телененок, с большого)

У пингвина- пингвинёнок,

У оленя- олененок.

А теперь кормить их будем.

Травку дам оленю,

Пингвину и тюленю рыбы дам,

Мишке белому- медко,

А моржу дам молоко.

"Животные холодных стран "

Рассказ- беседа.

Отгадайте загадку : Ветер, снег и лёд- не мечтай о тепле,

Кто же там живёт, на холодной земле ?

Дикие животные : белые, медведи, песец, моржи, тюлени.

Северный Ледовитый океан почти всегда закован толстым крепким льдом. В белых льдах лишь кое- где видны черные трещины- разводья. По ним, вслед за могучими ледоколами плывут корабли. А вокруг, куда ни глянь, многометровые сугробы. Здесь, на Крайнем Севере, в Арктике, лед никогда не тает. Почему? Да потому, что коротким полярным летом солнце не поднимается высоко, его не жаркие лучи отражаются ото льда и снега. Растопить лёд здешнее солнце не может. Даже летом здесь 50о мороза, а про зиму и говорить нечего. Зимой столбик термометра опускается почти до цифры 90о.

Белый медведь. На снегу его совсем не заметно : шуба белая и снег белый, один нос черный. Когда медведь подкрадывается к тюленям, он предусмотрительно прикрывает нос лапой. Сотни километров проходит он по льдам в поисках добычи. Полынья на дороге- не беда. Прыгнет в ляденую воду и плывёт до льдины. Ни мороз, ни ледяная вода медведю не страшны - такая у него замечательная шуба.

Морж тоже полярный житель. Этот великан не боится даже белого мебведя. Хотяч у него острые, могучие клыки, морж совсем безобидный. Клыками он выкапывает из ила раковины и съедает их содержимое.

Тюлень питается рыбой. Он прекпасный пловец и ныряльщик. Вместо ног у него ласты. Вынырнет тюлень, наберет воздуху и снова в воду. А зимой, когда вода быстро замерзает, тюленю приходится пробивать лёд головой. Иначе задохнуться можно. Вот здесь- то, возле лунок, белый медведь и подстерегает тюленя. Детёныши у тюленя совсем белые. Их так и называют- бельки.

Пингвины хоть и птицы, а не летают. Крылья им нужны для того, чтобы грести под водой. Гнёзда для птенцов пингвины не делают- негде и не из чего. Но ведь на снегу яйцо тоже нельзя отложить- замерзнет пингвинёнок! Мама- пингвиниха снесёт яйцо, а пингвину- папе приходится держать его на лапах и согревать собственным пухом.

Песец только зимой белый, чтобы быть незаметным и пушистым, чтобы не замёрзнуть. А летом песец серый и облезлый.

Игровые технологии.

"Найди четвёртого лишнего"

Дидактическая задача : развивать умение классифицировать, сравнивать, обобщать. Развивать речь, внимание.

Материал : таблицы, разделенные на 4 клетки с изображением животных Севера .

Игровые действия : знать названия и особенности внешнего вида животного , уметь обобщать понятия при выделении лишнего в таблице.

Ход игры.

Педагог предлагает детям рассмотретьб таблицу и ответить на вопросы. За правильный ответ играющий получает фишку.

Как называются эти животные ?

Кто здесь лишний? Почему?

Что общего у этих животных ?

"Кто какой, кто что умеет"

Дидактическая задача : закрепить знания о животных холодных стран . Развивать мышление, память.

Материал : предметные картинки с изображение животных .

Игровые действия : называние.

Ход игры.

Выбирается любое животное . Дети по очереди подбирают слова, отвечающие на вопрос : "Какое это животное ? Что может делать это животное ?"

Выигрывает тот, кто последний назвал признак (действие)

"Отгадай загадку, подбери отгадку"

Дидактическая задача : развиватьб внимание, память, мышление, разговорную речь.

Материал : картинки с изображением животных холодных стран .

Игровые действия : называние и подбор картинки.

Ход игры.

Педагог загадывает загадку, дети отгадывают и подбирают картинку.

В Арктике нет ни берёз, ни осинок-

На льдине большой он дремал

От холода шерсть бережёт его спину,

Полярною ночью он солнышка ждал.

Цвет шерсти у него такой, как у снега,

Чтоб не заметил никто на снегу.

Полгода под ним тёмное небо,

И солнечных дней очень мало в году.

Боятся его моржи и тюлени,

Он ловит рыбу в холодной воде ,

На холоде зимнем ему не до лени-

Заботится нужно о вкусной еде.

(Белый медведь)

Скажите, ребята, из вас кто не знает

Животное , что живёт у холодной воды ?

Красная книга его охраняет.

Дом его там, где господствуют льды.

Клыки иногда при движенье- подмога,

Тело тяжелое ласты несут.

Когда лед оттает хотя бы немного,

Животные эти из воды к берегам подлывут.

Они на холодном песке отдыхают ,

На лежбище слабых растят малышей.

Моллюсков морских из песка накапают

И рыбы половят- вот корм для.

(моржей)

Ловкий маленький зверёк

Живёт на Севере сувором.

Шерсть его блестит, как шёлк,

Как цвет блестящего покрова.

И пусть охотятся за ним,

За драгоценной его шкурой,

Он осторожен, не ленив,

Проворный, хитрый, юркий.

(Песец)

В Антарктиде среди льдин

Ходит важный господин.

В чёрный он одет сюртук,

Крылья машут вместо рук.

Хоть на шее белый галстук,

На ногах надеты ласты.

Вы узнали господина,

Птицу важную.

(пингвин)

Головка и хвост, вместо лап- плавники,

Ленив он на льду и проворен в водице,

Детишек его называют "бельки"

Скажи, что за зверь возле льдины резвится?

(Тюлень)

"Угадай по контуру"

Дидактическая задача : развивать внимание, зрительное восприятие, память.

Материал : картинки с контурным изображением животных холдных стран .

Игровые действия .

«Животные холодных стран»

Северный Ледовитый океан почти всегда закован толстым крепким льдом. В белых льдах лишь кое- где видны черные трещины - разводья. По ним, вслед за могучими ледоколами плывут корабли. А вокруг, куда ни глянь, многометровые сугробы. Здесь, на Крайнем Севере, в Арктике, лед никогда не тает. Почему? Да потому, что коротким полярным летом солнце не поднимается высоко, его не жаркие лучи отражаются ото льда и снега. Растопить лёд здешнее солнце не может. Даже летом здесь 50 градусов мороза, а про зиму и говорить нечего. Зимой столбик термометра опускается почти до цифры 90о.

Белый медведь - родственник бурому мишке , но живёт на Севере, среди льдов и снега, поэтому и шуба у него белая. На фоне снега она незаметна и позволяет ему ближе подобраться к добыче.

Только нос и губы у белых медведей чёрные. Шуба у него плотная, густая - отличная защита от морозов. Мохнатые лапы - широкие: так по снегу ходить удобнее. А на лапах - острые когти. Ими снег хорошо раскапывать и добычу удерживать.

Белые медведи - любители путешествовать. И не только по берегу: они даже на больших льдинах плавают. Холодной воды не боятся. Если понадобится, могут и нырнуть, легко перебраться вплавь с одной льдины на другую.

Охотятся белые медведи на тюленей. Увидят его на снегу и начинают осторожно подкрадываться. А потом прыгают, хватая добычу острыми когтями передних лап.

Во время пурги песец устраивает себе убежище прямо в снегу. А если ударят ещё и сильные морозы, песец зарывается глубоко в сугроб и пережидает ненастье.

В этом снежном "доме" песец может провести несколько дней, пока погода не наладится.

Часто песец ходит за северным белым медведем . Такая "дружба" ему выгодна: остатки медвежьего "стола" - настоящее пиршество для песца.

Этот зверь питается разнообразной пищей - почти всем, что на зуб попало. Ловит мелких животных, птиц, рыбу. Лакомится птичьими яйцами и птенцами, ягодами и некоторыми растениями.

Но главная еда для него - это лемминги, северные мыши. Чем больше леммингов, тем больше будет и песцов. Если добычи много, песец обязательно что - нибудь спрячет, зароет - про запас.

Рыть норы в мёрзлой земле тундры трудно. Поэтому песцы живут в одних и тех же норах по много лет. Живут вместе несколько поколений. В песцовых жилищах много жилых помещений, много ходов - выходов.

В таком подземном городке часто живут сразу несколько семей. А семья у песца - многодетная. В ней растут не только родные дети, но и приёмный: настоящий "детский сад" получается! Малыши пьют мамино молоко и быстро растут. Быстрее, чем родственники - лисята.

Из - за ценного меха на песцов охотятся. Разводят песцов и на специальных зверофермах.

Северный олень - житель Крайнего Севера. Ему не страшны ни сильные морозы, ни глубокие снега. У него замечательная шерсть - густая, мягкая. Особенно тёплая она становится в зимние месяцы, когда наступают морозы и бушуют метели.

Копыта северного оленя особенные. Они широкие да ещё могут раздвигаться, как растопыренные пальцы. И олень ходит, не проваливаясь, по снегу или болоту.

Но края копыт ещё и крепкие, острые. Это очень важно! Копытами, как лопатами, северный олень раскапывает, разгребает снег, чтобы добраться до вкусного мха. Этот олений мох называется "ягель".

Ещё олени - прекрасные пловцы. Они легко переплывают широкие холодные реки и морские проливы.

Главное украшение северных оленей - их большие ветвистые рога. И вырастают они не только у самцов, но и у самок - олених.

Каждый год олени меняют старые рога на новые. У малышей - оленят тоже есть рожки, только маленькие, больше похожие на веточку или спицу.

А ещё олени дают вкусное молоко. Северные олени - путешественники. Огромные стада кочуют по тундре, совершая большие переходы. А во главе стада идёт вожак - самый опытный и сильный олень.

Но вот наступает короткое северное лето. Лёд на морях тает, вода отступает... И олени спешат к морскому берегу, несмотря ни на какие преграды.

Оленей привлекает морская вода. Ведь соль для животных необходима. А в обычном корме - траве, ветках, мхе - её очень мало. Без соли олень может погибнуть.

Весной рождаются оленята. Когда они ещё совсем маленькие, мама - олениха в случае опасности отбегает от них в сторону: оленёнок замирает, прижимается к земле, вытягивает шею: рядом пройдёшь - не заметишь.

И хотя северные олени много путешествуют, они любят полежать, подремать. Особенно на ровном льду замёрзшего озера. Никакой хищник незаметно не подберётся. А главный враг северных оленей - это волк .

Летом олени бегают, высунув язык. Так олени потеют, охлаждаются.

Дети ждут подарков от Деда Мороза. Он привозит их... на оленьей упряжке!

Конспект интегрированного занятия «Животные холодных стран» в подготовительной логопедической группе

с использованием мультфильмов.

Цель: закрепление представлений о диких животных холодных стран.

Задачи:

    Обучающие:

    формирование представлений о диких животных холодных стран по их внешнему виду, образу жизни и повадках;

    формирование умения классифицировать животных, живущих на разных полюсах;

    расширение кругозора детей.

    1. Развивающие:

    развитие внимания и зрительного восприятия;

    развитие мелкой моторики, ориентировки в пространстве;

    расширение словарного запаса, уточнение и активизация словаря по теме "Животные холодных стран".

    Коррекционные:

    закрепление сформированных грамматических категорий и словообразования;

    закрепление навыка звуко-буквенного анализа и синтеза слова, навыка чтения;

    развитие внимания, памяти, мышления и фонематического восприятия.

    Воспитательные:

    формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, ответственности, инициативности;

    воспитание любви и бережного отношения к природе.

Оборудование: плоскостной глобус, плоскостные фигурки животных, кассы букв, буквы из проекта «Буквознайка» для составления слова Умка, карточки-слоги для составления названия рыб, отрывки из мультфильмов «Умка» (режиссёры В. Пекарь, В. Попов, 1969 г.), «Приключения пингвинёнка Лоло» (режиссёры К. Ёсида, Г. Сокольский, 1986 г.), аудиозапись «Жили были три пингвина» (композитор А. Варламов, стихи А. Милн), гимнастические обручи, ПК, LCD панель, презентация.

Предварительная работа:

    Беседа о животных холодных стран, их особенностях, повадках.

    Беседа «Как животные приспосабливаются к зиме».

    Чтение. В. Катаев «Цветик - Семицветик», Г. Снегирев «Как Алёшка жил на севере».

    Просмотр мультфильмов «Умка», «Приключения пингвинёнка Лоло», «Жили были три пингвина».

    Д/и «Кто чем питается», «Кто где живет?», «Четвертый лишний», «Угадай животное», «Назови семью».

    Настольные игры «Глобус», лото «Животный мир».

    Подвижные игры «Море волнуется…», «У оленя дом большой».

    Составление слов из букв и слогов.

    Разучивание стихотворений и загадок о животных холодных стран.

Ход занятия.

      Организационный момент.

Воспитатель.

Собрались все дети в круг.

Я - твой друг, и ты - мой друг.

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Давайте все улыбнёмся и поделимся хорошим настроением друг с другом и с нашими гостями.

2. Введение в тему. Воспитатель загадывает загадку.

Короной снежной с двух сторон

Наш шар прекрасный окружен!

Два полюса, два братика-

Антарктика и Арктика.

3. Беседа.

Воспитатель: - Но где же находятся полюса? Это мы можем вспомнить, если

рассмотрим глобус. А что такое глобус? (Это уменьшенная модель Земли.)

Давайте посмотрим на наш Глобус и покажем, где находится Арктика.

Дети: - В верхней части глобуса, на макушке. (Показывают на глобусе.)

Воспитатель: Как называется противоположная часть земли?

Дети: - Антарктида.

Воспитатель: - Проходим за столы и продолжаем беседу.

Чем похожи эти районы?

Дети: - Это царство трескучих морозов, глубокого снега и толстого льда.

Воспитатель: - Правильно. Здесь лед никогда не тает, зимой солнце не показывается на небе, и всю зиму длится полярная ночь. В ночном небе бывает северное сияние. Небо часами переливается разноцветными огнями. Кругом плавают большие ледяные горы-айсберги. Большая часть айсберга скрыта под водой. Здесь очень холодно, дуют ледяные ветры.

Воспитатель: - Ребята обитаемы эти районы или нет? Неужели в царстве льдов мы никого не встретим?

Дети: - Обитаемы.

Воспитатель: - Какие животные обитают на Северном и Южном полюсах? Давайте их вспомним и расселим по своим домам. (На столах лежат плоскостные фигурки животных)

4. Игра «Кто где живет?» (проводит воспитатель).

Дети «расселяют» плоскостные фигурки животных по полюсам на глобусе (на магнитах).

5. Беседа. Составление предложений.

Воспитатель. - Чем питаются эти животные?

Дети. - Медведь питается рыбой. Олень питается мхом. Пингвин питается рыбой.

Воспитатель. - Почему животные не мерзнут?

Дети. - У животных под кожей толстый слой жира, густой мех, у птиц – перья и пух.

        Просмотр отрывка из мультфильма «Приключения пингвинёнка Лоло».

Воспитатель: - Ребята, а вы слышали о пингвинёнке Лоло? Где живет его семья?

Дети: - В Антарктиде.

Воспитатель: - Сейчас мы отправимся в гости к пингвинёнку Лоло.

(Просмотр отрывка «Воспитатель и пингвинята»). (Слайд 2).

Воспитатель: - О каких врагах рассказывал пингвинятам воспитатель?

Дети: - На суше - поморники, на море - касатка и морской леопард.

Воспитатель: - А друзья у пингвинов есть?

Дети: - Голубой кит, морской слон.

7. Игра «Какой, какая?». Образование сложных прилагательных.

Воспитатель: - У морского слона вместо ног ласты, значит он какой? - морской слон ластоногий.

У касатки острые зубы - ... (касатка острозубая).

У морского леопарда длинные усы - ... (морской леопард длинноусый).

У пингвина черные крылья - ... (пингвин чернокрылый).

У кита большой рот - ... (кит большеротый).

У моржа толстая кожа - ... (морж толстокожий).

    Музыкальная физкультурная минутка «Жили - были три пингвина». (Слайд 3).

    Игра «Составь слово из букв».

Воспитатель: - А вы слышали о медвежонке Умке? Где живет он со своей мамой медведицей?

Дети: - На севере.

Воспитатель: - Сейчас мы посмотрим отрывок из м/ф, который так и называется «Умка». Но сначала мы составим из букв название м/ф. (Из демонстрационных букв четыре ребёнка составляют слово Умка, а другие на столах выкладывают это слово буквами из разрезной азбуки. (Повторение «Заглавная буква»). Молодцы!

    Просмотр отрывка из мультфильма «Умка» («Умка ловит рыбу»). (Слайд 4).

11. Глазная гимнастика.

Воспитатель: подвигайте глазными яблоками вправо-влево;

часто поморгайте глазами;

зажмурьте глаза и откройте их (несколько раз).

12. Воспитатель: - Чему и как медведица учила медвежонка?

Дети: - Медведица учила Умку ловить рыбу, закрывая лапой чёрный нос.

Игра «Ловись рыбка».

Воспитатель: - Ребята, получилось у медвежонка поймать рыбу? Давайте ему поможем и сами узнаем, какая рыба живёт в холодных морях.

Дети читают слоги и составляют из них слова: пи-кша, ка-мба-ла, па-лтус.

(На ковре в обручах - «прорубях»). На экране появляются картинки рыб.

(Слайды 5, 6, 7).

    Воспитатель проводит игру «Да! - Нет!» (дети стоят).

Педагог называет разных животных. Если животное живёт в холодных краях, дети кричат: «Да!», если нет, то дети кричат: «Нет!» (Тюлень, северный олень, лось, кит, полярная сова, ёж, морж, белка, ворона, поморник, камбала...)

Воспитатель: Что на занятии вам понравилось? Какое задание для вас было самым трудным? Спасибо. Вы все сегодня постарались и были большие молодцы.

Список литературы:

1. Алябьева Е. А. Тематические дни в детском саду. – М: ТЦ «Сфера», 2005.

2. Бардышева Т. Ю. , Моносова Е. Н.. Тетрадь логопедических заданий. –

М: «Издательство: Скрипторий 2003», 2011.

3. Гуськова А. А. Мультфильмы в детском саду. Логопедические занятия по лексическим темам для детей 5-7 лет. - ТЦ «Сфера», 2010.

4. Коноваленко В. В. Коррекционная работа в подготовительной логопедической группе. - ООО «Гном-Пресс», 1998.

5. Цуканова С. П., Бетц Л. Л. Я учусь говорить и читать. – ООО «Издательство ГНОМ



Понравилась статья? Поделитесь ей